1.4. Работа с высокомотивированными детьми.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

  1. «Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»

«Мы ничему не можем научить человека.

  1.                         Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
  2.                                                                    Галилей

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

1. Раскрытие внутренней эмоциональности ученика;

2. Вовлечение в творческую работу, исполнительство.

3. Развитие творческой, исследовательской активности детей;                                

4. Создать условия для самореализации одарённых детей.                      

5. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Содержание и формы работы:

·       Выявление одаренных и талантливых детей;

·       Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;

·         Анализ особых успехов и достижений учащегося.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

·       Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальные занятия;

·       Организация творческой деятельности;

·       Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

·       Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

·       Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

·       Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности

·       Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

·       Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В работе с одаренными детьми   широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно:

Методы работы: 

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы: 

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции (Шаг в будущее)
  • олимпиады (Менделеевская – олимпиада, «Сириус», областная олимпиада по «Офтольмологии»)
  • интеллектуальный марафон.
  • лекционно-семинарская форма (например: «Биологические системы и их свойства», «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» и др.);
  • уроки-консультации,
  •  выполнение практических работ,
  •  дифференцированное обучение,
  •  создание проблемных ситуаций,
  •  использование различных видов игр,
  • самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
  • учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.

Мероприятия с обучающимися:

  • Подготовка и участие в олимпиаде по биологии школьного уровня;
  • Подготовка и участие в олимпиаде по биологии муниципального уровня;
  • Подготовка и участие в научно исследовательской конференции «Шаг в будущее», «Чир», «Зеленая планета», «Юннат», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Агростарт».
  • Подготовка и участие в олимпиадах –Менделеев, по «Офтольмологии»;
  • Подготовка и участие в предметной неделе;
  • Индивидуальные консультации, предметные курсы.

Научно-практическая конференция

 в области биологии.

Участие обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах по биологии и другим предметным областям имеет свою специфику, несколько отличную от участия в предметной олимпиаде. Это обусловлено тем, что специфика подготовки участника к конференции или конкурсу предполагает его компетентность не во всех областях биологического знания, а лишь в отдельной, хорошо изученной области, в рамках которой и лежит основной спектр его интересов. При этом участник подобного интеллектуального состязания должен обладать определенными навыками в реализации своего творческого потенциала через методологию проектной (на первом этапе) и исследовательской (на последующих этапах) деятельности. Это имеет ряд своих сложностей, но и положительных черт одновременно.

Основная положительная черта данного вида работы с одаренными детьми позволяет достаточно среднему ребенку развить свои потенциальные возможности на практически любом этапе учебной деятельности в школе при изучении той или иной части учебной дисциплины. В биологии это, как нельзя более показательно, так как курсы биологии – это отдельные области биологического знания: 6 класс – ботаника, 7 – класс – зоология, 8 класс – анатомия и физиология человека, 9 –11 классы – общая биология. Как нетрудно заметить, ученик может проявить свои способности в исследовательской деятельности на каждом из этих этапов, выбрав для себя наиболее предпочтительный, любимый предмет.

    При подготовке к исследовательской деятельности уже не так важна «энциклопедичность» знаний во всех областях биологии, а более необходимой является способность к глубокому познанию той области науки, в которой находится объект исследования. Здесь важно погружение в предметную сферу, усвоение и свободное владение терминологией выбранной области, методологией, также – наличие коммуникативных умений и навыков для реализации, и представления своего исследования на конкурсе или конференции.

Кроме этого, юный исследователь должен пройти все этапы проектирования своей деятельности и это приводит его к необходимости изучения проектной и исследовательской технологии в реализации своего собственного исследования. И здесь мы видим еще одно принципиальное отличие «олимпиадника» от «исследователя» в том, что второй сужает область своих интересов, углубляясь в нее, и его путь в процессе исследования заключается в прохождения всех этапов проектной методологии.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым и индивидуальным подходом к обучению. Исследовательская проектная деятельность является обучением в сотрудничестве. Подготовка к исследованию и его реализация на последнем этапе очень тесно связано с вопросами профориентации, ведь, зачастую, учащийся начинает планировать свою будущую творческую траекторию, связывая ее с определенной областью своих интересов и определенным учреждением высшей школы.

В связи со всем вышесказанным, можно выделить особую стратегию, подготовки учащихся к исследовательской деятельности, которая характеризуется:

Необходимое условие:

  • Усвоением преимущественно специфического объема знаний по одному из направлений науки (в биологии)
  • Освоение проектной и исследовательской методологии, где обязательной является структура подачи результатов исследования, а не путь получения этих результатов;

Цель участия в исследовательской деятельности (научно-практической конференции):

- Творческий поиск решения проблемы, самореализация и социализация в определенной области знания, поступление в ВУЗ по выбранному направлению исследовательской деятельности.

Список одаренных и высокомотивированных обучающихся по биологии 2021-2022 учебный год.

Ф.И.О

Класс

Предмет

1

Реутов Кирилл

Биология

2

Кажаева Ксения

3

Черкасова Мария

4

Лила Андрей

5

Верхоланцева Юлия

10

6

Реутова Татьяна

11

7

Суворов Алексей

11



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

2020-2021 год

Мероприятие

Сроки

Участники и результаты

1

Задания повышенного уровня сложности

На уроках, в неурочное время

  1. Реутова Татьяна – 10 класс
  2. Ядыкина Екатерина – 9б класс
  3. Плотникова Юлия – 8а класс
  4. Лила Андрей – 8а класс

2

Участие в олимпиаде по биологии (школьный этап)

Октябрь

  1. Дмитриенко Егор – 6б класс, 3 место
  2. Вянске Дмитрий – 7б класс, 2 место
  3. Бачина Екатерина – 8а класс, 3 место
  4. Ядыкина Екатерина -9б класс, 2 место
  5. Реутова Татьяна- 10 класс,3 место
  6. Архипова Анастасия-11 класс, 3 место
  7. Верхоланцева Юлия- 9а класс, 3 место

3

Участие в олимпиаде по биологии (муниципальный этап)

Ноябрь

  1. Вянске Дмитрий-7б класс, участие
  2. Ядыкина Екатерина-9б класс
  3. Верхоланцева Юлия-9а класс-2 место
  4. Реутова Татьяна-10 класс-51б (44%)-участие
  5. Архипова Анастасия-11 класс, 2 место
  6. Кажаева 1 место
  7. Бачина Екатерина-8а класс

4

Региональная олимпиада по офтальмологии.

Декабрь

  1. Архипова Анастасия – 11 класс
  2. Реутова Татьяна – 10 класс
  3. Верхоланцева Юлия – 9а класс

5

Химическая олимпиада

Декабрь

  1. Лила Андрей
  2. Плотникова Юлия
  3. Бачина Екатерина

6

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2021»

Март

Реутова Татьяна, 10 класс, участие

7

Естественно-научная олимпиада по биологии

Февраль

Дмитриенко Егор, 6б,участие

8

Всероссийский слет агроэкологических объединений обучающихся «Агростарт»

Апрель

-Реутова- 10 кл – 1 место

-Верхоланцева Юлия, 9а -1 место

9

ВСОШ «Сириус» (олимпиада по биологии)

Апрель

Реутова- 10 кл

-Верхоланцева Юлия, 9а, участие



Предварительный просмотр:

Работа с высокомотивированными детьми 2021-2022

2021-2022г

Ф.И. обучающегося

Уровень

Олимпиада, конкурс

Место

Примечание

Суворов Алексей, 11

Областной

Областная конкурс-выставка «Юннат»

Диплом 3 степени

Внесен в региональную базу одаренных детей.

Лила Андрей, 9а

Школьный

Школьный этап олимпиады по биологии

2

Верхоланцева Юлия, 10

2

Верхоланцева Ю,10

Областной

Областная олимпиада по офтольмологии.

Участие



Предварительный просмотр:

Работа с высокомотивированными детьми 2022-2023

2022-2023г

Ф.И. обучающегося

Уровень

Олимпиада, конкурс

Место

Примечание

Верхоланцева Юлия, 11

Областной

Областная конкурс-выставка «Юннат»

Сертификат участника

 

Денисова Милена, 8б кл

Областной

Областная естественно-научная олимпиада

3

Лила Андрей,10 кл

Сертификат участника

Рябкова Таисия, 5б кл

Сертификат участника

Верхоланцева Ю,11

Лила Андрей, 10 кл

Черкасова Мария, 9б кл

Областной

Областная олимпиада «Менделеев-2023» по биологии.

Участие

Абовян Софик, 10 кл

Абовян Джульетта, 8а кл

Областной

Всероссийский конкурс  Экологических рисунков.

Сертификат участника



Предварительный просмотр:

Работа с высокомотивированными детьми 2023-2024

2023-2024г

Ф.И. обучающегося

Уровень

Олимпиада, конкурс

Место

Примечание

Лила Андрей, 11

Областной

Областная конкурс-выставка «Юннат»

II

 Диплом 2 степени

Лила Андрей, 11 кл

Школьный

ВСоШ

Призер

Ткаченко Лолита,ь 8б кл

Призер