Школа передового педагогического опыта 2014-2015 год.Заседание №1,2.

Бейбулатова Елена

 

Все виды искусств служат величайшему

из искусств -искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

 

Актуальность

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Термин "Артпедагогика"пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

План работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»

на  2014 – 2015 учебный  год

п. Степное 2014г

Методическая тема внутришкольного объединения   «Школа передового педагогического опыта».

Организация и внедрение в практическую деятельность педагогов школы технологии Арт-педагогика.

 Человечество  не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

 Надо признать, что  в последние  десятилетия в большей мере складывается тенденция утраты духовности у молодого поколения: наша школа дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития умственных способностей  (отметки по предметам, а в последнее время и  результаты ЕГЭ), во многом перестав заботиться о  нравственном здоровье детей, об их эстетической культуре.   

Актуальность

 С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Термин "Артпедагогика"пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

Задачи работы Школы передового педагогического опыта: 

1. Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников.

2. Освоение нового содержания,  технологий и методов педагогической деятельности.

3. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в рамках учебных предметов.

4. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

5. Изучение и анализ состояния преподавания группы учебных предметов.

6. Обобщение передового  педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

Цели работы Школы передового педагогического опыта:

  1. Знакомство с методологическими основами новой технологии.

  2. Осмысление данной технологии.

  3. Накопление практического опыта.

  4  Презентация технологии на различных методических уровнях

 

Члены группы:

1.Малина Е.В.., учитель русского языка и литературы, высшей  квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

2. Копылова Т.Б., учитель математики, высшей квалификационной категории

3.Викулова Е.В., учитель биологии, химии, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

4.  Бейбулатова Е.А., учитель физики, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

5. Агеева В.Г., учитель ОЗОЖ первой квалификационной категории, педагог-организатор.

6. Большакова Е.В., учитель физической культуры первой квалификационной категории.

7. Саблина С.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

8. Кашина С.А., учитель математики, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района.

9. Гармашова Н.Г., учитель музыки, первой квалификационной категории.

     10.Епифанова Юлия Юрьевна, социальный педагог

 11.Жуликова Мария Андреевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории

12.Силакова Елена Ивановна, учитель биологии высшей квалификационной   категории

13.Михеева Юлия Викторовна,учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории

14.Екушева Наталья Анатольевна, учитель математики первой квалификационной категории

15.Сейдалиева Замира Ахмеровна, учитель математики пкрвой квалификационной категории

    16.Ткачева Галина Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории

     

План работы  Школы передового педагогического опыта:

 на  2014 – 2015 учебный  год

Месяц

Направления деятельности

Документы,  

Ожидаемый результат

Сентябрь

Заседание №1 «Организация деятельности Школы передового педагогического опыта в новом учебном году»:

1. Обсуждение и утверждение плана работы.

2.Утверждение списка участников

Протокол №1;

список участников, план работы

.

Октябрь

Заседание №2

 «Теоретические основы Арт-педагогика»

1. Презентация «Арт-педагогики».

2. Обсуждение.

3. Принятие индивидуальных графиков исследования.

Протокол №2,презентация технологии

Ноябрь

Заседание №3

  «Семинарское занятие: «Арт-педагогика»

в свете новых ФГОС на различных уроках

Протокол №3,мастер-классы учителей

Декабрь

Заседание №4

 «Открытое занятие: «Арт-педагогика»

начальная школа

Протокол №4, мастер-классы учителей начальных классов

Январь

Заседание №5

 «Открытое занятие: «Арт-педагогика»

предметы гуманитарного цикла

Протокол №5,мастер-классы учителей гуманитарного цикла

Февраль

Заседание №6

 «Открытое занятие: «Арт-педагогика»

предметы математического цикла

Протокол №6, мастер-классы учителей математического цикла

Март

Заседание №7

 «Открытое занятие: «Арт-педагогика»

предметы естественно-научного цикла

Протокол №7,мастер-классы учителей

естественно-научного цикла

Апрель

Заседание №8  

«Открытое занятие: «Арт-педагогика» предметы общенаучной направленности

Протокол №8,мастер-классы учителей

общенаучной направленности

В течение учебного года

«ЦОР для организации учебно-воспитательного процесса»

Повышение профессионального уровня педагогов в использовании персонального компьютера, мультимедийных и электронных средств обучения в своей профессиональной деятельности.

Организация участия педагогов школы в конкурсах и конференциях различного статуса

В течение учебного года

 «Повышение профессионализма педагогов  через сетевое общение и сетевые проекты Интернет»

Обобщение передового опыта работы педагогических работников

Методические разработки

Май

.Педагогические чтения по проблеме повышения педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы

Размещение материалов на страницах СМИ и образовательных порталах

Протокол№9,

презентация мастеркласса. Методические разработки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа передового педагогического опыта МБОУ-СОШ№1 п. Степное Артпедагогика Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п Степное 2014год

Слайд 2

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

Слайд 3

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Термин "Артпедагогика"пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

Слайд 4

Артпедагогика - современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.

Слайд 5

В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать - имулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, - оздание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.

Слайд 6

Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Иными словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.

Слайд 7

. Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры

Слайд 8

Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.

Слайд 9

Объект артпедагогической науки сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности .

Слайд 10

Предмет артпедагогической науки закономерности образовательного процесса. имеющие место, где мы используем искусство.

Слайд 11

Объект артпедагогической практики реальное взаимодействие участников педагогического процесса при посредстве искусства.

Слайд 12

Предмет артпедагогической практики процесс обретения участниками педагогического процесса этического и эстетического иммунитета.

Слайд 13

ПРИЗНАКИ АРТПЕДАГОГИКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ - использование искусства и его средств в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися; - интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий; - отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности».

Слайд 14

Проблемы решаемые артпедагогикой - облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу; - даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися; - получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. - позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, - помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения. -

Слайд 15

Проблемы решаемые артпедагогикой содействует сохранению целостности человеческой личности, - содействует адаптации личности в социуме, - развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля,необходимого в процессе обучения. - содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства

Слайд 16

Идеи артпедагогики идея гуманизации идея креативности идея интегративности идея рефлексивности.

Слайд 17

Гуманизация- стержень нового педагогического мышления, основная установка которого-восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма- основополагающая для артпедагогики, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям над целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.

Слайд 18

Креативность включает в себя четыре аспекта: - креативная среда, - креативная личность, - креативный продукт, - креативный процесс .

Слайд 19

Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.

Слайд 20

Идея интегративности заложена в самой сущности артпедагогики: интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося. Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей ( зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка. У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.

Слайд 21

Содержание артпедагогического урока формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания урока на духовную сферу ученика. Содержание урока должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Слайд 22

Урок должен учитывать содержание личностно ориентированного, творческого образования, которое, в свою очередь, должно включать обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный. Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Здесь без искусства не обойтись. Когнитивный компонент содержания обеспечивает школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Здесь искусство одухотворяет интеллектуальную деятельность ученика.

Слайд 23

Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности. Здесь искусство интегрирует разные виды человеческой деятельности. Личностный (духовный) компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения

Слайд 24

Преимущества артпедагогического урока: - диалогичность ; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения; - формирование целостности личности - соединение в ней цивилизационных и культурных начал

Слайд 25

Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу учителя и ребенка, учителя и родителя в школе и учреждениях дополнительного образования в пространстве культуры и искусства.

Слайд 26

Используемая литература Shumakova 191212 Педагогический эксперимент. Артпедагогика в школе. Т.А.Соколова Артпедагогика



Предварительный просмотр:

Артпедагогика и математика.

    1. Необходимость применения артпедагогики.

 В последнее время, в связи с серьёзным нарастанием количества неврозов у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, отмечается потеря интереса к процессу обучения. Всё чаще стали проявляться апатии или, напротив, агрессивность и повышенная возбудимость. Такие причины побуждают задумываться над новыми формами работы с детьми в целом. Одним из путей выхода может стать артпедагогика. В работе со слабоуспевающими и неактивными детьми фоновым компонентом можно использовать музыку определённого характера. Положительный аспект прослеживается везде: и в работе с детьми с низким усвоением материала, и в работе с сильными детьми. Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и даже устраняет страхи определённой направленности. Мягкие и релаксирующие импульсы музыки стабилизируют ребёнка и нормализуют его настроение. Ведь ребёнок это личность, которая стремится к самореализации и самоопределению. Поэтому он старается выстраивать взаимоотношения на основе субъектно-субъектных отношений. Вокруг современного ребёнка обязательно, надо стремиться создавать пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. То есть это та среда, которая адаптирует ребёнка через свои средства к деятельности в микросоциальной среде.
    Такой метод работы помогает детям справляться со своими проблемами психологического истока, восстанавливать эмоциональное равновесие и переключаться с отрицательных переживаний на положительный и позитивный лад.
  На данном этапе участия в эксперименте по апробации артпедагогики в обучении на уроках математики я использую в урочной деятельности опыт данной технологии.
 В артпедагогике - мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения. Использование учителем артпедагогических технологий дают на 25% больший эффект, чем использование традиционных методик и технологий. Дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в опыте работы:
  • принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как  высшей ценности средствами искусства. При этом вне зависимости от художественных, интеллектуальных способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка предполагает большую работу учителя над  самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип предполагает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии.
  • принцип творчества предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, эксосенсорные качества (интуиция, воображение) Креативность предполагает четыре аспекта:
  • креативная среда
  • креативная личность
  • креативный продукт
  • креативный процесс.
  Рисунки ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, прочувствования, осмысливания по – новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация –  важнейшее условие получения креативного продукта. Это дает творческое самовыражение.
  • принцип рефлексивности предполагает  готовность и способность человека  творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях  неопределенности. Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:

-мышление (переосмысление своих действий);

-деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку);

-общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого);

-самосознание (самоопределение, разграничение) ;
  • принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт  ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя  модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех  модальностях одновременно.
Основополагающие методы артпедагогики:
  -импровизация;
  -проблемно – диалоговый метод;
  -метод игры.

 

   2. Основные идеи артпедагогики.

Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе профессионального образования. В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующие: идеи гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности, которые создают ориентацию для практической деятельности артпедагога.

    Разнообразные художественные средства и методы артпедагогики выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов. Для будущих педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арттехнологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в работе с детьми и подростками.

Цель арпедагогики: поддержать, а не воспитывать. Взрослый – друг, партнер; отношения – симметричные. Эмоциональный фон обучения очень важен, он должен рождать интерес. Плюрализм ценностей и интересов, их конкуренция.

Разум в артпедагогике из универсального становится субъективным: сколько людей – столько и истин.

Вместо регулятивных норм – консенсус; вместо ценностей – договоренности, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности; вместо реальности – фантомы; вместо интенциональности – коммуникативность; вместо истины – убеждение.

Идея гуманизации – предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей студента

Идея креативности. П.Торренс: творчество бесконечно, оно вовлекает каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества.

Четыре аспекта креативности:  креативная среда, креативная личность, креативный продукт,  креативный процесс.

  Это обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться.;

- атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка.  

- эмпатийное понимание.

Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.

Креативный продукт – художественные работы; проживание, прочувствование, осмысление по-новому, в новом аспекте произведений искусства в контексте содержания урока, темы и др.; импровизации – самовыражения.

Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка.

Спонтанность, т.е. искусство, которое использует преподаватель, не дает конкретных решений, но расширяет пространство  воображения студента, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи. Показатель рефлексивной культуры: способность работать в условиях неопределенности.

 Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной  учебной деятельности. Опыт студента, будущего педагога складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

Содержание артпедагогического учебного занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности.

Артпедагогика – это глубоко продуманная система приёмов, направленных на активное вовлечение студентов в ходе учебных занятий в сценическое действие, что позволяет им испытывать позитивные психические состояния. Для овладения практическим опытом применяем следующие приёмы работы: психологические этюды, психологические драмы, приём выразительного чтения.  Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

Обучение с артподходом  означает занятие, которое режиссируют: преподаватель выступает как режиссер, как артист, как личность, которая способна увлечь тем, что она делает.

Использование возможностей артпедагогики способствует творческой самоактуализации, развитию рефлексивной и коммуникативной компетентностей, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов.

3. Артпедагогика и геометрия.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

 Рисование.

Рисовать можно чем угодно и где угодно. Именно поэтому рисование -  один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Через цвет ребенок передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т.д.

Рисовать можно не только традиционный образ, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:

- «Заштрихуй фигуры»,

- «Обведи фигурыодной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,

- «Дорисуй вторые половинки»,

- «Обведи по точкам и продолжи сам»,

- «Обведи и раскрась»,

- «Скопируй фигуру по точкам».

 

 Упражнение «Сюрприз».

При выполнении задания ребенок закрашивает карточку краской и называет ту фигуру, которая проявляется сквозь фон.

 Конструирование.

Инструменты и материалы.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.