Главные вкладки
Аттестация 2024. Технологии, методы и приемы обучения и воспитания.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение образовательного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования. Владение современными педагогическими технологиями, методами и приемами - это составляющая методической культуры педагога. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только ребенка, но и самого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 17.28 КБ |
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 34.45 КБ |
statya.docx | 34.93 КБ |
statya.docx | 25.66 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 51.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии, используемые учителем на уроках
№ | Название технологии | Цель использования | Результат |
1 | Технология развития критического мышления. | научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. | Дети научились задавать вопросы, находить различные ответы на вопросы, пути решения выдвинутых проблем, Самостоятельно мыслить, домысливать, рассуждать, давать свою оценку происходящим событиям, находить в тексте главное |
2 | Технология проектного обучения | стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению | -Учащиеся научились работать в команде, в группе, -выполнять различные роли в группе, -высказывать свое личное мнение, -выслушивать мнение товарищей -создавать благоприятный психологический климат, |
3 | Игровая технология | Способствовать выявлению индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении; повышению мотивации обучающихся к учебной деятельности. | У детей стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность, усиливается мотивация к изучению предмета. У учащихся исчезает болезненная реакция на неудачные ответы. |
4 | Информационно-коммуникационная технология | Разнообразить формы учебной деятельности; создать комфортность работы с материалом; повысить мотивации обучения; усилить наглядность урока; способствовать эффективности усвоения материала; оптимизировать учебный процесс. | С помощью ИКТ дети узнали новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения |
5 | Здоровьесберегающая технология | Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении | Учащиеся на уроках не устают, бывают активны в течение всего урока. Дети имеют определенные знания и умения по ЗОЖ, пользуются полученными знаниями в жизни. Снижается процент заболеваемости детьми ОРЗ, ОРВИ ежегодно. |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя по развитию функциональной грамотности у младших школьников
В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы от 26 декабря 2017 г. говорится, что современному обществу нужна динамичная, творческая, ответственная, конкурентоспособная личность, а это возможно при условии формирования у обучающихся функциональной грамотности (ФГ).
Таким образом, 7 мая 2018 г был подписан Указ Президента РФ о необходимости обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одна из главных задач российской системы образования – это выход на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников.
Формирование ФГ у учащихся также является одним из требований современных образовательных стандартов ФГОС НОО, ООО. Был издан Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО», №287 «Об утверждении ФГОС ООО».
Все эти документы составляют нормативно-правовую базу в нашей работе при формировании ФГ.
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем; это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней; это способность человека использовать приобретенные знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Функциональная грамотность формируется посредством каждого школьного предмета, все ее составляющие могут тоже сформировываться на любом уроке.
В данной работе опишу некоторые методы, приемы, учебные задания, формирующие ФГ у младших школьников.
Базовым составляющим ФГ является Читательская грамотность. Школа должна обучить и воспитать грамотного, внимательного читателя. Смысловое чтение является главной технологией в развитии читательской грамотности. Об этом расскажут далее коллеги.
В 1 классе я поставила цель: обучить детей внимательному чтению, обращать внимания детей даже на мелкие детали в тексте, что потом пригодится им в жизни. Сами взрослые порой бываем очень невнимательны при чтении.
Например, на уроке обучения грамоте дети познакомились со стихотворением С.Маршака «Где обедал воробей?» (СЛАЙД), было задание – внимательно прочитать стихотворение и закрыть книгу. Затем, после опроса, состоящих из тонких и толстых вопросов (технология ТРКМ), неожиданно я прошу детей составить цепь животных в той последовательности, в котором они даны в тексте. Многие дети путаются в последовательности, потому что их много, и в том, что они ели. В стихотворении рисутствует слово «отруби». Один ученик спросил, что такое отруби? Это было мною ожидаемо. Рассказываю, что такое отруби, о существовании синомичных слов – комбикорм, гранулы. Тогда начинается гул, мы даем их собаке, свинье, ….. Оказывается, отрубями кормятся…….. Один ребенок начал рассказывать, что « кругляшки» заливаем водой, и она набухает. (Здесь можно и свойства рассмотреть для развития естественно - научной грамотности). Я говорю, что они не кругляшки, а цилиндры и сравниваю с геометрическом телом, который есть в кабинете. На уроке происходит опора на опыт детей. ьВ конце урока дети делают вывод по стихотворению, работают над главной мыслью, что жадность чуть не погубила воробья.
И дается еще одно задание, уже на креативное мышление: «Какие еще звери могли бы быть в зоопарке?», завершите эти незаконченные линии (линии по Торренс). От внимательного читателя пришли к креативному мыслителю.
В 3-4 классах даю задание разработать визитные карточки для одного-двух героев из произведения, составить приглашение на бал Мухи- Цокотухи и т. д. Такой подход схож с технологией СТЭМ, где сочетаются занятия гуманитарными, естественными, математическими науками, искусством.
Для уроков Литературного чтения хорошо подходят приемы Технологии критического мышления (ТРКМ), такие как «Чтение с остановками», когда учитель прерывает чтение рассказа, а ученик далее предполагает, прогнозирует, высказывает свое мнение по дальнейшему сюжету. Тут проявляется беглость, креативность названных идей, а это одна из сторон составляющей ФГ.
Данным приемом можно воспользоваться на уроке окружающего мира, начав объяснять какой-то процесс нужно внезапно остановиться, дети дальше предполагают, что случится, какая реакция произойдет дальше.
Очень часто на уроках литературного чтения используются задания «Вживание в образ литературного героя», перевоплощение в героя. Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. Вот, к примеру, ребенок, представил себя муравьем из басни Крылова, рассуждал и сделал в конце такое заключение: «насекомое так же, как и я дышит, питается, растет, но не защищен нет, я не буду муравьем».. Учащиеся, пытаясь найти выход из ситуации, решить какую-то проблему, вживаются в роль, представляют, как решили бы их другие люди, герои. Дети учатся видеть ситуацию с разных сторон ( в жизни мы так же рассматриваем ситуацию с разных сторон). Данный прием можно использовать на любом уроке, на уроке окружающего мира, математики, др. - « я – бабочка….», Я- квадрат, то есть раздать роли и каждый герой рассказывает от 1 лица.
Для развития читательской грамотности хорошо подходят такие приемы, как ФИШбоун, 6 шляп ( находятся проблемы в тексте, приводятся факты, ставятся проблемные вопросы: если бы ты сам оказался в данной ситуации, как бы ты поступил).
Есть очень хороший прием ИНСЕРТ, прямо с ручкой в руках ребенок отмечает в тексте, это знал, это не знал при помощи галочек.
С прошлого года одним из главных инструментариев моих уроков стали практико-ориентированные задания (ПОЗа), продуктивные задания.
Практико-ориентированные задания можно разбить на следующие группы:
Задания, формирующие знаниевый компонент.
Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Рассмотрим задания каждой группы относительно урока математики.
1 группа: При прохождении темы « Единицы длины» мы знакомим детей с единицами измерения, помимо программного материала на этом уроке можно дать новые знания о том, что в старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Узнаем, сколько сантиметров содержит локоть и пядь маленького человека, взрослого? Пядь = 19 см. Локоть = 46 см.
Пример 2 группы: измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях.
Пример 3 задания. Здесь можно составить задание, где в условии будут указаны разные по возрасту люди, разные данные у одного объекта. А дети объясняют и рассуждают, почему такие разные ответы, доказывают правоту каждого.
В 1 классе мы знакомились с темой «Сантиметр», считали, сколько пядей, локтей в ширине и длине парты, книги, ручки, так как пока не умеют варьировать с такими большими числами.
При прохождении темы Площадь или подобных ей, на уроках можно устроить проектно-расчетные центры, где совместно могут работать маркетологи, дизайнеры, экономисты. Возьмем для примера ванную комнату.
1 группа: Надо пол обложить плиткой. Экономисты измеряют площадь комнаты, находят площадь плитки, производят расчет. Дизайнеры оформляют. Маркетологи сочиняют текст рекламы об акции на разные плиты. Можно посчитать наиболее экономичный вариант плит.
2 группа: обшить стеновой панелью стены.
3 группа: Мне необходимо перекрыть крышу . Я обратился за консультацией в строительный магазин. Сотрудник магазина рассчитал, сколько мне нужно профлистов, если ш-Х , дл-в 2 раза больше ширины. известна площадь перекрываемой крыши . Я засомневался в правильности и решил перепроверить.
Можно составить в таблице базу данных.
Таким образом, наши дети смогут в дальнейшем сами производить расчеты. А ведь многие взрослые не умеют этого делать, просят посчитать других. Сколько раз меня просили вычислить необходимое количество материала. При таком подходе развивается не только критическое мышление, но и финансовая грамотность.
При прохождении темы «Умножение на трехзначное число» можно дать такое задание на дом: найти в доме счетчик, снять показания, выяснить тариф, посчитать, сколько нужно заплатить. Сравнивают счета друг друга, обсуждают, от чего такая разница. И как можно сэкономить за свет.
В 1 классе при прохождении темы «Состав чисел до 10». На урок просила приносить монетки, дети набирали при помощи монеток 10 рублей разными способами и т. д., затем играли в магазин ( что можно купить на 9рублей, на 6 рублей итд). Здесь сразу видно, кто с деньгами дружит, а кто в руки не брал. Мальчик пришел в наш имитированный магазин игрушек, хотел купить машинки, но не хватило денег, при этом сам рассуждал, говорил, что хочу вот эту машину, но мне не хватает рубля. Тогда Нарана сказала : « я тебе дам 1 рубль» (а никто ведь до этого не догадался, это как в жизни получается), потом когда Дамдин сел на место, Нарана стала просить вернуть рубль. А Дамдин стал думать, тогда я вмешалась и сказала , что « Долг платежом красен». Алдар О кричит сзади « Багшаа танай мэдэхууд, что Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» гэжэ хэлэдэг.
Здесь как раз затрагиваю воспитательную сторону урока, говорю, что это пословицы. Кто еще знает другие пословицы по теме, спрашиваю я.
Естественно - научная грамотность формируется в начальных классах в большей степени на уроках окружающего мира, на экскурсиях, проектных уроках.
Стараюсь объяснять явления природы с научной точки зрения: почему опадают листья, откуда снег и лед, вода и дождь, почему происходит линька животных и т.д. Осенью создали свой ЭКОМАРШРУТ, прошлись по ним с сентября по ноябрь по 1 разу, будем посещать эти места в разные времена года, наблюдать за изменениями, сравнивать, обобщать.
Кроме этого у нас есть научный дневник, где записывают дети свои наблюдения за природой, показания с термометров. Следуя алгоритму работы, сначала даю знаниевый компонент детям, знакомлю детей с устройством термометра, из каких частей состоит он, что такое – градусов, = градусов, ниже 0. Затем даю задание дома наблюдать за наружным термометром, записывать показания. В классе наблюдаем за комнатным термометром.
После того, как дети приносят дневники с записями, начинаем смотреть и обсуждать, почему у всех такие разные градусы. Дети говорят, что возможно градусник сломанный у него, может ночью смотрел, ночью холодно бывает (тут креативное мышление пошло), выясняем почему холодно ночью, а днем тепло, но никто не сказал, что зависит от расположения градусника. После передачи моего опыта дети получают знания, необходимые в жизни.
На уроках окружающего мира главными помощниками остаются продуктивные задания ( ПОЗы).
Например, при прохождении темы «Энергия» задаю детям такую ситуацию : Вот, у нас в деревне постоянно отключают электроэнергию. Ситуация: 8 часов вечера, зима, на улице темно, в доме темно, нет свечи. Как быть? Здесь вновь водопад креативных решений. Я говорю: «Найдите решение данной проблемы, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений». Время на выполнение в группе– 5-7 мин.
К примеру, возьмем тему «Домашние животные», не обходим стороной актуальную на сегодня проблему с бездомными животными, выясняем с детьми возможные причины, по которым стали бездомными они, затем уже составляем, придумываем идеи, как можно помочь этим животным. Дети выдают порой нестандартные решения. Выбираем лучшую.
Тема Комнатные растения. Обсуждаем как ухаживать за ними, потом говорю: « вы уезжаете на месяц в лагерь, некому ухаживать за вашими цветами , попросите соседку , а для этого нужно вам написать несколько советов для нее».
Для того, чтобы формировались необходимые компетенции, важно давать ребятам такие задания, которые напрямую связаны с реальной жизнью, чтобы были близки их опыту и окружению
Подбирая задания, надо учитывать следующее:
1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться.
2. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны соответствовать теме урока, иметь четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение.
3.Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, проводиться в системе.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что ФГ –это целостная система, но одним из эффективных способов развития функциональной грамотности считаю, является составление и выполнение практико – ориентированных заданий, это залог успеха в формировании функциональной грамотности. Опора на субъектный опыт учащихся способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
Предварительный просмотр:
Сундуева М.Ц., учитель начальных классов
МБОУ «Баянгольская СОШ»,
Баргузинский район Республика Бурятия
Почетный работник общего образования РФ.
«Развитие дивергентного (творческого) мышления у младших школьников»
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития дивергентного мышления у младших школьников. Развитие дивергентного мышления у детей не происходит само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению дивергентного мышления у учащихся. Предлагается общий обзор методов и приемов обучения и воспитания, апробированных в педагогической практике учителя. Статья будет полезна для педагогов, учителей общеобразовательных школ,можно будет продуктивно использовать в учебном процессе, конечная цель которого целостное и гармоничное развитие ребенка, пришедшего в школу.
Ключевые слова: дивергентное мышление divergent thinking, конвергентное мышление convergent thinking, дивергентная задача divergent problem, оригинальность originality, беглость fluency, технология критического мышления critical thinking technology
Живя в 21 веке, мы все яснее понимаем, что мир вокруг нас развивается и совершенствуется очень быстрыми темпами, и это приводит к тому, что каждая область жизни достигает все более высокого уровня. Объем необходимых для человека знаний быстро растет, поэтому школа не может ограничиваться только тем, что дает детям определенные знания, формирует умения и навыки в соответствие с требованиями программы.
Сегодня обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие неординарно мыслить, выдвигать идеи, анализировать факты, способность правильно их оценивать. Главная роль в деле поиска оптимальных решений принадлежит мышлению. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание. 5
Поэтому учителю, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, необходимо развивать способности к эффективной интеллектуальной деятельности, а именно работать над развитием у детей дивергентного мышления. Дивергентное мышление является фундаментом любого творчества. Дивергентные задачи сегодня включены в содержание Всероссийских проверочных работ (ВПР), олимпиадных заданий, дистанционных творческих конкурсов, а имеющиеся знания детей ограничивают возможности их решать.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы работы «Развитие дивергентного (творческого) мышления младших школьников».
Цель работы: поиск и реализация конкретных методов и дивергентных заданий, ориентированных на развитие творческого мышления младших школьников;
Исследованиями дивергентного мышления занимались такие российские и зарубежные ученые, как Роджерс, Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, И.В. Блауберг, А.М. Матюшкин, С. Татищев и другие. Джой Пол Гилфорд является основателем дивергентной концепции. Е. Торранс, К. Тейлор, Д.Гилфорд смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации [3].
Дивергентное мышление происходит от лат. слова divergere «расходиться, отклоняться» – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных. В противовес ему идет конвергентное мышление (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – то есть фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи. Дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением [10]
Дивергентная задача - это задача, имеющая много правильных ответов. Под задачами дивергентного типа понимаются задания по любой предметной направленности. В повседневной жизни и в профессиональной деятельности человек чаще всего имеет дело с задачами дивергентного типа. Например: какие блюда приготовить семье на обед? Кем стать после окончания средней школы? Какой из городов выбрать в качестве места жительства? За кого голосовать?
Сегодня существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях [3].
В противовес дивергентному мышлению идет конвергентное мышление (от лат.convergere «сходиться к одному центру»).
Рассмотрим, в чем заключается сущность конвергентного и дивергентного мышлений. В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к единому конкретному выводу (результату). В педагогике используют именно такую схему. Например, для развития конвергентного мышления у детей, предлагают ответить на вопросы после прочитанного рассказа или просмотренного фильма. Конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, чем точнее эти знания усвоены [10]. Оно, безусловно, необходимо на начальных этапах, но обязательно должен осуществляться переход от формирования конвергентного мышления к формированию дивергентного. Реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. Столкнувшись в жизни со сложной ситуацией, каждый может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.
Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. К примеру, лист бумаги - это «веер», «модная одежда», «фильтр для жидкости», «мухобойка» и т.д. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении, поэтому и учителя не планируют свой урок с учетом развития дивергентного мышления у учащихся.
Собственные наблюдения за детьми и исследования показали, что нужно умело вводить в свои уроки дивергентные задания для развития у ребенка творческого мышления, творческой активности в соответствии с темой урока. Задания не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны иметь четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение.
В работе приведу некоторые наиболее интересные методы и приемы, используемые в собственной педагогической практике для развития дивергентного, то есть творческого мышления. Это, прежде всего, метод мозгового штурма, когда из множества высказанных идей выбираем наиболее удачные. Вот, к примеру, к урокам окружающего мира составляю примерно вот такие вопросы для мозгового штурма:
Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?
Что случится, если……исчезнут комары, перестанут идти дожди?
Например, при прохождении темы «Энергия» можно использовать метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). К примеру, в деревне постоянно отключают электроэнергию. Ситуация: 8 часов вечера, зима, на улице темно, в доме темно. Как быть?
Учитель говорит: «Найдите решение данной проблемы, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений». Время на выполнение в группе– 5-7 мин.
Для уроков Литературного чтения хорошо подходят приемы Технологии критического мышления (ТРКМ), такие как «Чтение с остановками», когда учитель прерывает чтение рассказа, а ученик далее предполагает, прогнозирует, высказывает свое мнение по дальнейшему сюжету. Тут проявляется беглость названных идей[11].
Прием «Шесть шляп», надевая шляпу мышления, дети принимают на себя роль, на которую эта шляпа указывает. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления, тут как раз проявляется гибкость мышления. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Интерпретационные вопросы начинаются с вопроса "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей (например, в рассказе «Акула», задается вопрос одним учеником: Почему ребята чуть не попали в беду? Дети начинают высказывать свои идеи, ответы на вопрос товарища и после всех высказанных идей, предположений учащиеся выбирают наиболее правильное суждение.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: «Что случится, если…… ?", «Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
По окружающему миру наиболее часто использую задания такого типа «Что случится, если……исчезнут комары, перестанут идти дожди, люди вырубят леса и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?", «Где можно использовать данный предмет?» (предметы самые разные, начиная со скрепки…)
Прием «Ромашка Блума» содержит 6 вопросов. Здесь ребенок учится сам ставить каверзные вопросы к тексту и учится найти ответ на вопросы товарищей. В данном приеме хороши практические вопросы, они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Где вы в обычной жизни можете это наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?", «Где можно использовать данный предмет?» [11]
Очень часто на уроках литературного чтения используются задания дивергентного типа «Вживание в образ литературного героя», перевоплощение в героя. Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. Вот, к примеру, ребенок, представил себя муравьем из басни Крылова и сделал такое заключение: «насекомое так же, как и я дышит, питается, растет, но не защищен».
Учащиеся, пытаясь найти выход из ситуации, решить какую-то проблему, вживаются в роль, представляют, как решили бы их другие люди, герои. Словом, учатся видеть ситуацию с разных сторон.
В 4 классе изучаем модуль «Основы буддийской культуры» курса Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ), где присутствуют темы для развития данного вида мышления. Можно использовать метод образного видения. Дать задание попытаться представить себе в образах не существующие в материальном виде понятия. Например, нарисуйте Добро, Зло, Любовь, как выглядит, по-вашему, Счастье? и т. д.
На уроках русского языка, математики дети приобретают большой опыт в решении дивергентных упражнений, задач (Задачи на версии причин событий. Комбинаторные задачи. Задачи с недостающими данными ит.д.).
Рекомендую использовать на внеурочных занятиях такие методы:
1. «Парадоксальные связи». Дети пробуют в группах соединять 2 отличительных друг от друга предмета, находят связку и придумывают рассказы. Например, облако - медведь, портфель- сокровище, ….
2. «В чужой обуви». Учащиеся, пытаясь найти выход из ситуации, решить какую-то проблему, представляют, как решили бы их другие люди (мама, герой фильма, учитель…). Словом, учатся видеть ситуацию с разных сторон.
3. «Профессиональный фотограф». Фотограф-профессионал снимает кадр не один раз, а до тех пора пока не получит нужный ему кадр. Дети примеряют образ фотографа. Они отправляются на фотосессию с телефоном.
Одним из путей решения проблемы развития дивергентного мышления вижу во введении исследовательской работы с детьми во внеурочное время. Выдвижение различных гипотез, нахождение путей решения хорошо развивает творческое мышление детей.
Подбирая дивергентные задания, надо учитывать следующее:
1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться.
2. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны соответствовать теме урока, иметь четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение.
3.Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
Применение в ходе урока и во внеурочное время системы дивергентных заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста. Кроме того, задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам, формируется познавательный интерес не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.
Развитие дивергентного мышления у младших школьников – это залог успеха в формировании развитой личности современного общества.
Список использованной литературы:
1. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса . Психологическая диагностика. М.: Академия,- 2006.
2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Политиздат, 2002.77с.
3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - 397 c.
4.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003. -284 с.
5.Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления// Школьные технологии. 2004. 3-10 с.
6.Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М.: ВНИИПИ, 1988.
7. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.
8. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
9.Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
11. https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_trkm/
Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия, Почетный работник общего образования РФ.
Предварительный просмотр:
Сундуева Марина Цыреновна, МБОУ «Баянгольская СОШ»
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках нами используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы урока. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Учащиеся на уроке перевоплощаются в любого из героев произведения. Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. Вот отрывок рассказа ученика: «Представляю, какая бы у меня была жизнь, если бы я был муравьем. Муравей очень трудолюбивый, он в два раза больше себя поднимает тяжести, строя свой дом. Он же такой маленький, меньше многих насекомых. На него может каждый наступить. Поэтому, я бы боялся всех подряд. Нет, я лучше буду человеком, чем муравьем. Человек может спокойно ходить по улице, учиться в школе, смотреть телевизор, читать книги, ходить в гости. У муравья всего этого нет. Он не защищен, его даже мама с папой не смогут защитить. Мне жалко муравья. Люди, будьте осторожны, бывая в лесу, на поле» ( Бадмаев Д, ученик 3 класса, перевод автора) В воображаемой ситуации ребенок переживает специфическое чувство понимания природного объекта (пока конкретного): «насекомое так же, как и я дышит, питается, растет, боится».
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению. Нередко дети, высказывая свое неодобрение или одобрение чему – либо (кому – либо), пишут письмо, и уже в самом процессе составления письма проявляется и утверждается нравственное начало: «Хайрата гүрөөһэхэн! Шамда гурбадахи классай һурагша Лубсанов Гомбо бэшэнэ. Ши тэндэ хэрэ байнабши? Yбэлдөө үлдэнэ гүш? Би шамда, шинии нүхэдтэ ехэ туһалха һанаатайб. Абаяа хэлэжэ би шамда үбһэ, дабһа абаадахаб. Мэнэ ошохоб. Хүлеэжэ байгаарай. Баяртай, мини гүрөөһэхэн!» (Бедненький лосенок! Тебе пишет Лубсанов Гомбо из 3 класса. Как ты там живешь? Голодно ли тебе зимой? Мне хочется помочь тебе, твоим друзьям. Я попрошу своего отца поехать со мной в лес, отвезти вам сена и соли. Скоро приеду. Жди меня, мой лосенок ).
В содержании, в направленности мыслей ребенка выражается богатство его духовной жизни. Именно чувство становится наиболее действенным механизмом формирования и конкретным выражением ребенком своего отношения к окружающему миру.
Один из приемов на уроке – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.
Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр диафильмов, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов.
Младшие школьники испытывают потребность в рисовании как способе передачи своих переживаний. Выражая свои мысли и впечатления в рисунках, дети не просто изображают предмет или явление, но и передают свою эмоционально – нравственную оценку этих объектов или явлений. Поэтому при написании рабочей программы по искусству мною были учтены особенности национально-регионального компонента, включены темы о родном крае, о традициях и обычаях бурятского народа.
Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Поэтому с прошлого года в классе был организован кукольный театр. Куклы – самые активные участники на наших уроках. Учащиеся переводят русские сказки на бурятский язык, учатся говорить на литературном бурятском языке. Заодно на уроках нами решается проблема сохранения и изучения бурятского языка. Ведь почти половина учащихся сегодня не владеют родным бурятским языком.
На каждом уроке имеются возможности для использования народных традиций в нравственном воспитании учащихся начальных классов. Умелое использование тысячелетнего опыта бурятского народа приносит свои плоды.
Уроки родной литературы позволяют мне включать в их содержание этнокультурный материал: знакомство с народными героями (Гэсэр, Будамшуу), фольклором баргузинских бурят (народные песни, благопожелания, сказки, легенды, предания, пословицы, острые слова уран угэнууд), беседы со старожилами нашего села.
Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.
Одним из источников и средств этнопедагогики являются народные сказки. Описываемые в сказках события, художественные образы, пополняющие сказочный мир, время, пространство, в пределах которых развивается действие сказки, идейно-художественное своеобразие повествования обусловлены самой жизнью народа, спецификой его национального быта и психологии.
Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.
Для воспитания таких нравственных качеств, как дружба и товарищество, можно использовать сказку «Охотник Мэргэн».
«Коль идешь на зверя, с умом иди и товарища не подведи!», - говаривали раньше старые охотники. Но вот у Мэргэна однажды товарищи оказались ненадежными из-за этого он едва не погиб …». С таких слов начинается сказка «Охотник Мэргэн». В сказке осуждается трусость и ненадежность двух юношей, которые испугались медведя и убежали домой, оставив товарища в беде.
Необходимость проведения бесед по этому поводу имеется: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.
Так постепенно, из урока в урок, полученные знания, закрепляются, становятся нравственной нормой жизни ребят.
Уроки родного языка и литературы способствуют созданию оптимальных педагогических условий для нравственного становления личности ребенка.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный образовательный маршрут
для слабоуспевающих учащихся 3 класса
по русскому языку
по устранению учебных дефицитов
Разработала: Сундуева Марина Цыреновна,
учитель начальных классов
Баянгол
2024г
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования».
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования").
Программа составлена на основе примерной учебной программы по русскому языку - (1-4 классы) Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык», «Просвещение». Москва, 2023 г.
Актуальность программы: В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты проверочных диктантов, итоговых контрольных работ по русскому языку.
Проблема: Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Основные причины низкой успеваемости:
- отсутствие устойчивых мотивов обучения;
-несформированность самоконтроля, необходимого для овладения знаниями;
-частые пропуски уроков по болезни и пробелы в знаниях;
-отсутствие умения применять на практике правила правописания;
- дислаксия (плохая развитость внимания, фонематического слуха).
Таким образом, ИОМ по русскому языку ««Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС предназначен для овладение навыками грамотного письма слабоуспевающими учащимися 3 класса.
Ф.И.О. обучающихся: Бадмаев Дашинима, Хонхоев Чингис, Жамбалова Нарана
Цель работы: успешное освоение программы по русскому языку, овладение навыками грамотного письма.
Из поставленной цели вытекает следующая задача: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.
Срок реализации ИОМ: 15 сентября- 15 декабря
Содержание и формы коррекционной работы:
Направления работы:
-формирование мотивации учебной деятельности;
-формирование и развитие самоконтроля;
- формирование и развитие умений и навыков грамотного письма;
-устранение причин, связанных с пропусками букв.
Методы формирования мотивации: стимулирование, создание ситуации успеха, соревнования, проблемные ситуации, дидактические игры.
Приемы формирования мотивации учебной деятельности: игры
Методы формирования и развития самоконтроля: эвристические беседы, ролевые и деловые игры, тренинги.
Приемы формирования и развития самоконтроля: повторение изученного материала, работа с индивидуальными карточками и др.
Приемы формирования и развития умений и навыков грамотного письма: упражнения по выработке орфографической зоркости, диктанты разных видов, списывание текста, деформированные слова, слова с «дырочками», дидактические игры и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )
Методы устранение причин, связанных с пропусками букв: Игры на развитие фонематического слуха, упражнения на развитие внимания, памяти,
План реализации программы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Повышение квалификации и профессиональной подготовки.
| Постоянно Регулярно |
2. | Создание и обобщение собственного опыта.
| Регулярно. Регулярно. По необходимости |
3. | Участие в конкурсах.
| По необходимости |
4. | Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.
| Регулярно Регулярно Постоянно |
Этапы реализации программы.
1 этап - организацонный.
Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах, установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.
1. Разработка «экрана грамотности» детей, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.
№ п/п | Список детей | Орфограммы | |||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
2. Для каждого ученика завести «Дневник грамотности».
№ п/п | Типы ошибок | Количество ошибок | Число и месяц проведения проверочной работы |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
«Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.
2 этап - технологический.
Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этане используются все упражнения по выработке орфографической зоркости, данные в Приложении 1, а также :
- списывание слов с доски с пропуском букв;
• использование различных группировок (в устной и письменной форме):
• работа в паре с последующей взаимопроверкой;
• игра «Подскажи словечко...» и др.
• списывание с разнообразными заданиями;
• диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;
• диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву.
• диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;
• разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной речи и расширение запаса слов;
• свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.
Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.
Карта индивидуального маршрута слабоуспевающих учащихся 3 класса
на 2024-2025 уч. г.
Цель: продолжить индивидуальную работу с обучающимися по формированию и развитию умений и навыков грамотного письма, оказание помощи в усвоении программного материала, повысить уровень учебной мотивации, сотрудничество с родителями.
Индивидуальный образовательный маршрут на 2024-2025 учебный год рассчитан на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году)
Расписание занятий ( 2 часа в неделю)
Время | Деятельность |
Пн – пт. | Обязательное посещение уроков |
Вторник | Индивидуальные занятия по русскому языку с педагогом во внеурочное время с 13 ч.30 мин - 14 ч.10 минут |
Среда | Самостоятельная работа с интернет ресурсами Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме | Учи.ру (uchi.ru) |
Четверг | Индивидуальные занятия по русскому языку с педагогом во внеурочное время с 13 ч.30 мин - 14 ч.10 минут |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание работы |
1 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. .. | 6 | Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звукобуквенный разбор слов. Основные признаки гласных звуков, их смысло- различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. |
2 | Заглавная буква в словах | 4 | Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.)- Правописание собственных имен существительных. |
3 | Сочетания слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу | 3 | Упражнения со словами с жи-ши, ча-ща, чу-щу |
4 | Слова с –чк,-чн, -чт, -щн, -нщ. | 3 | Упражнения с буквосочетаниями–чк,-чн, -чт,-щн, -нщ |
5 | Безударная гласная в корне слова | 6 | Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Интерактивная игра "Безударные гласные" - Русский язык - Начальные классы - Pedsovet.su Интерактивный тест по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слов" Pedsovet.su |
6 | Словарные слова | 2 | Интерактивный тренажер «Словарные слова» - Русский язык 3 класс (easyen.ru) Интерактивные тренажеры по словарным словам - Русский язык и литература - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su (pedsovet.su) |
7 | Звонкие и глухие согласные в конце слова, в корне слова | 6 | Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звон-ких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Интерактивный тренажёр по русскому языку "Парные согласные по звонкости и глухости" |
8 | Правописание разделительного ь | 4 | Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
9 | Правописание разделительного твердого знака | 4 | Разделительный твердый знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
10 | Слова с «й» | 2 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Произношение и написание слов с Й. |
11 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | 3 | Правописание слов с мягким знаком в середине и на конце слова, после шипящих согласных. |
12 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 2 | Правописание слов с мягким знаком в середине и на конце слова, после шипящих согласных. |
13 | Двойные согласные буквы. | 2 | Произношение и написание слов с двойными согласными |
14 | Раздельное написание предлогов со словами | 3 | Упражнения со словами с предлогами |
15 | Входной диктант | 1 | Контрольный диктант |
16 | Контрольное списывание | 2 | Списывание текстов с доски и учебника |
17 | Проверочный диктант | 2 | Промежуточный и итоговый контроль |
18 | Повторение и закрепление пройденного материала | 13 ч |
|
68ч |
3 этап — диагностический.
Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.
Для контроля и проверки проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте вперемешку).
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
1)четкое планирование всей работы;
2)тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками;
4) постоянный контроль за усвоением орфограмм
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов: • воспитание уважительного отношения к русскому языку; • знание о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах правописания • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса); • умения проверять написанное | Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: • принимать и сохранять цель и учебную задачу; • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • выполнять действия по намеченному плану; • оценивать совместно с учителем результат своих действий, • адекватно воспринимать оценку своей работы Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: • ориентироваться в учебнике (на форзацах, титулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника); • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике; • пользоваться словарями и справочным материалом учебника; • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам. | Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов: • осмысление необходимости в получении знаний; • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке . |
В результате работы по индивидуальному образовательному маршруту у обучающихся сформируются основы учебно- познавательной компетенции : научатся самостоятельно самоорганизовываться на занятие, смогут планировать свою работу, оценить свою работу, уменьшится количество ошибок в письменных работах по русскому языку.
Результатом работы считаю также повышение качества знаний, грамотное письмо учащихся, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Демонстрационные и печатные пособия
-ИКТ доска
- компьютер
-Демонстрационное пособие «Картинный словарь».
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Демонстрационные таблицы по русскому для 1-4 классов.
– Демонстрационная таблица «Алфавит».
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
Учебно-методический комплекс.
1.Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Учебник. 3 класс в 2 ч., 1 ч. - М.: Просвещение, 2023 г.
2.Пособие для учащихся: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2 ч.,- М.: Просвещение, 2023г.
3.Методическое пособие для учителей: В.П.Канакина, Г.Н.Манасова. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс в 2 ч., - М.: Просвещение, 2015 г.
4.Методическое пособие для учителей: В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2016г.
5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
7. Интернет – ресурсы УМК «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru/).15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения по выработке орфографической зоркости :
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Алгоритм списывания:
- Прочитай слово или предложение.
- Повтори его, не заглядывая в текст.
- Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори предложение, проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам, и подчеркни орфограммы.
- Проверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовкусначала диктуется слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провести игру «Эхо» (читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом)
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
Учащиеся 1-2 классов ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, важно, когда начинаем работу над правилом , выделять существенные отличительные признаки орфограмм и учиться находить орфограммы по данным признакам.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукивать по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
- Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
- Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)
3. Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
Алгоритм :
- Определи место, где возникла орфографическая задача;
- Какой группе правил относится данная орфограмма;
- В какой части слова находится орфограмма;
- Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
- Определить в слове ударение;
- Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
- Написать слово в соответствии с правилом.
Виды упражнений и игр на развитие орфографической зоркости.
1. Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Составь предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3.Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
4.Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.
Объясни , почему вставили такие буквы.
5.Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
6.Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
7.Орфографические пятиминутки.
8.Упражнения с элементами какографии.
Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?
Я лублу делать уроки.
9.Орфографические сказки.
Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть . Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.
В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Важное место при обучении правописанию нужно отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки , закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками нужно начинать с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала дать образцы объяснения ошибок, закрепить навыки правописания. Для себя вести специальную тетрадь, где записывать ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволит чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику; вести индивидуальную работу, использовать различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Можно детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки.
Итак, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.