МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района

 Томской области

Мастер-класс для воспитателей ДО «Использование кругов Эйлера для развития математических способностей у дошкольников»

Подготовила: Сергейчук Е.А.

р п Белый Яр 2020 г

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в восемнадцатом веке, и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных направлениях. Учитывая простоту и наглядность кругов Эйлера, мы их используем в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Основной целью игр с кругами является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.

Задачи использования кругов Эйлера в работе с детьми:

1. Формировать представление о математических понятиях (кодирование, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать представление о множестве, операции со множествами (сравнение, классификация).

4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

5. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью, в том числе ив целях запоминания.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Этапы организации игр и упражнений с кругами в младшем (среднем) возрасте.

1. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя в работе один круг. Дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбирают соответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет, форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки.

2. В средней группе используются уже два не пересекающихся круга, при этом педагог должен учитывать уровень развитие дошкольников.

Этапы организации игр и упражнений с обручами в старшем возрасте.

В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения с двумя пересекающимися кругами.

В подготовительной к школе группе вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.

1. Дети совместно с педагогом определяют признаки предметов и выбирают соответственно карточки с символами, на которой обозначены

данные признаки (цвет, форма, размер, толщина) и располагают ее в круге. Дети самостоятельно раскладывают предметы в круге, соотнося их по признакам.

2. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новое множество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться в данном множестве.

Для того чтобы реализовывать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

Сейчас я познакомлю со схематическими карточками кодирования, которые обозначают признаки предметов.

Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не», который в рисуночном виде выражается перечеркиванием крест- накрест соответствующего кодирующего рисунка.

А сейчас мы с вами немного практически поупражняемся с кругами Эйлера. В отечественной литературе занятия с кругами называются игры с множеством.

У вас есть разнообразные наборы карточек, два круга одинакового размера, но разные по цвету и один круг маленький.

1. В первом задании мы будем работать с набором карточек «фрукты и овощи». Положите перед собой два круга, положите карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а в другом -овощи (непересекающиеся круги). А теперь определите, сколько получилось множеств и расскажите о них (круги лежат рядом, в одном круге–множество фруктов, а во втором–множество овощей; получилось два множества.)

2. А сейчас будем работать с набором карточек «игрушки и транспорт». Разложите карточки так, чтобы в одном круге были все игрушки голубого цвета, а в другом–транспорт (пересекающиеся круги, на пересечении- машина).Озвучьте, сколько и каких множеств получилось при выполнении этого задания (круги лежат с пересечением, в одном круге множество игрушек голубого цвета, во втором круге- транспорт, машинка оказалось на пересечении кругов, потому что это транспорт и она голубого цвета; получилось три множеств

А сейчас упражнение для очень внимательных.

3. У вас есть набор карточек с фруктами, овощами и продуктами питания. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежала вся растительная пища, а в маленьком круге только фрукты (один круг вложен в другой).Сколько множеств получилось при выполнении этого задания? (в большом круге находится маленький круг, в большом круге множество овощей, так как это растительная пища, а в маленьком - множество фруктов, и это тоже растительная пища; за кругами лежит множество остальных продуктов питания,которые не относятся к растительной пище и фруктам; получилось три множества).

А сейчас вы будете работать со схематическими кодовыми карточками, обозначающими признаки предмета.

1. У вас есть набор геометрических фигур и набор кодовых карточек, обозначающих признаки предмета. Положите перед собой оранжевый круг, в него положите кодовую карточку обозначающую красный цвет. Расположите геометрические фигуры так, чтобы в круге были фигуры соответствующие кодовому знаку. Расскажите о получившихся множествах (внутри круга лежит множество красных геометрических фигур, потому что они соответствуют кодовой карточке, за кругом расположили все остальные фигуры; получилось два множества).

2. Сейчас вы будете работать с набором карточек дикие и домашние животные и кодовыми карточками, обозначающими этих животных. В оранжевый круг положите кодовую карточку, которая обозначает домашних животных, а в белый круг положите отрицающую кодовую карточку. А теперь расположите карточки так, чтобы они соответствовали кодовым карточкам. Расскажите о полученных множествах (в оранжевом круге карточки с домашними животными, потому что они соответствуют кодовой карточке, в белом круге множество диких животных, потому что они соответствуют кодовой карточке; за кругом все остальные – не домашние и не дикие животные, а множество птиц. Получилось три множества).

Подведем итог. Что мы сегодня с вами рассмотрели? Чем занимались? (Действия, которые можно производить с множествами, получили советы по организации образовательной деятельности детей. Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты, с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, умение сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы, строить логические цепочки, рассуждать).

Полученные умения и знания детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера, в развитии логического мышления при решении задач будут служить фундаментом для успешного обучения в школе.

Насколько вам понравилась эта технология, ее разнонаправленность? Будете ли вы использовать круги Эйлера в практике работы?

Дидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группа

Сегодня я хотела бы показать Вам как я внедряю в нашей группе использование такой модели работы как «Круги Эйлера».

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, мы решили, что можно в качестве дидактических игр смело начинать внедрять на занятиях по развитию логического мышления, как первый опыт знакомства и использования данной модели.

Для детей нашей возрастной категории достаточно применять только два круга для определения двух групп множеств, разделяя их по какому-либо признаку. Ведь в дальнейшем, если ребёнок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность. Именно поэтому большое количество занятий в дальнейшем в старшей и подготовительной группе посвящено овладению действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

Для начала работы с детьми я взяла тему «Одежда» и начала работать с небольшими подгруппами детей. Сначала мы внимательно рассмотрели и проговорили, что у нас имеется, затем выяснили, что эти все вещи можно объединить одним словом «Одежда». Затем я уже показала два круга. Объяснила назначение цвета каждого круга и предложила разделить всю одежду на две группы: одежда для девочек, которая должна быть сложена в круг красного цвета и одежду для мальчиков, которая должна быть сложена в круг синего цвета. Дети с большим интересом принялись раскладывать одежду в два круга. Игра их очень увлекла. Но уже через некоторое время лишь у некоторых детей возник вопрос по некоторым вещям. И они начали сомневаться куда положить: колготки, носки, майку, футболку, ведь эти вещи могут носить и мальчики, и девочки. Этого вопроса я ждала, и конечно же я им рассказала про объединение кругов, где в середину будет можно сложить эти вещи. Игра детям очень понравилась. Наши с напарницей цели были достигнуты. Логическое мышление детей не заставило себя долго ждать. А наша задача теперь расширять и пополнять нашу копилку новыми дидактическими играми. Теперь мы будем делить зимнюю и летнюю одежду, праздничную и повседневную. Затем начнём осваивать и другие темы. Ведь работая по этой модели можно пополнять фонд дидактических игр постоянно, как в рамках тематических недель, так и используя безграничную нашу фантазию, тем самым попутно обогащая багаж знаний детей и развивая их умственные способности.https://fs.znanio.ru/methodology/images/80/6c/806cafcb5a628753c2424a03b312e08e8f80a637.jpg

http://900igr.net/up/datai/178164/0006-007-.pnghttps://i.pinimg.com/originals/0b/ec/86/0bec865f5fcfdde5bcba228b76990caa.png



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное уреждение «Верхнекетский детский сад»  Верхнекетского района

Томской области

Мастер-класс

 «Формирование умения различать предметы по форме и называть их»

Подготовила: Сергейчук Е.А.

р п Белый Яр 2020 г

        В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Основными целями развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста являются: - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.).

Формирование умения различать предметы по форме и различать их играет огромную роль в жизни маленького человека. Это умение помогает детям ориентироваться в пространстве, строить логические цепочки, ориентироваться в частях собственного тела и т. д.

Содержание:

1. Цели и задачи мастер класса

2. Дидактический материал

3. Ход занятия

1. Цели и задачи мастер класса

Цель: показать на практике педагогам как формируется умение различать предметы по форме и называть их в раннем дошкольном возрасте.

Задачи:

1) Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по формированию умения различать предметы по форме и называть их.

2) Дать представление участникам мастер-класса по развитию умения различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного у детей раннего возраста;

3) Создать условия для участия педагогов в совместной деятельности.

2. Дидактический материал

Кубики и шарики одного размера и величины; кирпичики, мягкие игрушки мишки, зайки и кота, 3 корзины, 3 коробки разных цветов, мешочек, игрушечный грузовик.

3. Ход мастер-класса

Вступительное слово:

Уважаемые родители! Сегодня я хочу показать вам как проходят наши занятия с детьми раннего возраста. Предлагаю Вам превратится в детей, и мы с вами в игровой форме будем различать предметы по форме и называть их.

- К нам в гости сегодня приехал Мишка, Зайчик и Котик (рассматривание медведя, зайца, кота). На чем они к приехали? (на грузовике)

- А что лежит в грузовике? (мешочек)

- Мешочек – то волшебный!

Игра «Чудесный мешочек»

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Предлагаю вам по очереди определить в мешочке предметы по форме и называть их, (кирпичик, шарик, кубик).

Когда достают шар

Воспитатель

- Что нашли?

- Шарик (шар).

Воспитатель

- Какого цвета шар?

Называют цвет шара.

Воспитатель

- Что можно делать с шаром?

- Катать.

Когда достают кубик:

Воспитатель

- Что это?

- Кубик

Воспитатель

- Что можно делать с кубиком?

- Ставить.

Воспитатель

- А кубик может катиться? А почему? Что есть у кубика?

- Углы.

Воспитатель

- Сколько углов у кубика?

Когда достают кирпичик:

Воспитатель

- Что это? На что похож? Цвет? Что можно делать с кирпичиком?

Воспитатель:

- Давайте разложим все предметы нашим гостям. Кубики – Мишке, шарики – Котику, кирпичики – Зайке.

Физкультминутка

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает

И в карман кладет.

Вдруг, упала шишка.

Прямо Мишке в лоб!

Мишка испугался

И ногою Топ!

«Больше я не буду

Шишки собирать!

Лягу я в берлогу,

Буду крепко спать!»

- Молодцы! Мишке очень понравилось. Как вы думаете, что можно построить из кубиков? А из кирпичиков? Давайте построим! (дорога, башня, дом).

- Отличные постройки! Пока вы строили, котик поиграл в шарики и теперь очень хочет навести в них порядок и разложить по цветам. У него есть 3 коробочки, в них нужно положить шарики нужных цветов.

Раздать педагогам шары, они складывают в коробочки и называют цвета.

Воспитатель:

- Молодцы, звери очень рады что вы поиграли с ними и помогли! Ну а теперь им пора ехать домой.

- Скажите кто приезжал к нам в гости?

- Что привозил мишка?

- С чем вы играли?

- Какие геометрические фигуры мы повторили?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- За то, что вы так хорошо занимались зверюшки оставили вам гостинцы. Всем спасибо! Все молодцы! Приглашаем вас за стол!

Действия с предметами в игровой форме помогает освоить элементарные математические представления. Дети осваивают сенсорные эталоны: цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное уреждение «Верхнекетский детский сад»  Верхнекетского района

Томской области

Мастер-класс по ФЭМП

«Знакомство с геометрическими фигурами»

Подготовила: Сергейчук Е.А.

р п Белый Яр 2020 г

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Существует много различных видов игр, но именно дидактические игры помогают преодолеть трудности в обучении детей. Очень популярная игра Воскобовича - планшет "Геометрик". Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). "Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с "Математическим планшетом (геометриком)", ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, развивает абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.

Оборудование:

-Камушки с цифрами (у меня из цветного картона);

-Геометрические планшеты (на каждого участника, цветные резиночки;

-Дид. игра "Танграм" (на каждого участника);

-2 обруча (зеленый и красный, объемные геометрические фигуры.

-Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх. Уважаемые родители! Приглашаю для проведения мастер -класса 6 человек, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо.

- Дети, быстренько подойдите ко мне и образуйте круг.

-Не хотите ли вы отправиться в путешествие? Я приглашаю вас в страну волшебной Математики!

Вот волшебная страна всем известна нам она.

Цифры, числа тут живут, чудеса нас скоро ждут!

-А что бы попасть в эту волшебную страну, нужно перебраться на другой берег ручья не замочив ног. Как нам это сделать? (по порядку с кочки на кочку, с цифрами от1 до 10)

-Вот мы и оказались в волшебной стране Математики. Но, посмотрите, ребята, мне кажется, что здесь что-то произошло. Посмотрите, почему-то тут все разбросано, как -будто прошел ураган, тут мне на телефон приходит смс сообщение, : "В ночь с 28 на 29 октября 2020г. над всей страной математики пронёсся страшный ураган "Катрин" .Шквалистый ветер сносил все на своем пути. Пострадало имущество населения страны. Жители просят оказать помощь в ликвидации последствий урагана".

-Ну что ребята, вы готовы помочь?

-Для этого выберите себе помощника, будем работать в парах и для начала проведем небольшую разминку. Ребята, на столе в конвертах лежат паззлы. Сейчас вы подойдёте к своим столам и соберёте эти паззлы в одно целое. Даю подсказку: у вас должна получиться цифра.

-Все справились? Молодцы!

-Ребята, у меня к вам вопрос : кто же живет в этой стране? А узнать это вам поможет математический планшет Геометрик!

1-е задание Работа с математическим планшетом Геометриком.

- Я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете их разгадать и показать на планшете. Готовы?

Примеры загадок:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат…

(прямоугольник).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Я фигуру начертил,

А название забыл.

Ту фигуру каждый знает —

Юбочку напоминает.

В ней четыре стороны,

Не всегда они равны.

(Трапеция)

2-е задание Закрепление расположения предметов в пространстве.

- Жили- были два соседа - треугольник и квадрат. Квадрат жил в верхнем левом углу, а треугольник жил в нижнем правом углу. Построили? А еще был сосед, который жил между ними и звали его прямоугольник. -У всех все получилось? Молодцы!

Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например, построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.

3-е задание "Игра с обручами"

Ураган прошел над всей страной и в Городе Геометрических Фигур перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).

4-е задание "Составь фигуру" .

-Ребята, по домам мы жителей расселили, но окна в домах разбиты на мелкие осколки. Вам нужно собрать из них целое окно. Для этого мы будем использовать "Танграм". Для каждой пары отдельная картинка. Ваша задача: составить изображение по схеме.

Итог. -Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Справились со всеми заданиями! И за это я хочу наградить вас медалями за старание!

-Что мы с вами сегодня делали? (мы помогли жителям страны Математики навести порядок после урагана)

-Вы оказались способными учениками, но нам пора возвращаться обратно. Вернемся к мостику, переправимся на другой берег ручья и превратимся обратно во взрослых!

В данном мастер -классе мы показали все формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (индивиду-альная, фронтальная) .Мастер -класс был построен в форме игрового занятия, состоящего из отдельных дидактических упражнений, объединенных одним сюжетом