Технологии
Описание технологического обеспечения деятельности Алагуевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 601.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Путь, который проходит ученик от Человека к Личности, неизмеримо сложен. Человек есть саморазвивающееся существо, он развивает, учит, воспитывает сам себя. Но этот процесс не происходит сам по себе, поэтому нужен учитель, но не как «надзиратель», «скульптор», а как помощник, защитник, советник, образец для подражания.
Моя философско-педагогическая позиция следующая:
-Я создаю условия для развития творческого мышления у своих учеников;
-Я обеспечиваю попадание своих учеников в ситуацию поиска;
-Я поддерживаю учеников, помогаю им, если это необходимо;
-Я не даю им готовых решений и не навязываю свою точку зрения;
-Я тружусь, чтобы настоящее стало светлей и лучше.
Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Задачи педагогической деятельности:
- создание условий для творческого развития ученика;
- перенос акцентов с преподавательской активности учителя на учебную деятельность,
основанную на творчестве и ответственности самих учеников;
- единение обучения и воспитания;
Вся моя педагогическая деятельность выстраивается согласно программе «Выявление и развитие творческого потенциала учащихся» (1994 г.), эффективность реализации которой зависит от педагогических условий образовательного процесса, оказывающих прямое влияние на уровень обученности и воспитанности школьников:
Учить | Педагогические условия |
творчески учиться | Системно- деятельностный подход; Технология ТРИЗ Метапредметные задачи; ИКТ; Интегрирование; |
творчески жить | Работа в системе дополнительного образования; |
творчески общаться | Реализация Воспитательной программы; Деятельность сообщества «Школа успеха»; Введение карт индивидуального саморазвития; |
Учить творчески учиться
- Системно- деятельностный подход.
В основу ФГОСов положен системно- деятельностный подход, ориентирующийся на результаты образования. Процесс учения при этом понимается и как усвоение системы знаний, умений и навыков, и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Программа выявления и развития творческого потенциала учащихся реализуется на положениях СДП.
В 2007 г. на Всероссийской научно- практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы» мною был сделан доклад «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы», опыт был одобрен и представлен к публикации. Тогда были уловлены будущие изменения в образовании почти интуитивно, сейчас правильность пути подтвердилась (тезис из статьи: «Учитель приобретает новую роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, т.е. учиться творчески».
Изучение ФГОСов позволило сделать вывод о том, что основная педагогическая задача- организация условий, инициирующих детское действие.
- Метапредметное содержание
Метапредметное содержание как основа реформирования образования и занимает в Программе выявления и развития творческого потенциала учащихся ключевые позиции.
В этом учебном году творческая группа по подготовке школьных педсоветов проработала материалы, связанные с метапредметностью, были сделаны выводы:
1. Определение сути метапредметного содержания- сопоставление определений А.В. Хуторского (содержание) и Ю.В. Громыко (деятельность). На стыке трактовок мною был составлен сборник метапредметных задач- текстов упражнений по русскому языку (5 класс). Традиционным упражнениям я придала творческий характер.
Например, задание к рассказу Л.Н. Толстого «Голова и хвост змеи»: Определите жанр произведения. Объясните мораль. Расскажите о змее (знания из басни Л.Н.Толстого). Объясните графически пунктуацию при прямой речи: «Хвост змеи заспорил с головой: кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь, нет глаз и ушей». Хвост сказал: «Но во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился».
Решение метапредметных задач- это выход из системы предмета в надсистему, т. е. в разные области знаний и деятельности, что формирует целостную картину мира.
2. Различение метапредметных задач построено на определении способов решения, при этом общими остаются деятельностные единицы- способы мышления и деятельности, которые осваивают учащиеся. Задачи отличаются вопросами: проблемные (творческий вопрос), логические (Что за чем?), эвристические (Что?), изобретательские (Как?), исследовательские (Почему?), ассоциативные и т.д.
Например, составьте гирлянду ассоциаций от слова из поэтического текста. Следите, чтобы гирлянда уходила в новые области знаний и деятельности.
Включение в урок такой метапредметной задачи работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, и на продвижение учебного предмета, т. к. позволяет осмыслить на творческом уровне учебный материал.
Предметный подход | Метапредметный подход |
Базовые сведения одной науки | Представление сведений из разных наук |
Узконаправленность | Выход смыслового поля на метауровень |
Разрозненные знания | Формирование целостной картины мира |
Недостаточное осмысление мира | Философское осмысление мира |
Нет осознания личной связи с миром | Осознание личной связи с миром |
Предметоцентризм | Интегративность |
Предметность | Предметность + надпредметность |
3. Составление метапредметных задач основывается на попытке синтезировать опору на виды деятельности; применение набора видов деятельности по учебным программам по предмету; создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения.
Например, задание: 3-4 тысячи лет назад люди не умели писать и общались с помощью рисунков. Расшифруйте вопрос. Ответьте рисунком.
Метапредметное содержание проходит сквозной линией через многие учебные предметы, формирует УУД, придают знаниям учащихся получают личностно и культурно значимое воплощение, потому что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения…» (В. В. Давыдов).
- Интегрирование (Приложение 1)
При реализации Программы выявления и развития творческого потенциала учащихся меняются ценности образования, в частности, это обучение на интегративной основе. Интеграция– это не простое объединение частей в целое, а система, ведущая к количественным и качественным изменениям, имеющая различные уровни.
Внутрипредметная интеграция знаниевого уровня заключается в использовании содержания учебных дисциплин. Примером интеграции по вертикали является интегрированный урок. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Перекрестные дебаты- фрагмент интегрированного урока «Древняя Русь. Культурные образы государства»: Какое произведение имеет больше соотнесенности с историей: былины или сказка М.Е. Салтыков- Щедрина «Богатырь»?
Межпредметная интеграция методологического уровня заключается в использовании законов одной дисциплины при изучении другой.
Программа интегрированного курса «Литература- История».
Из Пояснительной записки к программе: «Построение модели учебного процесса на интегративной основе происходит по-разному. Одной из моделей является интеграция содержания предметов, входящих в одну образовательную область или в один блок. Сущность программы- изучение предметов не цель, а средство изучения мира».
Принципами интеграции материала в программе являются параллельное изучение материала блоков; совместное изучение материала в двух блоках; совместное использование теоретических понятий; решение совместных задач и проведение общих зачетов для проверки усвоения универсальных способов деятельности: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; проведение информационно-смыслового анализа текста; использование знаковых систем.
Фрагмент интеграции курса «Литература- в Истории, История- в Литературе»
Блок "Литература" | Блок "История" |
Житийный жанр в древнерусской литературе. "Житие Сергия Радонежского". Статья "Люди Древней Руси". Летописец Нестор. «Повесть временных лет». | Древняя Русь: люди и события. Образование древнерусской народности. Русская правда. Принятие христианства на Руси. |
"Житие протопопа Аввакума". Протопоп Аввакум. Картина В. Сурикова "Боярыня Морозова". | Раскол в православной церкви 17в. Семейские в Забайкалье. |
Интерес А.С. Пушкина к истории. Основа повести "Капитанская дочка". Историческая правда и художественный вымысел в повести. | Пугачевское восстание: правда и вымысел. Самозванцы в истории России. Пугачёв и Екатерина II. |
Интегрированный урок- диспут «Пугачев: борец за правду или лжец, самозванец»: Что понял верно и чего не понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании? | |
Гоголевская Россия. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Уездный город и его обитатели. | Государственное устройство в России. Табель о рангах. |
Интегрированный зачет по пьесе Гоголя «Ревизор» Письменные работы: В уездный город приехал настоящий ревизор... Россия первой половины 19 века | |
Жизненные источники рассказа Л.Н. Толстого "После бала". | Историческое время. 90-е годы 19 века. Деспотия, рекрутство. |
Интегрированный урок « Дню Победы посвящается» (заседание дискуссионного клуба) Литературно-музыкальная композиция «Когда гремели пушки» Диспут «Что мы знаем о войне» | |
Конференция «Литература- История» «Время на страницах книг» |
Самоанализ программы:
1. расширение рамок предметных знаний
Курс обладает большим гуманитарным потенциалом: общие историко-литературные проблемы, при решении которых могут составляться интересные интерпретации, что само по себе особенно ценно для современного человека.
2. активизация мыслительной деятельности
Изучение всех предметов должно быть не целью, а средством изучения мира, возможностью проникать в сущность изучаемых проблем. Известный русский психолог Я. А. Пономарев говорил: "Мышление – необходимая предпосылка всякой другой деятельности, ибо любая деятельность в конечном итоге есть его свернутый и переработанный итог". С введением данного курса расширяются возможности осуществления межпредметных связей, что влечет за собой формирование самостоятельности мышления и познавательного интереса. Целесообразностью данной интеграции также является широкое применение навыков сопоставительного анализа в других учебных предметах. Большое количество педагогических технологий посвящены развитию мышления, формированию научного мировоззрения. Одним из решений этой проблемы может послужить внедрение в среднюю школу интегрированного курса истории и литературы.
3. формирование УУД (поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; проведение информационно-смыслового анализа текста).
4. организация самостоятельной учебной деятельности
Программа курса позволяет построить систему работы так, что почти все задания выполняются на опережение. Предупреждающие задания дают возможность проявить творческий подход к содержанию заданий, в основном творческих.
Программа курса была апробирована в течение 3 лет, получила положительные отклики после открытых уроков и мастер класса на Республиканском семинаре «Школа- территория толерантности» и школьном семинаре «Из опыта работы», в настоящее время нами, авторами программы готовится сборник интегрированных заданий.
Интеграция иного уровня не ограничивается вертикалью или горизонталью, она ведет к новому знанию, выраженному в общенаучных категориях. Это идея совмещения вертикали и горизонтали, происходящего на основе осознания, что мир познается и эмоционально, и рационально с помощью ключа- смысловой цепочки зависимостей. Этот механизм универсален и применим к изучению любого субъекта, предмета, явления. Каждый сможет составить свою «ключевую» комбинацию. Опыт работы по программе спецкурса «Тайны художественного текста» представлен на межвузовской конференции БГУ, посвященной юбилею А.П. Чехова.
Интегративный анализ рассмотрим на примере литературы, ведь, по мнению Л.С. Выготского: «Литература- такая же реальность, как и сама жизнь». Но отношения литературы и действительности- это полное несовпадение: текст создает свою реальность, игнорирует действительность. Задача- понять эту реальность и создать личный продукт.
Разработка урока по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Урок- это педагогическое творение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Процесс интегрирования- это огромный труд учителя и ученика, это жизненная необходимость, ведь мир- это не осколки.
Процесс познания делится на три этапа: создание проблемной ситуации, выделение информации, работа по смысловой цепочке.
А.П. Чехов—мастер подтекста. Читатель может ничего не заметить в рассказах. Здесь необходима интеграция мыслительных процессов, чтобы ученик «Чехова принял, как он есть, в пантеон своей души» (А.А. Блок). Чеховская краткость подразумевает мобилизацию опыта, который невелик, и текст не воспринимается: почему это смешно?
Первый этап- проблемная ситуация: «Чехов после раздумий включил в сборник рассказ «Толстый и тонкий» и написал: «Хочу, чтобы меня поняли». Рассказ «Толстый и тонкий»- путь к пониманию писателя.
Второй этап- выделение информации: фактуальной- чтение; концептуальной- беседа; подтекстовой- обращение к автору.
Третий этап- выстраивание цепочки зависимостей: звук- слово- - фраза- текст- произведение- литература- искусство- культура- духовность- общество- опыт. Это цепочка- путь от звука до высот духовности.
-Рассматриваем звуковую оболочку имен по схеме Л.С. Выготского.
В именах видна многослойность. Нейтральная информация- по теории М.Журавлева. Фактуальная: Герострат сжег храм Артемиды, чтобы обессмертить имя. Эфиальт- предатель, он указал путь персам. |
-Определяем портрет, включив все органы восприятия через раздражители. Вывод: у героев разное положение, но они рады встрече. Но что-то произошло, ведь в начале - «оба были приятно удивлены»; а в конце «все трое были приятно ошеломлены». Представление о высокомерии Толстого меняется: он просто сообщает о своей карьере. Но это поражает и Тонкого, и его сына: чинопочитание идет из поколения в поколение.
-Выстраиваем ассоциативные цепочки «тонкий» и «толстый». Когда ассоциации делают текст стереоскопичным? Художественность не требует особого исследования, но настоящий читатель «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая» (Гете).
-Определяем героев по схеме Льва Гумилева: «В человеке все сочетание аттрактности и пассионарности»:
Первое: у героев аттрактности нет. Второе- пассионарность героев- устремленность. Толстый и Тонкий- обыватели. Поэтому Чехов так беспощаден, ведь «его врагом всегда была пошлость». |
-Заменяем конкретным названием безликий вокзал. Исчезнет «литература». Явление вне времени, вне пространства, а происходит действие на вокзале- символе движения. Герои никуда не едут, и речь идёт о застойности.
-Вычитываем «подтекст», он постоянно меняется: речь не о социальном различии, в рассказе высмеивается самоуничижение, когда человек не ощущает себя человеком- другом, и от этой низости мерзит. Ученик смотрит на мир глазами Человека: мир Чехова- не хаос и не гармония, ведь ему известен «нормальный» закон: «Я правдиво, художественно опишу жизнь, и вы увидите то, что не замечали: отклонение от нормы…».
Самоанализ урока:
Образовательная напряженность
Изучение рассказа Чехова- сложный процесс, поскольку ученик задумывается над собственными отношениями. Работа по смысловым цепочкам согласуется с задачами литературного образования и строится на основе СДП, при котором метапредметные задачи представляют интегрирование материала на ином уровне.
Уточнение образовательного процесса
Объектом образовательного процесса становится и текст, и способ его анализа. Урок диагностируем: учащиеся не только меняют первоначальное представление, но и получают возможность применения универсального способа познания.
Конкретизация заданий
Каждое задание конкретизируется точными вопросами, решается с помощью схем, таблиц, кластеров, логично накапливает мини- выводы, ведущие к объемному итогу. Человек должен уметь смотреть на мир глазами Человека: видеть прекрасное, беречь его, наслаждаться им- творить в слове.
Решение ситуации
С целью развития образного восприятия и познавательного интереса к творческим видам деятельности художественный стиль учащихся оттачивается в форме коллективных этюдов по литературе. Такая работа повышает культуру личности школьника. Акцентируя внимание на общепринятом значении слова «катарсис»- очищение, Л.С. Выготский в книге «Психология искусства» писал: «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии». Решение ситуации- психологические процессы.
Демонстрация образовательной продукции
Весь арсенал УУД концентрируется в творческой мастерской: написание сценариев «Поведи себя иначе», конкурсы литературно- творческих работ «Просто Табель о рангах», психологические тренинги «Поведение жены и сына», анонс литературного сборника «Измени мир вокруг себя», создание сборника рассказов в стиле Чехова.
Рефлексия
Сергей Довлатов писал: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. Однако похожим быть хочется только на Чехова». Чтение- это огромный труд, и научить воспринимать этот труд как жизненную необходимость- задача учителя- словесника, а если его ученики видят прекрасную цель, открывая каждый раз книгу, значит, он воспитал гордых и счастливых людей.
Генеральной целью совершенствования образования является повышение качества образования, что без изменения содержательной стороны программного материала, внедрения инновационных технологий, современных средств обучения достичь невозможно. Важно, чтобы полученные знания, развившиеся умения и приобретенный опыт школьника воплотились в его творческой деятельности.
Учить творчески жить.
Внеклассная работа (Приложение 2)
Внеклассная работа по предмету – это ведение спецкурсов, элективных курсов и факультативов, проведение внеурочных мероприятий. Актуальность и своевременность курсов обусловлены требованиями времени: современным состоянием гуманитарной науки, в частности– изменением научной парадигмы и кристаллизацией новых исследований, а также объективными условиями изменившегося мира в целом.
- Элективные курсы, спецкурсы, факультативы
Меняются образовательные поля не только при расширении программного материала, но и благодаря программам дополнительного образования. Система дополнительного образования призвана помочь ученику определить интересы и направления, является очень важным компонентом программы выявления и развития творческого потенциала.
Работа по созданию программ начинается с изучения спроса, так решается мотивационная сторона дополнительного образования. Основная цель- содействие формированию образованной, творческой личности, открытой для общения и способной к культурному взаимодействию.
Программно-методическое обеспечение педагогической деятельности
Цепочка зависимостей | Программно-методическое обеспечение | Экспертиза |
Звук Слово Словосочетание Предложение | Рабочие программы по русскому языку (5- 9кл.) Рабочие программы по русскому языку (10-11кл.) Спецкурс «Развитие речи» (6-8 класс) | Утверждены на заседании МО |
Фраза текст | Программа подготовки к ОГЭ (9 кл.) Программа подготовки к ЕГЭ (11 кл.) Спецкурс «Теория сочинений» (9 класс) | Утверждены на заседании МО |
Текст Произведение | Рабочие программы по литературе (5-11кл.) Факультатив «Стилевое единство текста» | Утверждена на заседании МС |
Литература Искусство Культура Духовность | Элективный курс «История литературы» Интегрированный курс «История и Литература» Факультатив «Воспитание творческого читателя» Спецкурс «Слово- Образ- Смысл» | Рецензия Гармаевой С.И. Утверждена на заседании МС |
Общество Опыт | Факультатив «Язык и культура» Спецкурс «Успешная коммуникация» | Презентация |
Синтез | Комплексная программа образования | Презентация |
Все программы дополнительного образования получили внешнюю рецензию, одобрены, рекомендованы к публикации. Программа признана «История мировой литературы» лучшей на региональном конкурсе.
Фрагмент программы элективного курса «История мировой литературы».
Представление Поэтика
Евразии = символическое понятие мифотворчество
Идеология
Цель курса - наполнение системы знаний учащихся о культуре народов мира.
Задачи изучения элективного курса:
- ориентирование интересов школьников к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа и других народов;
- представление одного из фрагментов культурной эволюции;
- понимание культуры как совокупности жанров и символов, передающих смыслы;
Занятия элективного курса- литературно- творческая мастерская.
Сравнительный анализ произведений искусства | Работа с театром, культурными центрами | Просмотр и обсуждение спектаклей |
Написание сценариев по своим работам | Литературное творчество | Публикация лучших творческих работ |
Конкурсы литературно-творческих работ | Работа элективного курса | Творческие встречи |
Уроки русского языка | Уроки литературы | Уроки развития речи |
Межпредметные связи |
Сложно определять результативность по внешним проявлениям, но всё же на данный момент именно они являются критерием успешности внеурочной деятельности. Содержание программ спецкурсов, элективов и факультативов и атмосфера занятий ведут к воспитанию креативной личности, способной на поиск и творчество.
Результативность информационно-методической деятельности
Инновационные образовательные программы, проекты
Программа спецкурса «Успешная коммуникация». (Приложение 8)
Пояснительная записка
Программа специального курса «Успешная коммуникация» по русскому языку рассчитана на учащихся 7- 9 классов МАОУ «СОШ №49» и разработана в качестве сопровождения примерной программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского (Москва, Просвещение, 2007), государственного стандарта (от 5.03.2004 № 1089) и федерального базисного учебного плана (от 9.03.2004 № 1312).
Силе слов в обществе зачастую не придается должного значения. Способность к самовыражению воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Между тем устная форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление в звуковой форме (говорение) речевых высказываний, осуществляется при непосредственном контакте собеседников. Для устной формы характерны избыточность (повторы, уточнения, пояснения); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.
Важно не только уметь построить устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию с соблюдением правил культуры речевого общения, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Хорошие навыки общения - это фундамент всех взаимоотношений и ключ к успеху. То, как мы передаем наши мысли и чувства другим и ощущаем разницу между собой и другими, может определить характер наших взаимоотношений. Все конфликты происходят, потому что люди не знают речевых способов выхода из конфликтов. Всем людям нужно научиться апеллировать к сложному набору межличностных речевых навыков, чтобы выстраивать отношения.
Обновленные цели обучения в современной школе, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития данного курса и приоритетные направления в его преподавании.
Современный этап развития методики диктует новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции и уровень развития универсальных учебных действий. Ключевые компетентности и УУД рассматриваются как конкретизированные цели образования.
Цель программы– создание условий для формирования у учащихся
- Языковой компетенции (расширение знаний о русском языке, его устройстве и лингвистическом функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, понятия о функциях и значимости общения в повседневной, учебной и деловой сферах деятельности человека, этикетных единицах и особенностях их употребления);
- Культуроведческой компетенции (усвоение основных норм и правил ведения беседы, переговоров, спора; разрешения конфликтных ситуаций общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике);
- Коммуникативной компетенции (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- Интеллектуальной компетенции (сравнение и сопоставление, синтез, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- Информационной компетенции (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- Организационной компетенции (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию);
Задачи программы:
- Воспитательные (создание модельных ситуаций речевого совершенствования);
- Познавательные (обогащение запаса слов и расширение круга этикетных единиц);
- Развивающие (определение формулы речевого этикета);
- Валеологические (создание комфортной психологической обстановки, организация двигательной активности);
Содержание курса.
В разделах курса подробно освещены такие актуальные вопросы общения, как формы и виды коммуникаций, комплименты, критика и споры, проблемы общения в конфликтной ситуации, стратегии разрешения конфликта, рассмотрены понятия деловых переговоров. Учащиеся знакомятся с разновидностями диалога - дискуссией, полемикой, дебатами как жанрами риторики, что предполагает развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование интереса к общению, повышение мотивации учения, развитие внимания.
Ведущие принципы.
Общедидактические принципы построения программы: связи обучения с жизнью, научности, целенаправленности, интерактивного подхода, наглядности обучения, развивающего обучения, доступности, систематичности и последовательности- дополняются частнометодическими (лингводидактическими) принципами: обучения русскому языку как полифункциональному явлению, межпредметных связей, текстоцентричности.
Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры
Распределение содержательной стороны программы по классам:
7 класс- Общение- путь к согласию
8 класс- Культура речи - одно из условий культуры общения
9 класс- Деловое общение
Прогнозируемые умения:
- Владеть основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика).
- Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
- Быть способными извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров.
- Выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно, сжато.
- Выборочно передавать содержание текста.
- Решать задачи учебно-исследовательской деятельности при выполнении проектов, в тренингах, диспутах, дискуссиях, дебатах, конкурсах и т.д.
- Давать определения, доказывать и аргументировать свои суждения.
- Опознавать и классифицировать виды и ситуации общения; использовать правила речевого поведения, приемы и способы эффективного общения в собственной практике.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса
Деятельность учителя и ученика на занятиях спецкурса предполагает использование методов и средств традиционных, так и нестандартных. Приобретение учащимися практических навыков общения требует особой организации деятельности учителя и ученика в рамках данной программы. Это использование различных форм: сочинение по притче, лабораторная работа, создание ассоциаций, решение ситуативных задач, интеллектуальные игры, защита проекта, критический анализ, психологический тренинг, ролевая игра.
Предлагаемые методы усовершенствуются тем, что используют концепцию мозговой атаки. Они проводятся в ситуациях, когда необходимо генерирование новых идей. Происходит накопление и фиксация этих идей, после чего они подвергаются критическому анализу. Поэтому основными являются принципы отсроченной оценки и перехода количества в качество. На этапе выдвижения идей запрещена их критика, поощряются количество, а не качество, использование свободных ассоциаций и фантазирование, комбинирование уже высказанных идей. Мозговая атака может проводиться в группах по 5 - 12 человек как устно, так и письменно. В последнем случае каждый из шести участников группы в течение 5 минут излагает три идеи, передавая для их улучшения или преобразования список по кругу. Группа экспертов даёт им оценку.
Речеведческий анализ публичных выступлений в процессе игры- строение текста, стиль речи, тип речи, связь предложений, тема и основная мысль автора, изобразительно-выразительные средства и синтаксические фигуры и т.д. - предполагает развитие интеллектуальных способностей учеников, их интуиции, а в конечном счете, приобретение лингвистической зоркости и заинтересованность учеников. Кроме того, эта работа поможет сформировать у учащихся; устойчивые навыки самостоятельного составления текста, стилистического чутья, познакомит их с определенными текстовыми «клише», используемые в типичных, ситуациях речевого общения.
Стандарты II поколения направлены на достижение особых образовательных результатов, для достижения которых учитель осваивает новые педагогические методы и средства, а именно метапредметные задачи как интеллектуальные задания, состоящие из вопроса или цели, условий выполнения действий, требований к действиям (т.е. характеристики действия).
Система оценивания
Структура задачи: «известное» и «искомое», и решение задачи- это процесс преобразования начальной ситуации в конечную диктуют особые формы контроля. Формы текущего и итогового контроля как традиционные, так и нестандартные. Нестандартной в школе является накопительная оценка по определенным критериям оценивания, при которой основным способом является наблюдение.
Критерии оценивания
Эффективность решения (Достигнуто ли требуемое в задаче?) | ||
0 | По решению неясно, как можно достигнуть результата; | Нет или 1 пример; |
1 | Некоторые моменты решения не продуманы; | 2 примера; |
2 | Решение позволяет четко понять, как достигнуть результата; | > 3 примеров; |
Оптимальность (Оправдано ли такое решение?) | ||
0 | Решение слишком громоздкое; использование множества приемов не оправдано; | Однотипные примеры; |
1 | Решение оптимально, моменты процесса решения можно значительно упростить; | Примеры из 2 областей жизни; |
2 | В решении использован метод, емкое, четкое, оптимально «красивое» решение; | Все примеры из разных областей; |
Разработанность (Достаточно ли описан ход решения или решение на уровне идей?) | ||
0 | Не описан или не понятен ход решения задачи | Нет примеров |
1 | Решение на уровне идей, их можно довести до конца | Нет пояснений |
2 | Грамотно описано решение и обоснованы все действия | Пояснения примеров |
Оригинальность (Решение новое или обыденное?) | ||
0 | Решение стандартное; | у 50%; |
1 | Решение встречается в ответах редко; | у 5- 10%; |
2 | Решение оригинальное | менее чем у 5%; |
Программа разработана для учащихся 7-9 классов. Курс предполагает преемственность, так необходимую для содержания спецкурсов.
Курс «Успешная коммуникация» рассчитан на 3 года, он поддерживает программу русского языка в профильных классах, но может быть использован и в общеобразовательных классах. Программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 1 час в неделю- дополнительный час в рамках действующей образовательной программы).
Содержание
Общение (16 ч.)
Слово как основа общения. Критерии эффективной речи. Устное и письменное общение. Вербальная и невербальная коммуникация. Культура речи как средство самопрезентации. Речевое развитие и общение. Влияние личностных качеств на общение. Поведение в диалоге. Основные принципы построения монологической речи.
Истина в споре (10 ч.)
Функции «Я». Сила и слабость «Я». Проблема социальной зрелости личности. От «Я» к «МЫ»- правила межличностных коммуникаций. Законы и правила общения и отношений. Дискутирование как определенный этап в налаживании отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Проблемы самоопределения личностного роста. Суть переговорного процесса.
Конфликт (8 ч.)
Природа конфликта. Эскалация соперничества. Общение в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта. Совместное решение проблемы. Препятствия для решения проблемы. Выгоды сотрудничества. Обсуждение, критика. Суть комплимента. Неагрессивное речевое поведение. Психологический аспект в решении конфликтной ситуации.
Учебно- тематический план курса «Общение- путь к согласию» (7 класс)
№ | Содержание | Формы работы | часы |
Раздел 1. Общение (16 ч.) | |||
1.1. | Секреты Волшебницы Речи. | Презентация. Практикум | 4 |
1.2. | Говорить и слушать. | Деловая игра. Практикум | 3 |
1.3. | Магия личности. Самопрезентация | Практикум | 4 |
1.4. | Говори один, говори со мной | Деловая игра | 3 |
Раздел 2. Истина в споре (10 ч.) | |||
2.1. | Могу поспорить. Хитрости дискуссии | Беседа | 4 |
2.2. | Правила убеждения. Поиск истины | Практикум. | 4 |
2.3. | Искусство в споре побеждать. Дебаты. | Развивающие упражнения | 4 |
Раздел 3. Конфликт (8 ч.) | |||
3.1. | Общение в конфликте | Теоретический семинар | 2 |
3.2. | Комплименты | Практикум | 2 |
3.3. | Переговоры. Искусство мириться… | Эвристическая игра | 1 |
Комплексная контрольная работа (1 ч.) |
Содержание
Культура общения в жизни общества (6 ч.)
Культура речи и культура общения. Критерии хорошей речи: информационная насыщенность, логичность, точность, ясность, простота, правильность, образность.
Информация (6 ч.)
Роль информации в жизни человека. Различение разных видов информации.
Построение речевого высказывания (5 ч.)
Типы речи. Логичность как основной компонент рассуждения. Прозрачность речевого высказывания. Аргументация. Простота и витиеватость высказывания.
Правильность речи (9 ч.)
Богатство языковых средств как основа хорошей речи. Трудности произношения. Лексические средства языка. Многообразие значений слова. Использование в речи социально ограниченной лексики. Речевые ошибки. Способы устранения ошибок в словообразовании. Правильное употребление частей речи. Многообразие синтаксических конструкций. Речевые и грамматические ошибки, их различение.
Образность речи (6 ч.)
Общее представление тропов. Стилистические фигуры.
Учебно- тематический план курса «Культура речи- условие общения» (8 класс)
№ | Содержание | Формы работы | часы |
Раздел 1. Культура общения в жизни общества (6 ч.) | |||
1.1. | Что значит быть культурным человеком? | Дискуссия | 2 |
1.2. | Наблюдаем за культурой общения | Ролевая игра | 4 |
Раздел 2. Информативность речи (6 ч.) | |||
2.1. | Много ли ты знаешь? | Тестирование | 2 |
2.2. | Различение разных видов информации. Источники. | Сбор материала | 4 |
Раздел 3. Построение речевого высказывания (5 ч.) | |||
3.1. | Докажи. Ссылка на … Точные и неточные объяснения. | Ролевая игра | 5 |
Раздел 4. Правильность речи (9 ч.) | |||
4.1. | Учись произносить правильно. | Практикум | 2 |
4.2. | Такие разные слова… Создатели новых слов | Семинар | 2 |
4.3. | Фундамент речи | Практикум | 5 |
Раздел 3. Богатство и образность речи (6 ч.) | |||
5.1. | Общее представление тропов. Стилистические фигуры. | Практикум | 8 |
Конференция «Эмоциональность и выразительность речи» (2 ч.) |
Содержание
Из истории делового этикета (10 ч.)
Понятие этикета. Основные направления этикета. Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой повседневный этикеты.
Правила общения (8 ч.)
Основные требования к приветствию. Формы высказываний. Толерантность в обращении. Основные тенденции в изменении курса современного делового общения.
Деловой этикет (14 ч.)
Стандарты и творческий подход к деловым бумагам. Использование ИКТ.
Этика и психология деловых переговоров и бесед. Деловое партнерство. Истоки сотрудничества. Переговорный процесс. Формы ведения бесед и переговоров.
Деловое совещание. Подготовка и проведение. Основные требования к ведущему совещание. Обстановка, атмосфера. Строгость стиля. Требования к ведению.
Этикет в компьютерных сетях. ИКТ на службе.
Юмор в деловом общении. Образность речи.
Учебно- тематический план курса «Деловой этикет» (9 класс)
№ | Содержание | Формы работы | часы |
Раздел 1. Из истории делового этикета (10 ч.) | |||
1.1. | Что такое этикет? | Ролевая игра | 2 |
1.3. | Из истории этикета | Сообщения | 6 |
1.4. | Деловой повседневный этикет. | Встречи | 2 |
Раздел 2. Правила общения (8 ч.) | |||
2.1. | Волшебные слова | Исследование речевых ситуаций | 8 |
Раздел 3. Деловой этикет (14 ч.) | |||
3.1. | Канцелярия. | Практикум | 5 |
3.2. | Как вести переговоры. | Лекция. Ролевая игра | 4 |
3.3. | Вы руководитель | Практикум | 3 |
3.5. | Мой друг- компьютер | Семинар | 2 |
Семинар «Деловой этикет» (2 ч.) |
Программа представлена
- на Всероссийской конференции «Учебно- исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы» (Статья в сборнике Издательства БГУ),
- на II Республиканском конкурсе инноваторов «Автограф» (Диплом I ст. (Улан- Удэ).
Разработка занятия «Практика конструктивного общения»
Цель: построить модель бесконфликтных отношений
1. Проблемная ситуация
Дерево прячет Корни в земле, Искры таятся В теплой золе. | В желуде зрелом Спрятан дубок. В хрупкой скорлупке Спрятан желток. | Жемчуг- в ракушке, Рыба в пруду. Только глупая ссора Всегда на виду. |
Задание: ответьте на вопрос: «Почему ссора в стихотворении называется глупой?»
2. Определение учащимися темы и цели урока
- О чем пойдет речь на уроке? (о ссорах, конфликтах)
- Каким должно быть общение? (конструктивное)
- Каковы цели урока? (выберите из карточек то, что вам важнее: теория или практика)
3. Словарная работа
Практика- деятельность, в ходе которой преобразуется мир и общество;
Общение (коммуникация)- взаимные отношения, деловая или дружеская связь;
Конструктивный- такой, что можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный
- Какое слово будет главным?
- Что значит конструктивное общение?
- Умеете ли вы так общаться?
4. Анализ отношений: дети- взрослые
Задание группам:
Составьте устную картинку «Вечер в идеальной семье»
Обсудите в группах письмо, сделайте выводы
- «Наше юное поколение ужасное. Дети не любят трудиться, а только развлекаются. Учиться не хотят, потому что учеба- это труд. Молодежь не уважает старших. Мы часто слышим обидные слова. Все живут разрозненно, никто никому не помогает. Нравы слишком свободные. Молодые много пьют. Не представляем, как на них оставить страну. Нас ждет погибель.» Письмо было написано в 1 веке до н.э.
5. Анализ отношений с соблюдением субординации по ролику «Генерал и солдат»
- Каждый человек играет социальную роль, где он выступает в роли или подчиненного, или начальника. Существует такое слово, как субординация. Когда она нарушается с той или другой стороны, происходит следующее (ролик).
- Кто нарушил субординацию?
- Какие правила не позволят нарушить субординацию?
6. Анализ отношений: человек- коллектив
- Ребята: Драчун, Мечтатель, Весельчак, Умник заспорили: чем интереснее заниматься. Спор был долгим, но тут появился Миротворец.
Задание: Представьте сценки конфликтных ситуаций. Продумайте их разрешение.
7. Проектная групповая работа по построению модели конструктивного общения
8. Обобщение. Рефлексия.
- Все можно решить словом, но нужно помнить, что слово сообщает, обогащает, влияет, воспитывает, помогает, успокаивает.
Самоанализ занятия
1. Содержательная сторона
На занятии используются сведения из разных наук: лингвистика, культура речи, психология, социология, обществознание. Именно синтез этих областей знаний помогает найти пути выхода из конфликтных ситуаций. Разыгрывание различных ситуаций выводит смысловое поле на метауровень. Формирование целостной картины мира начинается с понятия «Я» к осознанию «МЫ». Выстраивание ситуации семейных отношений, решение проблемы «отцы и дети» базируется на письме 1 века до н.э., так происходит философское осмысление мира.
2. Методическое решение
Занятие технологично: технология проблемного обучения, метод проектов, а также инсценирование, решение ситуативных задач. Все это направлено на решение целевой установки урока, предложенной самими учащимися, потому что учитель на занятии только дает ориентиры, а формулы решения, выводы продумывают учащиеся, работая «в сотрудничестве». Внимание ребят направлено на задания: через их логическую структуру учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.
3. Результат занятия
Цель достигнута. Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем. Модель построена.
С течением времени меняются формы дополнительного образования, но остаётся прежним девиз – слова Д.С. Лихачёва: «XXI век будет веком гуманитариев, или его не будет вообще». Система дополнительного образования призвана помочь ученику определить профильные интересы и профессиональные направления, а также выявить и развить творческий потенциал личности, она является очень важным компонентом комплексной программы выявления и развития творческого потенциала.
Современной школе нужен УЧИТЕЛЬ, самостоятельный, критически мыслящий, умеющий видеть перспективы, творчески решающий проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности педагогов к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Процесс изменения сознания учителя- стажиста противоречив и сложен, если не быть готовым к нему внутренне. Время показывает, что стратегическое направление моей деятельности согласуется с требованиями современной школы (мною создано детско- взрослое сообщество; внедрена в активную ТРИЗ- технология; разработаны основные этапы работы по технологии портфолио; изучен и введён в активную практику СДП; определены целевые установки программ в соответствии с требованиями ФГОС-II; совершенствованы навыки работы с ИКТ в сторону интерактивности; определены личные профессиональные компетенции.
Моя педагогическая деятельность открыта для продуманных инноваций. После участия в вебинарах Издательства «Учитель» от организаторов поступило предложение о проведении мною тематических занятий on-lain по теме «Технологическая карта урока», и в течение этого учебного года, являясь руководителем вебинара, имею возможность обсудить педагогические инновации и методические идеи с коллегами со всей России.
На следующем этапе формирование меня как компетентного учителя в значимых сферах образования и жизнедеятельности должно произойти на основе перехода изменения внешнего в изменение внутреннее, только при таком раскладе осуществится процесс интериоризации, очень важный для педагога современной школы.
- Владение современными образовательными технологиями
Технология ТРИЗ (Приложение 14)
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития общества является повышение качества образования, что без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма достичь невозможно.
Одной из таких технологий стала Техника Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ- научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, при которой учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития. ТРИЗ изменяет качество образования, перестраивает структуру процесса обучения так, чтобы учащийся чувствовал потребность в программных знаниях.
Требования традиционной методики: довести до конца, дать верный ответ. Требования ТРИЗ: продолжить исследование- и верность этого пути подтверждается составляющими Программы учебно-исследовательской деятельности школьников:
Базисная - ученик знает;
Адаптивная - ученик умеет, оценивает, выбирает;
Ценностная - ученик проецирует.
ТРИЗ, как всякая наука, живущая на границе познания, сочетает в себе строго научные подходы и определенное искусство. И то, и другое дает сильные решения, выйти на которые помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:
Принцип | Cильные решения- это |
объективности | решения, соответствующие объективным законам развития систем; |
противоречия | решения, преодолевающие противоречия; |
конкретности | решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему |
Таким образом, методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.
ТРИЗ учит начинать с вопроса: КАК? Изобретательская задача- основа ТРИЗ. Путь от незнания к знанию ведет к ИКР (идеальному конечному результату) через разрешение противоречий, определяя при этом изобретательские приемы (Волшебники): Дели- Давай (объединение, разъединение); Вперед- Назад (ускорение, замедление); Сударыня Матрешка (размещение внутри другого); Фея Инверсия (изменение порядка) и т.д.
Например, при решении задачи- шутки: Три теленка — сколько ног?- применяем изобретательский прием «Дели- Давай». Получаем ответ: Тереть теленка можно сколь угодно долго, но сколько теленка ни три, у него все равно будет четыре ноги. Разрешение противоречий ведет к пониманию эффекта омографии в употреблении слова «три»: числительное и глагол в повелительном наклонении.
С течением времени сформировалась система работы с ТРИЗ, состоящая из
Составляющие | Деятельность | |
Теоретической части | ЗРС (законы развития систем) | Проведены семинары в школе для создания «законодательной» базы |
СО (системный оператор) | Изучена система приемов решения | |
Инструментальной части | Задачи- аналоги | -Проведена разъяснительная работа -Составлены изобретательские задачи -Открыта страница «ТРИЗ» на сайте -Представлен комплекс задач -Отработан АРИЗ -Собрана «копилка» примеров -Организованы и проведены Международный турнир по интеллектуальному марафону |
Устранение ТП и ФП | ||
Эффекты | ||
ВА (вепольный анализ) | ||
АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) | ||
АИСТ (алгоритм использования стандартов) |
Опыт работы по ТРИЗ был презентован на Круглом столе ФФ БГУ и МЦОК «Исследовательская деятельность учащихся» (доклад «Решение лингвистических задач с ТРИЗ»), на Международном слете учителей русского языка и литературы в г. Ялта (Диплом I степени за мастер- класс по ТРИЗ- технологии), Республиканских семинарах «Компетентностный подход в обучении», «Подготовка и переподготовка к переходу ФГОС» (сообщение о внедрении ТРИЗ в активную практику), в статье «Организация экспериментальной составляющей».
Из статьи «Организация экспериментальной составляющей»: «Экспериментальная составляющая ТРИЗ не является идеальным решением проблемы воспитания людей, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Но подобные эксперименты развивают необходимые для успешного существования в новом мире качества. А это центральная задача Новой школы: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире».
Информационно- компьютерные технологии ( Приложение 15)
Очень важно, что современной школе необходима новая парадигма образования, присущая всем видам образования, всем системам: ученик – предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель. Огромную роль играет использование ИКТ.
Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой концепции образования, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Это простая, но весомая концепция. Согласно ей, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование ИТ расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.
Уровень владения ИКТ позволяет мне:
1. Создавать сайты сообщества, учителя, класса; | Сертификаты |
2. Создавать личный кабинет, страницу на сайте; | Скриншоты страниц |
3. Размещать материалы в сети Интернет; | Сертификаты |
4. Работать на стажировочной площадке с темой «Алгоритм урока с ИКТ»; | Программа площадки |
5. Организовывать курсы в Ольхонском районе; | Статья в газете |
6. Делиться на Республиканских семинарах опытом -конструирования шаблона газеты; -редактирования шаблона газеты с программой; -обобщения информации; | Программы семинаров |
7. Публиковать статьи в сборнике о Республиканской стажировочной площадке; | Копии публикаций |
8. Участвовать в Республиканской конференции с докладом о сайте класса; | Программа конференции |
9. Применять информационные технологии; | |
10. Организовывать и проводить дистанционные олимпиады и конкурсы. | Благодарности |
При введении такой системы образование помогает войти в новое социокультурное пространство, овладеть новыми способами деятельности, коммуникации, выработать систему ценностей, основанную на нравственных идеях.
- Организация и включение родителей в Университет педагогических знаний.
Родители класса работают в Совете школы, являются участниками общешкольных дел, проектов и социальных акций, проводят КТД, Дни Здоровья, организуют выезды на природу, сопровождают детей на мероприятия, организуют работу детско- взрослого сообщества «Школа успеха», успешно обучаются в Университете педагогических знаний, созданный союзом равных: учителей, учеников, родителей.
Университет педагогических знаний- своеобразная форма повышения педагогической культуры родителей. В основе программы Университета- модули:
5 класс | Модуль 1. | Секреты успешной учёбы в школе; |
Модуль 2. | Образовательные потребности государства и общества | |
6 класс | Модуль 3. | Организация досуга ребенка |
Модуль 4. | Общественное участие в управлении образовательным учреждением | |
7 класс | Модуль 5. | Как оценивают Вашего ребёнка в школе? |
Модуль 7. | Проектная деятельность в школе | |
8 класс | Модуль 8. | Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни? |
Основной метод моей работы с родителями- ОБЩЕНИЕ, построенное на духовном контакте и педагогическими принципами. Родительское собрание– это общение, урок 3 «с»: сотворчества (партнёрство), самовыражения (свободная доверительность), сопричастности (шаги навстречу). Занятия направлены на усиление эффективности семейного воспитания и взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Нельзя не согласиться с известным российским психологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение– это многоэтажная конструкция, предполагающая: деятельность– взаимодействие– общение– контакт. Отсюда условия успеха деятельности Университета: интерактивный характер занятий, постоянный контингент участников, размещение информации на классном сайте, наличие обратной связи.
- Создание условий для выстраивания индивидуальной траектории
Проектирование траектории строится поэтапно: карта индивидуального развития- индивидуальный план- портфолио. Доклад о проектировании индивидуальной траектории был представлен на II Всероссийской конференции и опубликован в сборнике (Издательство БГУ). Портфолио класса на Всероссийском фестивале «Моё портфолио» (Москва) удостоено Диплома I ст.
Этапы проектирования:
1. Составление учеником самохарактеристики по наблюдениям за собой в различных ситуациях; откликам одноклассников, учителей, родителей; по анализу продуктов деятельности; по психологической диагностике: ЧТО ЕСТЬ.
2. Фиксирование результатов диагностирования в карте индивидуального развития- форме объективизации личностного роста: ЧТО БУДЕТ
3. Создание индивидуального плана- документа, помогающего определиться с направлениями, содержанием и объемом деятельности: ЧТО ДЕЛАТЬ.
Карта индивидуального развития - это своеобразная форма фиксации, объективизации личностного творческого роста ученика. Разделы карты индивидуального развития заполняются на основе наблюдения за собой в различных ситуациях; откликов одноклассников, учителей, родителей; анализа продуктов деятельности; бесед с классным руководителем; анкетирования, тестирования, диагностики психологическими методиками.
Основные части плана- направления деятельности ученика: объем деятельности ученика; планы исследовательской деятельности, культурно-оздоровительной деятельности, медиаобразовательной деятельности; общественная работа.
Учебная деятельность
Спорт, Общественная
Искусство деятельность
Медиаобразовательная
деятельность
Основная цель выстраивания индивидуальной траектории- введение разумного стандарта для обозначения уровня образованности и воспитанности и диагностика развития творческих способностей.
Принципы карт индивидуального саморазвития:
Обучение | Внеклассная работа | Общественная жизнь |
Ориентация на самостоятельное добывание знаний (ориентация на мышление) | Направленность на самостоятельное проектирование уникального образа жизни | Определение индивидуальной карты самовоспитания, саморазвития |
Уровневая дифференциация | Перенос активности учителя на ученика | Формирование адекватной самооценки |
«Гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута, способов педагогической помощи. «Концепция права» ориентируется на реализацию запросов учащихся» |
Эффективное накопление личностного опыта- одно из условий выявления и развития творческого потенциала, т.к. гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута. Выстраивание траектории развития само по себе не ведёт к воспитанию творческой личности, но важно то, что ученик видит векторы своего движения, что ученик дает оценку деятельности, что ученик знает способы развития.
Индивидуальные планы оформляются на основе карт развития, итоги заносятся в портфолио. Конечно же, сама по себе карта индивидуального развития не ведёт к воспитанию творческой личности, но она выстраивает траекторию развития, которую ученик видит сам- это важно, как и оценка деятельности.
Раздел 6. Используемые образовательные ресурсы
- УМК
Состав УМК учебно-методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (5-9 классы): рабочие программы, учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации, поурочные разработки, дидактические материалы, сборник диктантов и изложений, карточки-задания. УМК снабжен приложением на электронном носителе.
УМК по русскому языку, используемый мною, переработан с учётом ФГОС.
Рабочая программа курса содержит характеристику деятельности ученика. Переработанная программа обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает УУД, воспитывает отношение к языку как к общенациональной ценности и важному средству общения.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речью как основным средством общения. Усиливается речевая направленность курса, который дополнен мною текстами, взятыми из сборника диктантов, подготовленного Л.Л. Марковой. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. С этой целью в рабочей тетради предусмотрены страницы для справочного материала.
При переработке учебников я уделяла внимание способам организации деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.
Дидактический материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.
Ввиду того что обеспечение рабочими тетрадями всех учащихся не всегда возможно, мною была создана собственная рабочая тетрадь. Она включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Особое внимание при создании тетради было уделено таким моментам: комплексу упражнений для работы над ошибками; метапредметных задач и дифференцированных заданий.
Методическое пособие помогает разобраться в специфике доработанных учебников по русскому языку, в методических проблемах современной школы. Оно перерабатывается с учетом специфики класса.
- Цифровые образовательные ресурсы
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках информацию, интегрировать образовательные пространства, организовывать проектную деятельность. Это позволяет организовать индивидуальную работу, дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.
При введении такой системы образование-целенаправленная часть социализации, помогающей учащимся войти в социокультурное пространство, овладеть накопленными в обществе способами деятельности, коммуникации, выработать систему ценностей.