1.4. Работа с высокомотивированными детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- «Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
«Мы ничему не можем научить человека.
- Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
- Галилей
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
1. Раскрытие внутренней эмоциональности ученика;
2. Вовлечение в творческую работу, исполнительство.
3. Развитие творческой, исследовательской активности детей;
4. Создать условия для самореализации одарённых детей.
5. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.
Содержание и формы работы:
· Выявление одаренных и талантливых детей;
· Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;
· Анализ особых успехов и достижений учащегося.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.
· Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальные занятия;
· Организация творческой деятельности;
· Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
· Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
· Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
· Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
· Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
· Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В работе с одаренными детьми широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно:
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- факультатив;
- кружковая работа;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции (Шаг в будущее)
- олимпиады (Менделеевская – олимпиада, «Сириус», областная олимпиада по «Офтольмологии»)
- интеллектуальный марафон.
- лекционно-семинарская форма (например: «Биологические системы и их свойства», «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» и др.);
- уроки-консультации,
- выполнение практических работ,
- дифференцированное обучение,
- создание проблемных ситуаций,
- использование различных видов игр,
- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
- учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.
Мероприятия с обучающимися:
- Подготовка и участие в олимпиаде по биологии школьного уровня;
- Подготовка и участие в олимпиаде по биологии муниципального уровня;
- Подготовка и участие в научно исследовательской конференции «Шаг в будущее», «Чир», «Зеленая планета», «Юннат», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Агростарт».
- Подготовка и участие в олимпиадах –Менделеев, по «Офтольмологии»;
- Подготовка и участие в предметной неделе;
- Индивидуальные консультации, предметные курсы.
Научно-практическая конференция
в области биологии.
Участие обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах по биологии и другим предметным областям имеет свою специфику, несколько отличную от участия в предметной олимпиаде. Это обусловлено тем, что специфика подготовки участника к конференции или конкурсу предполагает его компетентность не во всех областях биологического знания, а лишь в отдельной, хорошо изученной области, в рамках которой и лежит основной спектр его интересов. При этом участник подобного интеллектуального состязания должен обладать определенными навыками в реализации своего творческого потенциала через методологию проектной (на первом этапе) и исследовательской (на последующих этапах) деятельности. Это имеет ряд своих сложностей, но и положительных черт одновременно.
Основная положительная черта данного вида работы с одаренными детьми позволяет достаточно среднему ребенку развить свои потенциальные возможности на практически любом этапе учебной деятельности в школе при изучении той или иной части учебной дисциплины. В биологии это, как нельзя более показательно, так как курсы биологии – это отдельные области биологического знания: 6 класс – ботаника, 7 – класс – зоология, 8 класс – анатомия и физиология человека, 9 –11 классы – общая биология. Как нетрудно заметить, ученик может проявить свои способности в исследовательской деятельности на каждом из этих этапов, выбрав для себя наиболее предпочтительный, любимый предмет.
При подготовке к исследовательской деятельности уже не так важна «энциклопедичность» знаний во всех областях биологии, а более необходимой является способность к глубокому познанию той области науки, в которой находится объект исследования. Здесь важно погружение в предметную сферу, усвоение и свободное владение терминологией выбранной области, методологией, также – наличие коммуникативных умений и навыков для реализации, и представления своего исследования на конкурсе или конференции.
Кроме этого, юный исследователь должен пройти все этапы проектирования своей деятельности и это приводит его к необходимости изучения проектной и исследовательской технологии в реализации своего собственного исследования. И здесь мы видим еще одно принципиальное отличие «олимпиадника» от «исследователя» в том, что второй сужает область своих интересов, углубляясь в нее, и его путь в процессе исследования заключается в прохождения всех этапов проектной методологии.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым и индивидуальным подходом к обучению. Исследовательская проектная деятельность является обучением в сотрудничестве. Подготовка к исследованию и его реализация на последнем этапе очень тесно связано с вопросами профориентации, ведь, зачастую, учащийся начинает планировать свою будущую творческую траекторию, связывая ее с определенной областью своих интересов и определенным учреждением высшей школы.
В связи со всем вышесказанным, можно выделить особую стратегию, подготовки учащихся к исследовательской деятельности, которая характеризуется:
Необходимое условие:
- Усвоением преимущественно специфического объема знаний по одному из направлений науки (в биологии)
- Освоение проектной и исследовательской методологии, где обязательной является структура подачи результатов исследования, а не путь получения этих результатов;
Цель участия в исследовательской деятельности (научно-практической конференции):
- Творческий поиск решения проблемы, самореализация и социализация в определенной области знания, поступление в ВУЗ по выбранному направлению исследовательской деятельности.
Список одаренных и высокомотивированных обучающихся по биологии 2021-2022 учебный год.
№ | Ф.И.О | Класс | Предмет |
1 | Реутов Кирилл | 5б | Биология |
2 | Кажаева Ксения | 8б | |
3 | Черкасова Мария | 8б | |
4 | Лила Андрей | 9а | |
5 | Верхоланцева Юлия | 10 | |
6 | Реутова Татьяна | 11 | |
7 | Суворов Алексей | 11 |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
2020-2021 год
№ | Мероприятие | Сроки | Участники и результаты |
1 | Задания повышенного уровня сложности | На уроках, в неурочное время |
|
2 | Участие в олимпиаде по биологии (школьный этап) | Октябрь |
|
3 | Участие в олимпиаде по биологии (муниципальный этап) | Ноябрь |
|
4 | Региональная олимпиада по офтальмологии. | Декабрь |
|
5 | Химическая олимпиада | Декабрь |
|
6 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2021» | Март | Реутова Татьяна, 10 класс, участие |
7 | Естественно-научная олимпиада по биологии | Февраль | Дмитриенко Егор, 6б,участие |
8 | Всероссийский слет агроэкологических объединений обучающихся «Агростарт» | Апрель | -Реутова- 10 кл – 1 место -Верхоланцева Юлия, 9а -1 место |
9 | ВСОШ «Сириус» (олимпиада по биологии) | Апрель | Реутова- 10 кл -Верхоланцева Юлия, 9а, участие |
Предварительный просмотр:
Работа с высокомотивированными детьми 2021-2022
2021-2022г | Ф.И. обучающегося | Уровень | Олимпиада, конкурс | Место | Примечание |
Суворов Алексей, 11 | Областной | Областная конкурс-выставка «Юннат» | Диплом 3 степени | Внесен в региональную базу одаренных детей. | |
Лила Андрей, 9а | Школьный | Школьный этап олимпиады по биологии | 2 | ||
Верхоланцева Юлия, 10 | 2 | ||||
Верхоланцева Ю,10 | Областной | Областная олимпиада по офтольмологии. | Участие |
Предварительный просмотр:
Работа с высокомотивированными детьми 2022-2023
2022-2023г | Ф.И. обучающегося | Уровень | Олимпиада, конкурс | Место | Примечание |
Верхоланцева Юлия, 11 | Областной | Областная конкурс-выставка «Юннат» | Сертификат участника |
| |
Денисова Милена, 8б кл | Областной | Областная естественно-научная олимпиада | 3 | ||
Лила Андрей,10 кл | Сертификат участника | ||||
Рябкова Таисия, 5б кл | Сертификат участника | ||||
Верхоланцева Ю,11 Лила Андрей, 10 кл Черкасова Мария, 9б кл | Областной | Областная олимпиада «Менделеев-2023» по биологии. | Участие | ||
Абовян Софик, 10 кл Абовян Джульетта, 8а кл | Областной | Всероссийский конкурс Экологических рисунков. | Сертификат участника |