Система оценивания образовательных достижений
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.docx | 48.28 КБ |
sistema_formiruyushchego_otsenivaniya_v_nachalnoy_shkole.ppt | 2.74 МБ |
tablitsy_dlya_otsenivaniya.docx | 20.28 КБ |
tablitsy_samokontrolya.docx | 501.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол ул. Ленина, 69
Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников на уроках русского языка
Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов
МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинский район
с.Баянгол
2019
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | |
1.Понятия «контроль», «оценка», контрольно-оценочная деятельность | 4 |
2.Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников на уроках русского языка | 9 |
Заключение | 18 |
Список использованной литературы | 19 |
Введение
Век информации, современных технологий…. Трудно сейчас с уверенностью сказать, какие навыки потребуются в жизни нашим сегодняшним ученикам. Но я соглашусь с мнением известного американского социолога Э. Тоффлера, что «неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научится учиться». Целью обучения сегодня становится не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, а умение их мыслить на основе полученных знаний. Школа должна учить учиться, а конечным результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности.
Отсюда, основной задачей и критерием оценки в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учащимися системой учебных действий.
Особое место в формировании умения учиться у младших школьников принадлежит становлению контрольно-оценочной деятельности. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. Г. Цукерман пишет, что “действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт”.
3
Основная часть
1.Понятия «контроль», «оценка», контрольно-оценочная деятельность
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Под контролем в учебной деятельности понимаются соотнесение предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. Действие контроля предполагает наличие умения предвидеть результаты своих действий, сопоставляя выполняемые действия с определённым образцом, предотвращать появление ошибок. Сущность действия заключена в соотнесении действий с «образцом» - эталоном действия. Развитие контроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется, по данным определённым закономерностям. В начале обучения в школе овладение контролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении действие контроля превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включённый в процесс её выполнения. Уже с первого класса дети начинают под руководством учителя овладевать действием контроля «учебного» поведения: как надо входить в класс; как правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку; собирать портфель. Дети спешат подтвердить результаты, опираясь на мнение преподавателя, родителей. Только во втором, третьем классе действие контроля детей начинает всё более заметно проявляться как «составная часть» учебной деятельности. У школьников
начинает всё заметнее проявляться тенденция подвергать действию контроля
4
не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в
процессе её выполнения. К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам. На начальном этапе обучения действие контроля реализуется по конкретному образцу, затем по представлению о нём и на завершённом этапе – на основании обобщённого представления образцов. Умение ребёнка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствует, по мнению В.В. Давыдова, о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности сформированы.
Таким образом, формирование контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственно самоконтролю (к внутренней форме). Следовательно, в процессе обучения действие контроля постепенно превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включённый в процесс её выполнения, контрольное действие приобретает предупредительный и пооперационный характер.
Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. Оценка учитывает
объем, уровень и качество овладения учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной
5
науки и интерпретируются в школьных программах.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
ФГОС НОО содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,
соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
6
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Контрольно-оценочная деятельность – это важное условие повышения эффективности учебного процесса, которое является систематическим получением учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Отметка для ребёнка становится источником радости или серьёзных потрясений. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Но вместе с тем остаются в стороне старание и усилия ребёнка. Поэтому нужно правильно оценить уровень их знаний.
Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс
7
учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Можно выделить следующие этапы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся:
1 этап-1класс
2 этап-2 класс
3 этап-3,4 классы
4 этап-переход из начальной школы в основную (4 класс-II полугодие,5класс-I полугодие)
8
2.Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников на уроках русского языка
Человек не рождается с умением учиться. Приобретается оно в условиях специально организованного обучения, где ученик становится субъектом процесса обучения. В этом учебном году я взяла первый класс. Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.
Формирование ретроспективной самооценки на подготовительном уровне начинается с помощью «линеечек» – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Например, после написания первого диктанта, в котором учащимся необходимо было записать буквы и слоги, я подчеркивала зелеными чернилами правильные написания и рисовала на полях «линеечку». Учащиеся затем писали, ориентируясь на свой образец письма.
Для оценивания деятельности в 1 классе использую также следующие приемы: «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал, «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь, «График» - при проверке темпа чтения. _
После освоения способов работы с «линеечкой» учащиеся переходят на
9
следующий уровень – сопровождающий. Учитель определяет, что необходимо оценить, предлагает эталон для сравнения; учащиеся осуществляют самооценку самостоятельно. Например, учащимся предлагается составить схемы трех слов, после выполнения задания ученики самостоятельно проверяют выполнение (правильные ответы даны на карточках), оценивают правильность выполнения с помощью «линеечки».
Ретроспективная самооценка осуществляется не только с помощью «линеечек», так, при оценивании орфографических диктантов (слова на одну, позднее – на несколько орфограмм) со второго класса можно предложить учащимся работу с таблицей, в которой отмечается количество правильных написаний, а учащийся выставляет себе оценку (справился / не справился) и самооценку, например,
Правописание безударных гласных в корне слова
Дата | Орфограмма | Общее количество слов | Количество правильных написаний | Количество ошибок | Оценка | Самооценка |
13.11 | Безударные гласные в корне слова | 7 | 2 | 5 | не справ. | |
01.12 | Безударные гласные в корне слова | 10 | 7 | 3 | справ. |
Прием «ретроспективная самооценка» используется на всех этапах урока русского языка, например, на этапе «минутка чистописания» предлагается учащимся следующее упражнения (прием предложен М.С. Соловейчик): «Проверьте, правильно ли у вас в тетради написаны
10
буквы. Подчеркните буквы, в написании которых вам нужно потренироваться. Задайте себе домашнее задание, используя тетрадь по чистописанию».
Опираясь на свой опыт, в работе я выделила наиболее продуктивные педагогические средства учебного процесса для формирования контрольно-оценочной деятельности: Справочник ошибок, дидактические игры, Листы успеха, Лист оценки деятельности на уроке.
Я считаю, что в младшем школьном возрасте очень важно опираться на игровой опыт учеников, поэтому применяю дидактические игры. Одна из любимых детьми игр – «Совещание врачей». Каждый ученик в группе - «врач», специалист по конкретной орфограмме. Чтобы вылечить «больное слово», «врачу» необходимо:
а) самостоятельно определить «диагноз», т.е. орфограмму-критерий;
б) выписать «рецепт», т. е правило-способ проверки;
в) «вылечить» слово, т.е. проверить его по правилу и записать правильно. Письменно оформленный «рецепт» и есть «помощник», который далее используется другими учениками. Важно, что в этой игре у детей не только формируется умение осуществлять контроль, но и то, что ученики выделяют и понимают критерии работы. В эту игру мы успешно играем на разных предметах и «лечим» не только слова, но и математические выражения, явления, способы действий. Также хорошие результаты дает игра «Педсовет». Возможно ее проведение в групповой или фронтальной работе. Суть игры в определении причин ошибок. Перекликается с составлением Справочника ошибок. На Педсовет приходит Ошибка, дети определяют имя ошибки (критерий), выдвигают предположение о ее происхождении (способ проверки). Воспитательный эффект иногда больший, чем образовательный.
Детям даю заполнить таблицу такого вида:
11
Ошибка | Причина ошибки | Как найти ошибку? | Какие задания ты посоветуешь выполнить по данному правилу | У тебя есть такие ошибки? |
На первых этапах работы со Справочником мы вместе (фронтально) определяем причину ошибки и способ ее нахождения, в дальнейшем большинство детей заполняют самостоятельно. При обучении составления Справочника ошибок важно продумать дифференцированную работу.
Также на уроке русского языка мы используем Лист успеха. Лист успеха позволяет самому ребенку и родителям проследить динамику учебной успешности, ученик обнаруживает и видит направление для самостоятельной работы. В них могут быть заведены разные критерии, в том числе и критерии выполнение последовательности этапов (при решении проектных или исследовательских задач или при подготовке мероприятий, в том числе и во внеурочной деятельности).
Лист успеха
Орфограммы | Даты | ||||
4.09 | 5.09 | 6.09 | 7.09 | ||
Большая буква в именах людей, | - | + | |||
Большая буква в прозвищах животных | - | - | + | ||
Большая буква в названиях рек, озер | - | - | - | + | |
Лист успеха ведется учеником на протяжении всего периода обучения в начальной школе для фиксирования способов и алгоритмов работы, справочных материалов и постепенно модифицируется под задачи учебного года.
Оценочной деятельностью занимается не только учитель. Очень важно
12
сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа. Поэтому совместно с детьми в классе разработали критерии оценивания для работы на уроках.
Оценка деятельности на уроке
Дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общий балл |
2.09 | |||||||
3.09 |
Критерии:
Самостоятельно сформулировал цель урока-1б
Продемонстрировал знания правила, определения, формулы-1б
Сделал самостоятельно выводы, определения -2б
Аргументировано отстаивал свою точку зрения- 2б
Предоставил дополнительную информацию на урок -2б
За творческие задания – 3б
Приведу примеры возможных видов заданий, направленных на формирование умения осуществлять пооперационный контроль:
-Составь задание для одноклассников, которое решается таким же способом.
-Объясни доказательство или решение задания своим одноклассникам.
-Реши задание несколькими способами, сравни свои решения с решениями товарищей, выбери наиболее удачные. Объясни, почему так решил.
- Найди в задании, составленном для тебя учителем/товарищами, ошибки и исправь их.
-Определи в задании «ловушки» (недостающие или избыточные данные). Или обратное задание: составь для товарища задание с «ловушкой.
Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю и такие приемы из Технологии развития критического мышления , как таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал новое), «Логические
13
цепочки», работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Верю- не верю» и т.д. Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.
Орфограммы | Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
Правописание слов со звонкими и глухими согласными |
Итоговый контроль осуществляется на уроках русского языка в форме диктантов, тестовых работ, проверочных и контрольных работ.
Оценочный лист к итоговой работе по русскому языку
Критерий оценки | Оценка моя | Оценка учителя | Ошибки, трудности |
Умею найти ловушку в задании и отказаться от ее выполнения |
|
|
|
Умею делать звуко-буквенный анализ слова |
|
|
|
Вижу ли я орфограммы в тексте на изученные правила |
|
|
|
Все ли ошибки я смог найти в тексте |
|
|
|
Могу определить, что слово называет |
|
|
|
Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для каждой группы “лишнее” слово |
|
|
|
Могу по гласным буквам определить мягкость или твердость согласной |
|
|
|
Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается |
|
|
|
+ – очень хорошо
14
v – бывают трудности
– пока еще сложно выполнить
На данном этапе могут также применяться различные приемы: «Горячий стул», «Незаконченные предложения», «Оценочные листы», «Эссе», «Рецензия», «Составь рассказ по ключевым словам» и т.д.
Можно “включить” учеников в процесс оценивания через подготовку контрольной работы. В конце изучения темы или раздела, за 2-3 урока до проведения контрольной работы, учащимся предлагается продумать её содержание. Дети выделяют основные понятия темы, те способы, которыми должны были овладеть, те навыки, которые приобрели в ходе работы над данным разделом. Коллективно обсуждается и характер практического материала, на котором можно проверить умения. Сущность этого этапа заключается в сопоставлении учебной цели с результатом. Что в этой теме главное? Что следовало понять? Чему научиться? Что я понял? Что умею? Чего не умею? Почему? В процессе этой деятельности осуществляется рефлексивный контроль и предварительная (прогностическая) оценка себя, усвоения материала, своих успехов и неуспехов. Вместе с тем систематизируется и обобщается усвоенное.
Как же проводится контроль со стороны учителя, чтобы выявить уровень сформированности действий контроля у учащихся? Я использую книгу Г.В.Репкиной, Е.В.Заика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».
Авторы Центра «Развивающее обучение» Галина Викторовна Репкина и Евгений Валентинович Заика утверждают, что учитель должен научиться выделять показатели развития учебной деятельности учеников, оценивать ход их изменений, вносить коррективы с конкретными учениками и вновь проводить диагностику итогов коррекций.
Я оцениваю сформированность действия контроля и оценки у учащихся по 3 уровням.
15
Уровни сформированности действия контроля
3-й уровень. Ошибки исправляет самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками. | |
2-й уровень. Во время решения задачи не использует усвоенную схему, а после её решения с помощью учителя может соотнести со схемой и исправить ошибку. | |
1-й уровень. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку, часто допускает одни и те же ошибки, некритически относится к исправленным ошибкам. |
Форма анализа усвоения темы может быть такой:
Таблица анализа усвоения темы учащимися
Дата | ФИ учащихся | Освоение теоретических понятий (Что д. знать) | Овладение способами (Что д. уметь) | Миним | Средний | Высо-кий |
Сложившаяся система работы дает положительные результаты для всех участников образовательного процесса. По моим наблюдениям у учащихся сохраняется положительное отношение к действиям контроля и оценки: дети с удовольствием оценивают свою работу, помогают это делать своим товарищам, всегда находят такие действия одноклассника, за которые он достоин похвалы. У учащихся формируются внутренние мотивы учения. Они испытывают чувство удовлетворения, обнаруживая свое продвижение в обучении, понимают чему они учатся и для чего. В ходе выполнения задания ученики проявляют активность в выдвижении и обсуждении предположений, включаются в деятельность. У ребенка складывается индивидуальный стиль работы: он может разделить задание на части-шаги, определить способ
16
выполнения задания и самостоятельно проверить не только правильность, но и полноту его выполнения. Это позволяет мне делать вывод о том, что мои выпускники овладели основами умения учиться.
Нынешние же мои ученики не избегают неудачи, а работают над своими ошибками, что ведет к достижению успеха и к проявлению желания учиться. Мои наблюдения подтверждаются данными диагностики уровня школьной тревожности, которую проводит школьный психолог. У учащихся снижается общий уровень тревожности в школе, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
17
Заключение
Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.
Можно сделать следующие выводы:
- за обучением самостоятельному контролю учащихся - будущее;
-происходит реальное развитие оценочных умений;
-снижается уровень общей и учебной тревожности;
- осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения;
- система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.
18
Список использованной литературы:
1. Запрудский Н.И. Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя/ Н.И. Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012 – 160 с. – (Мастерская учителя).
2.Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – Москва–Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 137 с.
3.Шакура, С.Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1–6-х классов в процессе учебной деятельности / С.Д. Шакура ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – 112 с.
4.https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/14/podhody_k_organizatsii_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti.pdf Воронцов А.Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования ( методические рекомендации)
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/04/27/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-kontrolno-otsenochnoy Бушуева Е.В. «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО» (районное МО)
19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся .
Формирующая оценка (ФО)- это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.
Особенности ФО: 1) постоянный непрерывный процесс 2) критериальность 3) в качестве оценки используются комментарии 4) самооценка и взаимооценка ученика 5) постоянная обратная связь
Различают техники формирующей оценки, применяемые перед обучением, в процессе обучения и после изучения материала
Цели - причины или намерения, с помощью которых проводится оценивание Методы – это « как» проводится оценивание Инструменты - это средства, используемые для оценивания Поощрение понимания и метапознания Самооценивание Взаимооценивание Критерии оценивания, карты ума, схемы, модели, чертежи Отслеживание прогресса обучения Собеседование учителя и ученика ,«мини - обзор, «мозговой штурм» Проверочные листы, оценочные листы, резюме, свидетельство, график, диаграмма Сотрудничество Взаимооценка, вопросы для опроса Оценочные листы, проверочные листы Творческий подход Учебный диалог, схема, моделирование Критерии оценивания, рейтинг
9.11 4б. 10.11 3б. 12.11 13.11 14.11 15.11 Критерии оценивания: 1балл- я понял тему 1балл-я могу объяснить тему товарищу 1 балл-за активное участие на уроке 1 балл- оценка товарища 1 балл- дополнительный балл за новую идею….. Лист самооценки на уроке математики
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________ 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________ 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________ 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________ 6. Осталось непонятным _________________________________________________
Наблюдение Критерии Образец задания с/оценка Оценка родителя Оценка учителя Умение вести счет до 10 и обратно Выполни счет до 10 и обратно Умение находить место определенного числа в ряду чисел 1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.). 2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.) Знание цифр и чисел до 10 Запиши количество предметов Знание состава чисел первого десятка Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ? Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение карты наблюдений :
Да Нет 1. Я сделал домашнее задание. + 2. Я сразу понял, что требуется сделать. + 3. У меня не возникало трудностей при выполнении + 4. Я выполнил все грамматические задания. + 5. Я выделил орфограммы. + 6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. - 7.Я работу выполнил старательно, аккуратно + 8.Я выполнил работу над ошибками - Лист самооценки домашнего задания по русскому языку
Список класса Правильность написания элементов букв Правильность написания букв Правильность соединения букв Видит строчку Написание предложений Перевод печатного текста в письменный Аккурат-ность Правильность оформления предл Уровень Бадмаева А - - - + + + + + средний Богданов Амгалан - - - + + + - + средний Киргидеева Р + + + + + + + + высокий Занаева Д + + + + + + + + высокий Фрагмент сводного листа достижений учащихся (письмо). Высокий уровень: 7-8 б. Средний уровень: 4-6 б. Низкий уровень1-3 б.
11 Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель учебной работы 12 Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда иногда никогда № КРИТЕРИИ 2 – й класс В начале года полугодие конец года ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Ученицы 2 класса Занаевой Дэнсэмы
Знаю: что такое система уравнений что такое корень системы что значит решить систему что такое график алгоритм построения графика графики элементарных функций алгоритм решения системы уравнений графически алгоритм решения системы уравнений способом подстановки алгоритм решения системы уравнений способом сложения Умею: определять степень уравнения выражать одну переменную через другую определять по виду уравнения его график отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости строить графики элементарных функций определять, является ли пара чисел решением системы уравнений решать системы уравнений графически решать системы способом подстановки решать системы способом сложения
Публичная презентация результата работы : постановка спектакля, ролевые игры, конференции…
Взаимооценка Оценивание работы в парах при изучении нового материала Оценивание работы в группах при изучении нового материала Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
Критерии взаимооценки Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
Ученики Число ответов ученика в ходе дискуссии («+/-» - логичные/ нет Число вопросов ученика в ходе дискуссии («+ + +») Стиль поведения в обсуждении (вежливость грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.) Аюр Д + + - + - ++++ Таня Ж. «Наблюдение за участием в групповой работе» (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса) Схема фиксирования результатов наблюдения:
Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ. Диагностики УУД.
«Алгоритм самооценки»: 1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы). 2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью). 3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки). 4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс). В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________ 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________ 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________ 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________ 6. Осталось непонятным _________________________________________________
Самооценка +/- Взаимооценка +/- Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары). Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы Я подавал группе правильные ответы. Он давал группе правильные ответы. Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим. Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе) Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ / –« или оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)
«Поезд» Словарная работа Фонети ческий разбор Изучение нового материала Работа в группах
Вид работы (этап урока) Знак (+ ? ) 1 2 3 4 5 6 Лист самооценки Моя успешность на уроке Достигли ли мы цели?____________________________________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Знаю/умею Хочу знать/научиться Узнал/научился Лист самооценки Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (портфолио ) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика. Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам. В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах.
Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предварительный просмотр:
Лист самооценки выполнения домашнего задания
.
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками | ||
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
.
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
Лист самооценки работы в группе
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
Оцени свою работу на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Осталось непонятным ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Осталось непонятным ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Карточки для рефлексии
Зеленый цвет-
Оцени свою работу на уроке
- Самостоятельно сформулировал цель урока-1б
- Продемонстрировал знания правила, определения, формулы-1б
- Дал правильный ответ на вопрос учителя, учащихся -1б
- Сделал самостоятельно выводы -2б
- Сформулировал свою точку зрения-1б
- Аргументировано отстаивал свою точку зрения- 2б
- Предоставил дополнительную информацию на урок -2б
- Самостоятельно решил задачу -1б
- Самостоятельно решил трудную задачу-2б
- Предоставил несколько способов решения задачи – 2б
- Правильно оформил в тетради записи-1б
- Творческие задания – 3б
- Логические задачи-3б
- Активность на уроке-1б
Оцени свою работу на уроке
- Самостоятельно сформулировал цель урока-1б
- Продемонстрировал знания правила, определения, формулы-1б
- Дал правильный ответ на вопрос учителя, учащихся -1б
- Сделал самостоятельно выводы -2б
- Сформулировал свою точку зрения-1б
- Аргументировано отстаивал свою точку зрения- 2б
- Предоставил дополнительную информацию на урок -2б
- Самостоятельно решил задачу -1б
- Самостоятельно решил трудную задачу-2б
- Предоставил несколько способов решения задачи – 2б
- Правильно оформил в тетради записи-1б
- Творческие задания – 3б
- Логические задачи-3б
- Активность на уроке-1б
Оцени свою работу на уроке
- Самостоятельно сформулировал цель урока-1б
- Продемонстрировал знания правила, определения, формулы-1б
- Дал правильный ответ на вопрос учителя, учащихся -1б
- Сделал самостоятельно выводы -2б
- Сформулировал свою точку зрения-1б
- Аргументировано отстаивал свою точку зрения- 2б
- Предоставил дополнительную информацию на урок -2б
- Самостоятельно решил задачу -1б
- Самостоятельно решил трудную задачу-2б
- Предоставил несколько способов решения задачи – 2б
- Правильно оформил в тетради записи-1б
- Творческие задания – 3б
- Логические задачи-3б
- Активность на уроке-1б
Оцени свою работу на уроке
- Самостоятельно сформулировал цель урока-1б
- Продемонстрировал знания правила, определения, формулы-1б
- Дал правильный ответ на вопрос учителя, учащихся -1б
- Сделал самостоятельно выводы -2б
- Сформулировал свою точку зрения-1б
- Аргументировано отстаивал свою точку зрения- 2б
- Предоставил дополнительную информацию на урок -2б
- Самостоятельно решил задачу -1б
- Самостоятельно решил трудную задачу-2б
- Предоставил несколько способов решения задачи – 2б
- Правильно оформил в тетради записи-1б
- Творческие задания – 3б
- Логические задачи-3б
- Активность на уроке-1б
Папка для оценочной деятельности
Папка по реализации ФГОС
Папка
по здоровьесберегающей технологии
Папка по технологии развития критического мышления (ТРКМ)