Михнева И. Н.- старший воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ № 47» - «Гнездышко» г. Братск Тема: «Успешная социализация дошкольников в рамках образовательного проекта»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения».
В. А. Сухомлинский
Обоснование актуальности проблемы:
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоенны тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Современная стратегия социально-личностного развития дошкольников ориентирует дошкольное учреждение и семью на формирование духовно- нравственных и социальных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах самого себя, семьи, общества, на формирование позитивного отношение к окружающим людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
От личностно - развивающего и гуманистического сотрудничества педагогов и родителей будет зависеть, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в современном обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь. В этом состоит актуальность данной проблемы.
Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, направленных на:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Социальную ситуацию развития можно нивелировать за счет создания образовательной среды и участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы.
Организованное сотрудничество с семьями воспитанников, в нашем ДОУ послужило импульсом к построению новых взаимоотношений на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Данная работа осуществлялась в рамках социального проекта «Неразлучные друзья взрослые и дети», с целью создания в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников в системе «педагог-ребенок-родитель»; повышения уровня социальной и личностной значимости каждого участника образовательного процесса.
Срок реализации проекта: сентябрь – май.
Основные задачи проекта направлены на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде
– Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, уникальности и самоценности;
– Развитие творческих способностей и формирование потребностей личности ребёнка;
– Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата;
– Поднятие престижа семьи, её традиций;
– Сотрудничество в совместной творческой деятельности «педагог-ребёнок-родитель».
Удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей способствовали:
ü Свобода выбора детьми деятельности и поддержка инициативы в условиях созданной взрослым развивающей среды;
ü Совместная (творческая и познавательная) деятельность взрослых с детьми (педагог, родители, дети).
Концептуальными подходами реализации проекта стали:
1. Комплексный подход. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям через объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
2. Деятельностный подход. Вся деятельность происходит в интеграции образовательных областей, в адекватных формах деятельности.
3. Средовой подход. Организация в детском саду единого образовательного пространства, созданное с учётом возрастных возможностей детей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
1-й этап: Целью первого этапа стало выявление социально – психолого – педагогических проблем в семьях.
Положительное взаимодействие с родителями достигалось на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.
Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро и макроокружением.
2-й этап: На основном этапе проекта педагогами и родителями были созданы необходимые условия для создания социальной ситуации развития дошкольников:
-в создании условий в предметно - развивающей среде в «зоне ближайшего развития», обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
-обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к нему;
-поддержка детской инициативы и индивидуальности через создание условий для свободного выбора детской деятельности, участников совместной деятельности;
-установление правил взаимоотношения в разных ситуациях, создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
-взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и образования, вовлечение их во все формы взаимодействия, выявление потребности и поддержки образовательной инициативы семей.
Обеспечению максимальной реализации образовательного потенциала групп, способствовали инновационные подходы к организации предметно - развивающей среды, через создание центров активности, которые позволили выделить различные информационные площади и организовать совместную и самостоятельную деятельность на основе интеграции, формировать поисковый стиль мышления, интерес к познанию и исследованию («полочка умных книг», центр науки, «полочка красоты» и т. д.), привлечь интерес детей к творческой деятельности.
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ: эмблемы и визитные карточки групп с девизами, фотографиями; элементы детской субкультуры. В каждой группе оформлены стенды с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. В приемных некоторых групп размещены визитки с пожеланиями детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В группах оформлены «Уголки именинников», атмосфера которых создается с помощью альбома, коллекций, «Сундучка желаний».
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. В группах старшего возраста воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик, научился вырезать. Для этого заполняется рубрика «Я все умею, все смогу!».
В каждой группе на каждого ребенка заведено портфолио, в котором собраны все достижения и успехи на протяжении дошкольного периода. Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике «Панорама добрых дел», стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Педагоги и родители насыщают группы компонентами детской субкультуры («сокровищницы», коллекции, выставки, мини- музеи, макеты), помогающих дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Среда групп, организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В каждой группе есть игры - самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
В ДОУ создана постоянно - действующая выставка «Мир глазами детей», в холле оформлен стенд «Идет тематическая неделя», на котором периодически, согласно тематике недели, размещаются продукты детско - родительского творчества.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Насыщенная событиями жизнь в ДОУ способствует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Одним из важных моментов, в системе ДОУ, является разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяющих демонстрировать каждому свою индивидуальность и творчество: мастерская «Умелые руки не знают скуки», в которой дети развивают творческие способности средствами ручного труда, ведется углубленная работа по освоению нетрадиционной техники рисования, занятия по краеведению в клубе «Искра», занятия ритмической гимнастики по методике «Са – фи – дан – се», оркестр ложкарей под руководством музыкального работника.
Педагоги ДОУ совместно с родителями открывают перед детьми в окружающем мире удивительные моменты в сборе коллекций («Марья - искусница», «Cувениры о Братске», «Дары сибирской тайги», «Полезные ископаемые», «Мамина коллекция» ), оформлении мини-музеев («деревенское подворье», «заповедные уголки моего края», «любимые книги моей семьи», ), организацию совместных проектов («Чудеса из коробок», «Театральная планета», «И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки», «Бусы расчудесные», «Помоги птицам», «Чудо дерево», «Город будущего», «Вода на земле», «Сбережем природу родного края», «Матрешка», «Под солнышком подсолнышки», «Традиции моей семьи», «Моя семья в истории города», «Будем здоровыми!»), групповых традициях («Cладкие вечера», «Утро радостных встреч», «Подведение итога дня»), посещение музеев, организация выставок («Осенние фантазии», «Умелые руки не знают скуки», «Подарок для деда Мороза и Снегурочки», «Пасхальное яичко», «Театр своими руками и др), КВН («Мисс мама», «Мой папа самый сильный и смелый»), совместных занятий («Чудеса из оригами», «Бабушкин туесок», «Играем вместе мамой»).
Существенным моментом в педагогической работе является создание у детей мотивации в деятельности, которые побуждают детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.
На этой основе используются мотивации:
• игровая мотивация,
• мотивация общения,
• мотивация личной заинтересованности.
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные буклеты, пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.
Активное участие родителей в разнообразной деятельности повышают статус детско - родительских отношений, выявляет творческие способности.
Интерактивной формой в повышении педагогической культуры является родительский клуб «Здоровый малыш». В рамках Клуба проходят заседания различные по направленности, посвященные здоровью и эмоциональному благополучию детей, правам ребенка, интеллектуальному развитию, приобщению к народным традициям и др. вопросам: «Традиции», посвященное семейным традициям; "Под солнышком подсолнышки", представляющее собой презентацию совместной творческой деятельности; «Растим здоровыми», посвященный вопросам здорового образа жизни.
Организуя разнообразные мероприятия, мы стремимся к тому, чтобы всем участникам педагогического процесса было интересно, уютно и полезно!
III-заключительный этап:
Итогом реализации проекта стали презентации разнообразные по содержанию и направленности:
Праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»;
Презентация групповых проектов «Моя семья», «Город будущего», видеоматериала «Мы вместе!»;
Выставка «Умелые руки не знают скуки»;
Оформление фотостенда «Талантливые дети талантливы во всем!»
Образовательное пространство, в котором протекает жизнедеятельность дошкольников, ориентирует на усвоение социальных дистанций.
Данный проект позволил сблизить всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде, гармонизацию детско-взрослых отношений.
Ожидаемые результаты.
- показать социальную ситуацию развития дошкольников, включающую образовательную среду и участие родителей в образовательной деятельности
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
Научно-методическое и информационное обеспечение проекта.
Ориентация на ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения дошкольниками ООПДО, положение В.Н.Мясищева о личности как системе трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и основываясь на методологические и теоретические положения о деятельностном и личностном подходах к проблеме развития ребенка (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), согласно которым, развитие ребенка происходит в деятельности (А.Н.Леонтьев).
Ресурсное обеспечение проекта
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В 2012г ДОУ принимало участие в во Всероссийском конкурсе «Я – педагог», в номинации «Инновационные подходы в организации воспитательно - образовательного процесса» и X Международной ярмарке педагогических инноваций, в рамках которой был разработан и представлен комплексно- тематический план по социально- личностному развитию дошкольников «Формирование социальной компетентности дошкольников». Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования (развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними) будет создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.
Список литературы:
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004.
Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие – Москва: Творческий Центр, 2008.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».- Ярославль.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,1998
Щипицина Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения». – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Князева С.А. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития – М.: Мозаика-Синтез,2003.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155