1.5. Работа со слабоуспевающими детьми.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика  работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих  учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

ЦЕЛЬ:

Повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества образования учащихся.
  • Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.
  • Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬАТ:

-Ликвидация неуспеваемости

-Повышение качества знаний обучающихся

-Повышение мотивации к учению.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

 Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью

выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.

 Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный,

письменный и т.д.) для объективности результата

 Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в

конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

 Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа,

чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)

 Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать

тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего

можно проводить повторный контроль

 Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему

контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по

болезни или уважительной причине)

 Учитель-предметник должен определить время, за которое учащийся

должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему

консультации.

 Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися

неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля

со стороны родителей.

 Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать

пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не

менее чем за неделю до окончания четверти

 Учитель-предметник должен поставит в известность классного

руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении

успеваемости учащегося

 Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое

поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы

воздействия на ученика

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания

своевременно представлять учителю на проверку.

 Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений

и заданий на уроке.

 Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан

самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может

обратиться к учителю за консультацией.

План работы со слабоуспевающими учащимися

на 2021 – 2022 учебный год.

Мероприятия

Срок

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: 

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

В течение учебного года

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти

В течение учебного года.

 7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

План внеурочной работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Группы неуспевающих учащихся

(по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;
  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;
  • Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные беседы по пропущенным урокам;
  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

  • Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;
  • Донести информацию о невыполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;
  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению предмета

  • При необходимости, способствовать организации помощи психолога;
  • Проводить индивидуальные консультации;
  • Организовать с учащимся работу над его ошибками;
  • Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;
  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока        

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке        

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы,  для  слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.



Предварительный просмотр:

Отчёт по работе со слабоуспевающими обучающимися

ФИ ученика

Причины неуспеваемости

Использованные виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю

Информация родителям

Результат работы

Низкий познавательный интерес

Индивидуальный, устный, (опрос) письменный

Разнообразный тренировочный материал (карточки)

19.01.19

05.02.19

16.02.19

12.03.19

Довести до родителей

Оценка в дневник Индивидуальная беседа с родителями по телефону, беседа на родительском собрании.

Удовл.

Нет системы в подготовке домашнего задания

Индивидуальный (работа с учебником)

устный, письменный

Разнообразный тренировочный материал (карточки)

14.01.19

19.01.19

02.02.19

05.02.19

18.02.19

12.03.19

19.03.19

Довести до родителей

Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя, беседа с мамой на родительском собрании

Удовлетв.

Частые пропуски, запущенность материала, низкий познавательный интерес, нет контроля родителей

Индивидуальный, устный, (опрос) письменный, пересказ прочитанного, работа с учебником

 Тренировочный материал (карточки, упражнения, таблица)

26.01.19

18.03.19  

                                                                     

20.01.19

29.01.19

10.03.19

Довести до родителей

Оценка в дневник Индивидуальная беседа с родителями и учеником

неуд

Нет системы в подготовке домашнего задания, слабый контроль со стороны родителей

Индивидуальный (работа с учебником)

Устный, письменный

Разнообразный тренировочный материал (карточки, тесты)

15.01.19

27.01.19

05.02.19

03.0319

19.03.19

04.02.19

20.03.19

Довести до родителей

Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя

удовл

 Запущенность материала, низкий познавательный интерес

Индивидуальный устный, (опрос) письменный, работа с учебником и тестами, КИМы по ЕГЭ

Разнообразный тренировочный материал –тесты (карточки, таблица

29.01.19

24.02.19

19.03.19

                                                             

Довести до родителей

Индивидуальная беседа с родителями и учеником

неудов

 Запущенность материала, низкий познавательный интерес

Индивидуальный (работа с учебником),

устный, письменный

Тренировочный материал (карточки, таблица и тесты

03.02.19

26.02.19

12.03.19

Довести до родителей

Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя

удовл

Запущенность материала, медлительность при выполнении

Индивидуальный (работа с учебником)

устный, письменный

Разнообразный тренировочный материал (карточки, таблица и тесты, тексты

03.02.19

10.02.19

10.03.19

Довести до родителей

Родители проинформированы в присутствии ученика и классного руководителя

удовл



Предварительный просмотр:

Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»

  • Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.
  • Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.
  • Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
  • Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.
  • Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  • Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.
  • Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.
  • Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.