Разработка урока русского языка по теме"Cложные слова.Образование сложных слов." (с презентацией)
Разработка урока русского языка по теме"Cложные слова.Образование сложных слов." (с презентацией)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка ( с презентацией)
Тема:Cложные слова.Образование сложных слов.
Тип урока: введение нового знания.
Предмет: русский язык.
Класс: 3, общеобразовательной школы
Цель:1.введение понятия «сложные слова»;
2.формировать умение образовывать сложные слова
Ожидаемые результаты:
Предметные: формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов; уметь образовывать «сложные» слова.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план ответа, действий).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, самостоятельно.
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции.
2. Оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
лёд руб Страна Грамматика о
Корзина идей Узнаем Как образуются слова с двумя корнями Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями
План исследований: 1.Как образуются сложные слова? 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Какую роль играют сложные слова в речи? 4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».
Составляем предложение: Ветер, подул, снегопада, после, холодный После снегопада подул холодный ветер.
мор сад ход
лун ход луна + ходить сложение двух корней о
Конструкторское бюро Пароход – ходить парой Сероватый – серая вата Мышеловка – ловкая мышка Величайший – великий чай Петя
Конструкторское бюро Пароход – судно которое ходит на пару Сероватый – слегка серый Мышеловка – ловушка для мышей Величайший – очень великий
Какую роль играют сложные слова в речи? Выпадение снега в большом количестве. Завод ,на котором делают масло. Снегопад. Маслозавод. Краткость речи
сено кол кофе молоть масло ход бетон мешать лёд косилка мясо ловить везде завод мышь рубить Конструкторское бюро
Соединительная гласная в сложных словах. о о пыл сос е е каш вар
Когда пишется О, а когда Е ? После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е . А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто!
Алгоритм: Когда пишется О, а когда Е ? 1.Прочитай слово 2. Убедись, что оно сложное (найди корни) 3. Если сложное, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О , если на мягкий – Е 4. Запиши слово
Все длинные слова – это сложные слова. Слова, в которых два корня называются сложными словами о , е ?
1.Слова, у которых два корня называются сложными 2.Как образуются сложные слова? Образуются сложением двух корней 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные о е
Листопад электронная физминутка для глаз
Заполни кроссворд Картинки тебе будут подсказкой 1 3 4 5 6 2 С А М О Л Ё Т
Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – так в армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.
Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока.
Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – всё то, что может само летать по воздуху ( волшебный ковёр-самолёт)
Словарь: САМОЛЁТ Аэроплан – парить по воздуху (это слово заимствованно из греческого и французского языков)
Заполни кроссворд Картинки тебе будут подсказкой 1 3 4 5 6 2 В Е Р Т О Л Ё Т С А М О К А Т С А М О С В А Л Н О С О Р О Г П Ы Л Е С О С
Учимся применять правила Работа в тетради «Пишем грамотно» с. 28 Упражнение 1 Составьте сложные слова из частей. Цветными карандашами соедините части слова. Получившиеся слова запишите в нужный столбик: с гласной О или Е.
Проверка 1 группы с гласной О с гласной Е снегоход пешеход снегокат овцевод снегопад
Проверка 2 группы с гласной О с гласной Е в одовоз з емлемер в одопад з емлекоп паровоз
Проверка 3 группы с гласной О с гласной Е самовар вездеход самокат мореход пароход
Проверка 4 группы с гласной О с гласной Е гололёд сталевар ледоход кашевар ледокол
Проверка 5 группы с гласной О с гласной Е рыболов птицеферма мухолов птицелов мухомор
Проверка 6 группы с гласной О с гласной Е лесовод овощевод самолёт вертолёт лесоруб
сложные простые составные 1.Как называются слова с двумя корнями?
-о- -е- -и- -е- -о- -а- 2.Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-о- -е- -а- 3.Какая соединительная гласная пишется в словах сад...вод, скор..варка, дом..хозяйка ?
скалолаз лазоскал скалелаз 4.Какое сложное слово получится из слов скала и лазить ?
-е- -о- -и- 5.Вставь соединительную гласную в слово мор…плаватель .
Ключ ответов: 1 2 3 4 5 сложные о, е о скалолаз е
Домашнее задание: -А домашнее задание вы выберите себе сами. Вы видите две карточки: зелёную и розовую. На зелёной карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания . Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - _________________________ Длинные ноги - ________________________ Короткий хвост - _____________________ Пёстрые крылья - _____________________ По воде плавает - _________________________ Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.
Найди своё место на данной лестнице