Мастер-классы, открытые занятия и другие мероприятия
На уровне ДОО:
1. 2021-2022 уч. г. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Квест-игра как форма организации досуга дошкольников в летний период» (файл представлен ниже)
2. 2022-2023 уч.г. Мастер-класс совместно с инструктором по физической культуре для педагогов ДОУ "Игры нашего детства: прошлое и настоящее"
Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1jZ9JlsS6TC...
3. 2020-2021 уч.г. Показ открытого фронтального занятия по развитию звуковой аналитико-синтетической активности как условия подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [П]-[Б], [П']-[Б']. Буквы П-Б." (представлен конспект занятия)
4. 2022-2023 уч.г. Показ открытого индивидуального занятия по автоматизации звука "Автоматизация звука [Р]. Лексческая тема "Весна".
Ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/1eM7o8oxvBgtwRseIu...
На муниципальном уровне:
1. 2020 - 2021 уч.г. Мастер-класс для учителей-логопедов Артинского ГО "Изготовление "звуковых дорожек" из картонных втулок" (Св-во о предоставлении опыта")
Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/10RkumOyHEK...
2. Показ открытого онлайн-занятия для учителей -логопедов АГО "Автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках, предложениях", Лексическая тема "Весна"
Ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/1eM7o8oxvBgtwRseIu...
Ссылка на график проведения открытых занятий/ уроков учителей-логопедов ОУ АГО (февраль, март 2023 г.): https://disk.yandex.ru/i/wZaxRW6F_WpDLQ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Капелька»
Конспект занятия по развитию звуковой аналитико –синтетической активности как условия подготовки к обучению грамоте
в подготовительной группе
«Звуки [П]-[П`] и [Б]-[Б`]. Буквы П и Б»
Учитель-логопед: Цивилёва В.В., 1 КК
Арти, 2020 г.
Тема «Звуки [П]-[П`] и [Б]-[Б`]. Буквы П и Б»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать понятия: «гласный» и «согласный» звуки, «мягкий» и «твёрдый» звуки, «глухой» и «звонкий» звуки;
- познакомить с понятием «парный звонкий» - «парный глухой» звук;- учить выделять[П]-[П`] и [Б]-[Б`] из ряда гласных и согласныхзвуков, из потока слов; слова со звукамииз текста; определять место звука в слове;
-учить дифференцировать [П]-[Б] и [П`]-[Б`]на слух и в произношениив слогах, словах, фразах;дифференцировать буквы П и Б;
- учить характеризовать[П]-[Б] и [П`]-[Б`]по акуст. и артик. признакам;
- продолжать знакомить с понятием «звуковой анализ»;- учить читать слова и предложения;
-учить составлять предложения по опорным словам;
- учить образовывать новые слова;
- продолжать учить отгадывать ребусы;
- продолжать знакомить с пословицами и поговорками, учить их объяснять.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятия: «гласный», «согласный», «мягкий», «твёрдый», «глухой», «звонкий» звук;- закрепить навык четкого произношения звуков П-Б в слогах, словах, фразах;
- закреплять умение составлять, читать и анализироватьслоги из 2 звуков типа ГС и СГ с использованием символов;
- закреплять навык слогового и звукового анализа слов;
- закреплять понятия «звук» и «буква», их дифференциация;
- закреплять понятия «звук, слово, слог, предложение», их дифференциация;
- закреплять понятия «заглавная и строчная буква»;- закреплять правила написания предложений;
-закрепитьумение печатать буквы П иБ, слоги типа ГС и СГ, слова из 3-4 звуков, предложения: Этобык.Убыка бок. Это папа. У папы кот.Тут баба. У бабы кот.УКатикубик.(предложить для чтения читающим детям)
- закреплять умение составлять предложения, проводить анализ предложения, составлять схему;- образование существительных множ. числа Р.п.;
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
- закреплять умение согласовывать прил.-ые и сущ.-ые в роде, числе и падеже:
- закреплять умение изменять существительные по числам;- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков и слов;
- развиватьзрительное восприятие, память, наглядно-образное мышление, развивать логическое мышление;
- уточнить пространственно-временные представления;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать дыхание, голос, мимику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать, слышать педагога и друг друга.
Оборудование: мяч; мягкая кукла на руку Ваня, собачка - кукла-игрушка на руку, демонстрационные материалы:сюжетные картинки для поиска слов с [П]-[Б] и [П`]-[Б`], предм. картинки: Фея Грамота, предметные картинки на заданный звук (барабан,бусы, берёза, перец, повар и т.д.), полоски-символы слов, предложений, знаки препинания, таблица «Характеристика звуков», таблица «Дифференциация «Звуки – буквы», таблица «Город звуков и букв», звуковички-девочкиУ,А, И, О, Ы, Э, звуковички – мальчики [П]-[Б] и [П`]-[Б`], звуковички – слоги,схема слова «КИТ», карточки с элементами букв, ребусы «бочка», «бабочка», «столб», «изба», «бананы», «рыбак», «панама», «стоп», «почка»;раздаточный материал: кассы букв, индив. зеркала, зелёные и синие карандаши, ручки, гибкие мягкие проволоки синего и зелёного цвета, инд. папки с набором раздат. материала: звуковые домики (схемы слов), кассы букв символы гласных звуков – красные кружки и красные крышечки, символы согласных звуков-синий, зелёный кружок + синяя, зелёная крышечка, символы глухих и звонких звуков – колокольчики, «Звуковые птички», полоски-символы слов, предложений, дем. буквы П иБ, карточки для чтения слогов с [П] и [Б].
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Вводная часть
- Орг. момент.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните плохое настроение. И вдохните в себя свежесть, доброту и красоту.
- Дид. игра «Прочитай слоги и придумай слова»
- Сядет тот, кто первый прочитает слоги и придумает слова с этими слогами:
Па…, пу…, по…, пи…, пы…, ап…, оп…, уп…; ба…, бу…, бо…, би…, бы… (с обр. слогами могут быть слова, заканчивающиеся на них.)
2. Основная часть
1. Введение в тему (проблемная ситуация):
Демонстрация куклы Вани. Также в гости с ним приходит собака.
(логопед произносит[Б] утрированно.):
- Помощник Феи Грамоты Ваня по дороге к нам встретил грустного щенка Бульку. Щенок рассказал, почему он грустит.Послушайте и вы.
- Бривет, репята! Я Пулька! Божалуйста, бомагите мне! Я всем рассказываю, что люблю угощать друзей вкусными бомидорами, люблю пегать по лугу за разноцветными папочками и живу в замечательной путке.… Но никто не бонимает меня! Бочему, репята?
- Что же будем делать ребята? Вы догадались, почему Бульку не понимают?
(Предположения детей.)
Вывод:Пес неправильно произносит [П]-[Б] и [П`]-[Б`]. Гостю нужно помочь научиться различать [П]-[Б] и [П`]-[Б`].
- Оставайся,Булька, с нами, попробуем помочь твоей беде.
2. Характеристика звуков [П]-[Б] и [П`]-[Б`] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Ребята, давайте расскажем Бульке о [П]-[Б]. Какие они? (Звуки согласные, твердые, произносятся с помощью губ - губные.)
Булька: «Знаю, знаю! Я так и говорю! Они одинаковые!»
-Ребята, как вы думаете, щенок прав? (ответы детей)
Характеристика по схеме.
- Скажите, какой [Б]?([Б] – согласный, твердый, звонкий, губной.)
- А [П]? ([П] – согласный, твердый, глухой, губной)
- Чем отличается [Б] от [П]?([П] - глухой, а [Б] -звонкий).
Определение глухости, звонкости с применением тактильно-вибрационного контроля.
Аналогичная характеристика даётся [П`]-[Б`] по схеме.
Демонстрация картинок с символами.
- С чем можно сравнить твёрдые звуки? (С кирпичом, камнем.)А мягкие? (С подушкой, облачком.)Звонкие звуки- со звучащим колокольчиком, а глухие- с незвенящим колокольчиком.
Демонстрация Города звуков и букв.
- Обратите внимание, что в этом многоквартирном доме живут парные звуки и буквы, т.е. они живут и дружат парами. Вот и [П]и [Б], [П`] и [Б`] – парные. Они всегда находятся рядом: живут рядом, дружат, гуляют вместе. Поэтому и путают их часто ребята и зверята.
3. Выделение [П]-[Б] и [П`]-[Б`]из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация [П]-[Б] и [П`]-[Б`]. (Развитие фонематического слуха и восприятия.)
- А сейчас поиграем с вами в такую игру. Я буду произносить слоги и слова со [П]-[Б] и [П`]-[Б`], а вы должны показать нужный колокольчик: звенящий или зачёркнутый. Будьте очень внимательны, иначе Булька не научится различать звуки.
- Игра «Поймай звук» (работа с символами: колокольчики)
Б,к, бь,бь,т, а, пь,бь, м,п, у, б…; па, ба, бу, пи, оп, ба, та, би, бо, ки, пу, бы, бе, да, бя, бу, пе…;бык, пуп, пух, бух, пар, бар, печь, берет, баран, бочка, почка, бабочка, папочка, пол, банка, сапог, собака, зубы, лапа, палас, зебра, библиотека, кепка, репа, рыбак, ребенок, цыпленок, береза, рубашка, черепашка, брюки….
4. Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в слогах. Анализ и синтез слогов.
- Фонетические упражнения. Развитие слухового внимания, фонем.слуха.
- Барабан стучит: «Пам, бам…» (многократно, с ускорением)
- Упр. «Повтори, не ошибись»
- Ба-па-ба, по-бо-по, би-пи-би; пе-бе-пе.
- Игра «Живые звуки» (со звуковичками: [А], [У],[О] и [Б],[П].)
- Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам [Б] и [А]. Какой слог получился? (Ба).А теперь даю вам[А] и [П].Верните слог. (Па).
- Сейчас наоборот, возьмите в левую руку красный кружок, а в правую – синий.Даю вам [А] и [Б]) Какой слог получился?(Аб).Аналогично АП.
- Сколько звуков услышали? Какой 1звук? 2?
Одновременно на столе дети выкладывают кружочками схему слогов. В тетрадях рисуют цветные кружочки.
- Возьмите в левую руку зелёный кружок, а в правую – красный. Даю вам [Б] и [И]) Какой слог получился?(Би). Так сигналит… (машина.) Дети на столах выкладывают новую» схему. В тетрадях рисуют цветные кружочки. Проводится анализ слога би. Аналогично Пи.
- Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в словах. Звуковой анализ слов.
- Игровое упражнение « Измени звук в слове» (с мячом)
Бас-пас балка-палка бидон-питон
Бар-пар бочка-почка бить-пить
Бук-пух пилить-белить бабочка-папочка
Булька-пулька борт-порт блеск-плеск
- Изменилось ли значение слов? Что означают слова? (работа с каждой парой слов).
- Игра «Измени слово» (работа со схемой слова и магн. буквами)
б | к |
- Вставьте пропущенную гласную букву. Какое слово получилось? Какие ещё гласные буквы можно вставить? (бак, бык, бок, бук.)
Вывод: Всего лишь одна буква может изменить значение слова.
- Игровое упражнение « Назови второй слог в словах»:
Жаба, репа, рыба, липа, верба, лапа, шуба, шляпа, тумба, лампа, шайба, ступа.
- Игра «Подбери слово к первому слогу»
ПА: -па, - ра, … ;БА: -тон, -гаж, -лет…; ПУ: -ля, ма, …; БУ: -кет, -мага, -тылка,…; ПИ: -рог, цца,…; БИ: -дон, сер, …
- Игра «Измени слово» (ед. мн. ч. имён сущ.-ных)
- Я буду называть один предмет, а вы – много:
Банан – бананы – много бананов;
Батон – батоны – много батонов;
Бутерброд – бутерброды – много бутербродов;
Абрикос – абрикосы – много абрикосов;
Булка – булки – много булок;
Помидор – помидоры-много помидоров;
Пончик – пончики – много пончиков.
- Развитие слухового внимания «Бабушкина игра»
- Вам бабушка прислала на наряды 100 рублей.
Что хотите, покупайте, но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названье.
Приготовились. Внимание.
Вы наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете шубу или пальто?
На голове будетберет или шляпа?
А, может быть тюрбан или платок?
На шею наденете бусы или цепочку?
Что вы выберете – брошь или пуговицы?
Жилетка будет из бархата или плюша?
-Обувь тоже со звуком Б в названии. Выбирайте: боты, сапоги, босоножки,башмаки,тапки, ботинки.
- Игра «Отгадай ребусы»: Бабочка, бочка, бусы, столб, рыбак, почка.
- Д/игра “Расшифруй слова” (по первым звукам дети расшифровывают слова пух и бух).
- Д\и «Раздели на слоги и определи место звука в слове»(Звуко-слоговой анализ. Работа со схемой слова и буквами.)
- Я буду называть слово, а выопределите место [П]-[Б] и [П`]-[Б`](в начале слова, в середине или в конце)и передвигайте букву по полоске.
(бусы, забор, баба, изба; бинт, берёза, кубикпирог, шапка, копилка, стоп.)
- Поймайте слово по звукам: б, а, б, а.Сколько слогов в слове баба? (Два).Обозначьте слово кружочками.А теперь обозначьте слово буквами.
-А сейчас ловите другие звуки: к, у, б, и, к. Какое слово получилось? (Кубик).
- Сколько слогов в этом слове?(2.) Обозначьте слово кружочками.Составление из букв слова.
- Игра «Кто или что?» (С разд. картинками.)
- Распределите картинки так, чтобы справа были картинки, отвечающие навопрос: “кто?”, а слева на вопрос: “что?”.
- Игра «1-2-5». Слова блин, папка, бабочка.
- Игра «Что из чего?»
Эти ботинки из кожи – это кожаные ботинки.
Эти сапоги из резины- это…
Шапка из шерсти, Пальто из драпа, платье из бархата, шуба из меха.
6.Физминутка«Щенок»
Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка,
Он пока, что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
я придвинул ближе плошку.
Хорошо прошел урок:
Лижет плошку мой щенок.
7. Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в предложениях.
- Игра «Слово заблудилось».
- Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.
На дереве распустилась …бочка.
В амбаре большая … почка.
- Анализ предложений. Выделение маленьких слов (предлогов).
Составление предложений с предлогами под, из-под по предметным картинкам.
8. Закрепление [П]-[Б] и [П`]-[Б`] в тексте. (Выделение из текста слов со[П]-[Б] и [П`]-[Б`]. )
- Послушайте стих. и назовите сначала слова – угощения со [П]- [П`], а затем с [Б] -[Б`].
В сумке есть у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Щенок:Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, чем угощать моих друзей и как правильно называются угощения.
9. Закрепление буквП и Б.
- Из каких элементов состоит буква П?Б? Почему буквы П иБ наполовину синего, наполовину зелёного цвета. (Потому что они обозначают 2 звука: твёрдый и мягкий.) Твёрдые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие- зелёным.)
- Почему буквы написаны в квадратиках наполовину синего, наполовину зелёного цвета?
- Письмо букв в воздухе.ВыкладываниеПиз гибкой проволоки, Б из фасоли. -
10. Работа с кассами:
1) Нахождение буквы Б в буквенных кассах.
2) Чтение таблиц (листы с таблицами на пару)
- Печатание в тетради:
- Напечатай наоборот:
Боб-(поп) баба-(папа)
- Прочитай, спиши слова, вставляя вместо пропущенной буквы б или п.
. аук, .ык, .ух.
4) Выкладывание, анализ и чтение, письмослогов типа СГ и ГС:
Ба, бу, бо, бы, бэ, би Слов: боб,бак, бык, бок, бук, баба.
5) Упражнение на развитие зрительного внимания и чтения.
- Поставь те буквы по порядку цифр, прочитайте слова и спишите в тетрадь:
132 бук
6) Закрепление правилнаписания предложений:
- Прочитайте предложение. (На доске.)Докажите, что это предложение. Сколько слов в предложении? Какое слово 1? 2? Что стоит в конце предложения?
Вывод: Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Все слова в предложении пишутся отдельно, в конце ставится точка.
Это бык. Тут баба. У бабы кот.
7) Работа с деформированным предложением:
Прочитать предложение, поставить слова в нужном порядке.
Бок, быка, у. - Убыка бок. У, кубик, Кати. – Укати кубик.
3. Заключительная часть.
- Какие звуки мы повторяли? Чем они похожи? Чем различаются?
- Дайте хар-ку [П]-[Б]. [П`]-[Б`].Какие символы будем использовать для обозначения звуков?
- Мы помогли щенку Бульке научиться различать [П]-[Б] и [П`]-[Б`].
- Вспомните картинки и слова с[П]-[Б] и [П`]-[Б`]и подарите их Бульке.
Щенок благодарит детей за помощь и прощается с ними: «Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне. Я тоже хочу учиться и обязательно запишусь в звериную школу».