КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире различные свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 42.84 КБ |
Дидактические игры | 162.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № от г. | Приложение № УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ «Верхнекетский детский сад» от г. № |
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Сергейчук Е.А.
Белый Яр – 2021
- Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире различные свойства.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Формирование и развитие математических представлений у детей младшего возраста является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка.
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических (умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения). Именно поэтому очень важно уделять особое внимание по формированию элементарных математических представлений в процессе индивидуальной работы с детьми и работы в малых группах.
Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).
- Цель программы: развитие у детей элементарных математических представлений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
- Задачи:
- формировать навыки действовать по инструкции в заданном времени;
- продолжать формировать у детей умение соотносить количество предметов с числом;
- развивать мыслительные операции, внимание, умение классифицировать предметы по цвету и величине;
- развивать математическое мышление через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми;
- формировать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь;
- развивать у детей навыки самооценки;
- формировать умение соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели;
- развивать мелкую моторику рук.
- Ожидаемые результаты и способы их определения.
- Ребенок умеет классифицировать предметы по цвету и величине.
- Умеет соотносить количество предметов с числом.
- Взаимодействует с другими детьми во время выполнения заданий, оказывает помощь, старается соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
- Действует по инструкции в заданном времени.
- Выполняет задания, требующие проявления логического мышления в соответствии с возрастом.
Диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками
№ | Фамилия имя ребёнка | Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.). | Составляет группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы. | Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. | Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же. | Видит разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом) | Показывает (называет), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые. | Различает квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;
2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
5-8 баллов – низкий уровень;
- баллов – средний уровень;
- баллов – высокий уровень.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия во второй группе раннего возраста 15 минут.
- Календарный учебный график (приложение к программе)
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | Игра «Угости зайчат» | 1 |
Игра «Сбор урожая» | 1 | |
Игра «Малина для медвежат» | 1 | |
Игра «В лес за грибами» | 1 | |
Дидактическая игра «Помоги черепашке найти свой остров». | 1 | |
Октябрь | Дидактическая игра «Найди предмет» | 1 |
Дидактическая игра «Три квадрата» | 1 | |
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры» | 1 | |
Дидактическая игра «Широкое - узкое» | 1 | |
Ноябрь | Дидактическая игра «Наш день» | 1 |
Игра «Длинный — короткий» | 1 | |
Игра «Подбери такие же» | 1 | |
Дидактическая игра «Украсим коврик» | 1 | |
Декабрь | Дидактическая игра «Домики для медвежат» | 1 |
Игра «Угости мышек чаем» | 1 | |
Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам» | 1 | |
Дидактическая игра «Угостим белочек грибочками» | 1 | |
Игра «Найди свой домик» | 1 | |
Январь | Дидактическая игра «Назови и сосчитай» | 1 |
Игра «Чудесный мешочек» | 1 | |
Игра «Разложи в коробки» | 1 | |
Февраль | Игра с счетными палочками | 1 |
Игра «Разноцветные шарики» | 1 | |
Игра «Что длиннее» | 1 | |
Игра «Найди предмет такой же формы» | 1 | |
Март | Дидактическая игра «Рассортируй по величине или по цвету, или по форме» | 1 |
Дидактическая игра «Украсим рукавички» | 1 | |
Игра «Посмотри, назови» | 1 | |
Игра «Кто выше?» | 1 | |
Игра «Покажи квадрат» | 1 | |
Апрель | Игра «Покажи треугольник» | 1 |
Игра «Квадрат и треугольник» | 1 | |
Игра «Почтовый ящик» | 1 | |
Игра «Геометрическое лото» | 1 | |
Май | Игра «Чайный сервиз» | 1 |
Дидактическая игра «Собери кружки» | 1 | |
Игра с пуговицами | 1 | |
Дидактическая игра «Накорми белочку». | 1 | |
Подведение итогов реализации программы | Конспект интегрированной НОД по ФЭМП «К гномикам в гости» |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | Игра «Угости зайчат» | Игровое упражнение | Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Игрушки зайчата. Морковка большая и маленькая. |
2 | Игра «Сбор урожая» | Игровое упражнение | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Корзина, овощи. |
3 | Игра «Малина для медвежат» | Игровое упражнение | Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Медвежонок, ягода. |
4 | Игра «В лес за грибами» | Сенсорное развитие | Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Корзина, грибы. |
5 | Дидактическая игра «Помоги черепашке найти свой остров». | Сенсорное развитие | Поместить каждую черепашку в свой домик. | Объяснение задания, выполнение игровых действий. | Островок, черепашки. |
6 | Дидактическая игра «Найди предмет» | Игровое упражнение | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). |
7 | Дидактическая игра «Три квадрата» | Сенсорное развитие: размер | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». | Объяснение задания, выполнение игровых действий. | Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. |
8 | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры» | Игровое упражнение | Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера. |
9 | Дидактическая игра «Широкое - узкое» | Игровое упражнение | Формировать представление «широкое - узкое». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Ленточки разной длины. Игрушки кукла и медвежонок. |
10 | Дидактическая игра «Наш день» | Игровое упражнение | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. |
11 | Игра «Длинный — короткий» | Сенсорное развитие | Учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга; нарядить кукол; подобрать такой бантик, который может легко завязываться. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Две куклы, медвежонок, бантики разных цветов. |
12 | Игра «Подбери такие же» | Сенсорное развитие: форма, цвет | Учить выделять общий признак предмета; отобрать кубики для зверей; раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Игрушки звери, кубики разного цвета. |
13 | Дидактическая игра «Украсим коврик» | Сенсорное развитие: форма, цвет, размер | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Медвежонок, коврики, геометрические фигуры. |
14 | Дидактическая игра «Домики для медвежат» | Сенсорное развитие: размер | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Большей и маленький медвежонок, геометрические фигуры разного размера. |
15 | Игра «Угости мышек чаем» | Сенсорное развитие: размер | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Две мышки разных размеров, посуда разных размеров. |
16 | Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам» | Сенсорное развитие: размер | Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Дикие животные, домики, дорожки. |
17 | Дидактическая игра «Угостим белочек грибочками» | Игровое упражнение | Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Белочки, грибочки. |
18 | Игра «Найди свой домик» | Сенсорное развитие: цвет, форма | Закреплять умение различать форму и цвет; формировать представление о символическом изображении предметов; учить умению систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Три обруча, геометрические фигуры, волшебный мешочек, волшебные дорожки. |
19 | Дидактическая игра «Назови и сосчитай» | Игровое упражнение | Упражнять детей в счете звуков, называя итоговое число соответствующим числительным. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Металлофон, бусы «шарики». В комплект входят бусины 20мм, 4 цветов: желтый, красный, синий, зелёный. Всего 100 шт. (бусин каждого цвета по 25 шт.). Шнурки 4 цветов: красный, синий, желтый, зелёный. |
20 | Игра «Чудесный мешочек» | Сенсорное развитие: цвет, форма | Учить различать и называть круг, квадрат и треугольник. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Мешочек, геометрические фигуры разного размера. |
21 | Игра «Разложи в коробки» | Игровое упражнение | Научить различать круг и квадрат, цвета; пользоваться словами: много, один. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | 2 коробки, на одной наклеен или нарисован красный круг, на другой – синий квадрат; круги и квадраты для детей разного цвета. |
22 | Игра с счетными палочками | Игровое упражнение | Тренировать детей различать правую и левую руки. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Счетные палочки в коробке (по 12 шт). |
23 | Игра «Разноцветные шарики» | Игровое упражнение | Учить сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | 5 зеленых шариков и 5 красных шариков |
24 | Игра «Что длиннее» | Игровое упражнение | Учить сравнивать предметы по длине. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Мяч |
25 | Игра «Найди предмет такой же формы» | Игровое упражнение | Формировать умения детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, предметы круглой формы (мячи пуговицы, шары, квадратной (строительный материал, платок, карточки лото, треугольной (строительный материал, флажок, морковь, прямоугольной (альбом, книга, строительный материал). |
26 | Дидактическая игра «Рассортируй по величине или по цвету, или по форме» | Сенсорное развитие: цвет, форма, размер | Закрепить знания цвета, величины, развитие мелкой моторики рук. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Геометрические фигуры разного цвета. |
27 | Дидактическая игра «Украсим рукавички» | Сенсорное развитие: цвет, форма, размер | Учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Рукавичка правая, левая. Геометрические фигуры разного цвета, размера. |
28 | Игра «Посмотри, назови» | Игровое упражнение | Учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Предметы разного размера. |
29 | Игра «Кто выше?» | Игровое упражнение | Учит сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами результат сравнения: «выше - ниже», одинаковые | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Предметы разной высоты. |
30 | Игра «Покажи квадрат» | Игровое упражнение | Учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), обследовать их осязательно-зрительным путем. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Круги разного цвета, размера. |
31 | Игра «Покажи треугольник» | Сенсорное развитие: цвет, форма | Учить различать и называть треугольники, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и форме. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Треугольники разного цвета, размера. |
32 | Игра «Квадрат и треугольник» | Сенсорное развитие: цвет, форма | Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать учить приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Мешочек, геометрические фигуры разного цвета, размера. |
33 | Игра «Почтовый ящик» | Сенсорное развитие: цвет, форма, размер | Учить детей находить отверстия, подходящие для ○, □, Δ фигурки. Развивать глазомер ребенка. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Геометрические фигурки (плоские)○,□,Δ. Коробка с отверстиями в виде геометрических фигур. |
34 | Игра «Геометрическое лото» | Игровое упражнение | Учить детей подбирать нужные карточки с изображением нужной фигуры. Развивать внимание у детей. Формировать усидчивость детей. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Карточки с геометрическими фигурами, набор геометрических фигурок. |
35 | Игра «Чайный сервиз» | Игровое упражнение | Подобрать к каждой чашке свое блюдце. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Карточки с геометрическими фигурами, чашка. Блюдце. |
Дидактическая игра «Собери кружки» | Игровое упражнение | Закрепление умения считать в пределах пяти, соотношение количества предметов с цифрой, развитие навыка согласования числительных с существительным. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Карточки с цифрами и предметами. | |
Игра с пуговицами | Игровое упражнение | Подобрать к цветному контейнеру пуговицу такого же цвета, развитие мелкой моторики рук. | Беседа, показ предметов, выполнение игровых действий. | Контейнеры красного, синего, желтого, зеленого цветов, пуговицы. | |
Дидактическая игра «Накорми белочку» | Игровое упражнение | Развитие мелкой моторики рук и сенсорных способностей детей. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картинка с белочкой, геометрические фигуры. | |
36 | Конспект интегрированной НОД по ФЭМП «К гномикам в гости» | Интегрированное занятие | Закрепить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, цвете, размере; видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров, закрепление понятий «узкий – широкий»; закреплять навыки устного счета в пределах 5, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи. | Беседа, упражнения, создание игровой ситуации, выполнение воспитателем игровых действий. | Фигурки гномов: красная, жёлтая, зелёная; предметные картинки – мяч, часы, колпак, шарик; пирамидка большая напольная; 3 больших цветка красного, жёлтого и зелёного цвета; 5 красных, 4 жёлтых, 3 синих бабочки; 2 мостика: узкий белый и широкий черный с отверстиями в форме геометрических фигур; набор геометрических фигур; разноцветные треугольные фигурки гномов, сложенные в технике оригами по количеству детей. |
Учебно – информационное обеспечение:
- В. П. Новикова «Математика в детском саду»
- Волина В.В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. День за днём.Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Москва «Просвещение» 1990.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
Материально-техническое обеспечение:
- Дидактические игры
- Игрушки
- Демонстрационный счетный материал по формированию элементарных
математических представлений.
- Математическое лото
- Цветные счетные палочки
- Счетный и раздаточный материал по формированию элементарных математических представлений.
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ | «Угости зайчат» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть». |
«Сбор урожая» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие. | |
«Малина для медвежат» Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры. Воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. | |
«В лес за грибами» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного). | |
«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — «Чайный сервиз». Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце | |
ОКТЯБРЬ | Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. |
Дидактическая игра «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель | |
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера. Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом. | |
Дидактическая игра «Широкое - узкое» Цель: формировать представление «широкое - узкое». Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами | |
НОЯБРЬ | Дидактическая игра «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. |
«Длинный — короткий» Цели: • учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга; • нарядить кукол; • подобрать такой бантик, который может легко завязываться. Ход игры Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник. Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается - его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать: этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей. Таким образом, в ходе систематической образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, дети усваивают не только названия геометрических фигур, но и учатся видеть прекрасное, учатся фантазировать и исследовать окружающий нас мир. | |
«Подбери такие же» Цели: • учить выделять общий признак предмета; • отобрать кубики для зверей; • раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом. Ход игры Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята. У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут зверят обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться, где чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка - желтого, ежик - зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам. На стол ставят корзины — вырезанные из картона большие кубики желтого (для лисички), зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей. | |
«Что больше?» Цели: • обучать умению употреблять в речи слова: «больше», «меньше», «равные»; • развивать умение находить в пространстве предметы по признаку. Оборудование и материалы: пригласительные билеты. Ход игры. Воспитатель предлагает назвать большие и маленькие предметы: по памяти на картинке, на улице, среди игрушек, больших и маленьких детей в других группах и т. д. За каждый правильный ответ дети получают пригласительный билет в театр. | |
«Украсим коврик» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям». | |
ДЕКАБРЬ | «Домики для медвежат» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть». |
«Угости мышек чаем» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами. | |
«Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек. | |
«Угостим белочек грибочками» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть». | |
«Найди свой домик» Цели: • закреплять умение различать форму и цвет; • формировать представление о символическом изображении предметов; • обучать умению систематизировать и классифицировать геомет-рические фигуры по цвету и форме. Оборудование и материалы: три обруча, геометрические фигуры, волшебный мешочек, волшебные дорожки. Ход игры. Вариант 1. На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них - геометрические фигуры. Воспитатель предлагает рассмотреть обручи с фигурами. Чтобы попасть в домик с кругами, квадратами и другими фигурами, нужен волшебный ключик. Воспитатель предлагает детям волшебный мешочек, в котором лежат различные фигуры — волшебные ключики. Кто какую фигуру достанет, тот и будет жить в домике — обруче с соответствующей геометрической фигурой. Усложнить игру можно, меняя цвета фигур, обручи, их количество. Вариант 2. Дети гуляют в лесу и находят волшебные дорожки, которые приводят их к трем обручам с геометрическими фигурами. Далее они находят волшебный мешочек. Достают из него по фигуре- ключику, подходят к нужному обручу и добавляют фигуру. Кто первый достраивает волшебную фигуру, тот и побеждает. | |
ЯНВАРЬ | «Назови и сосчитай» Задачи: Упражнять детей в счете звуков, называя итоговое число соответствующим числительным. Игровой материал: металлофон Бусы «Шарики». В комплект входят бусины 20мм, 4 цветов: желтый, красный, синий, зелёный. Всего 100 шт. (бусин каждого цвета по 25 шт.). Шнурки 4 цветов: красный, синий, желтый, зелёный. Количество участников: от 1 человека и более Задание: Педагог предлагает нанизывать на шнурок столько шариков, сколько раз педагог ударит по металлофону. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать и нанизывать шарики. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Модификация упражнения: 1. Предложить индивидуально каждому ребенку ударить молоточком по металлофону столько раз, сколько бусин на шнуровке. 2. Предложить поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек |
МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ Дидактические задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один Оборудование: Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? - Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». - Сколько «медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь | |
РАЗЛОЖИ В КОРОБКИ Дидактические задачи: научить различать круг и квадрат, цвета; пользоваться словами: много, один. Оборудование: 2 коробки, на одной наклеен или нарисован красный круг, на другой – синий квадрат; круги и квадраты для детей разного цвета. Ход игры. Воспитатель объясняет задание детям. Надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой – квадрат) и определить, в какую коробку что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги – в коробочку с кругом, квадраты – с квадратом. Воспитатель уточняет, сколько фигур у детей и сколько фигур в коробке; все вместе определяют их цвет. | |
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Дидактические задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник. Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины); мяч Ход игры. Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их. Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины. | |
ФЕВРАЛЬ | ИГРА С СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ Дидактические задачи: тренировать детей различать правую и левую руки. Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт) Ход игры Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание. Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой. |
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ Дидактические задачи: учить сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше Оборудование: 5 зеленых шариков и 5 красных шариков Ход игры Игра проводится с небольшими группами детей. Воспитатель кладет на стол 3 зеленых шарика в ряд. Предлагает детям положить столько же красных. Применяя прием приложения, раскладывая шарики парами (зеленый — красный), дети убеждаются, что зеленых шариков столько же, сколько и красных. Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. Псле каждого изменения педагог спрашивает: зеленых шариков Со столько же, сколько и красных, или больше (меньше)? Те дети, которые умеют считать, могут применять счет и пересчитать красные и зеленые шарики. | |
ЧТО ДЛИННЕ? Дидактические задачи: сравнение предметов по длине Оборудование: мяч Ход игры Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: — Сапоги длинные, а ботинки... Ребенок, у которого мяч, отвечает: — Короткие. Катит мяч воспитателю. — У футболки рукава короткие, а у рубашки... {длинные). — Гольфы длинные, а носки... {короткие). — Шорты короткие, а брюки... {длинные). — Платье длинное, а юбка... {короткая). — Пальто длинное, а куртка... {короткая). | |
«Найди предмет такой же формы» Цель: Формировать умения детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, предметы круглой формы (мячи пуговицы, шары, квадратной (строительный материал, платок, карточки лото, треугольной (строительный материал, флажок, морковь, прямоугольной (альбом, книга, строительный материал). Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы – на другом. Воспитатель просит подойти детей к столу и обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и просит назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все хлопают в ладоши. При повторном проведении игры воспитатель меняет предметы и геометрические фигуры. | |
МАРТ | «Рассортируй по величине или по цвету, или по форме.» Цель игры: закрепление знаний цвета, величины, развитие мелкой моторики рук. |
«Украсим рукавички». Цель игры: учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички. | |
«Посмотри, назови» Цель. Учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей. Описание. Дети сидят в кругу. Воспитатель просит назвать все предметы только большого размера находящиеся вокруг их. Продолжая игру, воспитатель просит назвать: предметы маленького размера; широкие предметы; узкие предметы; длинные предметы; короткие и высокие предметы; низкие и т.д. | |
«Кто выше?» Цель. Учит сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами результат сравнения: «выше - ниже», одинаковые. Описание. Воспитатель вызывает двух детей одного роста и просит встать на небольшом расстоянии друг от друга. Спрашивает: «Как вы думаете, кто из вас выше?». Дает детям высказаться; чтобы узнать, кто выше, надо встать рядом. Какие вы по высоте? (Одинаковые.) - Они вот какие (воспитатель показывает), а я – вот какой высоты (показывает). Кто высокий? - Кто низкий? Кто выше? | |
«Покажи квадрат» Цель. Познакомить детей с квадратом; учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), обследовать их осязательно-зрительным путем. Описание. Воспитатель показывает детям красный круг. - Это круг. Перед вами на столе тоже лежит круг. Покажите его – поднимите повыше. Что вы показали? (Круг.) Какого он цвета? (Красный.) - Это красный круг. Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте его покатить по столу. Затем показывает детям синий квадрат: «Кто знает, что это?» Если дети не могут ответить, называет геометрическую фигуру, просит всех вместе повторить слово «квадрат» хором, затем 2-3 ребенка произносят это слово самостоятельно. - Перед вами на столе лежит квадрат. Покажите его. Что вы показали? (Квадрат.) Какого он цвета? (Синий.) Можно его прокатить? Почему нельзя? Что мешает? Какую фигуру вы показали? | |
АПРЕЛЬ | «Покажи треугольник» Цель. Познакомить детей с треугольником; учить различать и называть треугольники, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и форме. Описание. Перед детьми на столах геометрические фигуры. - У вас на столе есть круг. Покажите его. - Как называется эта фигура? (Круг.) Какого он цвета? (Синего.) - Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте прокатить его по столу. Воспитатель показывает треугольник желтого цвета. - Кто знает, как называется эта фигура? Если дети не ответят, называет фигуру, просит повторить название фигуры всем вместе. - Найдите треугольник на столе, и покажи его. Можно прокатить треугольник? Почему его нельзя катить? Что мешает? |
«Квадрат и треугольник» Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать обучать приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки; Описание. «Интересно, что лежит в «чудесном мешочке»? — спрашивает педагог. (Он вынимает и показывает квадрат.) — Как называется эта фигура? Какого она цвета? Покажите свой квадрат! В «чудесном мешочке» еще что-то есть!» Предъявляя треугольник, воспитатель говорит: «Это треугольник. Какого цвета треугольник? Покажите свои треугольники. Какого цвета треугольник у Ани? А у Коли?» Воспитатель обводит контур треугольника, привлекая детей к совместному действию в воздухе. «Какую фигуру мы обвели? Указательным пальцем правой руки обведите сначала треугольник, а потом квадрат». Затем подходит к нескольким детям и спрашивает, какую фигуру они обводят. «Попробуйте, катится треугольник или нет. Почему треугольник не катится? Правильно: этому мешают углы. А квадрат катится? Квадрат не катится, ему тоже мешают углы. Возьмите треугольник в левую руку, а квадрат — в правую. Положите треугольник слева, а квадрат — справа». | |
«Почтовый ящик» Цель. Учить детей находить отверстия, подходящие для ○, □, Δ фигурки. Развивать глазомер ребенка. Материал: геометрические фигурки (плоские)○,□,Δ. Коробка с отверстиями в виде геометрических фигур. Описание. Ребенку надо опускать письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не нужно подсказывать малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Когда все письма (фигурки) будут отправлены, их можно передать адресату - кукле или мишке, или другим игрушкам. | |
«Геометрическое лото» Цель. Учим детей подбирать нужные карточки с изображением нужной фигуры. Развивать внимание у детей. Формировать усидчивость детей. Описание. Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов). В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными. |
МАЙ | Игра «Чайный сервиз» Подобрать к каждой чашке свое блюдце. |
Дидактическая игра «Собери кружки» Закрепление умения считать в пределах пяти, соотношение количества предметов с цифрой, развитие навыка согласования числительных с существительным. | |
Игра с пуговицами Подобрать к цветному контейнеру пуговицу такого же цвета, развитие мелкой моторики рук. | |
Дидактическая игра «Накорми белочку». Развитие мелкой моторики рук и сенсорных способностей детей. | |