Проектный метод, как метод формирования социальной компетентности дошкольников И. Н. Михнёва – заместитель заведующего по ВМР Е. А. Клименко – старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвиваю
Выступление на v региональной научно- практической конференции "Стандарты качества в образовании".
Материалы опубликованы в сборнике v региональной научно- практической конференциифеврале 2013 г.
И. Н. Михнёва – старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47»
муниципального образования города Братска
В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоенны тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От тесного союза родителей и педагогов зависит дальнейшее личностное развитие ребенка, уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. В этом состоит актуальность данной проблемы.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях всестороннего развития личности.
Коллективом детского сада разработан социальный проект «Мы вместе!», с целью сформирования партнерских отношений участников образовательного процесса в системе «педагог-ребенок-родитель»; повышения уровня социальной и личностной значимости каждого участника образовательного процесса.
«Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Девиз нашей концепции: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».
Основные задачи проекта направлены на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде.
Основные идеи проекта:
– Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, уникальности и самоценности;
– Развитие творческих способностей и формирование потребностей личности ребёнка;
– Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата;
– Поднятие престижа семьи, её традиций;
– Сотрудничество в совместной творческой деятельности «педагог-ребёнок-родитель».
Удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей способствовали:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды;
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
Концептуальными подходами реализации проекта стали:
1. Комплексный подход. Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления образовательной программы и комплекса методик.
2. Деятельностный подход. Вся деятельность происходит в интеграции образовательных областей, альтернативную основу в которой мы отдаем «Социализации».
3. Средовой подход. Организация в детском саду единого образовательного пространства, созданное с учётом возрастных возможностей детей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигалось на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. На основном этапе проекта педагогами и родителями было создано развивающее пространство с учётом возрастных возможностей детей, предоставляющая возможность каждому дошкольнику проявить свои индивидуальные способности в разных видах деятельности.
Насыщенная событиями жизнь в ДОУ способствовует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Одним из важных моментов в системе ДОУ является разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяющих демонстрировать каждому воспитаннику свою индивидуальность и творчество.
В ДОУ работают кружки, в которых дети развивают свои таланты: «Волшебная кисточка» – нетрадиционное рисование; «Умелые ручки» – художественное конструирование; «Солнышко» – ритмическая гимнастика; «Веселые нотки» – вокальный кружок.
Педагоги ДОУ совместно с родителями открывают перед детьми в окружающем мире удивительные моменты в коллекциях, мини-музеях, совместных проектах, групповые традиции, посещение музеев, выставки, вовлекая в необычно увлекательный деятельностный процесс, с помощью которого происходит развитие познавательной сферы, формируется творческая личность. Активное включение родителей в деятельность ДОУ стало импульсом в реализации основных целей проекта, построением взаимодействия на качественной основе. Совместная деятельность сблизила всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде, гармонизацию детско-взрослых отношений.
Литература:
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004