1.5. Работа со слабоуспевающими детьми.
Работа с низкомотивированными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с низкомотивированными детьми. | 28.52 КБ |
Отчет по работе с низкомотивированными детьми. | 38 КБ |
Памятка "Работа со слабоуспевающими обучающимися" | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
ЦЕЛЬ:
Повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
ЗАДАЧИ:
- Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества образования учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.
- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬАТ:
-Ликвидация неуспеваемости
-Повышение качества знаний обучающихся
-Повышение мотивации к учению.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью
выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный,
письменный и т.д.) для объективности результата
Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в
конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа,
чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать
тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего
можно проводить повторный контроль
Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему
контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по
болезни или уважительной причине)
Учитель-предметник должен определить время, за которое учащийся
должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему
консультации.
Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися
неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля
со стороны родителей.
Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать
пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не
менее чем за неделю до окончания четверти
Учитель-предметник должен поставит в известность классного
руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении
успеваемости учащегося
Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое
поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы
воздействия на ученика
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.
Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания
своевременно представлять учителю на проверку.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений
и заданий на уроке.
Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан
самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может
обратиться к учителю за консультацией.
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2021 – 2022 учебный год.
Мероприятия | Срок |
Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | В течение учебного года |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти | В течение учебного года. |
7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
План внеурочной работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости) | Мероприятия по работе с учащимися |
Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине. |
|
Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам. |
|
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению предмета |
|
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику
на определенном этапе урока
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
|
Изложение нового материала |
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
|
Организация самостоятельной работы вне класса |
|
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы, для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.
Предварительный просмотр:
Отчёт по работе со слабоуспевающими обучающимися
ФИ ученика | Причины неуспеваемости | Использованные виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Сроки сдачи материалов | Информация классному руководителю | Информация родителям | Результат работы |
Низкий познавательный интерес | Индивидуальный, устный, (опрос) письменный | Разнообразный тренировочный материал (карточки) | 19.01.19 05.02.19 16.02.19 12.03.19 | Довести до родителей | Оценка в дневник Индивидуальная беседа с родителями по телефону, беседа на родительском собрании. | Удовл. | |
Нет системы в подготовке домашнего задания | Индивидуальный (работа с учебником) устный, письменный | Разнообразный тренировочный материал (карточки) | 14.01.19 19.01.19 02.02.19 05.02.19 18.02.19 12.03.19 19.03.19 | Довести до родителей | Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя, беседа с мамой на родительском собрании | Удовлетв. | |
Частые пропуски, запущенность материала, низкий познавательный интерес, нет контроля родителей | Индивидуальный, устный, (опрос) письменный, пересказ прочитанного, работа с учебником | Тренировочный материал (карточки, упражнения, таблица) | 26.01.19 18.03.19
20.01.19 29.01.19 10.03.19 | Довести до родителей | Оценка в дневник Индивидуальная беседа с родителями и учеником | неуд | |
Нет системы в подготовке домашнего задания, слабый контроль со стороны родителей | Индивидуальный (работа с учебником) Устный, письменный | Разнообразный тренировочный материал (карточки, тесты) | 15.01.19 27.01.19 05.02.19 03.0319 19.03.19 04.02.19 20.03.19 | Довести до родителей | Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя | удовл | |
Запущенность материала, низкий познавательный интерес | Индивидуальный устный, (опрос) письменный, работа с учебником и тестами, КИМы по ЕГЭ | Разнообразный тренировочный материал –тесты (карточки, таблица | 29.01.19 24.02.19 19.03.19
| Довести до родителей | Индивидуальная беседа с родителями и учеником | неудов | |
Запущенность материала, низкий познавательный интерес | Индивидуальный (работа с учебником), устный, письменный | Тренировочный материал (карточки, таблица и тесты | 03.02.19 26.02.19 12.03.19 | Довести до родителей | Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя | удовл | |
Запущенность материала, медлительность при выполнении | Индивидуальный (работа с учебником) устный, письменный | Разнообразный тренировочный материал (карточки, таблица и тесты, тексты | 03.02.19 10.02.19 10.03.19 | Довести до родителей | Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя | удовл |
Предварительный просмотр:
Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»
- Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.
- Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.
- Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
- Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.
- Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
- Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.
- Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.