Адаптированная образовательная программа
Представлены АОП ДО, разработанные в ДОУ на воспитанников с УО на 2020-2021 уч.г. и 2022-2023 уч.г. в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
АОП ДО сочетают коррекционную и общеразвивающую программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательной деятельности для достижения целей и задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС и АООП ДО для детей с УО.
Также представлена АОП ДО для обучающегося с ТНР на 2023-2024 уч.г., разработанная в соответствии с ФГОС и ФАОП ДО для обучающихся с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АОП ДО для УО 2020-2021 уч.г. | 1.18 МБ |
АОП ДО для УО на 2022-2023 уч.г. | 1.21 МБ |
АОП ДО для ТНР 2023-2024 уч.г. | 638.58 КБ |
Результаты реализации АОП для ребёнка с УО за 2020-2021 уч.г. | 36.8 КБ |
Результаты реализации АОП для ребёнка с УО за 2022-2023 уч.г. | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся с умственной отсталостью по АОП ДО для детей с УО
в условиях логопедического пункта МАДОУ «Детский сад «Капелька» за 2020-2021 уч. г.
Ребёнок с УО был зачислен на логопункт ДОУ с логопедическим заключением Несформированность языковых и речевых средств (по типу ОНР 3 ур.). Дизартрия.
АОП ДО для ребёнка с УО разработана в соответствии с рекомендациями ТПМПК. В связи с тем, что адаптированная образовательная программа реализовалась в группе общеразвивающей направленности, в обучении и воспитании ребёнка с умственной отсталостью применялись дифференцированный и индивидуальный подходы. Коррекционно-развивающая работа учителем –логопедом осуществлялась в соответствии с расписанием индивидуальных занятий по разработанному перспективному и календарно-тематическому плану индивидуальной работы.
Ребёнок был диагностирован по речевой карте для детей с ТНР (с ОНР 3 ур.)
Обследование ребенка проводилось по следующим направлениям:
• общая характеристика речи;
• состояние голосовой и дыхательной функций, темпо-ритмической стороны речи;
• анатомическое строение артикуляционного аппарата;
• артикуляционная моторика;
• общая и мелкая моторика;
• понимание речи;
• состояние звукопроизношения;
• состояние фонематических процессов;
• воспроизведение звукослоговой структуры слова;
• лексический и грамматический строй речи;
• состояние связной речи;
• память, внимание, мышление;
• знания о цвете, форме и величине;
- пространственно-временные представления.
Также были определены критерии оценки обследуемых параметров: низкий, средний, высокий уровень.
По результатам первичной диагностики уровень развития неречевых и речевых функций ребёнка находился на среднем уровне.
В результате систематической коррекционно-развивающей работы прослеживается стабильно положительная динамика в развитии неречевых и речевых функций ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Ребёнок вступает в контакт как по инициативе взрослого, так и по личной инициативе. Сохраняется нестойкий визуальный контакт. Взаимодействие продуктивное.
Внимание достаточно устойчивое. Работоспособность на среднем уровне. Объём необходимой помощи умеренный. Помощь использует избирательно. Преобладает зрительная память и непроизвольное запоминание, сохраняет информацию длительно, воспроизводит достаточно полно. Отмечается слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, не сформирован самоконтроль (выкрикивает, комментирует увиденное, услышанное, многократно повторяет собственные высказывания). Остаётся характерным эмоциональная неустойчивость: частая смена настроения, плаксивость.
Сведения о себе, семье достаточно полные.
Определяет цвет, геометрические фигуры. Пространственно-временные представления сформированы частично.
Сохраняется общая моторная неловкость. Ограничен объем активных движений.
В мелкой моторике небольшие неточности в динамических и синхронных упражнениях.
Выполняет основные артикуляционные упражнения с лёгкими синкинезиями.
Речь замедленная, слабомодулированная, понятная для окружающих.
Звукопроизношение соответствует возрастным нормам. Нарушенные звуки исправлены. При этом в потоке речи наблюдается недостаточно чёткое звукопроизношение.
Затрудняется в воспроизведении многосложных слов, особенно со стечением согласных (пропуск слогов, звуков).
Фонематические процессы и навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Определяет наличие звука в слове, место звука в слове. Воспроизводит слоговые ряды из 3 слогов. Называет первый и последний звук в слове. Владеет слоговым (из 3-4 слогов) и звуковым анализом и синтезом слов из 3, избирательно из 4 звуков.
Понимает обращённую речь, многоступенчатые инструкции, вопросы, диагностические задания. Услышав знакомое слово, понятие, дополняет собственными размышлениями, демонстрируя широкий кругозор, достаточно высокий объём пассивного словаря. Аналогичная реакция на картинный материал. Частично понимает пространственно-временные конструкции с понятиями: сейчас, потом, сегодня, завтра и т. п. Устанавливает причинно-следственные отношения на доступном материале, понимает содержание текста, предложений.
Пассивный словарь превышает активный. В самостоятельной речи использует все части речи, но преобладает номинативный и глагольный словарь. Атрибутивный представляет собой подбор признаков по размеру, цвету, частично по другим свойствам предметов. При этом знает и употребляет в речи малознакомые, не характерные для детской речи слова на отвлечённые темы («параллелепипед», и др.) Классифицирует и обобщает предметы по основным группам: домашние, дикие животные и их детеныши, птицы, транспорт, планеты, дорожные знаки и др. Называет детёнышей животных, части тела человека, животных, частично части предметов. Подбирает знакомые, наиболее распространённые антонимы.
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Для самостоятельной речи ребёнка характерны аграмматизмы. Допускает ошибки в словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с прилагательными, числительными, глаголами («стулы», три ножа», «мама сказал» и т.д.). Затрудняется в понимании сложных предлогов. Допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.
Связная речь сформирована недостаточно. Проявляет речевую инициативу в общении. В свободном речевом высказывании использует преимущественно простые малораспространённые фразы, иногда использует сложные синтаксические конструкции. Может составить их по образцу, по заданным вопросам. Реже стал использовать высказывания стереотипного характера: многократное повторение собственных высказываний и «штампованные» фразы (высказывания окружающих, цитаты из разных информационных источников).
Понимает содержание услышанного текста. Пересказывает несложные тексты из 5-6 предложений с минимальной помощью. Пересказ полный, последовательный, сохраняет смысловые звенья. Допускает неточное употребление слов, нечастые аграмматизмы. Со стимулирующей помощью взрослого по серии сюжетных картинок составляет фрагментарный рассказ из простых предложений, несвязанных по смыслу. Характерны аграмматизмы, неточное употребление слов. Затруднена контекстная речь без опоры на наглядность, без наводящих, уточняющих вопросов.
Особый интерес мальчик проявляет к буквам (обучен методу «глобального чтения»). Читает целыми словами. Понимание прочитанного на уровне предложения частичное. Пишет отдельные слова. Упражнения на звуковой анализ и синтез выполняет, представляя графический образ слова.
Речь не соответствует возрастным нормам.
Логопедическое заключение: несформированность языковых и речевых средств (по типу ОНР 3-4 уровня).
По результатам итоговой педагогической диагностики уровень развития неречевых и речевых функций ребёнка характеризуется как выше среднего уровня.
Вывод: Сравнительный анализ результатов коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ОВЗ (с УО) в условиях логопункта МАДОУ «Детский сад «Капелька» за 2020-2021 уч. г. выявил стабильно положительную динамику индивидуального развития. Показатели увеличились в среднем на 0,8 балла, что соответствует значительному улучшению речи. Ребёнок испытывал незначительные трудности в усвоении коррекционно-развивающего и учебного материала АОП ДО.
Ребёнок выпущен из ДОУ и направлен на повторное обследование на ТПМПК с целью определения программы обучения в ОУ.
Предварительный просмотр:
Результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся с умственной отсталостью по АОП ДО для детей с УО
в условиях логопедического пункта МАДОУ «Детский сад «Капелька» за 2022-2023 уч. г.
Ребёнок с УО был зачислен на логопункт ДОУ с логопедическим заключением Несформированность языковых и речевых средств (по типу ОНР 1 ур.)
АОП ДО для ребёнка с УО разработана в соответствии с рекомендациями ТПМПК. В связи с тем, что адаптированная образовательная программа реализовалась в группе общеразвивающей направленности, в обучении и воспитании ребёнка с умственной отсталостью применялись дифференцированный и индивидуальный подходы. Коррекционно-развивающая работа учителем –логопедом осуществлялась в соответствии с расписанием индивидуальных занятий по разработанному перспективному и календарно-тематическому плану индивидуальной работы.
Ребёнок был диагностирован по речевой карте для детей с ТНР (с ОНР 1 ур.) по следующим блокам:
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
II. Изучение слухового восприятия
III. Изучение моторного развития
IV. Обследование артикуляционного аппарата
V. Изучение импрессивной речи
VI. Изучение экспрессивной речи
VII. Исследование неречевых психических функций
Также были определены критерии оценки обследуемых параметров: низкий, средний, высокий уровень.
По результатам первичной диагностики уровень развития неречевых и речевых функций ребёнка находился на низком уровне.
В результате систематической коррекционно-развивающей работы прослеживается стабильно положительная динамика в развитии неречевых и речевых функций ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Появилась возможность установления продуктивного контакта с ребёнком. Ребёнок вслушивается в обращённую речь, рассматривает картинный материал, взаимодействует с собеседником. Активно использует жестовую речь. Адекватно реагирует на неречевые и речевые звуки, различает их.
Движения в общей и мелкой моторике стали более точными, дифференцированными, выполняет простые пальчиковые упражнения. Выполняет некоторые простые артикуляционные упражнения по образцу, затрудняется в подъёме языка вверх, в выполнении тонких дифференцированных упражнений.
Произносит гласные звуки [а], [о], [у], [и], [ы], согласные [м], [м’]. По подражанию нечётко произносит звуки [э], [п], [т], [д] в звукокомплексах, коротких словах. Звукопроизношение носит диффузный характер. Грубо нарушено. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Определяет наличие гласного звука в ряду звуков, частично в ряду слогов (нестабильно). Соотносит гласные звуки с символами звуков.
Знает и отзывается на свои имя и фамилию. Понимает речь в пределах обиходно-бытовой речи. Понимает и выполняет 2-ступенчатые инструкции. Соотносит предметы с их названием, назначением. Классифицирует некоторые предметы и понимает некоторые обобщающие понятия на знакомом материале («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Животные» и др.). Дифференцирует действия объектов, некоторые свойства предметов. Понимает значения простых предлогов В, НА, ИЗ в контексте обращённой речи. Понимает содержание некоторых простых сказок, рассказанных по серии сюжетных картинок, показывает героев, иллюстрации по тексту.
В активном словаре до 20 звукоподражаний, слов, произносимых сопряжённо и отражённо, преимущественно существительных, несколько глаголов, местоимений, Появляются простые фразы из 2 слов: «Это мама. Мама иди. Иди туда.» Накопление активного словаря происходит медленно.
Различает формы ед. и множ. числа по вопросам: «Где один?», «Где много?», частично ум.-ласк. форму сущ-ных по вопросам: « Где большой?», «Где маленький?»
С помощью взрослого частично классифицирует предметы по форме, размеру, цвету. Складывает самостоятельно некоторые знакомые разрезные картинки из 2 - З частей. С помощью взрослого складывает фигуры из палочек по образцу (3-6 палочек), например, дом.
По результатам итоговой педагогической диагностики уровень развития неречевых и речевых функций ребёнка характеризуется как средний уровень и ниже среднего уровня. Логопедическое заключение: Несформированность языковых и речевых средств (по типу ОНР 1 ур., переход на 2 ур.)
Вывод: Сравнительный анализ результатов коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ОВЗ (с УО) в условиях логопункта МАДОУ «Детский сад «Капелька» за 2022-2023 уч. г. выявил стабильно положительную динамику индивидуального развития. Показатели увеличились в среднем на 0,5 балла, что соответствует незначительному улучшению речи. Ребёнок испытывал значительные трудности в усвоении коррекционно-развивающего и учебного материала АОП ДО.
Направлен на повторное обследование на ТПМПК с целью определения программы обучения в ОУ.