Технология нравственное воспитание
Нравственное воспитание-воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.
Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада.
Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов.
Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.
Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.
В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ:
ГУМАННОСТИ, ТРУДОЛЮБИЯ.
-воспитание гуманного отношения к природе и окружающим;
-формирование патриотического чувства и гордости за свою страну;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-формирование коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
-формирование чувства собственного достоинства.
Будут найдены наиболее эффективные формы и методы работы в совместной деятельности с детьми по нравственному воспитанию дошкольников.
Будет использоваться интеграция с образовательными областями.
Семейные праздники, досуги, проекты и другие деятельные формы позволят вовлечь всех участников образовательного процесса в работу по нравственному воспитанию дошкольников.
Поведение детей, их отношения с окружающими людьми приобретут черты нравственной направленности, разовьется способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по "благополучию" групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю" (для детей старшего дошкольного возраста). (Приложение 1 и Приложение 2).
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
Для выявления особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни данные методики могут быть дополнены диагностиками, представленными в статьях Бабаевой Т.И., Гайворонской Т., В.А. Деркунской и А.Н. Рындиной.
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
Приложение 1
Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина.
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций:
История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Приложение 2
Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
ДИАГНОСТИКА РАСКРЫЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Дети проявляют дружеские взаимоотношения, эмпатию .
Расширились представления о нормах поведения, нравственности и морали.
Обогатились знания о русской культуре .
Намечен план организации воспитательного процесса .
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение.
Другими словами, воспитатели и родители выступают в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дари добро интегрированное занятие | 420.46 КБ |
Памятка родителям | 190.48 КБ |
esse.docx | 141.34 КБ |
diagnostika_pedagogicheskogo_protsessa_2.pptx | 48.56 КБ |
Диагностика | 144.63 КБ |
Предварительный просмотр:
АОУ ДЕТСКИЙ САД №4 “РЯБИНКА”
г. ДОЛГОПРУДНЫЙ
Открытое занятие в подготовительной группе
“Дари добро”
(Духовно-нравственная культура)
Подготовил воспитатель
Ярмаркина Е.Н.
апрель 2022 год
.
Интегрирование областей:
Познавательное
речевое,
социально-коммуникативное
художественно –эстетическое,
физическое развитие.
Задачи:
-расширять представления о родной стране как о стране православной культуры,о православных праздниках;
--расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира; -развивать речь как средство общения;
-побуждать размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов,высказывать свои суждения;
-обогащать словарный запас; -развитие эстетического восприятия,наблюдательности,внимания;
-развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни;
-воспитывать творческую самостоятельность,навыки дружелюбного общения;
-развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира;
-формировать музыкальную культуру на основе классической,церковной,детской музыки;
-показывать значение родного языка,фольклора в формировании основ доброго поведения человека;
-вырабатывать нравственные основы радостного жизнеутверждающего мировосприятия.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться Доброе утро!
Доброе утро и солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Настал новый день.Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. И выдохните все обиды, грусть и огорчения.
Сегодня мы с Вами отправимся в необыкновенное путешествие,путешествие в прошлое... Закройте глазки и мы с Вами перенесемся в далекие времена.(звучит музыка «Прогулка» из цикла »Картинки с выставки» М.Мусоргский.
На экране телевизора презентация «Русь православная».
В.:Ребята,как называется наша страна,наша родина?
Дети:
В.: Правильно,Россия,но раньше она называлась по –другому:Русь,Русь православная.Поэтому-мы русские люди и наш родной язык,на котором мы говорим,пишем и думаем- русский.
Давным-давно на нашей земле жили наши предки-славяне.
(рассматриваем слайды)
Из поколения в поколение они передавали традиции и духовно-нравственные ценности жизни людей.Основой всему была семья-где царили любовь,взаимопонимание,уважение.Воспитывали детей так,чтобы они могли не только отличить добро от зла,но и противостоять злу,почитали родителей,заботились о близких людях,помогали,уважали старших членов семьи-бабушек и дедушек,любили свою Родину,бережно относились к окружающему миру-начиная от травинки и заканчивая человеком.Русь славилась умельцами и мастерами-люди были очень трудолюбивые(а что означает это слово?
Дети: ....любят труд)..
В.: Вместе работали,вместе и отдыхали- собирались на посиделки-сказки и былины рассказывали,пели,плясали,водили хороводы,играли в русские-народные игры и стар и млад. Многие игры сохранились и до наших дней.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру “Золотые ворота”
Игра.
В.:Ну,как, ребята,понравилась Вам русская забава? Но русь не всегда была православной,давным-давно люди верили в разные божества,жили по разным законам,пока князь Владимир,которого потом нарекли Владимир Красное Солнышко решил привести весь народ к одной общей вере,одной религии-христианской и покрестил Русь.Основа христианской веры-любовь , любовь ко всему в нашем прекрасном мире и доброта.
Символом христианства ,православия является церковь.
А кто из Вас был в церкви с родителями,с бабушками и дедушками?
Дети:
Слайд Храма Христа Спасителя и церквей Долгопрудного.
В.: По всей нашей стране очень много храмов, церквей и монастырей-все они исторические и культурные памятники,памятники архитектуры.И в нашем городе много церквей,все они разные-очень красивые. Раньше столицу нашей Родины-Москву называли златоглавая. Вы знаете почему?
Дети:
Во всех храмах находятся иконы- образ, изображение святых , по ним люди учились жить, к ним обращались за советом, просьбой, благодарностью. Это окна в духовный мир.
Слайды икон.
Как назывались мастера, которые создавали иконы?
Дети:
В.:У многих из вас на шее весит крестик-символ вашего причастия к православию.В старину люди верили,что после крещения ребенка,у него появляется ангел-хранитель,небесный защитник,который оберегает,охраняет его от плохого.
А сейчас закройте глазки ,откройте свои сердечки и послушайте...
Колокольный звон.
В.: Слышали вы такую музыку раньше? Что это?
Дети:
В.: Правильно,колокольный звон,колокола есть на всех церквях,наши предки жили от рождения до старости с этим звоном:в празники и в выходные,в минуты беды звонили колокола.Считается,что колокольный звон даже может вылечить ,заряжает доброй энергией.
Воспитатель. Людям бывает хорошо не только от подарков, но и теплых, добрых слов. Когда человек дарит, что–то другому, ему приятно в двойне. Раз,два,три,четыре,пять,становитесь в круг играть!
Поиграем в игру “Колокольчик”
«Становитесь все в кружочек,подарю я Вам колокольчик » Дети хором:»Вот какой, вот какой ,вот какой колокольчик мой!
Называем ласково своего друга:»Мишенька,Мишенька,выходи , в колокольчик позвони!»
От наших предков мы переняли традиции вместе справлять праздники: Рождество, масленицу, Пасху-это христианские праздники, которые делают нас добрее,сплоченее,дружнее,доброжелательнее.(смотрим слайды с праздниками).К праздникам начинали готовиться в семьях-дети помогали родителям.Мы тоже всегда в детском саду встречаем православные праздники,наш детский сад- тоже маленькая семья, ведь мы проводим вместе так много времени, становимся друг к другу-ближе.Возлюби ближнего своего- кто к нам близок?(мама, папа, сестренки, братья, дедушки,друзья,соседи).
Крестить детей-православная традиция,по которой положено помнить доброе и забывать плохое.
Удивительное волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта?
Дети: (ответы)
Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети. О человеке, поступке, дне, вечере, пути.
Воспитатель. Добрый человек. А если он добрый, значит он еще какой?
Дети. Внимательный, трудолюбивый, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, не жадный, милосердный.
Воспитатель.
А что значит милосердныЙ , трудолюбивый?
Дети:
В.:А как вы думаете потрогать доброту можно? Если у нее запах, вкус?
Дети:
Воспитатель. Быть может, ее не трудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети. В поступках, действиях, чувствах человека.
Послушайте одну историю про мальчика Ваню(пальчиковый театр или кукольный за ширмой):
Проснулся Ваня утром,посмотрел в окно-солнце светит,день хороший,захотелось ему самому что-то хорошее сделать.
Думает:”Вот ,если б моя сестренка тонула,я бы ее спас!”
А сестренка тут как тут:-Погуляй со мной,Ваня!
-Уходи,не мешай думать.
Обиделась сестренка,заплакала.Ваня опять сидит и думает:”Вот если бы на бабушку волки напали,я бы их прогнал!”
А бабушка тут как тут:
-Ваня,помоги посуду помыть-Сами уберите,мне некогда,я думаю.
Покачала бабушка головой и вздохнула только.Ваня опять думает:”Вот если б Жучка в колодец упала,я бы ее вытащил!”
А Жучка тут как тут.Хвостом виляет:”Дай попить мне,Ванюша!”
-Иди отсюда!Думать мешаешь!
Отошла Жучка,хвост поджав.А мальчик к маме: -Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Ваню по голове:
-Погуляй с сестренкой,помоги бабушке посуду помыть,дай водичке Жучке.
Не обязательно совершать какие то подвиги,спасать кого-то,можно просто
помогать людям.
Внутри каждого из нас,в душе есть маленький помощник- яркий фонарик.Это наша совесть.Она подсказывает нам что хорошо и что плохо,воспитывает в нас добродетели(добрые качества души),Этот фонарик освещает дорогу в жизни.Если человек прислушивается к своей совести-совершает хорошие поступки,то вызывает свет и в других людях(ответные добрые поступки).Тогда в сердце поселяются мир и радость,мы начинаем любить всех и становимся друзьми.Но если человек не слушает голоса своей совести,то свет добра в душе гаснет,мы его не ощущаем и не видим в других.
Воспитатель. А как вы думаете, легко ли быть добрым?
Дети:
Воспитатель: добро всегда побеждает зло. Ребята, а вы знаете пословицы о добре?
Дети:
Сделаешь добро- добро найдешь;
Добрые дела красят человека;
На добрый привет-добрый ответ;
Жизнь дана на добрые дела;
Доброе сердце- лучше богатства;
Добро век не забудется;
Доброе слово дом построит, злое словло дом разрушит;
Мир не без добрых людей;
Доброе слово человеку- что дождь в засуху.
В.: Молодцы, ребята. Мы с вами узнали самое главное правило жизни, котороеи нам досталось от-“золотое”:
Поступай с людьми так,как хочешь,чтобы поступали с тобой.
Музыка “Дорога добра” Сл.Ю.С.Энтин муз. М.А.Минков
Наше путешествие подходит к концу, но добро не имеет начало и конца, оно живет в наших сердцах, давайте подарим нашим гостям свою любовь.
(Дети дарят гостям сердечки, сделанные своими руками ).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Что значит быть воспитателем детского сада?»
«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце»
В.А. Сухомлинский
Детский сад- это модель устройства мироздания, в центре которого-развитие человека, ребенка. Рядом с ним педагог, воспитатель, человек добрый, творческий, испытывающий гордость за свою благородную и важную профессию, человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Профессия воспитателя выбирается сердцем. Невозможно представить жизнь воспитателя без шумного, доверчивого и трогательного детства, без огромного мира чистоты и радости. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.
Что же значит быть воспитателем детского сада? Я считаю, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдавал силы… В жизни надо иметь служение какому-то делу. Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе.
Я согласна с К. Д. Ушинским, что если мы удачно выберем труд и вложим в него свою душу, то счастье само отыщет нас. А счастливый воспитатель виден сразу – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни.
Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно станут добрыми, умными, счастливыми, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я наполнила сосуд каждого своего воспитанника своим трудом, любовью, частичкой души и сердца.
Я уверена, что профессия, определяющая своим содержанием прошлое, настоящее и будущее человека и всего человечества, подобна сказке. Моя педагогическая философия, мои отношения с детьми - это сказка. Сказка, длиною в жизнь. И главная награда для меня в этой сказке – улыбка на лицах детей и благодарный взгляд родителей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностика технологии «Нравственное воспитание»