Литература 5 класс
Презентации, конспекты уроков, дидактический материал к урокам литературы в 5 классе предлагается вашему вниманию на этой странице, уважаемые коллеги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya_kak_literaturnyy_zhanr.pptx | 255.53 КБ |
a._platonov_nikita_1_urok.pptx | 2.45 МБ |
a._platonova_nikita_2_urok.pptx | 2.7 МБ |
astafev_1_urok.pptx | 559.97 КБ |
astafev_2_urok.pptx | 620.62 КБ |
auditornoe_sochinenie_astafev.pptx | 150.2 КБ |
kartochki_dlya_individualnoy_raboty.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Басня один из стариннейших жанров литературы Жанр – особый вид литературного произведения.
Составляем кластер ЖАНРЫ СКАЗКА БАСНЯ ПОВЕСТЬ РАССКАЗ
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Известные баснописцы Гесиод – древнегреческий поэт, баснописец
Известные баснописцы Эзоп –древнегреческий раб, баснописец ( др.-греч. Αἴσω πος) — полулегендарный древнегреческий поэт- баснописец . Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).
ЭЗОП ВОРОН И ЛИСИЦА Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
ВОЛЫ И ОСЬ Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?» Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.
Лафонтен – французский баснописец
Русские баснописцы А. Майков А. П. Сумароков И. И. Дмитриев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Викторина Отгадайте имена писателей и литературных персонажей, в которых спрятались географические термины, понятия и объекты.
1. В фамилии какого французского писателя спряталось слово ЮГ ? Виктор Г юг о
2. В фамилии какого русского поэта спряталось слово СЕВЕР ? Игорь Север янин
3. В имени какого римского поэта спряталось слово ГОРА ? Гора ций
4. В фамилии какого русского драматурга спряталось слово ОСТРОВ? Александр Николаевич Остров ский
5. В фамилии какого русского писателя спряталось слово ПЛАТО ? Андрей Плато нов
Маленький мечтатель в рассказе А. платонова «Никита»
Цели учебной деятельности
Актуализация знаний Эпос – это….. Рассказ – это… Биография – это…
Беседуем по тексту
Толстые вопросы Тонкие вопросы
Учимся комментированному чтению Эпизод «Встреча с отцом»
Анализ эпизода Выразительное чтение эпизода Выделение идейных (главных) центров эпизода Комментирование (объяснение смысла) идейных центров Составление связного ответа
Рефлексия На уроке было интересно Я отвечал(а) хорошо У меня были затруднения при ответах Я многое не поняла в рассказе Я всё поняла в рассказе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т- Р- У- Д- терпение радость удовольствие движение
Проблемный вопрос Почему отец сказал, что у Никиты доброе сердце? Может ли человек со злобой в сердце любить свою работу?
Работаем в парах Исследование текста Выписать глаголы, характеризующие действия Никиты и его отца.
Разноуровневые задания А. Подготовить выразительное чтение отрывка рассказа. Придумать 2-3 вопроса к отрывку В. Подготовить пересказ отрывка рассказа. С. Составить план рассказа
Работаем в творческих группах Составляем заповеди трудящегося человека
Рефлексия Без волнения, без заботы не жди радости от работы. Без труда не будет добра. Была бы охота – заладится всякая работа. В работе одних рук мало, любовь к делу нужна. Воля и труд дивные всходы дают.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Петрович Астафьев родился недалеко от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых.
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
В семь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.
Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос, - с избытком, с какой – то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений.
В ноябре 2001 года В.П. Астафьева не стало…
«Хочу, - писал он в 1984 году,- чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтоб учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей, а писали пусть и коряво, но зато по-своему»
Слушаем слово писателя Виктора Петровича Астафьева В. П. Астафьев « Васюткино озеро »
Актуализация знаний Назовите автора произведения «Белый Бим, черное ухо» «Хозяйка Медной горы» Теплый хлеб» «Свинья под дубом» Определите жанр произведения С. Есенин «Я покинул родимый дом» И. Крылов «Волк на псарне» А. П латонов «Никита» Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
Автобиография (описание своей жизни ) Автобиографическое произведение (произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни ) Автобиографичное произведение (произведение, содержащее элементы автобиографии) Творчество Виктора Астафьева автобиографично
Рефлексия С И Л А смелый Инициативный Ловкий Авантюрный
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек и природа в рассказе В. Астафьева « Васюткино озеро»
Подготовка к экзамену Почему Васютке удалось выжить в тайге? Тайга – это место, где человека на каждом шагу подстерегают опасности, где нужно быть очень сильным, подготовленным человеком, чтобы выжить в таких условиях . Но в тайге смог выжить маленький мальчик, Васютка – герой рассказа В. Астафьева. И он не просто выжил, он открыл озеро. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Я думаю, помогла ему сила воли, знания, которые он вспоминал, его черты характера, слова деда: «Тайга хлипких не любит». Да и , наверное, помогла сама тайга, когда давала мальчику еду и кров. Блуждая по тайге, Васютка раскрыл самые лучшие черты своего характера .
Актуализация знаний Определите художественное средство. 1 . Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План сочинения 1. В. П. Астафьев – известный русский писатель. 2. Сила характера Васютки : А). Васютка в селе; Б). Испытания в тайге; В). Озеро. 3. Что помогло Васютке выжить в тайге?
Образец написания сочинения 1 .В. П. Астафьев – известный русский писатель. Его произведения всегда автобиографичны , а поэтому жизненны и интересны . Одним из таких произведений является рассказ « Васюткино озеро» 2 . В этом рассказе писатель описывает реальный случай, произошедший с ним во время каникул. В образе главного героя Астафьев показывает самого себя. В начале рассказа мы видим смышленого, но не всегда послушного мальчика, который помогает отцу, деду ловить рыбу. Он не любит учиться в школе, считая, что ему знания не нужны. Но вот однажды он попадает в тайгу, которая испытывает его на прочность.
Образец написания сочинения 2 . Находясь в тайге, Васютка учится преодолевать свой страх , он один ночует в тайге. Учится разводить костёр, добывать еду и готовить её на костре, учится ориентироваться в незнакомой местности. Вот когда он понимает, насколько важны знания, которые он получает в школе . И по крупицам восстанавливает мальчик забытое. Поддерживать силу духа ему помогают слова деда: «Тайга хлипких не любит». Васютка сумел раскрыть лучшие черты своего характера: смелость, выносливость, находчивость. И поэтому в конце испытаний его ждёт награда. Он открывает озеро
Образец написания сочинения 3. Когда дочитываешь рассказ до конца, то задаешься вопросом: Что же все-таки помогло Васютке выжить в тайге? Наверное, всё: и его характер, и сама тайга, и слова деда, и школьные знания. Мне понравился Васютка , он смелый, решительный мальчик.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Задание 1. Запишите 5 фамилий писателей и названия их произведений, которые вы прочитали в этом году.
Задание 2. Запишите композицию одного из этих произведений.
Задание 3. Запишите ряд эпитетов, которые вы могли бы употребить со словом «лето»
Вариант 2
Задание 1. Запишите автора, жанр и главных героев следующих произведений:
А. «Теплый хлеб»
Б. «Васюткино озеро»
В. «Кавказский пленник»
Г. «Свинья под дубом»
Задание 2. Запишите 3 сравнения к слову «трава»
Вариант 3.
Задание 1. Запишите названия произведений, которые написали следующие авторы:
А. Г. Троепольский
Б. В. Астафьев
В. И. Крылов
Задание 2. Запишите 2 предложения, используя в них олицетворения
Вариант 4
Задание 1. Прочитайте отрывки из произведений. Запишите автора, название, героя и жанр произведения.
А. «Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на неё внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на неё начал, наконец, и вовсе с неё глаз не спускал».
Б. «Но видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец, ему расчесться за овец,
Пустился мой хитрец в переговоры
И начал так».
Задание 2. Запишите 2 предложения, используя в них эпитеты.