Литература 7 класс

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное совершенство и человечность повести А. С. Пушкина «станционный смотритель» Выразительное чтение отрывков

Слайд 2

Художественные средства АНАФОРА (греч. ανα φορ α — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф, предложений, абзацев): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса» . Люблю лебедей , Холодных и чистых, как Ладога. Люблю лебедей , Светящихся белыми лампами. Люблю лебедей За лёгкость летящую линий. Люблю лебедей — Они вырастают из лилий. Геннадий Серебряков

Слайд 3

Художественные средства Пейзаж – описание природы в художественном произведении Интерьер – описание внутреннего помещения Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Картинки , изображающие сюжет о блудном сыне; Цветочные горшки с бальзамином; Кровать с пёстрою занавеской

Слайд 4

Франческо Мороне «Самсон и Далила » Библейская притча «Самсон и Далила » Питер Пауль Рубенс «Самсон, разрывающий пасть льва»

Слайд 5

Библейская притча о блудном сыне

Слайд 6

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Слайд 7

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Иероним Босх «Блудный сын» Рембранд «Возвращение блудного сына»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная игра

Слайд 2

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 3

Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева . Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 4

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились , А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. Сергей Александрович Есенин

Слайд 5

Михаил Юрьевич Лермонтов. Душа и лира поэта

Слайд 6

Легенда эта родилась давным-давно, в тринадцатом веке, в маленькой стране Шотландии.

Слайд 7

Рыцарь по имени Томас Лермонт, был известен тогда каждому шотландцу .

Слайд 8

М.Лермонтов Предок Лерма .

Слайд 9

«Когда я был трёх лет, то была песня ,от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».

Слайд 10

«Ужасная судьба отца и сына. Жить розно и в разлуке умереть.»

Слайд 11

Бабушкин внук.

Слайд 12

Учился будущий поэт в московском Благородном пансионе, где главным предметом считалась литература- «изящная словесность».

Слайд 13

Русская поэтесса А.А.Ахматова писала о Лермонтове: «Он подражал Пушкину и Байрону, зато всем уже целый век хочется подражать ему…»

Слайд 14

Всю свою жизнь поэт носил маску, и подлинного Лермонтова узнали и поняли очень немногие из его современников. «И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы!»

Слайд 15

«Погиб поэт!- невольник чести- Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит!»

Слайд 16

Без этой ссылки на Кавказ не родились бы великие произведения поэта в стихах и прозе. Роман «Герой нашего времени» был начат именно на Кавказе, когда впечатления от поездки были особенно ярки и остры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к неаудиторному сочинению по произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. лермонтова

Слайд 2

Темы сочинений 1.Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Полтава» 2.Человечность автора в повести «станционный смотритель» 3.Долг и честь в поэме М. Ю. лермонтова «Песня про царя…»

Слайд 3

1.Царь Петр 1 как историческая личность; 2.Образ царя в поэме А. С. Пушкина «Полтава»: А. К расота Петра 1; Б. Петр и его войско; В. С равнение Петра 1 и Карла; 3.Читательская оценка образа Петра 1 План сочинения. Тема 1

Слайд 4

1.Что такое человечность? 2.Человечность героев и автора в повести: А. Доброта Самсона Вырина ; Б. Милосердие автора; В. Равнодушие Минского и Дуни; 3.Читательская оценка героев повести. План сочинения. Тема 2

Слайд 5

1.Долг и честь как нравственные понятия; 2. Честь и бесчестие героев в поэме М. Ю. Л ермонтова: А. Алёна Дмитриевна – образец честной жены; Б. Купец Калашников – защитник чести семьи; В . К ирибеевич – герой без чувства долга и чести; 3. Долг и честь в 21 веке. План сочинения. Тема 3

Слайд 6

1.Царь Петр 1 как историческая личность Петр 1 – великий исторический деятель, который был провозглашён царём в 10 летнем возрасте. Это первый император всероссийский, проведший множество реформ и выдвинувший Р оссию на мировую арену. Образ П етра 1 воплощён в произведениях многих русский писателей. Не обошёл стороной этого великого человека и великий А. С. Пушкин.

Слайд 7

Образ царя в поэме А. С. Пушкина «Полтава» 2. Петр 1 изображен в поэме «Полтава» настоящим красавцем и одновременно грозным воином: Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза . Сравнение, используемое автором, «как божия гроза», говорит о справедливости русского царя, о том, что он защищает свою страну. Русские полки встречают Петра дружным «УРА». А А . С. Пушкин изображает его могучим и радостным, потому что он рядом со своим войском, своими соратниками, он верит в их силу, в победу Р оссии. По сравнению с русским царем шведский король Карл выглядит дряхлым стариком: Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился . Если Петр полон сил и энергии, то Карл болезнен и пассивен. Рисуя образы двух полководцев автор употребляет прием антитезы, которая помогает показать резкое отличие одного героя от другого.

Слайд 8

Читательская оценка образа Петра 1 Читая это произведения, я восхищалась гением автора, сумевшего создать незабываемый, яркий образ Петра 1, великого русского императора, в момент его сражения с неприятелем. Гений Пушкина помогает восхищаться не только образом русского царя, но и вместе с ним всей великой Россией и её народом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Творчество Н.А. Некрасова. Поэма «Русские женщины». История создания произведения, героини поэмы. «В нашем Отечестве роль п и с а т е л я есть прежде всего роль у ч и т е л я и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных». Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому.

Слайд 2

Кто служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека,- Только тот себя переживет… Николай Алексеевич Некрасов (1821 -1877 г.г.)

Слайд 3

Грешнево – ярославское имение отца

Слайд 4

10декабря 1821г. - родился Н.А.Некрасов. 1832г. - отдан в ярославскую гимназию. Лето 1838г. - поступает вольнослушателем в университет в г. Петербурге. Октябрь 1838г. - напечатано первое стихотворение "Мысль" в журнале "Сын Отечества« 1840г. - издает поэтический сборник "Мечты и звуки" (без успеха). 1842 г. — знакомство с В.Г.Белинским. Биографическая справка

Слайд 5

1845г. - начало издательской деятельности ("Физиология Петербурга", "Петербургский сборник", 1847г. - журнал "Современник"). 1846 г. — в некрасовском альманахе «Петербургский сборник» напечатаны стихотворения «В дороге» и «Колыбельная песня». 1847 г. — начало некрасовского «Современника». Биографическая справка

Слайд 6

Биографическая справка 1856г. - первое издание сборника "Стихотворения Н.А. Некрасова" (огромный успех у читателей). 1853 г. — цикл «Последние элегии». 1872-1873г.г. - публикация поэмы "Русские женщины". 8 января1878г. - ушел из жизни.

Слайд 7

«А ты, поэт! избранник неба…»

Слайд 8

Стихотворения Н. Некрасова с дарственной надписью писателя. [Издание шестое. Том первый. Части первая и вторая]. СПб.: В Типографии А. А. Краевского. 1873

Слайд 9

«Железная дорога» Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Слайд 10

«Крестьянские дети » «…В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты…»

Слайд 11

«Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…» «В полном разгаре страда деревенская…»

Слайд 12

«Тройка» Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?... ………………………………… Не гляди ты с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!

Слайд 13

«Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях…»

Слайд 14

«Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…» Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: С рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Слайд 15

Историческая справка: «Союз благоденствия» В 1818 году основано новое тайное общество «Союз благоденствия», объединивший уже около 200 человек, в основном, офицеров. Члены этого нового общества стремились к созданию в стране общественного мнения, как необходимой предпосылки для развертывания политической борьбы. В большинстве своем они пыли республиканцами. Однако, борясь за интересы народа, в то же время боялись «ужасов народной революции» и все надежды возлагали на армию. Н. И. Тургенев П. А. Катенин М. А. Фонвизин Ф.П. Толстой

Слайд 16

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года в г. Санкт - Петербурге должна состояться присяга новому русскому императору Николаю I . В этот день несколько частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, но выступали за ограничение самодержавия и отмену крепостного права. Выйдя на площадь, эти молодые люди (мало кому из них было больше 30 лет) показали, что лучшие представители русского общества могут думать о благе всего народа. Восстание было подавлено. В 1826г. 5 заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь на каторжные работы. Заключенных лишали всех дворянских прав, званий, почестей и приравнивали к простым крестьянам.

Слайд 17

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872) Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) Федор Николаевич Глинка (1786-1880) Александр Иванович Одоевский (1802-1839)

Слайд 18

А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской «Послание в Сибирь» В 1826г. декабристы были сосланы в Сибирь. Вскоре за ними последовали их жены: Муравьева, Ивашева, Трубецкая, Нарышкина, Розен, Волконская, Анненкова, Ентальцева, Юшневская. Избалованные светские женщины, смолоду вращавшиеся в придворных кругах, добровольно отреклись от богатств и почестей, чтобы разделить со своими мужьями унизительную жизнь на каторге. В пути их обыскивали, на станциях не давали лошадей, в Иркутске заставили подписать отречение от прав. Но "декабристки" не испугались угроз: на всю жизнь поселились они в Сибири и вернулись оттуда старухами. Впрочем, не все: Муравьева, Ивашева и Трубецкая погибли.

Слайд 19

Екатерина Ивановна Трубецкая

Слайд 20

Мария Николаевна Волконская

Слайд 21

Александра Григорьевна Муравьева

Слайд 22

Елизавета Петровна Нарышкина

Слайд 23

Александра Васильевна Ентальцева

Слайд 24

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Слайд 25

Александра Ивановна Давыдова

Слайд 26

Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль)

Слайд 27

Анна Васильевна Розен

Слайд 28

Мария Казимировна Юшневская

Слайд 29

Камилла Петровна Ивашева

Слайд 30

Варвара Михайловна Шаховская

Слайд 31

«Пел о красавицах чудных…» «Княгиня Трубецкая» «Княгиня М. Н. Волконская» Текст поэмы впервые был опубликован в «Отечественных записках» в 1872г. Стремясь быть верным жизненной правде, Некрасов использовал документальный материал о «Поединке» княгини Трубецкой с иркутским губернатором из книги С.В. Максимова «Сибирь и каторга». Некоторые сведения о Трубецкой мог сообщить Н.А.Некрасову ее сын, с которым поэт был знаком. Поэма была опубликована в «Отечественных записках» в 1873г. Основным источником поэмы явились «Записки» княгини Волконской, дочери генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года, жены декабриста С.Г. Волконского. С «Записками» Некрасова познакомил также сын княгини.

Слайд 32

«Русские женщины» (1-я часть поэмы) Екатерина Ивановна Трубецкая Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба- Я буду ей верна!

Слайд 33

«Русские женщины»(2-я часть поэмы) Чиста наша жертва – мы все отдаем Избранникам нашим и богу. И верю я: мы невредимо пройдем Всю трудную нашу дорогу… Мария Николаевна Волконская

Слайд 34

«Нет, я не жалкая раба…» Да! Были личности!.. Не пропадет народ, Обретший их во времена крутые! Мудреными путями бог ведет Тебя, многострадальная Россия!

Слайд 35

Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ!



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»    Вариант 1

1.Назовите жанры древнерусской литературы ( 3- 4 жанра)

2.Что такое ЛЕТОПИСЬ? Запишите определение.

3. Запишите имя автора «Повести временных лет».

4. Напишите небольшой текст о Ярославе Мудром ( 3 – 4 предложения)

5. Запишите развернутый ответ на вопрос: В чём смысл поучений Владимира Мономаха?

 (3 – 5 предложений)

6. В чём проявлялась мудрость Февронии?  (3 – 5 предложений)

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»    Вариант 2

1.Назовите жанры древнерусской литературы ( 3- 4 жанра)

2.Что такое ПОУЧЕНИЕ? Запишите определение.

3. Запишите имя автора «Повести о Петре и Февронии Муромских».

4. Напишите небольшой текст о Владимире Мономахе ( 3 – 4 предложения)

5. Запишите развернутый ответ на вопрос: Чему учит «Повесть о Петре и Февронии Муромских (3 – 5 предложений)

6. Какие отрицательные черты были первоначально в князе Петре? ( 3 – 5 предложений)



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

   1 вариант

1.Из списка произведений, выберите и запишите названия тех произведений, которые принадлежат Н. В. Гоголю

«Медный всадник», «Ночь перед Рождеством», «Васюткино озеро», «Дубровский», «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2. Запишите характеристику Тараса Бульбы ( 4 – 5 слов)

3. Прочитайте описание светлицы. Напишите, как она передаёт характер Тараса Бульбы (объём 2 – 3 предложения)

Светлица была убрана во вкусе того времени, — о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся больше на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа, — во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в переднем углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами. 

4. Какова главная идея повести Н. В. Гоголя? (объём 2 – 3 предложения)

5. В чём вы видите историческую основу повести? (объём 2 – 3 предложения)

6. Прочитайте отрывок из повести. Запишите, как в этом отрывке раскрываются черты  характера матери? (объём 3 – 5 предложений)


Одна бедная мать не спала; она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью; она возрастила, взлелеяла их — и только на один миг видит их перед собою! «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» — говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших прекрасное когда-то лицо ее.

Контрольная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

   2 вариант

1.Из списка произведений, выберите и запишите названия тех произведений, которые принадлежат Н. В. Гоголю

 «Ночь перед Рождеством», «Теплый хлеб», «Бежин луг», «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  «Кладовая солнца»

2. Запишите характеристику Остапа ( 4 – 5 слов)

3. Прочитайте описание степи. Напишите,  какое настроение вызывает у читателя этот пейзаж? (объём 2 – 3 предложения)

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

4. Какова главная идея повести Н. В. Гоголя? (объём 2 – 3 предложения)

5. В чём вы видите фольклорную основу повести? (объём 2 – 3 предложения)

6. Прочитайте отрывок из повести. Запишите, как в этом отрывке раскрываются черты характера матери? (объём 3 – 5 предложений)

Она с жаром, с страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица, а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа       по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Вариант 1

Выберите правильный вариант ответа

1.Какое из произведений А.С. Пушкина не связано с историей России?

А) «Медный всадник»

В) «Станционный смотритель»

Б) «Полтава»

Г) «Песнь о вещем Олеге»

 

2.Героем какого произведения А.С. Пушкина является Карл XII?

А) «Медный всадник»

В) «Борис Годунов»

Б) «Полтава»

Г) «Песнь о вещем Олеге»

 

3.Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

А) «Повесть временных лет»

В) исторические хроники

Б) «История государства Российского Н.М. Карамзина»

Г) былины

 

4.Какой художественный приём использован в отрывке из поэмы
А.С. Пушкина «Медный всадник»: 
«…И перед младшею столицей//Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»

А) метафора

В) сравнение

Б) антитеза

Г) олицетворение

 

5.Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье//Тревожило, и враг меня мутил.

А) «Медный всадник»

В) «Борис Годунов»

Б) «Полтава»

Г) «Песнь о вещем Олеге»

 

6.Кого из героев «Песни …» Лермонтова В.Г. Белинский охарактеризовал: «…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы…»

А) купец Калашников

В) царь Иван Грозный

Б) опричник Кирибеевич

Г) боярин Матвей Ромодановский

 

7.Как можно определить следующие строки: «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич»?

А) экспозиция

В) пролог

Б) запев

Г) завязка

 

8.Куда уходила Алёна Дмитриевна в злополучный вечер?

А) в лавку

В) на свидание

Б) в гости

Г) в церковь

 

9.За что бился в кулачном бою купец Калашников?

А) показать удаль царю

В) за честь семьи

Б) за младших братьев

Г) за родину

 

10.Кому из героев «Песни …» Лермонтова принадлежат слова: «…А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться».

А) Кирибеевич

В) Калашников

Б) Иван Грозный

Г) Алёна Дмитриевна

 

 


Самостоятельная работа       по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа

1.Какое из произведений А.С. Пушкина является драмой?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

2.В каком произведении А.С. Пушкина литературным образом является памятник?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

3.Героем какого произведения А.С. Пушкина является монах Пимен?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

4.Какой смысл вложен в строки: «…Горит восток зарёю новой»?

А) начало нового дня

В) восхождение России

Б) алые отблески лучей солнца

Г) отблески пожаров в Полтаве

 

5.Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…»

А) «Медный всадник»

В) «Борис Годунов»

Б) «Полтава»

Г) «Песнь о вещем Олеге»

 

6.Какой художественный приём использован в отрывке из баллады 
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»: 
«…Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»

А) метафора

В) олицетворение

Б) эпитет

Г) сравнение

 

7.Укажите главную проблему поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

А) проблема долга и чести

В) проблема сохранения семейных традиций

Б) проблема безответной любви

Г) проблема сохранения государственности на Руси

 

8.Кого из героев «Песни …» Лермонтова В.Г. Белинский охарактеризовал: «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… – не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»

А) купец Калашников

В) царь Иван Грозный

Б) опричник Кирибеевич

Г) боярин Матвей Ромодановский

 

9.Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

А) с яшмой

В) с яхонтом

Б) с алмазом

Г) с жемчугом

 

10.Кому из героев «Песни …» Лермонтова принадлежат слова: «…Государь ты мой, красно солнышко, Иль убей меня, или выслушай! Твои речи – будто острый нож; От них сердце разрывается. Не боюся смерти лютыя, Не боюся я людской молвы, А боюсь твоей немилости»

А) Кирибеевич

В) Калашников

Б) Иван Грозный

Г) Алёна Дмитриевна

 


 

Тест по теме: «История в произведениях А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова» (для учащихся 7 класса)

Вариант 3

Выберите правильный вариант ответа

1.Какое из произведений А.С. Пушкина является балладой?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

2.Каково отношение А.С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?

А) восторженное

В) двойственное

Б) негативное

Г) равнодушное

 

3.Героем какого произведения А.С. Пушкина является инок Григорий?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

4.Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать его кульминацией?

А) предсказание кудесника

В) исполнение предсказания

Б) победа над Царьградом

Г) гибель коня

 

5.Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Царегреда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе…»

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

6.Какой художественный приём использован в отрывке из драмы 
А.С. Пушкина «Борис Годунов»: 
«…Минувшее проходит предо мною – Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-окиян?»

А) метафора

В) олицетворение

Б) эпитет

Г) сравнение

 

7.Укажите век, в котором происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

А) XV

В) XVII

Б) XVI

Г) XVIII

 

8.Кого из героев «Песни …» Лермонтова В.Г. Белинский охарактеризовал: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»

А) купец Калашников

В) царь Иван Грозный

Б) опричник Кирибеевич

Г) боярин Матвей Ромодановский

 

9.Какой особый знак принадлежал опричникам?

А) чёрная лента

В) знак ястреба

Б) метла и собачья голова

Г) шапка с изображение волка

 

10.Какой художественный приём использован в отрывке из «Песни …»
М.Ю. Лермонтова: 
«…Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый стол на полчетверти//Он железным пробил оконечником…»

А) метафора

В) антитеза

Б) олицетворение

Г) гипербола

 


 

Тест по теме: «История в произведениях А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова» (для учащихся 7 класса)

Вариант 4

Выберите правильный вариант ответа

1.Исторической основой какого произведения А.С. Пушкина стала Северная война 1700-1721 года?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

2.Определите жанр «Бориса Годунова»

А) былина

В) драма

Б) поэма

Г) баллада

 

3.Герой какого произведения А.С. Пушкина является волхвом?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

 

4.Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…И синего моря обманчивый вал//В часы роковой непогоды,//И пращ, и стрела, и лукавый кинжал//Щадят победителя годы…//Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;//Незримый хранитель могущему дан…»?

А) «Медный всадник»

В) «Песнь о вещем Олеге»

Б) «Полтава»

Г) «Борис Годунов»

5.Какой художественный приём использован в отрывке из произведения
А.С. Пушкина «Борис Годунов»: 
«..Могучий Олег головою поник//И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье!...»

 

А) метафора

В) олицетворение

Б) эпитет

Г) сравнение

 


6.Соотнесите элементы композиции «Песни о купце Калашникове…»
М.Ю. Лермонтова соответствующие им моменты произведения.

 

1) экспозиция

А) встреча Кирибеевича с Алёной

2) завязка

Б) казнь Калашникова

3) кульминация

В) рассказ о могиле

4) развязка

Г) пир у Грозного

5) эпилог

Д) сцена кулачного боя

 

7.С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова?

 

А) сказочный добрый молодец

В) Соловей-Разбойник

Б) былинный богатырь

Г) Владимир Красно Солнышко

 

8.С кем гусляры сравнивают царя в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?

 

А) с ястребом

В) с соколом

Б) с голубем

Г) с вороном

 

9.Где в Москве проходили кулачные поединки?

 

А) на Красной площади

В) на Каменном мосту

Б) на Москве-реке

Г) в Александровском саду

 

10.Какой художественный приём использован в отрывке поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»: «…Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка, во сыром бору//Под смолистый под корень подрубленная…»

 

А) метафора

В) олицетворение

Б) гипербола

Г) сравнение



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

1 вариант

1.Соотнесите фамилии авторов и названия их произведений.

1.Л. Н. Толстой                      А. «Бирюк»

2. Н. А. Некрасов                  Б. «Тарас Бульба»

3. Н. В. Гоголь                          В. «Детство»

4. И. С. Тургенев                        Г. «Русские женщины»

2. Запишите жанры лирики

3.Запишите определения следующим терминам:

А. Метафора

Б. Эпитет

4. Прочитайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина. Проведите анализ отрывка.

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подъяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове.

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

- кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища,  в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт? – сказал один генерал.

- Да, - отвечает другой, - признаться и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

- Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

- Как всё это сделать? - словно эхо, повторил другой генерал».

5. Почему рассказ А. П. Чехова назван «Хамелеон»? Запишите ответ в объёме 3-5 предложений

Самостоятельная работа

2  вариант

1.Соотнесите фамилии авторов и названия их произведений.

1.М. Салтыков – Щедрин          А. «Полтава»

2. А. П. Чехов                             Б. «Тарас Бульба»

3. Н. В. Гоголь                            В. «Дикий помещик»

4. А. С. Пушкин                         Г. «Злоумышленник»

2. Запишите жанры прозы

3.Запишите определения следующим терминам:

А. Антитеза

Б. Сравнение

4. Прочитайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Детство»  . Проведите анализ отрывка.

«После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое  счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Ивановиче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, -  и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать.

Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются и уснешь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом».

5. Как вы объясните название рассказа А. П. Чехова «Размазня»? Запишите ответ в объёме 3-5 предложений