Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Вся моя педагогическая деятельность выстраивается согласно программе «Выявление и развитие творческого потенциала учащихся» (1994 г.), эффективность реализации которой зависит от педагогических условий образовательного процесса, оказывающих прямое влияние на уровень обученности и воспитанности школьников:

Учить

Педагогические условия

творчески учиться

Системно- деятельностный подход;

Технология ТРИЗ

Метапредметные задачи;

ИКТ;

Интегрирование;

творчески жить

Работа в системе дополнительного образования;

творчески общаться

Реализация Воспитательной программы;

Деятельность сообщества «Школа успеха»;

Введение карт индивидуального саморазвития;

Учить творчески жить.   

Внеклассная работа  (Приложение 2)

Внеклассная работа по предмету – это ведение спецкурсов, элективных курсов и факультативов, проведение внеурочных мероприятий. Актуальность и своевременность курсов обусловлены требованиями времени: современным состоянием гуманитарной науки, в частности– изменением научной парадигмы и кристаллизацией новых исследований, а также объективными условиями изменившегося мира в целом.

  • Элективные курсы, спецкурсы, факультативы

Меняются образовательные поля не только при расширении программного материала, но и благодаря программам дополнительного образования. Система дополнительного образования призвана помочь ученику определить интересы и направления, является очень важным компонентом программы выявления и развития творческого потенциала.

Работа по созданию программ начинается с изучения спроса, так решается мотивационная сторона дополнительного образования. Основная цель- содействие формированию образованной, творческой личности, открытой для общения и способной к культурному взаимодействию.  

Программно-методическое обеспечение педагогической деятельности

Цепочка зависимостей

Программно-методическое обеспечение

Экспертиза

Звук           Слово

Словосочетание

     Предложение

Рабочие программы по русскому языку (5- 9кл.)

Рабочие программы по русскому языку (10-11кл.)

Спецкурс «Развитие речи» (6-8 класс)

Утверждены на заседании МО

Фраза

текст

Программа подготовки к ОГЭ (9 кл.)

Программа подготовки к ЕГЭ (11 кл.)

Спецкурс «Теория сочинений» (9 класс)

Утверждены на заседании МО

Текст

Произведение

Рабочие программы по литературе (5-11кл.)

Факультатив «Стилевое единство текста»

Утверждена на заседании МС

Литература

Искусство

Культура

  Духовность

Элективный курс «История литературы»

Интегрированный курс «История и Литература»

Факультатив «Воспитание творческого читателя»

Спецкурс «Слово- Образ- Смысл»

Рецензия Гармаевой С.И. Утверждена на заседании МС

Общество

Опыт

Факультатив «Язык и культура»

Спецкурс «Успешная коммуникация»

Презентация

Синтез

Комплексная программа образования

Презентация

Все программы дополнительного образования получили внешнюю рецензию, одобрены, рекомендованы к публикации. Программа признана «История мировой литературы» лучшей на региональном конкурсе.

Фрагмент программы элективного курса «История мировой литературы».

Представление                                                                                             Поэтика                                                                                                        

  Евразии          = символическое понятие      мифотворчество

               Идеология

Цель курса - наполнение системы знаний учащихся о культуре народов мира.

Задачи изучения элективного курса:

  1. ориентирование интересов школьников к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа и других народов;  
  2. представление одного из фрагментов культурной эволюции;
  3. понимание культуры как совокупности жанров и символов, передающих смыслы;  

Занятия элективного курса- литературно- творческая мастерская.

Сравнительный анализ произведений искусства

Работа с театром,

культурными центрами

Просмотр и обсуждение спектаклей

Написание сценариев по своим работам

Литературное

творчество

Публикация лучших творческих работ

Конкурсы литературно-творческих работ

Работа

элективного курса

Творческие встречи

Уроки русского языка

Уроки литературы

Уроки развития речи

Межпредметные связи

Сложно определять результативность по внешним проявлениям, но всё же на данный момент именно они являются критерием успешности внеурочной деятельности. Содержание программ спецкурсов, элективов и факультативов и атмосфера занятий ведут к воспитанию креативной личности, способной на поиск и творчество.


Учить творчески общаться

Воспитательная работа (Приложение3)

Современное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, применять на практике для решения проблем, чтобы найти в жизни свое место;

-самостоятельно критически мыслить, быть способными генерировать новые идеи;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельными, контактными, уметь сотрудничать;

-самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Цель моей деятельности как классного руководителя- создание условий для развития саморегулирующейся личности, способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

За годы педагогической деятельности мною разработана и внедрена определенная система работы с детьми. Каждый ребенок – личность, а каждая личность представляет собой уникальное образование, в котором переплетены индивидуальные и общественные влияния, поэтому особенно важно, какая социальная среда и общественные процессы окружают и питают ребенка в школе.

Эта система работы с детьми по созданию условий для приобретения учениками позитивного социального опыта отмечена многими наградами.

Программа выявления и развития творческого потенциала опубликована:

На сайте nsportal

Web-адрес публикации:  http//nsportal.ru/node/27045

Свидетельство о публикации в электронном СМИ методического материала

На сайте nsportal

Web-адрес публикации:  http//nsportal.ru/node/27241

Свидетельство о публикации в электронном СМИ Комплексной программы воспитания

Сборник «Учебно- исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы» Улан- Удэ: Издательство БГУ, 2011

Статья О.Л. Алагуевой «Из опыта работы по программе «Индивидуальная           образовательная траектория».

Программа объёмна, многослойна, интегративна, состоит из 4 компонентов:

  1. Проектирование   индивидуальной траектории развития. Только человек, нестандартно постигающий мир, становится Личностью, а воспитать Личность можно через приобретение опыта самопознания, саморазвития, социализации.
  2. Программа  выявления и развития творческого потенциала. Предоставление условий для социализации невозможно без создания коллектива творческих личностей.
  3. «Университет педагогических знаний». Для достижения позитивного результата в воспитательной работе необходимо «погружение» родителей в процесс поиска, познания, развития, что способствует консолидации.
  4. Школа успеха. Всё становится возможным, когда учащиеся способны использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач в жизненно важных ситуациях.

Программа  выявления и развития творческого потенциала.

Работа по Программе выявления и развития творческого потенциала является комплексом по воспитанию творческой личности:

Программа

основа

5 класс

Мы вместе

«мы»                                        

                Дело

Представление курса для общего дела (ЮИД, театр, хореография, спорт);

6 класс

Мы можем всё

«я»                                    

              Талант

Выявление интересов учащихся и социальная реабилитация талантов;

7 класс

Республика СпАрт

«я»                              

              Спорт                                  

      Творчество                            

Познание и содействие в создании условий для реализации физических качеств и творческих способностей учащихся;

8 класс

Мое будущее

«я»              

         Интересы

Выявление профильных интересов учащихся и содействие в выборе профиля;

9 класс

Одиссея разума

«я»  

           Профиль

Выявление профессиональных интересов и содействие в выборе профессии;

10-11 классы

«Я и мой мир»

«я»

                МИР

Суммирование задач предыдущих программ;

Самоопределение;

Психологический комфорт коллектива- условие успешной социализации учащихся. Для корректного психологического сопровождения учащихся работаю над банком диагностик. Результаты диагностик позволяют грамотно работать по направлениям классного руководства. Качественным результатом могут служить оценочные суждения на сайте класса и отзывы родителей и выпускников.

Количественным аргументом успешности комплексной программы может служить Творческие способности учащиеся проявляют на олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах разных уровней. Диагностика творческих способностей           показывает рост творческого самосознания учащихся, отражая позитивную динамику. Коллектив класса сплоченный, творческий, способный решить поставленные задачи,                                           с определенной системой самоуправления.

Так выполняется программа по выявлению и развитию творческого потенциала учащихся. Результативность показывает, что успешная реализация данной программы ведет к позитивным результатам-  к воспитанию устойчивой личности, способной в новых условиях противостоять стереотипам и умеющей совершенствовать себя и свою жизнь.

Определение показателей воспитательной работы- процесс сложный, в основе его мониторинг, предполагающий непрерывное наблюдение за деятельностью классного руководителя, самоанализ, анализ текущего состояния.

Для определения показателей воспитательной работы важны функциональные перестройки и количественного, и качественного характера. Здесь учитываются количественные показатели (результативность участия в конкурсах), но приоритет отдается качественным показателям, определяемым диагностическими материалами.

Показатели воспитательной работы:

Содержание показателей

Баллы (единицы измерения)

баллы

1

Характеристика черт коллектива

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

0

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

10

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

20

2

Анализ функций самоуправления

исполнительская

10

организаторская

15

управленческая

20

3

Определение характера деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы к самоуправлению

10

Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций

15

Строит деятельность на принципах сотрудничества при выполнении общих задач

20

Эта система критериев и показателей эффективности деятельности классного руководителя соответствует требованиям ФГОС ОО-2, поскольку определяет моменты перехода одного качества в другое, корректирует, поддерживает соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Результативность информационно-методической деятельности 

Инновационные образовательные программы, проекты

Программа спецкурса «Успешная коммуникация». (Приложение 8)

Пояснительная записка                                             

Программа специального курса «Успешная коммуникация» по русскому языку рассчитана на учащихся 7- 9 классов МАОУ «СОШ №49» и разработана в качестве сопровождения примерной программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской  и Н.М. Шанского (Москва, Просвещение, 2007), государственного стандарта (от 5.03.2004 № 1089) и федерального базисного учебного плана (от 9.03.2004 № 1312).

Силе слов в обществе зачастую не придается должного значения. Способность к самовыражению воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Между тем устная форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление в звуковой форме (говорение) речевых высказываний, осуществляется при непосредственном контакте собеседников. Для устной формы характерны избыточность (повторы, уточнения, пояснения); использование невербальных средств общения (жестовмимики), экономия речевых высказываний. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Важно не только уметь построить устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию с соблюдением правил культуры речевого общения, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Хорошие навыки общения - это фундамент всех взаимоотношений и ключ к успеху. То, как мы передаем наши мысли и чувства другим и ощущаем разницу между собой и другими, может определить характер наших взаимоотношений. Все конфликты происходят, потому что люди не знают речевых способов выхода из конфликтов. Всем людям нужно научиться апеллировать к сложному набору межличностных речевых навыков, чтобы выстраивать отношения.

Обновленные цели обучения в современной школе, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития данного курса и приоритетные направления в его преподавании.

Современный этап развития методики диктует новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции и уровень развития универсальных учебных действий. Ключевые компетентности и УУД рассматриваются как конкретизированные цели образования.

Цель программы– создание условий для формирования у учащихся

  • Языковой компетенции (расширение знаний о русском языке, его устройстве и лингвистическом функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, понятия о функциях и значимости общения в повседневной, учебной и деловой сферах деятельности человека, этикетных единицах и особенностях их употребления);
  • Культуроведческой компетенции (усвоение основных норм и правил ведения беседы, переговоров, спора; разрешения конфликтных ситуаций общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике);
  • Коммуникативной компетенции (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);   
  • Интеллектуальной компетенции (сравнение и сопоставление, синтез, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • Информационной компетенции (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);  
  • Организационной компетенции (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию);

Задачи программы:

  1. Воспитательные (создание модельных ситуаций речевого совершенствования);
  2. Познавательные (обогащение запаса слов и расширение круга этикетных единиц);
  3. Развивающие (определение формулы речевого этикета);
  4. Валеологические (создание комфортной психологической обстановки, организация двигательной активности);

Содержание курса. 

В разделах курса подробно освещены такие актуальные вопросы общения, как формы и виды коммуникаций, комплименты, критика и споры, проблемы общения в конфликтной ситуации, стратегии разрешения конфликта, рассмотрены понятия деловых переговоров. Учащиеся знакомятся с разновидностями диалога - дискуссией, полемикой, дебатами как жанрами риторики, что предполагает развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование интереса к общению, повышение мотивации учения, развитие внимания.

Ведущие принципы.

Общедидактические принципы построения программы: связи обучения с жизнью, научности, целенаправленности, интерактивного подхода, наглядности обучения, развивающего обучения, доступности, систематичности и последовательности- дополняются частнометодическими (лингводидактическими) принципами: обучения русскому языку как полифункциональному явлению, межпредметных связей, текстоцентричности.

Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры

                                                                                         

                                                        

                                

                                                        

                                

                                

                                                        

                                                                                

                                                                

                                

                        

                                                                        

                                        

Распределение содержательной стороны программы по классам:

7 класс- Общение- путь к согласию

8 класс- Культура речи - одно из условий культуры общения

9 класс- Деловое общение

Прогнозируемые умения: 

  • Владеть основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика).
  • Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
  • Быть способными извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров.
  • Выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно, сжато.
  • Выборочно передавать содержание текста.
  • Решать задачи учебно-исследовательской деятельности при выполнении проектов, в тренингах, диспутах, дискуссиях, дебатах, конкурсах и т.д.
  • Давать определения, доказывать и аргументировать свои суждения.
  • Опознавать и классифицировать виды и ситуации общения; использовать правила речевого поведения, приемы и способы эффективного общения в собственной практике.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса

Деятельность учителя и ученика на занятиях спецкурса предполагает использование методов и средств традиционных, так и нестандартных. Приобретение учащимися практических навыков общения требует особой организации деятельности учителя и ученика в рамках данной программы. Это использование различных форм: сочинение по притче, лабораторная работа, создание ассоциаций, решение ситуативных задач, интеллектуальные игры, защита проекта, критический анализ, психологический тренинг, ролевая игра.

Предлагаемые методы усовершенствуются тем, что используют концепцию мозговой атаки. Они проводятся в ситуациях, когда необходимо генерирование новых идей. Происходит накопление и фиксация этих идей, после чего они подвергаются критическому анализу. Поэтому основными являются принципы отсроченной оценки и перехода количества в качество. На этапе выдвижения идей запрещена их критика, поощряются количество, а не качество, использование свободных ассоциаций и фантазирование, комбинирование уже высказанных идей.   Мозговая атака может проводиться в группах по 5 - 12 человек как устно, так и письменно. В последнем случае каждый из шести участников группы в течение 5 минут излагает три идеи, передавая для их улучшения или преобразования список по кругу. Группа экспертов даёт им оценку.

Речеведческий анализ публичных выступлений в процессе игры- строение текста, стиль речи, тип речи, связь предложений, тема и основная мысль автора, изобразительно-выразительные средства и синтаксические фигуры и т.д. - предполагает развитие интеллектуальных способностей учеников, их интуиции, а в конечном счете, приобретение лингвистической зоркости и заинтересованность учеников. Кроме того, эта работа поможет сформировать у учащихся; устойчивые навыки самостоятельного составления текста, стилистического чутья, познакомит их с определенными текстовыми «клише», используемые в типичных, ситуациях речевого общения.

Стандарты II поколения направлены на достижение особых образовательных результатов, для достижения которых учитель осваивает новые педагогические методы и средства, а именно метапредметные задачи как интеллектуальные задания, состоящие из вопроса или цели, условий выполнения действий, требований к действиям (т.е. характеристики действия).

Система оценивания

Структура задачи: «известное» и «искомое», и решение задачи- это процесс преобразования начальной ситуации в конечную диктуют особые формы контроля. Формы текущего и итогового контроля как традиционные, так и нестандартные. Нестандартной в школе является накопительная оценка по определенным критериям оценивания, при которой основным способом является наблюдение.

Критерии оценивания

Эффективность решения (Достигнуто ли требуемое в задаче?)

0

По решению неясно, как можно достигнуть результата;

Нет или 1 пример;

1

Некоторые моменты решения не продуманы;

2 примера;

2

Решение позволяет четко понять, как достигнуть результата;

> 3 примеров;

Оптимальность (Оправдано ли такое решение?)

0

Решение слишком громоздкое;

использование множества приемов не оправдано;

Однотипные примеры;

1

Решение оптимально,

моменты процесса решения можно значительно упростить;

Примеры из 2 областей жизни;

2

В решении использован метод, емкое, четкое, оптимально «красивое» решение;

Все примеры из разных областей;

Разработанность (Достаточно ли описан ход решения или решение на уровне идей?)

0

Не описан или не понятен ход решения задачи

Нет примеров

1

Решение на уровне идей, их можно довести до конца

Нет пояснений

2

Грамотно описано решение и обоснованы все действия

Пояснения примеров  

Оригинальность (Решение новое или обыденное?)

0

Решение стандартное;

у 50%;

1

Решение встречается в ответах редко;

у 5- 10%;

2

Решение оригинальное

менее чем у 5%;

Программа разработана для учащихся 7-9 классов. Курс предполагает преемственность, так необходимую для содержания спецкурсов.

Курс «Успешная коммуникация» рассчитан на 3 года, он поддерживает программу русского языка в профильных классах, но может быть использован и в общеобразовательных классах. Программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 1 час в неделю- дополнительный час в рамках действующей образовательной программы).

Содержание

Общение (16 ч.)

Слово как основа общения. Критерии эффективной речи. Устное и письменное общение. Вербальная и невербальная коммуникация. Культура речи как средство самопрезентации. Речевое развитие и общение. Влияние личностных качеств на общение. Поведение в диалоге. Основные принципы построения монологической речи.

Истина в споре (10 ч.)

Функции «Я». Сила и слабость «Я». Проблема социальной зрелости личности. От  «Я» к «МЫ»- правила межличностных коммуникаций. Законы и правила общения и отношений. Дискутирование как определенный этап в налаживании отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Проблемы самоопределения личностного роста. Суть переговорного процесса.

Конфликт  (8 ч.)

Природа конфликта. Эскалация соперничества. Общение в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта. Совместное решение проблемы. Препятствия для решения проблемы. Выгоды сотрудничества. Обсуждение, критика. Суть комплимента. Неагрессивное речевое поведение. Психологический аспект в решении конфликтной ситуации.

Учебно- тематический план курса «Общение- путь к согласию» (7 класс)

Содержание

Формы работы

часы

Раздел 1. Общение (16 ч.)

1.1.

Секреты Волшебницы Речи.  

Презентация. Практикум

4

1.2.

Говорить и слушать.

Деловая игра. Практикум

3

1.3.

Магия личности. Самопрезентация

Практикум

4

1.4.

Говори один, говори со мной

Деловая игра

3

Раздел 2. Истина в споре (10 ч.)

2.1.

Могу поспорить. Хитрости дискуссии

Беседа

4

2.2.

Правила убеждения. Поиск истины

Практикум.

4

2.3.

Искусство в споре побеждать. Дебаты.

Развивающие упражнения

4

Раздел 3. Конфликт (8 ч.)

3.1.

Общение в конфликте

Теоретический семинар

2

3.2.

Комплименты

Практикум

2

3.3.

Переговоры. Искусство мириться…

Эвристическая игра

1

Комплексная контрольная работа (1 ч.)

Содержание

Культура общения в жизни общества (6 ч.)

Культура речи и культура общения. Критерии хорошей речи: информационная насыщенность, логичность, точность, ясность, простота, правильность, образность.

Информация (6 ч.)

Роль информации в жизни человека. Различение разных видов информации.

Построение речевого высказывания (5 ч.)

Типы речи. Логичность как основной компонент рассуждения. Прозрачность речевого высказывания. Аргументация.  Простота и витиеватость высказывания.

Правильность речи (9 ч.)

Богатство языковых средств как основа хорошей речи. Трудности произношения. Лексические средства языка. Многообразие значений слова. Использование в речи социально ограниченной лексики. Речевые ошибки. Способы устранения ошибок в словообразовании. Правильное употребление частей речи. Многообразие синтаксических конструкций. Речевые и грамматические ошибки, их различение.

 Образность  речи (6 ч.)

Общее представление тропов. Стилистические фигуры.

Учебно- тематический план курса «Культура речи- условие общения» (8 класс)

Содержание

Формы работы

часы

Раздел 1. Культура общения в жизни общества (6 ч.)

1.1.

Что значит быть культурным человеком?

Дискуссия

2

1.2.

Наблюдаем за культурой общения

Ролевая игра

4

Раздел 2. Информативность речи (6 ч.)

2.1.

Много ли ты знаешь?

Тестирование

2

2.2.

Различение разных видов информации. Источники.

Сбор материала

4

Раздел 3. Построение речевого высказывания (5 ч.)

3.1.

Докажи. Ссылка на … Точные и неточные объяснения.

Ролевая игра

5

Раздел 4. Правильность речи (9 ч.)

4.1.

Учись произносить правильно.

Практикум

2

4.2.

Такие разные слова… Создатели новых слов

Семинар

2

4.3.

Фундамент речи

Практикум

5

Раздел 3. Богатство и образность речи (6 ч.)

5.1.

Общее представление тропов. Стилистические фигуры.

Практикум

8

Конференция «Эмоциональность и выразительность речи» (2 ч.)

Содержание

Из истории делового этикета (10 ч.)

Понятие этикета. Основные направления этикета. Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой повседневный этикеты.

Правила общения (8 ч.)

Основные требования к приветствию. Формы высказываний.  Толерантность в обращении. Основные тенденции в изменении курса современного делового общения.

Деловой этикет (14 ч.)

Стандарты и творческий подход к деловым бумагам. Использование ИКТ.

Этика и психология деловых переговоров и бесед. Деловое партнерство. Истоки сотрудничества. Переговорный процесс. Формы ведения бесед и переговоров.

Деловое совещание. Подготовка и проведение. Основные требования к ведущему совещание. Обстановка, атмосфера. Строгость стиля. Требования к ведению.

Этикет в компьютерных сетях. ИКТ на службе.

Юмор в деловом общении. Образность речи.

Учебно- тематический план курса «Деловой этикет» (9 класс)

Содержание

Формы работы

часы

Раздел 1. Из истории делового этикета (10 ч.)

1.1.

Что такое этикет?

Ролевая игра

2

1.3.

Из истории этикета

Сообщения

6

1.4.

Деловой повседневный этикет.

Встречи

2

Раздел 2. Правила общения (8 ч.)

2.1.

Волшебные слова

Исследование речевых ситуаций

8

Раздел 3. Деловой этикет (14 ч.)

3.1.

Канцелярия.

Практикум

5

3.2.

Как вести переговоры.

Лекция. Ролевая игра

4

3.3.

Вы руководитель

Практикум

3

3.5.

Мой друг- компьютер

Семинар

2

Семинар «Деловой этикет» (2 ч.)

Программа представлена

  • на Всероссийской конференции «Учебно- исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы» (Статья в сборнике  Издательства БГУ),
  • на II Республиканском конкурсе инноваторов «Автограф»  (Диплом I ст. (Улан- Удэ).

Разработка занятия «Практика конструктивного общения»

Цель:  построить модель бесконфликтных отношений

1. Проблемная ситуация

Дерево прячет

Корни в земле,

Искры таятся

В теплой золе.

В желуде зрелом

Спрятан дубок.

В хрупкой скорлупке

Спрятан желток.

Жемчуг- в ракушке,

Рыба в пруду.

Только глупая ссора

Всегда на виду.

Задание: ответьте на вопрос: «Почему ссора в стихотворении называется глупой?»

2. Определение учащимися темы и цели урока

- О чем пойдет речь на уроке? (о ссорах, конфликтах)

- Каким должно быть общение? (конструктивное)

- Каковы цели урока? (выберите из карточек то, что вам важнее: теория или практика)  

3. Словарная работа

Практика- деятельность, в ходе которой преобразуется мир и общество;

Общение (коммуникация)- взаимные отношения, деловая или дружеская связь;

Конструктивный- такой, что можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный

- Какое слово будет главным?

- Что значит конструктивное общение?

- Умеете ли вы так общаться?

4. Анализ отношений: дети- взрослые

Задание группам:

Составьте устную картинку «Вечер в идеальной семье»

Обсудите в группах письмо, сделайте выводы

- «Наше юное поколение ужасное. Дети не любят трудиться, а только развлекаются. Учиться не хотят, потому что учеба- это труд. Молодежь не уважает старших. Мы часто слышим обидные слова. Все живут разрозненно, никто никому не помогает. Нравы слишком свободные. Молодые много пьют. Не представляем, как на них оставить страну. Нас ждет погибель.» Письмо было написано в 1 веке до н.э.

5. Анализ отношений с соблюдением субординации по ролику «Генерал и солдат»

- Каждый человек играет социальную роль, где он выступает в роли или подчиненного, или начальника. Существует такое слово, как субординация. Когда она нарушается с той или другой стороны, происходит следующее (ролик).

- Кто нарушил субординацию?

- Какие правила не позволят нарушить субординацию?

6. Анализ отношений: человек- коллектив

- Ребята: Драчун, Мечтатель, Весельчак, Умник заспорили: чем интереснее заниматься.  Спор был долгим, но тут появился Миротворец.

Задание: Представьте сценки конфликтных ситуаций. Продумайте их разрешение.

7. Проектная групповая работа по построению модели конструктивного общения

8. Обобщение. Рефлексия.

- Все можно решить словом, но нужно помнить, что слово сообщает, обогащает, влияет, воспитывает, помогает, успокаивает.

Самоанализ занятия

1. Содержательная сторона

На занятии используются сведения из разных наук: лингвистика, культура речи, психология, социология, обществознание. Именно синтез этих областей знаний помогает найти пути выхода из конфликтных ситуаций. Разыгрывание различных ситуаций выводит смысловое поле на метауровень. Формирование целостной картины мира начинается с понятия «Я» к осознанию «МЫ». Выстраивание ситуации семейных отношений, решение проблемы «отцы и дети» базируется на письме 1 века до н.э., так происходит философское осмысление мира.

2. Методическое решение

Занятие технологично: технология проблемного обучения, метод проектов, а также инсценирование, решение ситуативных задач. Все это направлено на решение целевой установки урока, предложенной самими учащимися, потому что учитель на занятии только дает ориентиры, а формулы решения, выводы продумывают учащиеся, работая «в сотрудничестве». Внимание ребят направлено на задания: через их логическую структуру учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

3. Результат занятия

Цель достигнута. Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем. Модель построена.

С течением времени меняются формы дополнительного образования, но остаётся прежним девиз – слова Д.С. Лихачёва: «XXI век будет веком гуманитариев, или его не будет вообще». Система дополнительного образования призвана помочь ученику определить профильные интересы и профессиональные направления, а также выявить и развить творческий потенциал личности, она является очень важным компонентом комплексной программы выявления и развития творческого потенциала.

Современной школе нужен УЧИТЕЛЬ, самостоятельный, критически мыслящий, умеющий видеть перспективы, творчески решающий проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности педагогов к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Процесс изменения сознания учителя- стажиста противоречив и сложен, если не быть готовым к нему внутренне. Время показывает, что стратегическое направление моей деятельности согласуется с требованиями современной школы (мною создано детско- взрослое сообщество; внедрена в активную ТРИЗ- технология; разработаны основные этапы работы по технологии портфолио; изучен и введён в активную практику СДП; определены целевые установки программ в соответствии с требованиями ФГОС-II; совершенствованы навыки работы с ИКТ в сторону интерактивности; определены личные профессиональные компетенции.

Моя педагогическая деятельность открыта для продуманных инноваций. После участия в вебинарах Издательства «Учитель» от организаторов поступило предложение о проведении мною тематических занятий on-lain по теме «Технологическая карта урока», и в течение этого учебного года, являясь руководителем вебинара, имею возможность обсудить педагогические инновации и методические идеи с коллегами со всей России.

На следующем этапе формирование меня как компетентного учителя в значимых сферах  образования и жизнедеятельности должно произойти на основе перехода изменения внешнего в изменение внутреннее, только при таком раскладе  осуществится процесс интериоризации, очень важный для педагога современной школы.


  • Инновационные образовательные программы, проекты

Детско- взрослое сообщество Школа успеха. (Приложение 13)

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. В нашей школе создана интересная модель внеурочной деятельности обучающихся- НИОКР (научно- исследовательская, опытно- конструкторская работа).

При введении НИОКР в систему деятельности школы учитывались такие факторы, как опыт внеклассной работы, социальный заказ общества, творческий и интеллектуальный потенциал педагогов школы

           Внеурочная деятельность в школе осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей, при которой становится возможным присвоение (а не просто узнавание) ценностей, поэтому основной организационной формой реализации НИОКР стали детско- взрослые сообщества разной направленности, где родители выступают как социальные партнеры, дети участвуют, проявляя инициативу, учителя осуществляют педагогическое руководство.

Все сообщества объединены в три Лаборатории: «Я и мой выбор», «Я и мой мир», «Я и общество». Деление по Лабораториям условно, потому что воспитание принципиально не может быть локализовано, а должно охватывать направления развития личности в соответствии с ФГОС. Данные направления явились содержательным ориентиром для разработки программ детско- взрослых сообществ согласно определенных целевых установок

В 2010 году было создано детско- взрослое сообщество «Школа успеха», ориентированное на пробу возможностей в интеллектуальной, социальной, личностной сферах; формирование УУД, МУД: способностей к исследованию, к взаимодействию, к принятию и осуществлению решений, освоению новых типов действия.

В организации деятельности сообщества можно выделить три этапа:

1. проектный этап

-осуществляется диагностика потребностей детей, запросов их родителей, т.е. формируется социальный заказ общества;

-проектируется система сообществ, здесь особое внимание уделяется выбору форм работы: экскурсии, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, социальные акции, беседы, конференции, выставки, исследовательские работы, театральные постановки- и через всё проходит сквозной линией проектная деятельность.

-создается нормативно- правовая база (сообщество имеет Устав, Положение, а также внешнюю атрибутику: девиз, эмблему, песню)

2. организационно-деятельностный этап

-разрабатывается суть функционирования системы (ресурсное обеспечение: материально- техническая база, социальное партнерство: сообщество не только выбрало социальных партнеров, но и оформило договорные отношения, например, с Генеральским советом, Молодежной палатой НХ, с государственными и коммерческими организациями);

-интегрируются кадровые ресурсы, в ходе установочной работы стало ясно, что один педагог- куратор выполняет чрезвычайно большой объем работы, при этом утрачивается качество, и педагоги;

-координируются индивидуальные и коллективные траектории внеурочной занятости на разных этапах деятельности, и всё происходит в полном соответствии с планами сообщества, которое проводят совместные акции: поисковые игры, городской конкурс проектов «Цвети, родная Бурятия».

3. аналитический этап

-анализируется и оценивается функционирование детско- взрослого сообщества, огромную помощь   в этом кураторам сообщества оказывает фокус- группа со своими функциями: взаимодействие с педагогами; организация социологических опросов; выявление позитивных результатов и проблем.

Реальная практика нововведения

Пространство подготовки-

создание условий для реализации интересов учащихся с завершением- результатом;

формирование базовых компетенций в технике получения опыта

Рисунок1.png

Пространство опыта-

  • создание условий для пробы, проверки на прочность, значимость и практическую целостность компетенций;

формирование УУД;

Рисунок3.png

  • Пространство презентации-
  • создание возможностей для реализации собственного социального действия как образовательного продукта;
  • предъявление результата;

Рисунок4.png

Целевая установка на апробацию инновационных моделей детско-взрослых форм деятельности, направленных на формирование активной жизненной позиции школьника требует серьезных мониторинговых исследований. Разработка критериальной базы и диагностического инструментария осуществляется на заседаниях сообщества и в ходе проведения общих дел. Такая концептуальная интеграция соответствует духу времени.

При этом основной целью всей огромной мониторинговой работы является разработка механизмов развертывания процесса поэтапного вовлечения учителей и учащихся в круг деятельности инновационных моделей детско-взрослых сообществ.

Анализ промежуточных результатов показал, что при такой модели внеурочной деятельности выявляются как количественные показатели (расширился круг сообщества), так и качественные критерии оценки деятельности (успешное участие сообщества в конференциях, конкурсах, соревнованиях различного уровня, повышение числа посещений сайта НИОКР, сотрудничество всех участников образовательного процесса).

Программа Школы успеха представляет собой синтез- это Клуб встреч с интересными людьми; часы общения «Путь к успеху»; Консультационный центр «Секреты успешной учебы»; занятия спецкурса «Успешная коммуникация»; психологический тренинг по самопознанию;

Цель проекта- воспитание успешной личности, способной проектировать и строить свою личностную траекторию развития на основе нравственных ценностей.

Решение целевой установки строится на ясном осознании сущности процесса воспитания, состоящего в процессе интериоризации- перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний  план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Значит, речь идет о структуре личности. 

Цель формирует следующие задачи 

  • формировать УУД учащихся;
  • обучать НОТ;
  • формировать позитивную самооценку;
  • создавать новое образовательное поле для ТРИЗ- технологии.

Ресурсы для достижения результатов

Охват

Форма работы

Периодичность

1.

родители

Клуб встреч с интересными людьми

1раз в месяц

2.

учащиеся

6 «в» класса

Спецкурс «Успешная коммуникация»

понедельник

3.

Психологический тренинг по самопознанию

пятница

4

кураторы

Цикл часов общения «Путь к успеху»

1 раз в месяц

5

консультанты

Программа «Секреты успешной учебы»

по графику

6

Кл.руководители

Семинар по ТРИЗ- технологии

1раз в месяц

7

Социальные партнеры

Сотрудничество, материальное и информационное сопровождение проектов

Презентация деятельности Школы успеха:

1.

Всероссийский конкурс школьных проектов «Моя инициатива- воплощение в реальность»

http//sh-st.ru (Санкт- Петербург, 2012)

Диплом I степени в номинации: «Развитие социализации у школьников»

2.

Международный слет учителей (Ялта, 2012)

Диплом I степени

3.

Байкальский образовательный форум

Благодарности

Программа и результаты Школы успеха

12 учителей из Казахстана, Украины, Таджикистана, России (г. Нягань Тюменской области, г. Пермь, г. Казань, г. Москва) объединились в международное сетевое сообщество «Школа успеха».

Проанализировав деятельность сообщества, Совет сделал вывод о том, что эффективность проекта «Школа успеха» зависит от

-от сложившихся отношений между членами сообщества, где всем разновозрастным членам предоставляется возможность определять практику разворачивания деятельности;

-от организации деятельности (тренинги, ролевые игры, поисковые игры, часы общения, активизирующие позитивное и нейтрализующие негативное);

-от социальной практики, определяющей индивидуальную траекторию развития

-от качества воспитательного воздействия;

-от активности участников во взаимодействии;


  • Владение современными образовательными технологиями            

Технология ТРИЗ (Приложение 14)

Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития общества является повышение качества образования, что без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма достичь невозможно.

Одной из таких технологий стала Техника Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ- научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, при которой учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития. ТРИЗ изменяет качество образования, перестраивает структуру процесса обучения так, чтобы учащийся чувствовал потребность в программных знаниях. 

Требования традиционной методики: довести до конца, дать верный ответ. Требования ТРИЗ: продолжить исследование- и верность этого пути подтверждается составляющими Программы учебно-исследовательской деятельности школьников:

Базисная - ученик знает;

Адаптивная - ученик умеет, оценивает, выбирает;

Ценностная - ученик проецирует.

ТРИЗ, как всякая наука, живущая на границе познания, сочетает в себе строго научные подходы и определенное искусство. И то, и другое дает сильные решения, выйти на которые помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:

Принцип

Cильные решения- это

объективности

решения, соответствующие объективным законам развития систем;

противоречия

решения, преодолевающие противоречия;

конкретности

решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему

Таким образом, методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

ТРИЗ учит начинать с вопроса: КАК? Изобретательская задача- основа ТРИЗ. Путь от незнания к знанию ведет к ИКР (идеальному конечному результату) через разрешение противоречий, определяя при этом изобретательские приемы (Волшебники): Дели- Давай (объединение, разъединение); Вперед- Назад (ускорение, замедление); Сударыня Матрешка (размещение внутри другого); Фея Инверсия (изменение порядка) и т.д.  

Например, при решении задачи- шутки: Три теленка — сколько ног?- применяем изобретательский прием «Дели- Давай». Получаем ответ: Тереть теленка можно сколь угодно долго, но сколько теленка ни три, у него все равно будет четыре ноги. Разрешение противоречий ведет к пониманию эффекта омографии в употреблении слова «три»: числительное и глагол в повелительном наклонении.

С течением времени сформировалась система работы с ТРИЗ, состоящая из

Составляющие

Деятельность

Теоретической части

ЗРС (законы развития систем)

Проведены семинары в школе для создания «законодательной» базы

СО (системный оператор)

Изучена система приемов решения

Инструментальной части

Задачи- аналоги

-Проведена разъяснительная работа

-Составлены изобретательские задачи

-Открыта страница «ТРИЗ» на сайте

-Представлен комплекс задач

-Отработан АРИЗ

-Собрана «копилка» примеров

-Организованы и проведены Международный турнир по интеллектуальному марафону

Устранение ТП и ФП

Эффекты

ВА (вепольный анализ)

АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач)

АИСТ (алгоритм использования стандартов)

Опыт работы по ТРИЗ был презентован на Круглом столе ФФ БГУ и МЦОК «Исследовательская деятельность учащихся» (доклад «Решение лингвистических задач с ТРИЗ»), на Международном слете учителей русского языка и литературы в г. Ялта (Диплом I степени за мастер- класс по ТРИЗ- технологии), Республиканских семинарах «Компетентностный подход в обучении», «Подготовка и переподготовка к переходу ФГОС» (сообщение о внедрении ТРИЗ в активную практику), в статье «Организация экспериментальной составляющей».

Из статьи «Организация экспериментальной составляющей»: «Экспериментальная составляющая ТРИЗ не является идеальным решением проблемы воспитания людей, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Но подобные эксперименты развивают необходимые для успешного существования в новом мире качества. А это центральная задача Новой школы: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире».

Информационно- компьютерные технологии ( Приложение 15)

Очень важно, что современной школе необходима новая парадигма образования, присущая всем видам образования, всем системам: ученик – предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель. Огромную роль играет использование ИКТ.

Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой концепции образования, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Это простая, но весомая концепция. Согласно ей, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование ИТ расширяет возможности обучения, предоставляя   необходимый  практический   опыт их внедрения.

Уровень владения ИКТ позволяет мне:

1. Создавать сайты сообщества, учителя, класса;

Сертификаты

2. Создавать личный кабинет, страницу на сайте;

Скриншоты страниц

3. Размещать материалы в сети Интернет;

Сертификаты

4. Работать на стажировочной площадке с темой «Алгоритм урока с ИКТ»;

Программа площадки

5. Организовывать курсы в Ольхонском районе;

Статья в газете

6. Делиться на Республиканских семинарах опытом

-конструирования шаблона газеты;  

-редактирования шаблона газеты с программой;

-обобщения информации;

Программы семинаров

7. Публиковать статьи в сборнике о Республиканской стажировочной площадке;

Копии публикаций

8. Участвовать в Республиканской конференции с докладом о сайте класса;

Программа конференции

9. Применять информационные технологии;

10. Организовывать и проводить дистанционные олимпиады и конкурсы.

Благодарности

При введении такой системы образование помогает войти в новое социокультурное пространство, овладеть новыми способами деятельности, коммуникации, выработать систему ценностей, основанную на нравственных идеях.  

  • Организация и включение родителей в Университет педагогических знаний.

Родители класса работают в Совете школы, являются участниками общешкольных дел, проектов и социальных акций, проводят КТД, Дни Здоровья, организуют выезды на природу,  сопровождают детей на мероприятия, организуют работу детско- взрослого сообщества «Школа успеха», успешно обучаются в Университете педагогических знаний, созданный союзом равных: учителей, учеников, родителей.

Университет педагогических знаний- своеобразная форма повышения педагогической культуры родителей. В основе программы Университета- модули:

5 класс

Модуль 1.

Секреты успешной учёбы в школе;

Модуль 2.

Образовательные потребности государства и общества

6 класс

Модуль 3.

Организация досуга ребенка

Модуль 4.

Общественное участие в управлении образовательным учреждением

7 класс

Модуль 5.

Как оценивают Вашего ребёнка в школе?

Модуль  7.

Проектная деятельность в школе

8 класс

Модуль  8.

Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?

Основной метод моей работы с  родителями- ОБЩЕНИЕ, построенное на духовном  контакте  и педагогическими принципами.  Родительское  собрание– это общение, урок 3 «с»: сотворчества (партнёрство), самовыражения (свободная доверительность),                      сопричастности  (шаги навстречу). Занятия направлены на усиление эффективности семейного воспитания и взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Нельзя не согласиться с известным российским психологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение– это многоэтажная конструкция, предполагающая: деятельность– взаимодействие– общение– контакт. Отсюда условия успеха деятельности Университета: интерактивный характер занятий, постоянный контингент участников, размещение информации на классном сайте, наличие обратной связи.

  • Создание условий для выстраивания индивидуальной траектории

Проектирование траектории строится поэтапно: карта индивидуального развития- индивидуальный план- портфолио. Доклад о проектировании индивидуальной траектории был представлен на II Всероссийской конференции и опубликован в сборнике (Издательство БГУ). Портфолио класса на Всероссийском фестивале «Моё портфолио» (Москва) удостоено Диплома I ст.

Этапы проектирования:

1. Составление учеником самохарактеристики по наблюдениям за собой в различных ситуациях; откликам одноклассников, учителей, родителей; по анализу продуктов деятельности; по психологической диагностике: ЧТО ЕСТЬ.

2. Фиксирование результатов диагностирования в карте индивидуального развития- форме объективизации личностного роста: ЧТО БУДЕТ

3. Создание индивидуального плана- документа, помогающего определиться с направлениями, содержанием и объемом деятельности: ЧТО ДЕЛАТЬ.

Карта индивидуального развития - это своеобразная форма фиксации, объективизации личностного творческого роста ученика. Разделы карты индивидуального развития заполняются на основе наблюдения за собой в различных ситуациях; откликов одноклассников, учителей, родителей; анализа продуктов деятельности; бесед с классным руководителем; анкетирования, тестирования, диагностики психологическими методиками.

Основные части плана- направления деятельности ученика: объем деятельности ученика; планы исследовательской деятельности, культурно-оздоровительной  деятельности, медиаобразовательной деятельности; общественная работа.

   

 Учебная деятельность

                           

                    Спорт,        Общественная

                   Искусство                                                                                      деятельность

                                 

                                                 

                                              Медиаобразовательная

                                                       деятельность

            Основная цель выстраивания индивидуальной траектории- введение разумного стандарта для обозначения уровня образованности и воспитанности и диагностика развития творческих способностей.

Принципы карт индивидуального саморазвития:

Обучение

Внеклассная работа

Общественная жизнь

Ориентация на самостоятельное добывание знаний (ориентация на мышление)

Направленность на самостоятельное проектирование уникального образа жизни

Определение индивидуальной карты самовоспитания, саморазвития

Уровневая дифференциация

Перенос активности учителя на ученика

Формирование адекватной самооценки

«Гарантия на успех выражается в праве выбора

образовательного маршрута, способов педагогической помощи.

«Концепция права» ориентируется на реализацию запросов учащихся»

Эффективное накопление личностного опыта- одно из условий выявления и развития творческого потенциала, т.к. гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута. Выстраивание траектории развития само по себе не ведёт к воспитанию творческой личности, но важно то, что ученик видит векторы своего движения, что ученик дает оценку деятельности, что ученик знает способы развития.

Индивидуальные планы оформляются на основе карт развития, итоги заносятся в портфолио. Конечно же, сама по себе карта индивидуального развития не ведёт к воспитанию творческой личности, но она выстраивает траекторию развития, которую ученик видит сам- это важно, как и оценка деятельности.

При введении такой системы образование- целенаправленная часть социализации, помогающей учащимся войти в социокультурное пространство, овладеть накопленными в обществе способами деятельности, коммуникации, выработать систему ценностей.  

  • Инновационные образовательные программы, проекты

Детско- взрослое сообщество Школа успеха. (Приложение 13)

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. В нашей школе создана интересная модель внеурочной деятельности обучающихся- НИОКР (научно- исследовательская, опытно- конструкторская работа).

При введении НИОКР в систему деятельности школы учитывались такие факторы, как опыт внеклассной работы, социальный заказ общества, творческий и интеллектуальный потенциал педагогов школы

           Внеурочная деятельность в школе осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей, при которой становится возможным присвоение (а не просто узнавание) ценностей, поэтому основной организационной формой реализации НИОКР стали детско- взрослые сообщества разной направленности, где родители выступают как социальные партнеры, дети участвуют, проявляя инициативу, учителя осуществляют педагогическое руководство.

Все сообщества объединены в три Лаборатории: «Я и мой выбор», «Я и мой мир», «Я и общество». Деление по Лабораториям условно, потому что воспитание принципиально не может быть локализовано, а должно охватывать направления развития личности в соответствии с ФГОС. Данные направления явились содержательным ориентиром для разработки программ детско- взрослых сообществ согласно определенных целевых установок

В 2010 году было создано детско- взрослое сообщество «Школа успеха», ориентированное на пробу возможностей в интеллектуальной, социальной, личностной сферах; формирование УУД, МУД: способностей к исследованию, к взаимодействию, к принятию и осуществлению решений, освоению новых типов действия.

В организации деятельности сообщества можно выделить три этапа:

1. проектный этап

-осуществляется диагностика потребностей детей, запросов их родителей, т.е. формируется социальный заказ общества;

-проектируется система сообществ, здесь особое внимание уделяется выбору форм работы: экскурсии, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, социальные акции, беседы, конференции, выставки, исследовательские работы, театральные постановки- и через всё проходит сквозной линией проектная деятельность.

-создается нормативно- правовая база (сообщество имеет Устав, Положение, а также внешнюю атрибутику: девиз, эмблему, песню)

2. организационно-деятельностный этап

-разрабатывается суть функционирования системы (ресурсное обеспечение: материально- техническая база, социальное партнерство: сообщество не только выбрало социальных партнеров, но и оформило договорные отношения, например, с Генеральским советом, Молодежной палатой НХ, с государственными и коммерческими организациями);

-интегрируются кадровые ресурсы, в ходе установочной работы стало ясно, что один педагог- куратор выполняет чрезвычайно большой объем работы, при этом утрачивается качество, и педагоги;

-координируются индивидуальные и коллективные траектории внеурочной занятости на разных этапах деятельности, и всё происходит в полном соответствии с планами сообщества, которое проводят совместные акции: поисковые игры, городской конкурс проектов «Цвети, родная Бурятия».

3. аналитический этап

-анализируется и оценивается функционирование детско- взрослого сообщества, огромную помощь   в этом кураторам сообщества оказывает фокус- группа со своими функциями: взаимодействие с педагогами; организация социологических опросов; выявление позитивных результатов и проблем.

Реальная практика нововведения

Пространство подготовки-

создание условий для реализации интересов учащихся с завершением- результатом;

формирование базовых компетенций в технике получения опыта

Рисунок1.png

Пространство опыта-

  • создание условий для пробы, проверки на прочность, значимость и практическую целостность компетенций;

формирование УУД;

Рисунок3.png

  • Пространство презентации-
  • создание возможностей для реализации собственного социального действия как образовательного продукта;
  • предъявление результата;

Рисунок4.png

Целевая установка на апробацию инновационных моделей детско-взрослых форм деятельности, направленных на формирование активной жизненной позиции школьника требует серьезных мониторинговых исследований. Разработка критериальной базы и диагностического инструментария осуществляется на заседаниях сообщества и в ходе проведения общих дел. Такая концептуальная интеграция соответствует духу времени.

При этом основной целью всей огромной мониторинговой работы является разработка механизмов развертывания процесса поэтапного вовлечения учителей и учащихся в круг деятельности инновационных моделей детско-взрослых сообществ.

Анализ промежуточных результатов показал, что при такой модели внеурочной деятельности выявляются как количественные показатели (расширился круг сообщества), так и качественные критерии оценки деятельности (успешное участие сообщества в конференциях, конкурсах, соревнованиях различного уровня, повышение числа посещений сайта НИОКР, сотрудничество всех участников образовательного процесса).

Программа Школы успеха представляет собой синтез- это Клуб встреч с интересными людьми; часы общения «Путь к успеху»; Консультационный центр «Секреты успешной учебы»; занятия спецкурса «Успешная коммуникация»; психологический тренинг по самопознанию;

Цель проекта- воспитание успешной личности, способной проектировать и строить свою личностную траекторию развития на основе нравственных ценностей.

Решение целевой установки строится на ясном осознании сущности процесса воспитания, состоящего в процессе интериоризации- перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний  план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Значит, речь идет о структуре личности. 

Цель формирует следующие задачи 

  • формировать УУД учащихся;
  • обучать НОТ;
  • формировать позитивную самооценку;
  • создавать новое образовательное поле для ТРИЗ- технологии.

Ресурсы для достижения результатов

Охват

Форма работы

Периодичность

1.

родители

Клуб встреч с интересными людьми

1раз в месяц

2.

учащиеся

6 «в» класса

Спецкурс «Успешная коммуникация»

понедельник

3.

Психологический тренинг по самопознанию

пятница

4

кураторы

Цикл часов общения «Путь к успеху»

1 раз в месяц

5

консультанты

Программа «Секреты успешной учебы»

по графику

6

Кл.руководители

Семинар по ТРИЗ- технологии

1раз в месяц

7

Социальные партнеры

Сотрудничество, материальное и информационное сопровождение проектов

Презентация деятельности Школы успеха:

1.

Всероссийский конкурс школьных проектов «Моя инициатива- воплощение в реальность»

http//sh-st.ru (Санкт- Петербург, 2012)

Диплом I степени в номинации: «Развитие социализации у школьников»

2.

Международный слет учителей (Ялта, 2012)

Диплом I степени

3.

Байкальский образовательный форум

Благодарности

Программа и результаты Школы успеха

12 учителей из Казахстана, Украины, Таджикистана, России (г. Нягань Тюменской области, г. Пермь, г. Казань, г. Москва) объединились в международное сетевое сообщество «Школа успеха».

Проанализировав деятельность сообщества, Совет сделал вывод о том, что эффективность проекта «Школа успеха» зависит от

-от сложившихся отношений между членами сообщества, где всем разновозрастным членам предоставляется возможность определять практику разворачивания деятельности;

-от организации деятельности (тренинги, ролевые игры, поисковые игры, часы общения, активизирующие позитивное и нейтрализующие негативное);

-от социальной практики, определяющей индивидуальную траекторию развития

-от качества воспитательного воздействия;

-от активности участников во взаимодействии;