«Реструктуризация образовательного процесса в реализации принципа индивидуализации»

Михнёва Ирина Николаевна
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В. В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Это связано с процессом социализации и становлением личности, формированием основ самосознания и индивидуальности ребенка, когда определяются траектория его дальнейшего развития. Неслучайно, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, выделен один из главных принципов: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто, взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность, в силу разных причин: из - за лишения возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик, дефицита общения, игры и продуктивных форм деятельности, в ходе которых, происходит накопление социального опыта. Недостаточное внимание к ребенку со стороны педагога в совместной деятельности, замена индивидуализации на индивидуальный или индивидуально-дифференцированный подход, не позволяет в полной мере учесть интересы, особенности и склонности дошкольника, что в свою очередь отрицательно влияет на личностное развитие. А между тем, только индивидуализация обеспечивает индивидуальную траекторию развития, поддержку индивидуальных потребностей и интересов. Проблемы, связанные с процессом индивидуализации актуализировали необходимость создания условий, при которых каждый ребенок сможет раскрыть свои индивидуальные способности и склонности, проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности. Какой же должна стать образовательная среда, в которой дошкольник проявит себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:  условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творчества способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;  развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. По мнению наших педагогов, не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребѐнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. Повышенный интерес к процессу индивидуализации, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, вызвало необходимость преобразований в образовательной среде, направленных на реализацию принципа индивидуализации дошкольников в образовательном пространстве и повышение профессиональной компетентности педагогов в социально – эмоциональном развитии детей, предусматривающих изменение форм взаимодействия между взрослым и ребенком, основанных на личностно - ориентированном подходе. С целью оптимизации деятельности дошкольного учреждения в режиме развития по реализации принципа индивидуализации нами была проведена реструктуризация образовательной среды, представляющая собой модель, способствующая проектированию индивидуальных маршрутов дошкольников. Модель отражает цели, задачи, средства на основе концепции индивидуализации. Согласно логике построения модели, личностно - ориентированного подхода к данному процессу, мы выделили следующие компоненты модели: Целевой компонент отражает инновационные процессы, происходящие в ДОУ, направленные на реализацию принципа индивидуализации через решение задач: 1. Изменить условия жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно - развивающее пространство или пространство детско - взрослого сообщества, 2. Проектирование образовательного процесса, предусматривающего вариативность форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста, создание условий, предоставляющих возможность проявить свою индивидуальность и творчество. 3. Освоение педагогами новых форм, методов и образовательных технологий, направленных на поддержку детской инициативы, способствующими повышению их профессиональной компетентности; 4. Освоение новых форм взаимоотношений с ребенком, основанных на личностно – ориентированном и дифференцированном подходе, направленных на развитие познавательных интересов, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка; 5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Особое внимание уделяется целевым установкам и инновационным процессам, направленным на индивидуализацию образовательной деятельности в ДОУ основывающейся на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно - развивающее пространство или пространство детско - взрослого сообщества. Содержательный компонент предполагает педагогический анализ построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; методологических подходов, оценивания с позиции новых образовательных ориентиров. Процессуально – технологический компонент. В данном компоненте рассматриваются средства осуществления индивидуализации в образовательной среде. В качестве основных средств, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению создать условия для индивидуализации, мы относим: • изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; • реструктуризацию содержания образовательной деятельности, создание индивидуальных маршрутов; • рациональную организацию предметно-пространственной среды; • эффективное взаимодействие детского сада с семьей, с социумом Аналитико – оценочный компонент отражает результаты индивидуализации дошкольников. Инновационные подходы реализации принципа индивидуализации были связаны с технологическими подходами к анализу и проектированию педагогического процесса, направленного на освоение нового содержания, проектирование образовательной среды, изменение форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в системе «педагог - ребенок – родитель». Основными условиями реализации принципа индивидуализации стали: • обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующей развитию познавательной и интеллектуальной инициативы; оценку индивидуального развития детей; • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является основополагающей в образовательной среде. Такой маршрут немыслим вне образовательной среды, способствующей проявлению природных задатков детей дошкольного возраста и их развитию представляющей собой систему условий для самовоспитания, саморазвития и обучения ребенка и социальное окружение. Образовательная среда дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только развивающую предметно – пространственную среду, но и природный, культурный, социальный, информационный компоненты, приспособленных для решения образовательных задач. Каждый компонент образовательной среды предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте включения и присоединения дошкольника к деятельности разных групп: сверстников, половой (мальчики и девочки), принадлежности и этнокультурной включенности, воспитанников конкретной образовательной организации, групп по интересам. Создание такого пространства предполагает изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни. В отличие от существующих разработок, индивидуализированная образовательная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной и в опосредованной деятельности. Ожидаемые результаты: 1. Самореализация дошкольников в удовлетворении познавательных интересов, активность в познании окружающего мира, связей и отношения; 2. Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей; 3. Развитие навыков рефлексии собственного поведения и действий; 4. Устанавливают контакты и отношения с другими людьми, участвуют в совместной деятельности и общении; 5. Испытывают потребность в самореализации своих возможностей; 6. Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других, самопрезентации и презентации кооперативных действий; 7. Развитие мотивации к совместной деятельности и общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов); 8. Освоение профессиональных компетенций педагогами в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников; 9. Насыщенная образовательная среда, способствующая реализации индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников; 10. Укрепление семейных связей на основе взаимодействия через реализацию принципов социализации и индивидуализации. Литература: 1. Черняева А.В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет. Тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие. Издательство: «Учитель», 2013.- 72 с. 2. Власова А. В. и др. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство: «Учитель», 2012.- 199 с. 3. Лампман В. Е. «Родитель - ребенок – педагог». Модели развития взаимоотношений. Издательство: «Учитель», 2011.- 143 с. 4. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверетина М. А.Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Издательство: «Учитель», 2014.-224 с. 5. Микляева Н.В. Методическое пособие. Планирование в современном ДОУ. Библиотека «Управление ДОУ». М.: ТЦ «Сфера», 2013.- 122 с. 6. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт- Петербург: Детство –пресс, 2011.- 76 с. 7. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Санкт- Петербург: Детство –пресс, 2006.- 125 с. 8. Короткова Н.А..Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка- пресс, 2007.- 208 с. 9. Коврижкиных Е.В. Проект индивидуализации предметно – пространственной среды ДОУ// Старший воспитатель.-2011.-№2.-С.34-46. 10. Пискунова О.А., Топрова Н.И.Личностные достижения дошкольников: как сформировать// Старший воспитатель.-2016.-№ 10.-С. 38-41. 11. Лавреха Н.А., Кузнецова Н.П. Создаем развивающую среду шаг за шагом.//Старший воспитатель.- 2016. - №8. – С.40-47. 12. Федина Н.В., Ламонова Ю.А. Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.// Старший воспитатель.-2016. -№6. – С.4-12. 13. Авдулова Т.П. «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2014 . -№8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx375.3 КБ

Предварительный просмотр:

Михнёва И.Н – старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»  МО . г. Братск

Тема: «Реструктуризация образовательного процесса в   реализации принципа индивидуализации»

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Сергеева Т.В.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Это связано с процессом социализации и становлением личности, формированием основ самосознания и индивидуальности ребенка,  когда определяются траектория его дальнейшего развития.

Неслучайно, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  выделен один из главных принципов: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).

С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим.

Очень часто,  взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность,  в силу разных причин: из - за лишения  возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик,  дефицита  общения, игры и продуктивных форм деятельности, в ходе которых,  происходит накопление социального опыта.  Недостаточное внимание к ребенку со стороны педагога в совместной деятельности, замена индивидуализации на    индивидуальный или индивидуально-дифференцированный подход, не позволяет в полной мере учесть интересы, особенности и склонности дошкольника, что в свою очередь отрицательно влияет на личностное развитие.  А между тем, только индивидуализация обеспечивает  индивидуальную траекторию развития, поддержку  индивидуальных потребностей и интересов.

Проблемы, связанные с процессом индивидуализации актуализировали необходимость создания условий, при которых каждый ребенок сможет раскрыть свои индивидуальные способности и склонности, проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности.

Какой же должна стать образовательная среда, в которой дошкольник проявит себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт,  добровольно  возлагающий  на  себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития  личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:

  • условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творчества способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

По мнению наших педагогов, не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребѐнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.

Повышенный интерес к  процессу индивидуализации,  обеспечивающих  индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, вызвало необходимость преобразований в образовательной среде, направленных на реализацию принципа индивидуализации дошкольников в образовательном пространстве и повышение профессиональной компетентности педагогов в социально – эмоциональном развитии детей, предусматривающих изменение форм взаимодействия между взрослым и ребенком, основанных на личностно - ориентированном подходе.

С целью  оптимизации деятельности дошкольного учреждения в режиме развития   по реализации принципа индивидуализации нами была проведена реструктуризация  образовательной среды,  представляющая собой модель, способствующая  проектированию индивидуальных маршрутов дошкольников.

Модель отражает цели, задачи, средства  на основе концепции индивидуализации.

Согласно логике построения модели, личностно - ориентированного подхода к данному процессу, мы выделили следующие компоненты модели:

Целевой компонент отражает инновационные процессы, происходящие в ДОУ, направленные на реализацию принципа индивидуализации через решение задач:

  1. Изменить условия жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно - развивающее пространство или пространство детско - взрослого сообщества,
  2. Проектирование образовательного процесса, предусматривающего  вариативность форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста, создание условий, предоставляющих возможность проявить свою индивидуальность и творчество.
  3. Освоение педагогами новых форм, методов и образовательных технологий, направленных на поддержку детской инициативы, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
  4. Освоение новых форм взаимоотношений с ребенком, основанных на личностно – ориентированном и дифференцированном подходе, направленных на развитие познавательных интересов, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
  5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Особое внимание уделяется целевым установкам и  инновационным процессам, направленным на индивидуализацию образовательной деятельности в ДОУ основывающейся на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно - развивающее пространство или пространство детско - взрослого сообщества.

Содержательный компонент  предполагает педагогический анализ построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;   методологических подходов, оценивания с позиции новых образовательных ориентиров.

Процессуально – технологический компонент. В данном компоненте рассматриваются  средства осуществления индивидуализации в образовательной среде.

В качестве основных средств, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению создать условия для индивидуализации, мы относим:

  • изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
  • реструктуризацию содержания образовательной деятельности, создание индивидуальных маршрутов;
  • рациональную организацию предметно-пространственной среды;
  • эффективное взаимодействие детского сада с семьей, с социумом

Аналитико – оценочный компонент отражает результаты индивидуализации дошкольников.

Инновационные подходы реализации принципа индивидуализации были связаны с технологическими подходами  к анализу и проектированию педагогического процесса, направленного на освоение нового содержания, проектирование образовательной среды, изменение форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в системе «педагог - ребенок – родитель».

Основными условиями реализации принципа индивидуализации стали:

  • обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующей развитию познавательной и интеллектуальной инициативы; оценку индивидуального развития детей;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является основополагающей в образовательной среде. Такой маршрут немыслим вне образовательной среды, способствующей проявлению природных задатков детей дошкольного возраста и их развитию представляющей собой систему  условий для самовоспитания, саморазвития и обучения ребенка и социальное окружение.

Образовательная среда дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только

развивающую предметно – пространственную среду, но и природный, культурный, социальный, информационный компоненты, приспособленных  для решения образовательных  задач.

Каждый компонент образовательной среды  предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте включения и присоединения дошкольника к деятельности  разных  групп: сверстников, половой (мальчики и девочки), принадлежности и этнокультурной включенности, воспитанников конкретной образовательной организации, групп по интересам.

Создание такого пространства предполагает  изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни.

В отличие от существующих разработок, индивидуализированная образовательная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной и в опосредованной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Самореализация дошкольников в удовлетворении познавательных интересов, активность в познании окружающего мира, связей и отношения;
  2.  Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей;
  3. Развитие навыков рефлексии собственного поведения и действий;
  4. Устанавливают контакты и отношения с другими людьми, участвуют в совместной деятельности и общении;
  5. Испытывают  потребность в самореализации своих возможностей;
  6. Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других, самопрезентации и презентации кооперативных действий;
  7. Развитие мотивации к совместной деятельности и общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  8. Освоение профессиональных компетенций педагогами в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников;
  9. Насыщенная образовательная среда, способствующая реализации индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников;
  10. Укрепление семейных связей на основе взаимодействия через реализацию принципов социализации и индивидуализации.

Литература:

  1. Черняева А.В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет. Тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие. Издательство: «Учитель», 2013.- 72 с.
  2. Власова А. В. и др. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство: «Учитель»,  2012.- 199 с.
  3. Лампман В. Е. «Родитель - ребенок – педагог». Модели развития взаимоотношений. Издательство: «Учитель»,  2011.- 143 с.
  4.  Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А.,  Тверетина М. А.Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Издательство: «Учитель»,  2014.-224 с.
  5. Микляева Н.В. Методическое пособие. Планирование в современном ДОУ. Библиотека «Управление ДОУ». М.: ТЦ «Сфера», 2013.- 122 с.
  6. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт- Петербург: Детство –пресс, 2011.- 76 с.
  7. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Санкт- Петербург: Детство –пресс, 2006.- 125 с.
  8. Короткова Н.А..Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка- пресс, 2007.- 208 с.
  9. Коврижкиных Е.В. Проект индивидуализации предметно – пространственной среды ДОУ// Старший воспитатель.-2011.-№2.-С.34-46.
  10. Пискунова О.А., Топрова Н.И.Личностные достижения дошкольников: как сформировать// Старший воспитатель.-2016.-№ 10.-С. 38-41.
  11. Лавреха Н.А., Кузнецова Н.П. Создаем развивающую среду шаг за шагом.//Старший воспитатель.- 2016. - №8. – С.40-47.
  12. Федина Н.В., Ламонова Ю.А. Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.// Старший воспитатель.-2016. -№6. – С.4-12.
  13. Авдулова Т.П. «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2014 . -№8.

 


Модель реализации принципа индивидуализации в образовательной среде

эффективное взаимодействие детского сада с семьей эффективное взаимодействие детского сада с семье