Математика. Фалахутдинова Раушания Нагимовна.
Раушания Нагимовна - учитель математики высшей квалификационной категории. В школе воспитательной колонии работает уже 25 лет. Главной своей задачей считает, помочь своим ученикам поверить в свои силы, способности и развивать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simetriya_vokrug_nas2.ppt | 2.51 МБ |
prodolzhenie_.odp | 1.95 МБ |
1.odt | 673.68 КБ |
2.odt | 2.17 МБ |
3.odt | 2.45 МБ |
4.odt | 23.16 КБ |
5.odt | 11.34 КБ |
izuchaem_pamyat_.ppt | 1.69 МБ |
vneurochnaya_deyatelnost.ppt | 1.72 МБ |
vn.doc | 39 КБ |
urok_algebry.falakhutdinova_r.n.docx | 78.26 КБ |
matematika.doc | 2.6 МБ |
urok_algebry.falahutdinova_r.n.docx | 78.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Знакомство с понятием «симметрия» и её видами; Изучение проявлений симметрии в окружающем нас мире; Осознание взаимодействия симметрии и асимметрии; Перспективы применения симметрии в различных сферах деятельности человека.
Что такое симметрия? Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано ? (Л.Н.Толстой) Что такое симметрия и из какого языка это слово произошло? Симметрия произошла из греческого слова, и в переводе с греческого языка на русский язык оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Сегодня рассмотрим симметрии часто встречающиеся вокруг нас. Это симметрии: осевая, зеркальная, поворотная, винтовая, горизонтальная и переносная.
Симметрия в живой природе. Зеркальная симметрия- характерная симметрия всех представителей животного мира. Эта симметрия у бабочки; симметрия левого и правого проявляется с математической строгостью. Для животных способных передвигаться в воде, воздухе или по земле, кроме направления силы тяжести, важным оказывается и направление движения животного. Такие животные имеют плоскость симметрии. Биологи эту плоскость называют билатеральной, а тип симметрии – зеркальным.
В расположении листьев на стеблях растений наблюдается винтовая симметрия. Располагаясь винтом по стеблю, листья как бы раскидываются в разные стороны и не заслоняют друг друга от света Винтовая симметрия П оворотная симметрия Горизонтальная симметрия, которую мы встречаем в природе, - отражение в зеркале воды. Возможность, в необычности такой симметрии и заключается ее завораживающая сила.
Говоря о природе, мне бы хотелось особенно остановиться на человеке, который является частью живого мира и ему также в большей или меньшей степени свойственна симметрия. Скульптуры, изображающие людей, часто более симметричны, чем оригиналы, как мраморный Давид с его совершенными пропорциями. В нашем же реальном мире правит асимметрия – руки, уши, глаза, ноги; левый вариант неизменно отличается от правого хотя бы на миллиметр. Но всё таки, идеалом человеческой красоты является симметрия, поэтому люди более симметричные, с меньшими отклонениями от симметрии, кажутся нам более красивыми.
Симметрия в неживой природе . Кто из нас зимой не любовался снежинками? Снежинки могут иметь разную величину и форму, но все они обладают общим свойством – зеркальной и поворотной симметрией. Это маленький кристалл замерзшей воды. На примерах каменной соли и кварцевого песка, мы можем рассмотреть удивительно правильные, симметричные формы кристаллов с плоскими гранями и прямыми рёбрами, созданными природой без вмешательства человека
Симметрия в искусстве (живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, музыке, танцах). Симметрию в живописи мы можем увидеть уже в наскальных рисунках первобытных людей. В древние века значительной частью искусства рисования – были иконы, при создании которых художники использовали свойства зеркальной симметрии. Глядя на них сегодня, поражаешься удивительной симметричностью в обликах святых, хотя иногда происходит интересная вещь – в асимметричных изображениях мы ощущаем симметрию, как норму, от которой художник уклоняется под влиянием внешних факторов. Молитва Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии перед Её иконой
Зеркально – симметричное раздвоение фигуры Христа позволило одновременно изображать два важнейших момента евхаристии: причащение вином, обозначавшим кровь Христа. Зеркальное раздвоение Христа было одним из излюбленных приёмов иконографии тайной вечери. Евхаристия. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043 – 1046гг.
На сегодняшний день, как я считаю, классическим примером симметрии в живописи, дошедшей до нас из глубины веков, остаются бордюры и орнаменты. Это переносная симметрия.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
пример простейшей переносной симметрии вдоль оси (текста песни). В танцах, использующих постоянно повторяющиеся фигуры и па, мы так же находим симметрию, смотрите на рисунок.
Литература тоже не обошла своим вниманием симметрию. Так примером симметрии в литературе могут служить палиндромы, это такие части текста, обратная и прямая последовательность букв которых совпадают. Например, «А роза упала на лапу Азора» (А. Фет), «Уж редко рукою окурок держу». Как частный случай палиндромов, мы знаем много слов в русском языке, являющихся перевёртышами: кок, топот, казак и многие другие. На использовании таких слов часто строятся загадки – ребусы.
- Симметрия в геометрии. Правильные многогранники.
В геометрии фигура может иметь один или несколько центров симметрии (осей). Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани-равные правильные многогранники и в каждой его вершине сходится одно и то же число ребер. Примерами правильных многогранников являются:
- Тетраэдр – четырёхгранник.
- Октаэдр – восьмигранник.
- Гексаэдр – шестигранник (куб).
- Икосаэдр – двадцатигранник.
- Додекаэдр - двенадцатигранник.
Правильные многогранники с древних времён привлекли к себе внимание учёных, архитекторов, художников.
Подробно описал свойства правильных многогранников древнегреческий учёный Платон. Поэтому их называют телами Платона. Правильным многогранникам посвящена 13 книга «Начал» Евклида. Платон считал, что атомы огня имеют форму тетраэдра, земли- гексаэдра, воздуха- октаэдра, воды- икосаэдра, вся вселенная – форму додекаэдра - геометрически симметричными в виде правильных многогранников.
Герои картины испанского живописца С.Дали в «Тайной вечере» сидят на фоне огромного додекаэдра.
С. Дали. Тайная вечеря.
Художник А. Дюдер в гравюре «Меланхолия» дал перспективное изображение додекаэдра.
Дюрер. Меланхолия. Фрагмент гравюры на меди. 1514г.
В эпоху возрождения меланхолический темперамент отождествляли с творческим началом. На гравюре Дюрера Меланхолия окружена атрибутами зодчества и геометрии, отчего математики любят считать этот шедевр графического искусства олицетворением творческого духа математика, а саму Меланхолию – представительницей математики в мире прекрасного.
Предварительный просмотр:
Список литературы.
1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Математика. ООО «Издательство АСТ», 2001.
2. Детская энциклопедия, 3-е издание, «Педагогика», М., 1973.
3. Л. Тарасов. Этот удивительно симметричный мир, «Просвещение», М., 1980.
4. Л.С.Атанасян и др. Геометрия для 10-11.Москва «Просвещение» 2007.
5. И.М.Смирнова и др. Геометрия для 10-11. Москва. «Мнемозина» 2008.
6. Интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» .
По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; По характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная; По времени сохранения материала: мгновенная память; кратковременная память; оперативная память; долговременная память; генетическая память. По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и др.
Задача учителя – формировать у учащихся определенные установки запоминания. При выполнении домашнего задания использовать картинки , рисунки, схемы, таблицы; проговорить ответы вслух; читать текст вслух. Таким образом будут развиваться все типы памяти, намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках. Очень важно, чтобы ребёнок не заучивал материал, а понимал его. Научить искать основные понятия в материале, которые помогут сориентироваться и быстро вспомнить весь материал.
Разминка на слух или со зрительной опорой или наглядной опорой, проверка результатов своего соседа, составление разминки самостоятельно по изученной теме или по новой теме, Заполнение пропусков, составление аналогичного задания, сделать вывод на основе полученных данных или с помощью символов, установление соответствий, числовой диктант на слух, найди ошибку, установление закономерностей, выполнение всех действий в уме и т.д.
Закончить предложение Молодая платформа…………… Молодые горы……………………. Старые горы………………………. Горы расположены в……………. Древний устойчивый участок земной коры……….
Обозначить цифрами на карте. Атлас Драконовы горы Капские горы Килиманджаро Эфиопские нагорье Восточно - Африканское нагорье
Найдите соответствие Производство: Алюминий Медь Цинк Чёрная металлургия полного цикла Никель Города: А) Норильск Б) Братск В) Красноуральск Г) Дальнегорск Д) Нижний Тагил
Записаны числа 9, 16, 25, 32, 64. Учащиеся в течение 40 секунд должны попытаться их запомнить. Затем числа закрываются, и учащимся предлагается ответить на вопросы, записав порядковый номер числа. Под каким номером стоит число, которое можно представить в виде степени как: Степень с показателем 4; Три в квадрате; Степень, в которой одно и тоже число умножается само на себя 5 раз; Куб некоторого числа или квадрат числа; Степени, в которой основание и показатель различны, и если их поменять местами, то число останется тем же; Степень с основанием 5. Ответ: 214523
Задания на выявление 1) умения воспроизводить математическое содержание по памяти; 2) умения решать типовые задачи самостоятельно, воспроизводя по памяти способ решения. 1. Запишите формулы, которые надо использовать при решении следующих задач: 1) Найдите сумму десяти членов арифметической прогрессии, если первый член равен 5, десятый член равен 50. 2) Найдите сумму двадцати членов арифметической прогрессии: -23, -20. 3) В арифметической прогрессии первый член равен 20, разность равна 5. найдите двадцатый её член. 4) В арифметической прогрессии четвёртый член равен 1,7 и шестой член равен 3,2. Найдите пятый член. 5) Какой номер имеет член арифметической прогрессии, равный -21, если первый член прогрессии равен 4, а разность равна 3. 1) Напишите формулу для нахождения двадцатого члена арифметической прогрессии. 2) известны шестой и седьмой члены арифметической прогрессии. Напишите формулу, с помощью которой можно найти разность.
Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе. МАТЕРИАЛ: 1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер. 2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
"Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут..." 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька "А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните 7-9 образов, упражнение выполнено успешно."
"За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами." 1. Украинец , 2. Экономика, 3. Каша, 4. Татуировка, 5. Нейтрон, 6. Любовь, 7. Ножницы, 8. Совесть, 9. Глина, 10. Словарь, 11. Масло, 12. Бумага, 13. Пирожное, 14. Логика, 15. Стандарт , 16. Глагол, 17. Прорыв, 18. Дезертир, 19. Свеча, 20. Вишня
Повторение Процедуры 3, но с числами. 1) 43 6. 72 11. 37 16. 6; 2) 57 7. 15 12. 18 17. 78; 3) 12 8. 44 13. 87 18. 61 4) 33 9. 96 14. 56 19. 83; 5) 81 10. 7 15. 47 20. 73 Процедура 5 Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены. Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды: 37 48 95 24 73 58 49 89 65 17 59 78 53 27 87 91 23 47 16 51 38 43 87 14 92 72 84 11 85 41 68 27 58 47 32 61 18 92 34 52 76 84 69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
Правила обращения с памятью: Заучивать с желанием знать и помнить. Ставь цель запомнить надолго. Пользуйся смысловыми опорами. Начинай повторять до того, как материал начал забываться. Заучивай и повторяй небольшими дозами. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд семь дней. После математики учи историю, после физики - литературу; память любит разнообразие. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции. "Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить"(Л.Н.Толстой) Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори. Изредка используй мнемотехнику.
Память зависит от различных личностных характеристик: возраста, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. содержание запоминаемого материала зависит от характерологических особенностей личности. Память человека представляет собой, с одной стороны, сложную деятельность, результат которой определяется такими факторами, как мотивация, формирование и удержание намерения, выбор адекватного плана и состава операций, необходимых для его осуществления. С другой стороны, эти факторы высшего или второго порядка в качестве своей необходимой предпосылки требуют сохранности функции следообразования в виде первичной биологической способности мозга к приему и фиксации текущих впечатлений.
Галеева Н.Л. «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования». М.: УЦ «Перспектива», 2012г. Лавриненко Т.А. «Задания развивающего характера по математике (внимание, память, воображение, мышление)». Саратов ОАО «Издательство» 2002г. Петрякова Э.Н. «Развиваем память и внимание». Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г. Сайт htt ://nsportal.ru. Сайт http // www . proshkolu . ru Сайт http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/05.aspx
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» по основным направлениям воспитания и социализации школьников: – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания; – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Виды внеурочной деятельности:
Основные направления :
Результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
Памятка для педагога:
Используемые источники
Предварительный просмотр:
«Вн-ур. д. неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности». (Слайд 1)
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана (Слайд 2)
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у школьников возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность ( встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). В процессе внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Таким образом, вн. Д. школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Слайд 2) Цели и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала.
Основными целями …………………………….(Слайд3)
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
При разработке собственной программы воспитания и социализации школьников образовательное учреждение, педагог может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса можно делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества.
Общие задачи………………(Слайд 4)
Время, отводимое на вн-ур. деят. , используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды вн-ур. д. : ………………..(Слайд 5)
В базисном учебном плане выделены основные направления вн-ур д. ………………………..(Слайд 6) :
Виды и направления тесно связаны между собой.
Все направления вн-ур.д. необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм вн-ур.д. школьников основывать на видах деятельности.
Результаты и эффекты…………………..( Слайд 7)
При организации вн-ур.д. школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этойдеятельности.
Результат-………………… эффект…………….
Воспитательные результаты вн-ур.д. распределяются по 3 уровням…………………………………………..(Слайд 8)
Каждому уровню результатов вн-ур.д. соответствует своя образовательная форма (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, и др) . 1 уровень –может быть достигнут относительно простыми формами, 2 уровень- более сложными, 3 уровень - самыми сложными формами вн-ур.д.й.
Право на выбор учащимися характера внеурочночной деятельности обеспечивается вариативностью типов образовантельных программ как важного принципа организации этой деятельности. При этом, формируя программное обеспечение внеурочной деятельности, нужно опираться на имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности. (Слайд9)
1.Комплексные образовательные программы. Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
2. Тематические образовательные программы. Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.). Могут иметь возрастную привязку.
4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
5.Возрастные образовательные программы. Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.
6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
Однако при разрабртке программы внеурочной деятельности надо учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности.
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа содержит:
· введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
· характеристику основных результатов, на которые ориентирована прграмма.
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видн, на достижение какого уровнярезультатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организациюнескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержаниидолжны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.
6. В программе указывается колическтво часов аудиторных и внеаудиторныз активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.
7. Программы могут реализовывать ся как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает прграммы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы ( объемом значительно превышающем 340 часов0 для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается
Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить………………………………. (Слайд 10)
Предварительный просмотр:
Алгебра 8 класс. УМК А. Г. Мордкович.
Модуль. Алгебраические действия с алгебраическими дробями.
Урок №4. Тема «Умножение и деление алгебраических дробей».
Учитель математики высшей квалификационной категории Фалахутдинова Раушания Нагимовна.
Тип урока: обще методологический
Цели:
Образовательные: знакомство с правилами (формулами) умножения и деления алгебраических дробей.
Развивающие: развитие умения выполнять действия с алгебраическими дробями; рассмотреть задания различного уровня сложности; проверить умение умножать и делить алгебраические дроби.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к процессу учения; учить слушать и уважать друг друга.
Технологическая карта.
Этапы урока | Цели для учителя | Цели для ученика | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Самостоятельная работа (д/з) |
Орг. Момент 5 мин | Создать условия для повторения изученного материала в 7 классе и предыдущего урока | Развивать умение умножать и делить и сокращать дроби. | Блиц опрос. 1) Правила действия с дробями; 2) сокращение дробей; 3) формулы сокращённого умножения | Ответы на вопросы учителя. Работа с учебником (за 7 класс), с опорными конспектами | Коммуникативные | |
Устный счёт. Действия над числовыми дробями 3 мин | Обеспечить материалом для устного счёта (плакаты с формулами, примеры на доске) | Учиться выполнять действия над дробями | Подготовить раздаточный материал (Приложение 1) | Умножение, деление и сокращение дробей | Познавательная | Учащиеся называют дроби, устно выполняют умножение или деление с дробями |
Изучение новой темы 15 мин | Формировать умения умножать и делить алгебраические дроби | Учиться умножать и делить, сокращать алгебраические дроби. | Подготовить раздаточный материал для учащихся (Приложение 2) | Составление опорного конспекта Работа у доски. № 5.7-5.11 (а, б) | Познавательная Регулятивные | Решение примеров по образцу. УМК № 5.7-5.11 (в, г) |
Закрепление 13 мин | Показать решение более сложных примеров ( формулы сокращённого умножения, вынесение общего множителя за скобки) | Проверить уровень усвоения знаний. Работа у доски. | Подготовить задания для контроля | Решение заданий у доски УМК № 5.18-5.19. | Познавательные, регулятивные | Решение заданий по технологии ИСУД. Установи соответствие и прочитай слово (Приложение 3) |
Рефлексия 4 мин | Учить самооценке и самоконтролю | Оценить свою деятельность на уроке | Подготовить вопросы:
|
Ответы на вопросы учителя | Регулятивные Коммуникативные | Объяснение домашнего задания. Вычислить:
|
Формулы умножения и деления дробей:
Формулы сокращённого умножения
- (a + b)2=(a + b) (a + b)
- (a - b)2=(a - b) (a - b)
- a 2– b2= (a - b) (a + b)
Приложение 2
Правила:
- Чтобы умножить одну алгебраическую дробь на другую, надо: перемножить их числители и результат записать в числитель, перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель.
- Чтобы разделить две дроби, надо первую дробь умножить на «перевернутую» вторую.
- Перед умножением и делением алгебраических дробей, зачастую выгодно разложить их числители и знаменатели на множители — это облегчает сокращение алгебраической дроби, которая получается в результате умножения или деления.
Приложение 3
Установи соответствие и прочитай полученное слово.
№ 1. Выполните умножение
1) = О)
2) Е)
3) Д)
4) Ц)
5) М)
6) Л)
7) О)
№ 2. Выполните деление
1) = | Ь) abc |
2) | O) |
3) | Д) 1 |
4) | Б) |
5) | Р) |
№ 3. Возведите в степень
1) н)
2) с)
3) т)
4) е)
5) ь)
6) е)
7) п)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Алгебра 8 класс. УМК А. Г. Мордкович.
Модуль. Алгебраические действия с алгебраическими дробями.
Урок №4. Тема «Умножение и деление алгебраических дробей».
Учитель математики высшей квалификационной категории Фалахутдинова Раушания Нагимовна.
Тип урока: обще методологический
Цели:
Образовательные: знакомство с правилами (формулами) умножения и деления алгебраических дробей.
Развивающие: развитие умения выполнять действия с алгебраическими дробями; рассмотреть задания различного уровня сложности; проверить умение умножать и делить алгебраические дроби.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к процессу учения; учить слушать и уважать друг друга.
Технологическая карта.
Этапы урока | Цели для учителя | Цели для ученика | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Самостоятельная работа (д/з) |
Орг. Момент 5 мин | Создать условия для повторения изученного материала в 7 классе и предыдущего урока | Развивать умение умножать и делить и сокращать дроби. | Блиц опрос. 1) Правила действия с дробями; 2) сокращение дробей; 3) формулы сокращённого умножения | Ответы на вопросы учителя. Работа с учебником (за 7 класс), с опорными конспектами | Коммуникативные | |
Устный счёт. Действия над числовыми дробями 3 мин | Обеспечить материалом для устного счёта (плакаты с формулами, примеры на доске) | Учиться выполнять действия над дробями | Подготовить раздаточный материал (Приложение 1) | Умножение, деление и сокращение дробей | Познавательная | Учащиеся называют дроби, устно выполняют умножение или деление с дробями |
Изучение новой темы 15 мин | Формировать умения умножать и делить алгебраические дроби | Учиться умножать и делить, сокращать алгебраические дроби. | Подготовить раздаточный материал для учащихся (Приложение 2) | Составление опорного конспекта Работа у доски. № 5.7-5.11 (а, б) | Познавательная Регулятивные | Решение примеров по образцу. УМК № 5.7-5.11 (в, г) |
Закрепление 13 мин | Показать решение более сложных примеров ( формулы сокращённого умножения, вынесение общего множителя за скобки) | Проверить уровень усвоения знаний. Работа у доски. | Подготовить задания для контроля | Решение заданий у доски УМК № 5.18-5.19. | Познавательные, регулятивные | Решение заданий по технологии ИСУД. Установи соответствие и прочитай слово (Приложение 3) |
Рефлексия 4 мин | Учить самооценке и самоконтролю | Оценить свою деятельность на уроке | Подготовить вопросы:
|
Ответы на вопросы учителя | Регулятивные Коммуникативные | Объяснение домашнего задания. Вычислить:
|
Приложение 1
Формулы умножения и деления дробей:
Формулы сокращённого умножения
- (a + b)2=(a + b) (a + b)
- (a - b)2=(a - b) (a - b)
- a 2– b2= (a - b) (a + b)
Приложение 2
Правила:
- Чтобы умножить одну алгебраическую дробь на другую, надо: перемножить их числители и результат записать в числитель, перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель.
- Чтобы разделить две дроби, надо первую дробь умножить на «перевернутую» вторую.
- Перед умножением и делением алгебраических дробей, зачастую выгодно разложить их числители и знаменатели на множители — это облегчает сокращение алгебраической дроби, которая получается в результате умножения или деления.
Приложение 3
Установи соответствие и прочитай полученное слово.
№ 1. Выполните умножение
1) = О)
2) Е)
3) Д)
4) Ц)
5) М)
6) Л)
7) О)
№ 2. Выполните деление
1) = | Ь) abc |
2) | O) |
3) | Д) 1 |
4) | Б) |
5) | Р) |
№ 3. Возведите в степень
1) н)
2) с)
3) т)
4) е)
5) ь)
6) е)
7) п)