1.8. Мои рабочие программы по предметным курсам, кружкам.
Рабочие программы по биологии на 2021-2022 учебный год:
-предметных курсов;
-кружков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, который должен отражать формирование у учащихся коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Одним из важнейших требований к биологическому образованию является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Поэтому отличительной особенностью программы является практический аспект, приоритет развития экспериментальных умений учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических работ. На лабораторных занятиях с применением системно-деятельностного подхода предлагается работа с влажными препаратами, коллекциями раковин моллюсков, насекомых, микропрепаратами и другое.
Интересной составной частью на зоологическом практикуме: готовить микропрепараты, моделировать из пластилина «сердца» хордовых животных, которые впоследствии могут использоваться на уроках как раздаточный материал. С помощью составления ментальных карт ребятам предлагается оформить анализ данных по сравнительной анатомии животных, который позволяет устанавливать родственные связи между систематическими группами. Такой подход подготавливает учащихся к восприятию эволюционных вопросов, которые являются предметом изучения в старших классах.
Цель курса:
- -формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях
- -приобретение опыта использования методов биологической науки, наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
- -овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- -создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Требования к освоению содержания курса
Учащийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, описывать биологические объекты и процессы;
- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
- ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты изучения практической биологии.
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе, животному миру;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- -изучение основных процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1.Введение (3 часа)
Современная зоология. История отечественной зоологии.
Биологические методы. Рисунки в биологии. Использование ручной лупы
Использование микроскопа: (технология изготовления постоянных и временных микропрепаратов). Вопросы техники безопасности.
Тема 2. Многообразие животных. Беспозвоночные (10ч)
Жгутиконосцы. Инфузории.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.
Тип Моллюски. Отряды: Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.
Лабораторная работа №1 «Сравнение строения эвглены и клеток мякоти листа»
Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа №3 «Знакомство с ракообразными»
Лабораторная работа №4 «Изучение представителей отрядов насекомых»
Тема 3. Позвоночные (9ч)
Отряды рыб.
Отряды земноводных.
Отряды птиц.
Отряды млекопитающих.
Лабораторная работа №5 «Внешнее и внутреннее строение рыб»
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения птиц»
Тема 3. Эволюция строения и функций органов, и их систем. (6ч)
Создание ментальных карт по темам:
Эволюция пищеварительной системы
Эволюция выделительной системы.
Эволюция дыхательной системы.
Эволюция головного мозга у позвоночных».
Практическая работа «Моделируем сердце позвоночных»
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1ч)
Ч.Дарвин о причинах эволюции.
«Происхождение видов»
Тема 5. Биоценозы (6ч)
Естественные и искусственные биоценозы.
Цепи питания (Составление линейных и разветвленных цепей питания)
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Охрана и рациональное использование животного мира
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Название темы (разделов) | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения | |
Тема 1. Введение | 3 | план | факт | ||
1 | Современная зоология. | 1 | лекция | ||
2 | История отечественной зоологии. | 1 | |||
3 | Биологические методы. Рисунки в биологии. Использование ручной лупы. Использование микроскопа: (технология изготовления постоянных и временных микропрепаратов). | 1 | |||
Тема 2. Многообразие животных. Беспозвоночные. | 10 | ||||
4 | Жгутиконосцы. Инфузории. | 1 | Лекция | ||
5 | Лабораторная работа №1 «Сравнение строения эвглены и клеток мякоти листа» | 1 | Лабораторная работа | ||
6 | Тип Плоские черви. Жизненный цикл печеночного сосальщика. | 1 | |||
7 | Тип Круглые черви. Жизненный цикл аскариды. | 1 | |||
8 | Тип Кольчатые черви. Классы кольчецов. | 1 | Тест | ||
9 | Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | Лабораторная работа | ||
10 | Тип Моллюски. Интересные факты. | 1 | Семинар | ||
11 | Тип Членистоногие. Лабораторная работа №3«Знакомство с ракообразными» | 1 | Лабораторная работа | ||
12 | Отряды насекомых. | 1 | Лекция | ||
13 | Лабораторная работа №4 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 | Лабораторная работа | ||
Тема 3. Позвоночные (9ч) | |||||
14 | Отряды рыб. | 1 | Лекция | ||
15 | Лабораторная работа №5 «Внешнее и внутреннее строение рыб» | 1 | Лабораторная работа | ||
16 | Отряды земноводных. | 1 | Лекция | ||
17 | Лабораторная работа №5 «Внешнее и внутреннее строение лягушек» | 1 | Лабораторная работа | ||
18 | Отряды птиц. | 1 | Лекция | ||
19 | Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения птиц» | 1 | Лабораторная работа | ||
20 | Отряды млекопитающих | 1 | Лекция | ||
21 | Урок –практикум. Многообразие птиц родного края. | 1 | Практикум | ||
22 | Тестирование по теме №2. | 1 | Тест | ||
Тема 3. Эволюция строения и функций органов, и их систем. (6ч) | |||||
23 | Создание ментальных карт. Эволюция пищеварительной системы | 1 | Практикум | ||
24 | Создание ментальных карт. Эволюция выделительной системы | 1 | Практикум | ||
25 | Создание ментальных карт Эволюция дыхательной системы. | 1 | Практикум | ||
26 | Создание ментальных карт Эволюция головного мозга у позвоночных». | 1 | Практикум | ||
27 | Практическая работа №1 «Моделируем сердце позвоночных» | 1 | Практическая работа | ||
28 | Тестирование по теме №3 | 1 | Тест | ||
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1ч) | |||||
29 | Ч.Дарвин о причинах эволюции. «Происхождение видов» | 1 | Лекция | ||
Тема 5. Биоценозы (6ч) | |||||
30 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | Лекция | ||
31 | Цепи питания (Составление линейных и разветвленных цепей питания) | 1 | Практикум | ||
32 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | |||
33 | Охрана и рациональное использование животного мира | 1 | Лекция | ||
34-35 | Итоговое занятие, тестирование. | 2 | тест | ||
Итого: | 35 |
Ожидаемый результат:
В результате обучения обучающиеся должны:
Запланированные практико-ориентированные задания активизируют познавательную деятельность, повышают интерес к учебе, положительно влияют на прочность знаний, что позволяет создавать не только положительную мотивацию к изучению биологии, но и через развитие интереса к предмету, осуществлять предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение с ориентацией на естественнонаучный профиль.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении практического курса. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по закреплению всех изученных тем, по результатам которой оценить в форме «зачтено», «не зачтено».
Список использованной литературы:
1. Федорова М. З., Кучменко B.C., Воронина ГА. Экология человека.
Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса. — М.:
Вентана-Граф, 2007.
2. Драгомилов А. Г., Маш РД. Биология. Человек : учебник для уча-
щихся 8 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-
Граф, 2006.
3. Анастасова Л. П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. — М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш РД., Беляев В. И. Биология 9 (8). Человек: практикум по гигиене. — М.: Аркти, 2002.
5. Выпуски журнала «Популярная механика»
Предварительный просмотр:
В настоящее время значительный интерес представляют предметные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Он дополняет и расширяет знания и умения по биологии, а также формирует навыки здорового образа жизни. Содержание курса предполагает применение таких образовательных технологий, как метод портфолио и метод проектов.
В содержание включены научно обоснованные данные о значении и необходимом количестве основных компонентов пищи для людей разного возраста и рода деятельности, а также о гигиене питания. Представлены материалы о возможном загрязнении продуктов питания. Рассматриваются вопросы рационального питания с учетом экологических аспектов.
Цель предметного курса: представление научно обоснованных и проверенных знаний о рациональном питании, обучение умению применять эти знания для объективной оценки пищевого рациона и культуре потребления пищевых продуктов, что позволит учащимся сохранить и приумножить здоровье!
Основные задачи, стоящие перед курсом: воспитание навыков здорового образа жизни; раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей; применение правил здорового питания; освоение способов объективной оценки рациона питания.
В элективном курсе предложен интегрированный подход – при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественнонаучных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материально-технической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье. Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья.
Благодаря достижениям современной биологии получены данные о значении различных компонентов пищи для жизнеобеспечения, сохранения и улучшения здоровья человека. В настоящее время в развитых странах отошли на второй план проблемы голода, возникли проблемы профилактики заболеваний, связанных с избыточным питанием, употреблением большого количества сахара, жиров, соли. Нерациональный подбор источников пищевых веществ приводит к возникновению состояния «голода среди изобилия», то есть недостатку незаменимых компонентов пищи при избытке других пищевых факторов.
Пройденный материал позволит расширить кругозор учащихся и может быть использован в проектной деятельности.
Для лучшего усвоения материала представлены лабораторные и практические работы, а также темы для проектной деятельности. Предлагаемый курс отличается от обязательных учебных предметов тем, что учитель совместно с учениками может самостоятельно выбирать материал для изучения и задания для его закрепления.
Новизна рассматриваемого материала заключается в практическом освоении жизненных навыков рационального питания.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: проекты, консультации, семинары, организация самостоятельных исследований.
- 2. Содержание учебного курса.
1. Введение. Пища и питательные вещества (6ч)
- Сущность и значение питания. Химические элементы организма человека. Роль макро- и микроэлементов в питании человека. Содержание элементов в продуктах питания.
-Вода как компонент пищи. Возникновение чувства жажды. Устранение водного дефицита.
- Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков пищи.
- Биологическая роль жиров в организме. Структурные и резервные жиры. Пищевые продукты с высоким содержанием жиров. Холестерин. Физиологические нормы питания.
-Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания.
-Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека.
-История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины. Витамины как необходимый компонент. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
-Предупреждение гиповитаминозов. Содержание витаминов в продуктах питания. Сохранение витаминов в продуктах питания.
Проектная деятельность
Блок 1. Растения – источник продуктов питания человека.
Блок 2. Витамины и витаминные комплексы.
2. Пища как источник энергии (3ч)
- Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи.
- Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания.
- Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. Режим питания подростков. Значение белков, жиров, углеводов в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.
Проектная деятельность
Блок 3. Национальные традиции питания.
3. Анатомо-физиологические основы пищеварения (3ч)
- Строение пищеварительной системы человека. Последовательность этапов расщепления пищи. Роль ферментов в изменении питательных веществ. Регуляция процесса пищеварения.
Работы И.П. Павлова. Метод фистул
- Пищеварение в ротовой полости. Оценка вкуса пищи. Чувство сытости. Выделение слюны. Глотание. Нейрогуморальная регуляция.
- Механическая и химическая обработка пищи. Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов
- Пищеварение в желудке. Строение желудка. Состав желудочного сока. Длительность переваривания пищи в желудке. Условия, влияющие на пищеварение в желудке.
- Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
- Изменение питательных веществ в тонком кишечнике. Функции тонкого кишечника. Поджелудочная железа. Печень. Пищеварительные ферменты. Перистальтика кишечника.
- Пищеварение в толстом кишечнике. Микрофлора кишечника.
- Пагубные пристрастия, их воздействие на пищеварение. Курение, алкоголь, наркотические вещества, их воздействие на пищеварение.
-Режим дня и питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительного тракта. Проектная деятельность
Блок 4. Научные открытия в области биологии и медицины.
4. Питание и профилактика заболеваний (5ч)
· Общая характеристика основных пищевых продуктов. Мясные и молочные продукты, яйца. Рыба и морепродукты. Зерновые, бобовые и хлеб. Растительные и животные жиры. Овощи, фрукты. Новые виды продуктов. Нормы питания здоровых людей.
- Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением.
-Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания.
· Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания.
-Вред термической обработки пищи: жарки, консервирования, копчения. Контроль за содержанием химикатов в продуктах питания. Химическая обработка фруктов и овощей для долгого хранения. Химические приемы обработки испорченных продуктов питания в магазинах и супермаркетах.
· Пищевые добавки и лекарственные препараты. Консерванты, ароматизаторы.
· Защитные компоненты пищи. Благотворное воздействие витаминов. Значение фитонцидов. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
· Микробные пищевые отравления. Кишечная палочка, сальмонеллез, ботулизм. Токсичные вещества.
· Пищевые отравления немикробной природы. Ядовитые вещества. Сбор и хранение ягод и грибов.
Проектная деятельность
Блок 5. Профилактика пищевых отравлений и заражения паразитическими организмами.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Название темы (разделов) | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения | ||||||
1. Введение. Пища и питательные вещества | 6 | план | факт | |||||||
1. Сущность и значение питания. Химические элементы организма человека. Роль макро- и микроэлементов в питании человека. Содержание элементов в продуктах питания. Вода, как компонент пищи. Возникновение чувства жажды. Устранение водного дефицита. | 1 | лекция | ||||||||
2.Значение белков в организме. Незаменимые аминокислоты. Несбалансированное белковое питание. Белковый баланс. Усвояемость белков пищи. Простые и сложные углеводы. Значение углеводов в организме. Клетчатка, пектиновые вещества, крахмал. Нормы питания. | ||||||||||
1 | семинар | |||||||||
3. Жиры, их биологическая роль | 1 | |||||||||
4. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Основные свойства и многообразие белков, жиров и углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека. История открытия витаминов. Витамины, их классификация и роль в организме. Продукты, содержащие витамины. Витамины как необходимый компонент. Водорастворимые и жирорастворимые витамины | 1 | |||||||||
5. Предупреждение гиповитаминозов. Содержание витаминов в продуктах питания. | 1 | |||||||||
6 | Зачет по теме 1. | 1 | тест | |||||||
2. Пища как источник энергии | 3 | |||||||||
7 | Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи. Физиологические нормы и режим питания. | 1 | ||||||||
8 | Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. | 1 | ||||||||
9 | Зачет по теме 2 | 1 | тест | |||||||
3. Анатомо-физиологические основы пищеварения | 3 | |||||||||
10. Строение пищеварительной системы человека. Последовательность этапов расщепления пищи. Роль ферментов в изменении питательных веществ. Регуляция процесса пищеварения. Работы И.П. Павлова. Метод фистул | 1 | |||||||||
Пищеварение в ротовой полости | ||||||||||
11. Механическая и химическая обработка пищи. Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов Пищеварение в желудке Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» Изменение питательных веществ в тонком кишечнике Пищеварение в толстом кишечнике | 1 | Лабораторная работа | ||||||||
Пагубные пристрастия, их воздействие. | ||||||||||
12. Режим дня и питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительного тракта. | 1 | |||||||||
4. Питание и профилактика заболеваний | 5 | |||||||||
13 | Зачет по теме 3. Общая характеристика основных пищевых продуктов. | 1 | ||||||||
14.Генетически модифицированные продукты Транс генные методы. Оценка новых продуктов питания | 1 | -Лекция -Сообщения учащихся | ||||||||
15. Примеси, загрязняющие пищу | 1 | |||||||||
16. Вред термической обработки пищи: жарки, консервирования, копчения. Контроль за содержанием химикатов в продуктах питания. Химическая обработка фруктов и овощей для долгого хранения. Химические приемы обработки испорченных продуктов питания в магазинах и супермаркетах. Пищевые добавки и лекарственные препараты Защитные компоненты пищи | 1 | |||||||||
17. Микробные пищевые отравления Немикробные пищевые отравления Зачет по теме 4. | 1 | тест |
Ожидаемый результат:
В результате обучения школьники должны:
- расширить знания об основах рационального питания;
- овладеть терминологией в области анатомии;
- знать все отделы пищеварительного тракта, пищеварение по каждому отделу, название ферментов, участвующих в этих процессах;
-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных тем, по результатам которой оценить в форме « зачтено», « не зачтено».
Список использованной литературы:
1. Федорова М. З., Кучменко B.C., Воронина ГА. Экология человека.
Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса. — М.:
Вентана-Граф, 2007.
2. Драгомилов А. Г., Маш РД. Биология. Человек : учебник для уча-
щихся 8 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-
Граф, 2006.
3. Анастасова Л. П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. — М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш РД., Беляев В. И. Биология 9 (8). Человек: практикум по гигиене. — М.: Аркти, 2002.
5. Выпуски журнала «Популярная механика»
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных
достижений учащихся. Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные
экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в
ВУЗы. С каждым годом выпускной экзамен по биологии в форме ЕГЭ приобретает всё более
серьёзную подготовку школьников.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень
требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии предполагают знания у выпускников базового и
повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным
образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством
образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты
и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии,
проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания,
чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Учитель и ученик должны хорошо знать спецификацию экзаменационной работы.
Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение
заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и
уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и
проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной
работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
К экзамену по биологии нельзя подготовиться за короткий срок, так как требуется время, чтобы
запомнить многие детали. Данный курс поможет обучающимся повторить основные разделы
школьной программы по основным биологическим теориям, систематизировать огромный материал,
быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно
подготовиться к ЕГЭ.
На занятиях курса проводится повторение и закрепление наиболее значимых и наиболее слабо
усваиваемых школьниками знаний из основной школы по основным теориям биологии. На данный
курс в 11 классе отводится 1 час в неделю. При этом используется дифференцированный подход к
обучению. Обобщающее повторение проводится с учетом возможностей и способностей каждого
учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях при подготовке учащихся к ЕГЭ по
данным темам поможет мониторинг результатов обученности по основным темам и разделам курса в
форме тренингов, репетиционных экзаменов, деловых игр «Сдаём ЕГЭ», что активизирует
познавательную деятельность выпускников.
Повторение разделов по теориям биологии проводится последовательно, придерживаясь
обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий по программе Дымшии, Г.М.,
Саблина О.В. Биология. В общем виде план повторения материала соответствует следующему
содержанию: «Клеточная теория», «Мутационная теория», «Теория эволюции», «Теории о
происхождении жизни»
Цель курса: систематизация знаний основных разделов биологии по основным теориям наук.
Задачи:
- обеспечить более осмысленное усвоение учащимися основных биологических
понятий, законов, теорий, научных идей, фактов;
- продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;
- развивать аналитическое и синтезирующее мышление у обучающихся;развивать навыки учебного труда и самостоятельной работы;
- формировать умения выделять главное, делать выводы, проводить сравнение
процессов жизнедеятельности организмов разных систематических групп;
- воспитывать культуру учебного труда.
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
∙ строение и процессы жизнедеятельности организмов разных систематических групп и
царств живой природы;
∙ основные понятия по биологии грибов, растений, животных, человека,
закономерности распространения организмов в природе;
∙ этапы происхождения и развития царств живой природы;
∙ многообразие царств живой природы.
∙ основные положения биологических теорий
Учащиеся должны уметь:
∙ сравнивать по основным критериям представителей разных систематических групп;
∙ определять соответствие строения и функций органов организмов разных
систематических групп;
∙ работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств живой
природы;
∙ решать практические задачи;
∙ формулировать выводы, выделять правильные положения из предложенных;
∙ определять последовательность биологических событий;
∙ систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами;
∙ рационально распределять время при выполнении заданий.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения биологии в средней школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения биологии:
• ценностные ориентации учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-
личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по
биологии являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных
источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую; сохранять, передавать и представлять информацию в виде презентации с помощью
технических средств и информационных технологий;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию. умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т. п.;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
• понимание роли естественных наук в решении современных практических задач
человечества и глобальных проблем;
• представление о современной научной картине мира и владение основами научных знаний
(теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для
определения количественных и качественных характеристик компонентов среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями окружающей среды, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их
последствия;
• умение применять естественнонаучные знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека;
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, организма
человека);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1.Клеточная теория (2ч)
Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие
форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система.
Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой
молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза,
лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты.
Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот.
Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды;
молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных
и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель
молекулы ДНК.
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение
клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое
пособие «Строение клетки».
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма,
катаболизма.
Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта.
Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке;
строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза.
Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.
Генетический код и его свойства.
Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот.
Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
Генная инженерия.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная
транскрипция.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез
белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосомы.
Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.
Тема 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости (3ч)
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя.
Гибридологический метод изучения наследственности.
Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие
гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание.
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование.
Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа
генетических закономерностей.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы
картирования хромосом.
Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки,
ограниченные полом.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их
цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное
наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие,
морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание»,
«Дигибридное скрещивание».
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и
соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.
Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный
мутагенез.
Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма
реакции признака. Модификационная изменчивость.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные
мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у
комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы);
механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и
происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической
изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).
Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и
дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе.
Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные
генетические элементы.
Множественное действие генов. Летальные мутации.
Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные
организмы. Клонирование.
Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных
мутаций.
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные
болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения
наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии.
Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».
Тема 3. Основы анатомии (14ч)
Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы Костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием речи и мозга. Типы соединения костей.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция.
Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторная работа №2 «Мышцы человеческого тела»
Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие.
Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Иммунитет клеточный и гуморальный. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Возбудители и переносчики болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.
Лабораторные работы: «Микроскопическое строение крови лягушки и человека»
Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
»Лабораторная работа №3 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Дыхательная система
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Пищеварительная система
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения.
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа № 4 «Действие слюны на крахмал»
Покровные ткани. Теплорегуляция. Выделение (
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти, волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Нервная система человека (
Значение нервной системы. Мозг и психиа. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие.
Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха.
Тема 4. Основы ботаники (6ч)
Органы высших растений. Низшие растения
-Внешнее и внутреннее строение, листа, корня, стебля. Функции вегетативных и генеративных органов.
Споровые растения
Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Строение. Жизненный цикл
Семенные растения
Голосеменные и покрытосеменные растения. Строение. Жизнедеятельность. Жизненный цикл. Значение.
Семейства покрытосеменных растений
Крестоцветные. Розоцветные. Сложноцветные. Бобовые. Лилейные. Злаковые. Особенности строения. Формула и диаграмма цветка.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Название темы (разделов) | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения | |
Раздел 1. Клеточная теория | 4 | план | факт | ||
1 | Методы цитологии. Клеточная теория | 1 | лекция | ||
2 | Химический состав клетки, функции веществ | 1 | |||
3 | Строение клетки эукариот | 1 | |||
4 | Реализация наследственной информации в клетке. Клетка прокариот. Вирусы | 1 | семинар | ||
Раздел 2. Организм | 10 | ||||
5 | Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Катаболизм. Особенности у представителей разных царств | 1 | |||
6 | Анаболизм. Фотосинтез. Биосинтез белка. | 1 | |||
7 | Размножение. Образование клеток. Митоз | 1 | |||
8 | Мейоз. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 1 | тест | ||
9-13 | Наследственность и изменчивость | 5 | |||
14 | Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология | 1 | |||
Раздел 3. Основы анатомии | 14 | ||||
15-16 | Опорно-двигательный аппарат | 2 | тест | ||
17 | Внутренняя среда организма | 1 | |||
18-19 | Кровеносная и лимфатическая системы | 2 | |||
20 | Дыхание | 1 | |||
21-22 | Пищеварение | 2 | |||
23 | Покровы тела. Терморегуляция. Выделение | 1 | |||
24-25 | Нервная система | 2 | Лабораторная работа | ||
26-27 | Анализаторы. Органы чувств | 2 | |||
28 | Эндокринная система | 1 | |||
Раздел 4. Основы ботаники | 6 | ||||
29 | Органы высших растений. Низшие растения | 1 | |||
29-30 | Споровые растения (Мхи, хвощи, плауны, папоротники/жизненный цикл) | 2 | тест | ||
31-32 | Семенные растения (Голосеменные, покрытосеменные растения) | 1 | |||
33-34 | Семейства покрытосеменных растений | 2 | -Лекция -Сообщения учащихся | ||
Итого: | 34 |
Ожидаемый результат:
В результате обучения обучающиеся должны:
- расширить знания о главных процессах в организме;
- овладеть терминологией в области анатомии, ботаники, общей биологии
- знать все отделы пищеварительного тракта, пищеварение по каждому отделу, название ферментов, участвующих в этих процессах;
-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных тем, по результатам которой оценить в форме «зачтено», «не зачтено».
Список использованной литературы:
1. Федорова М. З., Кучменко B.C., Воронина ГА. Экология человека.
Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса. — М.:
Вентана-Граф, 2007.
2. Драгомилов А. Г., Маш РД. Биология. Человек : учебник для уча-
щихся 8 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-
Граф, 2006.
3. Анастасова Л. П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. — М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш РД., Беляев В. И. Биология 9 (8). Человек: практикум по гигиене. — М.: Аркти, 2002.
5. Выпуски журнала «Популярная механика»
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | «Молекулярная биология» |
2 | Цель программы | Целью данного курса является формирование сознательно-научного, отношения учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. А также развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации. |
3 | Адресат проектной деятельности | Дети Тюменской области Абатского района, учащиеся МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 15-17 лет, в том числе:
|
4 | Сроки реализации программы | 2021-2022 учебный год |
5 | Направления деятельности | Естественно-научное, общеинтеллектуальное |
6 | Краткое содержание программы | Обучаясь по данной программе у обучающихся формируются такие черты, как самостоятельность, практическое и теоретическое применение полученных знаний, умение планировать задания и доводить их до конца. Кроме того, в процессе развивается познавательная и умственная деятельность. |
7 | Ожидаемый результат | -Развитие внимания, наблюдательности, повышение коммуникативности; -Развитие творческих способностей у воспитанников; -Обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний. |
8 | Название организации | МАОУ Абатская СОШ №1 |
9 | Почтовый адрес организации | 627540 Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52 |
10 | Ф.И.О. руководителя | Кузьмёнко Мария Владимировна |
11 | Дата создания программы | 28.08.2021. |
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка
II. Цель, задачи
III. Учебно-тематический план
IV. Содержание программы
V. Годовой календарный учебный график
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:
VII. Планируемые результаты
VIII. Оценочные и методические материалы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В предлагаемой программе рассматриваются вопросы строения и функций биополимеров и молекулярные механизмы таких основополагающих процессов, как хранение и удвоение генетической информации, биосинтез белка, регуляция работы генов, избирательная локализация синтезированных белков в клеточных органеллах. Особые акценты делаются на приспособительном характере этих процессов и их роли в эволюции, а также на использовании методов и результатов молекулярной биологии в других биологических дисциплинах, прежде всего в систематике, экологии и медицине.
В курсе особое внимание уделяется физико-химическим механизмам взаимодействия макромолекул, лежащим в основе процессов формирования клеточных структур и функционирования клетки. Рассматривается действие различных факторов, влияющих на эти взаимодействия, на процессы жизнедеятельности клетки и целого организма, в частности на развитие некоторых заболеваний.
Курс опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие курс, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Отдельные разделы курса содержат задачи, решение которых позволит учащимся лучше усвоить материал, а также контролировать степень его усвоения.
Данный кружок «Молекулярная биология» рассчитан на 35 часов учебных занятий в 10 классе средней школы.
II. Цель, задачи
Цель курса: Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой.
Задача курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в удовлетворении интересов, увлекающихся цитологией и биохимией.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов всего | Примечания |
1. | Введение. | 1 | - | 1 | |
2. | Неорганические вещества клетки. | 2 | - | 2 | |
3. | Углеводы и липиды. | 2 | 2 | 4 | |
4. | Аминокислоты и белки. | 2 | 2 | 4 | |
5. | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. | 1 | 2 | 3 | |
6. | Биосинтез нуклеиновых кислот. | 3 | 2 | 5 | |
7. | АТФ-источник энергии в клетке. | 1 | - | 1 | |
8. | Биосинтез белка. | 3 | 3 | 6 | |
9. | Нарушение структуры ДНК и из исправление. | 2 | - | 2 | |
10. | Молекулярные основы генетической рекомбинации. | 1 | - | 1 | |
11. | Методы определения последовательности ДНК, и их использование в науке и практике. | 2 | - | 2 | |
12. | Вирусы | 2 | - | 2 | |
13. | Гормоны | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 23 | 12 | 35 |
IV. Содержание программы
Тема 1. Введение (1ч)
1.Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. Низкомолекулярные вещества -источник энергии и мономеры для построения полимеров.
Тип учебного занятия: лекция, диалог.
Тема 2. Неорганические вещества клетки (2 ч)
1. Неорганические вещества клетки.
2. Минеральный состав клетки.
3. Роль воды и минеральных солей в клетке.
Тип учебного занятия: лекция, диалог.
Тема 3. Углеводы и липиды (4ч)
1. Химические формулы углеводов. Моносахариды и полисахариды. Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инсулин.
Лаб. Раб. «Нахождение крахмала в клубне картофеля»
2. Жесткие линейные цепи полисахаридов.
3. Липиды-гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов.
Лекция, диалог.
4. Роль липидов в построении биомембран. Просмотр фильма «Животные Арктики».
Тема 4. Аминокислоты и белки (4ч)
1. Строение и свойства аминокислот, их многообразие. Аминокислоты, входящие в состав белков. Пептидная связь (лекция).
2. Глобулярные и фибриллярные белки. Структурные уровни организации глобулярных белков (лекция).
3. Многообразие функций белков.
Тема 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты (3ч)
1. История открытия нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Роль нуклеотидов в запасании энергии (лекция).
2. Соединение нуклеотидов в полимеры. ДНК и РНК. Длины НК. (Урок-практикум).
3. ДНК – двойная спираль: история открытия. Принцип комплементарности оснований – основа структурной стабильности ДНК и механизмов матричного синтеза НК. Правило Чаргаффа. (Урок-практикум).
4. РНК – однонитевой полимер. Основные виды РНК, их функции (решение задач по цитологии).
Тема 6. Биосинтез нуклеиновых кислот (5ч)
1. Биосинтез ДНК (репликация) – основа процессов роста и размножения живых организмов (лекция).
2. Биосинтез РНК (транскрипция). Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК. РНК – полимеразы, их свойства (урок-практикум).
3. Решение задач по цитологии «ДНК» и «РНК».
Тема 7. АТФ – источник энергии в клетке. (1 ч)
1. Строение молекулы АТФ.
2. Функции молекулы АТФ в клетке.
Тема 8. Биосинтез белка (6 ч)
1. Трансляция-перевод информации с языка НК на язык аминокислот (практикум).
2. Генетический код, его свойства. Кодоны. Расшифровка и универсальность генетического кода. Кодовая таблица (практикум).
3. Решение задач «Перевод нуклеотидных последовательностей в белковые».
4. Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот (лекция).
5. Понятие о рамке считывания (практикум).
6. Необходимость точного (до нуклеотида) и окончания синтеза белка (терминация).
Тема 9. Нарушение структуры ДНК и их исправление (2ч)
1. Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликации, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований. Последствия этих нарушений (семинар).
2. Восстановление структуры ДНК-репарация (лекция).
3. Репарация с удалением поврежденного участка одной цепи и его синтеза по комплементарной цепи (демонстрация механизмов репарации).
Тема 10. Молекулярные основы генетической рекомбинации (1ч)
1.Обмен участками между молекулами ДНК-основа комбинативной изменчивости (лекция).
2. Демонстрация схемы гомологичной рекомбинации.
Тема 11. Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике (2ч)
1. Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК.
2. Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, и индетификация личности, обнаружение генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде (семинар).
3. Определение генетических заболеваний.
Тема 12. Вирусы (2ч)
1. Вирусы – неклеточные формы жизни.
2. ДНКовые и РНКовые вирусы.
3. Вирусные заболевания и пути их профилактики.
Тема 13. Гормоны (2 ч)
1. Химический состав гормонов.
2. Влияние гормонов на жизнедеятельность организма.
V.Годовой календарный учебный график
№ | Тема урока | Дата | Примечание | Минимум | |
Тема 1. Введение (1 час) | |||||
1 | 1. Живая клетка как сложный комплекс химических веществ | ||||
Тема 2. Неорганические вещества клетки (2 часа) | |||||
2 | Неорганические вещества клетки. | ||||
3 | Роль воды и минеральных солей в клетке | ||||
Тема 3. Углеводы и липиды (4 часа) | |||||
4 | Органические вещества клетки. Углеводы. | ||||
5 | Лаб. Раб. «Нахождение крахмала в клубне картофеля» | ||||
6 | Липиды. | ||||
7 | Роль липидов в построении биомембран. Просмотр фильма «Животные Арктики». | ||||
Тема 4. Аминокислоты и белки (3ч + 1 ч. тестирование) | |||||
8 | Строение белковой молекулы. Уровни организации белков | ||||
9 | Биологические функции белков. | ||||
10 | Биологические функции белков. Ферменты. | ||||
11 | Тестирование по теме: «Химический состав клетки» | ||||
Тема 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты (3ч). | |||||
12 | Нуклеиновые кислоты. История открытия. | ||||
13 | ДНК, строение и функции в клетке | ||||
14 | Правило Чаргаффа. Сущность принципа комплементарности | ||||
Тема 6. Биосинтез нуклеиновых кислот (5ч). | |||||
15 | Биосинтез ДНК (репликация). Решение задач | ||||
16 | Биосинтез РНК. Решение задач. | ||||
17 | Отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК. | ||||
18 | Решение задач по цитологии «ДНК» и «РНК». | ||||
19 | Решение задач по цитологии «ДНК» и «РНК». | ||||
Тема 7. АТФ – источник энергии в клетке. (1 час) | |||||
20 | АТФ – источник энергии в клетке. | ||||
Тема 8. Биосинтез белка (6 ч). | |||||
21 | Генетическая информация | ||||
22 | Репликация ДНК | ||||
23 | Биосинтез белков. Транскрипция. Трансляция | ||||
24 | Генетический код и его свойства | ||||
25 | Решение задач на свойства генетического кода | ||||
26 | Решение задач на свойства генетического кода | ||||
Тема 9. Нарушение структуры ДНК и их исправление (2ч). | |||||
27 | Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК | ||||
28 | Восстановление структуры ДНК-репарация | ||||
Тема 10. Молекулярные основы генетической рекомбинации (1 ч). | |||||
29 | Комбинативная изменчивость | ||||
Тема 11. Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике (2ч). | |||||
30 | Методы определения последовательностей ДНК. Определения родства, и индетификация личности | ||||
31 | Генная инженерия | ||||
Тема 12. Вирусы (2ч.) | |||||
32 | Вирусы – неклеточная форма жизни | ||||
33 | Вирусные заболевания | ||||
Тема 13. Гормоны (2ч) | |||||
34 | Гормоны. Действие гормонов на организм человека | ||||
35 | Химический состав гормонов. (таблица) |
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- чтение и обсуждение дополнительных источников информации;
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свои знания, приобрел навыки самостоятельной работы. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Конечные результаты:
- Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.
- Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
- Описывать этапы биосинтеза белка.
- Решать задачи по молекулярной биологии, генетике, разного уровня сложности.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
VII. Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные открытия в области цитологии, генетики, биохимии, молекулярной биологии, биотехнологии.
- Строение макромолекул белка, имеющих характер информационных биополимеров.
- Виды РНК – транспортной, информационной, строение этих молекул и функции в клетке.
- Особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров.
- Особенности синтеза белков.
- Основные термины и законы генетики.
Учащиеся должны уметь:
- Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.
- Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
- Описывать этапы биосинтеза белка.
- Решать задачи по молекулярной биологии, генетике разного уровня сложности.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся следующие:
• целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
Познавательные УУД
Включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Обще учебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД
- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
VIII. Оценочные и методические материалы
Литература для учителя.
1.Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию. Перевод с нем. М. Мир, 1986 г.
2.Заварзин А.А. и другие. Биология клетки. - изд. СпбГУ, 1992 г.
3. Маркосян А.А. Физиология - М. Медицина, 1968 г.
4.Либерман Е.А. Живая клетка. М.Мир, 1985 г.
5.М.В.Ермолаев Биологическая химия. Москва "Медицина", 1984 г.
6.Общая биология. А.О. Рувинский Москва "Просвещение", 1993 г.
Литература для учащихся.
1.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.
2.Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.Мир, 1982 г.
3.Либерман Е.А. Живая клетка. М. Мир, 1987 г.
4.Кемп П., Армс К. Введение в биологию.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- справочник;
-энциклопедии.
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | «Важные аспекты ЕГЭ» |
2 | Цель программы | Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями. |
3 | Адресат проектной деятельности | Дети Тюменской области Абатского района, учащиеся МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 16-18 лет, в том числе:
|
4 | Сроки реализации программы | 2021-2022 учебный год |
5 | Направления деятельности | Естественно-научное |
6 | Краткое содержание программы | Обучаясь по данной программе у обучающихся формируются такие черты, как самостоятельность, практическое и теоретическое применение полученных знаний, умение планировать задания и доводить их до конца. Кроме того, в процессе развивается познавательная и умственная деятельность. |
7 | Ожидаемый результат | Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями и навыка оформления экзаменационной работы. |
8 | Название организации | МАОУ Абатская СОШ №1 |
9 | Почтовый адрес организации | 627540 Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52 |
10 | Ф.И.О. руководителя | Кузьмёнко Мария Владимировна |
11 | Дата создания программы | 28.08.2021. |
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка
II. Цель, задачи
III. Учебно-тематический план
IV. Содержание программы
V. Годовой календарный учебный график
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:
VII. Планируемые результаты
VIII. Оценочные и методические материалы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В предлагаемой программе рассматриваются вопросы разных разделов биологии: анатомии, ботаники, зоологии, а также темы, которые вызывают затруднения при выполнении заданий из второй части (дать развернутый ответ). Особые акценты делаются на приспособительном характере этих процессов и их роли в эволюции, а также на использовании методов и результатов генетики, эволюции в других биологических дисциплинах, прежде всего в систематике, экологии и медицине.
В курсе особое внимание уделяется физико-химическим механизмам взаимодействия макромолекул, лежащим в основе процессов формирования клеточных структур и функционирования клетки. Рассматривается действие различных факторов, влияющих на эти взаимодействия, на процессы жизнедеятельности клетки и целого организма, в частности на развитие некоторых заболеваний.
Курс опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие курс, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Отдельные разделы курса содержат задачи, решение которых позволит учащимся лучше усвоить материал, а также контролировать степень его усвоения.
Данный кружок «Важные аспекты ЕГЭ» рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классе средней школы.
- Цель, задачи
Цели программы
- Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
- На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
Задачи:
- Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
- Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
- Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов
- Учебно-тематический план
IV. Содержание программы
1 тема: Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. - 1ч.
Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.
2 тема: Химический состав живых организмов -3ч.
Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки, их строение и функции, нуклеиновые кислоты, их строение.
3 тема: Строение клетки. - 3ч.
Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.
4 тема: Обмен веществ и превращение энергии. -3ч.
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический обмен). АТФ и еѐ роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.
5 тема: Размножение и индивидуальное развитие организмов. -2ч.
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
6 тема: Генетика и селекция. - 4ч.
Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.
7 тема: Эволюция. - 2ч.
Эволюционное учение Ч. Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.
8 тема: Экология и учение о биосфере. - 2ч.
Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.
9 тема: Многообразие живых организмов. - 2ч.
Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.
10 тема: Царство растения. - 3ч.
Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.
11 тема: Царство животные. - 3ч.
Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.
12 тема: Человек и его здоровье. - 4ч.
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и еѐ производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.
13 тема: Тестирование учащихся по пройденным темам курса — 2ч
IV.Годовой календарный учебный график
№ | Тема урока | Дата | Примечание | Минимум | |
Тема 1. Введение (1 ч) | |||||
1 |
| ||||
Тема 2. Химический состав живых организмов (3 ч) | |||||
2 |
| ||||
3 | Белки, их строение и функции. | ||||
4 | Нуклеиновые кислоты и функции. | ||||
Тема 3. Строение клетки (3 ч) | |||||
5 | Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. | ||||
6 | Строение клетки: одномембранные, двумембранные и немемранные органоиды клетки. | ||||
7 | Основные различия прокариот и эукариот. | ||||
Тема 4. Обмен веществ и превращение энергии (3) | |||||
8 | Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме (ассимиляция, диссимиляция). | ||||
9 | АТФ и ее роль в метаболизме. | ||||
10 | Биосинтез белка. | ||||
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (2ч) | |||||
11 | Воспроизведение клеток: митоз и мейоз. | ||||
12 | Размножение организмов. Индивидуальное развитие. | ||||
Тема 6. Генетика и селекция (4ч). | |||||
13 | Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий законы Г.Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. | ||||
14 | Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий законы Г.Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. | ||||
15 | Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. | ||||
16 | Селекция, центры происхождения культурных растений. | ||||
Тема 7. Эволюция (2 ч) | |||||
17 | Эволюционное учение Ч.Дарвина | ||||
18 | Развитие органического мира. Происхождение человека. | ||||
Тема 8. Экология и учение о биосфере (2 ч). | |||||
19 | Экологические факторы. Популяция. | ||||
20 | Экологические системы. Биосфера. | ||||
Тема 9. Многообразие живых организмов (2ч). | |||||
21 | Вирусы. Бактерии. | ||||
22 | Грибы. Лишайники. | ||||
Тема 10. Царство растения (3 ч). | |||||
23 | Подцарство низшие растения: водоросли. Подцарство высшие растения: споровые, семенные. | ||||
24 | Отделы растений: голосеменные и покрытосеменные. | ||||
25 | Семейства класса однодольные и двудольные растения. | ||||
Тема 11. Царство животные (3ч). | |||||
26 | Подцарство Одноклеточные (Простейшие), Многоклеточные. Тип Кишечнополостные, Круглые, Плоские, Кольчатые черви. Тип Моллюски. | ||||
27 | Тип Членистоногие: Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. | ||||
28 | Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. | ||||
Тема 12. Человек и его здоровье (4ч.) | |||||
29 | Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная и пищеварительная системы. Обмен веществ. | ||||
30 | Дыхательная и выделительная системы. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. | ||||
31 | Нервная система и высшая нервная деятельность. Органы чувств. | ||||
32 | Кожа и ее производные. Железы внешней и внутренней секреции. Размножение и развитие человека. | ||||
Тема 13. Тестирование учащихся по пройденным темам (2ч) | |||||
33-34 | Тестирование. |
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы:
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение дополнительных источников информации;
Формы работы:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свои знания, приобрел навыки самостоятельной работы. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
VII. Планируемые результаты
Обучающиеся должны уметь:
- Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.
- Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
- Описывать этапы биосинтеза белка.
- Решать задачи по молекулярной биологии, генетике, разного уровня сложности.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
VIII. Оценочные и методические материалы
Литература для учителя.
1.Заварзин А.А. и другие. Биология клетки. - изд. СпбГУ, 1992 г.
2. Маркосян А.А. Физиология - М. Медицина, 1968 г.
3.Либерман Е.А. Живая клетка. М.Мир, 1985 г.
4.М.В.Ермолаев Биологическая химия. Москва "Медицина", 1984 г.
5.Общая биология. А.О. Рувинский Москва "Просвещение", 1993 г.
Литература для учащихся.
1.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.
2.Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.Мир, 1982 г.
3.Либерман Е.А. Живая клетка. М. Мир, 1987 г.
4.Кемп П., Армс К. Введение в биологию.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- справочники;
- энциклопедии;