1.2.3. Мои лучшие уроки.
Открытые уроки, в рамках проведения конкурсов, аттестации и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Кузьмёнко Мария Владимировна | |||
Дата | 16.10.2019г | ||
Предмет | биология | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Тема урока | Клетка —основная единица живого. Строение клетки | ||
Цель (планируемые результаты) | Развитие знаний о клеточном строении организмов | ||
Этапы урока | Планируемые результаты (формирование УУД) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд. Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать. И рады встрече с вами снова. А вы к открытиям готовы? Здравствуйте ребята! Сядьте прямо, начинаем урок. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений | – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) -Что такое клетка? На экране рисунок клетки с органоидами Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10. Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки? Что вы не смогли сделать? Почему вы не справились с заданием? Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Правильно тема нашего урока: «Клетка-основная единица живого. Строение клетки» Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова цель урока? Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей. - Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами? А что нам для этого нужно? - Желаю вам успехов. А.в.Левегук | Высказывания учащихся Высказывания учащихся - формулируют ( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)
( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.) (Мы должны узнать, как устроена клетка, и научится определять органоиды растительной клетки.) Высказывания учащихся Нужно внимательно слушать учителя, работать на уроке, уметь находить нужную информацию в источниках. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи Регулятивные УУД: планирование своих действий. | Какие царства живых организмов вы знаете? Из чего состоят живые организмы? | Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные Живые организмы состоят из клеток. |
Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации | Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения природы, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Можно ли невооруженным глазом увидеть клетку? С чего начался процесс изучения клеточного строения организмов? Какие увеличительные приборы вы знаете? Какой увеличительный пробор вы видите на слайде? Из каких частей она состоит? Как называется этот увеличительный прибор? А для чего нам нужны все эти приборы? Задание: один из учеников подпишет название частей микроскопа. | Высказывания детей С изобретения микроскопа. Микроскоп, лупа ( лупа) ( из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.) (Микроскоп) ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).) |
Изучение нового материала | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации | Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) А клетки одинаковы по форме и размеру? I группа- Какие клетки бывают по форме? II группа-Какие клетки бывают по величине? III группа- За счет чего происходит рост растений? | Изучение клетки началось с изобретением увеличительных приборов. Все живое имеет клеточное строение. Нет Работаю с текстом учебника. В группах обсуждая. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Физкультминутка на слайде. | Выполняют физминутку для глаз |
Включение в систему знаний и повторений | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. | Работа группах по поиску ответов на заданный вопрос: Задачи: выяснить, из каких органоидов состоит клетка растений. Приложение№2 1. «Цитосказка» 2. Текст задания: Существует на свете сказочное государство. Правил им царь Ядруклеус. Все жители были важными чиновниками. За то, чтобы все были сыты отвечал важный Зелёный Господин. На посылках у царя Ядруклеуса была жидкая и подвижная Цитусиха. На защите рубежей сказочной страны стояла надёжная прочная Мембранстена. Хлоран отвечал за зеленый цвет и поступление кислорода, Вакуль за отложение запасных питательных веществ. Дружной и счастливой была страна. Скажите, как называлась она? Подберите каждому герою сказки соответствующий органоид и его функцию, выполнив задание. Составить строение клетки. I группа- Расскажет про оболочку II группа- цитоплазму и ядро III группа-вакуоль и включения. Учитель: Мы можем определять где более молодая клетка,а где старая? В старой — вакуоль до 90%. Для раст.клетки характерно наличие пластид! Они бывают 3 видов. Обратитесь к учебнику стр.26. Iгруппа-хлоропласты IIгруппа-хромопласты IIIгруппа-лейкопласты | Отвечают на вопрос. Осуществляют поиск информации |
Самостоятельное применение знаний | Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном. | Сейчас мы с вами выполним задание. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”. 1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у животных клеток. 4.Клетки одинаковы по форме и размерам. 5.Организм человека состоит из клеток. Американский ученый Левенгук впервые дал название «клетка» | Решают, закрепляя и проверяя свои знания. |
Итог урока. Рефлексия | Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные: личностное самоопределение. Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. | Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Если вам понравился урок и вам было интересно прикрепите к доске белую клетку. Если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, прикрепите темную клетку. Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетки» Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! И на этой позитивной основе мы заканчиваем с вами урок. Д/З Всем: По выбору: Творческий уровень: 1.Вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, или сделать из цветной бумаги. 2. Составить кроссворд | Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку. Дети оценивают свою работу |
Предварительный просмотр:
Урок по ФГОС СОО
8 класс. Биология
Технологическая карта урока
Тема урока | Мышцы, их строение и функционирование |
Цели: | 1.Создать условия для усвоения материала по теме. 2. Создать условия для развития внимания, мышления. 3. Создать условия для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни. |
Задачи: | 1.Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений. 2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал. 3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство. |
Форма урока | Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий. |
Тип урока | Урок новых знаний |
Оборудование | Медиапрезентация по теме, учебник, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции. |
Методы | Частично-поисковый, репродуктивный. |
Средства | Беседа, работа с книгой, тест, объяснение. |
Основные понятия | Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие. |
Структура урока | 1. Организационный момент. Валеологическая минутка. 2. Целеполагание. 3. Изучение нового материала. Физминутка. 4. Закрепление материала. 5. Лабораторная работа. 6. Проверочная работа. Валеологическая минутка. 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. 9. Оценивание. |
План урока | 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3.Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4.Классификации мышц. |
Рефлексия | 1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее? 2.На каком этапе урока испытали затруднение? 3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал? 4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока? 5.Вам понравился урок? |
Домашнее задание | Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111 |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Валеологическая минутка.
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала. Физминутка.
4. Закрепление материала.
5. Лабораторная работа.
6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Оценивание.
1. Организационный момент.
Валеологическая минутка.
Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.
Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.
Выход на тему.
- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)
- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?
- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?
- Итак, тема нашего урока «Мышцы, их строение и функционирование».
(Слайд2)
11. Целеполагание
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что бы вы хотели узнать? (Составление плана на доске)
- А зачем нужно изучать этот материал?
- А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3).
План урока
- Строение мышц.
- Функции мышц.
- Основные группы мышц, значение физических упражнений.
- Классификации мышц.
111. Изучение нового материала
1. Беседа.
- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете? (656 и почти все парные).
- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (Гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).
(Слайд 4)
- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?
- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.
(Слайд 5)
2. Работа в группах
Методические рекомендации для учителя.
Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:
а) получение задания группами
б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе
в) защита ответа спикером
Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.
а) Получение задания группами.
Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 1 группы
Тема: Строение мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого ответа.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)…………………………………………………………..
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени…………………………………………………………..
Помощники…………………………………………………………………………
Вопросы для обсуждения в группе:
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 2 группы
Тема: Функции мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого мнения.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)………………………………………………………….
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени………………………………………………………..
Помощники…………………………………………………………………….
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 3 группы
Тема: Основные группы мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого мнения.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)…………………………………………………………..
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени………………………………………………………….
Помощники………………………………………………………………………..
Вопросы для обсуждения в группе:
- Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
- Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.
а) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.
- Работу в группах начали.
Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.
Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.
б) Защита ответа спикером
- Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.
Рабочий лист для 1 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 2 группы
Задание для 2 ряда - «Строение мышц» (п.13)
Лист – инструкция для 2 ряда
Тема: Функции и классификация мышц.
Этапы работы:
- Самостоятельное чтение (п.13).
- Обсуждение в паре для выработки единого мнения.
Вопросы для обсуждения в паре:
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
3. Составить схему классификация мышц
Рабочий лист для 2 группы
№ 1
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 1 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 3 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку).
(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.
- Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
- Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
- Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.
3.Беседа.
- Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?
- Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?
Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.
(Слайд 9)
4. Беседа.
- По каким признакам можно разделить мышцы на группы?
- А теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? А какие не угадали?
Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.
6.Работа со слайдами 10 - 13.
Методические рекомендации для учителя.
Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.
По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.
(Слайд 10)
- Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?
- Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?
По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.
(Слайд 11)
- Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?
(Слайд 12) По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д.
- Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям. Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.
- Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
- Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
- Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
- Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?
(Слайд 13 полностью открывается)
Валеологическая минутка.
Цель: профилактика заболевания глаз.
Предлагается закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.
5. Закрепление
6.Обобщительная беседа.
- Какие основные функции выполняют мышцы?
- По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)
- Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)
- Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)
- Зачем необходимо тренировать мышцы?
.
Задания.
- Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
- Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?
Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.
- Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
- Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?
Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.
- Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?
7. Проверочная работа
Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).
Валеологическая минута.
Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.
Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».
Тест
Вставить в текст пропущенные слова.
Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ………………. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.
- Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?
8. Домашнее задание (сл. 18)
Методические рекомендации для учителя.
Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.
Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.
*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц
9. Рефлексия
На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
На каком этапе урока испытали затруднение?
Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
Вам понравился урок?
10. Оценивание
Выставление отметок с оценочным комментарием.
Задание для 1 ряда - «Строение мышц» (п.13)
Лист – инструкция для 1 ряда
Тема: Строение мышц.
Этапы работы:
- Самостоятельное чтение.
- Обсуждение в паре для выработки единого ответа.
Вопросы для обсуждения в паре:
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
Задание для 2 ряда - «Строение мышц» (п.13)
Лист – инструкция для 2 ряда
Тема: Функции и классификация мышц.
Этапы работы:
- Самостоятельное чтение (п.13).
- Обсуждение в паре для выработки единого мнения.
Вопросы для обсуждения в паре:
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
3. Составить схему классификация мышц
Задание для 3 ряда - «Строение мышц» (п.13)
Лист – инструкция для 3 ряда
Тема: Основные группы мышц.
Этапы работы:
- Самостоятельное чтение (п.13).
- Обсуждение в паре для выработки единого мнения.
Вопросы для обсуждения в паре:
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока. 16.12.2020г.
Тема урока: Строение и функции дыхательной системы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
• провести аналогию: дыхание – жизнь;
Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Проблема всего земного шара, мира является (отодвигая маску).
А с чем это связано? (КОРОНОВИРУС)
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)
2. Изучение нового материала.
1) Обучающиеся формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы
Учитель формулирует ПЛАН урока:
- Строение
- Функции
- Гигиена дыхательной системы.
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
- Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?
- Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (До 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)
- Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?
Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.
Записали со слайда презентации:
Дыхательные пути: (верхние) носовая полость, ротовая полость → носоглотка -глотка
Нижние – гортань, трахеи, бронхи
Органы газообмена: легкие.
2) Строение органов дыхательного пути. П.26
Учитель: Сейчас вы по работаете в парах, используя материал учебника, раздаточный материал на парте, таблицы.
1 ряд познакомит нас – носовая полость, функции.
2 ряд – гортань, функции.
3 ряд – трахея,бронхи,легкие.
Органы дыхания человека
Орган | Где расположен | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | В лицевой части черепа | Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. | Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов. |
Носоглотка | Соединяет носовую полость и гортань | ||
Гортань | В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков | Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. | Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки |
Трахея | Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. | Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух | |
Бронхи | На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха | В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием | Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух |
Легкие | В грудной полости | Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол | Орган газообмена |
4. Закрепление.
Почему большинство людей, которые не носят маски, больше всего подвержены заболеваниям? (Потому что вирус поступает через нос, обеззараживания не происходит, обоняния пропадает.
На обороте доски слова:
- обоняние
- очищение НЕ ПРОИСХОДИТ
- обогрев
- обеззараживание
- увлажнения
ВЫВОД: 1) Носить маску
2) Соблюдать дистанцию
3) перчатки
ВОПРОСЫ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Почему нужно дышать через нос, а не через рот? (1 ряд)
- Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? (2 ряд)
- Как возникает и формируется звук? (3 ряд)
5. Домашнее задание:
1. Изучить текст и рисунки учебника на стр.
2. Провести практическое наблюдение «Определение частоты дыхания в разных ситуациях: сидя, лежа, стоя, после 10 приседаний, бега на уроках физкультуры.
Предварительный просмотр:
Урок - экскурсия
Тема: Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Природный комплекс.
Цель: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
Задачи:
- формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах.
- ознакомить с характерными признаки различных сообществ;
- развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, самостоятельная работа, ролевая игра.
Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, фитоценоз, агроценоз.
Место проведения: парк
Оборудование: компас, планшет, блокнот, ручка, цветные карандаши, газеты (для растений)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока проводится на территории парка.
- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь экскурсию нам начинать пора.
Природа – это путь к раскрытию качеств души человека, ее гармонии. Давайте окунемся в мир природы и по наблюдаем за ее красотой.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1) Беседа.
1) Докажите, что растение живой организм.
2) Какие условия необходимы растениям для жизни?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
2) Импровизированная ролевая игра «Путешествие по парку»
На территории парка росли мох, лишайник, ель, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.
Ребята в группах, рассказывают о данных растениях.
Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.
Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода.
Ель. Куда вам всем до меня. – Лесного дива? Ведь я являюсь индикатором очищения воздуха, при помощи особых веществ - фитонцидов.
Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».
Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.
- На территории парка тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит нашу сегодняшнюю экскурсию.
IV. Изучение нового материала
- Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.
Учитель: Но сначала подумаем, что называют: «растительным сообществом», выслушивает мнения.
Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.
3) Рассказ учителя
Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь.
Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на обитающие здесь флору и фауны, и выделим основные взаимосвязи на территории парка.
Обучающиеся: здесь выделяют травы, кустарники, деревья, животный мир, который представлен различными птицами, и третья группа – это бактерии, они обитают повсюду, мы их определим к группе – разрушителей.
Схема № 1. Взаимосвязи организмов.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
СОЛНЦЕ
ПОТРЕБИТЕЛИ
ПОТРЕБИТЕЛИ
Органические вещества
образуются из неорга-
нических за счет энергии
Солнца или энергии хи-
мических реакций (расте-
ния, бактерии)
Живые организмы пи -
таются живым органи-
ческим веществом рас-
тительного происхож-
дения (растительноядные)
Мертвое органическое вещество
(умершие животные и растения)
Живые организмы
питаются органичес-
ким веществом жи-
вотного происхожде-
ния (плотоядные)
РАЗРУШИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ
Организмы, обеспечивающие Живые организмы питаются мел-разложение органических ве- кими остатками умерших живот- ществ до неорганических (бак- ных, растений и грибов (падаль-терии, грибы) щики, насекомые)
Учитель: Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.
Ребята, а теперь, опираясь на представленные виды растительности, давайте попробуем составить ярусность на территории парка.
Ярусность – это горизонтальные слои, расположения растительности в определенном порядке. Начнем с наименьшего, и продолжим по возрастанию.
Сегодня мы с Вами будем работать в трех группах. Данное задание выполнит каждая группа, и посмотрим, что у Вас получится.
ЯРУСНОСТЬ в сообществе
Учитель: В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).
Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).
Динамическая пауза №1
Определить стороны горизонта по компасу.
V. Закрепление изученного материала
4) Работа в группах
Задание для I группы:
Составить план местности, используя условные обозначения.
План местности | Вопросы по биологии | Вопросы по географии |
Нанести условными обозначениями биологические объекты (травы, деревья, кустарник, муравейник и т.д.) | Выделить типичные формы рельефа: овраги, неровности, дорожки, просеку и т.д.) |
Задание для II группы:
Описать климат на данной территории
Задание для III группы:
Описать жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Используя памятку по описанию растений на пробной площадке. Собрать данные растения, представить в виде гербария.
Приложение №1
Учитель: После выполнения данных заданий, каждой группе нужно ответить на вопрос:
Как рельеф территории парка связан с основными компонентами природного сообщества. Установить на участке следы воздействия человека на рельеф. (То есть, расположение карусели, детской площадки, фонтана, играют положительную или отрицательную роль)
5) Динамическая пауза №2
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают.
И по-прежнему цвет
VI. Обобщение и систематизация знаний
6) Решение проблемной ситуации
Учитель: Могут ли люди жить без природы?
На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?
Обучающиеся высказывают свои мнения.
источник
7) Вопросы для закрепления
- Как влияют друг на друга растения в сообществе?
- Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?
- Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
- Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?
VII. Подведение итогов экскурсии
Выводы
- Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.
- Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.
- Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.
- Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.
- В начале экскурсии мы разыграли спор растений, растущих на территории парка. Так кто же из них был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.
8) Рефлексия (отчет каждой группы по экскурсии , проводится в классе)
- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желая охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я научился …
Продолжите любое из этих предложений.
Отчет каждой группы о проделанной работе.
- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.
VIIІ. Домашнее задание
- Выучить § 30,
- Ответить на контрольные вопросы
- Составить синквейн со словом «парк»; сочинить сказку «Приключения в парке» нарисовать любое природное сообщество, с использованием условных обозначений.
Приложение №1
Правила описания растений на пробной площадке.
1.Начните описание видового состава растений, с какого – нибудь угла площадки, не сходя с места.
2.Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения.
3.Опустивнись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными лишь при более внимательном анализе травостоя.
4.Далее, медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь время от времени и отметая вновь попадающиеся растения.
5.Дойдя до второго угла, задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта.
6.В заключении пройдите площадку еще раз, но по диагонали.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии 5 класс
«Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней».
Урок «открытия нового знания».
Ожидаемый учебный результат - формирование первоначальных представлений о строении корней
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (корень);
– формировать умение объяснять особенности строения (внешнее и внутреннее) и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие пар, групп
1.Формирование у обучающихся положительной мотивации.
На столе в вазе завядший букет цветов. Учитель ставит проблемный вопрос» Почему цветы в букете завяли?» Рассматривают одно завядшее растение.
«Будут ли расти эти цветы, если их посадить в почву?
Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».
Дети вспоминают, где еще они встречались с понятием «корень» (корень в русском языке, корень зуба и т.д)
Учитель:» Давайте разберемся, что означает понятие «корень» с точки зрения нашего предмета».
2.Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
Учитель :»Как вы думаете, что мы будем изучать на нашем уроке? Что мы еще не знаем о понятие «корень» с точки зрения биологии?
В тетрадях фиксируем тему урока «Корень. Разнообразие корней»
На доске записываем задачи урока:1.Что такое корень
2.Зачем нужен корень растениям?
Демонстрация растений с различными корневыми системами.
«Ребята, посмотрите на картинки, все корни одинаковые?»
3.Виды корней. Связь данной темы с агротехнологией.
3.Решение учебных задач,» открытие «детьми нового знания.
3.1«Вспомним, какие виды органов есть у цветкового растения. К какому виду относят корень».
По ходу работы обучающиеся составляют рабочий конспект в тетрадях.
На доске представлены 6 картинок, среди которых изображены якорь, насос, хранилище (подвал, амбар).
«Ребята, как вы думаете, с какими из этих предметов можно связать функции корня?»
Обсуждение в группах.
Вывод- Корень- якорь, насос и хранилище.
Записываем в тетрадях с расшифровкой функции. Функции корня: якорь закрепляет в почве, насос проводит вещества, хранилище запасает питательные вещества
Далее на экране проецируем таблицу» Значение корней и их разнообразие»
Дополняем записи в тетрадях
3.2 Демонстрируем проросшее семя ( или обращаем внимание детей на рисунок 25 учебника, стр.44)
Почему при прорастании семени первым развивается корень?
Обсуждение в паре. Обращаемся к тексту учебника стр 45.
Работа в парах с моделью-аппликацией «Виды корней».
Консультация учителя. Начинаем заполнять таблицу на стр.46 учебника.
Название растения | Тип корневой системы | Различим ли главный корень? Каково его происхождение? | Различимы ли боковые корни? От каких корней берут начало? | Различимы ли придаточные корни? Каков их происхождение? | Рисунок корневой системы |
4. Оценивание
Осуществляется самоконтроль теста по образцу.
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Кончик корня покрыт ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Предлагается картинка из «Сборника задач и упражнений « Трайтак Д.И стр. 17 рис 17.
Подводятся результаты урока.
5.Рефлексия.
Самооценка (шкала, баллы, символы)
6.Домашнее задание
Домашнее задание интегрированное.
1.Работа с учебником. Параграф 12. Заполнить таблицу.
«Виды корней»
2.Сочинение-рассуждение как ты понимаешь «Каков корень, таков и отпрыск», «Без корня и полынь не растет» или фразеологизмы и устойчивые выражения, например, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни»
3.Исследование стр.46 учебник
Предварительный просмотр:
- Классный час на тему: «Абатск ты мой, родимый мой.
Выполнила: уч.биологии: Ложкина М.В.
Цель:
- Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного Абатска.
- Расширение кругозора, наблюдательности.
Оформление:
- Презентация о родном Абатске.
- Фотостенд «Тебе, родной Абатск, посвящается.
- Плакаты со стихами.
Село родное
Село раскинулось старинное
Среди полей, среди лугов,
Леса зовут за земляникою,
Озёра манят рыбаков.
Здесь по весне цветут черёмуха,
И яблони ласкают глаз,
И даже, как в Москве, Черёмушки
Свои в Абатском есть у нас.
А рядом трасса всероссийская
Зовёт в далёкие края,
Но далеко ль уеду, близко ли -
Обратно возвращаюсь я.
К своим знакомым с детства улицам,
Где клёны машут мне листвой.
Родной Абатск, тобой любуюсь я,
Грущу и радуюсь с тобой...!
Проходят годы, но не старится
Моё любимое село.
И может, тем уже я счастлива,
Что здесь родиться повезло.
Судьба моя с тобою связана,
Сибирский легендарный край.
Тебя, село родное, славлю я,
Живи, Абатск, и процветай.
Л. Першина
В Абатском
Поглядишь -
Всюду рожь да пшеница
С островками кудрявых лесов.
Стал Абатский
Районный столицей
Хлеборобов-сибиряков
Я приехал в Абатский впервые,
Но заботы его мне близки:
Где же вы, облака дождевые?
Ожидают вас сибиряки!
Облака набегают и растают,
Нелегка хлеборобов судьба!
Сердцу тяжко,
Когда выгорают.
Выгорают на солнце хлеба.
Но работать готовы и ночью-
И спасут урожай,
Пусть не весь.
Не щедры здесь абатские почвы,
Только люди— то
Щедрые здесь!
Землям все отдадут,
Если надо.
Дождь не выпадает -
Выпадает пот.
И земля в ваших высших
Наградах
Колоском золотистым блеснеют.
Сельский труд -
Всем победам основа,
И об этом нельзя забывать,
И без вас бы геологи снова
По тайге не смогли бы шагать.
И в небесном лететь океане
Космонавты без вас не смогли!
Я за труд ваш,
Друзья абатчане,
Поклониться хочу до земли.
...Я в Абатский приехал впервые,
Но заботы его мне близки! -
Где же вы, облака дождевые?
Ожидают вас сибиряки!
Лев Сорокин,
Ход классного часа
Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего подсолнуха, таинственные места и овраги, чего только нет в нашем Абатске!
Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей Абатска, его ростом, становлением, благоприятным положением.
(Включается презентация, звучит мелодия песни «Мой дом» слова С. Курышева, слышатся слова учителя):
На юге Тюмени, на речке Ишиме,
Среди тополй и берёз
Лежит мой посёлок,
Мой дом, мой Абатский,
Где я и родился, и рос.
Абатск мой незнатный,
Но всё впереди...
Ты с Родиной вместе
Расти и цвети.
Мы — дети Сибири,
И в годы лихие
НА нас полагалась страна.
Средь тысяч героев,
За Родину павших,
Абатск, и твои сыновья.
Посёлок Абатский …
И синее небо...
И поле, созревшее в срок...
И внуки героев на новых комбайнах,
И дети спешат на урок.
С. Курышев
Учитель. Для каждого человека Абатск является самым родным, не забываемым местом на Земле. Ребята давайте вспомним историю становаления, роста Абатское и другое.
1-й ученик. Из истории названия Абастка.
Как гласит история, на территории нынешнего Абатского района находились владения князя Абака, входившие в улус Джучи. В результате похода Ермака Сибирское ханство было разгроблено. На обжитых местах стали расселеться русские люди. Таким образом, вполне возможно, осталось название по имени Абака / татарского князя / острогга Абацк. Впоследствии, это относится к 1749 году, форт-пост Абатское становится крупным торговым центором в Ишимском уезде.
-Комментарии учеников и учителя.
2-й ученик. Рост с. Абасткое.
Росту села Абатское, прежде всего, способствовало оживление движения по сухопутным дорогам. И не менее важно стало то, что на население Западной Сибири стало сосредоточиваться в южных районах. В связи с этим изменилось направление главных трактов, связывающих центральные округа России.
Так сибирский тракт получил направление из Омска, минуя Тару, через р. Крутая на Тюкалинск, Абатск, а затем по р.Ишим до пересечения с Тобольско-Тарской дорогой.
Кроме того, между отдельными крупными селениями были проложены торговые тракты. Из них наибольшее значение имел Тобольско — Омский тракт. Он тянулся через деревни Малахово, Челноково до пересечения с сибирским трактом а Абатске.
- Идёт обсуждение по данному высказыванию, вопросы учеников, дополнение учителя.
3-й ученик. Благоприятное положение.
Благоприятное положение на перекрёстке главных сибирских трактов создало в Абатском большой торговый пункт. Уже к 1907 году в селе имелось 20 торговых заведений. Общий торговый оборот к этому времени доходил до 200тыс. Рублей. В самом Абатске и вокруг его в больших сёлах, таких как Ощепково, Камышенка, Боково была организована обработка животных и растительных масел. Был Организован круглогодичный разлом зерна на водяных и ветрянных мельницах.
- Осуждение по данному вопросу. Дополнение учителя.
4-й ученик. 10 сельских Советов В Абатской волости.
Всего в Абатской волости Ишимского уезда было образовано 10 сельских Советов: Абатский в декабре 1919г., Бобыльский — 19 декабря 1919г., Вятский — 14 декабря 1919 г., Ерёминский — 14 декабря 1919 г., Кукуйский — 20 декабря 1919 г., Речкуновский — 21 декабря 1919 г,, Татарский- в марте 1921 г,, Тельцовский — 21 декабря 1919 г., Шевыринский — 25 декабря 1919г,, Шипуновский — в декабре 1919 г.
- Добавление учеников по данному вопросу.
Учитель. А теперь, ребята, споем песню.
звучит песня “С чего начинается Родина?” (Слова М. Матусовского.)
- С чего начинается Родина? А, может, она начинается с земли отцов, дедов, прадедов? Ведь земля наша – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый, мягкий, теплый, вкусный. Что может быть важнее хлеба?! Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому, ребята, любите родную землю, будьте заботливым хозяином, берегите землю от истощения и разрушения.
- Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства-
Эти рощи, реки и луга!
Итоги классного часа.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Конспект открытого урока
7 класс
«Многообразие и значение Кишечнополостных»
Подготовила: Кузьмёнко М.В.
Учитель биологии первой
квалификационной категории
МАОУ Абатская СОШ №1
с.Абатское 2022
Цель:
Раскрыть многообразие кишечнополостных, общность их организации и образа жизни; показать их разнообразное значение в природных сообществах, практическое значение в жизни человека.
Оборудование:
Рисунки и плакат кишечнополостных, раздаточный материал.
Планируемый результаты (для учащихся):
Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знанаия в практической деятельности; осознание потребности и готовности к самообразованию.
Метапредметные: умение организовывать свою работу на уроке, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализзировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы; умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире, строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: усвоение понятий: полип, медуза, жизненный цикл, чередование поколений, личинка, рифы, овладение умениями читать и составлять развернутые ответы, рисунки по разнообразию организмов и насыщенности ими природных пространств; развитие способностей делать выводы о роли кишечнополостных.
Форма организации учебной деятельности:
парная, фронтальная, индивидуальная
Тип урока – изучение нового материала
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
УЧИТЕЛЬ: РЕБЯТА ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ О ЧЕМ МЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ:
РЕЛЕЙНЫЙ МЕТОД (ПО ЦЕПОЧКЕ), устно отвечают
Вместо точек вставить нужные термины
- Наружный слой клеток……………….
- Внутренний слой клеток………………
- Ответная реакция организма на раздражение, происходящее при участии нервной системы, называется………………….
- Непереваренные остатки пищи выделяются у гидры через ………………
- Процесс восстановления кишечнополостным поврежденных или утраченных частей тела, называется…………………….
- Выделение продуктов обмена у гидры происходит через…………
- Мужские половые клетки называются ………………….
- Женские половые клетки называются………………….
- Клетки, которые имеют звездчатую форму, называются….
- Две жизненные формы К-
- Клетки, которые, учувствуют и в защите, и в питании…….
УЧИТЕЛЬ: Сегодня в течение урока мы будем активно работать, а по его окончанию, каждый заполнит лист индивидуально образовательных достижений, в котором оценит свою работу на уроке.
-А теперь мы разделимся с вами на ТРИ команды. Но какие команды без названий.
- Фронтальная беседа: ЗАГАДКИ (по рядам)
1 РЯД-
Что за зонтики смешные?
И ряды из них сплошные?
Они плавают в воде,
Тронешь их и быть беде.
Кроткий вид их-лишь обман.
Ядовитый в них дурман.
Любоваться ими можно,
Только будьте осторожны. (МЕДУЗЫ)
2 РЯД-
Ни головы, ни рук, ни ног
Мы не имеем,
Зато, какой чертог
Мы выстроить сумеем. (КОРАЛЛЫ)
3 РЯД
Тело в виде стебелька
С большим числом отростков
И прикрепляется к земле, с помощью подошвы. (ГИДРЫ)
1 команда «Медузы» 2 команда «Кораллы» 3 команда «Гидры»
3. Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ: Исходя из названий команд, давайте определим тему нашего урока.
- Если быть точным, то тема нашего урока «Многообразие и значение кишечнополостных животных».
- И медузы и кораллы, а также актинии относятся к тому же типу животных, что и пресноводный полип гидра, - к типу кишечнополостных. Их всех ученые делят на 3 класса. 1 класс, уже нам известен – это класс гидроидные, 2 класс – сцифоидные, а 3 класс – коралловые полипы.
Кишечнополостные - самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Лишь немногие из них обитают в пресных водах, а в основном они встречаются в морях и океанах. Так эти существа заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях и в тропиках.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас пора поработать командам. Воспользовавшись материалом учебника и справочной информацией, которая находится у вас на партах, нужно ответить на вопросы, записанные на доске, работаем по единому плану – 5 минут. Кратко записываем в тетрадь.
План
1. Представители
2. Среда обитания
3. Строение
4. Особенности.
УЧЕНИКИ: отвечают, остальные прописывают информацию от каждого ряда.
ФИЗМИНУТКА
Классы Кишечнополотных
Медузы – наклоняемся в произвольную сторону
Кораллы – тянемся вверх
Гидры – Поворачиваем головой
Медуза аурелия, Актиния, Гидра обыкновенная, Красный коралл, Медуза цианея,
Чёрный коралл, Гидра зеленая, Медуза корнерот, Гидра бурая.
4) Заполните пропуски в тексте. (ВЗАИМОПРОВЕРКА).
Стенки гидры состоят из ___ДВУХ_ слоёв клеток. Внутри тела имеется___КИШЕЧНАЯ_полость. В _ЭКТОДЕРМЕ слое располагаются различные клетки. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _СТРЕКАТЕЛЬНЫХ клеток. Тип Кишечнополостные делится на следующие классы:_ГИДРОИДНЫЕ_,__СЦИФОИДНЫЕ__,_КОРАЛЛОВЕ ПОЛИПЫ. Представители этого класса_СЦИФОИДНЫЕ___опасны для человека.
НА ОБОРОТЕ ДОСКИ ОТВЕТЫ. КРИТЕРИИ: 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4»,
3 ошибки – «3»
5. ЗНАЧЕНИЕ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ. Внимательно прочитали п.7, стр.46 , и отметили положительное и отрицательное значение Кишечнополостных.
Время выполнения: 3 минут, устно.
Значение кишечнополостных
1. Они ядовиты для человека и животных
2. Служат пищей другим животным.
3. Образуют коралловые рифы и острова.
4. Используют для изготовления ювелирных изделий и амулетов.
5. Образуют симбиозы с другими видами животных.
Например, рак-отшельник и актиния, физалия и рыбка номеус.
6. Служат строительным материалом.
6. ТЕХНИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ: ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ:
Лист индивидуальных образовательных достижений по биологии «Многообразие и значение кишечнополостных» обучающегося 7 класса
В результате изучения темы я научился (лась): | Могу хорошо | Могу частично | Не могу |
Раскрывать значение понятий: …………….. | |||
Давать характеристику…….. | |||
Могу похвалить себя за…………… | |||
Что еще хочу узнать……………. | |||
Выводы урока………………. |
7. Итог урока.
8. Домашнее задание: §7 пересказ, записи тетрадь. Написать мини-сочинение на тему: «Путешествие на подводной лодке», используя все три класса.
СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ
В водах морей встречается много кишечнополостных. Среди них большое количество медуз, которые относятся к классу сцифоидных. Большинство медуз, на вид таких нежных существ – хищники. Щупальца, свисающие вниз от купола, имеют крапивные клетки с ядовитыми железами. С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправляет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут появиться ожоги. Не стоит опасаться ушастую медузу или аурелию. А вот встреча человека с медузой, которую называют резистома или корнерот, не так безопасна. У многих она вызывает сильное раздражение кожи.
Самой ядовитой медузой для человека является – Австралийская оса. При укусе у человека прерывается дыхание и через 2-3 минуты наступает паралич. Запаса ее яда хватит, для того чтобы убить сразу около сотни людей, а размером она всего с баскетбольный мяч. Хотя в природе существуют морские черепахи, которые питаются этим видом медуз.
Тело медузы студенистое, сильно отличается от полипов – напоминает по форме прозрачный купол или колокол, или зонтик.
Размеры их различны: у цианеи, например, может достигать 2 м в диаметре, а длина щупалец — 30 м. Колокол может сокращаться; при этом из-под него (не изо рта!) с силой выталкивается вода, и животное движется в противоположную сторону. Такой способ движения называется реактивным.
Нервная система сцифоидных устроена наиболее сложно, по сравнению с остальными кишечнополостными. Вдоль края зонтика группами располагаются светочувствительные глазки и видоизмененные щупальца, выполняющие роль органов равновесия. Нервная система диффузного типа.
КОРАЛЛОВЫЕ ПОЛИПЫ
Коралловые полипы – колониальные (реже одиночные) морские организмы. Тело длиной от нескольких миллиметров до одного метра обладает шестилучевой или восьмилучевой симметрией. Из-за того, что оплодотворение у кораллов внутреннее, личинка планула развивается в кишечной полости полипа, образующего яйцеклетки. Стадия медузы отсутствует. Ротовое отверстие соединяется с кишечной полостью глоткой. У полипов одной колонии кишечная полость общая, и пища, добытая одним из полипов, становится достоянием всей колонии. Около 6000 видов коралловых полипов обитают во всех морях с достаточно высокой солёностью; в северных и дальневосточных морях России около 150 видов.
Кораллы поселяются не глубже 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с разной скоростью.
Мы теперь уже знаете: если крепости, построенные кораллами, возвышаются над водой, они образуют остров. Если над крепостью шумит океан, ее название – коралловый риф. Так у берегов Австралии – замечательно красивые подводные сады кораллов образуют знаменитый Большой Барьерный риф Австралии длиной в 2200 км.
Коралловые полипы живут колониями, а вот актинии – в одиночку, это одиночные полипы. Обитают актинии в море повсюду: от полярных широт до тропиков, в прибрежных скалах и бездонных глубинах. Актиний часто принимают за цветы. Но мирный вид актиний обманчив. Такое сходство только внешнее. Они крепко присасываются к морскому дну. И распустив похожие на лепестки щупальца, поджидают добычу. Завладев своей жертвой, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), они массами сидят на прибрежных скалах, на сваях, днищах кораблей.
Яд актиний опасен. Если тронуть сразу несколько актиний, то можно получить болезненные ожоги.
ГИДРОИДНЫЕ
Гидроидные — это наиболее просто устроенные кишечнополостные с чётко выраженным двухслойным строением.
Гидра – характерный представитель пресноводных полипов – обитает в озёрах, прудах и реках. Цилиндрическое тело подошвой прикреплено к субстрату; на противоположном конце имеется рот, окружённый щупальцами. Оплодотворение внутреннее. Находящиеся в эктодерме клетки способствуют регенерации повреждённых тканей. Гидру можно резать на куски, даже вывернуть наизнанку – всё равно она будет жить и расти. Длина тела составляет от 5 мм до 1 см. Срок её жизни составляет лишь один год.
Гидроидные полипы образуют колонии в результате бесполого размножения путем почкования. В отличие от одиночных гидр, у морских представителей дочерние особи не отделяются от материнских. Их кишечные полости сообщаются между собой, это позволяет перераспределять пищу, захваченную одним полипом, по колонии.
В отличие от других кишечнополостных у гидроидных нет никаких перегородок в кишечной полости. То есть их можно считать более примитивными кишечнополостными.
Гидры — хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб.
Дыхание и выделение осуществляются всей поверхностью их тела.