"Несказочная проза" ненецкого народа мало изучена, так как считается "несерьезным» жанром. «Страшные» истории, бывальщины и небылички, наравне с другими жанрами устного народного творчества, отражают нормы морали, обычаи, традиции ненецкого народа.
Проблема исследования. Является ли «несказочная» проза одним из источников сохранения традиций, обычаев и устного народного творчества ненцев.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neskazochnaya_proza_yaptik_igor_seyaha.doc | 84 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Научно - исследовательский проект
«НЕСКАЗОЧНАЯ» ПРОЗА
В НЕНЕЦКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Автор: Яптик Игорь,
обучающийся 9б класса.
Руководитель: Тусида М.Г.,
учитель родного (ненецкого) языка и литературы.
Сеяха
2022
Оглавление
Жанровая классификация "несказочной" прозы, рассказанных жителями села Сеяха 1
Введение
Устное народное творчество ненцев возникло в глубокой древности. Фольклор для народа, у которого до 1930 - х не было своей письменности - это словесный документ. Он отражает историческую истину, исторические события, контакты и военные столкновения между этносами, традиции, обычаи и культуру народа.
Актуальность выбранной темы "Несказочная проза" ненецкого народа мало изучена, так как считается "несерьезным» жанром. «Страшные» истории, бывальщины и небылички, наравне с другими жанрами устного народного творчества, отражают нормы морали, обычаи, традиции ненецкого народа.
Проблема исследования. Является ли «несказочная» проза одним из источников сохранения традиций, обычаев и устного народного творчества ненцев.
Тема исследования. «Несказочная» проза - один из жанров фольклора.
Объект исследования: «страшные» истории, былички и небывальщины, представленные художественных текстах, так в устных рассказах.
Предмет исследования: особенности классификации «несказочной» прозы
Цель: исследовать "несказочную" прозу ненецкого фольклора села Сеяха.
Гипотеза. "Несказочная" проза - это жанр устного народного творчества.
Задачи:
Дать общую характеристику "несказочной" прозы.
Рассмотреть жанровую классификацию "несказочной" прозы фольклора села Сеяха.
Изучить значимость и популярность данного вида фольклора у сверстников.
Методы исследования:
Подбор необходимой литературы для углубления своих знаний по теории фольклора
Поисковый – опрос сверстников, родственников и знакомых о знании ими «страшных» историй, небыличек, сбор материала по теме исследования.
Новизна работы состоит в том, что несказочная проза мало изучена Необходимость данного исследования диктуется тем, что несказочная проза привлекает внимание слушателей и интерес к ней всё более возрастает, и вместе с ней возрастает интерес к устному народному творчеству ненцев в целом.
Практическая значимость работы. Данное научное исследование может быть использовано на уроках родной (ненецкой) литературы, во внеклассных мероприятиях, а также для широкого круга читателей.
Основная часть
Устное народное творчество (фольклор - от английского слова folk - говорить), в ненецком языке называется - невхы ил' ва''ал''.
Фольклор любого народа состоит из малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, потешки, заклички, скороговорки и больших фольклорных жанров: сказки, легенды, предания, баллады. "Страшные" истории тесно связаны с устным народным творчеством. Их относят к бывальщинам и быличкам.
О фольклоре ненцев можно узнать из разных письменных и электронных источников, но «несказочная» проза в большинстве случаев передается устно, рассказывается в узком кругу: на охоте и рыбалке, в вечернее время в чуме, поселке, в интернате.
Рассказы о встречах людей со сверхъестественным один из древних фольклорных жанров. В народе их называют былинками, а ученые - былички и бывальщины.
В фольклористике их систематизируют как "несказочную" прозу по отношению расказчика и аудитории к содержанию текста. Якоб Гримм, которого считают основоположником фольклористики как науки в труде "Немецкая мифология", заметил, что в отличие от сказок, бывальщины, как и легенды, предания - "это рассказы, в которые верят".
Быличка - «устный рассказ о якобы имевших место сверхъестественных явлениях: встрече, драматичном столкновении самого рассказчика или знакомого ему человека» с мифологическими персонажами. Главная задача былички «заключается в том, чтобы «доказать, утвердить, подкрепить то или иное верование».
Бывальщина отличается от былички только перспективой изложения. В бывальщине повествование предполагает изложение в 3-м лице.
Сказ - «вид устной прозы, не содержащий элементов фантастики, по содержанию подразделяются на «рассказы о случаях», в которых идея рассказа раскрывается в необычном эпизоде, и «рассказы о героях».
Слухи и толки - «повествования, возникшие вследствие недостаточной информированности о фактах и событиях из современной (по отношению ко времени повествования) жизни народа, поразившее народное воображение. (Веселова И. С. «Несказочная» проза_ мифологические нарративы.mhtml)
Русские и зарубежные писатели в своих произведениях описывали старинные предания о русалках, мертвых женихах, встречах с лешими, водяными, и чертом.
Василий Жуковский нередко выбирал для своих произведений исторические и фольклорные темы. Это роднило его литературные баллады с балладами народными — жанром, близким исторической песне. Одно из своих самых известных произведений в этом жанре - «Людмила», где описал популярный фольклорный сюжет о том, как погибший жених забрал в могилу невесту.
Николай Гоголь был настоящим знатоком страшных историй. Его первая большая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразила современников. Пушкин писал о ней: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Из восьми повестей сборника семь представляют собой по форме бывальщины, которые пересказывает пасечник Рудый Панько. Перед читателями оживают русалки, колдуны и черти, описанные не со страхом и трепетом — что было бы обычно для фольклора, — но с юмором, а иногда и поэтически возвышенно. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/254804/strashnye-istorii-v-russkoi-literature ]
В произведении «Бежин луг», которое входило в цикл, Иван Тургенев собрал целую коллекцию быличек и бывальщин. Их пересказывают у ночного костра мальчишки-пастухи. В рассказ вошли страшные истории про водяных и русалок, домового и призрак умершего барина.
В 60 – х годов XX века среди детей были очень популярны страшные истории про ведьм и людоедов, которые рассказывали в темной комнате или ночью у костра. №Пионерские» страшилки сейчас вышли из употребления, так их заменили фильмы ужасов и аниме.
Например, классическая страшилка про красную руку.
Одна семья переехала в новую квартиру. Все было хорошо, только на стене в комнате было красное пятно. Вот легли все спать. Вдруг из пятна вылетела рука и задушила папу. На следующую ночь красная рука задушила маму. Дети очень испугались. Они решили не ложиться ночью спать. Как только стемнело, рука показалась из пятна. Она была красная и светилась. Она полетала по комнатам, не нашла детей и вернулась в пятно. Утром дети позвали милиционера. Он пришел и выстрелил в пятно из пистолета. Оно тут же исчезло. Но когда милиционер пришел домой, на стене он увидел красное пятно...
Жанровая классификация "несказочной" прозы, рассказанных жителями села Сеяха
В селе и в тундре многие жители также любят рассказывать страшные истории, в которые они верят и утверждают, что это действительно было. Зачем люди рассказывают "страшилки"? Одни рассказывают страшные истории, для того, чтобы угомонить расшумевшихся на ночь детей. Другие истории рассказывают для того, чтобы человек не нарушал вековые традиции. Третьи истории учат бережному обращению природы, к животному миру.
Обычно встречи человека со сверхъестественными явлениями происходят в вечернее или ночное время. Человек встречается или видит призраков, духов в пустынных местах, священных местах, возле кладбищ. Встречи со сверхъестественным неожиданны и также неожиданно исчезают. Не всегда духи бывают враждебными, иной раз они предостерегают.
Проанализировав несколько рассказанных мне страшных историй, я пришел к выводу, что ненецкие страшилки можно разделить на следующие группы.
1. Встречи с сихиртя - отголоски древних преданий об исчезнувшем народе "сихиртя". Приложение 3
2. Нарушение традиций и обычаев. Приложение 1,2, 4, 10
3. Встречи с нечистой силой. Приложения 5, 6, 8, 9
4. Жестокость человека по отношению к животным и другим людям, наказанная духами или богами. Приложение 7
5. В "страшилках" призраки и духи носят одежду белого цвета, олени в упряжке у них белые. Приложение 6
6. Распущенные, растрепанные и грязные волосы тоже являются одним из признаков жителя потустороннего мира. Приложение 1.
Все они являются поучительными:
Заключение
В результате поиска и опроса учащихся школы можно сделать следующие выводы:
1. Небылички, бывальщины знают и рассказывают друг другу как взрослые, так и дети;
2. "Страшные рассказы" не воспринимаются людьми как жанр фольклора;
3. Небылички, бывальщины, слухи, толки, как были со времен Якоба Гримма "рассказами", в которые верят" в отличие от сказок, такими и остались.
Моё исследование показало, несмотря на несерьезность как жанра фольклора "несказочной" прозы, она дает возможность сохранения устного народного творчества. Рассказчики "страшилок" постепенно переходят на рассказывание более серьезных произведений устного народного творчества - ярабцы, сюдбабцы, сказки.
Список литературы
Мифы и предания ненцев. Л.А.Лар. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2001.
Фольклор ненцев Е.Т.Пушкарева, Л.В.Хомич Новосибирск "Наука" , 2001.
Фольклор ямальских ненцев. Н.М.Янгасова "Историческая иллюстрация"С-Петербург, 2018.
Мифология, фольклор и литература Ямала. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Учебник. Издательство " Институт проблем освоения Севера СО РАН", 2001
Интернет ресурсы
Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/254804/strashnye-istorii-v-russkoi-literature
https://revolution.allbest.ru/moscow/00633073_0.html
Приложение 1
Женщина, которая шила ночью
У одной девушки была семья: мама, папа и брат с сестрой. Она любила шить, но только ночью. Родители говорили ей, что нельзя шить ночью, но она не слушалась.
Однажды ночью она как всегда шила. Вдруг в чум вошла женщина, ее лицо было сердитое, волосы черные и растрепанные. Но девушка не испугалась. Страшная женщина сказала: "Давай посоревнуемся, кто из нас быстрее сошьет малицу, тот и победит". Девушка согласилась. Женщина сказала, что пойдет к себе в чум за иголкой и нитками.
Вдруг девушка осознала, что рядом - то нет соседних чумов, их чум стоит один в стойбище. Тогда она поняла, что эта женщина - ведьма. Быстро легла спать, намазала себе лицо жиром. Слышит, что вернулась ведьма и стала искать девушку. Она проводила рукой по лицам спящих: "Этот давно спит, во сне вспотел". Так и прошлась по лицу девушки, сказала те же самые слова, что давно спит. Так и ведь не смогла отыскать девушку и ушла ни с чем. С той поры девушка больше не шила ночью.
Приложение 2
Озеро
На Ямале есть одно нехорошее озеро. В этом озере пропадают люди.
Когда - то к этому озеру пришло трое детей. Они плавали в лодке и вдруг пропали вместе с лодкой. После этого стали происходить ужасные вещи.
Рыбаки говорят, когда они рыбачат в этом озере., то слышат голоса и крики детей. Эти духи детей забирают людей.
Одному человеку захотелось увидеть это озеро. Он не верил, что в озере присутствуют духи детей. Собрались они вместе с товарищем, сели в лодку и начали говорить и смеяться, что это озеро никакое не священное место. Вдруг они увидели детей, которые катались на лодке. Вот рыбаки решили подплыть к этим детям. Плывут рыбаки и вдруг с того ни сего в лодке появилась пробоина. У его друга пошла кровь из носа, то тому стало страшно. Им стало казаться, что кто- то гонится за ними. Тут лодка стала уходить на дно. Дальше решили добраться до берега вплавь, спрыгнули с лодки. Вот плывет и чувствует, как его кто- то тянет за ногу. Берег уже был близко, встал на ноги и побежал со всех сил на берег. С той поры он, если слышал про священные места, никогда не говорил, что это неправда. До этого случая, у него был не самый лучший характер, то после этого случая стал добрее и отзывчивее. А тело его друга так и не нашли.
Приложение 3
Сумка женщины сихиртя
Когда на Ямале до прихода ненцев жили сихиртя. история говорит о том, что ненцы и сихиртя воевали между собой. Потом сихиртя стали исчезать.
Как - то люди каслали. На одной из сопок нашли жнескую сумку- туця, вязли ее с собой. Прикаслали на новое место, поставили чумы. Наступила ночь, все легли спать. И вдруг слышат что пришла женщина -сихиртя и стала кричать: Отдайте мою сумку!" Эти крики слышали люди всей бригады. Людям стало страшно, ведь она могла увести человека в иной мир. Утром эту сумку положили туда, где нашли.
Приложение 4
Рассказ рыбака.
Люди всегда стараются соблюдать обычаи и традиции той местности, где они живут, даже если это не их родина. Например, на рыбалке принято угощать "хозяина" реки или озера. рыбацкий балок стоит на священном месте. Приехали как то мужчины на зимнюю рыбалку. Начали пить чай, наливают по углам. Один мужчина, русский, говорит, что он не будет выполнять этот обряд, так как у него своя религия есть.
Спустя время его напарники собрались в поселок. Мужчина сказал: "Езжайте, я тут останусь".
Через некоторое время он услышал скрип снега под окнами балка. Он решил посмотреть, кто там ходит. Вышел на улицу - никого нет, следов тоже под окнами нет. Зашел обратно в балок, сел пить чай. Мужчина слышит, что в дверь кто - то стучит. Открывает двери, никого нет. Тут - то у него волосы от страха дыбом встали, быстро завел снегоход и рванул в поселок. Но с той поры всегда соблюдает местные обычаи и всегда ставит угощение для духов.
Приложение 5
Истории про поездки
Ехал ненец в темное время года. Скорее всего, была осень. Едет, и слышит, что сзади едет упряжка. Оленевод реально слышит скрип полозьев нарты, фыркание оленей, стук уздечек, слышит, как ездок подгоняет оленей. Мужчина думает: "Не буду останавливаться. Догонит, тогда и остановлюсь". Не спеша едет дальше, слышит, что упряжка его догнала и едет напротив него. Сколько он не всматривался в темноту, а упряжки не видит. Только слышно, что упряжка его обогнала и умчалась вперед. Настолько это было реально, по словам рассказчика, что даже толком испугаться не успел.
В последнее время, не только живые люди стали ездить на снегоходах, но и призраки и духи тоже пересели на снегоходы.
В поселке Тамбей часто жители слышат шум подъезжающего снегохода. Выходят на улицу, никого нет.
Приложение 6
Мужчина в белом совике
Один парень возвращался с рыбалки. Едет на снегоходе, оборачивается назад. Видит невдалеке стоит снегоход белого цвета, возле него мужчина в белом совике, парень помахал, так как подумал, что это его знакомый. Тот помахал ему в ответ. Парень подъезжает к поселку, а его знакомый ему навстречу едет. И тут парень, понял, что он видел призрак.
Приложение 7
Про жестокое обращение с животными
Жили двое мужчин. Один хорошо обращался со своей собакой. Кормил ее, не оставлял на улице, заводил в чум. Второй же мужчина плохо обращался со своей собакой, бил собаку по делу и без дела, не кормил, часто оставлял на улице. И однажды ночью все легли спать. Слышат, что с улицы заходит кто - то иговорит собакам: "Я съем ваших хозяев". Одна собака говорит: "Не тронь моего хозяина, я не дам его тебе съесть". Вторая же собака говорит: "Возьми и съешь моего хозяина. Мне его не жалко". Когда люди утром проснулись, то хозяин второй собаки был мертв.
Приложение 8
Истории, связанные с кладбищами.
Ехал парень ночью, он устал и решил остановиться, вздремнуть. Дело было вечером и было темно, он привязал свою упряжку, лег спать. И видит сон. Во сне подходит к нему пожилая женщина и говорит: " Сынок, ты поставил нарту на мою нарту. Убери её. Да и домой тебе пора. Скоро сильный дождь начнется". Парень открывает глаза, смотрит, а он возле кладбища, а его упряжка стоит на нарте покойника (нарта ушла под землю и еле - еле была видна). Парень стал быстро собираться, поехал домой, как только он доехал до стойбища, начался сильный дождь.
Приложение 9.
В Сеяхе когда-то был интернат, его называли "третий" корпус. Говорили, что там обитают привидения, что ночью нельзя ходить одному или смотреть, якобы интернат стоял на месте дома (чума), где произошел пожар и в огне погибли люди.
Эта история случилась давно. Двое мальчиков ночью вышли из корпуса и пошли в туалет. Раньше туалеты стояли на улице, отдельно от зданий. Стали возвращаться и смотрят в сенях интерната кто - то стоит и курит. Старший мальчик говорит: "Пройдем мимо него, но только не задень его". Старший мальчик зашел в интернат, а младший замешкался и случайно задел призрак рукой. На следующий день мальчик умер.
Приложение 10
Фактория Яра- то
Место, где располагается фактория Яро- то в тамбейской тундре, считается священным и поэтому в этом месте нельзя жить или строить дома. Несколько десятилетий тому назад на этом месте построили факторию. У работников фактории тоже не все бывает благополучно со здоровьем, они часто болеют и им приходится уходить с этой работы. Люди, работающие на фактории, слышат разговоры людей, скрип наста под ногами, выходят на улицу - никого нет.
Лист Мёбиуса
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Любили тебя без особых причин...
За чашкой чая
А теперь — мультфильм