для воспитателей
Гимнастика пробуждения для младших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_gimnastiki_probuzhdeniya_dlya_2_mladshih_grupp.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «чудо» – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые их различными стихами.
Комплекс гимнастики пробуждения для детей первой младшей группы
Комплекс № 1 «Дождик»
1. И. п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки».
Капля первая упала - кап! Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
И вторая прибежала - кап! То же проделать другой рукой.
2. И. П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
3. И. п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Мы их вытирали.
4. И. П.: о. с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И. П.: о. с. Поднять и опустить плечи.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И. П.: о. с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза
От дождя убежим.
7. И -.П.: о. с. Приседания.
Под кусточком посидим.
Комплекс № 2 «Самолет»
1. И. П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
2. И. П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
3. И. п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
4. И. П.: о. с. встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
5. И. П.: о. с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И. П.: о. с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
Комплекс № 3 «Жук»
1. И. П.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.
В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
5. И. п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
8. Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
9. Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
10. Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».
Комплекс № 4 "Бабочка"
1. И. п.: сидя на корточках, руки вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена.
Спал цветок и вдруг проснулся
2. И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.
Больше спать не захотел
3. И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел
Дети выполняют движения по тексту. (2-3 раза)
Комплекс № 5 «Пробуждение солнышка»
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.
2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.
5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
6. «Солнышко смеется» - и. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)
Комплекс № 6 «Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.
коврик.
Комплекс № 7 «Упражнения в кроватке»
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2.«Котёнок» - И. п.: лёжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза) .
Комплекс № 8
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5раз) .
2. Массаж шеи. И. п. - сидя по-турецки.
Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Дыхательные упражнения:
1.«Ку-ка-ре-ку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку».
2.«Ветерок». Сесть на кровать, ноги по-турецки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны выдох (поочередно медленно - быстро, имитирующий ветер. Повторить 4 -5 раз.
Комплекс № 9
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз) .
2.«Змея» - И. п.: лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш…» (4 раз) .
3. Массаж живота. И. п. - лежа на животе. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт).
2.«Вырастим большими». На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — выдох через рот. Повторить в медленном темпе 3-4раза.
Комплекс № 10
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой (1-й комплекс)
"Греем наши ручки" Соединить ладони и потереть ими до нагрева
"Проверяем носик" Нажимать указательным пальцем точку под носом
"Лепим ушки" Указательным и большим пальцем "лепим" ушки
"Правая ноздря, левая ноздря" Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
"Сдуваем листик" Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт).
2.«Паровоз». Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
Комплекс № 11
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз) .
2. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой (2-й комплекс)
"Греем наши ручки" Соединить ладони и потереть ими до нагрева
"Проверяем кончик носа" Слегка подергать кончик носа
"Сделаем носик тоненьким" Указательными пальцами массировать ноздри
"Примазываем ушки, чтоб не отклеились" Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
"Как мычит теленок" Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
"Сдуем снежинку с ладони" Вдох через нос, выдох через рот
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «э-э-э» (рот плотно закрыт).
2.«Сдуй снежинку». Стоя на полу, ноги врозь, рука возле рта, сдувать с руки воображаемую снежинки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Комплекс № 12
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой (3-й комплекс)
"Моем руки" Движения кистями, как при мытье рук
"Шагаем по пальчикам" Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
"Лебединая шея" Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
"Крепко спим" Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
"Мы проснулись" Несколько раз зевнуть и потянуться.
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «м-м-м» (рот плотно закрыт).
2. Наклоны вперед – вдох при каждом наклоне. Выполнить 4раза.
Комплекс № 13
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз) .
2.«Велосипед» - И. п.: лёжа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (3-4 раза)
3.«Месим тесто» - И. п.: сидя «по-турецки». Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения при замешивании теста. (3-4 раза)
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «у-у-у» (рот плотно закрыт).
2.«Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш».
Комплекс № 14
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2.«Часы» - И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо – влево.
3. Массаж рук
1. Дети моют кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «а-а-а» (рот плотно закрыт).
2.«Ежики» - И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз) .
Комплекс № 15
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз).
2.«Покачай малышку» - И. п.: сидя. Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «з-з-з» (рот плотно закрыт).
2.«Подуй на свечку». Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Комплекс № 16
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2. Массаж ног. И. п. - сидя по-турецки. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым.» То же - с правой ногой.
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «ж-ж-ж» (рот плотно закрыт).
2.«Гуси шипят». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
Комплекс № 17
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5 раз) .
2. Массаж грудной области. И. п. - сидя по-турецки.
- Поглаживание области грудной клетки.
- «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз, делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт).
2.«Одуванчик». Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Глубокий вдох через нос и рот резкий выдох. Повторить (3-4 раза).
Комплекс № 18
I Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2.«Волна» - И. п.: лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу, выпрямить. Пауза 3-5 сек. и опустить ноги (3-4 раза) .
3.«Качалочка» - И. п.: лёжа на спине. Подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться, вдоль позвоночника (3-4раза) .
Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «с-с-с» (рот плотно закрыт).
2.«Водолазы». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
Растирание сухой варежкой как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми.
Опыт показывает,что одни и те же профилактические процедуры в детском саду могут давать разный эффект в зависимости от того, как они проводятся. Сила воображения, эмоциональный настрой способствуют высвобождению скрытых ресурсов детского организма. Отсюда — вывод: оздоравливать развивая! В качестве «инструмента» оздоровления и развития можно взять сухую варежку.
Растирание варежкой имеет профилактическое значение. Но одновременно, подключив фантазию, ею можно и поиграть. И тогда варежка станет по-настоящему чудесной. Эта форма развивающе-оздоровительной работы способствует снижению заболеваемости детей простудой, повышению тонуса центральной нервной системы, улучшению кровообращения, нормализации обмена веществ, оказывает на детский организм общеукрепляющее воздействие.
Необходимо выполнять определенные условия закаливания с помощью сухой варежки: процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически, каждый день; продолжительность процедур увеличивается постепенно; обязательно учитывается состояние здоровья эмоциональное состояние ребенка.
Рекомендуется начинать растирание в теплое время года и затем регулярно проводить после дневного сна, в сочетании с гимнастикой после сна. Эффект от закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. Если у ребенка легкое заболевание, закаливание отменять не стоит — достаточно уменьшить нагрузку или интенсивность растирания. В случае серьезного заболевания закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.
Температура воздуха при «сухом» растирании — 16-20 градусов. Обтирание частей тела начинают сверху вниз в определенной последовательности: шея, грудь (спина), ребра по очереди с каждой стороны, руки, ноги. Каждую часть тела обтирают отдельно. Длительность одной процедуры — от 1 до 3 минут. Растирание проводится до легкого покраснения кожи. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание при выполнении упражнений свободное. Можно использовать негромкое музыкальное сопровождение. Варежку для растирания можно сшить самим из махрового полотенца по размеру руки ребенка. Она не должна быть грубой, так как детская кожа очень чувствительна.
Перед выполнением комплекса растирания дети надевают подготовленные махровые варежки на правую руку, выстраиваются на ковре друг за другом тесным кругом. Девочки свободной рукой убирают со спины свои волосы и придерживают их.
Комплекс упражнений.
- «Растираем шею». Дети прямыми движениями рук вверх-вниз от основания шеи до затылочной части растирают шею впереди стоящему товарищу (по 3 раза).
- «Птичка». Дети кладут руку на правое плечо впереди стоящему ребенку, ведут руку от правого плеча к левому и обратно, рисуя «крылья птички» (по3 раза).
- «Змейка». Дети сверху вниз рисуют волнистую линию вдоль позвоночного столба впереди стоящего (3 раза).
- «Гармошка». Дети кладут руку на правый (левый) бок впереди стоящего, проводят по ребрам сверху вниз и обратно, «играют на гармошке», приговаривая: «Тили-тили, трали-вали» (по 3 раза с каждой стороны).
Затем дети готовятся к самомассажу: передают варежку впереди стоящему ребенку, который надевает варежку на правую руку. Дети поворачиваются лицом к центру круга и делают шаг назад.
Комплекс упражнений для самомассажа.
- «Растираем шею». Дети прямыми движениями рук вверх-вниз растирают себе шею от ключицы до подбородка и обратно (по 3 раза).
- «Птичка». Дети кладут руку себе на правое плечо, ведут руку от правого плеча к левому и обратно, рисуя «крылья птички» (по 3 раза).
- «Большие и маленькие круги на груди». Дети кладут руку на грудь и круговыми движениями от вилочковой железы по часовой стрелке рисуют сначала маленькие, а затем большие круги на груди (по 3 раза).
- «Большие и маленькие круги на животе». Дети кладут руку на живот, круговыми движениями по часовой стрелке рисуют сначала маленькие, а затем большие круги на животе (по 3 раза).
- «Гармошка». Дети кладут руку на правый (левый бок и проводят ею по ребрам сверху вниз и снизу вверх - «играют на гармошке», приговаривая: «Тили-тили, трали-вали» (по 3 раза с каждой стороны).
- «Катаемся с горки». Дети вытягивают вперед руку без варежки, а руку в варежке кладут на кисть вытянутой руки, проводят варежкой откисти до плеча и обратно - «поднимаются, катаются с горки» (по 3 раза).
- «Надеваем браслеты». Дети проводят варежкой вокруг руки на уровне запястья, локтя, плеча - «надевают браслеты» (по 3 раза).
Переодевают варежку на другую руку, выполняют те же движения: «катаются-поднимаются с горки», «надевают браслеты» (по 3 раза).
- «Крутая горка». Дети вытягивают вперед правую ногу, кладут руку в варежке на стопу вытянутой ноги, проводят варежкой от стопы до бедра и обратно: «катаются-поднимаются с горки» (по3 раза). Меняют ногу, повторяют движения.
Заключительный этап: после массажа дети снимают варежки, кладут их в специальный мешок. В конце каждой недели варежки стираются.