ОТКРЫТЫЕ УРОКИ


Предварительный просмотр:

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: составить алгоритм определения вида предложения по цели высказывания

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение). Метапредметное задание.

Слайд 1

Задание:

1. посмотрите фрагмент мультфильма «Точка, точка, запятая…»

2. составьте предложения по этому фрагменту.

Слайд 2

Мы смотрели мультфильм.

Что начинается с точки?  

Определите тему урока.

С какой целью сказаны эти предложения?

II. Введение в тему урока

Приём «Верю- не верю»

Задание:

выскажите свое учащиеся согласие/несогласие с утверждениями,

аргументируйте свою точку зрения

Верите ли вы, что

-Предложение состоит из подлежащего и сказуемого?

-В предложении всегда есть грамматическая основа?

-У предложения нет цели?

-Знак завершения ставится по желанию?

-Предложения отличаются друг от друга по цели высказывания?

Слайд 3

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.

III. Целеполагание

Слайд 4

Задание:

1. выберите цель урока,

2. помните: цель должна быть конкретной, точной, диагностируемой, понятной, реальной, ограниченной во времени, измеримой, достижимой, обоснованной

 

IV. Актуализация изученного.  

Задание:

1. Запишите слова в столбик

2. Взаимопроверьте

3. Определите, что с чем связано

Синтаксис, тире, словосочетание, предложение, многоточие, зависимое слово, сказуемое, запятая, повествовательное, определение, точка, восклицательное, двоеточие, обстоятельство, вопросительное, распространенное, побудительное, подлежащее, дополнение, кавычки, цель высказывания.

V. Открытие нового знания. Групповое исследование.

Задание 1:

1. Определите, почему так называются.

2. Заполните таблицу.

Предложения

Повествовательное

Побудительное

Вопросительное

Вывод: (дети делают сами, а потом сверяют с правильным ответом)

-Есть три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные.

-Прежде чем надписать над предложениями названия, обратите внимание на корни слов. 3. Сформулируйте правила, определение.

Задание 2:

Ответьте на вопросы:

- Для чего нужны такие виды предложений?

  (чтобы более точно донести до слушателя свои мысли)

- От чего зависит выбор того или иного вида предложений?

  (от ситуации)

Задание 3:

Озвучьте фильм

V. Углубление знаний.

Задание:

1. Прочитайте ключевые слова темы (предложение, высказывание, цель, сообщение, интонация).

2. Дополните этот ряд.

3. Составьте алгоритм

VI. Итог урока. Рефлексия.

Задание:

Составьте предложения на листочке с любым знаком препинания.

VII. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Слайд 4

-составить алгоритм определения вида предложения по цели высказывания; Выбрать из представленных целей: -выявлять цель высказывания; -определять знаки завершения; -различать предложения по цели высказывания; Задачи урока:

Слайд 5

Предложения Повествовательное Побудительное Вопросительное Почему они так называются?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек в понимании Достоевского

Цель урока: 

разгадать, найти, представить определение гармоничного человека

Записи на доске:

1. Тенгиз Абуладзе, режиссер фильма «Покаяние»

2.  Гармония— категория, отражающая закономерный характер развития действительности, согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы, целостность.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

-Этот урок- урок обобщения, он седьмой по счету в системе уроков по роману Достоевского.

  1. Ассоциативная задача.

Что ассоциируется у вас с цифрой 7?

7–тайна, 7 правящих планет, 7 дней недели, 7 нот гаммы, 7- цифра везения, 7 цветов радуги, 7 чувств, 7- число гармонии, совершенное число, 7 букв в слове «человек».

  1. Определение темы урока

Задание 1:

  1. Прочитайте высказывания
  2. Определите тему урока (Человек в понимании Достоевского)

-Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

-Человек наиболее живет в то время, когда ему нужно чего-нибудь искать.

-Человек- целый мир, ему бы представить гармоничное побуждение.

Задание 2:

  1. Назовите глаголы в высказываниях
  2. Определите цель урока

Цель урока: разгадать, найти, представить определение гармоничного человека

  1. Исследовательская работа «Се человек!»

-«А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти,— поспешил Мармеладов,- Ничего-с! Не с презрением, а со смирением к сему отношусь.  Пусть! пусть! «Се человек!»

Задание:

  1. просмотрите ряды романных образов (в этом суть многослойности романа)
  2. проанализируйте диаграмму
  3. определите диаграмму Раскольникова

Вывод:

Человек сам решает, все идет от человека, для человека, благодаря человеку…В этом заключается величайший гуманизм Достоевского (по словарю Ожегова, гуманность, человечность)

Раскольников идет на преступление ради такого человека. Но оправдывает ли цель средства достижения ее?

  1. Анализ эпизода преступления

Задание:

Определите, как режиссер решает показать преступление. (тиканье часов)

Этот страшный эксперимент- проверка теории.

  1. Дискуссия «Теория Раскольникова»

О Раскольникове говорит Достоевский: «Это человек, приговоренный к смерти» 

О Раскольникове говорит Писарев: «Это человек, приговоренный к преступлению»

    Кто прав?

  1. Игра «Продолжите фразу»

Как и любая теория, теория Раскольникова гармонична и пропорциональна.

Когда возникает диспропорция и дисгармония?

Задание:

Продолжите фразу словом «НО Раскольников»

«Существуют на свете лица, которые могут, полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления»

«Человеку все позволено…»

 «Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…»

«Да ведь тут арифметика! За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен».

 «Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь…»

«Одно преступление влечёт за собой другое»

«Разве я старушонку убил? Я себя убил?»

  1. Групповая проектная работа

Задание:

  1. Прочитайте высказывание Н. Страхова: «Главная мысль романа: …показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью».
  2. Спроектируйте модель гармоничного человека в понимании Достоевского в виде одного высказывания

                   

  1. Заключение 5

1. чтение высказывания Достоевского

«Жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы- сердце человеческое»

2. просмотр ролика из кинофильма «Покаяние»

  1. Рефлексия

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Мцыри»: Прославление свободы как главной ценности жизни

Цель урока: определить символику свободы в поэме «Мцыри»

Ход урока

I. Актуализация знаний (5 мин)

I. 1. Просмотр видеофильма «Выхожу один я на дорогу…» 1 слайд

- Сейчас прозвучит романс в исполнении Анны Герман на стихотворение М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Задание:

Ответьте на вопросы:

1. Какие предметные образы возникают при просмотре? (один, дорога, туман, пустыня, звезда, покой, свобода)

I. 2. Метапредметное задание- логическая задача 2 слайд

Задание:

Распределите картинки на слайде по смысловым группам

Дайте название этим группам (природа, простор, свобода и т.д.)

-Тема урока-  Прославление свободы как главной ценности жизни

I. 3. Психологическая минутка самопознания

-Каждая картинка- символ,

Задание:

Назовите символы свободы;

Назовите предмет- символ, характеризующий вас.

II. Выявление места и причины затруднения (3 мин) 3 слайд

1. Что вы знаете о символе в литературе?

2. Как появился этот термин?

3. Символ- это предмет. Какой?

4. Что заключает символ?

5. Как происходит толкование символа?

III. Целеполагание (2 мин) 3 слайд

Задание:

Выберите цель урока:

-Рассказать, как Мцыри оказался в монастыре

-Описать жизнь Мцыри в монастыре;

-Определить причины побега Мцыри;

-Охарактеризовать Мцыри во время побега;

-Представить символы свободы в поэме;

Цель урока: определить символику свободы в поэме «Мцыри»

IV. Этап «открытия» нового знания (3 мин)

- В этом произведении Лермонтов представляет несколько иные символы, это не предметные образы, событийные. Почему?- мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос с использованием кластерного анализа.

Кластерный анализ- это метод, используемый для классификации объектов или событий в относительно однородные группы. В результате кластерного анализа при помощи предварительно заданных переменных формируются группы наблюдений. Под наблюдениями здесь понимаются любые объекты. Члены одного кластера должны обладать схожими проявлениями переменных, а члены разных групп различными.

4 слайд

Исследовательская работа (наблюдение) (12 мин)

Задание группам: составить кластерный список

1 группа- появление Мцыри в монастыре

2 группа- жизнь Мцыри в монастыре

3 группа- причины побега Мцыри

4 группа- жизнь Мцыри в 3 дней побега

Определить цветом степень его свободы- несвободы

Слайд 5

V. Этап первичного закрепления (5 мин)

-Какое событие осталось без внимания?

В поэме 26 небольших глав - из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог- исповедь.

-Почему Мцыри называет свой рассказ исповедью?

Задание:

  1. Разберите по составу слово «исповедь»
  2. Подберите однокоренные слова: ведать, ведьма, весть, ведунья

-В чем исповедуется Мцыри перед монахом?

Ты хочешь знать, что делал

На воле? Жил…

Слайд 6

VI. Включение в систему знаний и повторение

-Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя свободным? (Родину, дом, родных)

« …что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»       В.Г. Белинский.

Слайд 7

VII. Оценивание. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Конкурс учителей, реализующих программы

по формированию межэтнической толерантности

1. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Улан- Удэ

2. Методическая разработка урока «Холокост: война и право»

3. Ольга Лазаревна Алагуева, учитель русского языка и литературы

4. 670047, г. Улан- Удэ, улица Груздева, д. 82, кв.2; 8(9025)633696, Allagueva.64@mail.ru


Тема урока: Холокост: «война» и «право»

Цель: сопоставить  понятия: «война» и «право».

Методический замысел

В  2015 году вся страна отпраздновала юбилей великой Победы над фашистской Германией, все чаще стали раздаваться мнения  «ревизионистов», считающих, что Холокоста не существовало, что лагеря смерти- выдумка, что во время войны кто- то обязательно должен пострадать.  Об этом молодым людям твердят не только сайты с громким названием «Шокирующие факты о Холокосте», но и даже СМИ с достаточно проверенным годами взглядом.

Почему стал возможен геноцид еврейского народа? Каковы последствия этой страшной политики? Какие уроки мы можем извлечь, изучая факты насилия над отдельно взятым народом? Поиск ответов на эти вопросы формирует четкую позицию гражданина государства, согласующего свою внешнюю политику с нормами Международного гуманитарного права.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма урока: урок- исследование художественных и документальных аргументов и фактов.  В данном исследовании нас интересует защита прав мирного населения во время военной оккупации, т.е. «временного захвата территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства».

Цель урока: сопоставить понятия: «война» и «право».

Методы, технологии и техники обучения: исследовательский, технология критического мышления, ИКТ

Оборудование:

  1. Медиапроектор
  2. Мобильный класс с ноутбуками

Предупреждающее задание:

  1. Прочитать стихотворение Е. Евтушенко «Бабий яр»
  2. Посмотреть документальный фильм «Бабий яр»
  3. Ответить на вопросы анкеты (раздаточный материал 1)
  4. Познакомиться с  романом А. Кузнецова «Бабий Яр»
  5. Посмотреть художественный фильм «Бабий яр»


План урока:

  1. Актуализация знаний.

Просмотр клипа И. Саруханова «Скрипка- лиса»

Задание:

Определите объект исследования

Объект исследования- документальные и художественные примеры геноцида евреев.

  1. Определение цели урока.

Задание:

Сделайте выводы о цели урока на основе 3 исторических справок (карточки 2):

  1. За 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. Защита гражданского населения во время войны регламентируется Гаагскими конвенциями 1899г. и 1907г., Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949г., Дополнительными протоколами I и II и другими документами.
  2. За шесть лет второй мировой войны, по данным разных историков, погибло от 40 до 60 миллионов человек. В нее было втянуто 4/5 всего населения земного шара. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофической цифры- 28 миллионов человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны.
  3. «В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего». «Под гражданским населением понимаются лица, которые находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются».

Цель исследования на уроке состоит в том, чтобы через примеры насилия по отношению к гражданскому населению во время второй мировой войны показать необходимость соблюдения международного гуманитарного права, а именно сопоставить такие понятия, как «война» и «право». (И. Кант: «Право наций в ходе военных действий- это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»)

- Для определения «решенности» задач урока мы будем использовать  звезды Давида.

  1. Выступление 1 консультанта- теоретика о МГП с использованием компьютерной презентации

Международное гуманитарное право (МГП) призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. МГП согласовывает военную необходимость с требованиями гуманности, проводит границу между тем, что разрешено (законно), и тем, что запрещено. По своей природе МГП является обычным правом, т.е. оно базируется на сложившихся обычаях и практике. Постепенно оно все в большей степени становится предметом международных договоров, принимаемых на международных конференциях, т.е. договорным правом.

МГП возникло применительно к ситуациям вооруженных конфликтов между государствами или группой государств, т.е. международных вооруженных конфликтов. Поэтому большая часть содержания МГП относится к международным вооруженным конфликтам и содержит детально проработанные правила.

4. Просмотр кадров расстрела

Задание:

Определите нарушения МГП

5. Групповая работа

Задание:

В ходе сообщения заполните 3 графу таблицы

Ограничения МГП- устанавливает

Положение во время войны

поведение гражданских властей и лиц во время войны

применение актов насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население

поведение по отношению к лицам и объектам во время войны, обращения с ними, в частности с жертвами войны

нападение на гражданское население в порядке репрессалий

управление оккупированной территорией и поддержание порядка

осуществление любых актов насилия, запугивания или оскорбления, пыток, телесных наказаний, медицинских опытов, коллективных наказаний, принуждений, физического или морального порядка, использования голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны  

Выводы по 3 графе таблицы:

В ситуациях, не подпадающих под действие договорного права, гражданские лица остаются под защитой и в сфере действия принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности, требований общественного сознания.

МГП в годы Великой Отечественной войны не соблюдалось.

Задание:

Определите слова для звезды Давида

Почему звезда Давида красного цвета? (цвет опасности)

7. Выступление 2 консультанта- теоретика о Холокосте с использованием компьютерной презентации и видеофильмов

Задание:

Заполните схему- впишите ключевые слова сообщения

Боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти фотографии, изображающие факты Холокоста во время Второй мировой войны.

Просмотр отрывка из фильма «Письмо из гетто»

В переводе с древнегреческого Holocaustosis означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Термин «Холокост» впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения, а в современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933-1945 годах. Геноцид евреев был и на территории бывшего СССР.

Просмотр отрывка из фильма «Концлагеря»

Задание:

Определите нарушения МГП

Что такое «Холокост»?

                                              Всесожжение,

                                                жертвоприношение

Почему звезда Давида черного цвета? (цвет смерти)

8. Групповая работа по подбору ассоциаций при обсуждении документальных и художественных свидетельств о Бабьем яре

Символом Холокоста в бывшем СССР становится Бабий Яр в Киеве.

Задание группам:

1 группа

1) просмотрите видеовоспоминания о Бабьем яре

2) определите ассоциации для звезды Давида

2 группа

1) просмотрите видеописьмо немецкого офицера

2) определите ассоциации для звезды Давида

3 группа

1) просмотрите видеоотрывки из поэмы Е. Евтушенко

2) определите ассоциации для звезды Давида

4 группа

1) просмотрите видеокнигу памяти

2) определите ассоциации для звезды Давида

5 группа

1) прослушайте песню Розенбаума

2) определите ассоциации для звезды Давида

6 группа

1) просмотрите фрагмент фильма «Бабий яр»

2) определите ассоциации для звезды Давида

Почему звезда Давида желтого цвета? (цвет принадлежности к еврейству)

9. Подведение итогов групповой работы. Метапредметное задание.

Задание:

Соедините все звезды

Почему звезда Давида разноцветная?

Это символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов.

10. Дискуссия

1. Возможно ли во время войны соблюдение МГП?

2. Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики или освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они- другие?

3. Что вырастет из той или иной идеологии? Не придется ли платить судьбами за «национальные идеи» сверхчеловека, сверхдержавы?

4. Чему учит нас опыт Холокоста?

«Не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех, - писал российский историк Михаил Гефтер, первый президент Центра «Холокост»,- в Киеве, через столько лет после трагедии, над прахом жертв в дни печального юбилея кощунственно смещаются акценты. С высокой трибуны международного Форума нас уверяли, что Бабий Яр – интернациональная могила, забыв упомянуть, что украинцев, русских, венгров, чехов там расстреливали не по национальному признаку. Только евреев, в том числе тысячи детей и младенцев, уничтожали потому, что они евреи. Растерзанные дети еще не знали, что они евреи. Нужно ли удивляться, что на Форуме забыли упомянуть, что у нацистов были доброхоты и соучастники. Наивно ожидать, что там будут произнесены слова раскаянья. О ревизии Холокоста мы все чаще слышим от некоторых политиков Европы. Рецидив геноцида неизбежно обернется холокостом цивилизации».

    

9. Рефлексия. Предостережение современникам.

Задание:

Наполните содержанием голубую звезду Давида.

Определите, почему звезда Давида синего цвета

Домашнее задание: Ответьте на вопросы анкеты


Приложение 1

АНКЕТА

I. Холокост – это

  1. Лагерь, созданный нацистами на оккупированной территории во время Второй мировой войны.
  2. Преследование и массовое уничтожение нацистами различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, масонов ).
  3. Политика советского правительства по отношению к врагам народа в 30-е годы ХХ века.
  4. Геноцид армян в Османской империи в начале ХХ века.

II. Одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям, часто основана на предрассудках.  Какому понятию соответствует это определение?

  1. Геноцид
  2. Ксенофобия
  3. Антисемитизм
  4. Шовинизм

III. Геноцид – это

  1. Политика нацистского правительства в 30-е годы ХХ века, направленная на повышение качества жизни своих граждан.
  2. Истребление групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, тягчайшее преступление против человечества.
  3. Страх или ненависть к чему-либо чужому, незнакомому; восприятие чужого как непонятного и поэтому опасного и враждебного.
  4. Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов.

IV. В Вашем понимании, толерантность – это…

  1. Терпимость к проявлениям этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей.
  2. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами
  3. Стремление одного народа завоевать земли другого народа
  4. Затрудняюсь ответить

V.  По Вашему мнению, экстремизм – это…

  1. Приверженность к крайним взглядам и мерам
  2. Право дипломатов подчиняться законам своего государства
  3. Расхождение с общепринятыми нормами
  4. Затрудняюсь ответить

VI. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?

  1. Национальные интересы
  2. Политические разногласия
  3. Территориальные разногласия
  4. Затрудняюсь ответить

VII. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?

  1. Да, наблюдал лично
  2. Да, читал в газете или видел по телевизору
  3. Нет, не сталкивался
  4. Никогда не обращал внимания

VIII.  Встречали ли Вы следующие проявления нетерпимости

  1. Да, встречал:
  • распространение фашистской символики;
  • фашистскую литературу;
  • митинги, сборы националистов, фашистов;
  • фашистские публикации;
  • прямое физическое насилие (избиение и т. п.)

2. Нет, не встречал


Использованная литература

  1. Международное гуманитарное право: Материалы/ К. Сухарев- Дериваз, Т. Н. Пискунова.- М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.
  2. Правительство Швеции проект «Живая история». История Холокоста в Европе 1993-1945.-Москва «Текст» 2001.
  3. Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2002.
  4. Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.: Международные отношения, 1989г. – 245с
  5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12.
  6. Энциклопедия Холокоста http://www.ushmm.org/wlc/ru/media_da.php?ModuleId=10005059&MediaId=20
  7. http://www.lib.ua-ru.net/content/1300.html
  8. Конвенция о защите гражданского населения во время войны. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957.
  9. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990г.
  10. Григорьев А.Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”.
    – М.: Воениздат, 1992г.

Марк Луцкий

Бухенвальд

Звучит красиво - Бухенвальд,*
Гора и дол покрыты лесом,
Но что же мне туманит взгляд?
В глазах - кровавая завеса.
Здесь восемь лет витала смерть,
На рубищах - сплошные клейма,
И невозможно разглядеть,
Что там, внизу - волшебный Веймар.
Там - Гете "Фауста" писал,
Здесь - пламя смерти бушевало
Там - "Люди гибнут за металл",
Здесь - люди гибнут от металла.
Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,
Там - Кранах, сказочен и ярок.
Здесь - пулеметы на столбах
И пасти лютые овчарок.
Там - жил великий Ференц Лист,
Воспевший музыкой свободу.
Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист,
Людей сгоняя на работу.
Там - грациозный Бельведер,
Там - дух искусств здоров и пылок.
А здесь - фашистский офицер
С ухмылкой целится в затылок.
Там - Музы вышли на парад,
Здесь - всюду смерти изваянье.
Звучит красиво - Бухенвальд?!
Какое жуткое названье!
---------------------------------------
* Бухенвальд (нем.) - буковый лес

Союзники бомбили города 

Союзники бомбили города,
Неся врагу законное возмездье
За Ковентри, за Лидице, Полесье,
За жизнь людей, ушедших в никуда.
Союзники бомбили города,
Продуманно, умело, "на отлично",
А в это время немцы методично
В Освенцим отправляли поезда.
Разведчики писали рапорта,
И многие штабисты знали это,
Но шли и шли в Майданек поезда,
И продолжалась смерти эстафета.
И шел за эшелоном эшелон
Со многих европейских территорий,
И делал свое дело газ "циклон",
И день, и ночь работал крематорий.

Не прерывалась ни на сутки нить,
И лагеря не проявляли милость…
Союзники могли б все разбомбить,
Могли, могли… Но это не случилось.
Союзники бомбили города.

СТИХИ О ГЕТТО

    Игорь Потоцкий 

     От автора

     Этот цикл стихов я писал около 3 лет. Так долго над стихами я никогда прежде не работал. Я писал и все время помнил совет талантливого поэта Бориса Слуцкого, который однажды мне сказал: "Поэт проверяется на трудных темах". Сам Слуцкий трудных тем никогда не боялся, но и не бравировал ими. Да и вообще, стихами бравировать нельзя. Прошу читателей найти в себе силы и дочитать эти стихи до конца.

  

  * * *   

  Последние метры лишали веры,

  что можно со смертью играть   в прятки -

  на пятки наступали полицаи-изуверы,

  смех у них был жестоким и гадким.

  Гордо выпрямилось голое тело,

  когда у самого рва

  тетя Ида громко запела:

  "Проклинаю тебя, война!"

      

          * * *

  Зимой, весной и летом

  ночами до утра

  гудят над бывшим гетто

  тревожные ветра.

  И осенью дождливой,

  не разобрав дорог,

  все плачет сиротливо

  бродяга-ветерок.

  Возвышенно и прытко

  смычок коснулся струн -

  заголосила скрипка

  вперед на десять лун.

  И всех убитых тени

  сошлись во тьме ночной

  коленями - в колени

  на просеке лесной.

  Сквозь тьму былых пророчеств,

  сквозь сотни страшных мук

  три сотни одиночеств

  в один сомкнулись круг...

  Ступая обреченно

  туда, где только мгла,

  с евреями колонна

  опять на смерть пошла.

      * * *

  Плачет Хелька в мертвом гетто,

  что осталась живой,

  а не стала пеплом, что ветром

  разнесен над степью глухой.

  Избежавшая страшной казни,

  потерявшая мать с отцом,

  презирая любую опасность,

  обрекая душу на слом,

  плачет, словно от раны страшной,

  что вовеки не заживет.

  Ей бы сделаться малой пташкой,

  беззаботно лететь вперед.

   Только пепел остался от гетто,

  только Хельки скорбный плач,

  только горе, а рядом где-то   

  веселится пьяный палач.   

       

  Приложение

Евгений Евтушенко

БАБИЙ ЯР 

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.Мне сегодня столько лет,

как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас -  я иудей.

Вот я бреду по древнему Египту.

А вот я, на кресте распятый, гибну,

и до сих пор на мне - следы гвоздей.

Мне кажется, что Дрейфус - это я.

Мещанство - мой доносчик и судья.

Я за решеткой. Я попал в кольцо.

Затравленный, оплеванный, оболганный.

И дамочки с брюссельскими оборками,

визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется - я мальчик в Белостоке.

Кровь льется, растекаясь по полам.

Бесчинствуют вожди трактирной стойки

и пахнут водкой с луком пополам.

Я, сапогом отброшенный, бессилен.

Напрасно я погромщиков молю.

Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"-

насилует лабазник мать мою.

О, русский мой народ! - Я знаю – ты

По сущности интернационален.

Но часто те, чьи руки нечисты,

твоим чистейшим именем бряцали.

Я знаю доброту твоей земли.

Как подло, что, и жилочкой не дрогнув,

антисемиты пышно нарекли

себя "Союзом русского народа"!

Мне кажется - я - это Анна Франк,

прозрачная, как веточка в апреле.

И я люблю. И мне не надо фраз.

Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели.

Как мало можно видеть,обонять!

Нельзя нам листьев и нельзя нам неба.

Но можно очень много - это нежно

друг друга в темной комнате обнять.

Сюда идут? Не бойся — это гулы

самой весны -она сюда идет.

Иди ко мне. Дай мне скорее губы.

Ломают дверь? Нет - это ледоход...

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я - каждый здесь расстрелянный старик.

Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне  про это не забудет!

"Интернационал" пусть прогремит,

когда навеки похоронен будет

последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам, как еврей,

и потому - я настоящий русский!

1961

   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ход выступления:

  1. Вступительное слово

-Образование- это постоянная дорога. Цель выступления: поделиться некоторыми современными метапредметными наработками в решении вопросов, связанных с религией.

Слайд 1

  1. Проблемная ситуация

Вопросы:

1. Почему нужно знать Евангелие?

2. Какие образы связывают все религии?

3. Как изучать религии?

-Таких вопросов у детей возникает много. Но эта работа очень деликатная, поэтому я определила для себя несколько принципов своей деятельности:

  1. Принцип 1- принцип безопасности как «социального комфорта» 

-Ни в коем случае не должен учитель, работая с детьми, навязывать своей позиции, тем более пропагандировать те религиозные взгляды, которых он сам придерживается. Я, например, шаманистка, мой дед был учителем в церковно- приходской школе, мама- крещенная.  В классе учитель должен быть отстранен, т.е. рассматривать любое религиозное проявление в позиции «сверху», представляя факты, а не разъясняя, этим учитель обеспечивает принцип социального комфорта, т.е. ребенок, исповедующий какую- нибудь религию, не будет чувствовать себя ущербно.

Слайд 2

Почему нужно знать Евангелие?

Учитель представляет факты- примеры, связанные с Евангелием Достоевского:

1. В Тобольске жены ссыльных декабристов Наталья Фонвизина и Прасковья Анненкова вручили на пересылке Достоевскому знаменитое Евангелие, с которым он не расставался до смерти. Книга помогла ему: в самые тяжелые годы каторги, лишенный права писать, он фиксировал подчеркиванием ногтя, загибанием уголков страниц поток мыслей, чувств, находя схожие в Евангелии. «В этой Книге есть все!» — выстраданное убеждение писателя. Поля «Непобедимой Книги» (один из его эпитетов) — стали его Дневником.

2. Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться ей в убийстве, потому что считает Соню преступницей, падшей женщиной. Он удивляется, когда узнает, что грешница читает Евангелие, искренне верит в Бога. Он просит Соню прочитать о Воскресении Лазаря. Когда она начинает читать, Родион сидит, отвернувшись. Соня читает так, будто проповедует; вера придает ей силу. Достоевский называет Соню и Раскольникова «убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги». 

3. «Под подушкой его лежало Евангелие...» Заключённые в Омском остроге не имели права читать никаких книг, кроме духовных.

Задание:

  1. Посмотрите фрагмент фильма «Преступление и наказание»
  2. Найдите соотнесенности с другими религиями

Слайд 3

(Буддизм- убедительным примером подобных чудес в тибетской традиции, способным убедить даже закоренелых скептиков, является случай с нетленным телом Хамбо- ламы Итигэлова. Тело Хамбо ламы Итигэлова было извлечено из могилы спустя многие годы и было установлено, что оно сохранилось практически неповрежденным тлением: все внешние покровы и внутренние органы этого святого оказались практически целыми, что является уникальным и необъяснимым явлением с точки зрения науки)

(Ислам- день воскресения- конец света. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов. «Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные»).

«Жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы- сердце человеческое».

4.    Принцип 2- принцип индивидуализации

-Под индивидуализацией понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальное религиозное мировоззрение. Как это сделать в классе, где около 30 детей разных верований?

Какие образы связывают все религии?

Учитель обращается к вечным образам, в частности, к образам неба, дороги или пути, яблока и мирового древа.

1. В христианстве дерево- символ жизни и модель мироздания. Адам и Ева, ослушавшись воли Бога, вкусили плода с Древа познания добра и зла.

2. Из пояснения к Корану «Восемь драгоценных предметов, приносящих удачу»: «Особое место занимает в Коране дерево, характерное для тех пустынных земель, где зародился ислам. Свойства этого дерева сравнивались пророком Мухаммедом (мир ему и благословение) с характером правоверного мусульманина. Это дерево – пальма».

3. Есть дерево, неразрывно связанное с рождением Будды. Его мать во время родов держалась за одну из его ветвей. Теперь дерево считается святыней, его соотносят с составляющими Благородного Восьмеричного пути.

Можно привести еще много примеров мировых образов. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.

Яблоко ― самый распространённый фрукт на Земле. Его можно употреблять в пищу круглый год благодаря разнообразию летних, осенних и зимних сортов. Столь привычный плод на самом деле обладает удивительными качествами.

Отступник возбуждает в обществе смуту и беспорядок. Его измена может побудить других подвергнуть сомнению свои убеждения. Он является источником дисбаланса. Следовательно, лучше искоренить зло, пока оно не пустит глубокие корни в землю. Например, если в корзине с яблоками будет одно гнилое яблоко, что должен сделать их хозяин? Ему следует избавиться от гнилого яблока, чтобы сохранить остальные. Если он оставит это испорченное яблоко только потому, что это тоже яблоко, он поступит глупо. Отступник распространяет гнилые убеждения, поэтому его следует удалить из «корзины» мира, чтобы сохранить духовное благополучие других. Все, что представляет собой угрозу для имана, нужно вырвать с корнем.

6.   Принцип 2- принцип позитивного социально- культурного опыта

-Социально-культурный опыт- это регулятор общественного порядка, он порождается трансляцией социально-культурного опыта. Механизм трансляции осуществляется через религию, искусство, образование, воспитание, просвещение, традиции.

Как изучать религии?

-В 2004 году мне довелось посетить лекцию Дмитрия Николаевича Замятина— кандидата географических наук, доктора культурологии, руководителя Центра гуманитарных исследований пространства Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, основоположника гуманитарной и образной географии. Благодаря ему, я получила очень важный опыт познания мира- через культурные образы, когда пространство рассматривается как «мощный образный «сгусток», когда «реальность города рассматривается как символическая реальность, где символы: мифология, религия, идеология, искусство, реклама, виртуальная реальность». Пространство рассматривается как послание для прочтения и осмысления. И для постижения мира его нужно прочесть.

Учитель создает мировоззренческую картину религиозно-культурного пространства Улан-Удэ с определением точек соприкосновения различных религий и конфессий:

Слайд 4

1 точка- фотография.

2 точка- создание карты города «как города- идеи», когда «структура города- структура священного пространства».

1)        Город- это место, насыщенное смыслами. На месте основания города- Памятный Крест- знак знаков, главный символ.

2)        Храмы задают вертикаль с востока на запад. На востоке- общество «Тэнгэри».

3)        Далее выстроен храм во имя Преображения Господня.

Задание:

Продолжите рассуждения

4)        В каждом российском городе одной из архитектурных доминант считается большой православный храм. В Улан- Удэ- Одигитриевский храм.

5)        Иволгинский дацан долгое время был единственным в СССР. В дацане- Дворец с нетленным телом Даши Доржо Итигэлова.

-Город Улан- Удэ-  перекресток религий, пример религиозной толерантности. Город собирает религиозные святыни в одну линию. Улан- Удэ- пример религиозной толерантности. Сентенция из кинофильма: «Зачем нужна дорога, не ведущая к храму?» получила свое прочтение- у нас нет дорог, не ведущих к Храму.  

Просмотр фрагмента фильма «Покаяние»

Просмотр ролика о толерантности