Русский язык и литература. Крамаренко Марина Николаевна

Конькова Лариса Юрьевна

Марина Николаевна - учитель первой квалификационной категории. Тема её самообразования "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся средствами учебного предмета и во внеурочной деятельности". Неслучайно много лет под её руководством творчески  работает кружок " Кукольный театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2013.odt13.44 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._kramarenko_m.n.doc136 КБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

О весне

Пришла весна.

Пришел месяц «Март»!

И ручейки по улицам бегут,

И ребятишки весело играя

Всё корабли пускают в

Добрый путь!

        * * *

Много, много я их видел

Много маленьких цветов

Утром в поле ранним выйду,

Там цветут они кругом,

Я нарву букет хороший

И пойду домой скорей

Подарю без всякой гроши

Тут же мамочке своей.

        * * *

Весна придет

Все солнышком зальется

И сотни маленьких цветков

Сквозь снег опять прорвутся.

        * * *

Эх этот месяц «Март»

Какой же он красивый.

Все оживать начнет кругом,

Все так неповторимо

        * * *

Восьмое марта день хороший

Какой же дивный, теплый день

И женщин поздравляем тоже

Мы в этот праздничный уж день.

Леонид К. 9 «Б» класс.

Учитель русского языка и литературы: Крамаренко Марина Николаевна



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории  Крамаренко Марина Николаевна

Тема урока: Сложносочиненное предложение

Цели:

  • повторение и обобщение знаний и умений по теме;
  • развитие коммуникативной активности учащихся и интереса к изучению русского языка;
  • умение работать в группе.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Класс: 9

Оборудование: карточки для учащихся – для оценивания и карточки-инструкции; карточки оценивания для ведущих “специалистов”, задания для каждого стола.

Урок предлагаю провести в форме “игры-вертушки”.

Заранее выбираются в классе наиболее подготовленные ученики и с ними разрабатываются задания для каждого стола.

Стол А - теоретический материал.

Стол Б – применить знания и умения. Составить предложения и схему предложения с разделительными союзами

Стол С – применить умения. Составить ССП с сочинительными союзами, указать союзы которые употребляются в ССП.

Стол Д –  умение подчеркивать основу, расставить знаки препинания соответствие между ССП и схемами.

Класс делится на группы: 16 или 25 учеников.

Рассмотрим на примере класса, в котором 16 учеников – участников, 4 ученика – ведущих “специалиста”, 1 ученик – секретарь урока, а учителю определяем роль “хранителя времени”.

В ходе урока ученики – участники, пользуясь индивидуальными карточками-инструкциями, переходят от стола к столу. Прохождение каждого этапа должно быть строго ограничено временными рамками, например – 10 минут.

Роль ведущих “специалистов” - проверить знания и умения учеников-участников и оценить их работу.

Роль секретаря урока – заносить результаты каждого этапа урока в общую таблицу результатов, которая заранее нанесена на классную доску.

Формирование групп происходит спонтанно – кто какую карточку выберет.

Ученики, у которых первый ход начинается с А , идут за стол А, у которых Б, идут за стол Б и т.д. Таким образом, у нас сформировалось 4 группы по 4 ученика. Одновременно ученики-участники выполняют задания. Через 10 минут – переход.

Карточки для учеников–участников (16 учеников). Приложение №1

Этапы урока

Цели для учителя и учащихся

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

1.Орг.Момент

Для учителя: обеспечить готовность учащихся к уроку, урок- вертушка

Для учащихся: готовность к уроку (оборудование рабочего места.

организации  рабочего  места

  - организационный                 -коммуникативные   -регулятивные          

2. Постановка цели задач урока.

для учителя: формировать навыки определения темы, целью урока, планирования учебной деятельности.

 для учащихся: определение цели и задачи урока.

Называют тему урока, определяют цели и пути их достижения.

- регулятивные (целеполагания)

3.Актуализация знаний

для учителя: обеспечить раздаточным материалом.(маршрутные листы).

для ученика: работа с раздаточными карточками закрепить и применить знания и ум. По теме: сложносочиненные предложения.

По сигналу учителя переходят по маршрутному месту от стола к столу, выполняя задание из раздаточного материала.

познавательные

регулятивные

Маршрутные листы стол А – теоретический материал.

_

работа в паре (рассказывают учителю теоретический материал по теме «сложносочиненные предложения».

Предложения № 2

познавательные

регулятивные

Стол В – применить знания и умения.

работа индивидуальная. Составляют предложения и схему предложения.

С разделительными союзами. Предложения № 3

регулятивные

познавательные

Стол С – применить умения. Составить ССП с сочинительными союзами, указать союзы которые употребляются в ССП.

групповая работа.

Составить из слов предложения

- с соединительным союзом.

- с противительным

союзом. Составляют схему к каждому предложению.

Предложения № 4.

познавательные

коммуникативные

Стол Д – умение подчеркнуть основу, расставить знаки препинания соответствие между ССП и схемами.

Работа в паре.

расставляют знаки препинания в ССП подчеркивают грамматическую основу, соотносят предложение со схемой.

Предложения № 5.

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Рефлексия.

Характеристика «учителей» учащихся на каждом этапе. Сами учащиеся оценивают себя.

Регулятивные

коммуникативные

Карточки для учеников – участников (16 учеников). Приложение 1

Карточка №1.*

*Номер хода 1 означает, что ученик идет за стол А и отвечает 4-ым по очереди и задание от ведущего «специалиста получает под №4.

Номер хода 2 означает, что этот же ученик переходит за стол Б и отвечает 1-ым по очереди, получив от ведущего специалиста задание под №1. И т.д.

Ученику нужно пройти 4 стола. У него с собой оценочный лист, в который ведущие специалисты выставляют оценки.

                           

Оценочный лист ученика – участника

Стол

Оценка

А

Б

С

Д

Карточки для учеников-участников (начиная со второго ученика, первый – в примере указан)

Карточка №2

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

А

1

2

С

2

3

Д

3

4

Б

4

                                                 

Карточка №3

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

А

2

2

Д

3

3

Б

4

4

С

1

Карточка №4

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

А

3

2

Б

4

3

Д

1

4

С

2

Карточка №5

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

Б

4

2

А

1

3

С

3

4

Д

2

Карточка №6

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

Б

1

2

С

3

3

Д

2

4

А

4

Карточка №7

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

Б

2

2

Д

4

3

А

3

4

С

1

Карточка №8

Карточка №9

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

С

4

2

Д

1

3

А

3

4

Б

2

Карточка № 10

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

С

1

2

Д

2

3

Б

3

4

А

4

Карточка № 11

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

С

2

2

А

3

3

Д

4

4

Б

1

Карточка №12

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

С

3

2

А

2

3

Б

1

4

Д

4

Карточка №13

Карточка № 14

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

Д

1

2

Б

2

3

А

4

4

С

3

Карточка № 15

Номер хода

Стол

Очередность ответа

1

Д

2

2

С

1

3

Б

4

4

А

3

Карточка № 16

Карточка для оценивания (всего - 4 карточки)

Специалист Стол А (Б  С  Д)

№/П

Фамилия ученика

Отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Таким образом, ученики получат 4 оценки за урок.

Задания для стола А (Приложение №2)

Карточка № 1.

1.Какие предложения называют сложными?

   

2.На какие группы делятся сложные союзные предложения?

Карточка № 2.

 1.Какие предложения называют сложносочиненными?

                           2.Какие средства связи характерны для сложносочиненных предложений?

Задания для стола Б (Приложение №3)

Карточка № 1.

1.Какие союзы употребляются в сложносочиненном предложении?

2.    а) и, да, ни…ни                                разделительное

                                  Тоже, также

       

                              б) то…то, или (иль)                           противительное

                                либо…либо, не то

                                         то ли…

 

                              в) а, не только…но и                                соединительное

                                  но, да (=но), однако,

                                           зато

Карточка № 2.

1.Составить из слов предложение с разделительным союзом (в бурьяне, Мелькнет, белый, булыжник     суслик, дорогу перебежит).

2.Составить схему предложений.

Задание для стола С (Приложение №4)

Карточка № 1.

1.Составить из слов предложение с соединительным союзом. (осень, Пришла    , оделись, леса, наряд, золотой, в).

2.Составить схему предложения.

Карточка № 2.

1.Составить из слов предложение (за, горы, Солнце, зашло,   еще, светло, было) с противительным союзом.

2. Составить схему предложения.

 

Задания для стола Д (Приложение №5)

Карточка № 1.

1.Расставить знаки препинания.

 Красота на добро и не смотрит но люди от нее становятся добрее.

2.Подчеркни грамматическую основу, выдели союз.

Карточка № 2.

1.Соотнеси предложение со схемой.

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.                    ,  и

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.               ,      и                      

                                                                                                                 

                    и                                                                                        

Ответы для стола А

Карточка № 1.

1.Сложное предложение – это предложение, состоящие из двух или несколько простых предложений.

 

2.Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочиненные  и сложноподчиненные.

Карточка № 2.

1.Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами.

2.В сложносочиненных предложениях средствах связи:

   1.соченительные союзы;

   2.интонация;

Ответы для стола В

Карточка № 1

1.В сложносочиненном предложении употребляются соединительные, разделительные, противительные союзы.

2.       а) и, да, ни…ни                                разделительное

          Тоже, также

       

       б)то…то, или (иль)                           противительное

        либо…либо, не то

         то ли…

 

        в)а, не только…но и                        соединительное

          но, да (=но), однако,

           зато

Карточка № 2.

1.Мелькнет белый булыжник в бурьяне, или суслик дорогу перебежит.

2.                       или                .

Ответы для стола С

Карточка № 1

1.Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

2.                       и             .

Карточка № 2.

1.Солнце зашло за горы, а было еще светло.

2.                   , а              .

Ответы для стола Д

Карточка № 1.

1.Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее.

Карточка № 2.

1.Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.               и

2 стал читать, и  во мне пробудилась страсть к книгам.              ,    и

Содержание заданий можно изменять в зависимости от контингента учащихся. Я использовала в основном задания из учебника Русский язык 9 класс. Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская.

Проведение уроков в форме игры-вертушки способствует развитию познавательного интереса у учащихся, формированию коммуникативной компетенции, так как при переходе хода они вновь и вновь образуют новые по составу группы и учатся быть во взаимодействии с одноклассниками.

Также данный тип урока можно использовать на других учебных дисциплинах при обобщении знаний.



Предварительный просмотр:

Задания по технологии ИСУД по русскому языку для 7 класса

Учитель: Николаева Юлия Анатольевна, первая квалификационная категория.

«Причастие как часть речи».

Задание №1.

Найдите в предложенном тексте причастия, выпишите их и укажите падеж, род, число, вид и время. Вставьте пропущенные буквы.          

     Отч..ждённый не(?)счастьем св..им от сообщ..ства людей, он вырос н..мой и м..гучий, как дер..во раст..т на плод..родной земле… Пер..сел..нный в город, он не п..нимал, что с ним такое деется, - скучал и не(?)доумевал, как не(?)доумевает мол..дой, зд..ровый бык, котор..го только что взяли с нивы, где сочная трава р..сла ему по бр..хо… Останавливался поср..ди  двора и глядел, разинув рот на всех  прох..дящих, как бы ж..лая добит(?)ся от них решения загадоч(?)ного своего пол..жения, то вдруг уходил куда(?) нибудь в уг..лок и, далеко швырнув м..тлу и лопату, бр..сался на землю лицом и целые часы л..жал на груди неподвижно, как пойма(?)ый зверь. Климов почитал себя сущ..ством обиж..нным и не оценённым по достоинству, человеком образова(?)ым и ст..личным, к..торому не в Москве бы жить, без дела, в каком(?) то захолустье, и если пил, как он сам выражался с рас(?)тановкой и, стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только(?) что отыскали где(?)то на улице.

Образец: Отчуждённый – прош.вр., сов.вид., И.п., м.р., ед.ч., 

Задание №2

Лингвистическая разминка.

Игра «Прилагательное или причастие».                                                                                           Лучший шахматист –

мощный мотор –

волнующее событие                                                                      

необходимая поддержка                                                          

предусмотренный правилами –

случайно встреченный                                                        

встретившийся по пути                                                                    

кипучая энергия                                                                              

купленный на рынке

Задание № 3

Склонение причастий и правописание гласных

в падежных окончаниях причастий.

Прочитайте текст. Укажите стиль. Выберете подходящее по смыслу причастие и поставьте их в нужном падеже, числе, роде. Подчеркните грамматическую  основу. Расставьте знаки препинания. Выпишите причастия.

         Исаак Ньютон великий английский учённый_____________закон всемирного тяготения. Сила трения это ещё один вид силы_______________       от взаимодействия молекул силы тяжести и силы упругости. Сила трения это сила______________________ движения автомобиля у которого водитель выключил мотор. На жидкости как и на все тела__________________ на земле действует сила тяжести.

Слова для справок: открывший, открывшийся; отличающийся, отличающий; прекращающий, прекращающийся; находящий, находящийся.

Задание № 4

Объяснительный диктант. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните члены предложения, определите. Какие словосочетания  не соответствуют схеме

«сущ. + причастие»

        С..йчас от былого в..личия остались только св..детели его – замки, форты, мрач(?)ные дв..рцы и в..нчающая город квадратная мас(?)ивная башня. У бойниц когда (?) то с..дели люди с арбалетами, со стен лили на вр..гов кип..щую см..лу, над гол..вой пр..летали камни, пущенные с рас(?)тояния в двести метров. Сейчас – тиш..на. В..круг ст..ны и башни, поросшие мхом.   (В.Некрасов).

           А) в..нчающая город                         Г) пущенные камни

           Б)   кип..щую см..лу                           Д) мрач(?)ные дв..рцы

           В) былого в..личия                             Е) поросшие башни

Задание № 5

Составьте и запишите словарный диктант, состоящий из 10 словосочетаний, соответствующий схеме «сущ. + причастие»

Задание № 6.   Понятие о причастном обороте.

Прочитайте  текст. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Устно пояснить выбор орфограмм.

         В газетах по..вилось сообщение об открыти..  зап..тентован(?)ом одним из рос(?)ийских  уч..ных. При создани.. (сверх)тонкого слоя из микроск..пических коллоидных золотых  ч..стиц находящийся за ним предмет ст..новит(?)ся  н(?)видимым для наблюдателя. Н(?)ужели шапка(?)нев..димка и волшебный плащ(?)  Гарри Поттера станут яв..ю?                                                                                           

Задание № 7.

Выпишите причастные оборот. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде. Выделите причастные обороты. Вставьте пропущенные буквы.

 Росшие незабудки у ручья уже зацвели.            

Показавшееся солнце  из-за туч ярко осветило лес и поляну.                                 Появившиеся почки на деревьях говорили  о наступавшей весне.                         На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.                                                

 

Задание № 8

Словарная работа.

Придумайте с данными словами предложения, включающие в себя причастные обороты.

Благородный___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________            

Великодушный__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

Возвышенный__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                  

Высокий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                

Святой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Священный____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                    

Рыцарский_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               

   

Задание № 9.  Действительные и страдательные причастия.

Словарная работа: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, устно объясните выбор выделенных орфограмм.

Соб..рать, соб..ру, соб..ри, неразб..риха, уд..рать, уд..ру, прид..раться, прид..русь, прид..рись, зам..рать, зам..р, зам..реть, зам..рший, зап..рать, зап..реть, зап..р, перила, бл..стать, бл..стательный, отбл..стала, отбл..ставший, бл..снуть, бл..стящий, забл..стел, пробл..ски, заж..галка, подж..гатель, приж..гание, выж..гший, выж..г, расст..лать, расст..лавший, расст..лить, расст..ливший, выч..тать, выч..тание, прич..тающийся, выч..сть, соч..тать, соч..тание, ч..та.

Задание № 10.

Определите вид причастия – действительное или страдательное, обоснуйте своё мнение.

Поднимаемый груз – поднимающий груз

видимый издали корабль – всё видящий человек

построенный дом – строящий дом                                                                       надетый костюм – надевающий костюм

обжигающий огонь – обжигаемый в печи

качаемая колыбель – качающая колыбель

Задание № 11 

Найдите ошибки в определении действительных и страдательных причастий. Запишите таблицу в исправленном варианте. Образуйте словосочетания с этими причастиями, обозначьте  определяемые и зависимые слова.

Действительные

Страдательные

исполняемый

исполняющий

сооружающий

сооружаемый

творимый

творящий

облаивающий

облаиваемый

изменяемый

изменяющий

 освежаемый

освежающий

 

Задание № 12.   Краткие и полные страдательные причастия.

Проверочный тест:    

1 вариант.          

  1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?                                           а) крашеный пол ;                   б) раздающийся вдали;                                                                          в) развешанное бельё;           г) остуженный чай;

  1. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?                                                           а) скрипящий звук ;                  б) колющее оружие;                                                                         в) выбираемый вариант;         г) вручаемый конверт;                                                                      д) пишущий письмо;

  1. Какие предложения содержат страдательные причастия?                                           а) Я перепробовал  все существующие способы борьбы с болезнью.                                                б) Проводимые факты нуждаются в проверке.                                                                         в) Деревья, волнуемые ветром, словно о чёт-то шептались.                                                                                              г) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного дерева.                                      д) Неутихающая боль не давала покоя.    

   

2 вариант.

  1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?                                                                            а) освежающий ветер;                б) высушенная трава;                                                                              в) волнующееся море;                 г) покрашенный потолок;

  1. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?                                         а) стелющийся кустарник;            б) раздаваемые задания;                                                                    в) обучающая игра;                         г) разбитое окно;                                                     д) горящие глаза;

  1. Какие предложения содержат страдательные причастия?                                                                            а) По лугу бежал мальчик, запускающий воздушного змея.                                                           б) Завод, производящий хлеб, никогда не разорится.                                                       в) И пошли они, солнцем палимые.                                                                                г) Старик, поддерживаемый под руки, шёл еле-еле.                                                                                     д) Нарастающие раскаты грома сотрясали небо.  

Задание № 13 

Сравните пары предложений, определите основы, выделите причастия.

Стадион, освещённый мощными прожекторами, был полон.

Полный стадион освещён мощными прожекторами.

В окно, распахнутое настежь, влетела птица.                                                                                          Окно распахнуто настежь.                                                                                                                                   

Задание № 14.  Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.    

Словарный диктант: исправьте орфографические ошибки.

Акволанг, видимоневидимо, возражение, галлерея, жованный, изобразить, квитанцыя, комбинацыя, невиданый, ориентацыя, пачтальон, резиденцыя, светафор, ситуацыя, тренероватся, шевилится, эпедемия.                                                                   

Задание № 15

Запишите глаголы в 3-м лице множественного числа в два столбика (1 и 2 ) спряжения:                                                                                                                                               Думать___________________________________________________________                              клеить____________________________________________________________                                     брить_____________________________________________________________  

гнать_____________________________________________________________                 лечить____________________________________________________________                                                       лелеять___________________________________________________________                                      сеять_____________________________________________________________                                        любить___________________________________________________________                                                 строить___________________________________________________________                                                 каяться___________________________________________________________             Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №16.  Действительные причастия прошедшего времени.    

Замените глаголы, заключённые в скобки, причастиями прошедшего времени. Обозначьте в этих причастиях суффиксы. Выделите запятыми причастные обороты.

  1. С плоской возвыше(н,нн )ости пошла дорога под изволок и вот наконец  открылось (перед) нами (лежать) на низме(н,нн)ости богатое село Парашино с каме(н,нн)ой церковью и (не)большим прудом.
  2. После чаю мы отправились на ко(н,нн)ый двор (находится) на заднем дворе г..сподского двора (порасти) травой.
  3. Гордые животные р..скормле(н,нн)ые и (застояться)  ржали под..мались на дыбы и подн..мали на воздух обоих конюхов так что они в..сели у них на шеях крепко д..ржась правою рукою за узду.
  4. Когда мы прое..жали мимо хлебов по широк..м межам (зарасти) више(н,нн)иком с красноватыми ягодами и бобовником с зеленоватыми бобами то я упр..сил отца ост..новиться и своими руками нарвал целую горсть диких вишен мелких и ж..стких.
  5. По обеим сторонам Ика (протекать)  до сих пор ш..рокой и открытой долин..  подступали горы как буд(то)  готовые пр..нять реку в своё вл..денье.

Задание № 17. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.

Лингвистическая разминка. Объяснительный диктант.

Н или НН .

Соломе….ое чучело, безветре….ая погода, ути….ая стая, песча….ый пляж, деревя….ая мебель, нефтя….ая скважина, ветре….ый день, стекля….ая посуда, пусты….ая местность, оси….ая талия, порцио….ое блюдо, обма….ые слова.

Задание № 18.

Ответьте на вопросы:                                                                                                                              Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени и в чём разница? ________________________________           __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на –ать (-ять)? ___________________                 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на  -ить-?________________________          ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованных с помощью суффикса –т-. __________________________________________________________________            ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Задание № 19

Запишите слова в четыре столбика:

  1. Прилагательные с суффиксом –Н-;
  2. Прилагательные с другими суффиксами, содержащими –Н-;
  3. Прилагательные с суффиксами, содержащими –НН-;
  4. Страдательные причастия прошедшего времени;                                                        

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.

Задание № 20

Проверочный тест.

  1. Укажите действительные причастия настоящего времени:                                                                                      а) сломленный;                          б) видимый;                                                                                                                   в) зависящий;                              г) мгновенный;

  1. Укажите действительное причастие прошедшего времени:                                                                     а) купленный;                              б) всевидящий;                                                                   в) растворимый;                          г) расколовшийся;

  1. Укажите страдательные причастия настоящего времени:                                                а) испуганный;                            б) решаемый;                                                                                в) медленный;                             г) составленный;
  2. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:                                                             а) вымытый;                                б) нависавший;                                                                                    в) стремительный;                     г) сажающий;    

 

  1. Укажите отглагольное прилагательное:                                                                  а) распоротый;                           б) колотый;                                                                                  в) тративший;                              г) летящий;

  1. Отметьте слова, в которых пишется -Н- :                                                                                                                                                     а) реше….ый;                               б) нехоже….ый;                                                                              в) купле….ый;                               г) ветре….ый;

7.  Отметьте слова, в которых пишется -НН- :                                                                           а) построе….ый;                           б) оловя….ый;                                                                     в) белё….ый известью;               г) закопчё….ый;                                                              

Задание № 21.  Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастий.

От глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Составьте два предложения.

Засеять___________________________________________________________                    потерять_________________________________________________________                             развешать_________________________________________________________                                                             нахмурить_________________________________________________________                     развеять__________________________________________________________                                приглушить________________________________________________________                                      связать___________________________________________________________              обтесать__________________________________________________________              прищурить________________________________________________________                    сморщить_________________________________________________________                                                  сгорбить__________________________________________________________

Задание № 22.

Замени словосочетания слов словами на -ованный, Составь 2-3 распространённых предложения с однородными членами.

Образец: 

Улица, покрытая асфальтом – асфальтированная улица. 

Журнал, содержащий иллюстрации

Рабочий, имеющий квалификацию

вода, насыщенная газами

школьник, получивший  премию            

дорога, покрытая бетоном

Образец: Ребёнок, которого избаловали – избалованный ребёнок.                                                                            Компьютер, который отремонтировали

спортсмен, которого натренировали                                                                                мебель, которую полировали

 медведь, которого дрессировали

Задание № 23. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте.

Самостоятельная работа.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов и выделите суффикс.

Образец: Организуют – организуемый.

Читают_______________________ выполняют_________________________                                                                                разрешают____________________ разрешают_________________________                      сжигают______________________ колеблют___________________________                           уважают______________________ веют______________________________                                 сеют________________________ лелеют_____________________________                                               строят_______________________ видят______________________________                                            зависят______________________ клеят______________________________                         жалят_________________________ слышат____________________________

Образуйте действительные  причастия прошедшего времени от глаголов и выделите суффикс

Образец: обидел – обидевший.

Заблеял____________________ таял__________________________________                                  лелеял_______________________ сеял________________________________                                                                       каялся__________________________ надеялся_________________________                                                            приумножил______________________ клеил___________________________                                                                      жалил___________________________ состарился_______________________                           ненавидел_______________________  выздоровел______________________    

Образуйте от глаголов  действительные причастия настоящего  времени выделите суффиксы.

Образец: колышут – колышущийся.

Клокочут ______________________ грохочут______________________                        пышут________________________ бормочут______________________                веют__________________________сеют__________________________                              сыплют_______________________ мелют________________________

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.                          

Образец: увенчал – увенчанный

Подковал________________________  выломал________________________                          засеял___________________________ затеял__________________________   настоял__________________________ выменял________________________                                                увидел__________________________  обидел__________________________

Задание № 24. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Лингвистическая разминка.

Сделайте словообразовательный разбор, образуйте словообразовательный ряд.                                                                                                                                                   Непроснувшийся___________________________________________________               ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 25.

Объясните правописания НЕ с причастиями.

Не(?)годующий взгляд, не(?)навидящий тон.                                                                                             Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не(?)выраженный признак, не(?)решённая задача.                                                                  Вывод: ____________________________________________________________             ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Очень не(?)подготовленное выступление, весьма не(?)отработанная речь.                              Вывод: ____________________________________________________________                    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не(?)работающий, а сломанный телевизор. Не(?)прибранные, а сломанные вещи.                                                                                                                                                 Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Давно не(?)работающий телевизор. Не(?)прибранные вовремя вещи.                             Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реки ещё не(?)скованы  льдом.  Обед ещё не(?)приготовлен.                                          Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 26.  Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.    

Запиши слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам.

На ж..рдочке, береж..т, снеж..к, галчон..к, с меч..м, ш..рох, мяч..м, освещ..нный, стереж..т, зайчон..к, освеж..нный, суч..к, ч..рным, свеч..й, крыж..вник, еж..вый, стриж..т, рассеч..т, крюч..к, овраж..к, беж..вый, шапч..нка, испеч..т, реш..нный, товарищ..м, ситц..вый, рощ..й, кукуш..нок, холщ..вый, в горяч..м, груш..вый, песц..вый, лапш..й, лягуш..нок, закопч..нный, медвеж..нок, дорож..нька, дубоч..к, пересеч..т.

В корне слова

В суффиксах сущ.,и прил.

В окончаниях сущ., и прил.

В окончаниях глаг.

В суффиксах причастий.

             1

            2

            3

             4

            5

                     

Задание № 27.  Обобщение по теме причастие.

Контрольные вопросы и задания.

  1. Дайте определения причастия.___________________________________   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?______________________________________________________                     ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
  3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?                      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             

  1. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?_________________________________________________________     ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 28

Проверочный тест по вариантам.

1 вариант.

  1. Отметьте причастия, в которых пишутся суффикс  -АЩ-, -ЯЩ-:                                                                             а) тяжело дыш..щий;                        б) круж..щиеся листья;                                                                                                                     в) стел..щиеся травы;                        г) та..щий весной снег;

  1. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -УЩ-, -ЮЩ-:                                                       а) веру..щий человек;                       б) кол..щийся кустарник;                                                           в) кле..щий карандаш;                      г) мо..щиеся обои;

  1. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ИМ-;                                                                      а) листа..мый календарь;                б) слыш..мый издали;                                                                                                  в) стал невид..мым;                           г) отправля..мый по почте;

  1. Отметьте слова в которых пишется -НН-;                                                                            а) кваше….ая капуста;                       б) нагруже….ый вагон;                                                           в) сгущё….ое молоко;                        г) вяза….ые бабушкой носки;

  1. Отметьте слова в которых пишется -Н-;                                                                                                                                                  а) здание построе….о;                      б) женщина растеря….а;                                         в) волосы причёса….ы;                     г) материалы собра….ы;

  1. Отметьте слитное написание НЕ с причастиями:                                                              а) план (не)намечен;                         б) ещё (не)стираное бельё;                                                        в) (не)сделанная работа;                  г) (не)продуманные, а случайные                                

              слова;

  1. Отметьте словосочетания с определяемым словом – причастием:                                                                      а) выполненное задание;                б)сложенные аккуратно;                                           в) спасённый из огня;                        в) созревающие груши;

  1. Вставьте в предложения пропущенные буквы и знаки препинания:                                                            а) Ра..пустивш…ся  в..локна  ковыля при  ле..ком  дуновени..    ветерка колебл..т..ся  и  струят..ся  сле..ка  серебрист..й  зыбью.                                                  б) Эл..ктрический   ф..нар..к  подвеш..ый  на  суч..к  сосны  таинств..ым  светом  осв..щал  лица  мальчиков.                                                                                

Вариант 2.

  1. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -АЩ-, -ЯЩ-:                                                                   а) бор..щиеся за свои права;          б) ветер, гон..щий пыль;                                            в) плохо слыш..щий человек;         в) ма..щийся от безделья;  

                               

  1. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -УЩ-,-ЮЩ-:                                          а) терп..щий боль;                            б) люб..щий макароны;                                                                     в) бре..щийся юноша;                      в) ка..щийся грешник;

  1. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ИМ-:                                                                            а) реша..мая задача;                        б) колебл..мый ветром;                                                                                                   в) предвид..мый результат;           в) привлека..мый ароматом;

  1. Отметьте слова в которых пишется -НН-:                                                                             а) заброше….ая деревня;               б) тушё….ая картошка;                                                              в) потуше….ая свеча;                       г) краше….ая в яркий цвет;

  1. Отметьте слова в которых пишется -Н-:                                                                                                                                                                                      а) ошибка исправле….а;                  б) овощи посаже….ы;                                                                  в) девочка рассея….а;                      г) бумага скомка….а;

  1. Отметьте слитное написание НЕ с причастиями:                                                                                       а) (не)забываемые впечатления;                                                                                             б) пока (не)раскрытый секрет;                                                                           в)(не)сморщенное , а свежее яблоко;                                                                                  г) (не)доумевающий взгляд;

  1. Отметьте словосочетания с определяемым словом – причастием:                                                                                             а) выученные уроки;                    б) отремонтированная квартира;                                                                                          в) закрывающий дверь;               г) выбранный депутат;

  1. Вставьте в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.                    а) Ночами на реке  г..рит  много  бак..нов   предупр..жда..щих к..питанов  об  опас..ных  местах.                                                                                          

     б) Изн..могающ..м  от  жары  ч..новникам  пр..ходт..ся  находит..ся  в

     о….исе   в  к..стюмах  и  галстуках.