Литература 9 класс

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Бедная Лиза» Художник Орест Адамович Кипренский

Слайд 2

История создания повести Повесть написана и опубликована в 1792 году в « Московском журнале », редактором которого был сам Н. М. Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла в отдельной книге.

Слайд 3

Симонов монастырь Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда , а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями — трогательными ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ) и едкими ( «Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места !» ).

Слайд 4

Идиллия Идиллия – от греч. «изображение, картинка». Первоначально жанровая форма буколической поэзии в Древнем Риме. Стихотворение о мирной сельской жизни. Идиллия – это произведение с изображением умиротворенных бытовых картин и пейзажей обычно сельской местности, изображение простых, наивных и открытых характеров крестьян.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Передо мной небольшой отрывок из романа в стихах А. Пушкина. Начинается он следующей строчкой: «Сначала все к нему езжали …» и рассказывает об отношении помещиков из соседних имений к Евгению О негину. Я знаю, что в российской глубинке принято быть гостеприимным. Безразличное, холодное отношение главного героя к соседям оскорбило их чувства «все дружбу прекратили с ним». Евгений избегал встречи : «… так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца». Что же кроется за таким поведением? Я думаю, не только желание побыть одному, но ещё и понимание им серости , скучности самих соседей, и нежелание вновь общаться с людьми, ведущими праздный образ жизни. Такое отношение раскрывает неординарный характер героя. Он не боится осуждения, не ищет поощрения, он имеет своё собственное мнение и не подчиняется правилам светского общества». Анализ отрывка

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Листая страницы фотоальбома Анна Андреевна Ахматова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить то, что видишь ты. Твой взгляд да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты – И ты увидишь – мир прекрасен. Познай, где свет – поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума». А. Блок «Возмездие»

Слайд 2

Нравственные проблемы повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» Имя урока: Шарик и Шариков

Слайд 3

Проверка домашнего задания: 1) История создания повести 2) Ответьте на вопросы: - что такое повесть? - что такое сатира? - что такое фантастика?

Слайд 4

- Что является источником сатиры? - Почему появляются сатирические произведения? - Что такое проблема?

Слайд 5

Антиномичные пары: Хаос – порядок свет – тьма холод - тепло

Слайд 6

Сравнительный анализ начало повести – конец повести

Слайд 7

Улица: Холод Тьма хаос Квартира: Тепло Свет порядок Пес Шарик

Слайд 8

Внутренний монолог – речь персонажа в прозаическом произведении, произнесенная «про себя» или «для себя» (так называемая внутренняя речь). «Поток сознания» собаки Шарика

Слайд 9

Шарик улица квартира Хаос Тьма холод Порядок Свет тепло Естественный ход вещей - природный

Слайд 10

Существо Полиграф Полиграфович Шариков На улице В квартире Хаос Тьма холод Хаос тьма Нарушается естественный ход событий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вильям Шекспир. Трагедия «Гамлет, принц датский». Образ главного героя. Цели урока: Раскрыть основные черты характера Гамлета; Вспомнить основные теоретические понятия: трагедия, конфликт, характер; Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение.

Слайд 2

Повторение теоретико-литературных понятий Что такое д рама? Драма ( от греч. – действие ) – один из трёх литературных родов, где воссоздаются событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Назовите драматические жанры. Трагедия, комедия, трагикомедия, лирическая комедия, фарс, водевиль, интермедия и др. Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Композиция – это построение произведения. Элементы композиции: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия. Что называют конфликтом в литературном произведении? Конфликт ( от лат. – столкновение ) – противоречия между персонажами произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречия внутри сознания героев. Что называют характером? Характер ( от греч. – отпечаток, признак, отличительная черта ) – образ человека в литературном произведении, наделенный определенными чертами.

Слайд 3

Борис Пастернак «Гамлет» Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.

Слайд 4

Подготовка к экзамену (вариант 1, 1.1.1) Раскрыть суть вопроса; О бъяснить позицию автора, сформулировать свою позицию; Уместно использовать теоретико-литературные понятия; Избегать фактических ошибок и неточностей. Опираясь на критерии, дайте устный ответ на вопрос: Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел?

Слайд 5

Какую черту характера главного героя открывает перед нами этот монолог? О если б этот грузный куль мясной Мог испариться, сгинуть, стать росою! О если бы предвечный не занёс В грехи самоубийства! Боже! Боже! Каким ничтожным, плоским и тупым Мне кажется весь свет в своих затеях. Глядеть тошнит! Он одичалый сад, Где нет прохода. Низкий, грубый мусор Глушит его. Зайти так далеко! Два месяца, как умер. Двух не будет. Такой король природный. Рядом с тем, Как Феб с сатиром. До того ревниво Любивший мать, что ветрам не давал Дышать в лицо ей. О земля и небо! Что поминать! Она к нему влеклась, Как будто голод рос от утоленья. И что ж, чрез месяц…Лучше не вникать! О женщины, вам имя - вероломство ! Нет месяца! И целы башмаки, В которых шла в слезах, как Ниобея , За отчим гробом. И она, она, - О боже, зверь, лишенный разуменья, Томился б больше, - замужем, - за кем: За дядею, который схож с покойным, Как я с Гераклом. В месяц с небольшим! Ещё от соли лицемерных слёз У ней на веках краснота не спала, И замужем!

Слайд 6

В первом монологе Гамлета автор открывает перед нами одну из основных черт характера героя – стремление обобщать отдельные факты . Произошла всего лишь частная семейная драма, но Гамлет переживает её очень тяжело. У него появляются мысли о самоубийстве, сердце разрывается от горя. Замужество матери, спустя лишь два месяца после смерти отца, Гамлет считает предательством. И для него этого оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: «каким ничтожным, жалким и тупым мне кажется весь свет».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пять портретов

Слайд 2

Н . В. Гоголь. История создания, жанр и композиция поэмы «Мёртвые души»

Слайд 3

Что я знаю о жизни и творчестве Н. В. Г оголя? Где и когда родился Н. В. Гоголь? Н. В. Гоголь родился в 1809 году , на Украине, в Полтавской губернии, в селе Сорочинцы, детство провёл в родном имении отца, Васильевке.

Слайд 4

В какой семье родился Гоголь? Гоголь родился в семье помещиков. Василий Афанасьевич Гоголь - Яновский Мария Ивановна Гоголь - Яновская

Слайд 5

В какой гимназии обучался Гоголь? Какие таланты проявил во время обучения? Нежинская гимназия высших наук. Писательский, талант художника и особенно актёрский дар проявил Гоголь.

Слайд 6

На каком поприще хотел проявить себя Гоголь, уезжая в Петербург? Как его встретила северная столица? Гоголь хотел посвятить себя государственной службе, но столица встретила его неласково.

Слайд 7

Чьё одобрение и поддержка сыграли решающую роль в выборе жизненного пути? Какое произведение принесло славу начинающему писателю? А. С. Пушкин. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Слайд 8

Тренинг «Литературоведческие термины» Что в литературе называют ЖАНРОМ? Какие ЖАНРЫ вы знаете? ЖАНР – это тип словесно – художественного (литературного) произведения, обладающий определёнными устойчивыми свойствами. Лирические жанры: стихотворение, баллада, элегия, ода. Эпические жанры: рассказ, повесть, роман, новелла, очерк. Драматургические жанры: трагедия, комедия, трагикомедия, фарс Что называют ПОЭМОЙ? Какие ПОЭМЫ вы знаете? Поэма (от греческого – делаю, творю) – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. М. Ю. Лермонтов «Мцыри», А. Т. Твардовский «Василий Тёркин », А. А. Блок «Двенадцать»

Слайд 9

«Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, Белинский определил их жанр как роман. В истории русской литературы утвердилось это определение Белинского; и «Мертвые души», сохранив в подзаголовке слово «поэма», признаны гениальным романом из русской жизни. Размышляя над жанром «Мертвых душ», великий критик согласился и с автором, основываясь на высоком патетическом лиризме Гоголя, на обещании его показать во 2 и 3 частях «Россию с другой стороны» и вывести новые лица и новых героев». Э. Э. Найдич Как вы поняли, в чём жанровое своеобразие произведения? Почему «мертвые души» можно назвать и романом и поэмой?

Слайд 10

Композиция поэмы Главы Особенности изображения 1 глава Развёрнутое вступление к поэме 2 – 6 главы Изображение помещиков: 1.Усадьба 2.Интерьер 3.Внешность 4.Встреча, обед 5. Купля- продажа 7 – 10 главы Губернский город: 1.Городские чиновники 2.»Повесть о капитане Копейкине» 11 глава История Чичикова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите слово по его лексическому значению В его состав входит корень «ЧИН», имеющий значение «порядок, иерархия». Это последовательное изложение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа .

Слайд 2

Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 3

Темы сочинений «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. В чём новизна образа Евгения Онегина?» Татьяна – любимая героиня Пушкина. Любовь и долг: как их понимает Татьяна, как их понимаете вы? Может ли быть счастлива Татьяна? А если бы не было образа автора? Онегин и Ленский6 а дружба ли это?

Слайд 4

Композиция художественного произведения. Композиция вашего сочинения Расположите составные части композиции произведения в соответствующем порядке Развязка, развитие действия, экспозиция, завязка, пролог, спад действия, эпилог, кульминация Пролог Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Спад действия Развязка Эпилог

Слайд 5

План сочинения 1. Простой план 2. Сложный план

Слайд 6

План может напоминать построение математической теоремы, где во «ВСТУПЛЕНИИ» говорится о том, что «ДАНО», в основной части – «ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ», затем идёт несколько пунктов «АРГУМЕНТОВ». Причём оптимально количество пунктов основной части должно быть не меньше 3 – 5, так как это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочинения. И, наконец, в заключении подводится итог всему вышесказанному – «ЧТО и ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ » Особенности плана – композиции сочинения

Слайд 7

Виды вступления в литературных сочинениях Биографическое вступление. Сравнительное. Аналитическое вступление (если в теме встречаются литературоведческие, философские, нравственные термины) - Образ дороги в художественной литературе; - Честь и достоинство; Образ автора в романе. 4. Историческое вступление. 5. Лирическое вступление («Почему я выбрала именно эту тему?», «Чем же заинтересовал меня данный сюжет?» 6. Перекличка с современностью.

Слайд 8

Образцы вступления «Писатель родился в ……….., окончил университет… « «Я не случайно выбрала эту тему. Проблема, которую она затрагивает интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения». «Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. А у меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов».

Слайд 9

Образцы вступления «Онегин… Кто же он такой? Почему каждый раз встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то негодование?» «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью». Так начинается одна из строф великого романа А. С. Пушкина « Е вгений Онегин» Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческое сердце и мысли, был вопрос о любви, вопрос о счастье».

Слайд 10

Основная часть сочинения Основная часть – это развёрнутый и доказательный ответ на вопрос или вопросы, сформулированные во вступлении. Здесь важно показать своё отношение к проблемам произведения, к фактам. Анализировать каждый абзац, делать мини – выводы и обобщения. Ответ на вопрос о счастье Татьяны казалось бы лежит на поверхности: разве может принести счастье неразделённая любовь или замужество с нелюбым человеком? Но давайте вникнем глубже в текст произведения, попробуем раскрыть душу Татьяны. В детстве Татьяна не играет в куклы, как её сестра Ольга, но она читает книги, которые ей нравятся, она думает над ними. Её душа живёт полной жизнью. Разве это не счастье . Я думаю, она в эти моменты счастлива.

Слайд 11

Заключение Вступление и заключение по содержанию во многом похожи. Но во вступлении вы задаёте вопрос, обосновывая интерес к нему, а в заключении вы даёте на него обобщённый ответ с учётом доказательств своей точки зрения, изложенных в основной части.

Слайд 12

Помните! Сочинение по литературе – это литературоведческое исследование, в котором вы должны продемонстрировать свои знания по теории литературы и свой кругозор, а также умение анализировать, аргументировать свою точку зрения и делать выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное лото 1. Поэты, писатели 2. Художники 3. Музыканты 4. Боги 5. Монархи, цари 1. Гораций 1. Кипренский 1. Сварог 1. Троепольский 1. Август 2. Катулл 2. Купидон 2. Цезарь 2. Велес 2. Чайковский 3. Васнецов 3.Билибин 3. Бетховен 3. Перун 3. Александр 4. Свиридов 4. Рокотов 4. Карамзин 4. Глинка 4. Жуковский

Слайд 2

Баллада БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование с острым, захватывающим сюжетом, основанное на предании. Народная баллада – баллада, созданная народом. Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.

Слайд 4

За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.

Слайд 5

Карл Брюллов «Гадающая Светлана»



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме  «Русская литература начала 19 века»

Вариант 1

  1. Укажите автора отрывка и запишите 2 – 3 строчки как продолжение:

А)  «А судьи кто?.....

Б) «Любви, надежды, тихой славы»…

В) «Где укажите нам Отечества отцы?»…

2. Допишите определение «Романтизм – это…

3. Запишите жанр произведений.

А) «Бедная Лиза»

Б) «Горе от ума»

В) «Светлана»

4. Какой основной художественный приём применил Пушкин в стихотворении «Деревня»?

5. Прочитайте  отрывок из произведения А. Грибоедова  и выполните задания к нему (объём ответа 3 – 5 предложений)

Чацкий

                                Где нас нет.

Ну что ваш батюшка? все Английского клоба

5. 1. Каким предстает перед читателем Чацкий в этом монологе?

5. 2. Какой художественный приём использует автор в этом отрывке?

5. 3. Какие проблемы подняты автором в данном монологе?

Старинный, верный член до гроба?

     Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

     Не знаю как его зовут,

     Куда ни сунься: тут, как тут.

        В столовых и в гостиных?

     А трое из бульварных лиц,

     Которые с полвека молодятся?

Родных мильон у них, и с помощью сестриц

     Со всей Европой породнятся.

     А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

     Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

     Сам толст, его артисты тощи.

На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

     Певец зимой погоды летней.

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

        И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Опять увидеть их мне суждено судьбой!

Жить с ними надоест, и в ком не сыщещь пятен?

Когда ж пространствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Контрольная работа по теме  «Русская литература начала 19 века»

Вариант 2

  1. Укажите автора отрывка и запишите 2 – 3 строчки как продолжение:

А) «Пойду искать по свету»…

Б) «Роняет лес багряный свой убор»…

В) «Духовной жаждою томим»…

2. Допишите определение «Баллада – это…»

3. Запишите жанр произведений.

А) «Пророк»

Б) «Путешествие из Петербурга в Москву»

В) «Горе от ума»

4. Какой теме посвящено произведение Пушкина «Пророк»?

5. Прочитайте  отрывок из произведения А. Пушкина и выполните задания к нему (объём ответа 3 – 5 предложений)

Я помню чудное мгновенье:

5.1. Каким предстает перед читателем лирический герой стихотворения?

5.2. Какой основной синтаксический приём использует автор?

5.3. Какие проблемы подняты автором ?

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Контрольная работа по теме  «Русская литература начала 19 века»

Вариант 3

  1. Укажите автора отрывка и запишите 2 – 3 строчки как продолжение:

А) «Петрушка, вечно ты с обновкой»…

Б) «Вот те, которые дожили до седин»…

В) «Мороз и солнце»…

2. Допишите определение «Конфликт – это…»

3. Запишите жанр произведений.

А) «19 октября»

Б) «Горе от ума»

В) «Бедная Лиза»

4. Какой теме посвящено произведение Пушкина «К Чаадаеву»?

5. Прочитайте  отрывок из произведения А. Грибоедова и выполните задания к нему (объём ответа 3 – 5 предложений)

Молчалин

5.1. Каким предстает перед читателем Молчалин?

5.2. Какой основной синтаксический приём использует автор?

5.3. Какие проблемы подняты автором ?

        Есть у меня вещицы три:

     Есть туалет, прехитрая работа —

Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри,

        Кругом всё прорезь, позолота;

     Подушечка, из бисера узор;

        И перламутровый прибор:

     Игольничек и ножинки, как милы!

     Жемчужинки, растертые в белилы!

Помада есть для губ, и для других причин,

С духами сткляночки: резеда и жасмин.

Лиза

Вы знаете, что я не льщусь на интересы;

        Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Молчалин

Сегодня болен я, обвязки не сниму;

     Приди в обед, побудь со мною;

     Я правду всю тебе открою.

Контрольная работа по теме  «Русская литература начала 19 века»

Вариант 4

  1. Укажите автора отрывка и запишите 2 – 3 строчки как продолжение:

А) «Пойду искать по свету»…

Б) «Друзья мои, прекрасен наш союз»…

В) «Духовной жаждою томим»…

2. Допишите определение «Стихотворение – это…»

3. Запишите жанр произведений.

А) «Няне»

Б) «Поэт»

В) «Горе от ума»

4. Какие два мира предстают в произведении Пушкина «Деревня»?

5. Прочитайте  отрывок из произведения А. Пушкина и выполните задания к нему (объём ответа 3 – 5 предложений)

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

5.1. Каким предстает перед читателем лирический герой стихотворения?

5.2. Какой основной синтаксический приём использует автор?

5.3. Какие проблемы подняты автором ?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе для 9 класса

Тема «Литература 18 века»

Вариант 1

Часть 1. Теория

  1. Дайте определение. Классицизм – это…
  2. Напишите об особенностях классицизма.

Часть 2 . Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

  1. Напишите , что вы знаете о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Часть 3. Анализ произведения  «Ода на день…».

  1. Кому посвящена «Ода на день воссшествия…»
  2. Какие черты характера главной героини раскрывает автор в «Оде…»
  3. На какие 5 частей можно разделить «Оду…»? Запишите их в виде плана.
  4. Назовите главную тему и идею  произведения.
  5. Найдите и запишите архаичные слова ( 5 слов) в данном ниже отрывке.

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

 Свое богатство по земли.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ее зефира тише,

 И зрак прекраснее рая.

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

 На целый запад и восток.

6.Как вы понимаете смысл  данного отрывка?  (объём ответа 3 – 5 предложений)

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

 Гласить велики имена.

Контрольная работа по литературе для 9 класса

Тема «Литература 18 века»

Вариант 2

Часть 1. Теория

  1. Дайте определение. Сентиментализм– это…
  2. Напишите об особенностях сентиментализма.

Часть 2 . Жизнь и творчество Н. М. Карамзина

  1. Напишите , что вы знаете о жизни и творчестве Н. М. Карамзина.

Часть 3. Анализ произведения  «Бедная Лиза». 

1.От какого лица идёт повествование ?

2.Какова тема и  главная мысль произведения?

3.На какие  части можно разделить сюжет  повесть? Запишите их в виде плана.

4. Какова тема  и главная мысль следующего эпизода:

Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. —

5.Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?

Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою.— «На том свете, любезная Лиза, — отвечала горестная старушка, на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду.

И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его вором.

6.Как вы понимаете финальную фразу повести? (объём ответа 3 – 5 предложений)

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. — Теперь, может быть, они уже примирились!

Контрольная работа по литературе для 9 класса

Тема «Литература 18 века»

Вариант 3

Часть 1. Теория

  1. Дайте определение. Классицизм – это…
  2. Напишите об особенностях классицизма.

Часть 2 . Жизнь и творчество Г. Р. Державина

  1. Напишите, что вы знаете о жизни и творчестве Г. Р. Державина.

Часть 3. Анализ произведения  «Памятник». 

1.На основе текста какого древнеримского  поэта был написан «Памятник»?

  1. Назовите главную тему и идею  произведения.
  2. Какие черты характера поэта раскрываются в стихотворении?
  3. Какова тема и мысль следующего четверостишия?

Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал…

  1. Найдите и запишите архаичные слова и выражения.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело твое зарей бессмертия венчай.

  1. Что Державин считает своей заслугой перед читателями? (объём ответа 3 – 5 предложений)

Контрольная работа по литературе для 9 класса

Тема «Литература 18 века»

Вариант 4

Часть 1. Теория

  1. Дайте определение. Сентиментализм– это…
  2. Напишите об особенностях сентиментализма.

Часть 2 . Жизнь и творчество А. Н. Радищева

  1. Напишите, что вы знаете о жизни и творчестве  А. Н. Радищева.

Часть 3. Анализ произведения  «Путешествие из Петербурга в Москву». 1.Что осуждает Радищев в своём произведении?

2.Какова тема и главная мысль главы «Спасская Полесть»?

3. На какие части можно разделить эту главу? Запишите их в виде плана.

4.Какова тема и главная мысль следующего эпизода?

Итак, жил-был где-то государев наместник. В молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы и был до них великий охотник. Пока деньжонок своих мало было, то он от охоты своей воздерживался, едал по десятку, и то когда бывал в Петербурге. Как скоро полез в чины, то и число устерсов на столе его начало прибавляться. А как попал в наместники и когда много стало у него денег своих, много и казенных в распоряжении, тогда стал он к устерсам как брюхатая баба. Спит и видит, чтобы устерсы кушать. Как пора их приходит, то нет никому покою. Все подчиненные становятся мучениками. Но во что бы то ни стало, а устерсы есть будет.

— В правление посылает приказ, чтобы наряжен был немедленно курьер, которого он имеет в Петербург отправить с важными донесениями. Все знают, что курьер поскачет за устерсами, но куда ни вертись, а прогоны выдавай. На казенные денежки дыр много.

5. Из данного ниже отрывка выпишите архаизмы:

Недостойные преступники, злодеи! вещайте, почто во зло употребили доверенность господа вашего? предстаньте ныне пред судию вашего. Вострепещите в окаменелости злодеяния вашего. Чем можете оправдать дела ваши? Что скажете во извинение ваше? Се он, его же призову из хижины уничижения. Прииди, — вещал я старцу, коего созерцал в крас обширныя моея области, кроющегося под заросшею мхом хижиною. — прииди облегчить мое бремя; прииди и возврати покой томящемуся сердцу и востревоженному уму.

Изрекши сие, обратил я взор мой на мой сан, познал обширность моея обязанности, познал, откуду проистекает мое право и власть. Вострепетал во внутренности моей, убоялся служения моего.

6.Как вы понимаете следующий отрывок? (объём ответа 3 – 5 предложений)

О богочеловек! Почто писал ты закон твой для варваров? Они, крестяся во имя твое, кровавые приносят жертвы злобе. Почто ты для них мягкосерд был? Вместо обещания будущия казни, усугубил бы казнь настоящую и, совесть возжигая по мере злодеяния, не дал бы им покоя денно-ночно, доколь страданием своим не загладят все злое, еже сотворили.