Крюкова Елена Михайловна

Конькова Лариса Юрьевна

Учитель биологии высшей квалификационной категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon intellektualnaya_igra.ppt668 КБ
Office presentation icon simvolika_rossii.ppt2.54 МБ
Microsoft Office document icon urok_biologii.kryukova_e.m.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Человек и окружающая среда» Разработала: учитель биологии ФКОУ В(С)ОШ№2 ГУФСИН России по Свердловской области Крюкова Е.М.

Слайд 2

Растения 100 200 300 400 500 600 700 800 В мире животных 100 200 300 400 500 600 700 800 Радиация в биосфере 100 200 300 400 500 600 700 800 Красная книга 100 200 300 400 500 600 700 800 Человек – часть природы 100 200 300 400 500 600 700 800 Особо охраняемые природные территории 100 200 300 400 500 600 700 800 Полна чудес могучая природа 100 200 300 400 500 600 700 800 Здоровье с грядки 100 200 300 400 500 600 700 800

Слайд 3

Растения - 100 Почему ночные цветы имеют светлую окраску? Ответ: чтобы видели насекомые-опылители назад

Слайд 4

Растения - 200 Какие растения никогда не цветут? Ответ: водоросли, мхи, хвощи, папоротники назад

Слайд 5

Растения - 300 Назовите хищные растения Ответ: росянка, жирянка, пузырчатка, венерина мухоловка и т.д назад

Слайд 6

Растения - 400 Название этого растения в переводе с китайского означает «человек-корень» Ответ: Женьшень назад

Слайд 7

Растения - 500 Почему на стволах деревьев в городских парках нет лишайников, а лесу они есть? Ответ: лишайники не выносят загрязненного воздуха назад

Слайд 8

Растения - 600 Это растение – выходец из Южной Америки. Индейцы называли его «крупная ягода», в Италии оно получило название «золотое яблоко». В России оно появилось при Екатерине 2 и долго считалось ядовитым Ответ: Томат назад

Слайд 9

Растения - 700 Самое высокое дерево Ответ: секвойя назад

Слайд 10

Растения - 800 По легенде эти цветы (белые, душистые, маленькие) появились из слез Любавы, когда ее разлюбил удалой купец Садко. Растение (невысокое), на котором расположены цветы- ядовито, занесено в Красную книгу. Ответ: Ландыш Назад

Слайд 11

В мире животных - 100 Крупные водные животные – акула, дельфин, пингвин – имеют поразительное внешнее сходство, хотя принадлежат к разным классам: рыбы, млекопитающие, птицы. Чем объяснить сходство? Ответ: сходным образом жизни назад

Слайд 12

В мире животных - 200 Зачем скворцы и галки «катаются» на коровах, лошадях, овцах? Ответ: таскают шерсть для гнезд, выклевывают насекомых назад

Слайд 13

В мире животных -300 Почему у хорька, зебры, жирафа, барсука и.т.д. такая яркая окраска? Ответ: На расстоянии яркие цвета не воспринимаются как единое целое, а смотрятся как отдельные пятна, контрастные полосы сливаются, помогают животным укрыться назад

Слайд 14

В мире животных - 400 Почему, если рыба срывается с крючка, клев становится хуже? Ответ: рыба выделяет в воду вещества, предупреждающие об опасности назад

Слайд 15

В мире животных - 500 Когда-то в 17 веке моряки, впервые побывавшие на берегах неведомой земли, рассказывали, что там обитают на редкость причудливые существа. Рост их порой достигает человеческого, они двуногие как птицы, передвигаются скачками, как лягушки, а голова у них как у оленя. О каких животных идет речь? Ответ: Кенгуру назад

Слайд 16

В мире животных - 600 Почему многие рыбы имеют особую окраску: верх темный, низ светлый? Ответ: рыбы не видны сверху, т.к. вода сверху смотрится темной, и не видны снизу, т.к. снизу вода смотрится светлой назад

Слайд 17

В мире животных - 700 Зачем страус прячет голову в песок? Ответ: чтобы избавиться от паразитов в горячем песке назад

Слайд 18

В мире животных - 800 Какая рыба способна жить и в сильно соленой и в абсолютно пресной воде? Ответ: Кефаль назад

Слайд 19

Радиация в биосфере - 100 Когда и где были произведены первые ядерные взрывы? Ответ: в 1945году в Хиросиме и Нагасаки, Япония назад

Слайд 20

Радиация в биосфере - 200 Что такое «ядерная зима»? Ответ: сильное глобальное похолодание, возможное в результате крупномасштабной ядерной катастрофы из-за большого количества дыма и пыли назад

Слайд 21

Радиация в биосфере - 300 О каком событии на Украине (26 апреля 1986 года) говорят данные цифры: заражению подверглась территория в радиусе 2 тысячи км., охвачено 20 государств, гибель 31 человека? Ответ: об аварии на Чернобыльской АЭС: назад

Слайд 22

Радиация в биосфере - 400 Назовите основные искусственные источники радиации Ответ: ядерные испытания, медицинские рентгеновские лучи, все циклы атомной энергетики. назад

Слайд 23

Радиация в биосфере - 500 В 1954 году вступила в действие первая в мире атомная электростанция. Какая ? Ответ: Обнинская в Калужской области назад

Слайд 24

Радиация в биосфере - 600 В какой стране мира почти вся электроэнергия производится на атомных электростанциях? Ответ: Франция назад

Слайд 25

Радиация в биосфере - 700 Что означает понятие «радиофобия»? Ответ: боязнь радиации назад

Слайд 26

Радиация в биосфере - 800 Какому ученому принадлежат слова: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить»? Ответ: Фредерик Жолио-Кюри назад

Слайд 27

Красная книга - 100 Самая «быстрая» птица Свердловской области. Ответ: Сапсан. назад

Слайд 28

Красная книга - 200 Назовите уже вымершие виды животных. Ответ: зебра-квагга, птица моа, странствующий голубь, морская корова и т.д. назад

Слайд 29

Красная книга - 300 Какая информация о видах записывается в Красную книгу? Ответ: примерная численность, причины ее сокращения, ареал распространения, предпринимаемые и необходимые меры охраны назад

Слайд 30

Красная книга - 400 Приведите примеры видов, которые сохранились только благодаря специально принятым мерам. Ответ: красный волк, лошадь Пржевальского, зубр и т.д назад

Слайд 31

Красная книга - 500 Расшифруйте аббревиатуру « Green Peace ». Что вы знаете об этой организации? Ответ: «Зелёный мир». Занимается решением экологических проблем: борется с истреблением представителей флоры и фауны, загрязнением атмосферы и т. д.

Слайд 32

Красная книга - 600 Какие растения и животные находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу Свердловской области? Ответ: Лён северный, флокс сибирский, астрагал, ушан, ёж обыкновенный, сапсан, беркут. назад

Слайд 33

Красная книга - 700 Блиц: По слайду узнать растение, занесенное в Красную книгу. назад

Слайд 34

Красная книга - 800 Угадать животное по описанию: «Крупные птицы, весят от двух с половиной до пяти килограммов. Они прекрасно летают, хорошо бегают, отлично плавают и ныряют. Они чутки и осторожны, а при необходимости отлично защищаются, нанося крыльями могучие удары. Прилетают к нам ранней весной, гнезда строят на берегу озера или на мокром лугу. Выводят по пять-десять птенцов и тщательно за ними следят. Эти птицы очень редки. Ответ: Серый гусь назад

Слайд 35

Человек – часть живой природы - 100 Почему нужно дышать через нос, а не через рот? Ответ: в носу есть слизь и волоски, задерживающие пыль из воздуха назад

Слайд 36

Человек – часть живой природы - 200 Продолжите фразу из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Встал утром, умылся,…» Ответ: «…приведи в порядок свою планету» назад

Слайд 37

Человек – часть живой природы - 300 Дайте определение термину «мелиорация». Ответ: Улучшение, восстановление, охрана земель, борьба с загрязнениями, природными стихиями.

Слайд 38

Человек – часть живой природы - 400 Признаки этой болезни - слабость, боли в теле, нарушение кроветворения, судороги и разрушение костного мозга, сбои в работе ЦНС. Вызвана она попаданием радиоактивных веществ в организм. Ответ: «Лучевая» болезнь. назад

Слайд 39

Человек – часть живой природы - 500 Эти звуки оказывают особое влияние на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха. Что это за звуки? Ответ: Инфразвуки назад

Слайд 40

Человек – часть живой природы - 600 Этот термин был предложен французским естествоиспытателем Э. Леруа в середине 20-х годов и означает процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние под воздействием человека. В буквальном переводе означает «сфера разума» Ответ: Ноосфера назад

Слайд 41

Человек – часть живой природы - 700 Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют «голубой кровью»? Ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей, в отличие от смуглых мавров, вены их выглядели голубыми. Так как мавры в Испании занимали низкую социальную ступень, а европейцы 0 высокую, то всех аристократов называли людьми с голубой кровью назад

Слайд 42

Человек – часть живой природы - 800 Древний мир – 25 лет Средние века – 30 лет Новое время – 30-40 лет Современность – 45-80 лет. О чем идет речь? Ответ: О средней продолжительности жизни людей назад

Слайд 43

Особо охраняемые природные территории - 100 Чем отличаются заповедники от заказников? Ответ: в заповеднике охраняется весь природный комплекс в целом, а в заказнике – один или несколько видов животных или растений назад

Слайд 44

Особо охраняемые природные территории - 200 Назовите виды охраняемых природных территорий, существующих в России. Ответ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, водоохранные леса, курортные, полезащитные леса назад

Слайд 45

Особо охраняемые природные территории - 300 . Назовите охраняемую природную территорию Свердловской области. Что там охраняется? Ответ: Висимский заповедник, Оленьи ручьи, Денежкин камень, река Чусовая. назад

Слайд 46

Особо охраняемые природные территории - 400 Назовите национальные парки России. С какой целью они созданы? Ответ: Припышминские боры, «Лосиный остров» (Москва), Сочинский национальный парк, «Башкирия». назад

Слайд 47

Особо охраняемые природные территории - 500 Когда была издана первая Красная книга? Ответ: В 1978 году.

Слайд 48

Особо охраняемые природные территории - 600 Где находится национальный парк, в котором собраны все животные, встречающиеся на данном материке? Ответ: В ЮАР назад

Слайд 49

Особо охраняемые природные территории - 700 В Канадском национальном парке Вуд-Баффало охраняют среди прочего крупное животное, которое сохранилось только в условиях охраны. Что это за животное? Ответ: назад

Слайд 50

Особо охраняемые природные территории - 800 Этот американский парк известен всем: и взрослым, и детям. Вот только природа там ненастоящая Ответ: Диснейленд назад

Слайд 51

Полна чудес могучая природа - 100 Какая птица летает со скоростью 160 км. в час? Ответ: Стриж назад

Слайд 52

Полна чудес могучая природа - 200 Фиалка, ноготки, одуванчики закрывают цветки, кувшинка уходит под воду, сильно благоухают кусты желтой акации. К чему бы это? Ответ: К ненастью назад

Слайд 53

Полна чудес могучая природа - 300 Из одного кубометра древесины этого хвойного дерева получают 18 кг скипидара, 65 кг смолы, 5 кг канифоли, 20 кг угля, 11 кг уксусной кислоты, 2,6 кг метилового спирта Ответ: Сосна назад

Слайд 54

Полна чудес могучая природа - 400 Какая связь между словами «нарцисс» и «наркотик». Ответ: Названия эти произошли от греческого «одурманивать», т.к. нарцисс имеет резкий запах, вызывающий головную боль назад

Слайд 55

Полна чудес могучая природа - 500 По легенде, именно эти птицы выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их необычными клювами и причислил к лику святых. Погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Ответ: Клесты назад

Слайд 56

Полна чудес могучая природа - 600 Птица, называемая питоуи, обитает в Новой Гвинее. Это единственная известная биологам ядовитая птица. А где содержится яд у этой птицы? Ответ: В перьях и коже назад

Слайд 57

Полна чудес могучая природа - 700 В США (Солт-Лейк-Сити) поставлен памятник чайкам, в Париже – голубям – участникам Первой мировой войны. За что люди поставили памятники птицам? Ответ: чайкам – за спасение города от нашествия саранчи, голубям – за передачу почты назад

Слайд 58

Полна чудес могучая природа - 800 Эта удивительная водоплавающая птица живет и строит гнезда на деревьях. Имеет очень яркое оперение, за что китайцы и японцы сделали эту птицу домашней. У нас в стране она живет на Дальнем Востоке Ответ: Утка-мандаринка назад

Слайд 59

Здоровье с грядки - 100 Почему в бане парятся березовым веником? Ответ: в листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы назад

Слайд 60

Здоровье с грядки - 200 Какую траву любят кошки, какие болезни лечат этой травой? Ответ: валериана, сердечные болезни назад

Слайд 61

Здоровье с грядки - 300 Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой Ответ: Земляника назад

Слайд 62

Здоровье с грядки - 400 Сок этого растения используют вместо иода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. Ответ: Чистотел назад

Слайд 63

Здоровье с грядки - 500 Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли Ответ: Репей назад

Слайд 64

Здоровье с грядки - 600 Масло этого растения используют для лечения незаживающих ран Ответ: Облепиха назад

Слайд 65

Здоровье с грядки - 700 Угадайте по слайду какое растение изображено? назад

Слайд 66

Здоровье с грядки - 800 Эта трава входит в состав зубной пасты. Из нее также изготавливают валидол Ответ: Мята назад


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учитель биологии высшей квалификационной категории Крюкова  Елена Михайловна

Тема урока: «Жизнь в палеозое».

Класс:  9

Тип урока: урок общеметодологической  направленности.

 Цель урока: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации  и  осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления, формирование у учащихся умений  реализации новых способов действия.

Задачи для учителя:

- продолжать формировать УУД  воспитанников;

- формировать умения у учащихся оценивать свою деятельность на уроке;

- формирование умений применять теоретические  знания в практической деятельности.

Задачи для учащихся:

- способность к осознанной учебной деятельности с ориентацией на положительный результат,

- отработка навыков и умений при работе  с разными источниками информации;

- отработка умений работать с предложенным алгоритмом, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

- расширение понятийной базы (работа с новой терминологией);

- самооценка своей деятельности на уроке и саморефлексия.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

                                                                                                       Технологическая    карта   урока  биологии.

Этапы  урока

Деятельность  учителя.

Деятельность  ученика.

Формирование  УУД.

Этап  мотивации (самоопределения) к коррекционной  деятельности.

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность,

- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности,

- установить тематические рамки и ориентировочную основу коррекционных  действий.

Подготовка  к учебной деятельности. Смыслообразование (умение осознавать значимость учения).

Личностные.

Этап актуализации и пробного учебного  действия.

Подготовка мышления  учащихся (активизация мыслительных  операций и познавательных процессов).

Организовать:  повторение пройденного материала и знаковую фиксацию способов действия.

мотивирование, самопроверку учащимися своих работ с фиксацией полученных результатов.

Выполнение предложенных заданий (Приложение: задания №1, №2, №3).

Познавательные, коммуни-кативные.

Этап локализации  

индивидуальных  затруднений.

Предложить учащимся алгоритм исправления допущенных ошибок.

Исправление допущенных ошибок, анализ своего решения. Выявление и фиксация способа действий, в которых допущены ошибки.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Направляет учащихся, выступает в роли «консультанта».

Формулируют цель своих будущих учебных действий, озвучивают тему урока, выбирают способ и средства для построения нового знания.

Регулятивные, коммуникативные.

Этап реализации построенного проекта.

Обеспечить учащихся необходимым  материалом для работы.

Выдвижение и обоснование гипотезы, использование предметных действий с таблицей, схемами и т.д.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по эталону.

Создание ситуации  успеха для каждого ребёнка.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

Возможность коррекции ошибок у учащихся, допустивших их и выявления причин.

Выполнение самостоятельной  работы (задание № 4- работа с геохронологической таблицей- см. Приложение), составление  плана текста параграфа (задание №5) по предложенной памятке;

 коррекция допущенных ошибок, преодоление ранее возникших  затруднений.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные.

Этап  включения в систему знаний и повторения.

Сформировать умение у учащихся применять новые знания в системе ранее изученных  знаний, довести до уровня автоматизированного  навыка, подготовка к изучению следующих тем раздела.

Выполнение предложенных заданий (устный опрос).

Регулятивные, коммуникативные.

Этап рефлексии  учебной  деятельности на уроке.

Организация рефлексии и саморефлексии  на уроке.

Заполнить лист самодиагностики, оценивают свою деятельность на уроке. Намечают цели дальнейшей своей деятельности.

Регулятивные, коммуникативные.

Приложение:

Задание№1:

Работа у доски.

Определите очерёдность следования эр друг за  другом, на протяжении которых рассматривалась история  Земли, расставив  цифры от самой древнейшей до эры  новой жизни.

Мезозой, архей, протерозой, кайнозой, палеозой.

Задание№2:

Запишите в тетради и подчеркните названия  живых организмов, существовавших в протерозое.

Животный  мир протерозоя.

- насекомые

- моллюски

- губки

- рыбы

- рептилии

- членистоногие.

Задание№3.

Назовите  крупнейшие  эволюционные события того времени.

Задание№4:

Работа с геохронологической  таблицей.

Назовите все периоды палеозойской эры. Сосчитайте сколько их.

Запишите в тетрадь.

Задание №5.

Работа с текстом учебника.

Составьте план  текста параграфа 17 с.81-82, используя памятку для составления плана. Время выполнения 10 минут. Обратите внимание на новые   термины. Включая их в план, подчеркните.

Памятка: «Составление плана по тексту параграфа».

1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Определите тему и основную мысль.

3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное отражено в плане, связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (изложить) текст.

6.Перепишите усовершенствованный вариант плана.

Лист самодиагностики:

Виды деятельности  ученика  на уроке.

Оценка /отметка вашей деятельности.

1.Работа у доски (задание№1).

2.Отвечал на вопросы (задание №3, работа с геохронологической таблицей).

3.Работа в тетради (задание №2).

4.Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке (что не получилось).

5.Охарактеризуйте ваше настроение на сегодняшнем уроке.