Школа передового педагогического опыта 2014-2015 год.Заседание №3«Семинарское занятие: «Арт-педагогика» в свете новых ФГОС на различных уроках.

Бейбулатова Елена

Использование технологий, способствующих гармоничному развитию личности, позволяющих реализовать ее духовный и творческий потенциал является актуальной проблемой в системе общего образования. Применение междисциплинарных знаний и взаимосвязей в разработке педагогических технологий способствует реализации идей гуманистической педагогики. Одной из технологий является артпедагогика, включающая интеграцию предметов: театра, литературы, русского языка, искусства, музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ

 ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедагогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педагогика от греч. пайдос – дитя, аго - вести). Развиваясь на основе межнаучного подхода, арпедагогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др. Артпедагогика ориентирует на повышение уровня здоровья ребенка, через физическое и духовное совершенствование, формирование гуманистического потенциала личности, как одного из наиболее сложных явлений современной действительности. Важность включения артпедагогики в физкультурное образование школьников обусловлена интеграцией искусства и физической культуры, которые, объединяясь, разрешают ряд педагогических задач:

• осознание самоценности личности ребенка, как носителя высоких гуманистических начал, его индивидуальности и творческой сущности;

• признание гармоничного развития личности основной целью современного образовательно-воспитательного процесса;

• понимание творческой природы деятельности ребенка, осознание необходимости реализации его духовного и физического потенциала, создание условий для самосовершенствования;

• развитие комплекса личностных качеств, основанных на единстве внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, толерантности (терпимости к окружающим), эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

В этом плане, существенную роль может сыграть артпедагогика, которую в буквальном смысле следует понимать как художественную педагогику, педагогику искусством, образование, воспитание и развитие человека через искусство и т.д. Артпедагогика в области физической культуры - это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти. Использование артпедагогики в физической культуре существенно не влияет на содержание образования, в целом, а модернизирует и создает мотивационно-личностные установки для занятий физическими упражнениями. Содержательный компонент образования в области физической культуры включает основные группы артпедагогических разделов: артимпровизации, артигры, музыкально-ритмические упражнения, интеллектуальные виды деятельности. Артимпровизация предусматривает создание артобраза на основе материала литературных произведений, музыки, фольклора, живописи, аудио и видеосюжетов, оказывая существенное влияние на когнитивную сферу личности учащегося. Инструментальной составляющей, воздействующей на духовно-нравственную сферу личности, выступает артигра, способствующая возникновению у учащихся мотивационной потребности в активной познавательной и творческой деятельности. Музыкально-ритмические средства ориентируют на овладение широким спектром разнонаправленных движений, согласно которым учащийся осваивает культуру движений (ритмичность, естественность, техничность и др.). Интеллектуальный раздел обеспечивает систему знаний в области физической культуры и артпедагогики, он необходим для выработки индивидуальных представлений, отношений, убеждений, актуализации своих умений использовать их на практике.

Благоприятные психолого-педагогические условия создаются за счет эстетического оформления материально-технической базы и эстетической оснащенности мест занятий, а также зависят от целенаправленного применения цветовой гаммы. В форме театрализованных постановок спортивных праздников и вечеров реализуются художественная интеграция между предметами (физическая культура, изобразительное искусство, музыка, история, литература, иностранный язык и др.) и т.д. Создаются театрализованные постановки: «Театр спорта», «Спартанские игры»; «Дни истории Древнего мира»; «Дни истории Средних веков» и др., где через художественные образы артпедагогики и познавательный компонент выполняется общеобразовательная программа школы по вышеназванным предметам. При этом большое внимание уделяется непосредственной и опосредованной наглядности, различные методы которой применялись в сочетании с практическими – наглядно-слуховыми, наглядно-зрительными, наглядно-двигательными: прослушивание мелодии звучащей музыки сопровождалось танцевальными или импровизированными движениями, текст песни – выполнением ритмических упражнений (свободными движениями тела, ловлей и передачей мяча, упражнениями ходьбы и бега и др.).



Предварительный просмотр:

Е пифанова Ю.В. Артпедагогика  в работе социального педагога и педагога коррекционного образования

 Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В артпедагогике социальный педагог пытаемся соединить радость от процесса рисования и полученного результата.
Рисование на мокрой бумаге. Дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге. Это могут быть работы: «Город в тумане», «Цветы за занавеской».

Рисование пальцами имеет яркий эмоциональный отклик широкого диапозона от полного неприятия и агрессии до радости. Применять следует осторожно из-за возможного негатива и создания стрессовой ситуации для детей.

Рисование природными материалами. Работы, выполненные в данной технике, отличаются, как правило, эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку. Можно использовать такие предметы, как уголь,  соль…

Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками. Предлагается использовать уголь, мелки и карандаши. Штриховка поможет активизировать обучающихся, снять напряжение. Если для первоклассников эта работа представляет некоторую трудность, то более старшие школьники справляются с ней легко.

Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

 Использование музыки на занятиях при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых и артикуляционных гимнастик. Виды музыкальной деятельности.

Восприятие (слушание) музыки.
Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.

Танцевально-двигательные деятельность.
Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Ю.Ю. Епифанова



Предварительный просмотр:

Уроки литературы с элементами артпедагогики.

Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к овладению тем или иным видом деятельности. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников

Этим условиям могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса, например, уроки с применением элементов артпедагогики. Учителю – словеснику просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать своих учеников.

Обогащать театральный опыт подростка – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером».

 На своих уроках я много раз обращалась к инсценированию литературных произведений. Излюбленный прием-инсценировка проходит с огромным интересом в 5 классе при изучении темы: «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»). В этом учебном году поставлена великолепно театральная композиция, посвящённая любви и творчеству Н.Гумилёва и А. Ахматовой в 11 классе; литературно – музыкальный вечер «Болдинская осень» в 8 классе.

 Мой опыт подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

В центре моего внимания находятся прежде всего поиски таких приемов работы, которые, облегчают освоение драматического произведения. Вот эти приёмы:

а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов (представление о «технологии» драматического творчества, способствующее проникновению в художественную форму драмы)

б) обучающий анализ драматического эпизода (понятие конфликта драматического действия, средства его выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы)

в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы (реализация той художественной энергии звучащей речи, на которую драма рассчитана).

г) анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства (драма как особый род литературы)

В 2013-2014 году учащиеся с удовольствием инсценировали эпизоды из произведения Фонвизина «Недоросль»

Урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятий называется педагогическим инсценированием. В нём задействованы все учащиеся в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик». Я организовываю учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.

Принципиально важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой эпического произведения или его эпизода, умел:

выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).

В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала, читают дополнительную литературу, чаще обращаются за консультацией к учителю.

Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей.

Ролевые игры на уроках литературы
Ролевая игра на уроке помогает создать поисково-творческую атмосферу. Особое значение она приобретает в старшем школьном возрасте, так как, по наблюдениям психологов, именно в этот период у ребят активно формируется стремление высказать свои суждения, доказать свою правоту, узнавать новые оценки. Однако порой недостаток жизненного опыта, боязнь ошибиться сковывают эти проявления. Ролевая же игра помогает «снять» эти опасения, создавая у участников действия психологическую раскованность: школьнику в игре предоставляется полная свобода выбора плана действий и аргументов доказательства своей правоты в любой момент разыгрывания ситуации. Ученик знает, что это лишь игра, и ошибка не приведёт к большим потерям. Это знание позволяет ему избрать тот вариант поведения, который наиболее полно соответствует его внутреннему убеждению. Замечено также, что игровой вид деятельности усиливает рациональную и эмоциональную сторону восприятия художественного текста. 
В практике преподавания существуют различные виды ролевых игр: урок-суд, урок-театр, урок - литературное кафе и другие. 

Урок – литературная композиция
Литературная (или литературно-музыкальная) композиция призвана, в первую очередь, не столько дать исчерпывающие сведения о жизни и творчестве писателя, сколько создать определённый эмоциональный настрой, ориентированный прежде всего на образное, непосредственное восприятие. 
Для того, чтобы композиция стала активной формой обучения, недостаточно подготовить материал и раздать его ученикам для последующего заучивания. Нужно предложить ребятам самим разработать подобное действие, помочь им в отборе материала, в его компоновке. 
Я в своей практике на уроках применяла упрощённый вариант литературной композиции – составление сборника стихов или хрестоматии. Например, урок в 11 классе на тему «Основные мотивы современной поэзии». Учащимся было дано задание составить сборник стихов одного из современных поэтов. Ребята разбились на группы по 3-4 человека и, выбрав поэта, о котором они хотели бы рассказать, распределили задания: выполнить эскиз обложки сборника, дать ему название; кратко рассказать о судьбе поэта; подобрать и проанализировать 2-3 стихотворения, которые должны быть включены в сборник. 

При изучении творчества А. С. Пушкина или Ф. М. Достоевского интересно могут пройти уроки-заседания: в 8 классе – «Суд над Гриневым и Швабриным», в 10 классе – «Суд над Раскольниковым». Для того чтобы провести такие уроки, необходима тщательная подготовка как учащихся, так и учителя. Прежде всего учащимся надо знать текст, причем в некоторых главах – в деталях; «прокурорам» и «адвокатам» продумать свою речь. Такой урок включает в работу весь класс. Учитель же должен стать организатором игры, лучше – судьей, направлять учеников к цели. От преподавателя требуется уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры.

Ролевая игра на уроках литературы - это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений.

Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах. Приведу в пример урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс

Подготовка к уроку-игре ведется параллельно с изучением романа.

Когда роман изучен, избранной судейской коллегии предлагается шаблон-образец самого заседания и объясняется порядок его ведения, ведь урок-игру ей нужно будет вести самостоятельно. Учитель предлагает ей лишь возможные варианты начала речи на суде, стандартные обороты, примерные реплики, остальное – дело творчества самих участников игры:

Секретарь суда:

- Встать, суд идёт! (Заходит судейская коллегия)

- Прошу всех сесть!

Встаёт судья и зачитывает:

- Сегодня слушается дело об убийстве на дуэли господина Грушницкого поручиком Печориным Григорием Александровичем. Дуэль произошла …(далее ученик – судья дописывает свою вступительную речь самостоятельно.)

Судья:

- Слово предоставляется господину (же) прокурору…

Прокурор:

- Ваша честь, расследование дуэли между… позволяет утверждать, что господин Печорин виноват в гибели своего бывшего однополчанина…(ученик речь прокурора тоже готовит самостоятельно)

В качестве свидетеля для дачи показания в зал вызывается Максим Максимыч……(далее ученик дописывает самостоятельно.)

Максим Максимыч:

- Ваша честь, с Григорием Александровичем мне довелось служить ………(далее ученик дописывает самостоятельно.)

Судья:

- Есть ли вопросы у обвинения к свидетелю?

- Есть ли вопросы у защиты к свидетелю?

(Обращаясь к свидетелю после ответов на заданные вопросы)

- Вы свободны. И т.д.

После заслушивания показаний обвиняемого:

Секретарь:

Встать! Суд удаляется на совещание! (Судейская коллегия выходит и тут же возвращается).

Секретарь:

- Встать, суд идёт!

Судья зачитывает обвинение:

- Заслушав дело …именем Российской империи… (Судья сам составляет обвинение)

Также даются учащимся, имеющим роли, самые общие установки: адвокат должен в своей речи объяснить, что побуждало его подзащитного совершать те или иные поступки. В процессе же самой игры ему важно внимательно следить за выступлениями свидетелей и задавать им такие вопросы, которые бы способствовали реабилитации Печорина… Схожее задание получил и прокурор.

От судьи требуется строго следить за ходом процесса, за корректностью выступающих, поддерживать ход заседания вопросами ко всем участникам действа. (Часть вопросов судейская коллегия придумывает заранее, зная участников и содержание романа, но большую часть им приходится придумывать по ходу урока. Именно это нужно учитывать при выборе кандидатур на эти три роли.)

Но урок не должен закончиться чтением приговора.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Это ли не главная задача учителя литературы?

Использованные источники

  1. http://festival.1september.ru/articles/586876/
  2. http://www.teacherjournal.ru/attachments/2781_Ролевые%20игры%20на%20уроках%20литературы.doc



Предварительный просмотр:

Силакова Е.И.

Применение игровых технологий на уроках биологии.

Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу. 
Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. 

С точки зрения психологов игра - это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой выражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе. 
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации. 

В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации; игровое употребление предметов; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. 
В руках педагога игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике. 
В современной школе, в основе которой лежат процессы активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих формах: 
- в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий, темы, и даже раздела учебного предмета; 
- как элементы более обширных технологий; 
- в качестве урока или его части; 
- как технология внеклассной работы. 
В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная 
группа методов и приемов педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 
В своей практической деятельности при проведении уроков я использую следующие игровые методики: 
- предметные (лото, крестики – нолики, сигнальные карточки); 
- сюжетные (сказка, фантастический рассказ, рисунок); 
- ролевые (аукцион, ролевая игра); 
- деловые (конференция); 
- имитационные (подражание телевизионным передачам); 
- драматические (спектакль, инсценировка). 

Педагогические обучающие, контролирующие, обобщающие игры имеют большие потенциальные возможности для биологического образования школьников. Для этого используются отдельные игровые элементы, приемы и развернутые игровые формы разной игровой методики. 

Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности. 
Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. 

Так при изучении темы « Увеличительные приборы « в 5 кл. в начале урока для создания проблемной ситуации можно прочитать письмо от Незнайки, в котором он просит ребят рассказать о приборах, помогающих рассмотреть мельчайшие объекты. На уроке « Строение растительной клетки» в 5 кл. обучающие сочиняют сказку о клетке. Независимо от возраста обучающиеся очень любят биологические КВН и турниры, отгадывать загадки

Игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответственности и взаимопомощи, способствует развитию коммуникативности, стимулирует развитие познавательного интереса. 
Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учиться применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения. Уроки проходит в непринужденной обстановке принося удовлетворение и ученикам и учителю.



Предварительный просмотр:

Артпедагогика на уроках словесности.

   Я, как учитель русского языка, очень часто задумываюсь над тем, почему ученики, даже идеально зная правила написания слов, их образования и употребления в речи, безграмотно пишут, неправильно говорят. Мы часто с горечью констатируем: нет чутья, дети не «чувствуют» язык. Значит, чтобы хорошо владеть речью, языком, недостаточно знать правила, язык надо чувствовать.

      А как этого добиться? Как добиться того, чтобы каждый ученик мог понять и правильно употребить слово?

       Ответ на этот вопрос я считаю для себя главным в своей педагогической деятельности. Что нужно сделать, чтобы найти этот ответ? Что изменить в преподавании? От чего отказаться, что взять за основу?

«Надо изучать новые педагогические технологии»,- часто слышим мы на педсоветах, заседаниях методобъединений.

Использование технологий, способствующих гармоничному развитию личности, позволяющих реализовать ее духовный и творческий потенциал является актуальной проблемой в системе общего образования. Применение междисциплинарных знаний и взаимосвязей в разработке педагогических технологий способствует реализации идей гуманистической педагогики. Одной из технологий является артпедагогика, включающая интеграцию предметов: театра, литературы, русского языка, искусства, музыки. 

Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства как классического и народного, так и современного.

Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции – воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям и даже взрослым справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Технология артпедагогики включает интеллектуальные и двигательные элементы во время проведения занятия. Интеллектуальные элементы: изучение учебного материала, работа с учебником, анализ художественного произведения, самостоятельная работа учащихся. Двигательные элементы: упражнения на чтение стихов, театральные инсценировки, танцевальная импровизация, пластические этюды под рифмованные тексты, игры под музыку и т.п.)

Артпедагогика является одним из видов технологий здоровьесбережения, поскольку способствует психологическому благополучию и повышает социальный статус учащихся. Применение артпедагогики в учебно-воспитательном процессе способствует активизации урочной и внеурочной деятельности школьников.

Фрагменты уроков с применением  приёмов артпедагогики.

1) Этап мотивации.

-Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами.Сегодня наш урок я хотела бы начать словами поэта Е. Евтушенко.

             Людей неинтересных в мире нет,

              Их судьбы, как истории планет,

              У каждой всё особое, своё,

              И нет планет, похожих на неё.

                                         Е.Евтушенко.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

( все люди разные и каждый интересен и неповторим по-своему)

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на сегодняшнем уроке.

Я произношу эти слова и вспоминаю о частях речи , столь не похожих между собой. Вот и сегодня мы поговорим об одной из них, о

деепричастии.

2)Фрагмент  творческой работы учащихся на обобщающем уроке русского языка по теме «Деепричастие».

Деепричастия, обладая энергией глагола и образной силой

наречия, придают художественному тексту особую выразительность.

Обратимся к картине Николая  Петровича Новикова -русского живописца, члена-корреспондента Академии художеств. Эта картина  выполнена в лубочной технике.

Словарная работа:

Лубок-

Лубочный стиль-

Лубочная техника-

Лубок- это своеобразная отрасль народного искусства. Картины, выполненные в  лубочной технике, отличаются простотой и доходчивостью образов, в картинах присутствуют яркие краски, нечётко прорисованные фигуры, это чаще всего сюжетные картины.

Какой сюжет изображён на полотне?

(Зимние забавы).

Именно так и называется эта картина.

- Итак, я предлагаю вам следующее задание:

Подберите  как можно больше деепричастий и деепричастных оборотов, которые помогут   вам описать эту картину.

Опорные слова и словосочетания: (запись в тетради)

Катаясь на коньках, прогуливаясь с собакой, мчась на лошадях, хлопая в ладоши, радуясь, веселясь, играя в снежки, радуясь прекрасной погоде, смеясь и веселясь от души, поддерживая друг друга, держась за руки,  скользя по гладкому льду, подняв руки .

- Молодцы, замечательно справились. Вот так незаметно мы подобрали рабочий материал, который станет основой вашей самостоятельной работы.

Составьте 2-3 предложения по картине.

1. Ребята, катаясь на коньках, радуются и веселятся.

2. Держась за руки, дети легко передвигаются по льду.

3) На этапе рефлексии можно   прочитать стихотворение Вадима Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче.

Но беднее стала речь

Дачи, джинсы, слайды, платья…

Ценам, цифрам-нет конца

Отвлечённые понятия

Улетучиваются.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь-людское чудо

Не скудела в наши дни.

Давайте откликнемся на призыв поэта, который обеспокоен угасанием устной словесности, Выпустим родные, меткие слова из толстых словарей, так как я   надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – деепричастие ,  и сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.

И для того, чтобы вы как можно чаще  использовали деепричастия в своей речи, делая ее богаче и выразительнее, я дарю вам на память о сегодняшнем уроке  словарики «Правописание деепричастий».

4) Фрагмент урока  литературы в 8 классе

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».  История создания произведения.

Жанровое своеобразие  Герои и их исторические прототипы.


Мы с вами продолжаем изучение повести А.С.Пушкина.

«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это имя – Александр Сергеевич Пушкин?

Запишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации и  представьте классу.

- Как видите, в ваших ассоциациях много общего, но есть у каждого нечто своё, связанное с Пушкиным.
Сегодня на уроке мыс вами начинаем изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Откройте тетради и запишите тему урока:
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».  История создания произведения.

Жанровое своеобразие.  Герои и их исторические прототипы».

 Исходя из темы урока, давайте спланируем свою деятельность,

- Сегодня на уроке мы узнаем историю создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а также узнаем, где побывал поэт, собирая сведения о своих героях. Познакомимся с содержанием первой главы повести.


- Вы уже прочитали эту повесть, поделитесь своими впечатлениями. Может, у кого-то уже появился любимый герой, запомнившиеся эпизоды. (Ответы)

Учитель. Ребята, вы не одиноки в своих размышлениях, послушайте, что писал В.Ф.Одоевский о своих впечатлениях после прочтения повести: «Капитанскую дочку» я читал два раза сряду… Савельич-чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всех жаль в повести. Пугачев чудесен, он нарисован мастерски…Я не мог ни на минуту оставить книгу, читая ее даже не как художник, но, стараясь быть просто читателем, добравшимся до повести».

Учитель. Думаю, что вы тоже с таким интересом читали повесть и она не оставила вас равнодушными.

Учитель. До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это – повесть или роман?  Как вы считаете ?

 «Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью. Толковый словарь Ожегова, Шведова  дает такое объяснение этим жанрам.

Роман - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями...

Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Вывод: «Капитанскую дочку» принято считать повестью. Даже сам Пушкин назвал её так. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме записок, но судьба героя тесно переплетена с историческими значимыми для страны и общества событиями. В повести  автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.


                                                             В « Капитанской дочке» А.С. Пушкина -

                                                               история  всей России 18 столетия

                                                                                                                           Д.С.Лихачёв( филолог, искусствовед, академик)

- Как вы понимаете слова Лихачёва?

- Русской литературе присущ историзм! ( События и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна)

А.С. Пушкин  осознавал, что перед ним задача -написать  историческое произведение, а история требует достоверности, фактологии.

Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени , о котором рассказал Пушкин в своей повести.

18 век – век царствования Екатерины 2, урождённой  Софии Фредерики Августы принцессы Ангальт – Цербской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина 2 пришла к власти, свергнув с престола Петра 3, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы становились могущественными вельможами.
Екатерина 2 правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы её правления расширилась территория государства.
Екатерина 2 была умна и образованна.

В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян.

Положение крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие ,нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр 3 появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                 Михеева Ю.В. учитель

                                                                                                 русского языка и литературы    

                                                                                                 МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное

                                                                                                 Советского района Саратовс-

                                                                                                  кой области.