Михнёва И.Н. -старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" Тема:«Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО»
Тема: «Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО»
Актуальность
Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Новое время. Новый статус дошкольного образования, новый уровень образования, социальная ситуация развития ребенка, – это очередные для педагогов кардинальные перестройки в образовании, связанные с введением ФГОС ДО.
Для многих, совсем недавно, возникал вопрос, нужна ли такая перестройка?
Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо, так оно предполагает качественно новую модель образования, в основе которой стоит обновление содержания, спроектированного на компетенциях педагога и направлениях развития ребенка.
Задачи, заданные Стандартом определяют новый вектор на всех уровнях управления, в том числе и в методическом сопровождении.
Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в конструировании социальной ситуации развития дошкольника, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы через создание благоприятных условий.
Не секрет, что у вех, наверное, были большие трудности с введением ФГОС. Далеко не все педагоги принимали идеологию ФГОС. Это было связано с неготовностью воспитателя к смене парадигмы поведения и организации детской деятельности; отсутствием опыта постановки целей и задач; проектирования своей деятельности. Имея богатый практический опыт, педагоги использовали его, но не видели, ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, использовали однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Все это вызывало серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС. Как помочь педагогам перестроиться в соответствии с современными требованиями, как научить планировать, принимать решения и проводить рефлексию своей деятельности? Как вывести на новый профессиональный уровень?
Все это требует овладения определенными профессиональными компетенциями, основу которых составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Думаю, что вы со мой согласитесь, не мало важную роль в этом играет - правильное методическое сопровождение.
Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. А получится только тогда, когда педагог будет владеть способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности.
В новой образовательной ситуации компетентность педагога определяется компетенциями, выделенными в Стандарте.
-Компетентность в постановке целей и задач, принципов, содержания и организации педагогической деятельности;
-Компетентность в планировании и проектировании педагогической деятельности на основе анализа результатов;
-Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности и предусматривает создание условий, обеспечивающих подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО.
Все это легло в основу модели методического сопровождения нашего ДОУ, которая позволила изменить устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень.
Одно из направлений методического сопровождения в нашем ДОУ - научно - методическая и организационно - педагогическая поддержка педагогов в условиях введения ФГОС ДО, которая осуществляется через эффективные формы, способствующие быстрой адаптации в процессе введения ФГОС ДО.
Среди традиционных форм, позволяющих педагогам реализовать свой профессиональный потенциал, в системе деятельности методической службы действует постоянно - действующий семинар, в рамках которого были запланированы теоретические и практические семинары, разные по направленности.
Семинар является одной из продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагога.
(К.Ю.Белая) Первым отличительным признаком постоянно- действующего семинара является его продолжительность. Он может длиться как несколько месяцев, так и целый год.
Второй признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.
Третий признак - признак — источник получения информации. Это и слово, и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.
Семинар будет эффективным, если он поможет быстро и своевременно внести изменения в воспитательно - образовательный процесс.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и информация, основанная на «зоне актуального развития», предполагающая актуализацию необходимых знаний и умений; сочетание индивидуальных и групповых форм работы: где каждый педагог может включиться в работу с другими педагогами, в работу организационных групп.
Тематика семинара должна учитывать концептуальные положения ФГОС ДО:
- Изучение методологической основы и самого содержания образования в условиях ФГОС
- Освоение новых форм, методов, и технологий в работе с детьми
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
- Создание условий в образовательной среде направленные на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений
- Изучение новых требований к результатам образования
Тематика теоретических и практических семинаров способствовала позитивному восприятию новых стратегических ориентиров, рефлексийной способности педагогов к освоению нового.
В ходе семинаров были использованы разные активные формы организации, ориентированные на «зону актуального развития педагогов»: «круглый стол», «деловая игра», «аукцион идей».
Эти формы были выбраны неслучайно. Именно они как формы обучения развивают умение работать с литературой, дают ответы на многие вопросы, способствуют освоению нового, стимулируют познавательную и творческую активность.
В ходе теоретического семинара «Федеральный государственный стандарт в ДОУ», который прошел в форме «круглого стола», педагоги не просто познакомились с понятием «ФГОС», «Стандарт», но и были вовлечены в диалог через проведение анализа структуры ФГТ и ФГОС (плюсы и минусы), составлению портрета выпускника, через анализ требований Стандарта к результатам освоения программы, позволивший сконцентрировать внимание педагогов на те изменения, которые произошли в образовательной ситуации.
«Круглый стол» как форма общения педагогов позволила сделать коллектив самоуправляемым, поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.
Одна из форм делового общения - дискуссия, способствовала формированию умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать диалог между участниками семинара. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность. Обсуждая ориентиры Стандарта, концептуальные положения ФГОС к структуре ООП, минусы и плюсы ФГТ и ФГОС, педагоги аргументировали свою позицию, оппонировали мнению собеседника.
В процессе дискуссии «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры», педагоги были вовлечены в процесс обсуждения данной темы, который потребовал более глубокого понимания необходимости определения результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров. Педагогам была предоставлена возможность высказать свое мнения по поводу оценки индивидуального развития, связанных с оценкой эффективности педагогических действий, положенная в основу их дальнейшего планирования.
Практикум – семинар в форме «деловой игры» - «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанных с изменением требований к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .
Деловая игра как одна из активных форм обучения была выбрана, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:
- формирования у педагогов теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Особенностью деловой игры является то, что в процессе игры повышается интерес к данной теме, проявляется высокая активность, совершенствуется умение практически решать проблемы планирования, организации детской деятельности, формируются умения построения модели образовательного пространства, организации совместных занятий в форме партнерской деятельности. В целом такая форма проведения практического семинара, позволяет связать теорию с практическим опытом. В процессе совместной коллективной практической деятельности у педагогов формируется творческое мышление.
Цель деловой игры в форме КВН «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО» повышение профессиональной компетентности педагогов к проектированию предметно - развивающей среды, внедрению в практику новых подходов к её организации. В ходе семинара педагоги познакомились с новыми подходами к организации предметно - развивающей среды своих коллег, разработали памятки по проектированию среды.
Одной из интересных форм проведения практического семинара является «аукцион идей» связанный со систематизацией и распространением педагогического опыта. В ходе семинара «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» педагоги поделились опытом использования в практике вариативных форм образовательной деятельности в рамках ФГОС, обсудили основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований.
Перед нами старшими воспитателями часто встает проблема:
- Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником введения ФГОС ДО?
- Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
- Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?
- Как сформировать умение рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Наблюдения из практики показывают, что только в процессе совместной практической деятельности и общении можно обеспечить активность педагогов в освоении нового, через систему интерактивных методов, ориентированных на «зону ближайшего развития» .
Основной направленностью интерактивных методов является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Интерактивные методы предполагают активное участие всех педагогов, взаимодействие друг с другом в командах, парах, отстаивание позиции, своего мнения, уважение мнения других, ответственности за свою команду.
Основная цель «интерактива» - создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Наиболее распространенные интерактивные методы в работе постоянно- действующего семинара:
- работа в малых группах.
- мозговые штурмы, метод «шесть шляп
- «Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени) Опрос по цепочке (ответ одного педагога прерывается в любом месте и предлагается следующему);
- индивидуальную работу
- организацию работы в группах
- презентацию результатов
- анкетирование
- обсуждение.
- игры «правильный ответ»
- моделирование (повышает интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе).
Одной из интерактивных организационных форм в работе семинара является система тренингов ( «Дружный творческий работоспособный коллектив- это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др.), которые способствуют формированию у педагогов уверенности в себе, адекватной самооценки, развития самоконтроля, снятия тревоги, умения работать в одной команде, готовности преодолевать трудности, развития творческих способностей помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества.
Тренинги дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.
Я считаю, что семинар, как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога, является реальной возможностью преодолеть трудности освоения ФГОС, реально не только ответить на вопрос «Что делать?, но и как делать?», освоить новые практики, изменить подходы к организации образовательной деятельности, ориентированные на успешную ситуацию развития ребенка.
За этот период в ДОУ прошло 8 семинаров. Впереди еще 4. Результативность работы постоянно- действующего семинара оценена через критерии эффективности:
-систематизировали знания по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;
-психологически готовы к работе в новых условиях;
-педагоги изменили подход к организации образовательного процесса;
-проявляют профессиональную инициативу;
-повысилась положительная мотивация, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию;
-проявляют готовность к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;
-участвуют в диссеминации опыта по реализации ФГОС ДО.
Организация постоянно действующего семинара позволила вывести педагогов новый уровень образования, радикально переосмыслить сложившиеся подходы к профессиональной деятельности.
План проведения постоянно - действующего семинара по реализации ФГОС ДО на 2014 - 2015 г. в МБДОУ «ДСОВ №47»
№ | Тема семинара | Форма проведения | Время проведения |
1. | «Федеральный государственный стандарт в ДОУ»
| Круглый стол
| Январь 2014 г. |
2. | «Преемственность ФГТ и ФГОС ДО в развитии дошкольного образования» | Деловая игра | Февраль 2014 г. |
3. | «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры» | Дискуссия | Март 2014 г. |
4. | «Программно - методическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО» | Круглый стол | Май 2014 г. |
6. | «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» | Деловая игра | Ноябрь 2014 г. |
6. | «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО» | Деловая игра | Декабрь 2014 г. |
7. | «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» | Аукцион идей | Январь 2015 г. |
8. | «Технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства, поддержка детской инициативы, организация жизни группы» | Круглый стол | Февраль 2015 г. |
9. | «Эффективность использования здоровьесберегающих и педагогических технологий в образовательном процессе» | Круглый стол | Март 2015 г. |
10. | «Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» | Дискуссия | Октябрь 2015 г. |
11. | «Социализация развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Использование ресурсов. Усвоение норм и ценностей в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» | Деловая игра | Декабрь 2015 г. |
12. | Анкетирование педагогов, подведение итогов |
| Декабрь 2015 г. |