«Создание атмосферы радостного проживания периода детства в дошкольном учреждении, способы поддержки детской инициативы» в рамках образовательной среды Михнёва И.Н., старший воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братска
В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства.
Актуальность данной задачи обусловлена поддержкой разнообразия детства.
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет, через создание условий, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы через создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, установление правил взаимодействия/ От того, какие условия будут созданы для проявления активности, какие эмоции вызывает та или иная деятельность, как ребенок переживает успехи и неудачи, какое отношение испытывает к себе от взрослых и детей зависит в дальнейшем развитие ребенка.
«Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности»(Л.С.Выготский) — физиологические, потребности любви, безопасности и признания, которые играют большую роль в формировании личности. Если эти потребности удовлетворены в полной мере — ребенок испытывает эмоциональный комфорт.
Детский сад – это место, где дети получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. На педагогах лежит большая ответственность за создание благоприятных условий социальной ситуации развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
В нашем детском саду педагогическая поддержка осуществляется через непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие, организацию ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой, создание педагогами предметной среды, инициирущей совместную деятельность, создание атмосферы благоприятного психологического комфорта.
Атмосферу создания психологического комфорта определяют: стиль поведения воспитателя, добрые традиции, правила жизни группы, стиль жизни группы. Общая атмосфера психологического комфорта и настрой группы определяются педагогами через установление эмоционально- положительных отношений с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. В ситуациях негативных проявлений предоставляют детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.
При построении воспитательно- образовательного процесса педагоги следуют правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем.
У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Стремление придерживаться этих правил, помогает создать хорошую атмосферу для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек, избежать авторитарного стиля руководства.
Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Модель коллективного поведения в группах определяется и формируется взрослыми, на основе традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Если в группе сложились определённые правила жизни, значит, решение разных проблем проходит гораздо легче. Установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях способствуют: - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками - развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности - установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме; На атмосферу психологического комфорта оказывает влияние стиль жизни группы, который определяется индивидуальным подходом к каждому ребенку и понимается, как целенаправленное, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленному ребенку: учет темпа, склонностей, уважение предпочтений и привычек ребенка. Создание ситуаций успехов повышает у детей уверенность, самооценку, формирует доверие к взрослому. Спокойная обстановка, доброжелательность, принятие каждого, эмоциональный комфорт, создаются через групповые традиции: «Утро радостных встреч», на котором дети делятся своими переживаниями и впечатлениями о том, как провели прошедшие дни; «Сладкий вечер» - совместное чаепитие, сопровождающее непринужденной дружеской беседой; «Круг хороших воспоминаний», где каждый ребенок может услышать про себя что- то положительное, о каких - то достоинствах; «Для всех и для каждого» - создание ситуаций распределения подарков для всех и для каждого; дни рождения и т.д. Наряду с созданием эмоционального комфорта перед педагогами стоит задача уважения взрослыми активности и инициативности самого ребёнка в познании, общении и творчестве, его интересов и желаний. Налаживание педагогом совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для её участников общего результата, служит лучшим средством формирования отношений со сверстниками. Чем активнее ребенок, тем сильнее у него возникает потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослым.
Учитывая приоритетную сферу проявления детской инициативы на каждой возрастной ступени, поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников ДОУ осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности через создание условий в игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д. деятельности.
Согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Литература:
1. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва. Просвещение. - 1997
2. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». Москва. Просвещение. - 1986 г.
3. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва. Просвещение. - 1986/1987 гг. 4. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва. Просвещение. - 2014