Использование ИКТ
Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффективный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Для оптимального и безопасного использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми соблюдаю ряд методических рекомендаций:
- ИКТ должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций (например, работа с компьютером на одном занятии с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин. от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизическим возможностям ребенка;
- Организация и методика проведения занятия с использованием ИКТ соответствует методике проведения традиционных занятий. Занятие включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с применением ИКТ.
- При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
- Обязательно использовать на занятиях традиционную предметно-развивающую среду - игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
- С помощью программы Мicrosoft Роwег Роint я разработала несколько видов мультимедийных презентаций:
- презентации для эпизодического включения в занятия;
- презентации для индивидуальных занятий по автоматизациии дифференциации звуков, по лексическим темам;
- игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.
Ссылки на презентации: https://docs.google.com/presentation/d/1vuHqTK3wh0...
https://docs.google.com/presentation/d/1LewL0a_fXU...
Разрабатывая к занятиям различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др.
Ссылка на интерактивную игру: https://docs.google.com/presentation/d/1u7QjFh2onp...
- В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, интерактивные тренажёры «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет» издательства «Учитель», Интерактивные онлайн-игры на портале Мерсибо и др.
- Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал более активным, а не пассивным. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Использование «Умного зеркала» позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Ссылка на видеофрагмент занятия: https://drive.google.com/file/d/18OeI1bS9dvoOr6OrD...
С помощью шаблонов игр, конструктора игр, конструктора занятий, используя изображения в библиотеке, игровые механики и анимации, самостоятельно создала несколько интерактивных игр (на сортировку, классификацию, исключение четвёртого лишнего и др.) и занятий.
Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: старшими дошкольниками, их родителями и педагогами.
Использование компьютерной программы Power Point помогает мне в совместной работе с педагогами нашего ДОО, в предоставлении опыта своей профессиональной деятельности на муниципальном уровне (РМО учителей-логопедов, педагогов ДОО) а именно: сделать семинары-практикумы, мастер-классы, консультации увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы воспитателей и специалистов; помочь воспитателям в подготовке к родительским собраниям, открытым занятиям и мероприятиям.
Ссылки на презентации для педагогов: https://docs.google.com/presentation/d/18k3hb_bgIB...
https://docs.google.com/presentation/d/10RkumOyHEK...
Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях: составляю анкеты для родителей, разрабатываю печатный игровой материал для закрепления дома, буклеты, памятки, использую презентации для родительских собраний, мастер-классов и консультаций для родителей.
Ссылки на презентации для родителей: https://docs.google.com/presentation/d/1tdFqp5uPuB...
https://docs.google.com/presentation/d/1w0Cgpoi7Et...
Ссылка на буклет для родителей: https://docs.google.com/document/d/1770trK55_zGAIv...
Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают рядом преимуществ:
Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
- индивидуализирует обучение;
- формирует у ребенка активную позицию в коррекционно-развивающем процессе;
- обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:
- ведение документации в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
- позволяет создавать наглядно-дидактический, раздаточный материал к занятиям, раздаточный печатный материал для индивидуальной работы с детьми дома;
- компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее, совершенствующее логопедическую работу.
Кроме всего вышесказанного создала свой сайт в социальной сети для работников образования, который использую для общения с коллегами, транслирования личного опыта своей профессиональной деятельности и изучения опыта коллег.
https://nsportal.ru/tsivileva-viktoriya-viktorovna
:
Зарегистрирована на сайтах "Инфоурок" и "Логобург"
https://infourok.ru/user/civilyova-viktoriya-vikto...
Использую интернет-ресурсы:
- для подбора иллюстративного, дидактического материала к коррекционно-развивающей деятельности с детьми, а также для оформления тематических информационных стендов для родителей;
- для поиска конспектов занятий, других методических разработок;
- для повышении собственной профессиональной квалификации (дистанционные курсы переподготовки, в самообразовании);
https://nsportal.ru/node/6264454
- для участия в форумах, для изучения инновационных технологий, методических разработок коллег, публикации собственных методических разработок;
https://nsportal.ru/node/6281858
- для участия в профессиональных конкурсах;
https://nsportal.ru/node/6196755
- для участия детей с речевыми нарушениями в творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях;
https://nsportal.ru/node/6264305
Использование ИКТ стало неотъемлемой частью моей логопедической работы.