программа практика конструктивного общения

Программа спецкурса предназначена для учащихся экономико- правового класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА „ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ" (тематический план)

1 Курс рассчитан ориентировочно на 72 часа. Возможное изменение режима работы, например тренинг-„погружение", приведет к сокращению количества учебных часов.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Тема 1. Формирование позиции взаимодействия на занятиях

Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы. Понятие психологических защитных механизмов. Сложность структуры личности человека. Выделение сферы сознания и подсознания. Влияние бессознательного на общение. Мифы и реальность психологической практики. Описание области коллективной работы группы. Предложение правил работы и самоопределения. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения. (Хрестоматия, стр. 3—6, 35—41)

Тема 2. Межличностное взаимодействие

Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих общению в группе. Формулирование правил работы. Заключение психологического контракта (на совместную работу). Тренинг сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Примечание: Отработка правил взаимодействия в группе проводится на всех последующих занятиях ситуативно. (Хрестоматия, стр. 12—14)

Тема 3. Рефлексия

Введение в тему. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознавание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ. Примечание: Эта тема является „сквозной". Еe дальнейшая проработка — необходимая часть всех последующих занятий. (Хрестоматия, стр. 42—43)

Раздел 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Тема 1. Пространство и его организация в межличностном общении

Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении. (Хрестоматия, стр. 25—28)

Тема 2. Эмоции и чувства

Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы „суженного" опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека. (Хрестоматия, стр. 8—11, 21—25)

Тема 3. Самопощь в ситуациях эмоционального дискомфорта

Противоречивые, сложные чувства как выражение внутриличностного конфликта, их драматизация как средство самопомощи. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы „выхода" из деструктивных состояний. Специфика ситуаций расставаний и потерь. Специфика ситуаций повышенной значимости (угрозы базовым ценностям). Смена образа жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности. (Хрестоматия, стр. 118—123, 136—139)

Раздел 3. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Тема 1. Слушание

Закономерности восприятия вербальной информации. Правила „хорошего слушания". Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание. (Хрестоматия, стр. 18—21)

Тема 2. Искусство полемики

Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения в дискуссии. Активность в постановке вопросов.

Раздел 4. ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

Тема 1. Этапы коммуникативного процесса

Доминантность—недоминантность в общении. Инициатива в общении. Экстраверсия—интроверсия. Начало общения. Знакомство и проблемы, связанные с ним. Факторы, влияющие на продолжительность контакта. Адекватность продолжительности контакта конкретной ситуации. Выход из общения.

(Хрестоматия, стр. 16—17, 28—35)

Тема 2. Личное обаяние и общение

Роль доверия в общении. Влияние личного обаяния. Обаятельность и ее составляющие. Выявление наиболее эффективной манеры поведения в общении.

Тема 3. Помехи в общении

Ориентация в типах контакта. Причины ограничения контакта. Безличное общение и его влияние на структуру личности. Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Личностные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. (Хрестоматия, стр. 62—65)

Раздел 5. ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ

Тема 1. Конфликт и его диагностика

Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии в конкретной ситуации. (Хрестоматия, стр. 87—88, 92—95)

Тема 2. Стратегия сотрудничества в конфликте

Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте. Я-высказывание как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте. (Хрестоматия, стр. 91—92)

Тема 3. Посредничество в конфликте

Роль и функции посредника. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. Ограничения в деятельности посредника. (Хрестоматия, стр. 94—96)

Раздел 6. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ

Тема 1. Общение в семье

Особенности проявления манипулятивных систем в семейном общении. Роль самооценки во взаимоотношениях взрослых и детей. Эмоциональные аспекты общения в семье. Ролевая принадлежность и стереотипы поведения. Мифы и реальность семьи. Сексуальность и ее проявления в общении. (Хрестоматия, стр. 53—62)

Тема 2. Семья как система

Открытые и закрытые системы. Система взаимосвязей в семье. (Хрестоматия, стр. 79—86)

Раздел 7. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Тема 1. Конвенциальный стиль

Основные стили общения и их определение. Характеристика фаз контакта партнеров в коммуникации. Взаимонаправленность и взаимоинформирование. Актуальная роль собеседника и ее определение. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Проблема эмоциональной „закрытости" как причина неадекватного использования конвенциального стиля общения. (Хрестоматия, стр. 14—15, 46—52)

Тема 2. Примитивный стиль общения

Примитивный стиль общения. Структура примитивной группы и принципы взаимоотношения в ней. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения. „Противопримитивная защита". (Хрестоматия, стр. 104—128)

Тема 3. Манипулятивный стиль общения

Общие характеристики манипулятивного стиля общения. Особенности личностной структуры человека-манипулятора. Роль эмоциональной сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций. Характеристики манипулятивных систем. Манипулятивное общение как деструктивный фактор. Разрушение личности человека-манипулятора. „Противоманипулятивная защита". (Хрестоматия, стр. 66—79, 129—138)

Тема 4. Актуализированное общение

Актуализированое общение как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост. (Хрестоматия, стр. 138—144)

Тема 5. Духовное общение

Духовный стиль общения и его характеристики. Эмпатия как средство общения. Возможности ее развития. Самопознание и необходимость развития рефлексии для понимания мыслей и чувств собеседника. Любовь и духовность в общении. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. (Хрестоматия, стр. 46—51, 175—178)

Раздел 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Общение в экстремальной ситуации

Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения. Сбалансированность личного вклада участников. Самооценка ориентировки в процессе общения, способности к его анализу. Постановка задач для самостоятельной работы.

Заключительное занятие        

Творческий отчет-игра „Экзамен".



Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Социально-экономическая нестабильность перестроечного периода, разрушение существовавшей ранее системы воспитательной работы и трудности с построением новой системы воспитания являются факторами, осложняющими адаптацию выпускников школ к самостоятельной жизни. Стремление активной части учителей и большинства родителей помочь юношам и девушкам найти свое место в жизни привело к формированию массового реального запроса на коллективную и индивидуальную работу с учащимися.

Курс „Основы конструктивного общения" предлагается всем педагогам, самим своим названием определяет область деятельности на „стыке" педагогики и психологической практики.

Учебный курс „Основы конструктивного общения" вводится в один из критических периодов развития личности — поздний подростковый и ранний взрослый, когда старшеклассников беспокоит полоса неопределенности, начинающаяся за школьным порогом. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях. Например, вступление в брак предполагает расширение их спектра для того, чтобы стал возможным органичный союз двух разных личностей и их жизненных стилей. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

Сформулируем основные условия конструктивного общения. Это

— во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;

— во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;

— в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Комплекс этих способностей человека становится основой личностного роста.

Авторы различных тренинговых курсов считают, что есть множество причин, оказывающих негативное воздействие на развитие личности, таких как отсутствие адекватной родительской ролевой модели, неподдерживающее и обедняющее окружение, отставание в физическом развитии, отсутствие возможности практиковаться в умениях, травмирующие переживания, эмоциональные блокады" [Рудестам, 1993]. Курс „Основы конструктивного общения" предполагает комплексную и последовательную работу психолога с подростками в тренинговых группах. Там недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, старшеклассник может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.

Главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей учащихся. Эти способности проявляются:

а) во владении средствами коммуникации;

б) в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения;

в) в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

Учащийся учится строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Другими словами, результатом обучения должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.

Выделение из практики общения средств и способов эффективной коммуникации, организованное педагогом-психологом на занятии, необходимо для действительного усвоения материала курса. Рефлексия используется как механизм усвоения. Ей отводится определенное место и значительное время в ходе занятий.

Таким образом, для успешной реализации целей учебного курса педагог должен осуществлять работу по двум направлениям:

1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;

2) организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.

Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успешная коммуникация программа спецкурса

Слайд 2

Главная цель курса развитие коммуникативных способностей учащихся. Эти способности проявляются: а) во владении средствами коммуникации; б) в использовании этих средств в деятельности, в построении процесса общения; в) в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

Слайд 3

направления работы 1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие; 2) организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.

Слайд 4

практика конструктивного общения

Слайд 5

(коммуникация)- взаимные отношения, деловая или дружеская связь Словарь - такой, что можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный -деятельность, в ходе которой преобразуется мир и общество Практика Общение Конструктивный

Слайд 7

основные условия конструктивного общения. — во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; — во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем; — в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Слайд 8

„ Чтобы я победил, ты должен проиграть". „ Чтобы ты выиграл, я должен проиграть". „ Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть". „ Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть". «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».

Слайд 10

Улыбнись над своими горестями- горечь их исчезнет Улыбнись своему противнику- исчезнет его озлобление Улыбнись над своим озлоблением- не станет и его. Я. Райнис