Участие детей в реализации социально-образовательных проектов
Согласно ФГОС ДО одним из главных условий развития активной личности является поддержка детской инициативы. Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.
В 2022-2023 уч. г. совместно с педагогами подготовительной группы был реализован социально-значимый познавательно-исследовательский, творческий долгосрочный проект «Ремесленные профессии-профессии для души и дела».
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в соответствии с современными образовательными программами являются центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой деятельности людей. Раннее знакомство с различными видами профессиональной деятельности человека (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Знакомство с редко встречающимися, непопулярными в современном обществе ремесленными профессиями (кузнец, плотник, валяльщик) способствует развитию доступных представлений об особенностях, ценности и значимости каждого труда.
В 2023 г. данный проект занял 1 место в территориальном дистанционном педагогическом конкурсе «Лучший педагогический проект» в номинации «Групповой проект».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ремесленные профессии-профессии для души и дела", 2022-2023 уч.г. | 1.18 МБ |
Квест-игра "Калейдоскоп профессий", 2022 г. | 258.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Квест – игра
«Калейдоскоп профессий»
(подготовительная группа)
Воспитатель Балашова Л.А.
Учитель-логопед Цивилёва В.В.
Цель: Расширение кругозора воспитанников по теме «Профессии».
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
- Расширить и уточнить знания детей о профессиях: архитектор, строитель, дизайнер, врач, повар; о профессиях, связанных с различными видами транспорта
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
- Развивать связную речь, память, любознательность, мышление.
- Развивать мелкую, общую моторику
Воспитательные:
- Воспитывать качества личности ребенка: целеустремленность, инициативность, умение работать в команде,
- Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда;
Предварительная работа:
Знакомство с различными профессиями, беседы, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Айболит»; В. В. Маяковский «Кем быть»; С. Я. Маршак «Почта»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Я. Маршак «А что у вас?», загадывание загадок о профессиях, рассматривание с детьми иллюстраций о разных профессиях; дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает».
Оборудование:
Эмблемы для команд, презентация, ноутбук, экран, 2 разрезанных на части рецепта «Творожной запеканки», конфеты.
- Для станции «Стройка»: строительный материал (2 набора), схемы построек.
- Для станции «Ателье»: шаблоны –заготовки шарфов, фломастеры, нитки.
- Для станции «Больница»: карточки с изображениями: «У ребенка болит зуб», «У ребенка болит горло и ухо», «У ребенка болят глаза», «У ребенка температура» «Ребенок сломал руку», карточки с изображением врачей: «окулист», «хирург», «лор», «педиатр», «стоматолог», бинты.
- Для станции «Кафе»: два подноса, карточки меню с 4 ячейками, картинки с изображением салата, первого блюда, второго блюда, напитков и десерта.
- Для станции «Бюро Находок»: контейнер (коробка), -калькулятор, -микрофон, -фотоаппарат, -валик строительный, -полицейский жезл, -нитки с иголкой, ножницы, -шприц, фонендоскоп, -пожарная каска.
Содержание и ход квеста:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.
- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении? (ответы детей)
- А как вы понимаете слово «профессия»?
Логопед: - На свете есть много профессий. А вам нужно догадаться, о какой профессии сейчас будет идти речь.
- Словесная игра: «О какой профессии идёт речь»
Трактор водит - ……. (тракторист)
Электричку - ………. (машинист)
Стены выкрасил - ……. (маляр)
Доску выстрогал - ……. (столяр)
Дом построил нам - ……. (строитель)
В школе учит нас - ……. (учитель)
В жаркой кузнице - ……. (кузнец)
Кто все знает……. (молодец)
Звучит телефонный звонок. Воспитатель берет трубку и разговаривает по телефону.
Воспитатель: Ребята, мне позвонил наш повар Наталья Михайловна. Она сообщила о том, что потерялся рецепт творожной запеканки, а без него не приготовить запеканку на полдник. Наталья Михайловна просит нас найти рецепт. Поможем? Только как?
Логопед: Я предлагаю отправиться в страну профессий. Я знаю, что в стране профессий есть разные станции, где нас с вами ждут интересные задания, и если вы справитесь с ними, то станете обладателями части рецепта.
Воспитатель: Но попасть в страну профессий смогут только самые умные, сообразительные и дружные ребята. В нашем путешествии примут участие две команды: команда девочек «Знайки» и команда мальчиков «Любознайки».
- Девочки готовы?
- Мальчики готовы?
- 1-я команда приготовилась?
- 2-я команда собралась?
- Молодцы. Отправляемся в путешествие в страну Профессий, чтобы узнать ещё больше о профессиях и найти рецепт.
- На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). (По выбору) (Например, на поезде.)
Воспитатель: Кто управляет поездом? (машинист).
- Кто помогает пассажирам во время поездки? (Ответы детей)
- Правильно, проводник или проводница.
Итак, начнем мы свое путешествие начинаем отсчет. Помогайте 5,4,3,2,1 поехали!
Дети отправляются, имитируя движение поезда
- Ну вот мы и в стране Профессий. Ориентироваться в названиях и последовательности станций нам поможет карта. (Воспитатель демонстрирует карту) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).
- Как вы думаете, с какой станции мы начнем свое путешествие? (Ответы детей). Почему? Дети отправляются на первую станцию.
1 станция «Стройка».
(На столах для каждой команды «строительный материал», схемы построек).
- Ребята, как выдумаете с чего нужно начинать строить дом? (Ответы детей).
- Как называется профессия человека, который придумывает и проектирует дома. (Ответы детей).
- Это архитектор.
- Когда готов проект здания, дома, кто приступает к работе? (строители)
- Правильно, строители.
Задание командам: из «строительного материала» необходимо построить дом, здание по проекту-схеме.
Дети строят постройки по схемам
Воспитатель: Какие красивые дома получились, и, главное, точно по проектам (вручает часть рецепта каждой команде)
Логопед: Ребята, как вы думаете какая следующая станция? (Ответы детей)
- На чем поедем дальше? (Ответы детей). Отправляемся на самолете.
Дети имитируют полёт самолёта
- А вы знаете, кто управляет самолетом? (Ответы детей)
- Правильно, летчик
- Кто помогает пассажирам во время полета? (Ответы детей)
- Правильно, стюардесса.
2 станция «Ателье»
(На столах шаблоны шарфов, фломастеры, нитки)
Логопед: - Вот мы прибыли на станцию «Ателье».
- Как вы думаете, кто работает в ателье? (Ответы детей).
- Кто, по вашему мнению, придумывает одежду?
- Я предлагаю вам стать дизайнерами одежды.
Задание командам: оформить шарфы для мальчиков и девочек, используя фломастеры, нитки.
(В конце проводится показ
После выполнения задания логопед отдает очередную часть рецепта каждой команде)
Воспитатель: -Едем дальше! На какую станцию отправляемся? (Ответы детей).
- На чем поедем? Дети выбирают вид транспорта (Н-р машина)
- Вы можете мне сказать, кто управляет машиной? (Ответы детей).
- А какие действия совершает водитель? (Ответы детей: рулит, заводит, тормозит, заправляет, ремонтирует и. т.д.)
Дети двигаются, имитируя поездку на машине
3 станция «Кафе». (На столах подносы с картинками первых, вторых блюд, напитков и десертов)
- Ребята, по вашему мнению, кого из работников мы можем встретить в кафе? (Дети перечисляют профессии.)
- Как вы думаете, кто составляет меню? (Ответы детей).
Задание командам: Для получения части рецепта, вам необходимо стать шеф - поваром и составить меню на выбор, которое состоит из салата, первого и второго блюда, напитка.
(Команды выполняют задания.)
Логопед: Замечательно справились с заданием, получите часть рецепта. На чём отправимся дальше? (Ответы детей).
Дети по желанию выбирают вид транспорта, (например, корабль)
- Друзья, а вы знаете, кто самый главный на корабле?
- А кто моет палубу?
-Как называют повара на корабле? (Ответы детей).
Дети отправляются дальше, изображая нос корабля.
4 станция «Больница».
- Кто работает в больнице? (Ответы детей)
Задание командам: Подобрать врача пациенту, в соответствии с жалобами (Карточки с изображением «У ребенка болит зуб», «У ребенка болит горло», «У ребенка болят глаза», «У ребенка болит живот» «Ребенок ушиб ногу», карточки с изображением врачей «окулист», «хирург», «лор», «педиатр», «стоматолог».)
Проводится игра «Окажи больному помощь»
- Отлично, вручаю командам часть рецепта.
Воспитатель: Ну что, отправляемся дальше, какая станция следующая? (Ответы детей) Почему, вы так думаете? Дети выбирают вид транспорта.
5 станция «Бюро находок».
Задание детям: В контейнере предметы: калькулятор, микрофон, фотоаппарат, валик строительный, ножницы, нитки с иголкой, фонендоскоп, шприц, полицейский жезл, пожарная каска. Воспитатель достаёт, по предметам дети догадываются, человек какой профессии его оставил.
- Человек какой профессии оставил этот предмет? Какие действия он совершает? (Ответы детей).
После выполнения задания воспитатель отдает очередной пазл командам.
- Молодцы, ребята! Я отдаю вам последний пазл, и вы направляетесь в то место, откуда вы начали свое увлекательное путешествие.
- Вы получили все части рецепта. Теперь вам нужно собрать их них рецепт вместе и посмотреть, что у вас получится.
Дети собирают пазлы, в результате чего узнают, какие продукты нужны для выпечки творожной запеканки (молоко, мука, дрожжи, соль, сахар, масло
Воспитатель: спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились. Рецепт мы отнесем на кухню и вечером у нас на ужин будет вкусная запеканка.
Рефлексия:
Воспитатель: - Вот и наша игра подошла к концу! Вам понравился квест?
- Сегодня вы вспомнили очень много интересных профессий.
- Ребята, кем вы сегодня были? (Ответы детей.)
- Кому понравилось быть строителем? Дизайнером? и т.д.
Логопед: Вы думали над вопросом «Кем станете в будущем?»
Опрос детей, кем они хотят стать?
- Надеюсь, когда вы вырастите, выберете именно эту профессию.
Профессии бывают разные.
Но все они такие важные!
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр и монтер.
Все профессии важны,
Все профессии нужны!
Награждение команд.
Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали – (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Дальше нам идти пора.
Речевые игры
1. Небылицы.
Быстро дайте мне ответ
Так бывает или нет.
- Кисточкой повар размешивает суп.
А ложкой художник рисует старый дуб.
- Учительница в школе рубашки детям шьет.
Швея детишек учит и песенки поет.
- Старый добрый плотник лечит малышей,
А молоток и гвозди нужны лишь для врачей.
2. «Он-она»
- Она - балерина, он - балерун. (Нет, танцовщик. А слово «балерун» носит ироничный, шутливый характер.)
- Она - стюардесса, он - стюардесс. (Нет, стюард)
- Она - проводница, он - проводник. (Да.)
- Он - доктор, она - доктрина. (Нет, она тоже доктор. А доктрина - это совокупность официально принятых взглядов на какую-либо проблему и характер средств ее решения.)
- Он - пилот, она - пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
- Он - водолаз, она - водолазка. (Нет, она тоже водолаз. А водолазка - это тонкий обтягивающий свитер с высоким воротом.)
- Он - матрос, она - матроска. (Нет, она тоже матрос. А матроска - это матросская блуза с большим прямым отложным воротником.)
- Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это раздел науки о литературе, изучающий поэтическое творчество.)
- Она - конькобежка, он - конькобегун. (Нет, конькобежец.)
- Она - швея, он - швец. (Да, но «швец» - устаревшее слово, сейчас его называют портным.)
- Он - машинист, она - машинистка. (Да, если имеется ввиду специалист, печатающий на машинке. Нет, если имеется ввиду специалист по вождению поездов или механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством; в этом случае она тоже машинист.)
- Он - строитель, она - стройка. (Нет, она тоже строитель.)
- Он - маляр, она - малярия. (Нет, она - малярша, но это разговорный вариант.)
- Он - электрик, она - электричка. (Нет, она тоже электрик. А электричка - это вид транспорта)
- Он - штукатур, она - штукатурка. (Нет, она тоже штукатур, А штукатурка - это строительная смесь)
3. «Подбери синонимы»
Например: шофер – водитель.
- педагог-...(учитель, преподаватель);
- врач - ... (лекарь, доктор);
- космонавт - ... (астронавт);
- повар - ... (кулинар);
- голкипер - ... (вратарь);
- парикмахер - ... (цирюльник);
- фокусник - ...(иллюзионист, факир);
- стюардесса-...(бортпроводница);
- экскурсовод - ... (гид);
- арбитр - ... (судья);
- вокалист - ... (певец);
- охотник - ... (зверолов, птицелов);
- художник - ... (живописец);
- балетмейстер - ... (хореограф);
- скульптор - ... (ваятель).
4. Игра «Кто что делает? »
- Я называю профессию, а вы называете, что делает человек этой профессии.
- Врач – лечит,
- учитель – учит,
- продавец – продает,
- строитель – строит,
- художник – рисует,
- швея – шьет,
- писатель – пишет,
- повар – готовит,
- парикмахер – стрижет,
- певец-поёт,
- композитор – сочиняет музыку.