Школа передового педагогического опыта 2014-2015 год.Заседание №5. Открытое занятие: «Арт-педагогика» начальная школа
Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность(музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты педагогического процесса средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 1 класс
Тема: Как ты воспринимаешь мир.
УМК: «Планета знаний» Автор учебника: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
Цели:
– показать роль и специфику разных органов чувств;
– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
– прививать бережное отношение к своему организму;
– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
Оборудование:
а) картины с изображением комнаты, городской и деревенской улиц, времён года;
б) для работы в группах – мешочки с предметами:
1) фрукты и овощи;
2) кофе, апельсин, лук, чеснок;
3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски;
4) горох, гречка, манная крупа, рис;
5) свисток, детский барабан.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | – Ребята, посмотрите на обложку, как называется наш учебник? («Я и мир вокруг».) – Что даёт нам возможность познавать окружающий мир? 4 – Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? Учитель показывает ряд картинок. – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. – На второй, на третьей и т.д. – Как вы отличали все эти предметы, которые перечислили? (По признакам.) – Как вы смогли распознать, что нарисовано на картинках? 3 (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.) Если дети назовут не всё, можно зафиксировать неполноту ответа и вернуться к вопросу в конце урока. – Как? Дети высказывают свои предположения: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы нюхать (обонять), рот и язык – чтобы есть и чувствовать вкус пищи; кожа – орган осязания, она помогает ощущать поверхность предметов, тепло и холод. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока. Желательно использовать какие-либо символы. Например, «ухо», «глаз», «рот», «рука». Эти символы могут в дальнейшем использоваться на других уроках как задание «Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. Возможно, последовательность не будет совпадать с детским планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие вопросы уже получен ответ. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 35. Посмотрите на картинку. Что вы видите? – Запахи каких предметов вам приятны? А каких неприятны? – Какие продукты имеют сладкий вкус? А какие солёный, горький и кислый? – Что мы делаем с помощью глаз? – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир. – Кто знает, как все они называются? – Прочитайте, кто может, тему урока. – Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать признаки предметов.) 3. Работа с плакатом «Наши помощники – органы чувств» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир», 1 класс). – Какие органы чувств позволяют обнаружить эти предметы? – Нам надо узнать, какова «профессия» этих органов чувств. 4. Работа в группах. 4 3 4 5 Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Учитель даёт капитану каждой группы свой мешочек и объясняет задание. В мешочках – предметы, необходимые для выполнения задания. Задания: I группе – с закрытыми глазами определить фрукты и овощи. Капитану выдаётся мешочек с фруктами и овощами. Каждому члену группы – повязка на глаза. Капитан раздаёт овощи и фрукты, ученики должны по вкусу определить, что это. II группе – с закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук, чеснок. Капитану выдаётся мешочек с кофе, апельсином, луком, чесноком. Каждому члену группы – повязка на глаза. Капитан раздаёт овощи и фрукты, ученики должны по запаху определить, что это. III группе – на первом альбомном листе смешать красную и жёлтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? IV группе – с закрытыми глазами определить, где находятся горох, гречка, манная крупа, рис. Каждому члену группы – повязка на глаза. Капитан раздаёт горох, гречку, рис, манную крупу. Ученики должны с помощью рук определить, что это. V группе – с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. Капитану выдаётся мешочек со свистком, детским барабаном. Каждому члену группы – повязка на глаза. Капитан издаёт звуки, ученики должны с помощью слуха определить, что это. 5. Анализ работы в группах 4 Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание. I группа. Ученики: «Мы определили, где находятся дольки апельсина, яблока, помидора, огурца, с помощью языка». – Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) II группа. Ученики: «Мы определили, где находятся лук, чеснок, кофе, апельсин с помощью носа». – Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.) III группа. Ученики: «Мы смешали красную и жёлтую краски – получилась оранжевая. Когда мы смешали жёлтую и синюю, у нас получилась зеленая. Определять цвет нам помогают глаза». – Какой можно сделать вывод? (Глазами мы различаем цвета.) – Глаза – это орган зрения. – Какие ещё признаки помогают различать глаза? Учитель демонстрирует коробочки разной формы: круглые, квадратные, овальные (Глазами мы различаем форму предметов.) Учитель демонстрирует заводную игрушку. (С помощью глаз мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.) – Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.) – Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь! 4 1 IV группа. Ученики: «Мы определили, где находятся горох, гречка, рис, манная крупа, с помощью кожи рук». – Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.) V группа. Ученики: «Нам помогли выполнить задание уши». – Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.) – Какой вывод можно сделать? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка. Дети читают по одному предложению и комментируют. – Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём? Физкультминутка. Игра. «Передай чувство». Дети сидят с закрытыми глазами. Один из детей передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив его содержание, но выразив с помощью собственных средств. – Что нового мы сейчас узнали? 1. Работа по учебнику. 2 – Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 37. Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника. 1 3 4 – Опишите предметы, изображённые на рисунке. Какие органы чувств помогают определить свойства этих предметов? 2. Работа в рабочей тетради. 1 3 – Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. -Что нужно сделать? Выполните задание 1. 2. Задание №2 Учитель разбирает задание, даёт возможность выполнить самостоятельно и заслушивает объяснение, почему так бывает. Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ. 4. – А теперь закройте глаза и вслушайтесь в звуки окружающего мира. Расскажите своему другу, что ты услышал. Попробуйте нарисовать услышанное. (Задании № 4 в рабочей тетради с.23) | |
VΙ. Итог урока | – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. | ТООУ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе с элементами арт-педагогики
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»
Тема урока: Сказка для театра. С. Маршак пьеса «Сказка про козла»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1.Проверка домашнего задания. 2. Введение в тему урока (учебники закрыты). – Прочитайте тему урока на доске. Как вы понимаете: сказка для театра? Какая она? Чем отличается от обычной? (Учитель выслушивает все ответы детей, ключевые слова фиксирует на доске.) – «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.) – А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая…) – Прочитайте авторский текст на с. 36. - Сравните с вашими ответами. - Перечислите признаки пьесы. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | Работа с текстом пьесы. 1. Работа с текстом до чтения. – Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? (В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза – заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза – Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.) – Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.) – Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.) – Чем интересен текст сказки? Как он записан? – Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.) – Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.) – Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации. Предположите, какие события произойдут в сказке. 2. Работа с текстом во время чтения. 1). Первичное чтение. Действие 1 дети читают про себя. Вопросы после чтения: – Кто действующие лица? – Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.) Повторное чтение действия 1 вслух по ролям. После чтения: – Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки – в списке действующих лиц и на иллюстрациях.) Действие 2 дети читают вслух по ролям. Вопросы после чтения: – Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.) – А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный…) – А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.) 2). Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради. 3). Выразительное чтение сказки по ролям. После чтения обсуждение, как удалось передать характеры героев. 3. Работа с текстом после чтения. Подведение итогов. – Понравилась ли вам «Сказка про козла»? – Почему её легко поставить на сцене? – Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки? 4.Инсценировка сказки. -Хотите сыграть эту пьесу? - Что сначала нужно сделать? (Выбрать действующие лица) -Назовите героев сказки (Козел, Дед, Бабка, Волки) -Давайте выберем «артистов» и распределим роли. -Возьмите шапочки- маски. -Что еще необходимо для инсценировки? (Декорации) - Выбираем декораторов, которые будут готовить сцены: изба Деда и Бабы, двор, лес. Нам подойдут ваши рисунки. (Держат их в руках) -А кем будут все оставшиеся дети? (Зрителями) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Понравилось ли вам инсценировать пьесу? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
ΙV. Домашнее задание. | 1. Перечитать пьесу-сказку. 2. Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34). |
Арт-пегагогика
Специфические признаки арт — педагогики:
-использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;
-доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;
-совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
-«включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации).
Следует отметить, что арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели:
-помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, —научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Специфические цели арт-педагогики:
- формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
Одним из эффективных путей развития творческой активности учащихся считается театрализация. Использование сценических технологий на уроках литературы позволяет выявить особенности личности ребенка и вместе с тем учит пониманию взаимодействия, коммуникабельности, активизирует внимание и воображение учащихся, повышает интерес к прочтению произведения, к коллективному творчеству.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала учителю необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Творческие формы урока.
Уроки-лекции
Уроки-семинары
Уроки-практикумы
Уроки-исследования
Защита рефератов и докладов
Урок-концерт
Урок-композиция
Урок-монтаж
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-спектакль
Предварительный просмотр:
В НАШЕЙ СВЕТЛИЦЕ ПРАЗДНИК
(заключительный урок по теме «фольклор»- 2 класс-
с использованием технологий арт- педагогики)
( краткий конспект)
Цель:
- формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся через внеклассную работу;
-развитие у обучающихся навыков исследовательской работы;
-сохранение культурного наследия Малой Родины.
Хозяин и хозяйка читают стихи о фольклоре
Хозяйка:
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной сказке, потешке, игре. С этим искусством люди не расстаются и во взрослой жизни: поют частушки, пересыпают свою речь пословицами, загадками, охотно слушают были-небылицы, русские песни.
Хозяин
Всё это именуется одни словом фольклор -народная мудрость, всё это глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Народное творчество неизменно учит добру, оно пронизано юмором.
Учитель
Наш урок пройдёт в форме игры «Счастливый случай». Я хочу представить участников команд(1 ряд–это 1 команда, 2 ряд-2 команда)
( участники придумывают название команде)
Моими помощниками будут хозяин и хозяйка этой светлицы- ученики 7 класса.
Хозяин и хозяйка читают стихи о русских песнях
Учитель
Итак,1 гейм «Угадай мелодию». Каждой команде предлагается мелодия русской народной песни, вы должны назвать ее.
( звучат мелодии русских народных песен /объявляется счет/
Учитель
Второй гейм «Заморочки из бочки».
1. Почему на масленицу пекут блины? /Чтобы задобрить весну. Так символизируют солнце./
2. На какой праздник «даже ворона своих воронят в луже моет?» /Чистый четверг./
3. Это исключительно девичий праздник, когда вьют венки, водят хороводы у березки. Это так называемые «именины леса». /Троица./
4.В народе существует поверье, что в ночь на этот праздник цветет папоротник , обладающий чудодейственной силой, которая перейдет на любого нашедшего и сорвавшего цветок./День Иван Купала./
/объявляется счет/
Хозяин и хозяйка читают стихи о загадках
Учитель
Итак, 3 Гейм называется «Загадки»
Загадки - ваши старые и знакомые , любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалкой. Вы не раз, ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за мудреным и странным описанием. Вы знаете, как нелегко порой найти отгадку ,и какую радость порой приносит отгадка.
(Дети поочерёдно загадывают командам подготовленные дома загадки)
Учитель
4 гейм- «Плясовая»
(Вслед с Хозяином и хозяйкой дети повторяют танцевальные движения)
-припадание;
-ковырялочка;
-дробный шаг;
-семенящие движения;
-мелкие шаги;
-притопы;
-дробный шаг с использованием рук.
Объявляется счет.
Учитель
Гейм по традиции « Ты мне я тебе».
К этому конкурсу вы готовились дома. Посвящен он пословицам. Молод ты или стар, болен, здоров, о делах своих задумался на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, дает разумный совет, утешит, развеселит пословица. Люди употребляют их почти так же легко и непринужденно, как слова собственной речи.
( Каждая команда представляет по 5 пословиц, вторая команда объясняет их значение)
/Объявляется счет/
Хозяин и хозяйка читают стихи о частушках
Учитель
По определению в словаре, частушка, это-жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая обычно 4-строчная песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр частушка оформилась в последней трети 19 века. Широчайшее распространение получила в первой половине 20 века.
Следующий 5 ГЕЙМ «Частушки»
Конкурс на знание частушек
/объявляется счет/
Учитель
Последний гейм «гонка за лидером»
В этом гейме командам нужно особенно сосредоточиться. Гейм может изменить любой ожидаемый результат.
1 команда.
1. Какого числа отмечается Рождество Христово? /7 января/
2. В этот праздник храмы и дома издавна принято украшать ветками березы и цветами. Что это за праздник? / Троица /
3. Как называется праздник, связанный с освещением яблок? / Спас /
2 команда.
1. Как называется воскресенье Масленичной недели? /Прощеный день /
2. Как называется праздник Воскресения Христова / Пасха /
3. После этого праздника существует поверье, что нельзя входить в реку. Что это за праздник? /Ильин день /
Подведение итогов