Педсовет Тема: «Один день из жизни детского сада» подготовила Михнёва Ирина Николаевна- старший воспитатель 1-й кв. категории г. Братска

Михнёва Ирина Николаевна

Тема: «Один день из жизни детского сада»

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы, организации жизни группы

Форма проведения: педагогическая мастерская

Вопросы педсовета: 1. Сообщение «Воспитание инициативности у дошкольника его в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками». 2.Сообщение «Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности». 3. Сообщение «Роль ситуаций успеха в развитии активности дошкольника». 4.Презентация проектов «Не проходите мимо!»

Ход педсовета:

Слайд №2

Старший воспитатель:

Теремок - не теремок.

Он не низок не высок.

Чист, уютен и опрятен, внешне очень аккуратен.

Его «Гнёздышком» зовут и детей там берегут.

Я предлагаю переступить порог детского сада и прожить вместе с детьми этот радостный насыщенный событиями день.

Слайд № 3

Это воспитанники «Гнёздышка», озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями.

Слайд №4 А это те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают в воплощении первых маленьких замыслов, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы. Думаете это легко в новой образовательной ситуации?

Слайд № 5 Действительно, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Как педагоги «Гнёздышка» поддерживают инициативу в различных видах деятельности, которая так необходима для социальной ситуации развития детей?

Слайд № 6 - В этом им помогают педагогические технологии, одна из которых «Технология создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы». Благодаря этой технологии этот незабываемый день будет прожит детьми радостно и счастливо!

Слайд № 7 Один из приоритетов технологии - поддержка инициативы, которая проявляется в свободной и совместной деятельности по выбору и интересам. Особенностью технологии является развитие ребенка в русле становления деятельности, сознания и личности, определяющиеся мотивами, которые связаны с оценкой ребенком самого себя, других сверстников, отношением к взрослому. Ребенок, как субъект деятельности является активным участником образовательного процесса. Инициативность выступает как показатель личностного развития, проявляющаяся в деятельности. Как помогает технология в формировании инициативы, какие мотивы лежат в ее основе, как поддерживается инициатива – об этом пойдет речь. Я предлагаю посетить педагогическую мастерскую, в которой педагоги поделятся своим опытом. У кого-то он достаточно большой, а некоторые педагоги только совершают первые шаги к этой цели.

Слайд № 8 В условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, заданных Стандартом, поддержка индивидуальности и инициативы осуществляется в рамках образовательной среды, одним из компонентов выступает социальное окружение, через создание : • доброжелательных равноправных отношений между сверстниками; • способы разрешения конфликтов; • установление сотрудничества

Слайд № 9 Итак, нашу педагогическую мастерскую открывает педагог (Болохина И.П.), который только недавно начал свой педагогический путь. Как она развивает и поддерживает инициативу у дошкольников в условиях сотрудничества?

Слайд № 10 Сообщение «Воспитание инициативности у дошкольника его в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками» (Приложение №1). Заглянув в этот день, мы увидели, в «Гнёздышке» царит доброжелательная атмосфера. Инициатива принадлежит детям, воспитатели организуют и поддерживают идеи детей, атмосфера комфорта достигается через стимулирующую систему требований, определяемые стилем группы и адаптивными ритуалами, вплетенными в ежедневное взаимодействие с окружающими. Поддерживая инициативность, педагоги используют различные методы, с помощью которых стимулируют и направляют деятельность детей. Для того, чтобы деятельность была направлена на достижение цели, используют разную мотивацию. Какую мотивацию используют педагоги детского сада ? Давайте посмотрим… Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которые направляют детей и организуют их, а также придают деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. В нашей педагогической мастерской собран опыт по использованию мотиваций, побуждающих детей к деятельности. Предоставляем слово опытному педагогу Сергеевой Н.В. Сообщение «Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности» (Приложение №2).

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Одним из стимулом поддержки интереса к деятельности, развития творческих и интеллектуальных способностей у дошкольников являются ситуации успеха. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. При каких условиях создаются ситуации успеха? Об этом поделиться опытом своей педагогической практики Зимагулова Т.М. Сообщение «Роль ситуаций успеха в развитии активности дошкольника» (Приложение №3).

Одной из значимых форм деятельности, в которой развивается познавательная и творческая инициатива является проектная деятельность, в которой дети самостоятельно выдвигают гипотезы, решают проблемы, совместно принимаю решения, тем самым повышаю свой социальный статус. В практике наших педагогов собран достаточный опыт организации детских проектов. Вашему вниманию в педагогической мастерской представлен познавательные проекты «Кто спрятался в листочке?» (Барабанщикова Ю.С.), «Волшебница вода» (Ларионова Н.Э) (Приложение №4).

Вот и подошел к концу день в детском саду Если прислушаться, можно услышать детские голоса, по пути выхода из детского сада, которые с интересом рассказывают о прожитом дне. И так радостно на душе, когда дети делятся впечатлениями об интересных событиях, маленьких успехах! Ведь это не только их успехи, но и успехи педагогов, у которых цель - сделать радостной и содержательной жизнь дошкольников!

Решение педсовета:

1. Педагогам продолжать создавать условия в предметно пространственной развивающей среде для проявления инициативы у дошкольников;

2. Создавать ситуации успеха (дневники достижений, персональные выставки, экраны достижений, досуги, праздники), направленных на мотивацию деятельности, повышения «образа Я», самооценки дошкольников;

3. Педагогам осуществлять поддержку инициативы дошкольников через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения цели.

4. Рекомендовать педагогам ДОУ к использованию опыт лучшей практики Зимагуловой Т.М., Сергеевой Н.В. срок – постоянно

5. Принять к сведению опыт работы Болохиной И.П.

Приложение №1

Сообщение «Воспитание инициативности в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками»

Подготовила: Болохина Ирина Петровна- воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

С 1 января2014 г. Вступил в силу новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольных учреждениях.

Какой должен быть выпускник ДОУ по ФГОС? Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим ,развитое воображение , способность к волевым усилиям, любознательность. Как же нам воспитать такого ребенка?

Л.С. Выготский утверждал: любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со сверстниками, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Инициативный ребенок умеет реализовывать свою деятельность творчески , проявляя познавательную активность . Инициативность проявляется в свободной и совместной деятельности по выбору интереса . Возможность играть , рисовать , конструировать и прочее в соответствии с собственными интересами предоставляется в условиях организованной предметно-развивающей пространственной среды , которая стимулирует познавательную и творческую инициативу , обеспечивает возможность общения совместной деятельности детей и взрослых .

В соответствии с ФГОС при построении предметно развивающей пространственной среды мы обращаем внимание на то, чтобы :

-была разнообразна по своему содержанию и насыщена тем многообразием игрового и демонстрационного материала , который обеспечивает выбор деятельности по интересам , позволяющий ребёнку включится во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально ;

- развивающая среда стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности;

-содержание развивающей среды учитывает интересы детей , которые у всех разные : кто-то любит рисовать , а кто-то строить из строительного материала.

В соответствии с этим, в нашей группе созданы центры активности , позволяющие детям выбрать деятельность по интересам . В соответствии с индивидуальными особенностями детей среднего возраста, приоритетной сферой деятельности которой является расширение информационного кругозора и игровая деятельность со сверстниками, в центрах активности создаём условия отражающие все направления развития. Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте, группу разбиваем на некие микропространства, напрмер,  игровой центр , который оснащен необходимой мебелью для развертывания сюжетно- ролевых игр: «Магазин», « Больница», «Парикмахерская» ,»Семья», «Автопарк», оборудованные необходимой атрибутикой. Таким образам, реализуется принцип полифункциональности. Гендерный подход осуществляется в организациях игрового пространства и обеспечивается набором различных игр и игрушек. Ширмы, игровая мебель, детские стулья позволяют изменить пространство группы в зависимости от сюжета игры, т.о. предоставляет возможность проявлять инициативу. Весь материал в центрах расположен доступно, меняется в зависимости от темы недели, сезона, обеспечивает тем самым проявление у дошкольников любознательности. Очень содержательно в нашей группе оборудован центр искусства , в котором , дети имеют возможность развивать творческие способности. Содержание центра насыщено тем многообразием материала, который способствует проявлению активности: дети с удовольствием разыгрывают небольшие сценки , любят принимать участие в театральной деятельности. Во время такой интересной совместной творческой деятельности детям предоставляется возможность договариваться , сотрудничать , тем самым проявлять инициативу. Во время любой совместной деятельности обращаем внимание на установление партнерских отношений, в процессе которых дети учатся сотрудничать, устанавливать правила, выссказывать свое мнение, проявлять фантазию, выдвигать гипотезы, предлагать оригинальные идеи. Я стараюсь принять правильную позицию « не над, не возле, а рядом».

Очень важным считаю создание атмосферы психологического ,благоприятного комфорта, который достигается через адаптивные ритуалы. С этой целью в группе существуют различные ритуалы: « Утро радостных встреч» , «Сладкий вечер», «Групповой праздник». Очень важным считаю создание в группе позитивного , эмоционального настроения, которое создается через стимулирующую систему требований, определяемые стилем группы и адаптивными ритуалами вплетенными в ежедневное взаимодействие с окружающими: «Распределение подарков» , «Для всех и для каждого», « День рождение», « Подведение итогов дня». У каждого ребенка бывают такие ситуации, когда кому-то делают больше замечаний, кого-то больше хвалят. Это создает ощущение что воспитатель относится не ко всем одинаково, что бы донести до каждого ребенка что его ценят на ровне со всеми я использую формы работы , которые направлены на создание позитивного микроклимата в группе: «Уголок уединения» , «Уголок настроения», «Ковер мира». Создавая атмосферу непринужденности и комфорта, занимая правильную позицию по отношению к воспитанникам стараюсь придерживаться определенного стиля, выражающимся девизом: « Мы все включены в деятельность, мы все хотим это делать, нам это интересно!»

Только в атмосфере доверия и сотрудничества возможна детская инициатива!

Литература:

1. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва. Просвещение. - 1997

2. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». Москва. Просвещение. - 1986 г.

3. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва. Просвещение. - 1986/1987 гг.

4. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва. Просвещение. - 2014

Приложение №2

Сообщение "Мотивы побуждающие ребенка к деятельности"

Подготовила: Сергеева Н.В.- воспитатель 1-й кв. категории

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения. Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Мотивацияпозволяет решить сразу несколько задач:

 Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

 Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

 Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

 Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. На первом плане стоят эмоции. Это актуально для дошкольного возраста. Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.Данную мотивацию я используюв НОД аппликации, конструировании, рисовании. Например:(для младшей и средней группы). Аппликация:Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком).Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть. Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями. Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков. Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп. Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание.В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности. Например: Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье. Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки. Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели. Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки. Например: Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить? Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня. Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких. Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить. Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба. Например:  Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.  Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ». Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме. Использовать этот тип мотивации можно в любом возрастев НОД, а также на итоговых мероприятиях. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы. А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература: 1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972. 4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994. 5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.

Приложение №3

Тема сообщения: «Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»

Подготовила: Зимагулова Т.М. - воспитатель 1-й кв. категории

Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие того или иного члена общества зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности, а также активности общения.

Отечественный психолог А.А. Люблинская говорила о том, что «быть активным — значит находиться в состоянии действования».А так же, «что благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми». Постепенно меняющееся содержание, формы и побуждения к активности ребёнка становятся условием дальнейшего формирования личности дошкольника. Поскольку действия ребенка все чаще направляют¬ся на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправ¬ленность и организованность. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению ак¬тивность дошкольника все чаще принимает форму раз¬личных видов деятельности: игры, выполнения отдель¬ных трудовых, физкультурных или учебных действий. Для того чтобы сформировать и воспитать по настоящему творческую, любознательную, активную личность, мы – значимые взрослые, должны соблюдать ряд определенных условий для создания ситуации успеха каждому ребёнку. Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью. К. Д. Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, продолжает он, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог У. Глассер также убежден, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. А вот если ребенка лишить веры в себя, трудно будет надеяться на его «светлое будущее», убеждает нас доктор педагогических наук А. С. Белкин. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения», – утверждает ученый.

В работах отечественного ученого В. А. Сластёнинаопределяется главный смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха. Как бы вторя этому, специалисты дошкольного образования уверяют, что они всегда стремятся создать детям ситуацию успеха. Её достижение в массовой практике ДОУ связывается с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера (конкурсы, выступления, экспозиции авторских работ, ярмарки проектов, праздники, брифинги, олимпиады, КВНы и пр.).

Данные формы работы чаще реализуются педагогами согласно двум сценариям. Первый заключается в том, что ребёнок находится в ситуации сравнения его «достижений» с другими. Во втором варианте в сравнительную «борьбу за победу» вовлекаются команды (группы) детей. В первом случае на успех изначально обрекается незначительное количество избранных победителей, а для остальных закрепляется неблагоприятная для развития «ситуация неуспеха», а в дальнейшем и «ситуация избегания неудач». Очевидно, что при таком подходе никогда не решится задача – создание ситуации успеха каждому ребенку. А ведь в этом сценарии самодостаточным был бы прием подбора номинаций для каждого ребенка, согласно его персональным особенностям, к примеру, «Звонкий голосочек», «Человек-идея», «Маленький гений», Мистер Шутка», «Любимец жюри», «Самый находчивый» и т. д. Второй же вариант направлен на формирование, в конечном итоге, начал коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Это сценарий достижения общей радости и общей победы (с гуманных позиций), так называемый синдром обезличенной общей победы, разделенной с другими, иначе – радость на всех. Хотя и в рамках данного сценария вполне уместно номинирование меры индивидуально-личностного вклада каждого ребёнка в общую победу, к примеру, «Самый быстрый участник команды», «Лучик знаний», «Супернаходчивость!», «Тише едешь – верно мыслишь!» и т. д. Однако подбор этих номинаций по мере хода мероприятия, а не по сценарию, достаточно серьезный шаг для ряда педагогов, слабо владеющих навыками «быстрого реагирования». Но ведь именно в этом и заключаются профессионализм, творчество и гуманность педагога!

Педагог должен отыскать и поддерживать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира (не в этом ли заключается интеллектуальная социализация?). Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха. Что же такое ситуация успеха? Здесь стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична. Так, «ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех, а «успех» – собственно, результат подобной ситуации.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов. Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей:

1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят: мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей; положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями; недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов; уважение к идеям и мыслям ребенка; обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.; 2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей;

3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора;

4) включение внутреннихактивизаторов ребенка;

5) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;

6) обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал. Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребёнок, как правило, несет свою радость другим.

Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства. Педагогам необходимо помнить, что: успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается; ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума; ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего самому себе. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабуюсаморегуляцию ребёнка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребёнка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами. Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как: снятие страха (выраженное в словах:«Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.); внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.); авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»); латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.); персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.); мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.); высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).

Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения. Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами: «Прекрасно!»; «Удивительно!»; «Превосходно!»; «Восхитительно!»; «Очень неплохо!»; «Ну, просто изумительно!»; «Ах, вы только посмотрите!»; «Это что-то особенное!»; «Это выглядит здорово!»; «Именно так!»; «Браво!»; «Так чудно!»; «Об этом обязательно нужно рассказать…»; «Ты сделал это!»; «Замечательно задумано!»; «Я просто в восторге!»; «Я просто обожаю…» и пр. Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. Сотрудничество педагогов и родителей для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным.Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

Резюмировать всё вышесказанное можно словами Уильяма Артура Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Вдохновляйте своих воспитанников на открытия, получение знаний, умений, опыта, делайте их успешными, и помните, успех – это путь, а не место назначения (Бен Свитленд).

Литература

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д. Бех//Педагогика и психология. - 2004. - № 4. - С. 5-15.

3. Билюк Е.Г., Круглова Н.С. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 67-68

4. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии //Одаренный ребенок. 2005. № 1. С.66-76.

5. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.

6. Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006. - № 6. - С.37-39 . 7. Люблинская А. А. "Детская психология". Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.

 

Приложение №4

Тема проекта: «Кто же спрятался в листочке?»

Подготовила: Барабанщикова Ю.С.

Срок реализации: 2 недели

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: коллекция насекомых, книги, фильмы и мультфильмы о насекомых. 

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Исполнители проекта: педагоги, родители и дети.

Тип проекта:групповой, краткосрочный, информационно-исследовательский..

По содержанию: ребёнок и семья, ребёнок и природа.

По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный

По продолжительности:краткосрочный

Проблема, значимая для детей на решения которой, направлен проект: «Кто же спрятался в листочке?».

Большинство современных детей редко общаются с природой. Наблюдения из моей практики показали, что у детей: -слабо развито чувство эмпатии- - не всегда проявляют интерес к миру природы - имеют не достаточно представлений об окружающем мире. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы дети научились понимать природу, любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых ранних лет. Остановитесь оглянитесь вокруг.

Посмотрите, сколько много интересного, которое может привлечь внимание ребёнка, даже те же насекомые, маленькие обитатели нашей природы. (цель) Цель проекта. Формирование доброго отношения к окружающей средеу детей дошкольного возраста, через научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное экологическое воспитание. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Мы очень мало знаем о них. Остановитесь оглянитесь вокруг. Любое насекомое, не зависимо от размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным, а сколько радости и удивления они могут принести детям!К сожалению, не все дети замечают, что с приходом холодов все насекомые куда-то исчезают, только некоторые разновидности погибают с началом зимы, остальные же пытаются выжить в суровых условиях. Да, насекомые, как и многие другие животные, приспособлены к зимовке, они прячутся в укромных уголках в ожидании теплого летнего солнца. Сколько интересного о насекомых могут узнать дети! Поэтому, дошкольникам нужно сообщать эти знания, тем самым развивать интерес к окружающему миру природы. В соответствии с постапвленной целью основные задачи проекта:

Задачи проекта: 1. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

2. Активизировать интеллектуально - познавательную деятельность и творческое самовыражение.

3. Закладывать основы естественно -научного мышлении.

4. Развивать эстетическое чувство, творческое самовыражение, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

5. Расширять знания детей о насекомых. 6. Наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию. Описание проекта. Во время подготовки к прогулки дети обнаружили на подоконнике бабочку. Сразу возникли вопросы. Что это за бабочка? Почему она к нам прилетела?

Слайд 6 Постановка проблемы: Дети задали вопрос: «Как же она будет зимовать? Куда же спрятались все остальные насекомые?» Детям всегда было интересно наблюдать за насекомыми во время прогулки. На их вопросы иногда отвечала я, а иногда дети сами давали ответы на вопросы своих товарищей. Было видно, что у детей имеется небольшой запас знаний о разных насекомых. Я предложила аккуратно взять бабочку и перенести её к месту зимовки. На прогулке мы действительно обнаружили что насекомых ни где нет. А когда убирали листву обнаружили несколько куколок жуков. Так и возникла идея проекта.Кто же спрятался в листочке?

Слайд (подготовительный )

1. Подготовительный этап Метод трех вопросов: 1. «Что дети знают?»: - «Какие бывают насекомые»; «Для чего нужны?»; «Чем питаются». 2. «Что хотят узнать?»: - «Куда исчезли все насекомые?», «Кто прятался в листочке?», «Где они зимуют?», «Когда появятся насекомые?». 3. «Как можно узнать?»: - «Спросить у взрослых», «Прочитать книгу», «Посмотреть телепередачу», «Поискать в интернете», «Посмотреть DVD фильм». За 2 недели мы с ребятами собирали информации о бабочках и других насекомых. Рассматривали коллекцию насекомых, работали с пазлами «Размножение насекомых», читали энциклопедии, смотрели мультфильмы из серии «Лунтик» и видеофильмы. Рисовали кузнечиков и букашек.

Слайд (основной)

2. Основной этап

Формы работы: 1. Собрать информацию, иллюстрации онасекомых (воспитатель, дети, родители). 2. Организованная деятельность (НОД, викторины, чтение художественной и научной литературы, просмотр мультфильмов, художественно-эстетическая деятельность). 3. Самостоятельная деятельность (игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность).

На этом этапе была проведена работа с родителями по созданию мини презентаций «О насекомых»; Рассматривание книг, иллюстраций по теме «Насекомые»; Словесные и коммуникативные игры: «Назови насекомое», «Как говорит комар (пчела и т.д.)?» Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых; Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых» Оформление выставки детских рисунков «Кузнечики», «Букашечки - таракашечки». Просмотр видеофильма «Медоносная пчела» и мини презентаций. Беседа «Что мы знаем о насекомых» Познавательно - исследовательская деятельность с детьми «Осенний мир насекомых» Вот, что ребята узнали из собранного материала. Как живут пчёлы, божьи коровки, муравьи, бабочки кузнечики, и многие другие. Рассмотрели их особенности, а самое главное мы узнали куда же исчезли все насекомые и какие из них прячутся в листочках. Большая часть насекомых зимой впадает в спячку или анабиоз, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, а с наступлением весны и тепла пробуждаются, выползают из убежишь и начинают очередной жизненный цикл. Однако есть такие виды насекомых, которые, с наступлением холодов просто умирают. Но перед смертью они оставляют кладки, из которых по весне выходит новые насекомые и в свою очередь также живут лишь до зимы. Есть и третий вид насекомых – эти на зиму просто прячутся подальше и поглубже, где нет ни каких морозов и продолжают свою жизнедеятельность, но уже в локализованной зоне, при этом их поведение и движения очень замедленны, что конечно является следствием наступления зимы.

Результаты итоговой диагностики:

3. Итоговый этап Диагностика. Презентация проекта: оформление альбома игра- путешествие с использованием презентации

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.