3.2. Задания по формированию естественно-научной грамотности по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по формированию естественно-научной грамотности по биологии. | 82.5 КБ |
Спецификация. Естественно-научная грамотность. | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. (Основы генетики и селекции).
Уровень сложности:
Б – базовый
П – повышенный
В – высокий
Форма ответа на задание | Уровень | Комментарий |
Выбор одного ответа | Б | |
Числовой ответ | Б | |
Выбор нескольких вариантов ответов (три из шести; два из пяти) | Б | Ответы очевидны и легко выбираются из анализируемого сюжета (текста, таблицы и т.д.). |
Выбор нескольких вариантов ответов (три из шести; два из пяти) | П | Ответы не очевидны и требуют применения знаний. |
Распределение элементов по группам | Б | Ответы очевидны и легко выбираются из анализируемого сюжета (текста, таблицы и т.д.). |
Распределение элементов по группам | П | Ответы не очевидны и требуют применения знаний. |
Упорядочивание элементов (восстановление верной последовательности) | П | |
Установление соответствия | П | |
Заполнение таблицы | П | Все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Заполнение таблицы | В | Только часть элементов для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Выпадающий список в тексте (заполнение пропусков в тексте) | П | Все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Выпадающий список в тексте (заполнение пропусков в тексте) | В | Только часть элементов для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Открытый ответ | П | Все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Открытый ответ | В | Только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого сюжета (текста, графика и т.д.). |
Задача «Вакцины против COVID-19»
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика, селекция).
Курс: Общая биология.
Класс: 10-11.
Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.
Задачи: 1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.
3. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).
4. Находить точную информацию в тексте.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Иммунология на службе здоровья» во время проведения, например предметных курсов, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
- находить точную информацию в тексте;
- переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
- работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
- привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
- заполнение пропусков в тексте.
Использованные источники:
• Биология. Человек. 8 класс /Под ред. Д.В.Колесов - М.: Дрофа, 2014.
• Биология. 10 класс/ Под ред.Д.К.Беляева-М.:Просвещение, 2016.
• Рисунки из интернета или из атласа анатомии человека (любого).
Текст задачи.
РНК-вакцина, вакцина на основе рибонуклеиновой кислоты — это вакцина, действующая часть которой — рибонуклеиновая кислота (обычно матричная, мРНК), кодирующая белок, характерный для патогена. Кроме собственно РНК, в вакцине присутствует липидная оболочка, защищающая РНК от разрушения и обеспечивающая проникновение РНК в клетку.
РНК-вакцины появились относительно недавно. В этой вакцине генетическая информация об антигене доставляется вместо самого антигена, и затем антиген экспрессируется в клетках вакцинированного человека. Можно использовать либо мРНК (модифицированную), либо самореплицирующуюся РНК. Для мРНК требуются более высокие дозы, она обычно доставляется через липидные наночастицы. Преимущества этой технологии заключаются в том, что вакцину можно производить полностью in vitro. Чтобы создать мРНК-вакцину против вируса, не нужен сам вирус, достаточно иметь его секвенированный и расшифрованный геном. Вакцинная мРНК создаётся на основе короткой генетической последовательности из генома вируса, которая кодирует белок вируса (обычно поверхностный, с помощью которого вирус проникает в клетку). Синтезированная мРНК помещается в липидную наночастицу, которая доставляет вакцинную мРНК внутрь клетки.
Когда вакцинная РНК попадает в клетку, клеточные механизмы синтеза белков продуцируют закодированный в РНК белок. Этот белок действует как антиген: его обнаруживает иммунная система организма и обучается на этом белке — в организме формируется иммунитет. В дальнейшем, при попадании в организм патогена, иммунная система опознаёт его по уже известному белку и уничтожает инфекцию, не давая развиться заболеванию.
Векторные вакцины производят уже много лет, они представляют собой хорошо изученный аденовирус, который содержит в своём геноме вставку, кодирующую фрагмент поверхностного S-белка SARS-CoV-2, вызывающего иммунный ответ. Аденовирус также лишен участка, отвечающего за размножение вируса. Вакцину получают биотехнологическим путём, при котором не используется патогенный для человека коронавирус. Аденовирусы выращиваются на клеточных культурах. В векторной вакцине находятся две цепи ДНК-вируса, что отличает ее РНК-вакцин, которые используют более хрупкую цепь РНК. Прочная белковая оболочка обеспечивает лучшую сохранность генетического материала, что позволяет перевозить и хранить вакцину в обычном холодильнике без использования критически низких температур. После введения вакцины человеку ген-вектор попадает в соматические клетки, в результате чего происходит продуцирование ими S-белка SARS-CoV-2, в ответ на что в организме хозяина (привитого) вырабатываются антитела к этому белку.
Задание. Прочитайте текст и выполните задания.
Вакцины против COVID-19.
Пережив первый шок от столкновения с новым коронавирусом, ученые всего мира бросились создавать вакцину, которая должна была раз и навсегда покончить с инфекцией. К настоящему времени в различных странах массово применяются следующие вакцины:
Вакцина | Торговое название, фирма | Страна-производитель | Принцип действия вакцины |
BNT162b2 | Pfizer/BioNTech | США / Германия |
мРНК-вакцины |
mRNA-1273 | Moderna | США | |
ChAdOx1 | AstraZeneca | Великобритания, Швеция |
Векторные вакцины (аденовирус) |
JNJ-78436735 | Johnson & Johnson | США | |
Гам-КОВИД-Вак" | Спутник V Институт Гамалеи | Россия | |
Ad5-nCoV | Convidеcia | Китай |
Все эти вакцины получены методами генной инженерии. Как же они устроены и каковы механизмы их работы?
Задание 1. (Б уровень)
Выберите название вакцины, не содержащей чужеродную для человека ДНК:
А. Астра-Зенека Б. Спутник V В. Модерна
Задание 2. (Б уровень)
Выберите название вакцины, при производстве которой мРНК синтезируется in vitro:
А. Астра-Зенека Б. Пфайзер В. Ковиденция
Задание 3. (П уровень)
Выберите компоненты, входящие в состав нуклеиновой кислоты вакцины Джонсон-и-Джонсон:
А. тимин Б. Цитозин В. фосфорная кислота Г. рибоза Д.дезоксирибоза
Задание 4. (П уровень)
Выберите компоненты, входящие в состав нуклеиновой кислоты вакцины Спутник V:
А. аденин Б. Урацил В. фосфорная кислота Г. Рибоза Д.дезоксирибоза
Задание 5. (Б уровень)
Заполните таблицу по содержанию текста:
| РНК-вакцины | Векторные вакцины |
Условия хранения | -70, -20 °С | (А) |
(Б) | мРНК | (В) |
Оболочка | (Г) | (Д) |
Задание 6. (П уровень)
Участвует ли РНК в выработке иммунного ответа на векторные вакцины? Ответ поясните.
Задание 7. (П уровень)
Механизм работы какой из вакцин представлен на схеме:
А) векторной
Б) на основе мРНК
Задание 8. (В уровень)
Расставьте по порядку события, происходящие в клетке при вакцинации Спутником V.
А- экспрессия спайк-белка коронавируса
В — транскрипция
Г — проникновение аденовируса в клетку
Б — экспозиция спайк-белка на поверхности клетки
Задание 9. (В уровень)
Соотнесите события, происходящие в клетке при вакцинации Спутником V, и клеточные органоиды, где они происходят
А- экспрессия спайк-белка коронавируса 1- плазмалемма
Б — трансляция 2 - ядро
В — транскрипция 3- цитоплазма
Г — проникновение аденовируса в клетку
Д — экспозиция спайк-белка на поверхности клетки
Умения.
Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Информационные:
1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
5. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
6. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
7. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
8. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностических работ по функциональной грамотности для учащихся 6 - 10 классов:
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности естественно-научной грамотности как составляющей функциональной грамотности.
2. Подходы к разработке диагностической работы.
Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева[1], функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности естественно-научная грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA. В исследовании PISA естественно-научную грамотность определяют три основные компетенции:
- научное объяснение явлений;
- применение естественно-научных методов исследования;
- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
В измерительном инструментарии (заданиях) мониторинга естественно-научной грамотности эти компетенции выступают в качестве компетентностной области оценки. В свою очередь, объектом проверки (оценивания) являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций естественно-научной грамотности. Основа организации оценки естественно-научной грамотности включает три структурных компонента:
- контекст, в котором представлена проблема;
- содержание естественно-научного образования, которое используется в заданиях;
- компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественно-научным содержанием, необходимым для её решения.
Принятое определение естественно-научной грамотности и составляющих ее компетенций повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований естественно-научной подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами естественно-научных предметов.
3. Общая характеристика диагностической работы:
3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным областям).
Таблица 1
Примерное распределение заданий по содержательным областям
Содержательная область | Примерный процент заданий в диагностических работах |
Живые системы | 50 % |
Науки о Земле | 5 % |
Физические системы | 45 % |
3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным областям).
Таблица 2
Примерное распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область | Примерный процент заданий в диагностических работах |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | 35 % |
Научное объяснение явлений | 45 % |
Применение естественно-научных методов исследования | 20 % |
3.3. Контекст задания (распределение заданий по отдельным категориям).
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | Примерный процент заданий в диагностических работах |
Глобальный | 25 % |
Личный | 50 % |
Личный | 25 % |
3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным категориям).
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Примерный процент заданий в диагностических работах |
Низкий | 23 % |
Средний | 55 % |
Высокий | 22 % |
3.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
- Задание с выбором одного верного ответа.
- Задание с выбором нескольких верных ответов.
- Задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр).
- Задание с развернутым ответом.
- Задание с выбором ответа и объяснением.
- Задание на установление соответствия.
4. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
5. Система оценки выполнения диагностической работы
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
Максимальный балл по вариантам составляет от 15 до 22 баллов.
Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Критерии оценивания заданий. Задания с кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 (верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов) или 2, 1, 0 баллов (полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов).
6. Приложение 1. План вариантов диагностических работ.
Приложение 1.
План вариантов диагностических работ:
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6–10 классы)
6 класс
№ варианта | Название 1 блока | Кол-во заданий | Название 2 блока | Кол-во заданий | Название 3 блока | Кол-во заданий | ВСЕГО заданий: |
1 | Звуки музыки | 4 | Как вырастить новогоднюю елку | 4 | Суперспособности растений | 4 | 12 |
2 | Чем мы дышим? | 4 | Лазерная указка и фонарик | 6 | Звуки музыки | 4 | 14 |
3 | Как вырастить новогоднюю елку | 4 | Суперспособности растений | 4 | Чем мы дышим? | 4 | 12 |
4 | Лазерная указка и фонарик | 6 | Звуки музыки | 4 | Как вырастить новогоднюю елку | 4 | 14 |
5 | Суперспособности растений | 4 | Чем мы дышим? | 4 | Лазерная указка и фонарик | 6 | 14 |
6 | Звуки музыки | 4 | Лазерная указка и фонарик | 6 | Суперспособности растений | 4 | 14 |
7 класс
№ варианта | Название 1 блока | Кол-во заданий | Название 2 блока | Кол-во заданий | Название 3 блока | Кол-во заданий | ВСЕГО заданий: |
1 | Что такое снег? | 4 | Сад на окошке | 4 | Понаблюдаем за тиграми | 4 | 12 |
2 | Понаблюдаем за тиграми | 4 | Французский гриб | 4 | Прорастет ли семечко? | 4 | 12 |
3 | Прорастет ли семечко? | 4 | Вода на стеклах | 5 | Что такое снег? | 4 | 13 |
4 | Сад на окошке | 4 | Понаблюдаем за тиграми | 4 | Французский гриб | 4 | 12 |
5 | Французский гриб | 4 | Прорастет ли семечко? | 4 | Вода на стеклах | 5 | 13 |
6 | Вода на стеклах | 5 | Что такое снег? | 4 | Сад на окошке | 4 | 13 |
8 класс
№ варианта | Название 1 блока | Кол-во заданий | Название 2 блока | Кол-во заданий | Название 3 блока | Кол-во заданий | ВСЕГО заданий: |
1 | Как заставить воду течь вверх? | 5 | Трава Геракла | 5 | Молочнокислые невидимки | 4 | 14 |
2 | Молочнокислые невидимки | 4 | Малярия | 6 | Волшебный кувшин | 5 | 15 |
3 | Волшебный кувшин | 5 | Зеленые водоросли | 5 | Как заставить воду течь вверх? | 5 | 15 |
4 | Трава Геракла | 5 | Молочнокислые невидимки | 4 | Малярия | 6 | 15 |
5 | Малярия | 6 | Волшебный кувшин | 5 | Зеленые водоросли | 5 | 16 |
6 | Зеленые водоросли | 5 | Как заставить воду течь вверх? | 5 | Трава Геракла | 5 | 15 |
9 класс
№ варианта | Название 1 блока | Кол-во заданий | Название 2 блока | Кол-во заданий | Название 3 блока | Кол-во заданий | ВСЕГО заданий: |
1 | Кто дальше и кто быстрее | 5 | Красный прилив | 4 | Сколько съест синица? | 5 | 14 |
2 | Сколько съест синица? | 5 | Сапоги-скороходы | 4 | Багдадская батарейка | 4 | 13 |
3 | Багдадская батарейка | 4 | Загрязнение атмосферы | 5 | Кто дальше и кто быстрее | 5 | 14 |
4 | Красный прилив | 4 | Сколько съест синица? | 5 | Сапоги-скороходы | 4 | 13 |
5 | Сапоги-скороходы | 4 | Багдадская батарейка | 4 | Загрязнение атмосферы | 5 | 13 |
6 | Загрязнение атмосферы | 5 | Кто дальше и кто быстрее | 5 | Красный прилив | 4 | 14 |
10 класс
№ варианта | Название 1 блока | Кол-во заданий | Название 2 блока | Кол-во заданий | Название 3 блока | Кол-во заданий | ВСЕГО заданий: |
1 | Сесть на астероид | 5 | Вакцины: с чего все начиналось? | 5 | Пушка для снега | 5 | 15 |
2 | Пушка для снега | 5 | Лекарства или яды? | 5 | Тормози заранее | 5 | 15 |
3 | Тормози заранее | 5 | Антибиотики – убийцы бактерий | 6 | Сесть на астероид | 5 | 16 |
4 | Вакцины: с чего все начиналось? | 5 | Пушка для снега | 5 | Лекарства или яды? | 5 | 15 |
5 | Лекарства или яды? | 5 | Тормози заранее | 5 | Антибиотики – убийцы бактерий | 6 | 16 |
6 | Антибиотики – убийцы бактерий | 6 | Сесть на астероид | 5 | Вакцины: с чего все начиналось? | 5 | 16 |
[1] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалом / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.