Статья. Проектная деятельность в работе по УМК «Перспективная начальная школа»
Проектная деятельность в работе по УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в работе по УМК «Перспективная начальная школа» | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в работе по УМК «Перспективная начальная школа»
Учебная программа каждого предмета УМК «Перспективная начальная школа» базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира, направлена на формирование активной познавательной деятельности.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми функциональной грамотности, в основе которой умения и навыки продуктивной деятельности. Поэтому мне как классному руководителю было несложно смотивировать моих учеников на организацию такой деятельности не только на уроке, но и вне его. Одной из них стала проектная деятельность.
В данном классе я работаю по УМК «Перспективная начальная школа» третий год, и уже с первого класса мы с детьми включены в деловую игру через проектную деятельность.
Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
— возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
— содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
— навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
— заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно присутствуют четыре момента: выбор, планирование, непосредственное выполнение и экспертиза проекта.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
С учетом того, что для УМК «Перспективная начальная школа» характерны циклы уроков и занятий, направленные на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов, мы уже в первом классе в букварный период, изучая буквы и звуки, изучая историю возникновения азбуки, вышли на создание своей азбуки. Так появился первый проект, который носил название «Веселая азбука».
Цели социального проекта «Веселая азбука»: активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации и развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Следует учитывать отсутствие у первоклассников и второклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим работа над проектом велась с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов деятельности, особенно во время начала работы над проектом, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.
Рассмотрим структуру работы над проектом (азбукой).
Работа над проектом велась по следующим этапам:
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети познакомились со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности над данным проектом. В ходе этого же этапа происходило распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это были такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Состав групп был продуман заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединились в группы «аналитиков» и «испытателей».
Второй этап направлен на формулирование темы целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости с содержания проекта.
Третий этап является подготовительным. В ходе его учащиеся подготовили общий план деятельности по разработке проекта. В дальнейшем этот план корректировался при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривался как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.
Четвертый этап представлял собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществилась разработка основных разделов проекта. Работа проводилась в группах, но она может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых шагах работы над проектом, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем каждой группе мы поручали разработку своего раздела, тем самым удавалось повысить степень самостоятельности детей. На четвертом этапе очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник внес свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех этапов работы над проектом явилась единая технология работы групп. Начинали работу «экспериментаторы». Они выполняли наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляли «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечали «испытатели».
Пятый этап — это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводилась «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следила за «работой» своей части проекта и при необходимости могла внести коррективы.
Шестой этап представлял собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключался в подведении итогов всей работы в целом.
Так начался наш опыт совместной проектной деятельности как коллективное творческое дело.
Со второго класса учащиеся, сначала в рамках уроков окружающего мира, а затем и вне его попробовали свои силы в самостоятельной подборке тем и подготовки проектов по темам:
«Можно ли вырастить фасоль осенью?» ,«Мы –за здоровый образ жизни!», «Мир профессий», «Герои волшебных сказок», «Культурные и дикорастущие растения», «Математические сказки».
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» на уроке проводили мини-исследование на тему «Что мы едим». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы.
На уроке ИЗО можно продолжить данную работу - предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.
На мой взгляд, УМК «Перспективная начальная школа» даёт прекрасные возможности для проведения такой работы. Авторы учебников старались при разработке заданий учитывать важнейшие общеучебные умения, которые развиваются в данном возрасте.
В УМК «Перспективная начальная школа» игровая мотивация без особых затруднений перерастает в учебную. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии не только сюжетной линии, но и своих способностей. Программа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды общеучебных умений.
Например, в учебниках по литературному чтению тексты изучаемых произведений, инструментарий вопросов предлагают учащимся оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей и в то же время понимать и принимать разные взгляды, объяснять свою точку зрения, свою позицию. Одновременно с оценочными умениями развиваются коммуникативные: понять и принять другие позиции, взгляды, уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы.
Большую возможность организовать работу по формированию общеучебных умений предоставляют учебники русского языка. Прежде всего они способствуют развитию коммуникативных умений. Это и необходимость вступать в общение с героями учебника Мишей и Машей, обитателями Волшебного леса, слушать, задавать вопросы, дискутировать (Прав ли Миша? А как ты думаешь?), приглашение проверить свои возможности и способности (А ты знаешь? Миша и Маша растерялись. Помоги им, пожалуйста!).
Происходит осуществление контроля процесса и результатов деятельности, самоконтроля процесса и результатов деятельности. Этому способствуют задания типа: «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов.»; «Маша сказала, что каждому твердому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик.»; «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Вернись к упражнению № 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сможешь записать правильно?»
Учась деловому общению, дети обращаются к разным источникам информации – текстам учебника, справочникам, словарям, Интернету (адреса указываются в учебниках) и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка «Ключ и Заря» и Клуб «Мы и окружающий мир».
«Михаил Потапович сказал:
- Есть писатели, которые ещё и поэты!
Найди в учебниках таких авторов! Обязательно просмотри обе части учебника! Запиши их фамилии и пришли этот список в клуб».
Развитию познавательных умений способствуют поиск и выделение необходимой информации в словарях, «походы» в хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания, «походы» в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения, а также даются задания для применения полученной информации. (Приложение)
Проводится работа по обучению работе с разными видами информации:
- формирование умения поиска информации в учебных словарях по заданию;
- работа с информацией, представленной в табличной форме;
- формирование умения пользоваться инструкциями в начале, в конце учебника и на его страницах;
- умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основе полученных результатов;
- использование дополнительного материала из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации:
- выполнение задания по заданному алгоритму;
- выполнение задания на основе рисунков, схем, чертежей, готовой модели.
«Используя рисунок, составь устно задачу. Решением задачи должно стать одно из произведений девятого столбика «Таблицы умножения». Реши составленную задачу. Вычисли ответ с помощью «Таблицы умножения».».
Огромное внимание уделяется умению работать со словарями. Они используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоанализе.
«Исследуй в Обратном словаре все слова, которые оканчиваются на букву –ы.
Под цифрой 1 выпиши слова, которые могут употребляться в единственном числе. Укажи рядом с каждым словом форму единственного числа. Например: травы – трава.
Под цифрой 2 выпиши те слова, которые не могут употребляться в единственном числе.
Значения слов часы и весы уточни по Толковому словарю. Не спутай со словами час и вес.»
Такой работы нет ни в одной другой программе. Сборник словарей входит во вторую часть тома. С ним ученики работают на уроках в течении всего учебного года. Все они используются не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, естествознания.
Вся эта работа подводит обучающихся к умению выполнять проектные задания различной сложности.
Задания для проектной работы находятся в учебниках УМК. Их можно найти в темах «Готовимся к школьной олимпиаде» по различным предметам, а также при выполнении заданий Клубов «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир».
«Спроси у взрослых! Есть ли в вашем крае места, где природу специально охраняют? Может быть, это заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы, ботанический сад, заповедная зона? Прими участие в конкурсе.»
Дети ведут переписку по указанным адресам, выполняя различные проектные задания.
Проект «Можно ли вырастить фасоль осенью?»
Актуальность
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На странице учебника «Окружающий мир» 2 класса УМК «Перспективная начальная школа» был представлен цикл развития фасоли. Это и послужило основой проекта.
Гипотеза: Выясняя условия роста растений, мы предположили, что среди большого их разнообразия есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в условиях «искусственного лета».
Цель проекта: Опытным путём установить вырастет ли фасоль осенью.
Задачи проекта:
- Уточнение условий для прорастания растений.
- Поиск информации о растениях менее требовательных к долготе светового дня.
- Выращивание фасоли в условиях искусственного лета
Объект исследования: фасоль.
Предмет исследования: условия роста растений.
План выполнения проекта:
- Уточнить условия роста растений.
- Узнать о растениях менее требовательных к долготе светового дня.
- Прорастить семена фасоли и поместить их в почву.
- Наблюдать за развитием ростков.
- Следить за соблюдением условий.
- Вести дневник исследования.
- Получить конечный результат.
- Сделать вывод.
Предполагаемый результат: выращенное из семени растение фасоли.
Ход работы
- На уроках окружающего мира вспомнили условия необходимые для нормального роста растений.
- В сети интернет нашли информацию о 3 основных группах растений по отношению к долготе светового дня.
- С ноября по январь провели длительное исследование по выращиванию фасоли.
- Сделали вывод.
Заключение
Вывод: выяснили, что есть 3 основные группы растений:
- растения длинного светового дня: горох, картофель;
- растения короткого светового дня: фасоль, кукуруза;
- нейтральные растения: томаты, гречиха.
Результат проекта: растения выросли и дали плоды.
Итоги наблюдений – в условиях искусственного лета темпы роста растений замедляются. По данным учёных в обычных условиях бобы фасоли становятся годными к употреблению в пищу в незрелом состоянии (техническая спелость) через 55-65 дней после посева. Полное созревание семян наступает через 90-120 дней после посева. В нашем же исследовании техническая зрелость наступила на 105 день. Так, что фасоль пришлось растить не только осенью, но и всю зиму!
Автор: Проектная группа – ученики 2 класса
Руководитель проекта: Афанасьева А.М., учитель начальных классов первой категории. Педагогический стаж 25лет.
В третьем и четвертом классах мы продолжим работу над проектами. Таким образом, практика показывает, что только в органичном слиянии урочной и внеурочной деятельности можно достичь новых образовательных результатов: информационной и коммуникативной культуры детей, их продуктивного творчества.
Библиографический список
1.Бычков А.В., Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Воронцов А.Б. и др.,Проектные задачи в начальной школе. – М., 2010.
3.Гузеев В.В., Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
4.Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
5.Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
6.Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
7.Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
8. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
9. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
10.Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
11.Чуракова Р.Г. и др., Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.,2011