4.1. Интегрированные уроки.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

Урок - экскурсия

Тема: Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Природный комплекс.

Цель:  обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

  • формировать знания учащихся о взаимосвязи растений с окружающей средой, о растительных сообществах.
  • ознакомить с характерными признаки различных сообществ;
  • развивать творческие способности, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы обучения и методические приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа в группах, самостоятельная работа, ролевая игра.

Базовые термины и понятия: растительное сообщество, экологические факторы, ярусность, фитоценоз, агроценоз.

Место проведения: парк

Оборудование: компас, планшет, блокнот, ручка, цветные карандаши, газеты (для растений)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока проводится на территории парка.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

 Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь экскурсию нам начинать пора. 

Природа – это путь к раскрытию качеств души человека, ее гармонии. Давайте окунемся в мир природы и по наблюдаем за ее красотой.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1) Беседа.

1) Докажите, что растение живой организм.

2) Какие условия необходимы растениям для жизни?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

2) Импровизированная ролевая игра  «Путешествие по парку»

На территории парка росли мох, лишайник, ель, белый гриб и подорожник. Прошел дождь, листочки их вымылись, блестят на солнышке. Вот начали они друг перед другом выхваляться, кто красивее, мудрее, нужнее.

Ребята в группах, рассказывают о данных растениях.

Мох. Я – самый мудрый, самый красивый, самый мягкий и пушистый. Я – всем необходим. А если я расту на коре деревьев, по мне ориентируются, где север, а где юг.

Лишайник. Я – самый мудрый и красивый. Я самый полезный, так как являюсь индикатором чистого воздуха. А не севере мной лакомятся голодные олени. Если бы ни я, то он погибли бы от голода и холода.

Ель. Куда вам всем до меня. – Лесного дива? Ведь я являюсь индикатором очищения воздуха, при помощи особых веществ - фитонцидов.

Белый гриб. Я все равно всех лучше. Вами питаются животные, а я – деликатес для людей. Я пахучий, белоснежный. Я полезный не только людям и животным, но и тебе, дуб-великан, помогаю расти, создаю с твоими корнями микоризу. Я не боюсь дождя – у меня есть большая шляпка. Меня все уважают, даже загадку обо мне придумали: «Он шляпу не снимает, а все ему кланяются».

Подорожник. Это я – самый мудрый и красивый. На моих широких листочках каждое утро сверкают капельки росы. Это мои листочки останавливают кровь и лечат кашель. Меня любят люди, животные и птицы. Да и другим растениям я не мешаю, расту себе тихонечко.

- На территории парка тихо опускались сумерки, а растения все спорили и спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них нужнее и полезнее? (Ответы учащихся). Подобный спор, возможно, решит нашу сегодняшнюю экскурсию.

IV. Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим о растительных сообществах, познакомимся с разными их типами.

Учитель: Но сначала подумаем, что называют: «растительным сообществом», выслушивает мнения.

Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.

3) Рассказ учителя

Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь.

Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на обитающие здесь флору и фауны, и выделим основные взаимосвязи на территории парка.

Обучающиеся: здесь выделяют травы, кустарники, деревья, животный мир, который представлен различными птицами, и третья группа – это бактерии, они обитают повсюду, мы их определим к группе – разрушителей.

Схема № 1. Взаимосвязи организмов.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ


СОЛНЦЕ

ПОТРЕБИТЕЛИ


             ПОТРЕБИТЕЛИ

Органические вещества
образуются из неорга-
нических за счет энергии
Солнца или энергии хи-
мических реакций (расте-
ния, бактерии)


Живые организмы пи -
таются живым органи-
ческим веществом рас-
тительного происхож-
дения (растительноядные)

Мертвое органическое вещество
(умершие животные и растения)


Живые организмы
питаются органичес-
ким веществом жи-
вотного происхожде-
ния (плотоядные)

РАЗРУШИТЕЛИ                                                                              ПОТРЕБИТЕЛИ

Организмы, обеспечивающие                                          Живые организмы питаются мел-разложение органических ве-                                           кими остатками умерших живот- ществ до неорганических (бак-                                        ных, растений и грибов (падаль-терии, грибы)                                                                     щики, насекомые)

Учитель: Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата. 

Ребята, а теперь, опираясь на представленные виды растительности, давайте попробуем составить ярусность на территории парка.

Ярусность – это горизонтальные слои, расположения растительности в определенном порядке. Начнем с наименьшего, и продолжим по возрастанию.

Сегодня мы с Вами будем работать в трех группах. Данное задание выполнит каждая группа, и посмотрим, что у Вас получится.

ЯРУСНОСТЬ в сообществе

http://cdn01.ru/files/users/images/ce/5e/ce5e4ac8dd44360198e94c243284bd66.jpg

Учитель: В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).

Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).

Динамическая пауза №1

Определить стороны горизонта по компасу.

V. Закрепление изученного материала

4) Работа в группах

Задание для I группы:

Составить план местности, используя условные обозначения.

План местности

Вопросы по биологии

Вопросы по географии

Нанести условными обозначениями биологические объекты (травы, деревья, кустарник, муравейник и т.д.)

Выделить типичные формы рельефа: овраги, неровности, дорожки, просеку и т.д.)

Задание для II группы:

Описать климат на данной территории

Задание для III группы:

Описать жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Используя памятку по описанию растений на пробной площадке. Собрать данные растения, представить в виде гербария.

Приложение №1

Учитель: После выполнения данных заданий, каждой группе нужно ответить на вопрос:

Как рельеф территории парка связан с основными компонентами природного сообщества. Установить на участке следы воздействия человека на рельеф. (То есть, расположение карусели, детской площадки, фонтана, играют положительную или отрицательную роль)

5) Динамическая пауза №2

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. 
(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. 
(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,
Только это не беда. 
(Махи руками)

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. 
(Наклоны)

А потом опять встают.

И по-прежнему цвет

VI. Обобщение и систематизация знаний

6) Решение проблемной ситуации

Учитель:  Могут ли люди жить без природы?

 На этот вопрос один ученик ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?

Обучающиеся высказывают свои мнения.

источник

7) Вопросы для закрепления

  • Как влияют друг на друга растения в сообществе?
  • Какое влияние на растения в сообществе оказывают животные и микроорганизмы?
  • Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
  • Как меняется внешний вид растительного сообщества в разные времена года?

VII. Подведение итогов экскурсии

Выводы

  1. Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определенных растительных сообществах.
  2. Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории.
  3. Для каждого растительного сообщества характерен свой состав и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между собой.
  4. Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.

- В начале экскурсии мы разыграли спор растений, растущих на территории парка. Так кто же из них был прав? Кто из них полезнее и нужнее? (Ответы учащихся.) Сейчас мы можем с уверенность сказать, что все растения в сообществе нужны и важны, все они взаимосвязаны. Эти растения приспособились к совместному произрастанию на определенной территории. При этом одни виды растений создают условия для существования других.

8)  Рефлексия (отчет каждой группы по экскурсии , проводится в классе)

- Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желая охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я научился …

Продолжите любое из этих предложений.

Отчет каждой группы о проделанной работе.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой флорой на уроках и внеклассных мероприятиях.

VIIІ. Домашнее задание

  1. Выучить § 30,
  2. Ответить на контрольные вопросы
  3. Составить синквейн со словом «парк»; сочинить сказку «Приключения в парке» нарисовать любое природное сообщество, с использованием условных обозначений.

Приложение №1

Правила описания растений на пробной площадке. 

1.Начните описание видового состава растений, с какого – нибудь угла площадки, не сходя с места. 

2.Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения. 

3.Опустивнись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными лишь при более внимательном анализе травостоя. 

4.Далее, медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь время от времени и отметая вновь попадающиеся растения. 

5.Дойдя до второго угла, задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта. 

6.В заключении пройдите площадку еще раз, но по диагонали. 



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и физики

Урок биологии по теме: Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней.

Урок физики по теме: Линзы. Оптическая сила линзы.

Цели для учителя:

  • Обучающая: обобщить  знания учащихся о зрительном анализаторе.

 Изучить физические понятия: линзы, виды линз, оптическая сила линз.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся и умение применять полученные знания на практике;
  • Воспитательная: создать условия для формирования бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цели для учеников:

  • Повторить строение и функции зрительного анализатора. Виды нарушений зрения.
  • Изучить виды линз.
  • Научиться определять линзы по форме и виду.
  • Моделировать ситуацию утомления глазодвигательных мышц, при долгой зрительной нагрузке.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал, модель хрусталика, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам, здравствуйте! Я желаю вам здоровья.

Слушают учителя

  1. Постановка темы урока и проблемного вопроса.

 На слайде таблица по проверке зрения.

Б: Ребята, обратите внимание, знакомо ли вам это изображение?

Где вы могли увидеть такую таблицу?

Какой анализатор отвечает за зрение?

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока, если его девиз: «Береги зрение как зеницу ока».

Правильно. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

 Так звучит начало темы урока.

Продолжаем. У всех ли людей зрение бывает в норме?

Чем корректируют проблемы со зрением?

Как, определить для близоруких или для дальнозорких глаз предназначены очки?

Ваши мнения различаются, поэтому предлагаем в этом разобраться в процессе урока.

Ученики дают ответы. 

Знакомо.

В поликлинике и во время прохождения медосмотра когда проверяли зрение.

Глаз.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Нет не у всех.

Очками. Линзами.

Фронтальная работа с классом.

Ответы детей.

  1. Постановка целей урока.

Ф: Определим, что вам нужно знать и уметь для решения этого вопроса. В целях уроках недостает нужных слов, в кабинете для вас развешены подсказки, выберете из них те которые, вы считаете правильными для их дополнения (слова подсказки)

Дети формулируют цели на доске.

  1. Актуализация знаний.

Задание №2.

Б: В биологии мы уже знакомились со строением зрительного анализатора, немного вспомним этот материал: работа в группах по карточкам (слайд с правильными ответами)

Основываясь на знании анатомического строения глаза, назовите, какие функции осуществляют данные части зрительного анализатора? Хрусталик, стекловидное тело.

Учитывая ваши ответы - тема сегодняшнего урока полностью будет звучать так: Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней. Линзы. Оптическая сила линзы.

Вот мы только что повторили строение глаза.

Дети работают в группе по карточкам, после проверяют выполнение работы, основываясь на правильные ответы на слайде.

Результаты в оценочную таблицу.

Участвуют в формировании зрительных образов, т.е. осуществляют оптическую роль.

Открывается остальная часть темы.

  1. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний из биологии

  1. Практическое задание

  1. Физминутка

  1. Решение проблемной ситуации

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание.

  1. Заключение

Ф: Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик?

     Совершенно верно.

В оптике линзы различают по форме и по виду.

 

Вашему вниманию предлагается видео объяснение, по окончании которого вы заполняете таблицу

   Слайд

Б: давайте вспоминать особенности функционирования глаза.

 Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело оптическая система глаза, т.е.   собирающая линза, то она даёт перевёрнутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевёрнутым.

  А что позволяет видеть предметы неперевёрнутыми? давайте вернемся к нашим подсказкам.

слайд

Б: кроме того, мы не всегда хорошо можем различать предметы на разных расстояниях. Все ли из вас достаточно легко смогли прочесть предлагаемые подсказки?

 Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

 Как называется процесс, при котором происходит регуляция кривизны хрусталика?

 Правильно.

Ф: Предлагаем провести небольшое практическое задание.

У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук, это мышцы изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется, примерно вот так… (учитель просит поднять руки и показать слегка сжатый хрусталик).  Теперь представьте, что вы будете читать или смотреть телевизор, либо работать за компьютером, т.е. долго смотреть на близкорасположенные предметы.  Мышцы должны сжимать хрусталик. Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут в сжатом состоянии?

Верно, руки устают. Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы?

 В итоге глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность изменять свою кривизну, нарушается процесс аккомодации.

 Б. Но их можно укреплять и тренировать. Для этого есть специальные упражнения, которые мы выполним.

Я вам предлагаем следующие упражнения для тренировки глазодвигательных мышц: 

Б: существующие отклонения в аккомодации, разделяют на близорукость и дальнозоркость. Как будет видеть человек с такими отклонениями?

(Слайд 6)

Ф: В нашем классе есть дети, у которых существуют такие проблемы со зрением. Например………….

     Какой вид нарушения зрения выявили у тебя врачи?

 Определим какой вид линз можно использовать в очках для близоруких людей?

Для дальнозорких глаз?

 Какую оптическую силу имеют очки с рассеивающими линзами? Какую оптическую силу имеют очки с собирающими (выпуклыми) линзами.

Как внешне отличить эти линзы?

Б: предлагаем вернуться к ситуации в начале урока, на которую вы не смогли ответить однозначно. Как теперь вы решите данную ситуацию, и ответите на поставленный вопрос?

 

По данным СЭС у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Правильная разработка правил гигиены зрения помогут вам в дальнейшем сохранить свое зрение.

1 группа- «Разработать правила работы с

компьютером.»

2 группа- Разработать правила чтения книги

3 группа- Разработать правила работы при письме

Рефлексия «для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

  1. §50
                                        2. Заполните таблицу
    Заболевание
    глаз
    Причины
    Признаки
    Меры
    профилактики
                                             

И в завершении урока я хочу прочитать отрывок из сказки «Самое большое богатство»

и постарайтесь уловить её главную мысль.

Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

- Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

- Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

- Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно?

- Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

- Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото!

- Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

- Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

- Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься?

Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

Спасибо за урок!

Линзу

Смотрят видеоролик и слушают объяснения учителя.

Заполняют таблицу по ходу объяснений.

По слайду проверяем правильность заполнения

Ответы учащихся: нормальное, а не перевёрнутое видение предметов обусловлено их повторным переворачиванием в корковом отделе зрительного анализатора.

Да, нет, потому что…

Аккомодация

Учащиеся выполняют указания учителя.

Мышцы рук начинают уставать.

Очень сильно.

1. «Дуга», 2. «Змейка», 3. «Циферблат». (Слайд)

Дети отвечают

Близорукость,

Двояковогнутая, рассеивающая

Собирающая, выпуклая.

 отрицательную оптическую силу.

Оптическая сила таких линз положительна.

Вогнутые линзы толще по краям, а выпуклые – в центральной части.

При близорукости используются линзы толще по краям, при дальнозоркости – в центральной части.

если линзы вогнутые — очки для близоруких. Если линзы выпуклые — очки для дальнозорких.

Работа учащихся мини-группами;

Выступления.

Работают с табличкой по рефлексии

УРОК

Я на уроке

В итоге

  1. Интересно

  1. Работал

1. понял и усвоил материал

  1. Скучно

2.   ничего не делал

2. узнал новое

  1. Безразлично

3.  помогал другим

3. не понял