Разработка урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс,презентация

Афанасьева Анита Михайловна

Урок окружающего мира по теме "Свойства воды" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Свойства воды"

Приложение к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афанасьева Анита Михайловна, МКОУ «Плотниковская ООШ»

Урок окружающего мира в 2 классе по теме "Вода и её свойства"

Цель урока: выяснить основные свойства воды, значение воды в природе и для человека.

Задачи урока:

обучающие: систематизировать представления учащихся о воде как веществе и о свойствах воды.

развивающие: наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать речь и мышление, исследовательские навыки.

воспитательные: воспитывать интерес к изучаемой теме, трудолюбие, аккуратность, коммуникативные навыки, бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Предметные: - на основе проведенных опытным путем исследований, вывести свойства воды.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

- работать с информацией в учебнике, хрестоматии;

- использовать простейшие приспособления для ведения опытов;

- осуществлять сравнение, анализ;

- выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

- удерживать учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять контроль и взаимоконтроль, умение делать корректировку.

Коммуникативные УУД:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- допускать возможность существования разных точек зрения;

-согласовывать позиции с партнёрами и находить общее решение.

Этап учебного занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭОР для работы

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

 

 Личностные:

– осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

-Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.

-Чем занимаются ученые?

На уроке каждый из вас будет выполнять обязанности или экспериментатора, или ученого, или фотографа.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы.

(Задают вопросы. Ищут ответы на эти вопросы.Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки.)

Презентация

 2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

 Личностные :

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи .

Познавательные :

-  анализировать объект с целью выделения существенных признаков; осуществлять синтез как составление целого и частей

- уметь извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные:

- уметь высказывать свое мнение в доступной форме.,

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 -Ребята, нам нужно сформулировать тему сегодняшнего урока.

-В этом нам поможет загадка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

-О чём мы сегодня будем говорить?

- Мы с вами определили первую часть темы нашего урока.

 Слушают загадку,

отвечают.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение

- о воде

-«Вода»

 Слайд 2

 3.

Выявление места и причины затруднения.

 

 Личностные :

- осознание своих возможностей в учении ,

- стремление к применению полученных знаний и умений.

Познавательные :

-  анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- уметь контролировать процесс и результат своей деятельности

 - Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус.

 -Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой.

-Как вы думаете почему?

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

Скажите,а где ещё содержится вода на земле?

-А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

-Вы прослушали доклад, проанализируйте полученную  информацию и скажите,  что вам ещё неизвестно.

-Ребята, а мы с вами знакомы со свойствами воды?

-А теперь ,пожалуйста,

сформулируйте цель урока.

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

Ответы детей

-Потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

Изображены моря, океаны нашей планеты.

Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 1)

Анализируют полученную информацию, делают вывод- Свойства воды

-нет

-познакомиться со свойствами воды.

- Тема занятия: «Вода и ее свойства»

Цель занятия «Изучить свойства воды».

 Слайд 3

Карта Земли

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f51-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_12_01.jpg

Слайды  4-7

 4.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 

 Личностные:

– осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:

- уметь общаться, работать  в паре, группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы

 - А знакомиться с этими свойствами мы будем с помощью опытов.

- Организует работу в группах.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.

Подготовка к проведению опытов.  Работа в группах по 5 человек.  

Каждая группа получает карточку с описанием опыта.

 

 5.

Реализация построенного проекта.

 Физминутка

 Познавательные:

-анализируют  объекты с целью выделения признаков; строят

логическую цепь рассуждений

Регулятивные:

-планируют свою деятельность,

-прогнозируют результаты; 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

 1 группа -опыт№1. 

Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

– Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.)

– Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде.)

 Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Запишите результаты ваших наблюдений в тетрадь:

  • Сахарный песок – растворяется в воде.
  • Соль – растворяется в воде.
  • Речной песок – не растворяется в воде.
  • 2 группа-опыт №2

– Попробуйте на вкус воду. (Она не имеет вкуса.) 

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое

фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

опыт -запах

- Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее

3 группа- опыт №3

– Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки.)

– Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? (Она будет вытекать.)

– Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.)

– Можно ли её положить на стол? Что произойдет?

– Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

– Нальем воду в кувшин. Какую форму она приняла? (Форму кувшина.)

– Что же такое вода? (Жидкость.)

– Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкость легко изменяет свою форму, растекается.

– Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.)

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, текуча.)

4 группа- опыт №4

– Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

– Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? (Молоко – белое, а вода – прозрачная.)

-Вспомним ещё одно свойство воды, которое нам встречалось при изучении других тем.

Опыт№5(для всех групп)

 «Куда девается вода?»

- Куда исчезают лужи? Почему высыхает бельё, которое постирала мама?

- Ответить на эти вопросы вам поможет следующий опыт.

Оборудование: вода, губка.

Инструкция:

1. Намочите губку в воде.

2. Потрите влажной губкой доску в классе.

3. Наблюдайте, что происходит с доской (можете засечь время)

4. Зафиксируйте результат.

5. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения:

Как человек использует в жизни это свойство воды?

Проведение опытов

Распределяют обязанности  в группе: экспериментаторы (проводят опыты), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовывают этапы проведения каждого опыта и его результата), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

Проводят самоконтроль

1 группа -опыт№1. 

«Вода-растворитель»

  • 2 группа-опыт №2

«Имеет ли вода вкус и запах?»

3 группа- опыт №3

«Имеет ли вода форму?»

«Текучесть воды»

4 группа- опыт №4

«Вода бесцветна и прозрачна?»

Опыт№5(для всех групп)

«Куда девается вода?»

По одному ученику от каждой группы выходят к доске и выполняют требования опыта, возвращаются ,анализируют и вывод делается всей группой.

Сравнение выводов группами. Ответы на вопрос.

Сравнение своего вывода с выводом в учебнике с. 58

 Опыты слайды 8-14 (можно использовать по необходимости,можно обойтись выводами групп по опытам)

 6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 Познавательные:

-умение извлекать информацию из текста, опытов;

Регулятивные:

- умение вносить необходимые дополнения и корректировку  в ответы;

Коммуникативные :

-умение слушать и понимать других

  - О каких свойствах воды вы узнали.

- Сделаем общий вывод!

Каждая группа выступает по  результатам своего опыта.

Свойства воды:

-прозрачная;

-не имеет запаха;

- бесцветная;

- не имеет вкуса;

- не имеет формы;

- растворяет вещества;

- текуча

 

 7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

-умение слушать и понимать других

  -Я предлагаю вам составить синквейн на тему ВОДА.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Под музыку дети составляют синквейн)

Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп

                       

Примерный синквейн:

Вода

Жидкая, чистая.

Питает, растворяет, течёт,.

Без воды нельзя жить.

Жизнь!

 Расслабляющая музыка , пение птиц, шум воды, отзвуки природы , дождь

https://www.youtube.com/watch?v=qOap8GY4ti0

 8.

Включение в систему знаний и повторение.

 

 Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

-умение слушать и понимать других 

  -Приготовьте ответ  на вопрос:

«Почему без воды жизнь на Земле невозможна?»

- При ответе воспользуйтесь строками из текста.

Хрестоматия с.31-32 «Похвальное слово воде»

Готовят ответ на вопрос, используя текст хрестоматии

Слайды 15-19

 9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог).

 

 Личностные:

– осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

 - Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости.

 - Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? 

-Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

Информация о домашнем задании:

-Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. А что значит живая вода? Мёртвая?

-Предлагаю составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая» или придумать любое задание по теме.

 Отвечают на вопросы.

Слайды 20-36

(изображения воды на фоне музыки)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода и её свойства

Слайд 2

Прозрачная. Свойства воды Бесцветная.

Слайд 3

Без запаха. Свойства воды Без вкуса.

Слайд 4

Растворитель. Свойства воды Текуча Не имеет формы

Слайд 5

бурным водопадом

Слайд 6

легким облаком

Слайд 7

тяжелым айсбергом

Слайд 8

быстрой горной рекой

Слайд 9

Цунами

Слайд 10

Океаном



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.  

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.  

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами.

Приложение 2

ОПЫТ 1. (вода –растворитель)

1 группа -опыт№1. 

Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?

– Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? 

 Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?

– Запишите результаты ваших наблюдений

Зарисовка опыта

Вывод

  • 2 группа-опыт №2

 (Вкус и запах воды).

– Попробуйте на вкус воду. 

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? –Что такое

фильтрование? (– Почему родниковая вода чистая? 

- Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее

Зарисовка опыта

Вывод

3 группа- опыт №3

(форма воды,текучесть)

– Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? 

– Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? 

-Какой вывод?

- Имеет ли какую-нибудь форму вода? 

– Можно ли её положить на стол? Что произойдет?

– Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? 

– Что же такое вода? 

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел

 

Зарисовка опыта

Вывод

4 группа- опыт №4

(Вода бесцветна и прозрачна?)

– Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? 

-Вспомним ещё одно свойство воды, которое нам встречалось при изучении других тем.

Зарисовка опыта

Вывод