Воспитательная работа. Мир.Дружба.Память. Общешкольное мероприятие "Мы шли сквозь испытания стиснув зубы",презентация.
Общешкольный классный час "Мы шли сквозь испытания стиснув зубы!"
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Мы шли сквозь испытанья, стиснув зубы»
(общешкольное мероприятие)
Пояснительная записка
Тема классного часа: «Мы шли сквозь испытанья, стиснув зубы» . АКТУАЛИЗАЦИЯ. В современных условиях важной задачей является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Эта тема классного часа выбрана в честь ПОБЕДЫ советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Этот классный час разработан для того, чтобы расширить и обобщить знания детей о событиях Великой Отечественной войны. Цель данной работы: показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Данное мероприятие подготовлено для обучающихся всей школы.
Цели занятия:
1) образовательные:
- углубить и систематизировать знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
- побудить учащихся к самостоятельному поиску информации.
2) развивающие:
- формировать умение и навыки анализа исторических фактов и дат;
- развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения;
- развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решения проблемных задач.
3) воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- воспитывать уважение к историческому наследию своей Родины;
- воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды и прислушиваться к чужому мнению.
Прогнозируемые результаты: преодоление скептического отношения к своей стране; повышение способности и готовности подрастающего поколения активно противостоять негативным общественным настроениям и процессам; воспитание патриотизма у подрастающего поколения на примерах героических подвигов советских солдат;
Форма проведения: классный час.
Форма организации: групповая работа с элементами беседы, коллективная и индивидуальная.
Дидактические методы: монологовый, диалоговый, работа в группах, эвристический (частично – поисковый), метод проектов.
Количество времени для проведения классного часа: 40-45 минут.
Оборудование: плакаты на тему Великой Отечественной войны, высказывания великих людей о войне, фотографии, детские рисунки о войне, выставка книг, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитофон, свечи, фонограмма.
Предварительная подготовка: примерную тематику викторины учащиеся получают за 2 недели, изучают рекомендованную литературу.
Классный час
«Мы шли сквозь испытанья, стиснув зубы».
№ этапа | Этапы мероприятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Вступительная часть. Выступление классного руководителя (слайды 1-5) | Монолог ведущего | Учащиеся слушают | ||
2 | Театрализованное представление – «Сирота казанская» (приложение 1) | Кл.рук. следит за правильностью исполнения. | Группа ребят показывает представление | ||
3 | Викторина о Великой Отечественной войне I этап «Начало ВОВ» (слайды 6-12) | Кл.рук. задаёт вопросы учащимся | Ответы детей | ||
4 | Выступление чтецов (приложение 2) | Кл.рук. следит за чтением учащихся. | Учащиеся рассказывают стихи . | ||
5 | Викторина о Великой Отечественной войне II этап «Основные битвы ВОВ» ( слайды 13-15) | Кл.рук. задаёт вопросы учащимся | Дети внимательно слушают и отвечают | ||
6 | Рассказ кл.рук. о значении военной песни для солдат | Монолог кл.рук. | Группа учащихся слушают | ||
7 | Звучит фонограмма песни «Священная война» ( приложение 3) | Кл.рук. включает фонограмму | Дети подпевают песню | ||
8 | Викторина о Великой Отечественной войне IIIэтап «Победа в ВОВ» ( слайды 16-18) | Кл.рук задаёт вопросы учащимся | Ответы учащихся | ||
9 | Выступление чтецов. (приложение 4) | Кл.рук. следит за последовательностью выступления учащихся | Учащиеся рассказывают стихи. | ||
10 | Минута молчания | ||||
11 | Выступление ведущего. | ||||
12 | Исполнение песни «День Победы» (слайды 18-23) | Кл.рук. включает музыку | Учащиеся исполняют песню | ||
13 | Заключительное слово кл.рук. ( слайды 24-25) | Кл.рук. подводит итог викторины и награждает победителей | Получают медали и грамоты | ||
14 | Рефлексия (слайд 26) | Задает вопросы | Ответы учащихся |
Мы шли сквозь испытанья, зубы стиснув
(викторина по Великой Отечественной войне с театральным прологом)
Ход мероприятия
1. Вступительное слово классного руководителя.
В зале темно, только горят свечи. Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране. (слайды 1, 2, 3, 4,5)
У нас необычный день – мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 70 раз День Победы празднует наша страна. 70 лет наша страна не видела ужасов войны. 70 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов, но в этой светлой полосе мирной жизни были черные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши ребята.
День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слез и печали. К сожалению, время неумолимо и мы, пожалуй, последнее поколение, кто имеет возможность узнать о войне не только из книг, документов, фильмов, но и увидеть войну глазами участников.
В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за все, что мы имеем – жизнь и праздник в этой жизни мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим мир от коричневой чумы, а наш народ от порабощения.
2. Театрализованное представление.
Пролог. «Сирота Казанская».
(приложение 1).
3. Викторина по Великой Отечественной войне (слайд 6)
Ι этап. «Начало Великой Отечественной войны». (слайды 7, 8, 9 - 10, 11, 12)
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (В воскресенье 22 июня 1941 г., в 4ч утра гитлеровская Германия, вероломно нарушив советско - германский договор о ненападении, напала на СССР.)
2. Какие слова прозвучали в обращении правительства к армии и народу? («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
3. Какие органы управления были созданы для руководства политической, хозяйственной и военной жизнью страны, и кто его возглавил? (Государственный Комитет Обороны под руководством И.В.Сталина.)
4. Кто первым принял на себя удар фашистов? (Советские пограничники.)
5. Как называется крепость – герой? (Брестская крепость.)
6. Каков был план гитлеровцев, в какие сроки они надеялись закончить войну? (Гитлеровские генералы рассчитывали закончить войну за 8 недель, это должна была, по их мнению, быть «молниеносная война».)
7. Самый известный агитационный плакат того периода? («Родина-мать зовет!)
После Ι этапа в исполнении чтецов звучат стихотворения. (приложение 2).
ΙΙ этап. «Основные битвы Великой Отечественной войны». (слайды 13, 14, 15)
1. Как называли Ладожское озеро во время блокады Ленинграда? («Дорога жизни».)
2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)
3. Когда гитлеровцы начали наступление на Москву? (30 сентября 1941 г.)
4. Какой план был у Гитлера по покорению Москвы? (Москва и ее окрестности должны были быть затоплены водой. На месте Москвы должно было возникнуть море.)
5. Где произошло самое известное сражение под Москвой, и кто принимал в нем участие? (У железнодорожного разъезда Дубосеково 28 советских воинов из доблестной дивизии генерала Панфилова 4 часа вели неравный бой с фашистскими танками и автоматчиками.)
6. Назовите основные даты сражения за Сталинград. (19 ноября 1942г.- части Красной Армии перешли в контрнаступление между Волгой и Доном, через несколько дней замкнули кольцо вокруг немецких войск, осаждающих Сталинград. 2 февраля 1943 г. – грандиозное сражение под Сталинградом.)
7. Какие генералы советской армии являются защитниками Сталинграда? (В.И.Чуйков, М.С.Шумилов, А.Н.Родимцев.)
8. Когда началась битва за Берлин? (16 апреля 1945 г.)
9.Когда над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? (1 мая 1945 г.) его водрузили сержанты М.А.Егоров, М.В.Кантария.)
10. Назовите дату капитуляции Германии. (2 мая 1945 г.)
После ΙΙ этапа – слово ведущему.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой
И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Последний бой», сл. И муз. М.Ножкина. (приложение 3).
ΙΙΙ этап. «Победа в Великой Отечественной войне». (слайды 16, 17, 18)
1. Кто руководил штурмом Берлина? (маршалы Советского Союза Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.К.Рокоссовский.)
2. Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом? (Его водрузили сержанты М.А.Егоров, М.В.Кантария.)
3. Назовите дату Дня Победы. (9 мая 1945 г.)
4. Где происходил международный суд, и как он назывался? (В Нюрнберге, Нюрнбергский процесс.)
5. Какое количество людей погибло во Второй Мировой войне? (27 млн. человек)
6. Кто является автором памятника «Советский воин-освободитель», и где он находится? (Скульптор Е.Вучетич. В Трептов- парке в Берлине.)
После ΙΙΙ этапа в исполнении чтецов звучат стихотворения. (приложение 4).
4. Минута молчания. (девушки со свечами ходят)
Ведущий: По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Как быстро бы года не пролетали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.
Сегодня мы узнали маленькую частичку героического прошлого великого русского народа, освободившего и Родину, и Европу от фашизма. Эту битву выиграли не только доблестные войны, но и трудившиеся в тылу, непокорённые блокадники Ленинграда, художники, музыканты, поэты- они противостояли Злу без единого выстрела и Победа принадлежит им по праву!
Исполняется песня вокальным ансамблем «День Победы» (слайды 18, 19, 20, 21, 22, 23)
5. Подведение итогов викторины. (слайды 24, 25 )
После этого следует награждение победителей викторины (медали «Салют, Победа!» Медали имеют три степени значимости:
1 степень – 1-е место.
2 степень – 2-е место.
3 степень – 3-е место.
Активным участникам вручаются грамоты «За активное участие в викторине».
6. Рефлексия. (слайд 26)
Что нового вы узнали?
О чем вы задумались?
С каким настроением вы уходите с сегодняшнего классного часа?
Литература
- Великая Отечественная война в фактах и цифрах – Москва «Чистые пруды», 2009.
- История Российского государства – сценарии внеклассных мероприятий в школе, Волгоград, 2009.
- Классные часы 5 -9 кл. – Москва «ВАКО», 2006.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – Москва, 2000.
- Память сердца – Праздник в школе, Минск, «Красико – принт», 2008.
- Теория и практика воспитания. Учеб.Пособие /Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Ерёмкиной. Рязань, 1997.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – Москва, 1998.
- Интернет – ресурсы.
Интернет – сайт – военная история.
Приложение 1
Пролог. «Сирота Казанская».
Ведущий. Казалось, было холодно цветам
И от росы слегка они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
В записи звучит песня из репертуара группы «Любэ» «Служили два товарища». На, сцене маршируя, появляются солдаты. Они останавливаются на месте, перестраиваются в две линии и начинают фигурную маршировку. Далее они изображают сцену боя. Потом замирают в стоп-кадре. А на площадке появляются девочки в черном трико, у них в руках два больших полотна легкой ткани (черная и белая), как символы мира и войны. В записи звучит фрагмент песни из репертуара группы «Агата Кристи» «Аусвайс на небо». Девочки-образы в пластике показывают борьбу Добра и Зла. Затем , скрестив полотнища ткани, замирают на заднем плане. В записи звучит фрагмент песни «Комбат» из репертуара группы «Любэ». Солдаты поочередно изображают скульптурные композиции, воздвигнутые в честь погибших воинов. Затем изображают гибель солдат. Девочки с черной тканью выходят вперед на авансцену и натягивают полотно, закрывают погибших солдат. Звучит песня «Сирота казанская» группы «Любэ». По диагонали всходит маленькая девочка, на ней простая белая длинная рубашка, волосы распущены, она босиком, в руках белый цветок. Проходит между погибшими солдатами, по всей видимости, она ищет отца, брата, а может быть даже и деда. Затем проходит за черной тканью, то приседая, то появляясь, но неизменно над черной тканью возвышается белый цветок. Далее девочка выходит на авансцену и оказывается на фоне черной ткани (белое на черном), она медленно поворачивается спиной к зрителю и кладёт на нижнюю часть полотна белый цветок. После этого медленно поднимается с колен и резко поворачивает голову на зрителя, её глаза полны слёз. Далее она протягивает руки к зрителю и поворачивается полностью. Девочки медленно кладут чёрную ткань. Звучит песня «Мгновения» из репертуара Н. Баскова. На сцене появляются все участники театрализованного пролога. Они выстраиваются по линиям, впереди всех стоит маленькая девочка – сирота казанская. Затем все опускаются на одно колено и склоняют голову. После этого на сцене идет пластическая зарисовка, показывающая ход времени и как удаляются от нас порой, как это ни печально, позабытые герои ВОВ, чьи-то отцы, сыновья, деды.
Приложение 2
1-й чтец.
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
2-й чтец.
Война – жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет,
Четыре года, без отдышки,
Вела ее страна,
Но были музыка и книжки.
Была война.
3-й чтец.
Мы начинали без винтовок,
Почти хана,
Но в «Правде» строгий заголовок.
Была война.
Да, Брест сражался не без славы,
Но Керчь сдана.
Потом дошли мы до Варшавы.
Была война.
4-й чтец.
Была Германия едина,
Была сильна,
Но пали крепости Берлина.
Была война.
Живых мы любим, помним павших.
И имена.
Для нас, свободу отстоявших.
Была война.
Приложение 3
Песня «Священная война», сл.В.Лебедева – Кумача, муз.А.В.Александрова
Вставай, страна огромная.
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Припев: пусть ярость благородная вскипает, как волна!
Идёт война народная, священная война.
Как два различных полюса.
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей.
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Припев.
Песня « День Победы»
Приложение 4
1-й: (читает отрывок из стихотворения А.Твардовского «Прошла война, прошла страда…»)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
2-й: Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
3-й: Янтарные рассветы, и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав-
Все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.
4-й: Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Примите наш земной поклон,
Советские солдаты!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 июня 1941год война
викторина по Великой Отечественной войне
Ι этап. «Начало Великой Отечественной войны».
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 2. Какие слова прозвучали в обращении правительства к армии и народу? 3. Какие органы управления были созданы для руководства политической, хозяйственной и военной жизнью страны, и кто его возглавил? 4. Кто первым принял на себя удар фашистов? 5. Как называется крепость – герой? 6. Каков был план гитлеровцев, в какие сроки они надеялись закончить войну? 7. Самый известный агитационный плакат того периода?
Первыми приняли на себя удар пограничники
И. B . Сталин Верховный главнокомандующий. Нарком обороны. Руководитель Государственного Комитета Обороны
ΙΙ этап. «Основные битвы Великой Отечественной войны»
1. Как называли Ладожское озеро во время блокады Ленинграда? 2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда? 3. Когда гитлеровцы начали наступление на Москву? 4. Какой план был у Гитлера по покорению Москвы? 5. Где произошло самое известное сражение под Москвой, и кто принимал в нем участие? 6. Назовите основные даты сражения за Сталинград. 8. Когда началась битва за Берлин? 9.Когда над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? 10. Назовите дату капитуляции Германии.
ΙΙΙ этап. «Победа в Великой Отечественной войне»
1. Кто руководил штурмом Берлина? 2. Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом? 3. Назовите дату Дня Победы. 4. Где происходил международный суд, и как он назывался? 5. Какое количество людей погибло во Второй Мировой войне? 6. Кто является автором памятника «Советский воин-освободитель», и где он находится?
ΙΙΙ этап. «Победа в Великой Отечественной войне»
Спасибо за Победу!
С праздником !
Что нового вы узнали? О чем вы задумались? С каким настроением вы уходите с сегодняшнего классного часа?