Информатика и ИКТ. Кольтихасанова Диана Ревхатовна.

Конькова Лариса Юрьевна

Диана Ревхатовна учитель первой квалификационной категории.Главной задачей в своей профессиональной деятельности считает повышение информационной культуры воспитанников. Помогает им из "новичков" превратиться в активных пользователей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целеполагание урока Выполнила: учитель информатики Кольтихасанова Д.Р. г.Кировград, 2013г

Слайд 2

Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда М. Твен Цель – это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам процесс.

Слайд 3

Ранее постановка целей урока определялась исходя из структуры образовательного процесса Цели обучения (не образования) Цели воспитания Цели развития

Слайд 4

Подход к определению целей изменился! Цели урока должны вводиться из заданных в ПРИЛОЖЕНИИ к СТАНДАРТУ планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Слайд 5

Выделяют три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей: Цели-ориентиры: в СТАНДАРТЕ эти цели заданны в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу: эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится» Цели, касающиеся изучения более сложного материала , чем тот, что задан системой опорных знаний и умений : в примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться»

Слайд 6

Цели-ориентиры Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренчес-ких установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. Достижение этих целей – это дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана конкретного урока не обязательно!

Слайд 7

Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу См. раздел «Планируемые результаты начального общего образования» ! Планируемые результаты включают в себя умения («Ученик научится»), но не знания. В идеале это должны быть компетенции. Каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. Умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. Формирование и развитие УУД также должно включаться в цели урока.

Слайд 8

Цели, касающиеся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода

Слайд 9

ВЫВОД Цели урока должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. Предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватывать все планируемые результаты.

Слайд 10

Планируемые достижения – это перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Планируемые достижения Планируемые результаты ≈

Слайд 11

Пример традиционных вариантов обозначения целей урока Тема: «ГРИБЫ – особое царство природы» 2 класс Цели урока: Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их. Совершенствовать умения применять знания на практике. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Слайд 12

Пример скорректированных целей урока, отражающих заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. Тема: «ГРИБЫ – особое царство природы» Цели урока: Учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе на примере формирования представления о грибах как особом царстве природы Учить проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Слайд 13

Планируемые достижения: Предметные: Знания: представления о строении гриба (термины: грибница, грибные споры, плодовое тело), видов грибов, грибах съедобных и несъедобных. Умения : отличать съедобные грибы от несъедобных, определять и называть части гриба, характеризовать место грибов среди других царств природы. Метапредметные (УУД): Отображать на схеме место грибов в царстве живой природы – действия «классификация» и «моделирование» Самостоятельный поиск информации



Предварительный просмотр:

        

Учитель первой квалификационной категории Кольтихасанова Диана Ревхатовна.

Класс 9.

Предмет: информатика и  ИКТ

Тема урока: Моделирование в среде текстового процессора MS Word (табличные модели).

Тип урока: Урок изложения нового материала

Приемы для формирования общеучебных умений и навыков: фронтальная беседа, самостоятельная индивидуальная работа, самоконтроль, групповая деятельность.

Цель урока:

  • познакомиться с типами таблиц, их отличительными чертами и правилами построения,
  • создать таблицу, опираясь на основные навыки работы в среде текстового процессора MS Word,
  • для учащихся с базовым уровнем знаний пробудить интерес к процессу моделирования путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями,
  • для учащихся с достаточным и оптимальным уровнем знаний развить устойчивый интерес к процессу моделирования, через решение логических задач в MS Word.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ПК, набор карточек с заданием, учебник для 9 класса  И.Г. Семакина, презентация.

Ход урока.

Этап урока

Цели для учителя

Цели для учащихся

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Формирование у учащихся навыка научной организации труда

Организация рабочего места

Учитель проверяет готовность класса к уроку.
Настраивает класс на продуктивную деятельность

Готовятся к работе: организуют рабочее место.

Регулятивные УУД (универсальные учебные действия) на основе умения организовать рабочее место, организационные

Подготовка к предстоящей работе на уроке

Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.

Повторить пройденный материал

Фронтальное обсуждение материала, изученного на прошлом уроке.

Сегодня мы с вами продолжаем тему предыдущего урока. Вопрос: назовите тему предыдущего урока?

Мы с вами говорили о том, что таблица это ещё одна форма представления информации, а также перечислили преимущества данной формы.

Вопрос: перечислите преимущества табличной формы представления информации, опираясь на конкретные примеры

Отвечают на вопросы, воспроизводя изученный материал прошлого урока, устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Ученики называют тему предыдущего урока.

Учащиеся называют преимущества табличной формы представления информации, демонстрируя их на конкретных примерах.

Познавательные УУД

Изложение нового материала

Предоставить учащимся информацию по теме «Табличные модели», создать условия для усвоения нового материала ч\з смысловое чтение (работа с учебником)

Познакомиться с ключевыми понятиями темы,

самостоятельно изучить материал учебника, отобрать нужный материал, привести примеры, научиться работать в команде

Итак, таблица – это универсальное средство представления информации.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объекта, об объектах одного класса или разных классов,  об отдельных объектах или

группах объектов.

Т.о. мы с вами столкнулись с такими важными понятиями как «объект», «класс объектов», «свойства объектов», не зная которые нельзя построить таблицу. Раскроем их.

Предлагает ученикам записать ключевые понятия в тетрадь.

Предлагает в качестве примера  у объекта «сон» выделить основные свойства.

Множество всех таблиц можно разделить на несколько типов, каждый из которых обладает своими отличительными чертами и правилами построения. Для того, чтобы познакомиться с типами таблиц я вам предлагаю разделиться на 3 группы, каждой из которых предстоит познакомиться с одним из типов таблиц.

Учитель раздает задание для каждой группы:

Назвать отличительные черты таблицы заданного типа с опорой на примеры.

1 гр.: таблицы типа «объект-свойство» с. 44-45

2 гр.: таблицы типа «объект- объект» с.45-46

3 гр.: таблицы типа «двоичные матрицы» с. 46-47.

Оказывается,  что с помощью таблиц можно находить решение логических задач, которые все чаще встречаются в предметных олимпиадах. Такая форма решения задач  является наиболее простой и наглядной.

Рассмотрим следующую логическую задачу:

«В школе учатся 4 талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей, Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. О них известно следующее:

1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.

2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.

3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.

4. Иван не знаком с Алексеем, т.к.  они учатся в разных классах и в разные смены.

Кто чем увлекается?»

Учащиеся записывают в тетрадь понятия

Объект – это, то о чем идет речь

Класс объектов – это множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.
Например, домашние животные, сны.

Свойства объектов – это, характеристики, признаки объекта.

Предлагают характеристики сна.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником в группах.

По окончании выделенного времени учителем на выполнение задания каждая группа отсчитывается о проделанной работе с опорой на презентацию на доске, а др . группы конспектируют.

 

Учащиеся совместно с учителем решают задачу, заполняя совместно построенную таблицу решений.

футб

баск

Легк.

хокк

Иван

+

-

-

-

Петр

-

-

+

-

Алексей

-

-

-

+

Андрей

-

+

-

-

Познавательные ИУД на основе умения извлекать необходимую информацию из текста учебника Коммуникатив-ные УУД на основе сотрудничества совершенствуют владение диалогической формой речи

Практическая работа

Организует закрепление учебного материала

первичное применение технологии решения задач на составление табличных моделей

Предлагает решить логическую задачу посредством таблицы, указать тип таблицы.

Учащимся с базовым уровнем знаний предлагается карточка 1, учащимся с достаточным и оптимальным уровнем знаний карточка 2.

Учащиеся выполняют предложенные задания по карточкам, соответствующим их уровню знаний

Регулятивные УУД через усвоение стандартных технологий решения, познавательные УУД на основе понимания сущности решения задач за компьютером в среде текстового процессора, коммуникативные – общение с учителем на основе умения задавать «умные вопросы»

Познавательные УУД – формирование прочных  знаний и умений структурировать текст, составлять табличную модель

Рефлексия

Формирование навыков самооценки и самоконтроля

Научиться оценивать свою работу на уроке

Выдает карточки для рефлексии и предлагает учащимся заполнить их и сделать вывод (для себя) о проделанной работе на уроке

Заполняют карточку и выводят общую отметку за урок.

 Личностные УУД на основе самооценки и самоанализа собственный учебных достижений, Регулятивные УУД


Приложение 1.

Решите логическую задачу с помощью таблицы.

Рекомендации: выделите группу объектов (подростки) и свойства объектов (увлечения). Определитесь с типом таблицы. Постройте таблицу, в ячейке наличие св-ва отметьте знаком «+», отсутствие – знаком «-».

В школе учатся 4 талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей, Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист.

О них известно следующее:

1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.

2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.

3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.

4. Иван не знаком с Алексеем, т.к.  они учатся в разных классах и в разные смены.

Кто чем увлекается?

Приложение 2.

Карточка – 1.

Решите логическую задачу. Оформите решение задачи в виде таблицы в текстовом процессоре MS Word. Определи тип таблицы.

Оля, Таня, Юля  и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две  девочки из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника.

Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

базовый уровень знаний

Приложение 3.

Карточка – 2.

Решите логическую задачу. Оформите решение задачи в виде таблицы в текстовом процессоре MS Word. Определи тип таблицы.

В школе учатся четыре талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвёртый подает надежды как художник.

О них известно следующее:

- Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец.
- Петров и музыкант вместе позировали художнику.
- Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым.
- Иванов не знаком с Сидоровым, так как они учатся в разных классах в разные смены.

Кто чем увлекается?

достаточный и оптимальный уровень знаний

Приложение 4.

Рефлексия

На уроке я узнал _________________________________________________________________________

            Научился__________________________________________________________________________

                    Смог __________________________________________________________________________

Форма работы

Работа в группе

Работа по карточкам

Итоговая отметка

отметка



Предварительный просмотр:

федеральное казенное  общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области»

Учитель первой квалификационной категории

Кольтихасанова Д.Р.

Раздел «Информационная картина мира»

Тема «Представление информации»

Карточка 1

Развивает: концентрацию и устойчивость внимания,  словестно-логическую память,  умение классифицировать, умение устанавливать причинно-следственные связи (для кинестетов и визуалов).

Заполните таблицу.

К какому виду относится, и в какой форме представляется информация из столбца «Пример»?

Пример

Вид информации

по способу восприятия

по форме представления

Задача по алгебре

Письмо

Картина

Опера

Радиопередача

Телевизионная передача

Схема движения автобуса

Таблица умножения

Бой часов, пение птиц

Карточка 2

Развивает: концентрацию и устойчивость внимания,  словестно-логическую и наглядно-образную память, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически рассуждать (для  визуалов).

Рассмотрите схему и  составьте краткий рассказ о классификации информации по форме и способу представления.

Карточка 3

Развивает: концентрацию и устойчивость внимания,  словестно-логическую и наглядно-образную память, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически рассуждать (для  визуалов и кинестетиков).

Дополните схему:

Карточка 4

Развивает: концентрацию и устойчивость внимания,  словестно-логическую и наглядно-образную память, смысловое чтение , умение устанавливать причинно-следственные связи (для кинестетов и визуалов).

1.

 Информация в учебнике по математике, в большинстве случаев, является......

Зрительной.

Графической.

Звуковой.

Знаковой.

Образной.

 

2.

С помощью какого органа человек получает наибольшее количество информации?

Зрение.

Вкус.

Слух.

Осязание.

Обоняние.

3.

  Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

числовая информация

графическая информация

звуковая информация

текстовая информация

4.

Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

числовая информация

графическая информация

звуковая информация

текстовая информация

5.

   Информация – это…

сведения об окружающем нас мире

то, что передают по телевизору в выпусках новостей

прогноз погоды

то, что печатают в газете

Карточка 5

Развивает: концентрацию и устойчивость внимания,  словестно-логическую память,  логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи,  (для аудиалов).

Графический диктант: если вы согласны с утверждением - поставьте знак  Ʌ , если не согласны – поставьте знак _.

  1. Может ли одна и та же информация быть представлена в разных формах.
  2. Тактильную информацию человек получает посредством специальных приборов.
  3. Аудиоинформация воспринимается посредством органов слуха.
  4. По способу восприятия информации человеком  различают зрительную, звуковую, обонятельную, тактильную
  5. Самую высокую информационную нагрузку несет канал обоняния
  6. Читая, книгу мы извлекаем из неё информацию
  7. Под информацией в бытовом смысле чаще всего понимают всевозможные сведения, сообщения, знания
  8. Текст учебника может служить примером числовой информации
  9. Фотографии, рисунки, картины являются примером зрительной формы представления информации