1.2. Мои выступления.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Выступления на ШМО, РМО, педсоветовах и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27.03.2021. Семейный фестиваль "Мама, папа,я-интеллектуальная семья"50 КБ
Microsoft Office document icon 19.11.2020. Выступление на ШМО. "Электронные образовательные ресурсы на уроках биологии"62 КБ
Office presentation icon 2019г. Выступление на РМО. "Использование мнемонических приемов при изучении биологии"833.47 КБ
Office presentation icon 2017г. Выступление на конкурсе "Педагогический дебют-2017". "Учебно-опытный участок в системе эколого-образов-го пространства шк2.99 МБ
Microsoft Office document icon 12.01.2017. Выступление на ШМО. Организация рефлексии урока, отслеживание усвоения материала, на различных этапах урока.30.5 КБ
Microsoft Office document icon 29.09.2016. Мастер-класс "Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии"156.5 КБ
Microsoft Office document icon 15.10.2015. Выступление на ШМО. "Основные подходы повышения мотивации к обучению"39 КБ
Microsoft Office document icon 14.09.2015. Выступление на ШМО. "Ресурсы современного урока".36 КБ
Файл Выступление на ШМО 202345.69 КБ
Файл 2023г Мастер-класс "эффективные приемы формирования естественно-научной грамотности28.14 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ для подготовки к ВПР

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища.

Проследите, чтобы накануне выполнения работы Ваш ребенок хорошо отдохнул и не выполнял никаких учебных заданий.

Не рекомендуется перед выполнением работы использовать медикаментозные средства как стимулирующего, так и успокаивающего действия.

Очень важно при подготовке к выполнению работы, позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.

Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок.

Говорите чаще детям:

«Ты у меня все сможешь!»

«Я тобой горжусь!»

«Что бы не случилось, ты для меня самый лучший!»

В беседах с ребенком старайтесь повысить его уверенность в хорошем результате выполнения работ.

Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям. Развивать самостоятельность учащихся в процессе жизненного самоопределения.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Всероссийские проверочные работы – это контрольные работы по различным учебным предметам.

Цель проведения ВПР – определение уровня подготовки по учебным предметам школьников во всех регионах России вне зависимости от места нахождения школы, от статуса школы (например: лицей, гимназия, Центр образования, общеобразовательная школа).

Задания и критерии оценивания ВПР едины для всех школьников страны.

Уровень сложности – базовый, то есть не требует специальной подготовки, достаточно ходить в школу на уроки и усваивать учебный материал.

ВПР проводятся на школьном уровне, продолжительность от одного до двух уроков.

Проверка работ участников ВПР осуществляется в день проведения работы учителями школы. После проверки результаты вносятся в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.

ВПР пройдут в марте – апреле и частично в мае.  Они не будут пересекаться по срокам с проведением ЕГЭ.

ВПР не могут проводиться во время каникул или после уроков.

ВПР для обучающихся 11-х классов проводятся только для выпускников, которые не выбирают данные предметы для сдачи ЕГЭ.

Что дадут ВПР:

Ежегодное тестирование в результате:

- позволит проверить объем и качество знаний, полученных в течение года;

- будет способствовать тому, чтобы школьники систематически занимались на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;

- поможет педагогам увидеть недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;

- позволит родителям понять общую картину знаний своих детей;

- поможет усовершенствовать систему образования;

- создаст целостную картину уровня подготовки школьников в стране.

Что важно знать о ВПР?

- главная задача родителей – убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с выполнением ВПР;

- обратить внимание педагогов и обучающихся на предметы, которые оказались самыми трудными предметами Всероссийских проверочных работ: русский язык, история, биология, география, физика, химия;

- поинтересоваться результатами своего ребенка, постараться получить у учителя-предметника и/или классного руководителя информацию об имеющихся у него проблемах и планах школы по устранению этих проблем;

- соблюдение правильного режима труда и отдыха поможет ученику физически и психологически подготовиться к проведению ВПР.

Результаты ВПР не повлияют:

- на итоговые годовые оценки;

- на получение аттестата;

- на перевод в следующий класс.

- один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него.

Итак, чтобы поддерживать ребенка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребенка;

- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

- поддерживайте своего ребенка, будьте одновременно тверды и добры.

Необходимо также с ребенком:

- повторять изученный материал;

- решать задачи;

- писать диктанты.

Главное - снизить волнение ребенка. Говорите ребенку, что Ваша любовь - не зависит от оценок или других успехов. Не требуйте от ребенка получения высоких баллов по ВПР, которые не соизмеримы его возможностям.

Научите ребенка распределять время на проверочной работе. Для этого у ребенка при выполнении домашней работы должны быть часы, чтобы научиться контролировать время.

Современные исследователи установили, что работоспособность изменяется в течение дня, недели, года.

Изменение работоспособности в течение дня.

Наилучшим временем для выполнения домашних заданий считается период с 3 часов дня до 6 часов вечера. Следует отметить, во второй половине дня с17 часов работоспособность медленно растет и достигает пика (при отсутствии значительного утомления) к 19 часам.

Выполняя домашнее задание - научите ребенка составлять план занятий и разделять предметы по сложности.

Не стоит начинать делать уроки с самых сложных заданий, на них, обычно, уходит больше всего времени, при этом ребенок устает, у него появляется ощущение неуспеха и как следствие, пропадает всяческое желание учиться дальше. Поэтому сначала приступайте к тому, что у него получается лучше всего, и только после этого переходите к более трудному.  И, конечно, надо воспитывать в ребенке привычку проверять все написанное.

Изменение работоспособности в течение учебного года.

Первые шесть недель - предрабочее состояние и включение в учебу, затем приблизительно с 20 октября до декабря - относительное устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности, потом ее снижение, отдых (каникулы).

После каникул снова две недели включение в учебу и очень короткий период устойчивой работоспособности, затем работоспособность резко падает.

Условия поддержания детей на оптимальном уровне

Соблюдение режима дня, рациональное чередование занятий и отдыха. Продолжительность ночного сна младшего школьника должна быть не менее 8,5 часов.

При выполнении домашних заданий обязательны перерывы после каждых 40-45 минут работы.

Ежедневно время пребывания старшеклассников на свежем воздухе должно составлять не менее 2,5 часов.

Активный отдых, занятия физической культурой, спортом. 

Малоподвижный образ жизни понижает устойчивость организма к сердечно-сосудистым, нервно-психическим и инфекционным болезням.

Соблюдение режима питания. Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности школьников, оптимальным для них является 4-5 разовое питание.

Чему стоит уделить особое внимание при изучении учебного материала

Выпишите основные понятия и законы, например, биологический. Пока будете писать – запомните, а потом обратитесь к ним при детальном изучении. Еще можно выделить самые сложные для себя термины и внести их в этот же список.

Определите важные даты и имена, которые много значат для изучаемого предмета. Можете их тоже выписать на отдельные карточки для лучшего запоминания.

Тренируйтесь в сравнениях. Например, изучите, как развиваются географические объекты в разных странах. После этого проведите анализ.

Начните решать разные типы задач.  Хотя бы по одной в день для себя. И постепенно увеличивайте сложность.

 Разберитесь, что такое гипотеза, а что – научная теория. Посмотрите на YouTube проведенные эксперименты, а потом сделайте вывод на основании увиденного.

Советы обучающимся по подготовке к ВПР

Советы во время работы:

Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

Слушай, как правильно заполнять бланк!

Работай самостоятельно!

Используй время полностью!

При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Начни с легкого!

 Пропускай! Исключай! Запланируй два круга!

Проверь!  Не оставляй задание без ответа! Не огорчайся!

Основное правило подготовки к ВПР — просто учитесь в течение года.

Подготовиться к проверочной работе за 2 месяца — задача стрессовая и подчас неразрешимая. Верное решение — готовиться к ВПР постепенно, систематически, в обычном для школьника режиме, используя разнообразные задания и занимаясь на каждом уроке.

 

Психологические рекомендации родителям

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче всероссийской проверочной работе.

Как же поддержать школьника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить
и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка.



Предварительный просмотр:

«Электронные образовательные ресурсы на уроках биологии, как средство формирования информационной компетенции обучающихся»

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

 

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:

■ соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации.

■ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

■ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

■ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

■ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

■ содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

■ основываться на достоверных материалах;

■ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

■ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

■ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

 

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

помощь учителю при подготовке к уроку:

      - компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

      - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

      - эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

      - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

      - подготовка творческих заданий;

      - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

      - обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

      - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

      - использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

      - компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

      - индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

      - повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

      - автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

      - большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

      - возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

      - развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

      - помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

      - приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

 

Содержание комплекта ЦОРов:

■ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.

■ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

■ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

■ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.

■ Словарь терминов, определений, законов.

■ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.

 

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

            В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

■ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

■ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;

■ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

■ материалы для учителя – презентации и уроки.

■ Интерактивные компоненты

Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:

- выбор одного варианта ответа из нескольких;

- выбор нескольких вариантов ответа;

- ввод слова или фразы;

- указание на рисунке нужного объекта (point – n – click);

- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag – n – drop);

- комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).

            В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.

            Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:

            - во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;

            - закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут;

            - домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;

            - подготовка к тематическому контролю.

            Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.

 

■ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

            Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

■ Урок–исследование

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

■ Урок -компьютерная лабораторная работа

            Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

            Отметим, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

■ Демонстрационная графика

В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах.

■ Тексты

«Тексты» представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте.  Это краткие конспекты учебника, формулировки законов, биографии ученых. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса как учителями, так и учащимися.

Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала. Тексты со звуковым комментарием могут быть полезны для детей с ограниченными физическими способностями.

■ Материалы для учителя

Помимо самостоятельных цифровых ресурсов в наборе представлены уже готовые презентации и уроки, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении занятий.

Тематические презентации в формате Power Point Show состоят из 10–15 слайдов каждая, предназначены для объяснения теоретические материала на уроках и могут воспроизводиться даже на компьютере, на котором не установлен Microsoft Power Point. Презентации включают графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме.

Учителем презентация может использоваться в качестве одной из форм чтения лекции. Эффектный показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу и т.д. Такая форма проведения урока–лекции более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы.

Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один компьютер + проектор на класс:

- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

два ученика - один компьютер:

- фронтальные лабораторные работы;

- групповое исследовательское задание;

- групповое творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

один ученик - один компьютер:

- виртуальный лабораторный практикум;

- индивидуальное исследовательское задание;

- индивидуальное творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

- компьютерное тестирование.

Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мнемонических приемов при изучении биологии»

Слайд 2

Педагогическое кредо: «Никогда не останавливаться на достигнутом, учить и учиться одновременно»

Слайд 3

Цель: использование технологии мнемонимики в образовательном процессе, для развития памяти у детей разного возраста .

Слайд 4

Мнемо́ника ( τὰ μνημονικά — искусство запоминания ), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих нужной информации и увеличивающих объём путём образования (связей).

Слайд 5

Как запомнить строение и функции надкостницы (периост) Обеспечить кости рост Предназаначен периост. В нем и нервы, и сосуды, Все питание оттуда, Для сращенья перелома Роль надкостницы огромна.

Слайд 6

Эпифизарный хрящ – обеспечивает рост костей в длину. Хрящ эпифизарный – Это очень просто, В костях парных , и непарных - Он есть зона роста.

Слайд 7

Эволюция органического мира. Трудности в запоминании последовательности периодов эр. Например, палеозойская эра делится на 6 периодов, это К О С Д К П: К– кембрий О – ордовик С – силур Д – девон К– карбон П – пермь Периоды мезозойской эры – Т Ю М: Т – триас Ю – юр М – мел. .

Слайд 8

Таксоны растений: Ц ирк - о громный к упол п естрый, С ловно р адугой в ознёсся. Ц – царство, О – отдел, К – класс, П – порядок, С - семейство, Р – род, В – вид.

Слайд 9

Растительные ткани Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Слайд 10

Почки – парные органы. Они как два больших боба - На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Мы смолоду должны учесть, Каналец здесь решает, Что нам всего дороже: Чему вернуться в организм, Беречь должны не только честь, А что он удаляет. Но наши почки тоже!!!

Слайд 11

Выполнение учащимися: " Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации» Термин «экология» Э Экологический Э Экологическая К Кризис К Культура О Опасен О Охрана Л Любому Л Ландшафт О Обществу О Очистка Г Глобальным Г Гомеостаз И Излучением И Изменения Я Ядерной ямы Я Ясность

Слайд 12

Планы на будущее: Я планирую и в будущем заниматься своим самообразованием, изучать различные приемы и способы ведения уроков, новые технологии, осваивать и внедрять ФГОС, повышать свою квалификацию.

Слайд 13

Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.» «Я верю, что лучший урок у меня впереди»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный конкурс молодых педагогов «Педагогический дебют - 2017» Кузьмёнко М.В. учитель биологии МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 2

Тема проекта: « Учебно-опытный участок в системе эколого-образовательного пространства школы» Подготовили: Кузьмёнко М.В. Володина С.А. МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 3

Цель: Воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.

Слайд 4

Задачи: • Совершенствование предметных знаний учащихся по биологии, экологии, технологии, окружающему миру. • Формирование практических умений по выращиванию различных культур, уходу за ними. • Развитие у школьников ответственного отношения к труду, к окружающей среде.

Слайд 5

Актуальность: Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.

Слайд 6

Проектная идея: Ведущей идеей программы УОУ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Слайд 7

Участники проекта

Слайд 8

Этапы проекта Разработка проекта Реализация проекта Анализ эффективности проекта

Слайд 9

I этап-Разработка проекта Обработка почвы. Использовать различные способы размножения растений. Проведение наблюдений и исследований на УОУ Условия необходимые для прорастания семян (вода, воздух и тепло) Влияние глубины заделки семян (зависит от их размера и свойства почвы). Влияние механической структуры почвы на урожайность овощных.

Слайд 10

II этап-Реализация проекта Участие: Олимпиада по окружающему миру, биологии, экологии. Фотоконкурс «Живи лес» Классные часы, беседы, викторины, тематические экскурсии, видеолекторий с использованием фильмов об экологических проблемах Конкурс экологической социальной рекламы «Планета в пластиковой упаковке» Природоохранные акции: озеленение классов-кабинетов, субботники по сбору мусора Практическая значимость

Слайд 11

III этап-Анализ эффективности проекта Размещение информационных материалов на сайте школы Конференция ««Экологические образовательные маршруты как эффективный способ воспитания» Анкетирование « Мое отношение к природе » Выпуск буклета «Учебно-опытный участок в системе эколого-образовательного пространства школы »

Слайд 12

• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы; • Повышение уровня экологической культуры у школьников; • Усиление активности школьников, увеличение числа проектов экологического направления. Ожидаемый результат:



Предварительный просмотр:

Организация рефлексии урока, отслеживания усвоения материала на различных этапах урока.

Рефлексия – умение учащихся осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. 
Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. 
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы, курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственные критерии, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. 
Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант. 

Прием оценки «приращения» знаний и достижения целей. 

Предлагаю детям закончить фразу: 

  • Я не знал …, а теперь я знаю… 
  • У меня не получалось…, а теперь получается… 
  • Я не понимал…, а теперь понимаю… 

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке. 

Достаточно известен прием синквейна. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учеников. 

После выполнения любого задания по карточке предлагаю рядом с каждым выполненным заданием поставить значок: 

  • ! - было трудно выполнить;
  • v- не было трудно;

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. 



Предварительный просмотр:

Выступление на пед совете

Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии (29.09.2016)

        Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Практическая работа «Антропометрические показатели, и их определение»

Антропометрия — методика и техника измерений человеческого тела. Антропометрия применяется для оценки физического развития человека и его телосложения.

Три группы

I группа -      Методика определения ЖЕЛ (спирометр)

II группа — Методика измерения артериального давления и силы руки (тонометр и динамометр)

III группа — Методика проведения функциональной пробы Мартинэ-Кушелевского (секундомер, тонометр)

I группа -      Методика определения ЖЕЛ (Жизненная емкость легких)

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, которое может человек выдохнуть после полного глубокого вдоха.  Измеряется она прибором - спирометром

Для этого надо 2 - 3 раза вдохнуть и выдохнуть, а затем сделать глубокий вдох и, взяв в рот мундштук трубки спирометра, равномерно выдохнуть в него воздух до отказа. Воздух не должен выходить между губами и через нос, для чего следует зажать нос свободной рукой. Исследование проводится 2—3 раза и записывается наибольший результат.

Величина жизненной емкости легких у мужчин в норме определяется из расчета 60 миллилитров на 1 килограмм веса у не занимающихся спортом и 65 миллилитров и больше у спортсменов, а у женщин соответственно 50 и 55 миллилитров. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и тренированности. ЖЕЛ составляет в среднем у женщин 2,5 - 4 л, а у мужчин - 3,5 - 5 л. Считается, что чем выше рост, тем больше жизненная емкость легких. У пловцов, бегунов жизненная емкость легких достигает б—7 литров и более. Систематические занятия спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки — увеличивают жизненную емкость легких, у хорошо тренированных спортсменов она достигает 8 л.

Определение дыхательного объема (ДО)

Спирометр приводят в исходное положение. Испытуемый берет мундштук в рот и начинает спокойно дышать, выполняя вдох через нос, а выдох через рот в спирометр. После 3 - 5 дыханий получают среднюю величину дыхательного объема.

Определение резервного объема выдоха (РО выд.)

Спирометр устанавливают в исходное положение. Испытуемый делает обычный выдох в атмосферу, а дополнительный - в спирометр. Это будет объем резервного воздуха выдоха.(резервный воздух), т.е. объем (700- 1000 мл), который можно выдохнуть при максимальном выдохе после обычного выдоха.

Определение резервного объема вдоха (РО вдоха)

(дополнительный воздух), т.е. тот объем (1900-3300 мл) воздуха, который можно вдохнуть при максимальном вдохе после обычного вдоха;

Затем определяют должную жизненную емкость легких (ДЖЕЛ).

Для мужчин:

ДЖЕЛ в л = Рост в см х 0,05 - (возраст в годах х 0.022) – 3,6

Для женщин:

ДЖЕЛ в л = Рост в см х 0,041 -(возраст в годах х 0.021) – 2,68

Рассчитывают в процентах отклонение фактической ЖЕЛ от ДЖЕЛ по формуле:

100 - ЖЕЛ х100

ДЖЕЛ

Величина ЖЕЛ считается соответствующей возрасту и росту в случае отклонения от ДЖЕЛ не более чем на ±15%.

II группа — Методика измерения артериального давления (АД) и силы руки (тонометр и динамометр)

Уровень АД выражается двумя числами, записанными в виде дроби. Означают цифры следующее: вверху – систолическое давление, которое в народе называют верхним, внизу – диастолическое, или нижнее. Систолическое фиксируется, когда сердце сокращается и выталкивает кровь, диастолическое – при его максимальном расслаблении. Единица измерения – миллиметр ртутного столба. Оптимальный уровень давления для взрослых людей составляет 120/80 мм рт. столба. АД считается повышенным, если оно больше 139/89 мм рт. Столба.

Для чего нужно знать свое давление

Даже незначительное повышение АД увеличивает риск развития инфаркта, инсульта, ишемии, сердечной и почечной недостаточности. И чем оно выше, тем больше риск. Очень часто гипертония в начальной стадии протекает без симптомов, и человек даже не догадывается о своем состоянии.

Измерение артериального давления – это первое, что нужно сделать при жалобах на частые головные боли, головокружения, слабость.

Гипертоники должны мерить АД каждый день и контролировать его уровень после приема таблеток. Людям с высоким давлением нельзя резко снижать его лекарственными препаратами.

Методы измерения артериального давления

Для измерения артериального давления используют прибор тонометр 

  1. Артериальное давление следует измерять:
  • на плечевой артерии левой руки (тонометры, измеряющие АД на запястье даже при соблюдении всех правил дают большую погрешность);не раньше через 5-10 минут после пребывания в положении сидя;
  • не раньше чем через 1 час после сна, употребления еды, кофе, выкуренной сигареты, выпитого алкогольного напитка, физической нагрузки, принятия горячей ванны, душа, посещения парилки, пребывания на пляже под открытым солнцем.
  1. В помещении, где производится измерение давления, не должно быть холодно, жарко или душно.
  2. Тонометр должен находиться на уровне сердца.
  3. Во время измерения давления не следует разговаривать. Сидеть на стуле нужно расслабленно, опираясь спиной о спинку стула, левая рука расслаблена, размещена на столе около тонометра, не следует класть ногу на ногу.

Измерение силы руки (динамометр)

 Для измерения мышечной силы используется ручной пружинный динамометр Колена или становой динамометр. При замерах мышечной силы необходимо соблюдать ряд условий и прежде всего постоянство позы испытуемого. При измерении силы кисти рук испытуемый сидит на стуле, рука, для которой производятся измерения, вытянута вперед, согнута в локтевом суставе; свободная рука на колене. Замеры мышечной силы обеих рук повторяют по три раза как до, так и после работы (20 приседаний). Полученные данные заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

 Сила рук

Проба

Функциональные замеры, кг

Замеры после нагрузки, кг

Правая рука

Левая рука

КА

Правая рука

Левая рука

КА

М=

М=

М=

М=

Обработка результатов исследований производится в следующем

порядке:

вычисляется среднее значение (М) силы для правой и левой руки;

вычисляется коэффициент асимметрии (КА) для силы рук по формуле:

КА=  Vпр Vл    .100%

           Vпр +Vл

где Vпр – показатель правой руки;

Vл – показатель левой руки.

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими

данными   таблицы 2.

Показатели силы,кг

Сила

Мужчины

Женщины

Сила правой руки

48

25

Сила левой руки

45

23

III группа — Методика проведения функциональной пробы Мартинэ-Кушелевского (секундомер, тонометр)

Функциональные пробы с физической нагрузкой используются преимущественно для оценки функционального состояния и функциональных способностей сердечно-сосудистой системы. Они подразделяются на две основные группы:

 - пробы на восстановление или качественные; пробы на усилие или количественные.

Функциональные пробы на восстановление

 При проведении функциональных проб на восстановление используются стандартные физические нагрузки. В качестве стандартной нагрузки у нетренированных лиц чаще всего применяют пробу Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с). Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с) У обследуемого перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя. Для этого накладывают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин (время, необходимые для исчезновения тактильного рефлекса, который возникает при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС. Затем, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз). После нагрузки исследуемый садится. На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10 с регистрируют частоту пульса. На протяжении следующих 40 с первой минуты измеряют АД. В последние 10 с первой минуты и на протяжении второй и третьей минуты восстанавливаемого периода по десятисекундными интервалам времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется к исходному показателю, причем данная величина должна повториться 3 раза подряд. Рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5-3 минут, поскольку существует возможность возникновения «отрицательной фазы пульса» (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня на 2-4 удара), что может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы или следствием вегетативной дисфункции. Если пульс не вернулся к исходному уровню на протяжении 3-х минут (то есть за период, который считается достаточным) восстановительный процесс следует считать неудовлетворительным и подсчитывать пульс в дальше обычно нет смысла. После истечения 3 мин еще раз измеряют АД. О

Как посчитать пульс правильно? При кардиологической патологии подсчет нужно вести в течение 60 секунд, т.к. у пациента может быть аритмия. Глядя на секундную стрелку часов или на секундомер, считают количество ударов.

Нередко пульс подсчитывают за 15 секунд и умножают на 4, получая в сумме частоту сердечных сокращений за минуту.

На сонной артерии пульс следует измерять с осторожностью по причине возможной рефлекторной остановки сердца.

В норме частота пульса у здорового человека — от 60 до 80 в минуту.

  • Пример:
       Рефлексия.

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:



Предварительный просмотр:

Основные подходы повышения мотивации к обучению.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

* Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

* Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

* Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

 Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

  • Найди лишнее число в каждом ряду”,
  • Зачеркни его”,
  • Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
  • Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
  • Запиши его”.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.



Предварительный просмотр:

Ресурсы современного урока, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетенций при обучении.

Главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

           Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.   В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.    Что же представляет из себя современный урок?  Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Три постулата современного урока говорят:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Требования к структуре урока говорят о необходимости:

  1. Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
  3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
  4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
  5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
  6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
  7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

       

      Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).



Предварительный просмотр:

Итоги входных контрольных работ, ВПР

Анализ административной контрольной работы за первое полугодие 2022-2023 учебного года

Дата проведения: 14.12.2022

Класс: 10

Предмет: биология

 Проверяемые элементы знаний (планируемые результаты)

Работа состояла из 3 частей, включающих разноуровневые задания, выбор одного верного ответа (тематика: «Общая биология»), задания на соответствия, выбор двух верных ответов из пяти, выбор трех верных ответов из шести, дать развернутый ответ на тему: «Обмен веществ. Фотосинтез»

Результаты работы:

Кол-во чел. в классе

 Работу выполняли

Выполнили работу на

«5»

Выполнили работу на

«4»

Выполнили работу на

«3»

Выполнили работу на

«2»

% успеваемости

% качества

24

16

1

7

7

1

93%

50%

Освоенные элементы: чел.%

Хорошо справились обучающиеся с заданиями:

 №1 – 12 человек (75%)-методы биологии,

№2- 16 человек (100%)-разделы (дисциплины биологии)

№3 – 13 человек (81%) –органоиды клетки.

№4 – 13 человек (81%) – азотистые основания, АТФ.

№11 – 11 человек (68%) – органоиды клетки.

№12 – 10 человек (62%) – Нуклеиновые кислоты. Виды РНК.

№14 – 15 человек (93%) – способы питания.

№12(Часть 2) – 9 человек (56%) – типы взаимоотношений, факторы окружающей среды.

№1 (Часть 2) – 13 человек (43%) – уровни организации живой материи

Типичные ошибки:чел.

№18 – 4 человека (25%) – процессы: пиноцитоз и фагоцитоз.

№13 – 6 человек (37%) – термины (органоиды клетки)

Остальные задания 50% выполнения.

Пути их преодоления (сроки ликвидации пробелов) выполнение заданий по данной тематике, до 28.12.2022

Повторный контроль (форма, сроки)

Самостоятельные работы, решение тестов, до 28.12.2022

Выводы:

В целом обучающиеся не плохо справились с контрольной работой. Но необходимо учесть характер допущенных ошибок, организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях для данных учеников (Першин Дмитрий); повторный контроль по темам: «Обмен веществ», «Пиноцитоз. Фагоцитоз», «Органоиды клетки».

Результаты ВПР по биологии 5 «а» класс

27.09.2022

Ф.И. учащегося

Оценка

Балл

1

Бердюгина Дарья Кирилловна

4

26

2

Бесхлебная Диана Евгеньевна

4

21

3

Благинин Егор Александрович

4

24

4

Горбачев Кирилл Алексеевич

3

17

5

Горбунов Глеб Русланович

4

19

6

Деветьярова Елизавета Ивановна

4

24

7

Замаруева Мария Ивановна

4

22

8

Захаров Макар Сергеевич

4

18

9

Зубков Кирилл Александрович

4

24

10

Куля Елизавета Эдуардовна

4

24

11

Молчанова Валерия Андреевна

4

19

12

Ожегин Данил Артемович

н

н

13

Осинцев Артем Олегович

н

н

14

Петраш Карина Викторовна

4

19

15

Синельникова Дарья Сергеевна

4

22

16

Соловьева Дарья Андреевна

4

22

17

Турышев Денис Маратович

3

15

18

Усольцев Владимир Андреевич

4

19

19

Фирулева Алекснадра Александровна

н

н

20

Шихова Арина Валерьевна

4

22

Общая успеваемость: 100 %

Качество: 88,2 %

Средний балл: 3.8

Результаты ВПР по биологии 5 «б» класс    29.09.2022

Ф.И. учащегося

Оценка

Балл

1

Бабурин Семен Сергеевич

4

25

2

Верхоланцева Мария Викторовна

4

23

3

Глебов Илья Александрович

4

20

4

Дмитриенко Константин Павлович

3

12

5

Иванов Артем Евгеньевич

4

21

6

Коновалов Вячеслав Иванович

3

14

7

Косарев Никита Андреевич

3

12

8

Кряжев Денис Дмитриевич

4

20

9

Леонтьева Анастасия Дмитриевна

3

15

10

Лузин Никита Алекснадрович

4

18

11

Михович Иван Александрович

3

8

12

Молокова Полина Сергеевна

4

26

13

Пельменева Анастасия Александровна

н

н

14

Рябкова Таисия Андреевна

4

26

15

Сергиенко Елизавета Дмитриевна

5

28

16

Степочкина Карина Эдуардовна

4

20

17

Суворова Марина Игоревна

н

н

18

Тайщиков Саян Нурланович

3

17

19

Тимофеев Артем Сергеевич

4

24

20

Ткаченко Дарья Ильинична

4

24

21

Торопов Владислав Александрович

н

н

22

Федченко Виктория Алексеевна

4

18

23

Фирсов Вадим Сергеевич

4

19

24

Хананова Арина Айзуровна

5

27

25

Харитонов Вадим Олегович

4

18

26

Яворович Вячеслав Евгеньевич

5

27

27

Ядыкин Савелий Дмитриевич

4

21

Общая успеваемость: 100 %

Качество: 75 %             Средний балл: 3.8

Анализ всероссийской проверочной работы по биологии_ в 5а классе (по программе 4 класса)

  • Дата проведения:  29.09.2022
  • Основание: Приказ по ОО  
  • Цель проведения: Оценка личностных результатов обучающихся
  • Вид работы: ВПР
  • Время выполнения: 45 минут
  • Всего в классе: 20
  • Выполняло работу: 17 (отсутствовали по болезни: Ожегин Д,Осинцев А, Фирулёва А.)
  • Шкала баллов:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-26

27-32

Учебник: 5 класс, В.И.Сивоглазов, А,А.Плешаков, 2-е издание М.:» Просвещение» 2020,159 с

  • Обобщенные результаты ВПР

Количество учащихся

%

Понизили оценку

Подтвердили оценку

Повысили оценку

Всего

В классе

Писало

На «5»

и «4»

КО

%

«2»

СОУ %

Успеваемость  %

Средняя оценка

Средний

балл

20

17

15

88,2%

-

60,71%

100

3,8

3,88

  • Сравнительный анализ результатов 2022-2023учебного года и ВПР

Показатели

 За 2021/22 уч.г.

за ВПР

Динамика

Успеваемость

-

Качество знаний

-

СОУ

-

Средняя оценка

-

Результаты ВПР в 5 классе (по программе 4 класса) показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебного предмета биология и проверяемых требований в соответствии с ФГОС: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.

Сформированы в недостаточной степени: (перечисляете дефицитные темы): «Устройство микроскопа», «Бактерии», «Вирусы», «Природные зоны».

Выводы: в т.ч  

ФИО, выполнивших работу на 5: 0

ФИО- группа риска – отсутствуют

Использование результатов ВПР для построения дальнейшей работы:

Учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях для слабоуспевающих учеников; повторный контроль по темам: «Устройство микроскопа», «Природные зоны», «Бактерии», «Вирусы».

 

        

Анализ всероссийской проверочной работы по биологии_ в 5б классе (по программе 4 класса)

  • Дата проведения:  29.09.2022
  • Основание: Приказ по ОО  
  • Цель проведения: Оценка личностных результатов обучающихся
  • Вид работы: ВПР
  • Время выполнения: 45 минут
  • Всего в классе: 27
  • Выполняло работу: 24 (отсутствовали по болезни: Пельменева А, Сувороа М, Торопов В)
  • Шкала баллов:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-26

27-29

Учебник: 5 класс, В.И.Сивоглазов, А,А.Плешаков, 2-е издание М.:»Просвещение» 2020,159 с

  • Обобщенные результаты ВПР

Количество учащихся

%

Понизили оценку

Подтвердили оценку

Повысили оценку

Всего

В классе

Писало

На «5»

и «4»

КО

%

«2»

СОУ %

Успеваемость  %

Средняя оценка

Средний

балл

27

24

18

75

-

61,5%

100

3.8

3,88

  • Сравнительный анализ результатов 2022-2023учебного года и ВПР

Показатели

 За 2021/22 уч.г.

за ВПР

Динамика

Успеваемость

-

Качество знаний

-

СОУ

-

Средняя оценка

-

Результаты ВПР в 5 классе (по программе 4 класса) показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебного предмета биология и проверяемых требований в соответствии с ФГОС:  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.

Сформированы в недостаточной степени: (перечисляете дефицитные темы): «Устройство микроскопа», «Среды обитания», «Природные зоны».

Выводы: в т.ч  

ФИО, выполнивших работу на 5: Сергиенко Е, Хананова А, Яворович В.

ФИО- группа риска: Михович Иван (8 баллов)

Использование результатов ВПР для построения дальнейшей работы:

 Учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях для слабоуспевающих учеников; повторный контроль по темам: «Устройство микроскопа», «Природные зоны», «Среды обитания».

        

Анализ всероссийской проверочной работы по биологии_ в 6а классе

  • Дата проведения: 27/09.2022
  • Основание: Приказ по ОО  
  • Цель проведения: Оценка личностных результатов обучающихся
  • Вид работы: ВПР
  • Время выполнения: 45 минут
  • Всего в классе: 34
  • Выполняло работу: 33 (отсутствовали по болезни: Гуськова А.)
  • Шкала баллов:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-11

12-17

18-23

24-29

  1. Учебник: Биология, 6 класс, В.И.Сивоглазов, А,А.Плешаков, 3-е издание М.:»Просвещение» 2021,144 с

  • Обобщенные результаты ВПР

Количество учащихся

%

Понизили оценку

23

69%

Подтвердили оценку

9

28%

Повысили оценку

1

3%

Всего

33

В классе

Писало

На «5»

и «4»

КО

%

«2»

СОУ %

Успеваемость  %

Средняя оценка

Средний

балл

34

33

9

27,27%

4

42,3%

87,88%

3.1

3,18

  • Сравнительный анализ результатов 2021-2022учебного года и ВПР

Показатели

 За 2021/22 уч.г.

за ВПР

Динамика

Успеваемость

100%

-

Качество знаний

81,25%

-

СОУ

65,5%

-

Средняя оценка

4

-

Результаты ВПР в 6 классе (по программе 5 класса) показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебного предмета биология и проверяемых требований в соответствии с ФГОС: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;  Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития.

Сформированы в недостаточной степени: (перечисляете дефицитные темы): «Вирусы», «Признаки живого», «Природные зоны».

Выводы: в т.ч  

ФИО, выполнивших работу на 5: 1

ФИО- группа риска: Болдырева У, Охотников К, Скулкин И, Сапожникова С.

Использование результатов ВПР для построения дальнейшей работы:

 Учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях для слабоуспевающих учеников (Болдырева У, Охотников К, Скулкин И, Сапожникова С); повторный контроль по темам: «Вирусы», «Признаки живого», «Природные зоны».

Анализ всероссийской проверочной работы по биологии_ в 6б классе

  • Дата проведения:  27/09.2022
  • Основание: Приказ по ОО  
  • Цель проведения:  Оценка личностных результатов обучающихся
  • Вид работы: ВПР
  • Время выполнения: 45  минут
  • Всего в классе:  33
  • Выполняло работу: 33
  • Шкала  баллов:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-11

12-17

18-23

24-29

Учебник:   Биология, 6 класс, В.И.Сивоглазов, А,А.Плешаков, 3-е издание М.:»Просвещение» 2021,144 с

  • Обобщенные результаты ВПР

Количество учащихся

%

Понизили оценку

20

60%

Подтвердили оценку

13

40%

Повысили оценку

-

Всего

В классе

Писало

На «5»

и «4»

КО

%

«2»

СОУ %

Успеваемость  %

Средняя оценка

Средний

балл

33

33

12

36,36%

5

43,15%

84,85%

3.2

3,21

  • Сравнительный анализ результатов 2021-2022учебного года и ВПР

Показатели

 За 2021/22 уч.г.

за ВПР

Динамика

Успеваемость

100%

-

Качество знаний

88%

-

СОУ

67,06%

-

Средняя оценка

4,06%

-

Результаты ВПР в 6 классе (по программе 5 класса) показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебного предмета биология и проверяемых требований в соответствии с ФГОС: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития.

Сформированы в недостаточной степени: (перечисляете дефицитные темы): «Вирусы», «Природные зоны», «Основы систематики».

Выводы: в т.ч  

ФИО, выполнивших работу на 5: -

ФИО- группа риска: Грауберг К, Денискина П, Скородумов Д, Усольцев А., Шишигина В.

Использование результатов ВПР для построения дальнейшей работы:

 Учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях для слабоуспевающих учеников (Грауберг К. Денискина П, Скородумов Д, усольцев А, Шишигина В) ; повторный контроль по темам: «Вирусы», «Природные зоны», «Основы систематики».

Качество знаний учащихся по естественнонаучным предметам

Естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Понятие «естественнонаучная грамотность»  как и задача формирования этого вида функциональной грамотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательным результатам, определенным в ГОСО основного общего образования. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить набор основных компетенций, определяющих ЕНГ, с требованиями ГОСО к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов.

Компетенции ЕНГ

Требования ГОСО к

образовательным результатам

1.

Научное объяснение явлений, включая: применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений;

использование и создание объяснительных моделей; и др.

Создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования).

2

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, включая:

распознавание и формулирование цели данного исследования;

выдвижение объяснительных гипотез и

предложение способов их проверки; предложение или оценка способов научного исследования данного вопроса.

Овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы (общие предметные результаты для предметной области

«Естественнонаучные предметы»).

Приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат изучения физики).

3

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, включая:

анализ, интерпретацию данных и получение соответствующих выводов; преобразование одной формы

представления данных в другую; и др.

Определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных,

дедуктивных и по аналогии) и получение выводов (метапредметный результат образования).

Оценка результатов экспериментов, представление научно обоснованных аргументов своих действий (общие предметные результаты для предметной области

«Естественнонаучные предметы»).

Обучающиеся 8 классов постоянно повышают уровень, качество знаний через системное выполнение, решение заданий по формированию ЕНГ (Российская электронная школа, Институт стратегии развития образования банк данных заданий по функциональной грамотности и др.), решение комплексных заданий включающихся в себя следующие предметные области: биология, химия, физика и география. Выполнение заданий проводится, как в рамках урока, так и внеурочное время, на консультативных занятиях. Качество знаний учащихся по естественнонаучным предметам находится на удовлетворительном уровне.



Предварительный просмотр:

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  1. Тема: Химический состав клетки

Найдите ошибку в схеме.

  1. Прочитай текст
  2. Найди ошибку  в схеме

Химические элементы находятся в клетке в виде химических соединений – веществ. Различают органические и неорганические вещества.

Неорганические вещества. Вода- «сок жизни», так называл ее Леонардо да Винчи, является самым распространенным веществом в организме, что составляет в среднем 70%.  Вода – хороший растворитель, большинство химических реакций происходит в водной среде.

Другие неорганические вещества содержатся в клетках  в незначительном количестве, но их роль при этом велика.  Так, к примеру, соли натрия  и калия участвуют в передаче возбуждения по нервным клеткам, обеспечивают сокращение мышц, а соли калия и  фосфора придают прочность  костям, раковинам моллюсков, яичной скорлупе.

Органические вещества составляют около 20-30%  массы клетки. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие вещества.

https://doc4web.ru/uploads/files/69/69031/hello_html_3c2c15d3.gif

2. Тема: Органы цветкового растения.

1. Прочитай текст

2. Ответь на вопрос. Обоснуй ответ.

У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». «А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу под воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!». А плод говорит: «А я…, а я…». Словом тоже стал утверждать свое превосходство.

А как вы, думаете: кто из них для растений самый главный? Ответ обязательно обоснуйте.

  1. Тема: «Бактерии»

1.Прочитай текст.

2. Заполни  пропуски в таблице.

Бактерии - мельчайшие одноклеточные организмы. Бактрии первыми возникли на Земле. Они встречаются всюду: в воде, почве, воздухе. Бактерии имеют вид палочек, шариков, запятых, спиралей.

Слово «бактерия» в переводе с греческого и означает «палочка». От других одноклеточных организмов (растений, животных, грибов) бактерии отличаются тем, что у них нет настоящего ядра (ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой).

Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами и живут там, где имеется пища и влага (в различных органических остатках, в живых организмах). При благоприятных условиях жизни (обилие пищи, высокая влажность, температура от 10 до 40 градусов) они быстро размножаются делением клетки надвое.

При непрерывном делении потомство только одной особи за 5 суток могло бы заполнить всю впадину Тихого океана. Однако такого явления в природе не бывает, так как многие бактерии гибнут.

При неблагоприятных условиях некоторые бактерии покрываются плотной оболочкой — превращаются в споры. В состоянии спор они могут сохраняться в течение 30 и более лет.

Бактерии имеют большое значение в природе. Многие из них вызывают гниение органических остатков. Бактерии гниения — организмы-разрушители. Они — санитары природы. Благодаря их жизнедеятельности образуется перегной.

Велико значение почвенных бактерий, которые перерабатывают перегной в минеральные соли. Некоторые виды бактерий, поселяясь в растительных остатках, в кишечнике животных и человека, в молоке, вызывают молочнокислое брожение — превращение глюкозы в молочную кислоту.

Молочнокислые бактерии используются при квашении капусты, силосовании кукурузы и других сочных растений, превращении молока в простоквашу, сметану и прочие молочнокислые продукты.

С бактериями связаны многие болезни растений, животных и человека. У картофеля, например, в период его роста часто развивается болезнь «черная ножка». Больные растения отстают в росте, листья у них желтеют, скручиваются и засыхают, а основания стеблей чернеют и загнивают. Заболевание со стеблей переходит на образовавшиеся клубни и вызывает загнивание их сердцевины. С бактериями связаны кольцевая гниль клубней картофеля, вершинная гниль томатов и другие болезни. У человека и животных с бактериями связаны гнойные заболевания (фурункулез), скарлатина, ревматизм, рожа и многие другие опасные болезни.

 Некоторые виды бактерий способны создавать из неорганических веществ органические, используя световую или химическую энергию. С появлением зеленых растений их роль в этом процессе стала небольшой. Однако, когда бактерии жили на Земле в течение 2 млрд. лет при отсутствии каких-либо других организмов, они были основными производителями органических веществ и свободного кислорода, которым обогащалась атмосфера.

Группы бактерий

Значение в природе и жизни человека

Разрушители

Санитары планеты

Молочнокислые

????

???

Образуют перегной

  1. Тема: «Биология – наука о живой природе. Семьи биологических наук.
  1. Найди ошибку в определениях. Исправь ошибки.

Название науки

определение

Анатомия

Наука о животных

Биология

Наука о строении организма

Зоология

Наука о растениях

Ботаника

Наука о живой природе