3.1. Использование мнемонических приемов при изучении биологии.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

 

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно

обрушивается огромный поток информации.

И этот объем постоянно увеличивается.

Часто, не умея запомнить нужное и отсеять

второстепенное, мы просто теряемся.

Поэтому развитие памяти, совершенстовование

процессов запоминания, сохранения

и воспроизведения информации являются

необходимыми задачами для человека

в современном обществе.

  Согласно греческой мифологии богиней

памяти является Мнемозина. В честь неё было

 названо «искусство запоминания»,

«мнемоника» или «мнемотехника».

Кузьмёнко Мария Владимировна, 

учитель биологии МАОУ Абатская СОШ №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается» Подготовила: Кузьмёнко М.В. учитель биологии МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 2

Педагогическое кредо: «Никогда не останавливаться на достигнутом, учить и учиться одновременно»

Слайд 3

Цель: использование технологии мнемонимики в образовательном процессе, для развития памяти у детей разного возраста .

Слайд 4

«Использование мнемонических приемов при изучении биологии»

Слайд 5

Мнемо́ника ( τὰ μνημονικά — искусство запоминания ), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих нужной информации и увеличивающих объём путём образования (связей).

Слайд 6

Как запомнить строение и функции надкостницы (периост) Обеспечить кости рост Предназаначен периост. В нем и нервы, и сосуды, Все питание оттуда, Для сращенья перелома Роль надкостницы огромна.

Слайд 7

Эпифизарный хрящ – обеспечивает рост костей в длину. Хрящ эпифизарный – Это очень просто, В костях парных , и непарных - Он есть зона роста.

Слайд 8

Эволюция органического мира. Трудности в запоминании последовательности периодов эр. Например, палеозойская эра делится на 6 периодов, это К О С Д К П: К– кембрий О – ордовик С – силур Д – девон К– карбон П – пермь Периоды мезозойской эры – Т Ю М: Т – триас Ю – юр М – мел. .

Слайд 9

Таксоны растений: Ц ирк - о громный к упол п естрый, С ловно р адугой в ознёсся. Ц – царство, О – отдел, К – класс, П – порядок, С - семейство, Р – род, В – вид.

Слайд 10

Растительные ткани Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Слайд 11

Почки – парные органы. Они как два больших боба - На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Мы смолоду должны учесть, Каналец здесь решает, Что нам всего дороже: Чему вернуться в организм, Беречь должны не только честь, А что он удаляет. Но наши почки тоже!!!

Слайд 12

Выполнение учащимися: " Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации» Термин «экология» Э Экологический Э Экологическая К Кризис К Культура О Опасен О Охрана Л Любому Л Ландшафт О Обществу О Очистка Г Глобальным Г Гомеостаз И Излучением И Изменения Я Ядерной ямы Я Ясность

Слайд 13

Планы на будущее: Я планирую и в будущем заниматься своим самообразованием, изучать различные приемы и способы ведения уроков, новые технологии, осваивать и внедрять ФГОС, повышать свою квалификацию.

Слайд 14

Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.» «Я верю, что лучший урок у меня впереди»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие жизни в позднем палеозойской эре

Цели урока:

1. Продолжить формирование понятия о биологической эволюции как

необратимом и направленном историческом развитии живой природы, сопровождающимся формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием биосферы в целом; продолжать формировать УУД (коммуникативной, регулятивной компетенции) у воспитанников, умения у учащихся оценивать свою деятельность на уроке

(саморефлексия);

2. Развивать умения применять теоретические знания в практической деятельности;

3. Воспитывать бережное отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и

окружающей среде

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, эвристические

Межпредметные связи: ботаника, зоология, география

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: 

Видеофрагмент «Палеозойская эра. Жизнь до динозавров», печатный дополнительный материал

Ход урока:

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

1. Письменный опрос

1. Биологический диктант.

Никто не видел, какими были первые живые организмы, но можно предположить, какие признаки были им присущи. Выпишите цифры, обозначающие признаки первых живых организмов и сред обитания:

1. Одноклеточные.2. Многоклеточные.3.Автотрофы.4. Гетеротрофы.5. Аэробы.6. Анаэробы.7. Водная среда. 8. Суша. 9. Водная среда, суша.

2. Дописать правую часть:

Коацерватная капля – одноклеточный организм

Прокариотическая клетка – Эукариотическая клетка

Анаэроюное дыхание – аэробное дыхание

Гетеротрофное питание – автотрофное питание

Бесполое размножение – половое размножение

Одноклеточность – мнгоклеточность

Отсутствие свободного кислорода – наличие свободного кислорода

3. Ответьте на вопросы теста:

1. Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет б.3500 млн лет в. 2000 млн лет

2. Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет б. 3500 млн лет в. 900 млн лет

3. Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза б. кислородное дыхание
в. половой процесс                г. многоклеточность

4.Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни б. древнейшая жизнь в. древняя жизнь

5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции б. биологическому прогрессу
в. Дегенерации г. идиоадаптации


Ответы: 1). 1,4,6,7.

3). 1. а; 2. в; 3. а-г; 4. б; 5.б 18-19 – «5»

13-17 – «4»

10-12 – «3»

2. Беседа по вопросам

1. Какие важнейшие ароморфозы произошли в архейскую эру? Какое это имело значение для развития жизни на Земле?

2. Когда, в результате каких процессов появился в атмосфере Земли кислород? Как это отразилось на развитии жизни?

3. Индивидуальное задание. Объясните одновременное существование различных способов дыхания, питания, размножения, простых и сложных организмов.

II. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса:

Какие изменения в органическом мире произошли в протерозойскую эру? Почему оказались перенаселенными моря в эту эру? (Ответы с помощью дополнительного материала по протерозойской эре).

Нас сегодняшнем уроке мы проследим, как проходило развитие жизни на Земле в палеозойскую эру – эру древней жизни.

2. Самостоятельная работа по учебнику. Работа в группах. Задание:

Палеозойская эра (работа с учебником)

«Возраст» (начало) палеозойской эры … (570 млн. лет)

Продолжительность … (340 млн. лет)

Палеозойская эра делится на … (6) периодов

Характеристика:

Кембрий: 1 из самых продолжительных периодов - 90 млн лет. Оледенение сменяется умеренным влажным, а затем сухим теплым климатом. Господствуют простейшие, губки, черви, кишечно - полостные, иглокожие, трилобиты, водоросли. Появляются первые панцирные рыбы, моллюски. Всего около 100 видов животных и растений.

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Кембрий)»

Ордовик: влажный климат с постепенным повышением средней температуры. Площадь океана имеет максимальные размеры. Наблюдается трансгрессия (под запись!) (Наступление моря на сушу) за счет опускания суши, затем – регрессия (отступление моря). Отмечается оледенение. Преобладание морской флоры и фауны. Растительный и животный мир не отличается от Кембрия.

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Ордовик)»

Силурсухой климат с постепенным потеплением. Регрессия, затем - трансгрессия моря. Причина: таяние ледника. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны) Господствуют головоногие моллюски, трилобиты, кораллы, ракоскорпионы. , все виды водорослей. Появляются паукообразные (скорпионы), бескрылые насекомые, 1 - е позвоночные виды рыб, в самом конце появляются псилофиты – 1 - е наземные растения. (уже имели сосудистую систему, слабодифференцированные ткани, могли укрепляться в почве. Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствование сосудистой системы (обеспечивающей быстрое передвижение воды на большую высоту)).

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Силур)»

Девон: смена сухих и дождливых сезонов. Наблюдалось оледенение. Регрессия моря (освобождение Сибири и восточной Европы). Образование обширных солевых отложений в виде карбонатов, хлоридов. Залежи марганцевых руд и нефтяных пластов. Господствуют моллюски, трилобиты, пауки, скорпионы псилофиты. В конце Девона вымирают моллюски, корненожки, коралловые полипы, псилофиты. Появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы, стегоцефалы (земноводные), грибы, высшие споровые.

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Девон)»

Карбон: продолжается регрессия моря, сформировались обширные болотные низменности. Климат постепенно становится сухим и холодным. В конце периода – оледенение. Идет активное горообразование (Тянь - Шань, Урал, Альпы, Кордильеры). Вымирают трилобиты, кистеперые и панцирные рыбы. Господствуют стегоцефалы, двоякодышащие, акулы, наземные членистоногие, насекомые, моллюски, древниие хвощи и плауны. Появляются крылатые насекомые, первые пресмыкающиеся, акулы, высшие споровые и семенные папоротники. Появляются голосеменные растения, произошедшие от папоротников.

Найти ответ на вопрос: какие преимущества дал переход к семенному размножению? (стр 444) Папоротники и плауны достигают полного развития. Сформировались железные и марганцевые месторождения. Отложения каменного угля.

Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Карбон)»

Пермь: довольно сухой климат в северном полушарии, в южном – карбонское оледенение. Максимальная регрессия моря. Вымирают стегоцефалы, леса каменноугольного периода (папоротники и плауны). Господствуют акулы, пресмыкающиеся, морские беспозвоночные, насекомые, голосеменные. Появляются зверозубые пресмыкающиеся, травоядные пресмыкающиеся, голосеменные. Найдены каменные угли и калийные соли.

У обучающихся возникают трудности, при запоминании периодов, здесь нам на помощь приход прием мнемотехники.

Применение приема «Мнемотехники»

Палеозойская эра делится на 6 периодов: К О С Д К П

К-кембрий

О-ордовик

С-силур

Д-девон

К-карбон

П-пермь

Просмотр видеофрагмента «Палеозойская эра. Жизнь до динозавров»

После просмотра ответить на вопросы:

Вопрос 1.

В девонском периоде палеозойской эры появились кистеперые и двоякодышащие рыбы. Чем они отличаются от современных костных рыб? Считают, что от рыб произошли стегоцефалы. Что представляли собой эти организмы? Почему их считают родоначальниками земноводных?

Какие ароморфозы способствовали выходу древних земноводных из водной среды на сушу?

Почему двоякодышащих рыб считают тупиковой ветвью эволюции? Почему их нельзя считать предками земноводных?

Вопрос 2.

Какие условия внешней среды послужили причиной выхода позвоночных на сушу?

Подведение к выводу:

В палеозойской эре жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия. А особенности — это характерно для водной среды. Палеозой ознаменовался выходом позвоночных на сушу. Наземную среду также осваивают прогрессивные группы растений.

III. Закрепление:

1. Беседа по вопросам:

1. Когда и при каких условиях произошел выход растений на сушу?

2. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?

3. Какими были первые животные, завоевавшие сушу?

4. Какие морфофизиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

Домашнее задание: §16, Проанализировать геохронологическую таблицу с целью установления взаимосвязи развития органического мира и особенностей климата, и среды на протяжении основных периодов палеозоя.

Рефлексия:

Знал

Узнал

https://s0.slide-share.ru/s_slide/99315d3852ba23a501080c5558740840/89e0f455-596b-4533-a59f-a05769b0ab1d.jpeg



Предварительный просмотр:

  «Скелет человека. Осевой скелет»

8 класс

Задачи:

1. Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением, развитием мозга, трудовой деятельностью.

2. Познакомить учащихся с типами соединения костей.

I. Проверка знаний.

1. Раскрыть роль скелета.

2. Рассказать о типах костей.

3. Изложить опыты, раскрывающие роль органического и минерального вещества в обеспечении прочности костей.

4. Рассказать о росте костей в ширину и длину.

  1. II. Новый материал

Скелет – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища.

Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)

Скелет головы:

  • теменные (2), височные (2), лобная (1), затылочная (1), скуловые (2), носовые (2), слезные (2), нижняя челюсть (1), верхние челюсти (2), клиновидная (1), подьязычная (1) кости + слуховые косточки (6)

Череп состоит из 23 костей. Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость)

Скелет туловища:

  • позвоночник = 33-34 позвонка

отделы: шейный (7)

грудной (12)

поясничный (7)

крестец (5)

копчик (3-4)

позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка

  • грудная клетка = 12 пар ребер + грудина

Применение одного из приемов мнемотехники: образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Отделы позвоночника:                                                        

Шейный                                                                

Грудной

Поясничный

Крестцовый

Копчик

Шарик                                                              

Грозный

Пёс

Кусает

Косточку

    Свеху вниз

Скелет верхних конечностей (30 костей)

  • плечевой пояс = ключицы + лопатки
  • верхняя конечность = плечо (плечевая кость – 1) + предплечье (локтевая кость + лучевая кость) + кости запястья (8) + кости пястья (5) + кости фаланг пальцев (14)

Скелет нижних конечностей (30 костей)

  • пояс нижних конечностей (таз) = тазовые кости (подвздошная (2) + седалищная (2) + лонная (2))
  • нижняя конечность = бедро (бедреная кость – 1) + надколенник (1) + голень (большая + малая берцовые кости) + кости плюсны (7) + кости предплюсны (5) + кости фаланг пальцев (14)

  1. Типы соединения костей

За счет уплощения межпозвонковых хрящей рост к вечеру уменьшается на 1,5 см., а к 80 годам – на 5-7 см.

Строение сустава:

https://noginashi.ru/wp-content/uploads/2017/10/ddbcb316a3f4ec09365ed58a5332d9a2.jpg

Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом:

  1. Изгибы позвоночника

шейный

поясничный

грудной

крестцовый

  1. Грудная клетка расширена в стороны
  2. Противопоставление большого пальца
  3. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши
  4. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних
  5. Сводчатая стопа
  6. Мозговой череп преобладает над лицевым

  1. III. Закрепление

Вопросы:

  1. Какие части скелета относятся к осевому скелету, а какие – к добавочному?
  2. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорожденного надо придерживать?

IV. Д/з параграф 11, 12



Предварительный просмотр:

Тема. Ткани растений и их функции (5 класс)

Цели: обеспечить условия для осмысления блока информации о клетках и тканях растительного организма, продолжать формирование и  развитие УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).

Задачи: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением клеток и тканей и выполняемой функцией;
  2. метапредметных  компетенций  через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
  3. личностных компетенций  через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: проблемно-поисковый, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,

личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, критического мышления.

Требования к результатам обучения

Личностные УУД:

  1. Формирование ответственного отношения к  учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы.

Метапредметные результаты:

  1.  Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.
  3. Умение работать с разными источниками биологической информации.
  4. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты

  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о клетках и тканях, процессах, явлениях, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

Оборудование. Микроскопы, микропрепараты «Поперечный разрез листа», «Поперечный разрез корневища орляка», «Продольный разрез проводящей и образовательной ткани стебля», наборы сигнальных карточек, раздаточный материал «Строение клетки»

Ход урока.

I.Организационный этап.

Задачи.

Подготовка обучающихся к работе на уроке:

• обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии,

• психологическая подготовка обучающихся к общению на учебном занятии.

Учитель. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Вспомним наш девиз: «Я помогаю вам, вы помогаете мне». Хорошего вам настроения.

II.Этап проверки выполнения домашнего задания.

Задачи.

•Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания большинством обучающихся.

•Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся и определение причины их возникновения.

•Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов.

Учитель. Ребята, с какой важной, хотя и очень маленькой, невидимой частью растения мы с вами познакомились на прошлом уроке? Попробуйте при помощи раздаточного материала изобразить на доске «портрет» клетки и ее содержимого – оболочку, мембрану, ядро, ядрышко, хромосомы, хлоропласты, вакуоли. (Ученик работает у доски)

Класс отвечает на вопросы.

-Почему клетку считают основной единицей живого?

-Какова роль ядра и цитоплазмы в клетке?

-Какое значение имеет движение цитоплазмы в клетке?

-Чем отличаются молодые клетки от старых?

-Докажите, что клетка – живая система.

-Какие части клетки не обозначены на «портрете»?

-Какие существуют правила исследования клетки, приготовления микропрепарата?

Вывод: Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма. Все растения состоят из клеток.

III.Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Задачи.

•Обеспечение мотивации обучающихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).

•Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Учитель. Ребята, наш дальнейший поход за знаниями будет происходить, как и положено, под определенными «знаменами», флажками. Обратите внимание на флажки на ваших столах и сравните их. Найдите черты сходства и отличия.

Обучающиеся: - флажки из тканей

                          - разные по размеру

                          - шерстяные и хлопчатобумажные

                          - в клетку, полоску, горошек, цветочек

Учитель. Вы молодцы, справились с трудной задачей. Вы смогли все вместе разгадать загадку классификации. Посмотрите еще раз на флажки на ваших столах и рисунок на них: в одной группе все ткани с рисунком в горошек, во второй – в клетку, в третьей – в полоску, в четвертой – с растительным орнаментом.

        Проделанная работа поможет нам в решении биологической задачи сегодняшнего урока. Ведь в биологии тоже существует понятие «ткани»,

в частности «ткани растения».

        Итак, цель нашего занятия – выяснить, что же такое «ткань» в растительном организме, какие виды тканей существуют, какую работу (функцию) выполняют и в каких органах растения находятся.

IV.Этап усвоения новых знаний.

Задачи.

•Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемого материала.

•Содействие усвоению обучающимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.

•Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Учитель. У каждой группы на столе есть карточка с заданием для работы с текстом. Прочитайте задание, выполните его и подготовьте сообщение по плану, который вы видите на инструкции

        Из чего состоит ткань?

        Особенности строения клеток ткани.

        Какую работу выполняет ткань в организме?

        В каких органах растения находится?

Отчеты групп: 1) основные ткани;

                          2) проводящие;

                          3) покровные;

                          4) механические;

        Учитель. Мы видим, что ткани разнообразны по строению и выполняемым функциям.

А каким же образом возникают те или иные ткани? Ответить на этот вопрос поможет текст на стр. 56-57 «Образовательная ткань (меристема)». В чем особенность образовательной ткани?

 Заполните кластер в тетради.

Р а с т и т е л ь н ы е        т к а н и

 

Учитель. Вы обратили внимание, как сильно отличаются клетки разных органов растения. Даже невооруженным глазом видно, что плоды и листья, корень и цветки состоят из неодинаковых клеток. Вы уже знаете, что эти органы растения выполняют разные функции. Поэтому и их клетки отличаются и по строению и по функциям.

             

Прием мнемотехники (Рифмизация- представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму).
             Запомнить это вам помогут следующие строчки:

Группу клеток схожих,

По функциям похожих,

Тканью называют.

Ткань разная бывает.

Покровная – снаружи

И для защиты служит.

Есть ткань для проведенья,

Запаса и давленья.

Построены из тканей
Все органы растения;

Различие по функции –

Различие в строении.

Корень, стебель, лист и семя –

Органы растений!

Так что же такое ткань?

Вывод: Ткань – это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

V. Этап первичной проверки и закрепления новых знаний.

Задачи.

•Установление правильности и осознанности изученного материала.

•Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала.

Учитель. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей растений и постарайтесь определить вид ткани (микроскопы пронумерованы, микропрепараты без надписей). Задание на слайде – установите соответствие: номер микроскопа – вид ткани.

VI.Этап обобщения и систематизации знаний.

Задачи.

•Обеспечить формирование целостной системы знаний о растительных тканях.

Учитель. Используя разноцветные карточки заполните таблицу.

Ткань

Где находится

Особеннос-ти

клеток

Функции

Запасающая

Корни, плоды, стебли, листья

Крупные клетки с тонкими стенками

Запасает питательные вещества

Образовательная

В точках роста

 Мелкие, быстро делятся

Рост тастения

Покровная

На границе с внешней средой

Плотно прилегают друг к другу

Защита

Механическая

Во всех частях растения

Клетки с толстыми стенками

Защита,

Форма растения

Проводящая

Во всех частях растения

Образуют сосуды и ситовидные трубки

Проведение питательных веществ

VII.Этап информации о домашнем задании.

Задачи.

Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Попробуйте зарисовать в таблице «портреты» изученных видов тканей.

§ 11, стр. 56-58, стр.59  задание (Выскажи мнение), письменно.

VIII.Этап подведения итогов занятия.

Задачи.

Дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных обучающихся.

IX.Этап рефлексии.

  Выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек.

Зеленый – доволен, хочу продолжить.

Желтый   -  активно работал.

Синий – урок подарил хорошее настроение.

Молодцы!  Спасибо за урок!

 



Предварительный просмотр:

Копилка эффективных мнемонических приемов

  1. Рифмизация:

  • Обеспечить кости рост                       C:\Users\Пользователь\Desktop\ДЮП\i.jpg

Предназначен периост.

В нем и нервы, и сосуды,

Все питание оттуда,

Для сращенья перелома

Роль надкостницы огромна.

  • Хрящ эпифизарный –                                  C:\Users\Пользователь\Desktop\ДЮП\5.jpg

Это очень просто,

В костях парных,

и   непарных  -

Он есть зона роста

  • Они как два больших боба -
    На связках закрепились,                                    
    У позвоночного столба
    Уютно разместились.
    C:\Users\Пользователь\Desktop\ДЮП\iGHIQS1JH.jpg

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.
Нефронов  целый миллион
Содержат наши почки.

  • Ваша пища в рот попала,
    Сразу мелкой она стала.
    Амилаза и мальтоза тут содержатся в слюне,
    Расщепляют углеводы.
    В слабощелочной среде.
    И белки, и углеводы
    Все, что нужно, мы едим,
    Чтобы не было бактерий,
    Помогает лизоцим.
    Посмотреть на них нам любо.
    32 их – это зубы.
    Все нужны нам, как один,
    В них содержится дентин.https://images.fineartamerica.com/images-medium-large-5/1-oral-cavity-and-pharynx-asklepios-medical-atlas.jpg

  • Проглоченная пища
    В желудок попадает.
    Здесь железы желудка
    Ферменты выделяют,
    Белки тут расщепляют.
    Пепсин и гастриксин.
    Желудок защищает
    Слизистый муцин.
    Липаза расщепляет
    Жиры из молока.
    А основная часть жиров
    Нетронута пока.
    Идет пищеварение
    В соляной кислоте.
    Такой среды кислотной
    Больше нет нигде.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b3fc69b987b706260dd9e35596449142-l&n=13

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации:

  • Эволюция органического мира.

Трудности в запоминании последовательности периодов эр.

Например, палеозойская эра делится на 6 периодов, это   К О С Д К П:

К– кембрийC:\Users\Пользователь\Desktop\ДЮП\i4WN2W7BY.jpg

О ордовик

С  силур

Д – девон

К– карбон

П пермь

  • Периоды мезозойской эры – Т Ю М:

Т – триас

Ю – юра

М – мел.

  • Таксоны растений:

Цирк - огромный купол пестрый,
словно радугой вознёсся.

Ц – царство, О отдел, К класс, П – порядок, С- семейство, Р – род, В  вид.

C:\Users\Пользователь\Desktop\ДЮП\posterlux-raduga_molniya-00042495.jpg

  • Растительные ткани
    Лист
    Имеет
    Механическую
    Покровную
    Образовательную
    Проводящую
    Основную ткани
    Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1164/00103e03-51cc8eed/img14.jpg

  • Пример выполнения задания обучающимися 7 класса по экологическому направлению.

Прием мнемотехники «Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации»

Термин «экология»

I команда                                                                   II команда

Э

Экологический

Э

Экологическая

 К

Кризис

К

Культура

О

Опасен

О

Охрана

Л

Любому

Л

Ландшафт

О

Обществу

О

Очистка

Г

Глобальным

Г

Гомеостаз

И

Излучением

И

Изменения

Я

Ядерной ямы

Я

Ясность

  • Систематика животных

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой.

Ц – царство, Т тип, К класс, О – отряд, С- семейство, Р – род, В  вид

https://w-dog.ru/wallpapers/5/12/446767219678283/burunduk-gryzun-skorlupa.jpg

  1. Цепочки ассоциаций, яркие необычные ассоциации (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

  • «Внешнее и внутреннее строение листа». Нужно взять пару не связанных смыслом слов вроде «лист» и «солнце». Построить цепочку ассоциаций, соединяющую выбранные единицы: «растение» – «лист» – «солнце» – «фотосинтез».

  • «Системы органов животных»

Ткань—орган—системы органов—организм—клетка.

  • «Класс Земноводные, или Амфибии»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0387/00087b7e-a549db51/img8.jpg

  • «Тип Кольчатые черви»

Почвенные обитатели—червеобразная форма—тело состоит из сегментов колец—замкнутая кровеносная система.

  • «Класс Насекомые»

Голова—туловище—лапки—усики—брюшко—крылья.

  • «Питание и пищеварение»

https://pdnr.ru/studopedianet/baza19/3347763848513.files/image003.jpg