Методическое сопровождение уроков


Предварительный просмотр:

Выступление

  1. Монтаж

1-й: Я!

2-й-Ты!

3-й-Он!

4-й- Она!

Все: Вместе — школа 49

        Мы- Вселенная, планета,

1-й:  Силы наши- не измерить,

3-й:  И во всех делах- ПОБЕДА

Все: Мы — планета 49        

  1. Представление организаций

Слава Д.

-Я командир патриотического  объединения «Зарница»

Дулма Ж.

-Я- Президент  детско- взрослого сообщества «Школа успеха»

Саша Б.

-Я- член клуба «Азимут»

Даниил С.

-Я- капитан футбольного клуба «Селенга»

Слава Д.

-Я- член волонтерской группы «Дари добро»

Дулма Ж.

-Я- член ученического научно- исследовательского общества «Гелиос»

Саша Б.

-Я- министр печати Республики VIP-WEPP

Даниил С.

-Я- председатель совета лучшей в городе пионерской дружины

Слава Д.

-Я- член школьной группы медиаторов.

  1. Заключение

Все:  Вместе — школа 49

         Мы- Вселенная, планета,

2-й:   Силы наши- не измерить,

4-й:   И во всех делах- ПОБЕДА

  1. Песня

В нашей школе много разных увлечений:

Есть театр, есть спортивный зал,

Выбор разных обществ и объединений-

Нам огромный выбор в школе дан.

Через годы, через расстоянья,

На любой дороге, в стороне любой,

Школа,  будешь ты гордиться нами,

Наше сердце навсегда с тобой.



Предварительный просмотр:

Ход мастер- класса

I. Введение в тему (3 мин)

Жемчужины мысли сложу в ожерелье. Каждое    мастером создано было, и этим бесценно… Своё ожерелье- я всем, кто ещё не богат- раздам по жемчужинке, по частичке души…                      

                                                                   ЛукьЯна

с сайта «Жемчужины мысли»

слайд 1

Цель мастер- класса:

составить модель сочинения по направлению «Разум и чувство»

слайд 2

этап

Вопросы

Выпускник должен

1

о чём хочет рассказать читателю

определить тему

2

для чего должен об этом рассказать

основную мысль своего сочинения

3

как будет это делать

способ и стиль изложения материала.

II. Работа по выбору темы (5 мин)

Задание:

  1. Объясните правило «3»: «хочу», «могу», «знаю».
  2. Впишите номера тем в определенный столбец таблицы
  3. Выберите для анализа тему, отметьте на листе

Тип формулировки

Тема-понятие

Слово или словосочетание

Тема-вопрос

Вопросительное слово или ли

Тема-суждение

«П» Все виды предложений.

  1. Разум или чувство?
  2. «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны». (Гюстав Флобер).
  3. Надо ли давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет?
  4. Царство разума в мире.
  5. «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку». (Софокл).
  6. Разум – счастливый дар человека или его проклятие?  

III. Работа по формулировке тезисов (10 мин)

- Вы уже выбрали тему, теперь важным является формулирование тезиса

Правило триединства тезиса

Тезис – простое повествовательное предложение

Все слова в тезисе  - в прямом значении

В тезисе прямой порядок слов (1. подлежащее + 2. сказуемое)

Алгоритм формулировки тезиса по виду

ТЕМА - ПОНЯТИЕ

ТЕМА - ВОПРОС

ТЕМА - СУЖДЕНИЕ

1.Найди в теме сущ. в И.п.

2.Определи, о чём писать.

3.Подбери к сущ. в И.п. оценочное сказуемое.

1.Найди подлежащее и сказуемое в вопросе.

2.Поставь подлежащее на 1 место, сказуемое- на второе.

1. Найди подлежащее и сказуемое

2. Определи, в каком значении: прямом или в переносном- употреблены.

3. Сделай так, чтобы главные члены были употреблены в прямом значении.

Задание:

1. сформулируйте тезис

2. впишите в строчку

IV. Определение направления (работа с клипом на песню Цыгановой)

1. Вопросы:

-О каких жизненных позициях говорится в песне?

-В каких отношениях они находятся по отношению друг к другу?

2. Словарная работа

Задание:

1. прочитайте словарные статьи из разных словарей (распечатка на доске)

2. дополните карту понятий стрелками

СОПОСТАВЛЯТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ефремова Т.Ф.)

1. Рассматривать, взаимно соотносить, сравнивать с чем-либо или между собою,

2. Выявлять сходство и различие

ПРОТИВОПОСТАВИТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ожегов С.И.)

1. Сравнить, сопоставить, указав противоположность

    свойства какого-нибудь лица или предмета свойствам другого.

2. Направить против кого-чего-нибудь

СООТНОСИТЬ

(Викисловарь)

https://ru.wiktionary.org/wiki/

1. устанавливать соотношение между чем-либо;

2. сопоставлять, сравнивать

СРАВНИВАТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ушаков Д.Н.)

1. выявлять различия между двумя объектами, явлениями и т. п.

2. уравнивать; признавать равноценными по какому-либо параметру

V. Обдумывание композиции

Структура сочинения

Рекомендации

Вступление (5-6 предложений)

Постарайтесь сделать его ярким, чтобы оно привлекло внимание

Тезис

Продумайте способ формулировки

Аргументация

Продумайте способы цитирования, используйте языковые средства рассуждения

Выводы (до 6 предложений)

Помните, что здесь содержится идея рассуждения, которая может быть выражена по- разному (риторические вопросы, побудительные предложения- призывы или же повествовательные предложения, подводящие итог)

IV. Подбор аргументов

Задание:

1. выберите произведения

2. сформулируйте аргумент

В.Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси  и  Элизабет, И.Гончаров «Обломов», И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь», Л. Н. «Война и мир»  –  Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» –  Алексей Каренин – Анна Каренина;  «После бала» – Иван Васильевич до и после бала, Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»,Е.Замятин «Мы», «Пещера», И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень», М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне», К.Паустовский «Телеграмма», А.Фадеев «Разгром», О.Уайльд «Портрет Дориана Грея», Д.Киз «Цветы для Элджернона», В Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

Меняется все- отношения, век,

Лишь не меняется человек.

Мы все и святые, и вечно грешны...

Два полюса жизни, две стороны.



Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ

В композиции осуществляется связь частей, образующих целое,

поэтому композиция противостоит хаосу.

Она есть созидание, а не разрушение...

Н.Н.Третьяков «Образ в искусстве» слайд 1

Сочинение- это осмысленное структурированное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков (макроструктура), образующих внешне оформленную целостность (микроструктура). слайд 2

Данное выступление- синтез множества представленных учеными, учителями материалов, а также презентация некоторых собственных находок.

В оценке сочинения важным критерием является оценка 3 структурных параметров: композиционной цельности, логической связи, соразмерности частей. слайд 3

Композиционная цельность (слайд 4) основывается на 1 законе текстообразования: Сочинение- не от слова «сочинять» (придумывать), а от слова «чин» (порядок). слайд 5 Композиция сочинения хорошо знакома учащимся. Трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. Но все равно должна проводиться необходимая работа.

слайд 6

Сейчас часто слышатся голоса противников шаблонов. На Конгрессе РОПРЯЛ эту проблему бурно обсуждали, итогов у этой дискуссии, как вы понимаете, нет. Но рано или поздно решающий эту проблему учитель приходит к выводу, что шаблон в выстраивании композиции для ученика порой необходим. (слайды 7-9) Интересным было высказывание Фалиной Татьяны Михайловны: «Композиция любого высказывания- шаблон, другое дело, как учитель научит ученика этот шаблон интерпретировать». Шаблон диктует определенный порядок работы над сочинением.

Задание: слайд 10

1. определите в шаблоне задачи композиционных частей

2. наметить структуру работы

Части сочинения

Задачи

Вступление

-ввести в тему,

-дать предварительные, общие сведения о проблеме

Основная часть

-раскрыть тему сочинения

-привести рассуждения

-проанализировать текст художественного произведения

Заключение

-подвести итог

-обобщить сказанное

Логическая связь (слайд 11) основывается на II законе текстообразования: Логика должна быть во всём, потому что текст- от слова textum- связь, ткань, соединение. В сочинении следует различать: внешнюю (композиционную) структуру и внутреннюю структуру. слайд 12

Композиционная структура

Логическая структура (выделение абзацев)

Вступление

Зачин.

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Тезис 1

Доказательства, примеры- микровывод

Тезис 2

Доказательства, примеры- микровывод

Тезис 3

Доказательства, примеры- микровывод

Заключение

Вывод. Обобщение по всему сочинению

слайд 13

Существует достаточное количество различных видов работы, формирующих логику высказывания: знакомство с основами логики, предъявление памяток (слайд 14), работа со структурными средствами связи (слайд 15), выделение абзацев- нахождение микротем. Одним из самых сложных является решение логических задач. (слайд 16)

Задание:

Определите абзацы (слайд 17)

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет». Истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!». Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Читаешь эти строки и понимаешь, что о любви в мировой литературе без Куприна сказано не все. А ведь кажется, что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Соразмерность частей (слайд 18-19)

Как научить? Редактирование текста, конструирование текста, написание сочинения по заданному началу, написание вступления, основной части и заключения сочинения

Задание:

Напишите заключение

Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Кто благоразумен (данное), тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), тот стоек (новое). Кто стоек (данное), тот невозмутим. Кто невозмутим, тот беспечален. Кто беспечален, тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Цель урока: Выявление причин одиночества М.Ю. Лермонтова;

Оборудование урока: 

  1. Фрагмент фильма «Лермонтов»
  2. Презентация
  3. Фильм «Дума»

Энциклопедия

1. Белинский Виссарион Григорьевич- общественный деятель, литературный критик

2. Герцен Александр Иванович- русский публицист, писатель, философ

3. Бурляев Николай Петрович-   актёр, кинорежиссёр. Народный артист России

4. Пророк (прорицатель)-  контактёр со сверхъестественными силами, посредник между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.

Словарная работа:

1. Персонифицировать – персона – личность, особа.

3. Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.

4. Собирательный образ.

5. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

6. Полемика – спор при обсуждении литературных, политических вопросов.

ХОД УРОКА

I. Эвристическая задача

- Перед группами по 1 предмету: кружка с парусником, маска, ангел, перчатка, глобус

Задание:

1. определите, какие ассоциативные связи с поэзией вызывают эти предметы;

2. назовите стихотворения

«Как часто пестрою толпою окружен»

«И скучно, и грустно…»

«Молитва»  

«Парус»

«Выхожу один я на дорогу…»

Задание:

Ответьте на вопрос:

Какой мотив объединяет эти стихотворения? (мотив одиночества) (слайд 1)

II. Работа с высказываниями. Определение целей и задач урока

1. В. Г. Белинский:

«Лермонтов в «Думе» указал причины и собственного уныния, опустошённости, неверия в идеалы, и проблем своих современников» (слайд 2)

Задание:

Определите цель урока, основываясь на высказывании Белинского

(Выявление причин одиночества М.Ю. Лермонтова)

III. Просмотр отрывка из кинофильма Н. Бурляева «Лермонтов» 

Задание:

Выдвините гипотезы о выводах конца урока

IV.  Прослушивание стихотворения «Дума» (ролик) 

V. Анализ стихотворения. Групповая работа. (слайды 3-6)

- Для более эффективного решения поставленной цели мы пойдем разными путями:

1 группа

Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”:

Белинский: “Дума” есть сатира”.

Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”.

Задание:

Ответьте на вопрос: К какой точке зрения присоединитесь вы?

Справка:

Сатира- резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Социальный- (от лат. socialis общий, общественный) название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения.

Элегия (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпитафия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный») — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

2 группа

Задание:

Составьте цитатный план характеристики поколения 30-х годов 19 века

3 группа

«Прошедшее России было удивительно, её настоящее великолепно, что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое светлое воображение…»,- писал граф Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф (1782—1844)- российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения (1826—1844). Лермонтов вступает в полемику с этой официальной теорией.

Задание: 

Определите свою позицию

4 группа

Что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья». В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. Говорит «Я» - потом «мы», ведь смотреть можно только на то, что вне тебя. В дальнейшем, однако, объединяет себя с поколением: «Богаты мы, едва из колыбели…»

Задание:

Замените местоимение «мы» на «я»

Определите, что меняется

V. Работа по опорной схеме 

Прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников? (слайд 7)

VI. Выводы

-В чем причины одиночества Лермонтова?

Прокомментируйте слова Белинского: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее и физической смерти!» (слайд 8)

-Потеряла ли «Дума» свое значение в наши дни?

(Предупредить от прямых и грубых аналогий с современной жизнью, от антиисторического подхода).

-Свой жизненный путь многие молодые люди подчас представляют слишком облегченным. Между тем человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов. И если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов будет ему верным союзником.

Лермонтов вводит нас в «чудный мир тревог и битв», призывает нас не быть пассивными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни.

       Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

         

Домашнее задание: написать послание к своим ровесникам в стихах или в прозе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: