МКОУ Венгеровская СОШ №1

Мы классные

Предварительный просмотр:

МКОУ Венгеровская СОШ №1

Формирование функциональной грамотности

(из опыта работы классного руководителя)

ММО классных руководителей

Подготовила:

С.А. Михайлова,

классный руководитель 6б класса

Венгеровской СОШ №1

Апрель, 2024

В современных условиях обществу необходим человек грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

        Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Следовательно, функционально грамотная личность -  это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь,  готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание - незнание; стремиться к саморазвитию.

Именно классный руководитель сегодня играет важную роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Хорошему классному руководителю небезразлично,  какими его воспитанники выйдут в жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.

Цель классного руководства - содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь.

Задача классного руководителя -  оказывать помощь и содействие учителям в формировании читательской и других видов функциональной грамотности, вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о важности формировании функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме.

В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать  потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.

Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 Основные признаки функционально грамотной личности

 – человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и способностями: 

- Способность выбирать и использовать различные технологии. 

- Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 

- Способность учиться на протяжении  жизни. 

Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. .  

Особенно это значимо для наших, сельских школ. Выпускникам сельских школ очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.

Индикаторы функциональной грамотности:

-общая функциональная грамотность;

-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;

-компьютерная грамотность;

-информационная грамотность;

-коммуникативная грамотность;

- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.

Все эти индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий.

Например, общая функциональная грамотность требует умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).

Этот компонент формирую в ходе таких мероприятий как «Посвящение в пятиклассники»,  где ребята знакомятся с новым классным руководителем, Час доверия, Минута славы. Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы, как День здоровья, уроки Здоровья, Осенний кросс, «Зарница», поход с классом, тренировочные мероприятия по пожарной и антитеррористической безопасности.  Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, учатся  работать в команде.

Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий уборка территории школы,  наведение порядка в классе, дежурство по классу, генеральная уборка. Эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда.

Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:

-компьютерная;

-информационная;

-коммуникативная грамотность.

В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет, пользоваться электронной почтой, работать с электронными таблицами, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ, работать в группе, уметь расположить к себе других людей, владеть своим настроением, уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

За последние несколько лет детьми  были реализованы такие проекты, как  «Я и безопасность», «Чистый берег» (2 место в районном конкурсе проектов), проект «Подари улыбку миру» и другие.

В своей работе по развитию функциональной грамотности применяю технологию индивидуального рефлексивного воспитания.  Как правило, используется классным руководителем в работе с подростками, старшеклассниками.

Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.

Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма.

Для технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Задача – учить воспитанников анализировать и осознавать мотивы своего поведения, разрабатывать стратегию будущего поведения в соответствии с общественно значимой нормой

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема         

2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала)

3. Информация (по материалам предварительной подготовки)  

4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме)

5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы)

6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)

7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?)

8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему)

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему)  

10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).

Дети в классе разные и данная технология позволяет включить в работу весь класс, потому что при проведении ситуационных классных часов предусмотрено комплектование групп учащихся с разными взглядами, привычками и характерами. К тому же тема ситуационного классного часа может быть любой, главное, чтобы она была актуальна и интересна детям.

Предлагаю темы ситуационных классных часов:

  • Итоги четверти (года).
  • Самовоспитание школьника.
  • Наследственность, макро – и микросреда.
  • Как влияет выполнение домашних заданий на успеваемость?
  • Толерантность в современном мире.
  • Нужно ли читать?
  • Школьная форма: за и против.
  • Проблема курения: пути профилактики и решения.
  • Профессии, которые мы выбираем.
  • Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь.
  • Способности человека и их развитие.
  • Воспитание ответственного отношения к учению.
  • Жизненные цели подростков.
  • Проблемы ранней преступности.
  • А если это любовь?
  • Семейные традиции и обычаи.
  • Частые конфликты на переменах.
  • Домашние задания и как мы к ним относимся.
  • Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик»
  • Правила, обязательные для всех взаимоотношениях между мальчиками и девочками
  • Поговорим о доброте
  • Всегда ли я хороший
  • Друг не оказал помощь, струсил.
  • Друг в беде не бросит
  • Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся
  • Вредные привычки
  • Бранные слова. Что это?
  • О правдивости и честности человека

 Можно выделить следующие преимущества ситуационного классного часа:

1. В рамках классного часа можно общаться со всеми учащимися класса, услышать их позицию по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. 

2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. 

3. Классный руководитель может создать ситуацию и определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результат воспитательной работы. 

4. Классный час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи. 

Ситуационный классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказывать свое мнение, выступать с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к совершенствованию и саморазвитию. Данная методика позволяет выработать умение слушать других, выступать самим, вырабатывать коллективные решения, отстаивать свою точку зрения, подчиняться воле большинства. 

Системное использование во внеурочное работе  форм и методов воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности, развивает коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление, креативность – те  главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

Заканчивая своё выступление, хочу сказать, что системно-деятельностный подход в работе классного руководителя – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

«Нет такого достижения, которое можно было бы считать высшим и окончательным, вся прелесть жизни в том и состоит, что нам всегда есть к чему стремится»



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»

Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации, создание теста, подготовка видеофрагмента;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), 12 компьютеров, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.);
  2. Введение в тему (3-5 мин.);
  3. Объяснение нового материала (30-35 мин.);
  4. Физкультминутка (1 мин.);
  5. Самостоятельная работа (7-10 мин.);
  6. Итог урока (2-3 мин.);

Ход урока:

  1. Организационный момент, 1-2 мин.:
  • сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;
  • краткий план деятельности.
  1. Введение в тему, 3-5 мин.:
  • подготовить детей к восприятию темы;
  • нацелить на продуктивную работу. 

Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

Примечание. Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу лекции.

(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся)

Молодцы!

  1. Объяснение нового материала (27-30 мин.):

А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Слайд 3):

  1. Вредоносные программы
  2. Кража информации
  3. Халатность сотрудников
  4. Хакерские атаки
  5. Финансовое мошенничество
  6. Спам
  7. Аппаратные и программные сбои

Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.

Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают. (Слайд 4)

  • Компью́терный ви́рус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).

Классификация (Слайд 5)

В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.

По поражаемым объектам (Слайд 6-11)

Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)

Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.

Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.

Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.

Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.

По поражаемым операционным системам и платформам (Слайд 12-13)

  • DOS
  • Microsoft Windows
  • Unix
  • Linux

По технологиям, используемым вирусом (Слайд 14-17)

Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.

Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)

Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.

По языку, на котором написан вирус (Слайд 18-19)

  • ассемблер
  • высокоуровневый язык программирования
  • скриптовый язык
  • и др.

По дополнительной вредоносной функциональности (Слайд 20-24)

Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе

Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.

Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.

(Слайд 25-26) Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).

(Слайд 27) Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.

Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, свих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.

  1. Физкультминутка (1 мин)

Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку. (Слайд 28)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

Итак, как же бороться с сетевыми угрозами? (Слайд 29)

  1. Установите комплексную систему защиты. (Слайд 30)

Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.

  1. Будьте осторожны с электронной почтой (Слайд 31)

Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

  1. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari. (Слайд 32)

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатоков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.

  1. Обновляйте операционную систему Windows. (Слайд 33)

Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.

  1. Не отправляйте SMS-сообщения. (Слайд 34)

Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

  1. Пользуйтесь лицензионным ПО. (Слайд 35)

Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.

Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!

  1. Используйте брандмауэр. (Слайд 36)

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

  1. Используйте сложные пароли. (Слайд 37)

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

  1. Делайте резервные копии. (Слайд 38)

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

  1. Функция «Родительский контроль» обезопасит вас. (Слайд 39)

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.

Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.

Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз. (Слайд 40).

  1. Самостоятельная работа (7-10 мин.);

Закрепление материала - компьютерное тестирование.

А теперь, давайте проверим, насколько внимательно вы сегодня слушали данный материал.

  • Займите места за компьютером.
  • Загрузите программу My Test Student.
  • Выберите файл «Безопасность в сети Интернет»

Тест содержит 10 вопросов, в каждом вопросе есть только один правильный ответ.

По результатам теста, вы увидите окно со своим результатам. Оценка, которую поставит вам компьютер, и будет вашей оценкой за сегодняшний урок.

Тест:

  1. Закончите предложение: Создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно…
  1. Административному кодексу
  2. Трудовому кодексу
  3. Уголовному кодексу
  4. Гражданскому кодексу
  1. Какой классификации вирусов на сегодняшний день не существует?
  1. По поражаемым объектам
  2. По поражаемым операционным системам и платформам
  3. По количеству поражаемых файлов
  4. По дополнительной вредоносной функциональности
  1. Какой из приведенных паролей является более надежным
  1. 123456789
  2. qwerty
  3. annaivanova
  4. 13u91A_Ivanova
  1. Для того, чтобы антивирусные программы обеспечивали наилучшую безопасность вашего ПК, необходимо:
  1. Установить несколько антивирусных программ
  2. Удалить все файлы, загруженные из сети Интернет
  3. Своевременно обновлять антивирусные базы
  4. Отключить компьютер от сети Интернет
  1. Какой из браузеров считается менее безопасным, чем остальные:
  1. Mozilla Firefox
  2. Internet Explorer
  3. Google Chrome
  4. Opera
  1. Какие действия не рекомендуется делать при работе с электронной почтой?
  1. Отправлять электронные письма
  2. Добавлять в свои электронные письма фотографии
  3. Открывать вложения неизвестной электронной почты
  4. Оставлять электронные письма в папке Отправленные
  1. Что необходимо сделать, если на экране появилось окно с просьбой отправить SMS для дальнейшей работы?
  1. Отправить SMS сообщение
  2. Выполнить форматирование жесткого диска
  3. Перезагрузить компьютер
  4. Не отправлять SMS сообщение
  1. Согласно какому документу в России проводится правой ликбез по вопросам защиты информации в ЭВМ?
  1. Трудовому кодексу РФ
  2. Доктрине информационной безопасности РФ
  3. Стратегии развития информационного общества РФ
  4. Конвенции о правах ребенка
  1. Зачем необходимо делать резервные копии?
  1. Чтобы информация могла быть доступна всем желающим
  2. Чтобы не потерять важную информацию
  3. Чтобы можно было выполнить операцию восстановления системы
  4. Чтобы была возможность распечатать документы
  1. Что необходимо сделать, если на сайте в Интернет, вдруг появилось сообщение о быстрой проверке ПК с просьбой перезагрузки компьютера?
  1. Перезагрузить компьютер
  2. Отформатировать жесткий диск
  3. Закрыть сайт и выполнить проверку ПК
  4. Выключить компьютер.

  1. Итог урока (2-3 мин.);
  • Выставление оценок.
  • Домашнее задание.

Ребята, домашнее задние у вас будет тоже связано с нашей темой. Разделимся на группы – вы сидите за компьютерами и по номеру компьютера мы и определим, какая группа будет готовить материал:

  1. Учащиеся за компьютерами №1-№4 – Вам необходимо найти информацию о праздниках, связанных с информацией и сетью Интернет, которые отмечаются в нашей стране.
  2. Учащиеся за компьютерами №5-№8 – Вам необходимо найти правила общения в сети, которые называются «Сетевым этикетом»
  3. Учащиеся за компьютерами №9-№12 – Вам необходимо найти информацию об антивирусных программах – их виды и краткую характеристику популярных антивирусов.
  4. Использованы материалы:
  1. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
  2. Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО //Microsoft в образовании.  — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. – cop. 2008 – Режим доступа: http://www.ms-education.ru.
  3. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус


Предварительный просмотр:

     Технологическая карта внеурочного мероприятия

Класс

8 класс

Тема классного часа

«Горящий тур»

Форма мероприятия

классный час

Оборудование

компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, каравай

Принципы

принцип коммуникативной направленности; принцип наглядности; принцип доступности и посильности

Технологии

игровая технология, проблемного обучения, информационно – коммуникационные, технология развивающего обучения, технология здоровьесбережения, технология сотрудничества

Формы и методы работы

проблемный, частично поисковый, практические , наглядные, эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный; фронтальный опрос, индивидуальная, групповая, коллективная работа

Продолжительность классного часа

30 минут

Цель и задачи классного часа

  1. формирование представления об основах профессионального самоопределения;
  2. активизация к самопознанию: побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию

1.Образовательные:

расширить знания учащихся о мире профессионального труда; создать положительную мотивацию к выбору профессии; расширение кругозора учащихся; формировать потребности в приобретении знаний; формировать позитивное отношение к труду; создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности

  1. 2. Развивающие: развивать познавательный интерес к спорту и культуре страны; развивать креативное мышление, внимание, творческие способности и  функциональную грамотность
    (читательская и финансовая грамотность)

    3.
    Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, чувства ответственности, умение принимать самостоятельные решения; воспитывать дух коллективизма; воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде; воспитывать уверенность в своих силах и собственных возможностях; прививать любовь к родному краю; воспитывать толерантность и уважение к культурным особенностям своей страны

Планируемые результаты

предметные: формирование умения вести беседу, отвечая на вопросы, взаимодействия в группе; составление прайс – листа; подбор и извлечение нужной информации; представление своих проектов; формулирование выводов

метапредметные: формирование способности работать командой, достижение поставленной цели

познавательные: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; умение добывать информацию из дополнительных источников; постановка проблемы и ее решение; определение круга своих возможностей; систематизация и отбор информации

коммуникативные: формирование умения работать в группе, договариваться друг с другом; участие в диалоге и коллективном обсуждении; выражение своей точки зрения; оформление своих мыслей в устной речи

регулятивные: определение цели учебной деятельности; формулирование темы работы; организация своего рабочего места; самоконтроль, формирование умения делать выводы и анализировать полученную информацию; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и        условиями ее реализации умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

личностные: совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры; формирование уважения к людям и учебно - познавательный интереса к новому материалу; формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать трудности

                         


     Организационная структура занятия

Время

Этапы занятия,
цели

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД и предметные действия

2 мин

1. Организационный момент

цель: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу, обеспечение условий для последующего самостоятельного определения детьми темы занятия.

(слайд 1)
Здравствуйте, мои друзья,
Всех приветствую здесь я!

В год культуры к Вам пришла,
Каравай Вам принесла.

Тут записочки внутри-

Все ребята подходи!

Не стесняйтесь, выбирайте

И задание получайте!

Ребята, возьмите, пожалуйста, каждый себе по одной записке и по цвету ленточки на записке пройдите каждый за нужный стол:

Красные – за красный,

Зеленые – за зеленый,

Оранжевые – за оранжевый,

Синие – за синий.

Замечательно! У нас получилось четыре команды!

-приветствуют учителя,
присаживаются на свои места

- делятся на команды

Личностные УУД: 
самоорганизация

Регулятивные УУД:

осваивать способы решения проблем поискового характера; регулировать свои действия; прогнозировать деятельность на занятии; формулировать учебную задачу на основе известной информации;

развивать креативное мышление

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные УУД:

отвечать на вопросы, высказывать предположения,

2 мин

2. Постановка цели и задачи

цель: создание условий для успешного включения обучающихся в творческую деятельность, активизация внимания, мотивация к успешному сотрудничеству

А вы умеете разгадывать ребусы?

Давайте попробуем: (слайд 2) ответ по щелчку

Теперь разверните свои записки: у каждой команды зашифровано одно слово, которое вы сможете прочесть, составив ваши буквы

Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось?

(слайд 3) ответ по щелчку

Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

- Замечательно!

В современном мире работа – это основной источник дохода для большинства людей.
Поэтому выбор будущей профессии – важный этап в жизни. Сегодня мы посвятим наше занятие профориентации.

А называться наше мероприятие будет…(ребус) (слайд 4)

 Ваши предположения?

(слайд 5)

- отдых

-отгадывают слова

-туризм, агентство, Новосибирск, Омск


-
высказывают свои предположения

-отвечают(да/нет)


-горячий тур

18

мин

3.  Основной этап занятия

цель: организация деятельности обучающихся (игровой, поисковой, творческой), направленной на достижение поставленной цели; организация работы в группах, направленная на сплочение коллектива

3 мин


4 мин

5 мин



5 мин

1 мин

И первое задание для Вас:
выберите капитана в своих командах.

Наше мероприятие называется «Горящий тур», поскольку сегодня ваши команды выступят в роли необычных туристических агентов, в состав которых войдут следующие должности коллектива (слайд 6):

директор турагентства, он же ваш капитан, а также менеджер по туризму и туроператор. (раздаю эмблемы по цветам с должностями)

Итак, приступим к делу: (слайд 7)

директорА агентств, получите, пожалуйста, все необходимые принадлежности для работы ваших организаций.

(пока капитаны выбирают материал д/работы):

Цели туристского предприятия воплощают в жизнь его сотрудники. Именно поэтому, уважаемые сотрудники, Вы должны быть максимальной поддержкой и опорой ваших руководителей! А это значит – использовать весь материал, который приобретет руководство ваших фирм.


Руководители готовы? Тогда приступаем к творчеству!

Как вы думаете, с чего начинается творческая жизнь туристического агентства? Даю Вам подсказку: (слайд 8)

В армии есть звание – у фирмы есть …

Верно! А чтобы узнали агентство издалека, какой – то значок рисует рука
… (слайд 9) Как называется этот знак?

Совершенно верно - ЛОГОТИП фирмы (лего + липа)!

Верно!

Для привлечения бОльшего количества туристов вам необходима реклама. (слайд 10)

Это и есть ваше следующее задание: разместите информацию о ваших компаниях.

Помогут Вам в этом путеводители.

Время ограничено: в течение 2 мин оформите свой бренд на вашем рекламном проспекте.

- Время пошло! (по щелчку)

-Время вышло! (слайд 11)

Хороший сотрудник должен быть стрессоустойчивым, коммуникабельным и организованным.

Он должен уметь качественно работать в любых условиях, поэтому сейчас сотрудники фирм, поменяются местами для обмена опытом и внесения новых креативных идей (объясняю)

и продолжат свою профессиональную карьеру.
Уважаемые Директора, поскольку штат сотрудников ваших агентств будет обновляться, ваша задача – объяснять новому коллективу идеи ваших турфирм.


Итак, продолжаем работу!

В своих путеводителях вы наверняка заметили города Сибири, в которых размещаются ваши туристические фирмы.

Какие это города?

-Совершенно верно! Уже совсем скоро, пару сибирских мегаполисов, расположенных неподалеку от нас, объединит одно значительное событие. Внимание на экран:

(слайд 12)  Видеоролик 1 мин (МХЛ)

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь?
(слайд 13)
(Предположений больше нет? Открою Вам один секрет:
 Молодёжный Чемпионат мира по хоккею с шайбой среди молодёжных команд 2023 года — 47-й турнир молодёжного чемпионата мира, который пройдет в Новосибирске и Омске с 26 декабря 2022 года по 5 января 2023 года.
Этот турнир станет первым в истории Новосибирска и Омска и третьим в истории 
России. )

В связи с Молодежным Чемпионатом мира по хоккею в городах будет очень много гостей, которым будет необходима помощь ваших турагентств.

(слайд 14)

Текст: Канун Молодежного Чемпионата по хоккею.
Декабрь 2022 года. Раннее утро.

На вокзал прибывает группа туристов.

(слайд 15) Ваша задача по прибытию туристов: привезти гостей на место, предоставить всю необходимую информацию о проживании, питании и стоимости услуг. Все это Вам необходимо разместить на рекламном проспекте.

На выполнение этого задания у вас 2 минуты.
(слайд 15 ЩЕЛЧОК)

Время вышло: Поменялись местами!

С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. (слайд16)

Итак, Ваша задача в следующем этапе разработки туристических агентств: найти в путеводителях маршрутные листы экскурсий, заполнить их и разметить на свои презентабельные рабочие места.

Ваша ответственность заключается в том, чтобы сформировать максимально подробное предложение и дать точную информацию, что будет включено в тур.

Время ограничено: у вас 2 минуты. (слайд16 ЩЕЛЧОК)

Итак, ваше время закончилось, вернитесь пожалуйста к своим директорам.

Уважаемые руководители, ознакомьте своих сотрудников с получившимся дизайном вашего туристического агентства.

И внесите последний штрих: (слайд17)

дополните информационным хэштегом для поиска для поиска вашего турагенства в социальных сетях.

Таким образом Вы завершите подготовку к презентации своего проекта. Для этой работы время также ограничено – 1 минута.

Время пошло! (слайд17 ЩЕЛЧОК)

-выбирают капитанов





-распределяют должности, вытягивая эмблемы

-да

-название


-ЛОГОТИП фирмы





-
придумывают названия, логотип (эмблему) и слоган (девиз).

- меняются местами

-Омск, Новосибирск


-Молодёжный Чемпионат мира по хоккею с шайбой среди молодёжных команд 2022

- выполняют задание

-создают навигатор достопримечательностей

-добавляют хэштеги, готовятся к презентации работ

Личностные УУД: 
самоорганизация; развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Регулятивные УУД:

регулировать свои действия; прогнозировать деятельность на занятии;

обсуждать в группе поставленный вопрос, совместно принимать решения

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других;

Предметные УУД:

читать тексты с пониманием основного содержания; отвечать на вопросы, высказывать предположения;
составлять прайс - лист

5 мин

4. Проверка

результата выполненных работ


цель
: умение грамотно защитить свой проект, подвести итог проделанной работе

Время вышло!

Ну, что ж, дорогие сотрудники фирм!
Настала Ваша минута славы!
(слайд 18)

Я приглашаю для презентации своей разработки команду сотрудников, занимающих красный стол... (далее все по очереди)

- каждая группа презентует свое туристическое агентство

Личностные УУД: 
самоорганизация;
дают оценку

своего эмоционального

состояния

Регулятивные УУД:

контроль и анализ своей творческой деятельности на занятии

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные УУД:

отвечать на вопросы, презеновать свои работы

3 мин

4. Рефлексия

цель: выражение эмоций, полученных в ходе занятия

Спасибо Вам огромное за Ваши выступления!

Первое и, пожалуй, самое важное, что характеризует авторские туры, — это возможность посмотреть на мир глазами активного путешественника с выраженной жизненной позицией.

Ребята, у вас получились замечательные говорящие, красочные и разнообразные мини проекты по созданию компаний услуг для туристов!

Сегодня вы стали организаторами креативных авторских туров, а значит лидерами процесса.

Возможно, этот небольшой творческий опыт сыграет для кого – то из Вас свою роль в выборе вашей будущей профессии.

(слайд 19) 
И подвести итог нашего мероприятия я бы хотела с помощью японского стихотворения, состоящим из пяти строк, которое имеет название «синквейн», которое выразит ваши эмоции к нашему мероприятию.

1 – эмоции

2 – 2 прилагательных

3 – 3 глагола

4 – 1 предложение, используя «Эмоции»

5 – 1 существительное – синоним (радость)

Спасибо!

На память о вашей креативной работе я вам хочу подарить буклетики и (слайд 20) попросить Вас при выходе из зала подарить шарик с вашим настроением вот такому «вооруженному» клюшкой медведю – символу молодежного Чемпионата мира по хоккею 2023 года.


Спасибо за работу! Наша встреча подошла к концу.
До свидания!

-команды пишут свои строчки

-спасибо

-размещают шарики,

-До свидания!



Предварительный просмотр:

Особенности развития читательской грамотности обучающихся 5-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности

Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.   
Ушинский К. Д.

Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем – не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня недостаточно научить ребенка просто читать. Научить его читать правильно, эффективно, продуктивно – важная задача образования. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией, на что и обращает внимание обновлённый ФГОС.

В педагогической практике формирования и развития читательской грамотности наиболее частыми проблемами являются: 

  • низкая скорость чтения;
  • непонимание смысла прочитанного из-за ошибок в понимании контекста, отдельных слов или частей текста;
  • неумение извлечь необходимую информацию из предложенного текста (выборочное чтение);
  • затруднение в кратком пересказе содержания.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают ключевыми компетенциями читательской грамотности.

Оценка уровня развития читательской грамотности (исследования PISA) проходит с опорой на текст, при работе с которым учащемуся необходимо:

  • находить;
  • извлекать;
  • интегрировать;
  • интерпретировать;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Чтобы выявить уровень сформированности читательской грамотности, необходимо соблюдать требования к предлагаемым текстам:

  • информационная насыщенность и разнообразие материала;
  • отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей;
  • соответствие возрастным особенностям школьника;
  • соответствие читательским и жизненным интересам школьника.

Успех формирования читательской грамотности обучающихся во многом зависит от умелого сочетания традиций и новаций в образовании. Какую бы технологию ни выбрал учитель при формировании читательской грамотности, необходимо помнить, что художественное произведение – это «союз волшебных звуков, чувств и дум». Каждый текст может рассматриваться как источник информации о своем времени, как воплощение определенной системы взглядов, нравственных принципов и идеалов и – обязательно – как прекрасное творение человеческого духа.

Это и смысловое понимание прочитанного, и умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь выразить свое мнение – всё эти аспекты у детей ЗПР вызывают затруднения.

На разных этапах занятий при реализации программы внеурочной деятельности можно использовать следующие приёмы:

1«Верные и неверные утверждения»: учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы, выделяются основные моменты.

Например, игра «Верно-неверно» (к уроку русского языка по теме “Текст. Основная мысль текста” 5 класс). Зачитываются утверждения по теме урока, а задача ребят ответить «верно» или «неверно».

  1. Текст – это слово, которое мы часто слышим и произносим (неверно).
  2. Текст – это речевое произведение, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу (верно).
  3. В тексте раскрывается какая-либо тема, он подчинен основной мысли (верно).
  4. Ведущий тип речи любого текста – описание (неверно).
  5. Описание, повествование, рассуждение – основные типы речи текста верно).
  6. Тексты бывают разговорного, научного, художественного стиля (верно).
  7. Основная мысль – это утверждение, предполагающее доказательство (неверно).
  8. Основная мысль – это то, из-за чего написан текст, она передает отношение автора к изображаемому (верно).
  9. Основную мысль надо формулировать только самим (неверно).
  10. Основная мысль текста может находиться в заголовке, в одном из предложений текста, ее можно сформулировать самим (верно).

2) «Путаница»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

3) «Толстые и тонкие вопросы»: таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий занятия. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).

4) «Чтение с остановками»: учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы. Например, эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.

Таким образом, читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы. Вне зависимости от уровня читательской грамотности, учащиеся имеют возможность продемонстрировать определенный уровень владения каждым читательским умением, любого уровня компетентности.

Работа с текстами предполагает освоение приёмов чтения, извлечения необходимой в каждой речевой ситуации информации, формирование умения задавать различные вопросы к тексту, интерпретировать текст, строить суждения и высказывания на основе прочитанного, создавать схемы, таблицы, а затем преобразовывать их в самостоятельные тексты. Итоговой работой учащихся является создание текстов мини-экскурсий по Павловску, представление одной и той же информации разными способами.

Работа с текстами – их чтение, осмысление содержания, нахождение, интерпретация информации, содержащейся в них, –  основной вид работы на занятиях внеурочной деятельностью по развитию читательской грамотности учащихся основной школы. Умение работать с текстами необходимо при выполнении заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и  при подготовке к устному собеседованию в 9-м классе.



Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Задания, направленные на развитие читательской грамотности.

Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно на это нацеливает нас федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. В условиях современного мира интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.

Задача учителя состоит в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя. Именно настоящая литература учит детей воспринимать окружающий мир, учит разбираться в разных жизненных ситуациях, учит быть Человеком. Поэтому чтение не должно оставаться на уровне только чтения, нужно глубокое осмысление прочитанного.

 Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, творчеству у учеников падает от класса к классу. В связи с этим в числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность.

Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В 2022 году наша школа стала площадкой и вошла в  Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся(PISA). Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.

Сегодня я подготовила для вас несколько заданий, которыми вы можете воспользоваться при работе над развитием читательской грамотности.

Задания на формирование читательской грамотности

Компетентностные области читательской грамотности

Возможные варианты заданий

Умение найти и извлечь информацию

Работа с эксплицитной (это информация, находящаяся на поверхности и не требующая дополнительных комментариев.) информацией. Локализация информации по месту, по смыслу, по замыслу. Установление последовательности единиц информации. Чтение информации несплошных текстов.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Определение главного и второстепенного, формулировка основной мысли, позиции автора. Определение причинно-следственных связей, иерархии мыслей, имплицитной (скрытой) информации, сравнивать и противопоставлять, делать выводы и обобщения. Осмысление информации множественных текстов.  Обоснование высказанных положений и подтверждение их примерами из текста.

Умение осмыслить и оценить информацию, соотнести сообщение текста с внетекстовой информацией

Установление связи между текстовыми и внетекстовыми знаниями. Соотнесение информации текста с собственными убеждениями. Понимание назначения структурных единиц текста. Оценивание содержания текста относительно целей автора. Оценивание полноты и достоверности информации. Оценивание информации по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Использование информации из текста для решения практической задачи без привлечения и с привлечением фоновых знаний. Выявление связи между прочитанным и современной реальностью. Интерпретация нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

Умение найти и извлечь информацию.

Виды заданий по учебному тексту

Система пяти констатирующих вопросов

Локализация информации по месту ее размещения: 1-3 абзац, последний абзац и т.д

Локализация информации по смыслу: прочитайте определение, пример, описание опыта и т.п.

Локализация искомой информации по замыслу обучающегося, в том числе причинно-следственная связь.

Построение обобщающей таблицы

Тип задания - задание с развернутым ответом, задание на сопоставление (сопоставление стран в тексте с странами на карте).

Тема, при которой можно дать данное задание - стили речи.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км2. «Да и как не удивляться, - пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после - Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса.

Вопросы:

1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты;

2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:

D:\2023-2024\НА САЙТ МО КЛ РУК\2024-2025\читательская грамотность\unnamed.jpg

Рис.1. Карта мира

3) Только ли перечисленные географические объекты могут видеть космонавты? А какие еще? Перечислите некоторые из них.

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - задания на исключения неправильных ответов.

Тема, при которой можно дать данное задание - официально-деловой стиль.

Класс: 9.

Формулировка задания:

Ученики на выходных (7 ноября) решили посетить музей космонавтики. Прежде чем посетить музей, они зашли на его сайт, где увидели следующее объявление:

Вносим ясность о режиме работы музея с 30 октября по 7 ноября 2021 года. Мы заботимся о здоровье наших посетителей, поэтому просим вас обратить внимание на условия посещения музея.

Режим работы:

30, 31 октября - с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17.15

1 ноября - выходной

2 - 7 ноября - с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17.15

Правила посещения музея с 30 октября 2021 года: При посещении музея необходимо предъявить QR-код подтверждения полного курса вакцинации или перенесенного заболевания или заверенную лечащим врачом справку о наличии медицинского отвода от вакцинации и отрицательный результат ПЦР-теста, выполненного за сутки до посещения музея. Дети до 18 лет могут пройти без QR-кода.

Подчеркните неправильный вариант ответа:
1) Ученики могут посетить музей в 17.30, если приобретут билеты заранее;
2) Ученики могут купить билеты на кассе музея в 17.30;
3) Ученики могут прийти в музей в 9.00;
4) Ученикам 9 класса нужно будет предъявить QR-код;
5) Взрослым, сопровождающих учеников нужно будет предъявить QR-код.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Задание 1.

Цель - развить умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Тип задания - задания с развернутым ответом.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (рассуждение).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

Бессовестный человек - кто он?

Совестливый человек не обманет, не украдёт, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребёнка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. (В.Ткаченко)

Ответьте развернуто на следующие вопросы: подходит ли данный заголовок тексту работы? Почему? Предложите свои варианты заголовков.

Задание 3.

Цель - развить умение интегрировать и интерпретировать информацию.

Тип задания - задания с выбором правильных ответов.

Тема, при которой можно дать данное задание - типы речи (рассуждение).

Класс: 6.

Формулировка задания:

Прочтите текст (рассуждения о доброте):

Доброта - это черта характера человека, выражающаяся в его желании совершать положительные поступки, помогать окружающим, сочувствовать им, сострадать. Добрый человек не будет равнодушен к чужой беде, постарается своими действиями облегчить страдания, помочь выйти из затруднительного положения. Доброта проявляется и к людям, и к животным - ко всем, кто может чувствовать боль. Доброта - это щедрость души, желание поделиться с другими тем, что имеет человек. Это одна из основных высоких нравственных черт личности.

Подчеркните тот ответ, который вы считаете правильным:

1) Доброта заключается в помощи к другим;

2) Доброта - это сострадание и сочувствие;

3) Доброта заключается в помощи только к людям;

4) Доброта - это игнорирование чужих бед;

5) Доброта заключается в том, что человек должен позволять другому человеку самостоятельно выходить из затруднительного положения;

6) Доброта - это умение делиться с другими;

7) Доброта - это отказ от эгоизма;

8) Доброта является безнравственной чертой.