Для вас, родители! Родительский клуб "Социальный образ ребенка" Подготовила: Михнёва И.Н.- старший воспитатель
Подготовила: Михнева И.Н.- старший воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ "ДСОВ №47
Цель: повышение компетентности в формировании социальных качеств у дошкольников.
Задачи:
1.Сформировать у родителей представление о социальном образе ребенка;
2.Познакомить с методами и приемами, направленных на развитие социальных качеств;
3.Улучшать взаимодействие «Детский сад – семья» в ходе проведения совместных встреч.
Слайд №1
Приветствие:
Здравствуйте уважаемые родители! Прежде чем начать нашу встречу, и поближе познакомиться, я предлагаю провести игру - «Приветствие» (игра проводится в кругу).
Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева, скажем – добрый день (вечер) и представимся друг другу. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами.
Слайд № 2,3
Дошкольный возраст яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у детей, как самостоятельность, активность, целенаправленность, эмоциональная отзывчивость, уважительное отношение к своей семье и сообществу детей, готовность к совместной деятельности и др . В связи с этим проблема социально - личностного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим миром, становится особо актуальной на данном современном этапе.
В законе «Об образовании» установлены общие требования к образованию, которое должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
Слайд №4
Сегодня наша встреча посвящена социальному образу ребенка. Человек – существо социальное, его развитие зависит, от условий, в которых он находится, от людей, которые его окружают: семья, сверстники, другие окружающие его люди. Вступая во взаимодействие с окружающим миром, ребенок усваивает определенные нормы и правила поведения общества, моральные ценности, что в свою очередь развивает социальные качества.
Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
Игра «Образ моего ребенка»
Родители по очереди называют качества, которые записываются организатором на доске (успешный, добрый, общительный, самостоятельный, активный и т. д.).
Все эти качества, вместе взятые составляют некий образ ребенка, который мы называем личностью. Каждый ребенок индивидуален, неповторим, имеющий свои привычки (положительные и отрицательные), склонности, кто - то общителен, а кто - то молчун. Все эти качества составляют некий образ «Я».
-Что на ваш взгляд, не нравится вам в вашем ребенке? Какие привычки или особенности вашего ребенка, мешают ему соответствовать тому образу, о котором мы мечтаем. Я предлагаю эти качества написать, затем я их озвучу (неуверенный, не самостоятельный, не внимательный, застенчивый, агрессивный и тд.)
Слайд №5
Практика показывает, что в последнее время увеличилось количество тревожных и агрессивных детей, которые в свою очередь испытывают проблемы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; проблемы в общении часто ведут к конфликтам, неуверенность и застенчивость снижает социальный статус в группе сверстников.
Как помочь таким детям быть уверенными и активными, как найти к каждому ту тропинку, которая выведет в большой мир настоящим человеком.
Прежде чем говорить о том, как формировать социальные качества, предлагаю провести небольшой эксперимент.
Слайд №6
Эксперимент «Все мы разные»
Каждому взрослому и ребенку дается по листку бумаги.
Инструкция:
держать листок за два верхних угла прямо перед собой;
закрыть глаза;
внимательно слушать то, что я буду говорить;
делать то, что я говорю, с закрытыми глазами.
Задание:
сложите листок вдвое;
разгладьте место сгиба;
вырвите кусочек бумаги из места сгиба;
снова сложите листок вдвое и т.п. Когда у детей получатся маленькие, многократно сложенные листки, предложите им открыть глаза и развернуть листки.
Задаются вопросы:
У всех ли получились одинаковые листки?
Чем они отличаются?
В чем похожи?
Вот так и дети, в чем-то похожи, а в чем-то отличаются. У каждого есть свои особенности, хотя они живут и все делают вместе.
Не столь важно, овладеет ли ребенок иностранными языками, научится ли он рисовать, это не каждому дано, но очень важно, чтобы он был общительным, уверенным в себе и своих возможностях, самостоятельным, умеющим преодолевать трудности, инициативным, способным принимать решения, умеющим вступать во взаимодействие с окружающими его людьми.
Слайд №7
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».
Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость, и счастье.
Помочь ребенку адаптироваться и преодолевать трудности, разобраться что есть зло, добро, чувствовать себя счастливым – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. А для этого ему необходимо сформировать положительное представление о себе - положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:
Слайд №8
- чувство собственной значимости;
- уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
- убежденностью в импонировании другим людям.
Слайд №9
Народная поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)
Ответы родителей.
Слайд №10
Одной из проблем в социальном развитии дошкольников остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности (игре, труде, в познавательно- исследовательской деятельности), не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам. Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:
ü слабая социальная рефлексия,
ü неудовлетворённая потребность в общении,
ü низкий уровень речевого развития,
ü высокая тревожность,
ü низкий социальный статус ребёнка.
Проблема в общении очевидна, и чаще всего, мы - взрослые, в этом виноваты. Наши взаимоотношения в семье, наше поведение дети копируют и проецируют на сверстников и окружающих людей.
Наша задача помочь ребенку преодолеть все эти трудности: формировать знания о нормах и правилах поведения, научить взаимодействовать с окружающими, повысить социальный статус.
Слайд №11
Коммуникативная игра «Комплименты»
Цель: воспитание дружеских взаимоотношений, умение чувствовать других, поддерживать и сопереживать, развитие чувства сплоченности группы.
Описание игры: Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Слайд №12
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п. Для того, чтобы это не произошло необходимо создавать ситуации успеха
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка.
Я предлагаю объединиться подгруппами и выполнить творческую работу из разных материалов «Цветок счастья»
-Какие чувства испытали вы и ваши дети, когда выполняли эту работу? (гордость, радость, удовольствие от совместной работы)
Ситуации успеха развивают у ребенка уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Уверенные в себе люди считают, что добиться успеха в жизни они могут благодаря собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других, мнение, доверять себе, своим чувствам.
Очень важно для ребенка ощущать себя любимым и нужным не только для родителей, но и среди тех, кто ребенка окружает. В обстановке любви, ласки и понимания ребенок чувствует себя уверенным и счастливым. Мы педагоги, используем для этого различные приемы, некоторыми из них я поделюсь.
Предлагаю поиграть в игру, направленную на сплочение, проявление положительных эмоций.
Слайд №13
«Дрозд»
Цель: сплочение детей и взрослых, развитие способности понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу.
Описание игры: Выполняются движения в соответствии с текстом, сначала прикасаются к себе, затем к партнёру.
Ход игры:
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня – нос, у тебя – нос,
У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладкие,
У меня губки сладкие, у тебя губки сладкие,
Я – друг, ты – друг,
Мы любим друг друга»
(Обнимаются).
Сплочению, формированию чувства коллективизма, желанию взаимодействать друг с другом способствуют игры и совместная деятельность.
Слайд №14
«Доброе животное»
Цель: воспитание дружеских взаимоотношений.
Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад, повторить 2 раза «так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце.
Слайд №15
Содержание этих игр помогает ребёнку проникнуть в мир переживаний, умение жить с людьми, чувствовать другого человека, разделить с ним радость, помочь беде. Играя с детьми, учите детей общению, жизни в коллективе сверстников, среди людей, повышают свою самооценку. Все это развивает не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формирует уверенность в своих возможностях, углубляет позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствует самосовершенствованию.
Важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для нас взрослых он важен и значим.
Надеюсь, что наше сегодняшнее общение и взаимодействие поможет вам преодолеть трудности в развитии социальных качеств, способствующих раскрытию детской индивидуальности, успешной подготовке к школьному обучению, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.