Школа передового педагогического опыта 2014-2015 год.Заседание №4. «Семинарское занятие: «Арт-педагогика» в свете новых ФГОС на различных уроках

Бейбулатова Елена

В последние  десятилетия в большей мере складывается тенденция утраты духовности у молодого поколения. Интерпретация понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».  Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения  к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Искусство уникальным образом даёт преобразующую силу внутренним ресурсам человека. Таким образом артпедагогическая деятельность оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агеева В.Г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития

Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элементами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средствами интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации.

Речевые сценические игровые упражнения

Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину» Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш».

Упражнение на «освобождение» голоса «Орган» Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием. Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей.

Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается» Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.

 Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка».. Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы»...." 

Упражнение на автоматизацию звука («К») и четкое его произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо» Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге: Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (дети) Едет по катку пикап, (педагог) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку...." 

Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение»

Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении, постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово. Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т. д. Упражнение на интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение) Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью, давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния. 

Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают. Пальчиковый игротренинг «Дом на горе» Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая содержание действиями с пальцами, руками. На горе мы видим дом, (кисти сложили в «домик»)  Много зелени кругом. (поставили локти на стол) Вот деревья, вот кусты, (пальцы растопырили как «ветки») Вот душистые цветы, (собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сразу «раскрыли цветок»)  Окружают все забор. (указательным пальцем изображаем «забор») За забором — чистый двор. (поглаживаем ладошками стол) Мы ворота открываем, (разводим ладони в стороны) К дому быстро подбегаем, (пальцы «пробегают» по столу) В дверь стучимся: (стучат кулачками по столу) «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук. (ладошку приставить к уху) В гости к другу мы пришли (руки вытянуть вперед) И гостинцы принесли. (навстречу друг другу)

Упражнение «Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены) Дети (4—5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга

 Ролевая гимнастика «Маски» (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки).

 Итог занятия Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка

[Источник: http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM]  



Предварительный просмотр:

Артпедагогика в математике.

учитель математики I квалификационной категории Екушева Н.А. 

учитель математики I квалификационной категории Сейдалиева З.А.

Артпедагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).                    Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.                                              Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

Основными функциями артпедагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

В математике, как ни в какой другой науке находит выражение важнейший критерий научной красоты – единство в многообразии. При изучении математики использование методов, средств, технологий достаточно многообразно. Одним из новых направлений является применение артпедагогики.

На своих уроках применяем следующие методы артпедагогики:

  • Создание картин – наиболее характерен для детей старшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка. Данный метод удобно использовать, начиная с 6-го класса по теме «Симметрия». В 6-м, 7-м, 8-м классе это могут быть простые картины, содержащие один элемент, ярко отражающий симметрию (осевую, центральную, относительно точки). В 9-м классе учащиеся создают уже сюжетные картины, содержащие несколько элементов симметрии.
  • Построение объемных моделей из подручного материала – куб,пирамиды, призмы и т.д.
  • Аппликация ,создание плоскостных картин. Данный метод применим при изучении следующих тем: «Диаграммы», «Свойства геометрических фигур»
  • Словесные методы (рассказ, лекция, беседа о произведениях искусства, об истории их создания, об их творцах и др.). При изучении темы «Степень» (5 класс) у учащихся вызывает интерес  рассказ об истории возникновения шахмат и понятия степени числа.
  • Наглядные (исполнение художественных произведений, показ иллюстраций, рисунков, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры и т. д.). При изучении в 11 классе  темы «Производная», возможно применение музыкального произведения. Предлагается прослушать произведение и попытаться построить график производной согласно мелодии. По построенному графику  нужно описать свойства производной.

Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и на ее активное восприятие учащимися. Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения. Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но, и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик.

   



Предварительный просмотр:

Артпедагогика в образовательной деятельности.

Жуликова М.А., учитель начальных классов МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное

Советского района Саратовской области

          Артпедагогика – это самостоятельная отрасль педагогической науки,

изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами

искусства. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели

– помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой,

научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий

мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и

самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она

оперирует средствами искусства и художественно – творческой

деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а

дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую

специфическую направленность.

Артпедагогика подразумевает использование в образовательном

процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное

творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды

учебной и внеучебной деятельности.

Артпедагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое

мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в

коллективе.

Артпедагогические методики  в своей работе  я включаю в процесс обучения на

уроках изобразительного искусства или на уроках  технологии. На уроках

изобразительного искусства каждый урок, начиная с первого класса и до

последнего, включает  в себя те или иные артпедагогические методы.

Так, например, в самом начале урока в любом классе  я часто применяю

релаксирующие упражнения, которые помогают детям расслабиться, снять

напряжение, усталость и раздражение, получить необходимый настрой на

восприятие материала, на выполнение той или иной учебной и творческой

деятельности.

Примеры упражнений из практики работы.

Игры с бумагой и красками  (упражнения, используемые на «Изобразительном искусстве»)

Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобразными линиями.

 Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или старые обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

Крупный масштаб. Создать изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей). Необходимо иметь под рукой ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги, и полотенце.

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).

Работа с бумагой (коллаж). Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Без слов (упражнения, используемые на «Окружающем мире»)

Психогимнастика – это специальные упражнения, в которых участники общаются друг с другом без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики; учатся снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

 «Передай ритм по кругу». Вслед за одним из участников все остальные поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

«Передай движение по кругу». Один из участников начинает действие с воображаемым предметом. Стоящий с ним рядом продолжает это действие. Таким образом, воображаемый предмет (пушистый котенок, птенчик и др.) обходит весь круг.

«Передай чувство по кругу». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из детей передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив его содержание, но выразив с помощью собственных средств.

Упражнения на снятие психофизического напряжения. Состоят из простейших движений, например: «Я иду по воде», «Я иду по льду», «Я иду по горячему песку» и т.д.

Упражнения на изображение эмоций. Нужно изобразить радость, раздражение, обиду, сочувствие. Данные упражнения могут выполняться под музыку, которая поможет ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или будет служить фоном, усиливающим его эмоции и образные представления.

«Зеркало». Дети разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера (смотрят в зеркало). Можно играть в эту игру и группой.

«Разговор через стекло». Договориться друг с другом о чем-либо без слов, только с помощью жестов. Например: «На улице очень холодно, а я забыл надеть шапку. Принеси ее, пожалуйста», «Принеси мне стакан сока, я хочу пить».

Поступки книжного героя (упражнения, используемые на «Литературном чтении»)

Чтение помогает ребенку осмыслить особенности поведения, приводящие к конфликтным ситуациям, совершенные ошибки и связанные с ними проблемы. Те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства, направляют их по новому, позитивному руслу, к новым целям. Для детей  подбираю книги исходя из имеющихся у них личностных или поведенческих проблем. После прочтения и обсуждения книги прошу детей нарисовать героев книги, изобразить место действия и пр. Также можно предложить продолжить произведение, придумать другой конец рассказу, разыграть его по ролям, обсудить положительные и отрицательные поступки действующих лиц произведения.

Ссписок литературы,  используемой  в работе над такими распространенными поведенческими проблемами младших школьников, как агрессия и страх.

Агрессия

Зощенко М.М. Елка / М.М. Зощенко // Избранные рассказы для детей. – М.: Детская литература, 1989. – С. 97–102.

Осеева В.А. Рыжий кот / В.А. Осеева // Волшебное слово: Рассказы. – М.: Детская литература, 1988. – 32 с.

Панфилова М.А. Грубые слова / М.А. Панфилова // Лесная школа. – М., 2002. – С. 83–85.

Пермяк Е. Самое страшное (любое издание).

Страх

Биссет Дональд. Про малютку автобус, который боялся темноты / Синицына Е. // Умные сказки: Популярное пособие для родителей, гувернеров, воспитателей. – М.: Лист, 1999. – С. 20–22.

Зощенко М.М.Трусишка Вася. Самое главное / М.М. Зощенко // Избранные рассказы для детей. – М.: Детская литература, 1989. – С. 61–69.

Пантелеев Л. Трус / Л.Пантелеев // Честное слово: Рассказы. – М.: Детская литература, 1980. – 32 с.

Ушинский К.Д. Трусливый Ваня / К.Д. Ушинский // Рассказы и сказки. – М.: Детская литература, 1987. – 159 с.

Панфилова М.А. Смешные страхи / М.А. Панфилова // Лесная школа. М., 2002. – С. 9–11.

Бианки В. Аришка-трусишка (любое издание).

У страха глаза велики: Русская народная сказка.

          В  2014-2015 учебном году  во внеурочной деятельности  осуществляется работа кружка «Театр и мы».

Вот  пример упражнений  с использованием артпедагогических технологий на занятиях кружка.

Проигрывание детских сказок, басен позволяет детям научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от настольного тенниса или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные персонажи или различные выражения лиц. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Плоскостные куклы. Представляют собой модель куклы, вырезанной из плотного картона. Руки куклы крепятся на шарнирах и свободно двигаются. Кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Важно, чтобы куклы вызывали у детей положительные эмоции, желание работать с ними. Дети  сами изготавливают куклы  на уроках труда.

Приведенные выше игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоциональной напряженности, используются мною также в различных ситуациях:

-на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира;

-на любых других уроках в оставшееся время;

-в качестве отдыха или разгрузки как на самом уроке, так и на переменах;

-в группе продленного дня;

-в начале или конце четверти или учебного года как способ особым образом отметить это событие.



Предварительный просмотр:

                Саблина  Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность(музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты педагогического процесса средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка

                Цели арт-педагогики: поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию. Именно интерес ребёнка к самому себе и к тому, что его непосредственно окружает, является одним из самых мощным фактором мотивации. Для поддержания интереса и мотивации к саморазвитию средствами изобразительного искусства в учебном процессе мы используем межпредметные связи.

             Согласно программе по ИЗО  данное направление проходит сквозь все темы учебного предмета. С использованием арт-педагогики процесс обучения становится более качественным и эффективным. Обучающийся чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков. Это способствует успешной реализации детей в социуме. Например: дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге. Программа по изобразительному искусству включает задания по лепке и конструированию. Изучая наследие дымковских мастеров на уроке труда ребята сначала лепят  игрушку из соленого теста, а затем на уроке изобразительного искусства её расписывают. Очень нравятся детям коллективные работы по составлению панно, где каждый выполняет своё  задание, а в результате получается общий продукт.

      Аналогичная работа проводится и на уроках литературного чтения. Эти же учебные задачи ставят перед школьниками при создании ими коллективной работы по мотивам этого произведения (декоративное панно в технике коллажа).  Детям предлагается сделать иллюстрацию к прочитанному  произведению  или нарисовать наиболее полюбившегося героя и охарактеризовать его. Часто использую на уроках литературы прием театрализации сказки или рассказа. Дети с удовольствием играют роли выбранных персонажей, что позволяет не только повысить интерес к чтению, но и проявить свое творчество. Возникающие при этом содержательные линии повышают эффективность урока, способствуют созданию необходимой эмоциональной атмосферы и пониманию общности языка разных видов искусства.

Чтение помогает ребенку осмыслить особенности поведения, приводящие к конфликтным ситуациям, совершенные ошибки и связанные с ними проблемы. Те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собствев и представлений, заментревожные мысли и чувства, направляют их по новому, позитивному рем. После прочтения и обсуждения книги можно попросить детей нарисовать героевобразить место действия и пр. Также можно предложить продолжить произведение, придумать другой конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение артпедагогики на уроках физики Бейбулатова Е.А. учитель физики МБОУ СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области

Слайд 2

Использование литературных произведений 1.Описание природы для изучения тепловых явлений. 2. Описание путешествия какого либо персонажа для изучения механических явлений. 3. Описание действий производимых персонажем для изучения механической работы, мощности. 4. Описание путешествия какого либо персонажа для изучения относительности движения...

Слайд 3

Использование сказок 1. Для анализа действий сказочных персонажей. 2. Для анализа явлений происходящих в сказке. 3. Для анализа принципа работы различных механизмов...

Слайд 6

Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, То остановились Сначала – блеск, За блеском – треск, За треском - плеск

Слайд 7

Пословица№1 Снег – одеяло для пшеницы. Пословица№2 Быстро нагреется – быстро остынет. Пословица№3 Одним факелом моря не нагреть. Пословица№4 Как не горяча вода, она не спалит дома.

Слайд 8

СКАЗКА на физический лад Было у купца три дочери-красавицы. И пришло время выдавать их замуж. Приглянулась одному из молодцев младшая дочь. Но было принято так, что младшая не может выйти замуж раньше старших. Долго думал юноша, как ему перехитрить купца и вот что он придумал. Посватался он и поставил условие, что замуж он возьмет ту, у которой раньше вскипит вода в кастрюле. Все три дочери налили в кастрюли равное количество воды и поставили на огонь. Раньше вода вскипела у младшей из дочерей и молодые сыграли свадьбу». Как вы думаете, почему так получилось?



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЭЛЕМЕНТОВ АРТ - ТЕХНОЛОГИИ

       Внедрение  в  практику  преподавания  географии элементов  арт-технологии, - формируют у обучающихся средства представления географического образа территории, что является главным в географии при формировании метапредметных компетентностей (умений  работать  с  информацией, стремление  к  самообразованию  и  самоорганизации  обучающихся)  и делает  процесс обучения  интересным, повышает  у обучающихся  духовно-нравственную  культуру. Следовательно,   можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами воспитательной работы: 1) практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);  2) арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания; 3)  в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.

 

Этапы реализации  арт-технологии  на уроке  

Этапы урока

методы и приемы

1. Осознание темы урока

( формулирование, принятие)

Метод проблемного изложения

через  приемы:

а) интригующего описания учителем излагаемого объекта;

б) музыкальный;

в) фольклорный;

г) настроение.

2.Этап  целеполагания

(построение гипотезы в  соответствии с темой  и целью урока)

метод:

проблемно-диалоговый;

прием:

поиск скрытых узловых звеньев, рассуждения;

  1. 3.Обсуждение, осмысление  новых информационных модулей

метод:

а) частично-поисковый;

в) исследование;

прием:

а) обобщение фактов;

б) фольклорный;

в) литературное творчество.

4.Этап реализации

метод:

а) частично-поисковый;

б) проблемно-диалоговый;

в) проектирование.

прием:

а) литературное творчество;

б) художественное творчество;

в) декупаж;

г) коллажирование.

  1. 5.Обсуждение и получение результатов. Рефлексия.

метод:

а) импровизация;

б) игра.

прием:

а) афиширование;

б) резюмирование.

                  Таким образом,    основой  арт-технологии   являются  активные  методы  и  приемы  обучения.                                                                                                                                                                                                                  

Методы  и  приемы, используемые   в  технологии.

                   Коллажирование.    Достоинство    метода   заключается  в  том,  что  он  не  требует  у  обучающихся  напряжения,   связанного  с отсутствием  художественных  навыков.  Более  того,  процесс  составления  коллажа  часто  оказывается  достаточно  увлекательным.  Активная   деятельность  и  творчество  способствуют  расслаблению,  снятию напряженности  у  детей.  Главное  в  коллаже – возможность  выразить  свои  идеи,  свой  взгляд  и  свое  понимание  темы.  И даже те участники,  которые  взялись  выполнять  задание с нежеланием,  постепенно  начинают  увлекаться  процессом  и получать  от  него  удовольствие.  В  9 классе   при изучении    темы    «Народные  промыслы   Центральной России». Обучающиеся предварительно  получают  задания  по  различным  видам  промыслов (сообщения, презентации, видеоролики, рисунки), во  время  изучения  темы защищают  свой  проект и  составляют  коллаж.  Данный прием  зарекомендовал  себя  достаточно  эффективно, т.к. дает раскрыть творческие возможности обучающихся,  опирается     на положительные  эмоциональные переживания, связанные  с  процессом  творчества. Эта техника позволяет каждому  получить успешный результат и  развивает  личностную  компетентность (творческие способности  и  таланты).                                                                                                   

                    Настроение. Суть приема  состоит  в  том,  что  необходимо нарисовать, как может выглядеть    настроение в виде абстрактного сюжета - линий, цветовых пятен, разнообразных фигур, представление контуров материков. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как   хочется, в полном соответствии с  настроением.  Ребенку необходимо  перенести  свой стресс или тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть"  все  полностью,  до конца.   Данный  прием  лучше проводить   в два этапа        (лучше всего в начале урока и в  конце – этап рефлексии). Узнать,  с каким настроением  ребенок пришел на урок,   и  с  какими  эмоциями  его покинет. Данный приём учебной деятельности, формирует образ территории. Работа с картой – это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая свои собственные ассоциации, используя «дары географической карты». Знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея её перед собой, изображение территории того или иного государства, региона, включая размер, конфигурацию границ, а  также  соседние государства.  Это выражается в умении    начертить схематично карту региона.                                                                                                                                              

                     Декупаж.  Прием хорош   в плане оптимизации отношения к жизни, особенно в конце четверти, года или в предпраздничные дни, в конце изучения большой темы, например в 7 классе – обобщение по теме «Южные материки»,  когда    у  ребят  наблюдается  усталость.  Педагог  может  помочь снять     напряжение “подпитаться” положительной энергией и созидательно поработать над своей проблемой  своими руками. Для этого   всегда   найдется  клей,  маркеры,  ватманы, цветная бумага   и  т.д.  Цель - добиться эффекта, положительно влияющего на  эмоциональную  сферу  ребенка. Благодаря такому приёму  формируется  положительный образ территории у обучающихся.  

                   Музыкальный прием.   Прием    может  применяться   на  любом этапе урока.    Использование музыки представляется  целесообразным ещё и потому, что она   не  только   влияет  на  эмоциональный  фон обучающегося,  но и снимает   нервное  напряжение, улучшает работу сердечно - сосудистой системы, снижает    давление, нормализует работу кишечника и т.д.  На уроках географии,  возможно  использовать разнообразную музыку. Особенно во время выполнения практической работы с картами,  работы в рабочих тетрадях, во время физкультминуток.  Особенно хороша классическая музыка, таких выдающихся композиторов,  как  П.И. Чайковский, особенно его «Времена года», а так же  «Времена года»,  венецианского композитора Антонио Вивальди.  Особенно удачно эти произведения   использовать на уроках «Климат», «Погода», чтобы сильнее передать ассоциации, которые возникают у ребёнка при воображении того или иного типа погоды.    

                   Фольклорный прием    открывает  широкий простор  как  для  регуляции межличностного  общения  в классе,  так  и  для  раскрытия    творческих  способностей  личности.  Особенно  ценно  то,  что  средства фольклора  помогают  развивать  духовно-нравственные  ценности  и  идеалы  личности.       Немаловажным для  эффективности  процесса  обучения  становится  умение  правильно  выбрать  технологические  приемы,  удачно  комбинировать их  в  рамки  уже  знакомых  традиционных  форм  урока.                                                                                            

                   Приведу  пример  фрагмента урока  географии в 6 классе  по  теме     «Погода»  с  использованием   малых стихотворных  форм - синквейна.

                    На  подготовительном  этапе  педагог  задает  творческую  проблему.                                                                        Учитель:  Ребята, можно  ли  прогноз  погоды  передать  в  стихах? Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем   описывать погоду  в стихах  в  форме  синквейна.  Учитель объясняет правила  сочинения малых стихотворных форм, ребята выполняют                                                предложенное  им  задание и демонстрируют  ответы. Ответ обучающихся:                                                                                                            

Погода дождливая, скучная                                                                                                                                         огорчает,   удивляет, засыпает                                                                                                      Меняется днем и ночью-                                                                                                              Состояние тропосферы.

                     В результате занятия у детей  возникло  ощущение интеллектуального приобретения.    Дети  не  только     познакомились с малыми  стихотворными  формами,   но  и  попробовали  себя  в  написании синквейнов.                                                                          

                   Два  подхода к реализации технологии выполнены: обогащение субъективного опыта, развитие личности и  ее творческого потенциала.   Главное, что  образовательная  цель  выполнена.  

                          Литературное  творчество  помогает  обучающимся   развивать личностную  компетентность  (развитие  индивидуальных  способностей  и  талантов), а также образ территории. 

                    Например, при  изучении темы «Байкал- жемчужина  Сибири»  в 8 классе, постепенно подводя  обучающихся к  проблеме,  учитель  использует  музыкальный  прием   арт-технологии: воспроизводится  запись      фрагмента    русской песни  «Славное  море,  священный  Байкал

                             Славное море - священный Байкал,
                           Славный корабль -
омулевая бочка.
                           Эй, б
аргузин, пошевеливай вал,
                           Молодцу плыть недалечко.          
После прослушивания песни, обучающиеся  самостоятельно выделяют и объясняют     смысл слов из текста песни, касающихся темы:                                                                                                                             

          Вопрос: Почему оз. Байкал   автор   песни  называет  морем?                                                  

               Ответ: Местные  жители  так называют  Байкал.                                                                                          

       В: Как вы понимаете выражение «омулевая  бочка»?

       О: Омулевая -   знаменитый  байкальский омуль небольшая   рыбка длиной 30-40 см.

       В: Почему  бочка?  

       О: Омуль   имеет  промысловое  значение.                                                                                                

        У: Баргузин - северо-восточный  ветер  и река, Баргузинский хребет.                                  

Метод - проблемно-диалоговый. Форма работы  - самостоятельная.

                   Использование  музыкального  приема  позволяет   изменить эмоциональное  состояние обучающихся,  что  повышает  мотивацию  обучения,  следовательно,  развивает  информационную   компетентность.                                                                                                                    

                   При изучении природных  зон  используется    литературное  творчество. Обучающимся предлагается  выполнить  творческое задание «Степь как море»,  на основе литературного произведения И.З.Сурикова  (Стихотворение «Степь», с использованием  компьютерной  презентации «Степь», репродукции картин Куинджи А.И. «Степь» и   Айвазовского И. «Чёрное море». Внимательно прослушайте стихотворение «Степь» известного русского поэта И.З. Сурикова и выполните следующие задания:

  • выделите ключевые слова, метафоры, наиболее ярко отражающие особенности степной зоны нашей страны; 
  • используя  выделенные метафоры, составьте описание природной зоны;
  • внимательно рассмотрите  представленные репродукции и ответьте на вопрос: почему поэт сравнивает степь с морем?

Степь

Едешь, едешь,

-степь да небо,

Точно нет им края;

И стоит вверху,

над степью,

тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет;

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь,

 - как шальные

Кони мчатся степью;

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут

 перед глазами

Две – три старых ивы,-

И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь,

степь да небо,

Степь, всё степь,

 как море;

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

И.З. Суриков

Описание – метафоры, выделенные обучающимися из стихотворения

Комментарии обучающихся

описание степной зоны

степь да небо

Бескрайние просторы; видно  горизонт; степь сливается  с небом

нестерпимою жарою воздух так и пышет

Лето здесь значительно жарче и суше, чем в лесной зоне. Степи располагаются южнее зоны лесов.

шумит трава густая

Преобладающая  растительность – разнообразные травы.

промелькнут перед глазами две – три старых ивы

Деревьев мало. Они могут встречаться  редко, так как  преобладает травянистая растительность.

ветра переливы

В степи может дуть сухой жаркий ветер.

                 Или ещё  один  из  примеров – сочинение . «Один день  в  экваториальном  лесу». Обучающиеся по тексту параграфа   и  других источников  информации   (атласы  с иллюстрациями,  учебные  картины  и др.) составляют  план  и  работают над сочинением.    На  данном  уроке  показан прием  работы  с  информацией: её  осмысление,  отбор,    моделирование  из  самостоятельно сконструированных  блоков  информации  нового  качества.    Результатом  работы  с  источником  информации   может,  станет  план:                

                 1. Виртуальное путешествие в экваториальный лес.

                 2. Деревья-великаны.

                 3. В сказке «Двенадцать месяцев».

                 4. Усталость от влажности воздуха.

                 5. Пора  домой.                                                                                                                                                                

                 По  составленному плану дети пишут сочинение. Пример  одного  из таких  сочинений.

            …Войдя в лес, я стала пробираться сквозь густую чащу. Мне показалось, что я отрезана от света и солнца, нахожусь в сумерках. Меня окружили огромные колоннообразные стволы деревьев-великанов. Гигантские лианы обвивали древесные стволы, взбирались по ним удивительными извивами, тянулись, как снасти парусного корабля, от одной кроны к другой. Небольшие растения-паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромных деревьев.    В лесу повсюду валялись покрытые мхами стволы упавших деревьев, гниющая листва.

                 Я шла все дальше и дальше. И вдруг мне показалось, что я попала в сказку «Двенадцать месяцев»: одни деревья были оголенные наполовину, вторые – совершенно без листвы, рядом третьи – в полном цвету, а четвертое уже усыпано зрелыми плодами. Все времена года будто хозяйничали в этом лесу.  

                Прогуливаясь по экваториальному лесу, я почувствовала себя очень усталой от влажности воздуха, звуков непрерывного падения капель с гигантских деревьев.    День клонился к вечеру. Я подумала: «Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи!»  Да и ночевать на   земле опасно: в экваториальных лесах обитает множество хищников, да и просто крупных животных. Мне бы не хотелось встретиться с одним из них. Пора домой. До свиданья, экваториальный лес!                                                                                                                      

                  На уроке   в 6 классе по  теме  «Волны в океане»,  можно провести  беседу  по картине «Девятый вал»    Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури.  Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией.    Количество  репродукций  должно быть минимальным, лучше позаботиться о том, чтобы они оставили в душах и сердцах детей яркое эмоциональное впечатление, запомнились, побудили к творчеству.  И  домашнее  задание на  таких  уроках тоже  творческое: краткое  описание впечатлений  о картине Айвазовского.

                    Использование  художественного  приема   позволяет формировать  у  обучающихся   ключевые  компетентности:  познавательные,  личностные,  самообразовательные

                  При изучении темы  «Русская  равнина»  в  8 классе,  объясняя  новый  материал, останавливаюсь   на  художественном  образе    равнины, запечатленном  в живописи русских  художников. (Предварительно  ребята  получают  задания-сообщения  о  картинах  и    художниках  Шишкине И.И., Левитане  И.И. и  др.)  Сначала  обучающиеся описывают картины художников, делятся впечатлениями,   именно,   умением   видеть  красоту  родной  природы,  а  это лишь  дается  человеку  с глубоким духовно-нравственным чувством, которое  также  воспитывает арт-технология.  Затем  заслушиваем  детей, заранее подготовленных  о том, что  именно хотел показать художник  в  своем  произведении. В результате использования произведений живописи,  на уроках   географии,    обучающиеся  свои доклады, сообщения часто сопровождают рисунками.  К концу учебного года в кабинете проводится выставка творческих работ,  которая вызывает большой интерес учителей,  детей   и родителей.  Наиболее интересные работы хранятся в кабинете в особой папке «Творческие работы обучающихся по географии».                                                                                                          

                  Здесь приведены   только  несколько  примеров  использования   элементов арт-технологии на  уроках географии. Немаловажное значение имеет данная технология для формирования метапредметных компетенций во внеурочной деятельности. В основе этой деятельности лежит применение творческих заданий, которые получают ребята на занятиях кружка, факультативах, консультациях.  Творческие задания  вызывают живой интерес                       у ребёнка, тем самым он постепенно увлекается одной из самых интереснейших  наук – географией, которое  в дальнейшем позволяет ему принимать участие в различных видах олимпиад и конкурсах.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Н.Г.Гармашова,

 преподаватель музыки

Данный опыт работы сложился на базе МБОУ- СОШ№1, в которой я преподаю музыку в 1-9 классах, а также веду кружковую работу как педагог дополнительного образования. 
Работать в данном направлении меня побудил мой предыдущий опыт, а именно работа над темами: 
1. « Использование фольклорных традиций казаков на уроках музыки и внеклассной деятельности школьников». 
2.»Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках музыки». 
3. «Использование изобразительной арт-педагогики».
                      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для этого представляют современные арт-педагогические технологии и приемы, которые позволяют: 
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; 
- изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя любовь к музыке через искусство; 
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. 
Теоретическая база моего опыта опирается на работы педагогов-практиков: 
Андерсен-Уоррен М. « Драмотерапия»; Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы атр-терапии»; Брюкнер Ю., Медераке И. «Музыкатерапия для детей»; Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии» и др.

            Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение, что преподавание предметов искусства - это своеобразное здоровьесберегающее воздействие с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования. 

                Музыкальную арт-педагогику использую в процессе слушания музыки и музицирования. Она основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. С помощью музыки я обучаю ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой индивидуальности. 
             Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. 
            Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей. 
             Детская речевая интонация весьма своеобразна. Их речь театральна. Она изобилует неожиданными гиперболизированными подчерками, ударениями, упругим ритмом. У детей до 11 лет голосовые связки только формируются. 
1. Серия звуков «Тканевая вибрация» 
1. Звук «ев» - при насморке. Слово «ветер» позавывать, как ветер – в - в - в «слово» «в-в-в-в-в- ветер». 
2. Звук «з - з - з» (летящий комар, летает и кусает; прижать ладонь к горлу, чувствуя вибрацию, применять когда болит горло). Изображать насекомое, помахивая руками (крылышками), согнув в локтях, летать по залу, произнося звук и носиком покалывая кого догонят. 
3. Летит жук - «ж - ж - ж» (приложите ладонь к груди и почувствуете мощный звук. Если у вас появится кашель, чаще произносить этот звук. При произношении звука дети могут встать спиной к стене, во время пения можно поставить кулачки в бока и шевелить локтями, как крыльями). 
4. Звук «н» - положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н». Это помогает снимать головную и зубную боль. 
5. Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама» (от живота). 
6. Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р». 
Представьте старый трактор на поле, все у него трясется и болтается. «Тр- тр - тр - тр» - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р». 
       В дыхательную арт-педагогику, включаю игру на игрушечных музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, что позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание - это синоним жизни.

        Методы погружения в эпоху, эмоциональной драматургии, театрализации и драматизации основаны на фиксировании учащимся собственных переживаний, ощущений, отношений к звучащим произведениям, образам, так как рассказы о жизни выдающихся композиторов и, что особенно важно, об особенностях их личностного склада, тех трудностях, с которыми они сталкивались в жизни, помогает отыскать определенные связи между собой, личностью композитора и той музыкой, которую он создал.

              Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает школьника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

              Слушание музыки применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г. В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

          Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках  культуры русского народа и, в частности, казаков.  музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.). 
Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик. 
Традиционные свойства фольклора - коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность - открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности. 
          Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения. 
Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную «окраску». Они сопровождали каждого от рождения и до самых последних дней: колыбельные, игровые, шуточные, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, свадебные, солдатские, песни-плачи, исторические и др. Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времен. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), веселыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине. 



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЭЛЕМЕНТОВ АРТ - ТЕХНОЛОГИИ

       Внедрение  в  практику  преподавания  географии элементов  арт-технологии, - формируют у обучающихся средства представления географического образа территории, что является главным в географии при формировании метапредметных компетентностей (умений  работать  с  информацией, стремление  к  самообразованию  и  самоорганизации  обучающихся)  и делает  процесс обучения  интересным, повышает  у обучающихся  духовно-нравственную  культуру. Следовательно,   можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами воспитательной работы: 1) практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);  2) арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания; 3)  в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.

 

Этапы реализации  арт-технологии  на уроке  

Этапы урока

методы и приемы

1. Осознание темы урока

( формулирование, принятие)

Метод проблемного изложения

через  приемы:

а) интригующего описания учителем излагаемого объекта;

б) музыкальный;

в) фольклорный;

г) настроение.

2.Этап  целеполагания

(построение гипотезы в  соответствии с темой  и целью урока)

метод:

проблемно-диалоговый;

прием:

поиск скрытых узловых звеньев, рассуждения;

  1. 3.Обсуждение, осмысление  новых информационных модулей

метод:

а) частично-поисковый;

в) исследование;

прием:

а) обобщение фактов;

б) фольклорный;

в) литературное творчество.

4.Этап реализации

метод:

а) частично-поисковый;

б) проблемно-диалоговый;

в) проектирование.

прием:

а) литературное творчество;

б) художественное творчество;

в) декупаж;

г) коллажирование.

  1. 5.Обсуждение и получение результатов. Рефлексия.

метод:

а) импровизация;

б) игра.

прием:

а) афиширование;

б) резюмирование.

                  Таким образом,    основой  арт-технологии   являются  активные  методы  и  приемы  обучения.                                                                                                                                                                                                                  

Методы  и  приемы, используемые   в  технологии.

                   Коллажирование.    Достоинство    метода   заключается  в  том,  что  он  не  требует  у  обучающихся  напряжения,   связанного  с отсутствием  художественных  навыков.  Более  того,  процесс  составления  коллажа  часто  оказывается  достаточно  увлекательным.  Активная   деятельность  и  творчество  способствуют  расслаблению,  снятию напряженности  у  детей.  Главное  в  коллаже – возможность  выразить  свои  идеи,  свой  взгляд  и  свое  понимание  темы.  И даже те участники,  которые  взялись  выполнять  задание с нежеланием,  постепенно  начинают  увлекаться  процессом  и получать  от  него  удовольствие.  В  9 классе   при изучении    темы    «Народные  промыслы   Центральной России». Обучающиеся предварительно  получают  задания  по  различным  видам  промыслов (сообщения, презентации, видеоролики, рисунки), во  время  изучения  темы защищают  свой  проект и  составляют  коллаж.  Данный прием  зарекомендовал  себя  достаточно  эффективно, т.к. дает раскрыть творческие возможности обучающихся,  опирается     на положительные  эмоциональные переживания, связанные  с  процессом  творчества. Эта техника позволяет каждому  получить успешный результат и  развивает  личностную  компетентность (творческие способности  и  таланты).                                                                                                   

                    Настроение. Суть приема  состоит  в  том,  что  необходимо нарисовать, как может выглядеть    настроение в виде абстрактного сюжета - линий, цветовых пятен, разнообразных фигур, представление контуров материков. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как   хочется, в полном соответствии с  настроением.  Ребенку необходимо  перенести  свой стресс или тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть"  все  полностью,  до конца.   Данный  прием  лучше проводить   в два этапа        (лучше всего в начале урока и в  конце – этап рефлексии). Узнать,  с каким настроением  ребенок пришел на урок,   и  с  какими  эмоциями  его покинет. Данный приём учебной деятельности, формирует образ территории. Работа с картой – это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая свои собственные ассоциации, используя «дары географической карты». Знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея её перед собой, изображение территории того или иного государства, региона, включая размер, конфигурацию границ, а  также  соседние государства.  Это выражается в умении    начертить схематично карту региона.                                                                                                                                              

                     Декупаж.  Прием хорош   в плане оптимизации отношения к жизни, особенно в конце четверти, года или в предпраздничные дни, в конце изучения большой темы, например в 7 классе – обобщение по теме «Южные материки»,  когда    у  ребят  наблюдается  усталость.  Педагог  может  помочь снять     напряжение “подпитаться” положительной энергией и созидательно поработать над своей проблемой  своими руками. Для этого   всегда   найдется  клей,  маркеры,  ватманы, цветная бумага   и  т.д.  Цель - добиться эффекта, положительно влияющего на  эмоциональную  сферу  ребенка. Благодаря такому приёму  формируется  положительный образ территории у обучающихся.  

                   Музыкальный прием.   Прием    может  применяться   на  любом этапе урока.    Использование музыки представляется  целесообразным ещё и потому, что она   не  только   влияет  на  эмоциональный  фон обучающегося,  но и снимает   нервное  напряжение, улучшает работу сердечно - сосудистой системы, снижает    давление, нормализует работу кишечника и т.д.  На уроках географии,  возможно  использовать разнообразную музыку. Особенно во время выполнения практической работы с картами,  работы в рабочих тетрадях, во время физкультминуток.  Особенно хороша классическая музыка, таких выдающихся композиторов,  как  П.И. Чайковский, особенно его «Времена года», а так же  «Времена года»,  венецианского композитора Антонио Вивальди.  Особенно удачно эти произведения   использовать на уроках «Климат», «Погода», чтобы сильнее передать ассоциации, которые возникают у ребёнка при воображении того или иного типа погоды.    

                   Фольклорный прием    открывает  широкий простор  как  для  регуляции межличностного  общения  в классе,  так  и  для  раскрытия    творческих  способностей  личности.  Особенно  ценно  то,  что  средства фольклора  помогают  развивать  духовно-нравственные  ценности  и  идеалы  личности.       Немаловажным для  эффективности  процесса  обучения  становится  умение  правильно  выбрать  технологические  приемы,  удачно  комбинировать их  в  рамки  уже  знакомых  традиционных  форм  урока.                                                                                            

                   Приведу  пример  фрагмента урока  географии в 6 классе  по  теме     «Погода»  с  использованием   малых стихотворных  форм - синквейна.

                    На  подготовительном  этапе  педагог  задает  творческую  проблему.                                                                        Учитель:  Ребята, можно  ли  прогноз  погоды  передать  в  стихах? Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем   описывать погоду  в стихах  в  форме  синквейна.  Учитель объясняет правила  сочинения малых стихотворных форм, ребята выполняют                                                предложенное  им  задание и демонстрируют  ответы. Ответ обучающихся:                                                                                                            

Погода дождливая, скучная                                                                                                                                         огорчает,   удивляет, засыпает                                                                                                      Меняется днем и ночью-                                                                                                              Состояние тропосферы.

                     В результате занятия у детей  возникло  ощущение интеллектуального приобретения.    Дети  не  только     познакомились с малыми  стихотворными  формами,   но  и  попробовали  себя  в  написании синквейнов.                                                                          

                   Два  подхода к реализации технологии выполнены: обогащение субъективного опыта, развитие личности и  ее творческого потенциала.   Главное, что  образовательная  цель  выполнена.  

                          Литературное  творчество  помогает  обучающимся   развивать личностную  компетентность  (развитие  индивидуальных  способностей  и  талантов), а также образ территории. 

                    Например, при  изучении темы «Байкал- жемчужина  Сибири»  в 8 классе, постепенно подводя  обучающихся к  проблеме,  учитель  использует  музыкальный  прием   арт-технологии: воспроизводится  запись      фрагмента    русской песни  «Славное  море,  священный  Байкал

                             Славное море - священный Байкал,
                           Славный корабль -
омулевая бочка.
                           Эй, б
аргузин, пошевеливай вал,
                           Молодцу плыть недалечко.          
После прослушивания песни, обучающиеся  самостоятельно выделяют и объясняют     смысл слов из текста песни, касающихся темы:                                                                                                                             

          Вопрос: Почему оз. Байкал   автор   песни  называет  морем?                                                  

               Ответ: Местные  жители  так называют  Байкал.                                                                                          

       В: Как вы понимаете выражение «омулевая  бочка»?

       О: Омулевая -   знаменитый  байкальский омуль небольшая   рыбка длиной 30-40 см.

       В: Почему  бочка?  

       О: Омуль   имеет  промысловое  значение.                                                                                                

        У: Баргузин - северо-восточный  ветер  и река, Баргузинский хребет.                                  

Метод - проблемно-диалоговый. Форма работы  - самостоятельная.

                   Использование  музыкального  приема  позволяет   изменить эмоциональное  состояние обучающихся,  что  повышает  мотивацию  обучения,  следовательно,  развивает  информационную   компетентность.                                                                                                                    

                   При изучении природных  зон  используется    литературное  творчество. Обучающимся предлагается  выполнить  творческое задание «Степь как море»,  на основе литературного произведения И.З.Сурикова  (Стихотворение «Степь», с использованием  компьютерной  презентации «Степь», репродукции картин Куинджи А.И. «Степь» и   Айвазовского И. «Чёрное море». Внимательно прослушайте стихотворение «Степь» известного русского поэта И.З. Сурикова и выполните следующие задания:

  • выделите ключевые слова, метафоры, наиболее ярко отражающие особенности степной зоны нашей страны; 
  • используя  выделенные метафоры, составьте описание природной зоны;
  • внимательно рассмотрите  представленные репродукции и ответьте на вопрос: почему поэт сравнивает степь с морем?

Степь

Едешь, едешь,

-степь да небо,

Точно нет им края;

И стоит вверху,

над степью,

тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет;

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь,

 - как шальные

Кони мчатся степью;

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут

 перед глазами

Две – три старых ивы,-

И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь,

степь да небо,

Степь, всё степь,

 как море;

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

И.З. Суриков

Описание – метафоры, выделенные обучающимися из стихотворения

Комментарии обучающихся

описание степной зоны

степь да небо

Бескрайние просторы; видно  горизонт; степь сливается  с небом

нестерпимою жарою воздух так и пышет

Лето здесь значительно жарче и суше, чем в лесной зоне. Степи располагаются южнее зоны лесов.

шумит трава густая

Преобладающая  растительность – разнообразные травы.

промелькнут перед глазами две – три старых ивы

Деревьев мало. Они могут встречаться  редко, так как  преобладает травянистая растительность.

ветра переливы

В степи может дуть сухой жаркий ветер.

                 Или ещё  один  из  примеров – сочинение . «Один день  в  экваториальном  лесу». Обучающиеся по тексту параграфа   и  других источников  информации   (атласы  с иллюстрациями,  учебные  картины  и др.) составляют  план  и  работают над сочинением.    На  данном  уроке  показан прием  работы  с  информацией: её  осмысление,  отбор,    моделирование  из  самостоятельно сконструированных  блоков  информации  нового  качества.    Результатом  работы  с  источником  информации   может,  станет  план:                

                 1. Виртуальное путешествие в экваториальный лес.

                 2. Деревья-великаны.

                 3. В сказке «Двенадцать месяцев».

                 4. Усталость от влажности воздуха.

                 5. Пора  домой.                                                                                                                                                                

                 По  составленному плану дети пишут сочинение. Пример  одного  из таких  сочинений.

            …Войдя в лес, я стала пробираться сквозь густую чащу. Мне показалось, что я отрезана от света и солнца, нахожусь в сумерках. Меня окружили огромные колоннообразные стволы деревьев-великанов. Гигантские лианы обвивали древесные стволы, взбирались по ним удивительными извивами, тянулись, как снасти парусного корабля, от одной кроны к другой. Небольшие растения-паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромных деревьев.    В лесу повсюду валялись покрытые мхами стволы упавших деревьев, гниющая листва.

                 Я шла все дальше и дальше. И вдруг мне показалось, что я попала в сказку «Двенадцать месяцев»: одни деревья были оголенные наполовину, вторые – совершенно без листвы, рядом третьи – в полном цвету, а четвертое уже усыпано зрелыми плодами. Все времена года будто хозяйничали в этом лесу.  

                Прогуливаясь по экваториальному лесу, я почувствовала себя очень усталой от влажности воздуха, звуков непрерывного падения капель с гигантских деревьев.    День клонился к вечеру. Я подумала: «Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи!»  Да и ночевать на   земле опасно: в экваториальных лесах обитает множество хищников, да и просто крупных животных. Мне бы не хотелось встретиться с одним из них. Пора домой. До свиданья, экваториальный лес!                                                                                                                      

                  На уроке   в 6 классе по  теме  «Волны в океане»,  можно провести  беседу  по картине «Девятый вал»    Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури.  Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией.    Количество  репродукций  должно быть минимальным, лучше позаботиться о том, чтобы они оставили в душах и сердцах детей яркое эмоциональное впечатление, запомнились, побудили к творчеству.  И  домашнее  задание на  таких  уроках тоже  творческое: краткое  описание впечатлений  о картине Айвазовского.

                    Использование  художественного  приема   позволяет формировать  у  обучающихся   ключевые  компетентности:  познавательные,  личностные,  самообразовательные

                  При изучении темы  «Русская  равнина»  в  8 классе,  объясняя  новый  материал, останавливаюсь   на  художественном  образе    равнины, запечатленном  в живописи русских  художников. (Предварительно  ребята  получают  задания-сообщения  о  картинах  и    художниках  Шишкине И.И., Левитане  И.И. и  др.)  Сначала  обучающиеся описывают картины художников, делятся впечатлениями,   именно,   умением   видеть  красоту  родной  природы,  а  это лишь  дается  человеку  с глубоким духовно-нравственным чувством, которое  также  воспитывает арт-технология.  Затем  заслушиваем  детей, заранее подготовленных  о том, что  именно хотел показать художник  в  своем  произведении. В результате использования произведений живописи,  на уроках   географии,    обучающиеся  свои доклады, сообщения часто сопровождают рисунками.  К концу учебного года в кабинете проводится выставка творческих работ,  которая вызывает большой интерес учителей,  детей   и родителей.  Наиболее интересные работы хранятся в кабинете в особой папке «Творческие работы обучающихся по географии».                                                                                                          

                  Здесь приведены   только  несколько  примеров  использования   элементов арт-технологии на  уроках географии. Немаловажное значение имеет данная технология для формирования метапредметных компетенций во внеурочной деятельности. В основе этой деятельности лежит применение творческих заданий, которые получают ребята на занятиях кружка, факультативах, консультациях.  Творческие задания  вызывают живой интерес                       у ребёнка, тем самым он постепенно увлекается одной из самых интереснейших  наук – географией, которое  в дальнейшем позволяет ему принимать участие в различных видах олимпиад и конкурсах.