Гипотеза: можно ли считать, если народ не будет передавать свои традиции из поколения в поколение в том виде, которое сложилось исторически, то потеряет свою культуру.
Цель: проанализировать, как изменились традиции ненцев в современном обществе.
Актуальность исследования состоит в изучении традиционной культуры ненцев, чтобы не прерывалась духовность и нравственность поколений.
Предмет исследования: традиции ненцев в современном обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_nentsev_v_sovremennom_mire.docx | 77.14 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Научно - исследовательский проект
«Традиции и обычаи ненцев
в современном мире»
Автор: Сэротэтто Пудана,
обучающийся 10 класса.
Руководитель: Тусида М.Г.,
учитель родного (ненецкого) языка и литературы.
Сеяха 2022
Оглавление
Глава 1 Теоретическая часть исследования 3
Семейные и социальные традиции 4
Глава 2. Практическая часть исследования 8
В статье «Новая этнография Севера» Головнёв А. В. описал следующий случай, где столкнулись новые веяния и старые традиции.
«…В прежние годы выезд в тундру обычно предварялся долгими приготовлениями. Нынче все произошло стремительно: на снегоходе меня с напарником перебросили через Обскую губу на стойбище, которое на следующее утро собиралось кочевать. По мобильной связи что-то проговорили насчет предложенной нами оплаты за транспорт и прочие нужды. По обычаю мы прихватили в дар тундровикам сколько-то хлеба, сладостей и других угощений. На стойбище мы прибыли поздно вечером и в потемках не сразу разглядели с хозяевами друг друга. С первых фраз речь зашла об оплате, и хозяин привел нам в пример съемочную бригаду BBC, которая недавно прилетала на вертолете и за круглую сумму заказала нужные для сюжета действия, умело выполненные оленеводами. Согласованная нами с поселковыми посредниками сумма заметно уступала «британскому образцу», но чувство неловкости возникло не из-за цены, а от непривычной отчужденности. Никогда прежде по приезде в тундру мне не приходилось начинать разговор с «цены за услугу».
По обычаю гостя вообще не спрашивали, зачем и надолго ли он прибыл, а просто поили чаем и укладывали спать. Бывало, я приезжал в тундру в неподходящей одежде и с ненужными вещами, а уезжал красиво одетый и с богатыми дарами; со временем я научился подбирать ценимые ненцами дары и обмен ими воспринимал как этику доверительных отношений (помню обстоятельные наставления кочевников, как и когда следует вручать подарки, а когда они могут вызвать недоумение и даже обиду). В какой-то момент хозяйка прервала напряженные переговоры воспоминанием о моем приезде в их чум двадцать лет назад, когда они рыбачили на тундровом озере, а хозяин пас поодаль оленей (и потому мы с ним тогда разминулись). Тон разговора мгновенно и радикально сменился, о деньгах больше не говорили, вернее, сошлись по умолчанию на нашем исходном предложении. Теперь меня принимали «по старине», угощали и занимали разговорами об общих знакомых, подбирали удобную для кочевья одежду (малица нашлась и для моего напарника).
Так мне довелось стать свидетелем и участником столкновения двух эпох и моралей: старой этики взаимного бескорыстия, служившей гарантией добрососедства и безопасности (хозяину и гостю суждено было не раз меняться ролями, и принимать гостя следовало так, как хотелось быть принятым самому), и новой этики коммерческих услуг, настроенной на прагматичное и отчужденное согласование цен (ничего личного — только бизнес). В ходе общения мои старые знакомые поделились номерами своих сотовых телефонов и предложили в следующий раз обходиться без поселковых посредников. Уезжая из их стойбища, я с чувством утраты размышлял о том, что в будущем мне, возможно, придется заказывать гостевое место в чуме уже через Booking.com. [А. В. Головнёв .Новая этнография Севера. стр 19].
Гипотеза: можно ли считать, если народ не будет передавать свои традиции из поколения в поколение в том виде, которое сложилось исторически, то потеряет свою культуру.
Цель: проанализировать, как изменились традиции ненцев в современном обществе.
Актуальность исследования состоит в изучении традиционной культуры ненцев, чтобы не прерывалась духовность и нравственность поколений.
Предмет исследования: традиции ненцев в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое «традиция».
2. Изучить традиции народа ненцев.
3. Выяснить изменение традиций в современном обществе.
Методы исследование:
1. Изучение литературы.
2. Работа с всемирной сетью Интернет.
3. Опрос среди учащихся
4. Анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в изучении и соблюдении традиционной культуры в семье, в обществе современным поколением для сохранения народа как этноса
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы на уроках истории и культуры Ямала, ненецкого языка и литературы.
-народные (культурные),
- социальные,
-религиозные,
-семейные,
-бытовые,
-возрастные,
- профессиональные.
Кроме того существуют и такие традиции, которые существовали в прошлом и сейчас возвращаются в жизнь людей.
Семейные и социальные традиции, созданные предками ненцев, помогают и сегодня крепить основы семьи и строить взаимоотношения между людьми.
В старину ненцы знали свою принадлежность к фратрии Вануйто или Харючи, браки между представителями одной фратрии не допускались.
В наше время допускаются браки между предствателями одной фратрии, даже заключаются браки между однофамильцами, самое главное условие, чтобы они принадлежали к разным ветвям. Например, допускаются браки между Вануйто (Махако), Вануйто (Сабы), Вануйто (Мыд), Вануйто (Вано). Тусида (Неро’Тусида) могут жениться или выйти замуж за Тусида (Тасиняңы Тусида). Это также относится к представителям других фамилий.
Как известно у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие дни радости: день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных и день создания новой семьи - свадьба.
День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как оторвётся пупок младенца (этот день является праздником только для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения). Дни рождения по – прежнему не отмечают в тундре. Когда тундровики приезжают в поселок, то могут купить подарок на день рождения ребенку или взрослому.
Под влиянием русских традиций в тундре стали отмечать Новый год. Ставят елку, накрывают праздничный стол, приезжают гости из ближнего стойбища или поселка, приходят соседи.
Современные свадебные традиции. В старину будущую невесту подбирали родители жениха. Отправляли свата, обычно им был пожилой, уважаемый родственник. Взяв в руки посох, сват вместе с женихом отправлялся к месту кочевок рода невесты. В случае удачных переговоров, когда отца невесты устраивал жених и размер калыма, то договаривались о дне свадьбы.
В наше время молодые люди женятся и выходят замуж по любви, родители не решают за молодых их судьбу. Традиция выплаты калыма осталась, чисто символическая. Также обычай, чтобы за невестой давали приданое. Тоже чисто символический. В старину обговаривалось, сколько оленей выплатит сторона жениха в качестве калыма, и сколько даст приданого отец невесты.
Так же, как и в старину, свадьбы стараются приурочить к осени (заканчивается «забой оленей» ) или к весне, празднование Дня оленевода. Обязательная официальная регистрация брака в ЗАГСе, свадебный стол в поселке у родственников или в тундре в своем чуме.
К семейным традициям относится то, что родственники берут на воспитание осиротевших племянников, не допускают того, чтобы их увозили за пределы села или в детский дом. В советское время сирот непременно отдавали в детский дом и таким образом родственники теряли с ними связь. Сейчас государство, в лице службы опеки стараются определить сирот при наличии всех условий для проживания и воспитания близким родственникам.
Социальные традиции регулируют общественные отношения и соответствуют типу культуры. Их одобряет большинство членов общества, они не позволяют отступать от норм, объективны и не зависят от желаний человека.
Нормы социального поведения начали образовываться в далеком прошлом, когда люди стали объединяться в группы. Для того чтобы человека приняли, он обязан соблюдать установленные внутри общности законы. Социальные нормы формируются через заповеди, наставления, пословицы, поговорки, сказки и притчи, через слова и действия «хэвы» - табу. «Слово не стрела, но до сердца дойдет», «Чужой рот не дверь – не закроешь», «Умный человек себя умеет сдерживать», «Если стремишься к жизни - время не упускай», «У ленивого человека сердце спит», «Увиденному верь, услышанному – не верь», «Дом, который обходят люди –дом недоброго человека», «Хорошая жизнь сама не придет», «Не будь двуличным, как нож с двумя лезвиями», «Где народу много, там и ума больше». «Земля от солнца хорошеет, человек – от работы», «Не завидуй другому», «Худым словом ничего не добьешься». «С ненавистью не относись к людям, если хочешь жить с ними дружно». «Себя не возвышай – потом в немилость небесную попадешь». «Не ходи в гости, пока тебя не позовут». «С малых лет начинай готовиться к жизни».
К суровым условиям жизни в тундре дети учатся с малых лет. Через игры дети готовятся к взрослой самостоятельной жизни. Игры развивают воображение, речь, творческие способности. Ведь в игре ты будешь играть и роль оленя, собаки, пастуха, рыбака, хозяйки чума. Соблюдение правил в игре воспитывают взаимоотношения, справедливость.
Дети у ненцев сами делают себе игрушки. Через изготовление игрушечных нарт, саночек, арканов, посуды мальчики учатся изготавливать предметы быта и орудия лова. Игры и игрушки мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего детства мальчик получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами.
Девочки шьют куклы с головами из утиных или гусиных носов. Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него вертикальном направлении полосками разноцветного сукна. Для кукол шьется одежда и является копией мужской и женской одежды, также собираются все предметы, необходимые для игры: посуда, стол, постель.
Так через игры и игрушки, передаются трудовые традиции. У мальчиков и девочек есть свои игрушки и свои игры.
Сейчас все чаще можно увидеть в чуме игрушки из магазина: это куклы с комплектом одежды и мебели для девочек, машинки и пистолеты для мальчиков, конструкторы «Лего», пазлы. На покупные игрушки распространяются те же правила, что и на исконно ненецкие. Нельзя их кидать, ломать, небрежно относиться к ним. После игры сложить их аккуратно в мешочек или коробку, нельзя оставлять на улице, иначе ими начнет играть злые духи- парнэ или ңылека.
Возрастные традиции. С уважением относиться к взрослым, пожилым людям, не обижать младших. У ненцев существует много поучительных наставлений и заповедей. «Об отце и матери плохо не говори», «Мать, отца будешь уважать – дети тоже будут тебя уважать», «Первую добычу отдай в руки старого человека – деда, бабушки, чтобы старый человек мог сказать: «Теперь есть, кому меня кормить!», «Никогда не поднимай руку на отца, на мать, на старого человека – отсохнет твоя рука, ты заболеешь. Состаришься – в беду попадешь», «Попадешь в беду – вспомни мать», «Не дерзи взрослым – брюзгливым станешь».
Раньше нельзя было называть старших по именам, это было табу. Под необходимостью оформлять документы, и также необходимость, что ребенок при поступлении в школу должен знать фамилию, имя и отчество родителей, также дедушек и бабушек, дети называют имена своих родителей, дедушек и бабушек и других родственников. В селе или в городе такая форма обращения считается нормой, и никто не обижается. Но в тундре, в чуме запрет называть и обращаться к взрослым НПО имени до сих пор сохранился.
Религиозные традиции. Меняются времена, меняются традиции.
А. Головнев в статье «Новая этнография Севера» пишет: «Насколько мифология, неизменно пленяющая этнографов, актуальна для ныне здравствующих жителей Севера или она отступает все глубже в тень более рациональных мотивов? Еще недавно коренные северяне отличались скрытностью в отношении своих святынь и ритуалов; сегодня реликвии и их реплики, в том числе атрибуты шаманства, выставлены на показ и даже на продажу. В недалеком прошлом многие отказывались фотографироваться из-за опасений, что фото отнимает душу; сейчас на место страха пришла страсть к фото и мода на выгрузку своих «душ» в соцсети.
Сходные сдвиги происходят в этничности и этнографии. Множащиеся этнокультурные проекты выявляют у этничности качества товара и профессии; ширится круг «этнических дел мастеров», занятых в «этноиндустрии». [А.Головнев. Этнография . 2021. ¹ 1 (11)].
Раньше не было принято водить чужаков на святые места, женщины – ненки даже сегодня не бывают на святынях – хэбидя я. Но между тем, сейчас святые места можно посетить, если пришлый человек занимается наукой, даже если ученый – это женщина. Также не вызывает особо возмущений, что женщины и девушки – волонтеры из «Зеленой Арктики» занимаются уборкой территорий на острове Белом.
Неизменными, наверное, остались традиции похоронного обряда. За исключением того, что на похоронах не принимают участия шаманы, в виду их полнейшего исчезновения.
Ненцы верят, что на протяжении всей жизни душой ведает богиня Я'Миня. Именно она отмеряет их век. После смерти душа уходит в Нижний мир, где продолжает жить и оберегать свой род. Хоронят обычно усопшего на следующий день после смерти. За это время семья готовит доски для будущего гроба. В последний путь покойного отправляют в одежде, в которой он умер, либо в той, которую он носил последнее время. Тело умершего располагают на нартах, принадлежащих покойному : мужчин – на мужских, женщин – на женских. На другие нарты складывают вещи усопшего и доски для гроба, и покойный отправляется в последний аргиш (караван, состоящий из нескольких нарт, запряжённых оленями).
По прибытии на место захоронения тело умершего кладут в гроб – деревянную конструкцию в виде четырехугольного ящика, скрепленного системой вертикальных и горизонтальных планок. Причем вертикальные планки значительно возвышаются над гробом. К планкам над головой покойного крепится колокольчик на горизонтальной рейке. В гроб складывают и личные вещи усопшего, которыми он пользовался при жизни. Часто рядом с могилами можно увидеть перевернутые нарты или даже снегоход, стоимостью как приличная иномарка. Ненцы верят, что всем этим умерший будет пользоваться в загробном мире. Перед тем, как положить вещи в гроб или оставить рядом, они портятся, но так чтобы это не было заметно. С одной стороны это связано с религиозными убеждениями ненцев – в ином мире все наоборот, и все порченное становится исправным. С другой стороны, это делается, для того, чтобы уберечь имущество покойных от мародеров.
После похорон родственники умершего возвращаются домой другой дорогой. По прибытии в чум все проходят обряд очищения путем окуривания дымом. Часто чум устанавливают на новом месте.
Из вышесказанного можно отметить: если какой – то обычай, ритуал видоизменяется, тем не менее, он все равно существует, значит и сохраняется традиция. Сохраняется традиция, сохраняется народная культура.
В ходе работы, мною был проведен опрос среди воспитанников старшей группы интерната. В исследовании приняли участие 20 человек, учащихся 8-9 классов. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
На первый вопрос, многие ответили, что традицией называется культурное наследие, которое передается от взрослых к детям.
Обычаи – это способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или в социальной группе.
Второй вопрос, большинство воспитанников отметило традицию празднования Дня оленевода, хотя это относительно новый праздник в жизни ненцев. Также отметили соблюдение свадебных традиций: сватовство, калым, приданое невесты.
- Приехав в стойбище, надо зайти в гости в каждый чум, иначе хозяева чума могут обидеться.
-Каждая ненецкая семья должна посещать священные место своего рода.
- Каждый год оленеводы перегоняют свои стада оленей с одного пастбища на другое, с севера на юг, с юга на север.
- Девушкам и женщинам нельзя ходить по вещам.
-Нельзя затаптывать костер.
- Когда вас соседи угощают, то нельзя возвращать посуду пустой, надо ее наполнить.
-Детям нельзя играть с водой и огнем.
На вопрос «Соблюдают ли в тундре обычаи и традиции?», все респонденты ответили утвердительно. Соблюдают, потому что это важно для сохранения традиций. Добавили, какие обычаи они соблюдают:
- Не охотятся на белых медведей, не потому что они в Красной книге, а потому что это «хэвы»- табу.
- Не называют взрослых по имени.
-Приносят жертвы духом, в качестве дара выбирают белого оленя.
- В конце июля, в начале августа пьют чай на улице, угощают духов.
-Весной, когда приезжают на каникулы из поселка, обязательно в чуме делают обряд очищения огнем «кыв-кыв» или умываются березовой чагой.
- Если у тебя два имени: одно русское, другое ненецкое, то в тундре к тебе будут обращаться по ненецкому имени.
Все опрошенные в целом знают традиции своего народа. Таким образом, анкетирование показало, что обычаи и традиции по-прежнему передаются из поколения в поколение, соблюдаются, добавляются новые или восстанавливаются утраченные обычаи.
Такой вывод опровергает выдвинутую гипотезу, что с изменением исторически сложившихся традиций или обычаев, народ не сохранит свою культуру.
Работа над исследованием показала необходимость изучения, сохранения и продолжения традиций ненцев. В ходе исследования замечено, что учащиеся знают поверхностно ненецкие традиции и обычаи, но не могут подробно описать проведение того или иного обряда, ритуала, его назначения. Поэтому тема по изучению традиций ненцев будет продолжена.
Каждый человек для себя решает, соблюдать или не соблюдать заветы своих предков. Но каждый человек должен знать, что традиции – это часть истории. Если хотим сохранить свою историю и культуру, свой род, свой этнос, то должны беречь и соблюдать язык, обычаи и традиции своего народа.
А. В. Головнев. Научный журнал «Этнография», 2021. № .1 (11), С- Петербург.
Е. Н. Окотэтто. «Ненцкий фольклор для детей», ОО «Алмаз – Граф»,С- Петербург , 2013.
Л.В.Хомич «Ненцы», филиал издательства «Просвещение», СПб, 1994..
Интернет – ресурсы
Творческий проект "Традиции и обычаи народов мира"
https://multiurok.ru/files/tvorcheskii-proekt-traditsii-i-obychai-narodov-mir.html
Традиция как культурообразующий элемент народной культуры
https://studbooks.net/667947/kulturologiya/zaklyuchenie
Как сохранить обряды и традиции коренных малочисленных народов севера (исследовательская работа) | Контент-платформа Pandia.ru
https://pandia.ru/text/78/316/22623.php
Творческий проект "Традиции и обычаи народов мира"
https://multiurok.ru/files/tvorcheskii-proekt-traditsii-i-obychai-narodov-mir.htm
яндекс картинки про ненцев https://banki.loans/storage/posts/
Ночная стрельба
Притча о гвоздях
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сверчок
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью