Проект «Навстречу друг другу»
Направленность проекта - формирование коммуникативных навыков у дошкольников в рамках социокультурной среды
Авторы проекта:
Михнёва И.Н. – старший воспитатель,
Зимагулова Т.М. – воспитатель 1-й кв. категории,
Сергеева Н.В. – воспитатель 1-й кв. категории,
Мухаметшина Н.Р – воспитатель 1-й кв. категории,
Зайцева Л.Ю.- музыкальный руководитель.
Вид проекта: открытый, межгрупповой
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Тип проекта: детско – взрослый, практико – ориентированный.
По содержанию: развитие коммуникативных навыков в разных направлениях деятельности: «Я среди людей», «Мы разные», «Я и природа», «Моя семья», «Мои поступки», «Мир вокруг меня» По продолжительности: долгосрочный (октябрь 2014 г.- май 2016 г.)
Введение Развитие коммуникативной сферы дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка, что находит подтверждение в современных образовательных нововведениях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет обязательный минимум содержания программы по образовательной области «Речевое развитие», в которое входит развитие общения как средство коммуникации и это неслучайно, так как максимально сенситивным периодом для развития коммуникативной сферы по праву считается дошкольное детство. Именно на этом возрастном этапе наиболее интенсивно осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это так необходимые ему для полноценного развития и накопления опыта отношения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), и отношения, складывающиеся между ребенком и окружающими его предметным миром и миром природы. Первый опыт таких отношений является фундаментом, объективно обусловливающим дальнейшее развитие личности. Только в общении, в отношении с другими людьми, ребенок может почувствовать и понять самого себя, принять других, тем самым обеспечить успешную социализацию и это актуально. Речевое развитие как средство коммуникации, предполагает овладение норм и ценностей, принятых в семье и обществе, в процессе взаимодействия с социумом. Традиции, обряды, привычки и навыки практической деятельности, передаваемые из поколения в поколение, выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Способность сопоставлять жизнь с образцами системой человеческих отношений и стилем общения через ритуалы, праздники, тематические проекты, содержательную деятельность, выставки, акции, конкурсы определяется рамками социокультурной среды.
Проектная деятельность открывает широкие возможности формирования ценностных установок, принятых в обществе для всех участников образовательных отношений. Активное включение в проектную деятельность предоставляет каждому субъекту возможность включиться в процесс освоения социально - коммуникативного опыта. Предлагаемый проект «Навстречу друг к другу» направлен на развитие коммуникативных навыков в социокультурной среде, позволяющий активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и другими людьми. Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает социокультурная среда в развитии коммуникативной сферы. Предметом деятельности является коммуникативное развитие участников проекта в процессе социального взаимодействия. Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ». С.Соловейчик.
Актуальность создания проекта
В настоящее время наблюдается тенденция снижения коммуникативной культуры и общей культуры воспитанников, связанной с расширением информационного потока, позволяющего осуществлять практически все социальные функции в ущерб общению, искажению детской культуры. Средства массовой информации оказывают агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей. Лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Изменения, связанные с социально – экономическими условиями в жизни, существенно влияют и на семейные ценности. Забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт», заменяют детско – родительское общение, совместное времяпровождение, соблюдение домашних традиций и обычаев, семейное единение. Причиной данного негативного факта является слабая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания, в частности закономерностей развития коммуникативной сферы и деятельности общения, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дефицит общения, отрицательное влияние социального окружения накладывают отпечаток на личностное развитие дошкольника, в результате чего: –дошкольники испытывают трудности в обращении к другому человеку; –не могут поддержать и развивать установившийся контакт; –не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание другому человеку; –собственное «Я» доминирует над интересами других, что в свою очередь отражается на общении. Противоречия связанные, с одной стороны, – между социальным заказом общества, овладением речью, как средством коммуникации и расширением информационного потока в ущерб общению; с другой стороны, - возможности дошкольного учреждения формировать коммуникативные навыки у дошкольников и изменение семейных ценностей в ущерб общению, позволили сформулировать проблему, - как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс коммуникации дошкольников наиболее успешным, отвечающим требованиям практики в новой образовательной ситуации. В связи с этим возникает необходимость создания таких условий, которые обеспечат активное присвоение дошкольниками опыта в системе социальных отношений, способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системе социальных норм и ценностей.
Мы считаем, что только в тесном союзе с родителями, общественностью, в процессе социокультурного воспитания, ребенок освоит нормы и ценности принятые в обществе, приобретет опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
С этой целью в МБДОУ «ДСОВ №47» был разработан проект «Навстречу друг другу», направленный на развитие коммуникативных навыков ребенка в системе социальных отношений. Описание проекта В основу данного проекта положены идеи: - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Г.Г. Почепцов, В.А.Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. - работы М.И.Лисиной, которая считает, что условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, включение детей в социально - ориентированную деятельность, через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды. - позиция социокультурного общения Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Ясперс, где общение с социальными объектами выступает непременным условием существования любых форм социальной жизни человека. Инновационный подход заключается в формировании коммуникативных навыков у дошкольников через разные направления деятельности в рамках социокультурной среды, представляющей собой с одной стороны, пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями. Семья, школа, в которой будет учиться ребенок, микрорайон, достопримечательности, основы градообразования, - всё это должно стать источником приобретения опыта усвоения норм и ценностных установок, принятых в обществе, положительного эмоционального контакта с окружающими людьми, обогащением коммуникативной сферы. С другой стороны, через создание условий в образовательной среде, обеспечивающих активное присвоение социального опыта, способности общаться и взаимодействовать, ориентацию в системах социальных норм и правил: - происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей; - существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями; - предметно - пространственной среды образовательного учреждения.
Учитывая потребности ребенка в новых впечатлениях и активной деятельности, в проекте был использован комплексный подход в обеспечении присвоения каждым ребёнком системы культурных ценностей через разные направления деятельности: игровой, коммуникативной, художественной, познавательно - исследовательской, чтения художественной литературы, элементарного бытового туда.
Вторая идея проекта - выбор направлений, содержание которых отражает создание условий в совместной и самостоятельной деятельности, направленных на овладение определенными навыками необходимых в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативных ситуации действий: - умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности; - способность к конструктивному ведению диалога: -ориентировки в коммуникативном пространстве.
Эти направления мы обозначили следующим образом:
«Я среди людей» - создание условий для установления доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; формирования умения объективно воспринимать окружающих людей, понимать их настроения, характер, оценивать их поведение; освоение навыков культуры общения; формирование образа «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе.
«Мы разные» - создание условий для сотрудничества в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое; формирование умения избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; умение создавать «образ партнера» по коммуникации.
«Я и природа» - создание условий для ориентировки в пространстве; усвоения способов безопасного поведения в общении с объектами природы; умения сотрудничать в совместной деятельности, обмениваться информацией; умения адекватно оценивать свои и поступки других. «Моя семья» - создание условий в формировании уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, создание условий для проявления интереса к семейным праздникам и традициям.
«Мои поступки» - создание условий избегания возможных конфликтов в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; проявления потребности в социально- одобряемом поведении; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Определяя цель проекта, мы ориентировались на актуальные задачи в контексте проекта и ФГОС ДО:
1.Создать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через усвоение детьми и родителями норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи.
3. Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, через доброжелательное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. В процессе взаимодействия с детьми и взрослыми формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Способствовать созданию единого социокультурного пространства воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
6. В процессе коммуникации формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе
Основные принципы, положенные в основу проекта:
• Принцип психологической комфортности, предполагающий по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома», через установление доброжелательных, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации.
• Принцип гумманизации образования, требующий гуманного уважительного отношения к ребенку, уважения его прав. • Принцип самоценности детского возраста, рассматривающий дошкольное детство не как этап подготовки к жизни в обществе, а как полноценную самобытную яркую жизнь
• Принцип учета возрастных особенностей детей предполагающий следование законам и механизмам развития детей дошкольного возраста.
• Принцип личностной ориентации - приспособление среды к особенностям ребенка: способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным установкам; признание за ребенком существенной роли в образовательном процессе.
• Принцип личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, предполагающее безоценочное принятие взрослым ребенка, его чувств и переживаний, признание права ребенка на самоуважение, сохранении е и поддержание позитивной самооценки ребенка.
• Принцип свободного эффективного развития, предусматривающий создание для ребенка атмосферы радости, активности и увлеченности, свободы выбора интересующей деятельности, добровольности включения в деятельность.
• Принцип деятельностного подхода требующий максимального включения ребенка в различные виды деятельности, предоставление ему возможности активно взаимодействовать с образовательной средой.
В качестве основных средств формирования коммуникативных навыков в социокультурной среде мы использовали все компоненты окружающего социума:
традиции семьи
творческую мастерскую
социум: библиотека, школа, дворец искусств, БРГУ
традиции ДОУ: ритуалы, корпоративная культура, правила, стиль жизни группы
Именно они раскрывают содержание образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков через усвоение социально опыта, а вступая в контакты со сверстниками, обогащают его опытом выстраивания отношений с окружающими по определенным правилам, формирует адекватное представление о себе.
Ожидаемые результаты проекта:
1.Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
2.Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3.Развитие речевого взаимодействия.
4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
5.Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
Ожидаемые риски – разные взгляды на ценности и нормы принятые в обществе со стороны участников образовательных отношений;
–разный подход к решению одной и той же задачи;
– потребительское отношение к дружбе может стать причиной непринятия ребенка сообществом детей.
Пути преодоления рисков
– выработка единой концепции формирования норм, правил и ценностей, принятых в обществе со стороны всех участников образовательных отношений;
– отработка алгоритма использования средств и методов формирования коммуникативных навыков.
Продукт проектной деятельности:
–комплексно – тематический план работы с детьми 3–7 лет по формированию коммуникативных навыков;
–копилка совместных групповых проектов и в рамках творческой мастерской;
–фотоальбом экскурсий «Я познаю мир»; –совместные праздники, тематические встречи, досуги по приобщению к нормам и ценностям общепринятых правил через ознакомление с традициями;
–создание игротеки коммуникативных игр;
–панорама групповых традиций.
Что даст работа над проектом?
Для педагогов:
–Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей;
–Формирование социокультурной среды;
–Повышение уровня педагогической компетентности;
–Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, развитию социальной активности;
–Определение единых подходов в решении задач коммуникативного развития;
–Возраждение семейных обычаев и традиций; –Повысить педагогическую культуру в социокультурном контексте.
Для детей:
–Умение поддержать установившийся контакт, увеличить количество позитивных контактов;
–Умение адекватно выражать свою симпатию, сопереживание другим;
–Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
–Расширить опыт выстраивания отношений с другими людьми;
–Приобрести опыт усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
–Обогатить познавательный опыт общечеловеческой культурой (традиции семьи и общества, детского сада) Для родителей:
– Повысить компетентность в вопросах воспитания, образования, коммуникативной культуры;
–Приобрести опыт позитивных контактов;
–Переосмыслить нормы и правила, принятые в обществе;
–Интерес к совместной ориентированной деятельности;
–Поддерживать семейные традиции.
Методическое обеспечение проекта
–Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье» (утверждена МАУ ЦРРО протокол заседания ЭМС от 07.12.2012 г. №12. Нормативный срок освоения 4 года),
–Программа социально – эмоционального развития «Я, ТЫ, МЫ» Программа социально –э моционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.;
–Комплексно – тематический план работы с детьми по развитию коммуникативных навыков.
Имея некоторый опыт работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в системе социальных отношений, в детском саду была создана группа единомышленников, заинтересованная участием в проекте. В проект были активно включены родители и объекты социума. В соответствии со своим направлением деятельности педагоги определили задачи, содержание, формы и методы, направленные на формирование коммуникативных навыков, работали над созданием условий в предметно пространственной развивающей среде. С целью включения в проект дополнительных образовательных ресурсов была разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом. Работа над проектом проходила в три этапа. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
I. Подготовительный этап. Цель: Определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, определение уровня коммуникативных навыков дошкольников. Постановка проблемы, определение цели и задач проекта. Определение форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
1. Анализ уровня коммуникативных навыков для определения целесообразности выбора форм и методов, а также объектов социокультурной среды;
2. Определение содержание и формы работы с детьми и родителями (на основе диагностики «Определение уровня коммуникативных навыков»)
3. Создание творческой группы по реализации проекта;
4. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, объектами социума; определений направлений взаимодействия; разработка мероприятий и конкретных форм взаимодействия.
План мероприятий подготовительного этапа
Мероприятия
1. Анкетирование «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников» - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка; - изучить отношение родителей к развитию коммуникативных навыков дошкольников
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий. - установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
3. Диагностика уровня коммуникативных навыков Определения уровня развития коммуникативных навыков
4. Обоснование актуальности проекта. Определение состава проектной группы. Определение направлений проекта Распределение обязанностей между членами группы по реализации проекта
5. Определение цели и задач. Определение ресурсов. Формулировка цели и задач. Заключение договоров 6. Анализ ситуации Составление концепции реализации проекта. Направления взаимодействия: «Я среди людей», «Мы разные», «Я и природа», «Моя семья», «Мои поступки», «Мир вокруг меня» II. Основной этап Цель: Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе социокультурного развития.
Задачи данного этапа:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей и социумом.
2. Разработка социально - значимых совместных групповых проектов и в рамках творческой мастерской;
3. Проведение совместных мероприятий: праздников, тематических встреч, выставок, акций, конкурсов, экскурсий.
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования через родительский клуб, мастер- классы, игровые тренинги, диспут, устный журнал;
5. Разработка методических материалов для реализации данных проектов. На основном этапе проекта была выстроена работа по всем основным направлениям развития, в процессе которых создавались условия в предметно развивающейся среде, шло освоение новых форм и методов в работе с детьми и взрослыми, направленных на усвоение норм и ценностных установок, принятых в обществе; формирование образа «Я», развития навыков коммуникативной культуры.
С педагогами: -консультирование; -практикумы- семинары; -дискуссии; -открытые просмотры совместной деятельности; -выставки, конкурсы; -оформление фото- стендов, папок- передвижек, стендов; -круглый стол; -освоение методов и приемов, направленных на освоение детьми коммуникативных навыков.
Была активизирована деятельность педагогов по освоению новых технологий: личностно- ориентированного взаимодействия; внутригрупповой дифференциации; социоигровая технология; технологии оздоровления; проектная технология.
. С родителями: -консультирование; -совместные выставки, конкурсы, проекты; -совместные праздники, досуги, встречи; -совместная деятельность (занятия); -экскурсии; -родительские собрания; -день открытых дверей; -знакомство с нормативно- правовыми документами, программами, технологиями.
3. С детьми. -организация группового пространства; - групповые традиции, ритуалы, события; -праздники, досуги, тематические встречи; -индивидуальное сопровождение; -разнообразная деятельность; -выставки, конкурсы, проекты; -экскурсии. Вся деятельность происходила в адекватных возрасту видах деятельности , обеспечивающих развитие личности во всех направлениях развития и условия социальной ситуации развития, направленных на поддержку индивидуальности, инициативы, приобщения к социокультурным нормам и традициям семьи через предоставление каждому воспитаннику возможность проявить социальную мотивацию; самостоятельный выбор деятельность и участников совместной деятельности; принятие решений, создание ситуаций выбора стиля поведения; установление правила взаимодействия; развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Формирование коммуникативных навыков в социокультурной среде осуществляется через:
познавательную информацию о нормах и ценностных установок принятых в семье и обществе;
непосредственное взаимодействие взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
позитивные установки к различным вида труда и творчеству;
поддержку инициативы и самостоятельности;
возможность выбора детьми материалов, участников по деятельности и общению;
обеспечение психологического комфорта. Эффективное овладение навыками свободного, полноценного общения со сверстниками и взрослыми позволяет ребенку овладеть социальным опытом.
III. Заключительный этап Цель: анализ достижений
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы на основе итоговой диагностики;
2. Открытое обсуждение материалов проекта;
3. Расширение социокультурных связей: Школа ремесел, клуб «Искра», спорткомплекс.
4. Совместное мероприятие «Шире круг», посвященное Дню защиты детей
; 5. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семьёй, социумом.
Результаты динамики детского развития по речевому развитию (полное усвоение): - освоение форм речевого этикета -100% -умение отстаивать свою точку зрения - 75% -умеет содержательно и интересно рассказывать о фактах и событиях - 75% - умение принимать информации – 85% -умение передать информацию -70% - умение взаимодействовать с партнером – 90% -умение вступать в процесс общения (выражать мысли, просьбу, использовать невербальные средства) – 82% - ведет себя в соответствии с нормами поведения - 90%
Литература при подготовке проекта:
1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М.,2012.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011
. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.
4. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.,2009.
5. Авдошкина Е.А..Общение и социальное развитие дошкольников. Педагогический альманах.- Красноярск, 2005.
6. Федорова М.А..Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах.- Красноярск, 2007. 7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.М.,2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_pasport.docx | 61.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление: Инновационные решения воспитания
Проект «Навстречу друг другу»
Направленность проекта - формирование коммуникативных навыков у дошкольников в рамках социокультурной среды
Авторы проекта:
Михнёва И.Н. – старший воспитатель,
Зимагулова Т.М. – воспитатель 1-й кв. категории,
Сергеева Н.В. – воспитатель 1-й кв. категории,
Мухаметшина Н.Р – воспитатель 1-й кв. категории,
Зайцева Л.Ю.- музыкальный руководитель.
Вид проекта: открытый, межгрупповой
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Тип проекта: детско – взрослый, практико – ориентированный.
По содержанию: развитие коммуникативных навыков в разных направлениях деятельности: «Я среди людей», «Мы разные», «Я и природа», «Моя семья», «Мои поступки»,
«Мир вокруг меня»
По продолжительности: долгосрочный (октябрь 2014 г.- май 2016 г.)
Введение
Развитие коммуникативной сферы дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка, что находит подтверждение в современных образовательных нововведениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет обязательный минимум содержания программы по образовательной области «Речевое развитие», в которое входит развитие общения как средство коммуникации и это неслучайно, так как максимально сенситивным периодом для развития коммуникативной сферы по праву считается дошкольное детство. Именно на этом возрастном этапе наиболее интенсивно осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это так необходимые ему для полноценного развития и накопления опыта отношения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), и отношения, складывающиеся между ребенком и окружающими его предметным миром и миром природы.
Первый опыт таких отношений является фундаментом, объективно обусловливающим дальнейшее развитие личности. Только в общении, в отношении с другими людьми, ребенок может почувствовать и понять самого себя, принять других, тем самым обеспечить успешную социализацию и это актуально.
Речевое развитие как средство коммуникации, предполагает овладение норм и ценностей, принятых в семье и обществе, в процессе взаимодействия с социумом.
Традиции, обряды, привычки и навыки практической деятельности, передаваемые из поколения в поколение, выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Способность сопоставлять жизнь с образцами системой человеческих отношений и стилем общения через ритуалы, праздники, тематические проекты, содержательную деятельность, выставки, акции, конкурсы определяется рамками социокультурной среды.
Проектная деятельность открывает широкие возможности формирования ценностных установок, принятых в обществе для всех участников образовательных отношений. Активное включение в проектную деятельность предоставляет каждому субъекту возможность включиться в процесс освоения социально - коммуникативного опыта.
Предлагаемый проект «Навстречу друг к другу» направлен на развитие коммуникативных навыков в социокультурной среде, позволяющий активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и другими людьми.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает социокультурная среда в развитии коммуникативной сферы.
Предметом деятельности является коммуникативное развитие участников проекта в процессе социального взаимодействия.
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.
Актуальность создания проекта
В настоящее время наблюдается тенденция снижения коммуникативной культуры и общей культуры воспитанников, связанной с расширением информационного потока, позволяющего осуществлять практически все социальные функции в ущерб общению, искажению детской культуры. Средства массовой информации оказывают агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей. Лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Изменения, связанные с социально – экономическими условиями в жизни, существенно влияют и на семейные ценности. Забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт», заменяют детско – родительское общение, совместное времяпровождение, соблюдение домашних традиций и обычаев, семейное единение. Причиной данного негативного факта является слабая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания, в частности закономерностей развития коммуникативной сферы и деятельности общения, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дефицит общения, отрицательное влияние социального окружения накладывают отпечаток на личностное развитие дошкольника, в результате чего:
–дошкольники испытывают трудности в обращении к другому человеку;
–не могут поддержать и развивать установившийся контакт;
–не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание другому человеку;
–собственное «Я» доминирует над интересами других, что в свою очередь отражается на общении.
Противоречия связанные, с одной стороны, – между социальным заказом общества, овладением речью, как средством коммуникации и расширением информационного потока в ущерб общению;
с другой стороны, - возможности дошкольного учреждения формировать коммуникативные навыки у дошкольников и изменение семейных ценностей в ущерб общению, позволили сформулировать проблему, - как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс коммуникации дошкольников наиболее успешным, отвечающим требованиям практики в новой образовательной ситуации.
В связи с этим возникает необходимость создания таких условий, которые обеспечат активное присвоение дошкольниками опыта в системе социальных отношений, способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системе социальных норм и ценностей.
Мы считаем, что только в тесном союзе с родителями, общественностью, в процессе социокультурного воспитания, ребенок освоит нормы и ценности принятые в обществе, приобретет опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
С этой целью в МБДОУ «ДСОВ №47» был разработан проект «Навстречу друг другу», направленный на развитие коммуникативных навыков ребенка в системе социальных отношений.
Описание проекта
В основу данного проекта положены идеи:
- Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Г.Г. Почепцов, В.А.Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
- работы М.И.Лисиной, которая считает, что условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, включение детей в социально - ориентированную деятельность, через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.
- позиция социокультурного общения Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Ясперс, где общение с социальными объектами выступает непременным условием существования любых форм социальной жизни человека.
Инновационный подход заключается в формировании коммуникативных навыков у дошкольников через разные направления деятельности в рамках социокультурной среды, представляющей собой с одной стороны, пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями. Семья, школа, в которой будет учиться ребенок, микрорайон, достопримечательности, основы градообразования, - всё это должно стать источником приобретения опыта усвоения норм и ценностных установок, принятых в обществе, положительного эмоционального контакта с окружающими людьми, обогащением коммуникативной сферы. С другой стороны, через создание условий в образовательной среде, обеспечивающих активное присвоение социального опыта, способности общаться и взаимодействовать, ориентацию в системах социальных норм и правил:
- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;
- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями;
- предметно - пространственной среды образовательного учреждения.
Учитывая потребности ребенка в новых впечатлениях и активной деятельности, в проекте был использован комплексный подход в обеспечении присвоения каждым ребёнком системы культурных ценностей через разные направления деятельности: игровой, коммуникативной, художественной, познавательно - исследовательской, чтения художественной литературы, элементарного бытового туда.
Вторая идея проекта - выбор направлений, содержание которых отражает создание условий в совместной и самостоятельной деятельности, направленных на овладение определенными навыками необходимых в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативных ситуации действий:
- умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности;
- способность к конструктивному ведению диалога:
-ориентировки в коммуникативном пространстве.
Эти направления мы обозначили следующим образом:
«Я среди людей» - создание условий для установления доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; формирования умения объективно воспринимать окружающих людей, понимать их настроения, характер, оценивать их поведение; освоение навыков культуры общения; формирование образа «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе.
«Мы разные» - создание условий для сотрудничества в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое; формирование умения избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; умение создавать «образ партнера» по коммуникации.
«Я и природа» - создание условий для ориентировки в пространстве; усвоения способов безопасного поведения в общении с объектами природы; умения сотрудничать в совместной деятельности, обмениваться информацией; умения адекватно оценивать свои и поступки других.
«Моя семья» - создание условий в формировании уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, создание условий для проявления интереса к семейным праздникам и традициям.
«Мои поступки» - создание условий избегания возможных конфликтов в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; проявления потребности в социально- одобряемом поведении; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Определяя цель проекта, мы ориентировались на актуальные задачи в контексте проекта и ФГОС ДО:
1.Создать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через усвоение детьми и родителями норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи.
3. Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, через доброжелательное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. В процессе взаимодействия с детьми и взрослыми формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Способствовать созданию единого социокультурного пространства воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
6. В процессе коммуникации формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе
Основные принципы, положенные в основу проекта:
- Принцип психологической комфортности, предполагающий по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома», через установление доброжелательных, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации.
- Принцип гумманизации образования, требующий гуманного уважительного отношения к ребенку, уважения его прав.
- Принцип самоценности детского возраста, рассматривающий дошкольное детство не как этап подготовки к жизни в обществе, а как полноценную самобытную яркую жизнь
- Принцип учета возрастных особенностей детей предполагающий следование законам и механизмам развития детей дошкольного возраста.
- Принцип личностной ориентации - приспособление среды к особенностям ребенка: способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным установкам; признание за ребенком существенной роли в образовательном процессе.
- Принцип личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, предполагающее безоценочное принятие взрослым ребенка, его чувств и переживаний, признание права ребенка на самоуважение, сохранении е и поддержание позитивной самооценки ребенка.
- Принцип свободного эффективного развития, предусматривающий создание для ребенка атмосферы радости, активности и увлеченности, свободы выбора интересующей деятельности, добровольности включения в деятельность.
- Принцип деятельностного подхода требующий максимального включения ребенка в различные виды деятельности, предоставление ему возможности активно взаимодействовать с образовательной средой.
В качестве основных средств формирования коммуникативных навыков в социокультурной среде мы использовали все компоненты окружающего социума:
- традиции семьи
- творческую мастерскую
- социум: библиотека, школа, дворец искусств, БРГУ
- традиции ДОУ: ритуалы, корпоративная культура, правила, стиль жизни группы
Именно они раскрывают содержание образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков через усвоение социально опыта, а вступая в контакты со сверстниками, обогащают его опытом выстраивания отношений с окружающими по определенным правилам, формирует адекватное представление о себе.
Ожидаемые результаты проекта:
1.Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
2.Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3.Развитие речевого взаимодействия.
4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
5.Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
Ожидаемые риски
– разные взгляды на ценности и нормы принятые в обществе со стороны участников образовательных отношений;
–разный подход к решению одной и той же задачи;
– потребительское отношение к дружбе может стать причиной непринятия ребенка сообществом детей.
Пути преодоления рисков
– выработка единой концепции формирования норм, правил и ценностей, принятых в обществе со стороны всех участников образовательных отношений;
– отработка алгоритма использования средств и методов формирования коммуникативных навыков.
Продукт проектной деятельности:
–комплексно – тематический план работы с детьми 3–7 лет по формированию коммуникативных навыков;
–копилка совместных групповых проектов и в рамках творческой мастерской;
–фотоальбом экскурсий «Я познаю мир»;
–совместные праздники, тематические встречи, досуги по приобщению к нормам и ценностям общепринятых правил через ознакомление с традициями;
–создание игротеки коммуникативных игр;
–панорама групповых традиций.
Что даст работа над проектом?
Для педагогов:
–Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей;
–Формирование социокультурной среды;
–Повышение уровня педагогической компетентности;
–Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, развитию социальной активности;
–Определение единых подходов в решении задач коммуникативного развития;
–Возраждение семейных обычаев и традиций;
–Повысить педагогическую культуру в социокультурном контексте.
Для детей:
–Умение поддержать установившийся контакт, увеличить количество позитивных контактов;
–Умение адекватно выражать свою симпатию, сопереживание другим;
–Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
–Расширить опыт выстраивания отношений с другими людьми;
–Приобрести опыт усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
–Обогатить познавательный опыт общечеловеческой культурой (традиции семьи и общества, детского сада)
Для родителей:
– Повысить компетентность в вопросах воспитания, образования, коммуникативной культуры;
–Приобрести опыт позитивных контактов;
–Переосмыслить нормы и правила, принятые в обществе;
–Интерес к совместной ориентированной деятельности;
–Поддерживать семейные традиции.
Методическое обеспечение проекта
–Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье» (утверждена МАУ ЦРРО протокол заседания ЭМС от 07.12.2012 г. №12. Нормативный срок освоения 4 года),
–Программа социально – эмоционального развития «Я, ТЫ, МЫ» Программа социально –э моционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.;
–Комплексно – тематический план работы с детьми по развитию коммуникативных навыков.
Имея некоторый опыт работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в системе социальных отношений, в детском саду была создана группа единомышленников, заинтересованная участием в проекте. В проект были активно включены родители и объекты социума.
В соответствии со своим направлением деятельности педагоги определили задачи, содержание, формы и методы, направленные на формирование коммуникативных навыков, работали над созданием условий в предметно пространственной развивающей среде.
С целью включения в проект дополнительных образовательных ресурсов была разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
Работа над проектом проходила в три этапа. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
- Подготовительный этап.
Цель: Определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, определение уровня коммуникативных навыков дошкольников.
Постановка проблемы, определение цели и задач проекта. Определение форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
1. Анализ уровня коммуникативных навыков для определения целесообразности выбора форм и методов, а также объектов социокультурной среды;
2. Определение содержание и формы работы с детьми и родителями (на основе диагностики «Определение уровня коммуникативных навыков»)
3. Создание творческой группы по реализации проекта;
4. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, объектами социума; определений направлений взаимодействия; разработка мероприятий и конкретных форм взаимодействия.
План мероприятий подготовительного этапа
Мероприятия | Задачи | |
1. | Анкетирование «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников» | - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка; - изучить отношение родителей к развитию коммуникативных навыков дошкольников |
2. | Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий. | - установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия |
3. | Диагностика уровня коммуникативных навыков | Определения уровня развития коммуникативных навыков |
4. | Обоснование актуальности проекта. Определение состава проектной группы. Определение направлений проекта | Распределение обязанностей между членами группы по реализации проекта |
5. | Определение цели и задач. Определение ресурсов. | Формулировка цели и задач. Заключение договоров |
6. | Анализ ситуации | Составление концепции реализации проекта. |
Направления взаимодействия:
«Я среди людей», «Мы разные», «Я и природа», «Моя семья», «Мои поступки», «Мир вокруг меня»
- Основной этап
Цель: Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе социокультурного развития.
Задачи данного этапа:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей и социумом.
2. Разработка социально - значимых совместных групповых проектов и в рамках творческой мастерской;
3. Проведение совместных мероприятий: праздников, тематических встреч, выставок, акций, конкурсов, экскурсий.
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования через родительский клуб, мастер- классы, игровые тренинги, диспут, устный журнал;
5. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.
На основном этапе проекта была выстроена работа по всем основным направлениям развития, в процессе которых создавались условия в предметно развивающейся среде, шло освоение новых форм и методов в работе с детьми и взрослыми, направленных на усвоение норм и ценностных установок, принятых в обществе; формирование образа «Я», развития навыков коммуникативной культуры.
С педагогами:
-консультирование;
-практикумы- семинары;
-дискуссии;
-открытые просмотры совместной деятельности;
-выставки, конкурсы;
-оформление фото- стендов, папок- передвижек, стендов;
-круглый стол;
-освоение методов и приемов, направленных на освоение детьми коммуникативных навыков.
Была активизирована деятельность педагогов по освоению новых технологий:
- личностно- ориентированного взаимодействия;
- внутригрупповой дифференциации;
- социоигровая технология;
- технологии оздоровления;
- проектная технология.
2. С родителями:
-консультирование;
-совместные выставки, конкурсы, проекты;
-совместные праздники, досуги, встречи;
-совместная деятельность (занятия);
-экскурсии;
-родительские собрания;
-день открытых дверей;
-знакомство с нормативно- правовыми документами, программами, технологиями.
3. С детьми.
-организация группового пространства;
- групповые традиции, ритуалы, события;
-праздники, досуги, тематические встречи;
-индивидуальное сопровождение;
-разнообразная деятельность;
-выставки, конкурсы, проекты;
-экскурсии.
Вся деятельность происходила в адекватных возрасту видах деятельности , обеспечивающих развитие личности во всех направлениях развития и условия социальной ситуации развития, направленных на поддержку индивидуальности, инициативы, приобщения к социокультурным нормам и традициям семьи через предоставление каждому воспитаннику возможность проявить социальную мотивацию; самостоятельный выбор деятельность и участников совместной деятельности; принятие решений, создание ситуаций выбора стиля поведения; установление правила взаимодействия; развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Формирование коммуникативных навыков в социокультурной среде осуществляется через:
познавательную информацию о нормах и ценностных установок принятых в семье и обществе;
непосредственное взаимодействие взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
позитивные установки к различным вида труда и творчеству;
поддержку инициативы и самостоятельности;
возможность выбора детьми материалов, участников по деятельности и общению;
обеспечение психологического комфорта.
Эффективное овладение навыками свободного, полноценного общения со сверстниками и взрослыми позволяет ребенку овладеть социальным опытом.
План мероприятий основного этапа
№ | Мероприятия | Цель | Ответственный | |
Работа с педагогами | ||||
1 | Консультация «Возрастные закономерности речевого развития» | Повысить уровень теоретических знаний педагогов по | Михнёва И.Н.- ст. воспитатель | |
2 | Консультация «Технологии нового поколения в речевом развитии дошкольников» | Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании современных технологий в речевом развитии дошкольников | Михнёва И.Н.- ст. воспитатель | |
3 | Практикум - семинар Использование игровых обучающих ситуаций в развитии коммуникативной компетентности дошкольников | Повысить уровень практических умений педагогов в использовании игровых обучающих ситуаций в развитии коммуникативных навыков дошкольников | Михнёва И.Н.- ст. воспитатель | |
4 | Аукцион идей «Использование современных педагогических технологий в формировании коммуникативных навыков дошкольников» | -повышение творческой активности педагогов, создание условий для - личностной и профессиональной самореализации; -выявление и распространение передового педагогического опыта. | Михнёва И.Н.- ст. воспитатель Зимагулова Т.М., Сергеева Н.В. Мухаметшина Н.Р. Зайцева Л.Ю. | |
5 | Мастер- класс Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими | Представление опыта работы с детьми | Сергеева Н.В. | |
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Проекты | ||||
1 | Проект «Мы - репортеры» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через развитие диалоговых форм речи | Сергеева Н.В. | |
2 | Проект «Моя семья в истории города» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через приобщение к семейным ценностям | Ларионова Н.Э | |
3 | Проект «И девчонки, и мальчишки, все на свете любят книжки» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через формирование интереса к книге | Зимагулова Т.М | |
4 | Проект «Удивительное рядом или кто спрятался в листочке…» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через формирование познавательного интереса к природе | Барабанщикова Ю.С. | |
5 | Проект в рамках творческой мастерской «Зеленую красавицу в лесах мы сохраним» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через Формирование первичных представлений об охране окружающей природы. | Зимагулова Т.М. | |
6 | Проект в рамках творческой мастерской «Чудеса из коробок» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через совместную творческую деятельность | Зимагулова Т.М. | |
7 | Проект в рамках творческой мастерской «Мой город» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через воспитание любви к Родине | Зимагулова Т.М. | |
8 | Проект (групповой) Мы живем в Сибири | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через воспитание любви к родному краю, традициям сибиряков | Мухаметшина Н.Р. | |
9 | Проект «Мой край родной» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через воспитание любви к родному краю | Мухаметшина Н.Р. | |
10 | Проект «Народная игрушка - матрёшка» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через обогащение игрового опыта детей, приобщение к народной игровой культуре. | Барабанщикова Ю.С. | |
11 | Проект «Помоги птицам» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через совместную природоохранную деятельность | Мухаметшина Н.Р., Михнёва И.Н. | |
12 | Проект «Учимся общаться» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через повышение у детей уровня культуры речевого общения | Барабанщикова Ю.С. | |
Проект «Сбережем природу родного края» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через совместную природоохранную деятельность | Мухаметшина Н.Р., Михнёва И.Н. | ||
Проект «Чудо – дерево» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через совместную природоохранную деятельность | Мухаметшина Н.Р. | ||
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Досуги, праздники, тематические встречи | ||||
1 | Тематическая встреча «Мамино увлечение» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе творческой деятельности | Сергеева Н.В. | |
2 | Тематическая встреча «Моя безопасность» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе познавательной и творческой деятельности. | Сергеева Н.В. | |
3 | Музыкальный КВН «Мисс мама», досуг «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», праздник «Осенний марафон» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе творческой деятельности. | Зайцева Л.Ю. | |
4 | Музыкально - спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Молодцы- удальцы» | Гармонизация детско- родительских отношений. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье | Зайцева Л.Ю. | |
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Выставки, конкурсы | ||||
1 | Фотовыставка «Все работы хороши» | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе познавательно- творческой деятельности | Педагоги ДОУ | |
2 | Фотовыставка «Не мешайте мне трудиться» | |||
3 | Фотовыставка «Гости в дом - радость в нем» | |||
4 | Выставка «Народные традиции» | |||
5 | Выставка «Осенние фантазии», | |||
6 | Выставка «Ёлочка - красавица» | |||
7 | Конкурсы «Здравствуй, лето!» (на лучшее оформление участка | |||
8 | Выставка «Наряд для педагога» | |||
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Взаимодействие с социумом | ||||
ДДЮТ | ||||
1 | Экологическая акция «Берегите ель» | Формирование экологической культуры в процессе совместной деятельности. Вызывать у детей и родителей положительный отклик к природоохранной деятельности | ДДЮТ, педагоги ДОУ | |
2 | Конкурс «Дети о лесе» | |||
3 | Конкурс «С днем рождения, любимый город!» | Воспитание любви к родному городу в процессе совместной творческой деятельности | ||
4 | Конкурс «Сохраним леса живыми» | Формирование экологической культуры в процессе совместной творческой деятельности. Вызывать у детей и родителей положительный отклик к природоохранной деятельности | ||
5 | Конкурс «Осеннее вдохновение» | Развитие творческих способностей в процессе совместной творческой деятельности | ||
СОШ №26 | ||||
1 | Экскурсия «Первый звонок» | Развивать познавательный интерес, интерес к школе | Педагоги | |
2 | Экскурсия в школу | Развивать мотивационную готовность к школе | Педагоги, ст. воспитатель | |
3 | Совместный урок | Умение устанавливать контакты с другими сверстниками и взрослыми | Педагоги, учитель | |
БРГУ | ||||
1 | Экскурсия | Формирование представлений о получении профессии в учебном заведении | Педагоги | |
2 | Встреча с интересным человеком «Кем быть?» | Развитие интереса к профессиям, связанных с обучением в БРГУ | Педагоги | |
3 | Экскурсия в музей (минералы) | Развитие интереса к окружающему миру | Педагоги | |
Дворец искусств | ||||
1 | Цикл музыкальных театрализованных представлений (по плану) | Развитие эстетического отношения к музыке | Педагоги | |
Библиотека им. И.И. Наймушина | ||||
1 | Экскурсия | Развитие читательской культуры, формирование коммуникативной культуры | ||
2 | Выставка художественной литературы | |||
3 | ||||
Другие объекты | ||||
1 | Конный двор (в рамках выходного дня) | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе ознакомления с объектами окружающего мира (животными) | ||
2 | Экскурсия на Братскую ГЭС | Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе ознакомления с достопримечательностями | ||
3 | Экскурсия к памятнику С.Погодаева | Воспитание патриотических чувств | ||
Организация работы с детьми Игротека, традиции, ритуалы | ||||
1 | Игротека | Развитие коммуникативных навыков в разных видах деятельности | Зайцева Л.Ю., Сергеева Н.В., Зимагулова Т.М. | |
2 | Совместные тематические встречи, досуги, групповые праздники | Приобщение к нормам и ценностям общепринятых правил через ознакомление с традициями. | Мухаметшина Н.Р., Зайцева Л.Ю. | |
3 | Групповые традиции, ритуалы, стиль | Обеспечение психологического комфорта, установление дружеских взаимоотношений. | Педагоги |
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли отражение в информационных стендах, в которых периодически отражают интересные события: «Мой город», «Талантливые дети талантливы во всем», «Мой любимый детский сад», «Хозяин группы», «Идёт тематическая неделя»
- Заключительный этап
Цель: анализ достижений
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы на основе итоговой диагностики;
2. Открытое обсуждение материалов проекта;
3. Расширение социокультурных связей: Школа ремесел, клуб «Искра», спорткомплекс.
4. Совместное мероприятие «Шире круг», посвященное Дню защиты детей;
5. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семьёй, социумом.
Результаты динамики детского развития по речевому развитию (полное усвоение):
- освоение форм речевого этикета -100%
-умение отстаивать свою точку зрения - 75%
-умеет содержательно и интересно рассказывать о фактах и событиях - 75%
- умение принимать информации – 85%
-умение передать информацию -70%
- умение взаимодействовать с партнером – 90%
-умение вступать в процесс общения (выражать мысли, просьбу, использовать невербальные средства) – 82%
- ведет себя в соответствии с нормами поведения - 90%
Литература при подготовке проекта:
- Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М.,2012.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.
- Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.,2009.
- Авдошкина Е.А..Общение и социальное развитие дошкольников. Педагогический альманах.- Красноярск, 2005.
- Федорова М.А..Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах.- Красноярск, 2007.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.М.,2008.