Русский язык 6 класс
Материалы к урокам русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная работа № 1 | 20.66 КБ |
Самостоятельная работа № 2 | 17.45 КБ |
Самостоятельная работа № 3 | 16.95 КБ |
Повторение. Орфография | 71.23 КБ |
Повторение. Текст. Стили речи | 518.96 КБ |
степени сравнения прилагательных | 1.51 МБ |
н и НН в суффиксах прилагательных | 1.83 МБ |
Разряды местоимений | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа № 1 по теме «Орфография. Синтаксис» 1 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1.Гром стал тише гр…за уд…лялась. 2.Но ливень был такой что за спл…шной ст…ной в…ды пот…рялись даже ближн…е кусты. 3.Всюду ст…яли лужи из них выскакивали б…льшие пузыри и тут же лопались. 4.По канавке, сделанной плугом, б…жал быстрый ручеёк.
5.Разом кончился ливень. 6.Опять стало св…тло на небе осл…пительно з…сверкало со..нце. 7.Дышать было ле(х,г)ко и радос..но.
(По В.В. Бианки)
2.Запишите тему текста.
3.Запишите стили языка, использованные в этом отрывке (учтите, что сначала вы должны записать основной стиль)
4.К данным ниже словам запишите проверочные слова
Гр…за
Пот…рялись
Осл…пительно
Радос…но
5. Среди предложений 3 – 5 найдите сложное, запишите его номер и выпишите грамматические основы.
6.Выпишите грамматическую основу из предложения № 4.
Самостоятельная работа № 1 по теме «Орфография. Синтаксис» 2 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1.Тих…й летн…й вечер повис над з…млёй. 2.За (а,о)кном тёмн…й ст…ной ст…ял лес. 3.На веранде было св…тло и уютно. 4.Возле лампы вес…ло толкалась мошкара бабушкины спицы т…хонько позвякивали. 5. (П,п)етька, занятый склеиванием модели яхты, тоже прислушался. 6.Хотя сказок он д…вно (не)читал и г…ворил что они его (не)интересуют. 7.Бабушка перевернула вязание п…правила клубок и начала расска(с,з).
(По Т.Ш. Крюковой)
2.Запишите тему текста.
3.Запишите стили языка, использованные в этом отрывке (учтите, что сначала вы должны записать основной стиль)
4.К данным ниже словам запишите проверочные слова
З…млёй
Вес…ло
Д…вно
Расска(с,з)
5. Среди предложений 2 –4 найдите сложное, запишите его номер и выпишите грамматические основы.
6.Выпишите грамматическую основу из предложения № 5.
Самостоятельная работа № 1 по теме «Орфография. Синтаксис» 3 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1.С…дел я за ст…лом в горнице. 2.Взгл…нул в окно и вижу что на проводе с…дит синич..ка. 3.С…дит и верт…т голо(ф,в)ку по ст…ронам. 4.При этом её маленький клювик медленно открывает…ся и закрывает…ся. 5.Я подош..л ближе к окну. 6.Сверху л…тели белые сн…жинки. 7.Я пригл…делся и увид…л что синич..ка ловит ртом сн..жинки.
8.Она принимала сн..жинки за м…шкару утоляла ими жажду.
(По В. Белову.)
2.Запишите тему текста.
3.Запишите стили языка, использованные в этом отрывке (учтите, что сначала вы должны записать основной стиль)
4.К данным ниже словам запишите проверочные слова
С…дел
Взгл…нул
Сн…жинки
Голо(ф,в)ку
5. Среди предложений 5 –7 найдите сложное, запишите его номер и выпишите грамматические основы.
6.Выпишите грамматическую основу из предложения № 6.
Самостоятельная работа № 1 по теме «Орфография. Синтаксис» 4 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1.Полна тайн хмур…я тишина зимн…го леса. 2.Мя(х,г)кий свет луны проника..т сквозь ч…рную крону хвойных д…ревьев и тихо осв…щает белые сугробы тайги.
3.В своей берлоге дремлет в н…чной тиши бурый медве(т,д)ь. 4.Его не бе(з,с)покоят х…лодный луч луны и шорохи леса. 5.Ещё в сентябре медве(т,д)ь объелся желудей ягод брусники а сейчас спит сла(т,д)ким сном.
6.Вот зазвенел сушняк захрустел сне(к,г).
7.Скоро в..сна но солнышко придёт в апреле.
2.Запишите тему текста.
3.Запишите стили языка, использованные в этом отрывке (учтите, что сначала вы должны записать основной стиль)
4.К данным ниже словам запишите проверочные слова
Мя(г,х)кий
Д…ревьев
Х..лодный
Сла(д,т)ким
5. Среди предложений 4 –6 найдите сложное, запишите его номер и выпишите грамматические основы.
6.Выпишите грамматическую основу из предложения № 3.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа № 2 по теме
«Лексика. Орфография. Синтаксис»
1 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.Лобное место др…внейший архитектурный памятник (м,М)осквы. 2.Первоначально это был округлый кирпичный помост с д…ревянной оградой под шатровым н…весом на резных ст..лбах. 3.Ра(з,с)положен он в центре Троицкой площади с середины XVII века она стала называт…ся Красной площадью.
4.Лобное место играло важнейш…ю роль в духовн…й жизни народа и д…ржавы. 5.С этого места об…являлись государственные указы.
2.Графически объясните правописание пропущенных букв в следующих словах:
Др…внейший
Ра(з,с)положен
Духовн…й
3.Из предложения № 4 выпишите словосочетания, построенные по схеме «прилагательное +существительное»
4. Среди предложений 3 – 5 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер и сами однородные члены предложения.
5. В предложении № 4 найдите синоним к слову ГОСУДАРСТВО. Выпишите этот синоним.
6. Из предложения № 2 выпишите слово с лексическим значением «возвышенная площадка, сколоченная из досок»
Самостоятельная работа № 2 по теме
«Лексика. Орфография. Синтаксис»
2 вариант
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.Ребята распол…жились на опушк(е,и) леса. 2.Одни поб..жали соб…рать хворост другие рубили ветви для шалаша. 3.Остальные разб…рали вещи вынимали кру(ш,ж)ки ло(ж,ш)ки
4.Между тем заря уг…сала. 5.Вот из лесу раздают…ся веселые г…лоса. 6.В ответ послышались радос..ные крики ожидающих. 7.Большие в…занки хвороста сгружают…ся на п…лянке.
8.Сколько охотников разводить к…стер!
2.Графически объясните правописание пропущенных букв в следующих словах:
Уг…сала
Распол..жились
Соб…рать
3.Из предложений № 5,6,7 выпишите словосочетания, построенные по схеме «прилагательное +существительное»
4. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер и сами однородные члены предложения.
5. В предложении № 2 найдите синоним к слову ПОМЧАЛИСЬ. Выпишите этот синоним.
6. Из предложения № 2 выпишите слово с лексическим значением «сухие, отпавшие ветки»
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа № 3 по теме «Корни с чередованием. Синтаксис. Пунктуация»
Вариант 1
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.У меня есть две с…баки, (л,Л)ада и (т,Т)равка. 2. Рано утром я вых…жу во двор прик…саюсь к их мя…кой ш…рстке и глажу. 3. (л,Л)аде прик…сновения нравят…ся а вот (т,Т)равка л…жит..ся на спину (не)даёт себя погладить. 4. Я предл…гаю с…бакам еду и зах…жу в дом. 5. Потом выб…гает мой внучок он любит заг…рать.
2.Из предложения № 2 выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется суффиксом.
3. Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.
4.Из предложения № 2, 3 выпишите слова с чередованием гласных в корнях.
Графически обозначьте орфограмму.
5.Среди предложений № 3 – 5 найдите сложные, запишите их номера.
Самостоятельная работа № 3 по теме «Корни с чередованием. Синтаксис. Пунктуация»
Вариант 2
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.К ветеринару приш…л с оз…ра (у, У)ржень мальчик принёс зайца. 2.Зайца пол…жили на ватную куртку он к…сался ухом тряпки и плакал. 3.Мальчик ск..зал что у зайца обг…рели лапы. 4.Ветеринар стал ругат…ся но (в,В)аня ле…ко прик…снулся к его руке и попр…сил вылечить зайчишку. 5. Заяц вылечился и выр…с здоровым.
2.Из предложения № 3 выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется ударением.
3. Из предложения № 1 выпишите грамматическую основу.
4.Из предложения № 2, 3 выпишите слова с чередованием гласных в корнях.
Графически обозначьте орфограмму.
5.Среди предложений № 3 – 5 найдите сложные, запишите их номера.
Самостоятельная работа № 3 по теме «Корни с чередованием. Синтаксис. Пунктуация»
Вариант 3
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.Советские летчики отличились в б…ях под (к,К)урском. 2.Весной 1942 года нар…стало наступление немцев. 3.Один из лётчиков был т…ж…ло ранен его сам…лёт подбит. 4.Летчик спрыгнул с параш…том приз…млился к…снулся н..гами мя…кой тр..вы. 5.Он пол…жил автомат на землю. 6.Н…гам стало больно он понял что они обг…рели.
2.Из предложения № 6 выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется ударением.
3. Из предложения № 4 выпишите грамматическую основу.
4.Из предложения № 4, 5, 6 выпишите слова с чередованием гласных в корнях.
Графически обозначьте орфограмму.
5.Среди предложений № 3 – 6 найдите сложные, запишите их номера.
Самостоятельная работа № 3 по теме «Корни с чередованием. Синтаксис. Пунктуация»
Вариант 4
1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1.Няня пыталась ул…жить меня спать но я заб…рался под кровать и (не)х…тел оттуда выл…зать. 2.Была рождественская ноч… . 3.В деревне (т, Т)епловке люди (не)спали разг…рались ночные костры. 4.Я подб…рался к окошку прик…сался ладошкой к ст…клу и выгл…дывал на улицу. 5.Люди в…дили хороводы.
2.Из предложения № 3 выпишите слово, в котором правописание гласной в корне определяется ударением.
3. Из предложения № 4 выпишите грамматическую основу.
4.Из предложения № 3, 4 выпишите слова с чередованием гласных в корнях.
Графически обозначьте орфограмму.
5.Среди предложений № 1 – 3 найдите сложные, запишите их номера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Лишнее слово» Поля Страна Комбайн Трава Запах Соб ….рём Расст …лить Забл …стел Выт… рают Зам… реть
Ролевая игра Вы статистик. Подготовьте сообщение о количестве и качестве изученных орфографических правил в 2013 – 2014 учебном году.
Разноуровневые задания Уровень А. Списать, в ставить пропущенные буквы. К… сательная , разг… релись , об… грать , пр…мчался, звер …лов, пеш…ход, у знам …ни, (не) ряха , ( не )погода, буфет…. ик , чайнич ….к, зайч …к, собач … нка . Уровень В. Списать, вставить буквы, указать значение приставок. Пр….ступить к работе, пр…творить дверь, пр…одолеть трудности, пр… морский курорт, пр…забавный малыш, пр…рвать беседу, плавно пр… землиться , пр …ступить закон, пр…быть на вокзал, пр…бывать в городе.
Работаем в парах Дописать такое существительное, чтобы получилось смешное словосочетание. Пр….красная ___________ Пр…забавный _________ Пр…ехал _______________ Пр…вёл _______________ Пр….дорожный _________ Пр е красная лужа Пр е забавный пулемёт Пр и ехал дом Пр и вёл трактор Пр и дорожный пакет
Работа в творческих группах «Весёлая мешанина» Придумать 5 – 7 предложений со словами на повторённые орфограммы. Пример: Летом мы купались в реке и за гор али на пляже.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте 3 текста. 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало. разговорная художественная научно-деловая
Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Маленьк … льдинка быстро плыла по р… ке . Чист…м бел…м снегом покрылась з … мля . Д… леко видны во ржи голубые и син …. цветы в… сильков . Под гор…дом Воронежем есть б… бровый зап … ведник . Там на л… сных речках живут б… бры . Они перег … раживают речки пл…тинами и на б…р… гу прудов строят хатки.
Самопроверка. Самооценка. Вы гор ела, рос ли, блест ящие, за рос ли, со бир ал, за мер ,
Творческая работа в группах Красив,____________ лес осенью. Золотится_____ _ ___ . Костром горят_____________ . Словно груды малахита зеленеют молодые__________ . От дерева к дереву протянуты _________ нити паутины. наряден листва гроздья рябины ёлочки серебряные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
имя прилагатель-ное самостоятельная часть речи изменяется по числам (ед.ч., мн.ч.) изменяется по родам (м.р., ж.р., ср.р.) изменяется по падежам Синтакс.роль (определение, сказуемое)
1) Маленький – меньше – более маленький 2) Быстро - … - …. 3) Высокая (мачта) - … - … быстрее более быстро выше более высокая
Степени сравнения имён прилагательных
Исследовательская Практическая Лингвистическая Познавательная Спортивная Учебная Мой город Рефлексивная
Степени сравнения имён прилагательных сравнительная превосходная
Степени сравнения имён прилагательных сравнительная простая составная -ее-, -ей-, -ше- более
Здоровье (дорогой) золото. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы 3 еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.
Степени сравнения имён прилагательных сравнительная превосходная простая составная -ее-, -ей-, -ше- более
Саша внимательнее Маши. Саша более внимательна, чем Маша.
Грус(?)ный, яс(?)ная, опас(?)ный, безжалос(?)ное, прилежная.
Физминутка
Яркий, синий, большой, мягкий, красивый, любимый.
Простая степень сравнения Составная степень сравнения ярче более яркий синее более синий больше более большой мягче более мягкий красивее более красивый любимее более любимый
Братская ГЭС масштабнее... Мемориал Славы более... В городе Братске (красивый) фонтаны! Братский университет...
Сегодня на уроке я научился... я постарался... мне понравилось... мне было трудно... мне было интересно...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению
Самое древн .. изображение кожа…ого мяча относит? ся к 2500 году до нашей эры и обнаружено на острове Самофракия в ( Э,э ) гейском море. Мяч нар…сован на глиня …ой табличке. Он составлен из отдельных клиньев кожи, как наш с.. време … ый мяч. Это говорит о том, что сп … ртивные игры, родстве… ые фу..болу, были знакомы ещё древн ..м грекам.
кожа - глин а - время - кожаный глиняный временный Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы:
НН От существительного с основой на Н При помощи суффиксов ЕНН- ОНН деревЯННый с теклЯННый оловЯННый Искл .
Н ИН А Н ЯН с виНой , сиНий , румяНый , зелеНый , юНый.,пряНый , багряНый , павлиНий !
Из истории слова В древнерусском языке существовало существительное « багр », означающее «краска тёмно-красного цвета». В современном русском языке слово не сохранилось, но есть слова, образованные от него: багр ян ый, багр ов ый, багр ец .
Различай! Масл ян ый – разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель); Масл ен ый – намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша);
Различай! Сол ян ой – состоящий из соли (столб); Ветр ян ой – (двигатель, оспа) Сол ён ый – содержащий соль (каша); Ветр ен ый – (день, человек) !
Обрати внимание на правописание прилагательных, образованных от имён существительных с суффиксом -ин- . был ин н ый был ин а стар ин н ый стар ин а глуб ин н ый глуб ин а овч ин н ый овч ин а ист ин н ый ист ин а общ ин н ый общ ин а
В каких словах пишется Н? Огне.. ый Маши.. ый Водя..ной Тыкве.. ый Песе .. ый Песча .. ый Румя .. ый Лимо .. ый Карти .. ый Оси.. ый Вое.. ый Пламе .. ый Слова с одной Н исчезают .
Объясни написание Н и НН в суффиксах прилагательных Песча .. ый берег, журавли.. ое крыло, соловьи.. ые трели, кожа.. ые перчатки, карава … ый путь, бездо … ая пропасть, грачи.. ое гнездо, листве… ый лес, семистру … ая гитара, око… ая рама, нефтя .. ая вышка, клюкве… ый морс, соломе… ая шляпа, серебря… ые капли росы, оловя … ый солдатик, тума … ый взор, ветре.. ый человек.
Выборочный диктант Дмитрий прочно помнил заветы своих дедов. Он посмотрел на Кремль. У отца Кремль был весь деревянный, местами даже крошился. Спасибо пожару - спалил все стены, как короб берестяной. Тогда и надумали больше деревянных не ставить. Каменные стены возвели. Кое-где в два, а то и в три ряда, стена над стеной, как сосновая шишка. Московский Кремль сложили на четырёх углах. Но вышел не ларцом четырёхгранным, а как бы стременем, а лучше сказать – топором. И лезвие топора обращено к Орде, а к западу – обухом.
Проверь себя! Дерев янн ый Берест ян ой Камен н ые Четырёхгран н ым
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
Вот уже звенит звонок! Всем спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал. Прочитайте текст и перескажите его
3 Мозговой штурм Укажите неверное утверждение в предложении местоимение является обстоятельством ; местоимения изменяются по родам, числам и падежам ; местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их; местоимение - самостоятельная часть речи; - - + -
Посмотрите на эту таблицу и определите тему урока Личные Относительные Притяжательные Возвратное Неопределённые Указательные Вопросительные Отрицательные Определительные
5 Разряды местоимений Сформулируйте цели урока
Ролевая игра 6 Вы учёный – лингвист , расскажите ребятам , что вы знаете о местоимении
7 Работаем в творческих группах С погр … ничн … й заставы выехал в __________ мой дру (г, к). Как только я узнал, что он пр…ехал, я обрадовался и сразу же_________ (к)нему. Этот мой приятель был очень_________ ч… ловек . Никто (не)мог ра …сказать лучше самые ___________ истории .
8 Ещё раз изучаем теорию параграфа 68
Работаем в парах 9 Придумайте и запишите словосочетания с одним местоимением из каждого разряда. Образец – тебе говорили ( личн .) другой человек ( определ .)