Разработка урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс,презентация
Урок окружающего мира по теме "Свойства воды" 2 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Свойства воды"
Приложение к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира "Свойства воды" | 41.26 КБ |
Презентация к уроку "Свойства воды" | 862.87 КБ |
Приложение к уроку | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Анита Михайловна, МКОУ «Плотниковская ООШ»
Урок окружающего мира в 2 классе по теме "Вода и её свойства"
Цель урока: выяснить основные свойства воды, значение воды в природе и для человека.
Задачи урока:
обучающие: систематизировать представления учащихся о воде как веществе и о свойствах воды.
развивающие: наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать речь и мышление, исследовательские навыки.
воспитательные: воспитывать интерес к изучаемой теме, трудолюбие, аккуратность, коммуникативные навыки, бережное отношение к природе.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.
Предметные: - на основе проведенных опытным путем исследований, вывести свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
- работать с информацией в учебнике, хрестоматии;
- использовать простейшие приспособления для ведения опытов;
- осуществлять сравнение, анализ;
- выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- удерживать учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять контроль и взаимоконтроль, умение делать корректировку.
Коммуникативные УУД:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- допускать возможность существования разных точек зрения;
-согласовывать позиции с партнёрами и находить общее решение.
№ | Этап учебного занятия | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ЭОР для работы |
1. | Мотивирование к учебной деятельности.
| Личностные: – осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. -Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. -Чем занимаются ученые? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают на вопросы. (Задают вопросы. Ищут ответы на эти вопросы.Наблюдают, проводят опыты. | Презентация |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| Личностные : - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи . Познавательные : - анализировать объект с целью выделения существенных признаков; осуществлять синтез как составление целого и частей - уметь извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные: - уметь высказывать свое мнение в доступной форме., Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | -Ребята, нам нужно сформулировать тему сегодняшнего урока. -В этом нам поможет загадка: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода.) -О чём мы сегодня будем говорить? - Мы с вами определили первую часть темы нашего урока. | Слушают загадку, отвечают. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Высказывают своё мнение - о воде -«Вода» | Слайд 2 |
3. | Выявление места и причины затруднения.
| Личностные : - осознание своих возможностей в учении , - стремление к применению полученных знаний и умений. Познавательные : - анализировать объект с целью выделения существенных признаков; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - уметь контролировать процесс и результат своей деятельности | - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Давайте посмотрим на глобус. -Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. -Как вы думаете почему? -Что изображено голубым цветом на глобусе? Скажите,а где ещё содержится вода на земле? -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока. -Вы прослушали доклад, проанализируйте полученную информацию и скажите, что вам ещё неизвестно. -Ребята, а мы с вами знакомы со свойствами воды? -А теперь ,пожалуйста, сформулируйте цель урока. -Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия. | Ответы детей -Потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Изображены моря, океаны нашей планеты. Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 1) Анализируют полученную информацию, делают вывод- Свойства воды -нет -познакомиться со свойствами воды. - Тема занятия: «Вода и ее свойства» Цель занятия «Изучить свойства воды». | Слайд 3 Карта Земли http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f51-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_12_01.jpg Слайды 4-7 |
4. | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
| Личностные: – осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: - уметь общаться, работать в паре, группе. -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы | - А знакомиться с этими свойствами мы будем с помощью опытов. - Организует работу в группах. - Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. | Подготовка к проведению опытов. Работа в группах по 5 человек. Каждая группа получает карточку с описанием опыта. |
|
5. | Реализация построенного проекта. Физминутка | Познавательные: -анализируют объекты с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений Регулятивные: -планируют свою деятельность, -прогнозируют результаты; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. | 1 группа -опыт№1. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.) – Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.) – Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде.) Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.) – Запишите результаты ваших наблюдений в тетрадь:
– Попробуйте на вкус воду. (Она не имеет вкуса.) Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя! – Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.) –Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.) – Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.) опыт -запах - Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее 3 группа- опыт №3 – Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки.) – Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? (Она будет вытекать.) – Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.) – Можно ли её положить на стол? Что произойдет? – Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.) – Нальем воду в кувшин. Какую форму она приняла? (Форму кувшина.) – Что же такое вода? (Жидкость.) – Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкость легко изменяет свою форму, растекается. – Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.) – Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, текуча.) 4 группа- опыт №4 – Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите? – Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? (Молоко – белое, а вода – прозрачная.) -Вспомним ещё одно свойство воды, которое нам встречалось при изучении других тем. Опыт№5(для всех групп) «Куда девается вода?» - Куда исчезают лужи? Почему высыхает бельё, которое постирала мама? - Ответить на эти вопросы вам поможет следующий опыт. Оборудование: вода, губка. Инструкция: 1. Намочите губку в воде. 2. Потрите влажной губкой доску в классе. 3. Наблюдайте, что происходит с доской (можете засечь время) 4. Зафиксируйте результат. 5. Сделайте вывод. Вопросы для обсуждения: Как человек использует в жизни это свойство воды? | Проведение опытов Распределяют обязанности в группе: экспериментаторы (проводят опыты), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовывают этапы проведения каждого опыта и его результата), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата). Проводят самоконтроль 1 группа -опыт№1. «Вода-растворитель»
«Имеет ли вода вкус и запах?» 3 группа- опыт №3 «Имеет ли вода форму?» «Текучесть воды» 4 группа- опыт №4 «Вода бесцветна и прозрачна?» Опыт№5(для всех групп) «Куда девается вода?» По одному ученику от каждой группы выходят к доске и выполняют требования опыта, возвращаются ,анализируют и вывод делается всей группой. Сравнение выводов группами. Ответы на вопрос. Сравнение своего вывода с выводом в учебнике с. 58 | Опыты слайды 8-14 (можно использовать по необходимости,можно обойтись выводами групп по опытам) |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Познавательные: -умение извлекать информацию из текста, опытов; Регулятивные: - умение вносить необходимые дополнения и корректировку в ответы; Коммуникативные : -умение слушать и понимать других | - О каких свойствах воды вы узнали. - Сделаем общий вывод! | Каждая группа выступает по результатам своего опыта. Свойства воды: -прозрачная; -не имеет запаха; - бесцветная; - не имеет вкуса; - не имеет формы; - растворяет вещества; - текуча |
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные : -умение слушать и понимать других | -Я предлагаю вам составить синквейн на тему ВОДА. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Правила построения синквейна: 1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). | Под музыку дети составляют синквейн) Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп.
Примерный синквейн: Вода Жидкая, чистая. Питает, растворяет, течёт,. Без воды нельзя жить. Жизнь! | Расслабляющая музыка , пение птиц, шум воды, отзвуки природы , дождь https://www.youtube.com/watch?v=qOap8GY4ti0 |
8. | Включение в систему знаний и повторение.
| Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные : -умение слушать и понимать других | -Приготовьте ответ на вопрос: «Почему без воды жизнь на Земле невозможна?» - При ответе воспользуйтесь строками из текста. Хрестоматия с.31-32 «Похвальное слово воде» | Готовят ответ на вопрос, используя текст хрестоматии | Слайды 15-19 |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| Личностные: – осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. | - Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. - Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? -Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке? - Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде? Информация о домашнем задании: -Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. А что значит живая вода? Мёртвая? -Предлагаю составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая» или придумать любое задание по теме. | Отвечают на вопросы. | Слайды 20-36 (изображения воды на фоне музыки)
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозрачная. Свойства воды Бесцветная.
Без запаха. Свойства воды Без вкуса.
Растворитель. Свойства воды Текуча Не имеет формы
бурным водопадом
легким облаком
тяжелым айсбергом
быстрой горной рекой
Цунами
Океаном
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами.
Приложение 2
ОПЫТ 1. (вода –растворитель) 1 группа -опыт№1. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? – Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? – Запишите результаты ваших наблюдений | Зарисовка опыта | Вывод |
(Вкус и запах воды). – Попробуйте на вкус воду. Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя! – Как очистить воду от нерастворимых веществ? –Что такое фильтрование? (– Почему родниковая вода чистая? - Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее | Зарисовка опыта | Вывод |
3 группа- опыт №3 (форма воды,текучесть) – Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? – Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? -Какой вывод? - Имеет ли какую-нибудь форму вода? – Можно ли её положить на стол? Что произойдет? – Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? – Что же такое вода? – Чем жидкость отличается от твёрдых тел
| Зарисовка опыта | Вывод |
4 группа- опыт №4 (Вода бесцветна и прозрачна?) – Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? -Вспомним ещё одно свойство воды, которое нам встречалось при изучении других тем. | Зарисовка опыта | Вывод |